Профессиональное развитие
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Основные понятия: профессии, развитие, объект труда, субъект труда, профессионально-важные качества, профессиональная пригодность, трудограмма, психограмма.
Профессии – это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества. И обществу, и человеку профессия нужна для удовлетворения соответствующих потребностей.
Развитие — процесс изменения количественных и качественных свойств объекта или явления.
Мир профессий изменчив. Одни профессии возникают, другие упраздняются, третьи преобразуются. Каждая медицинская сестра может гордиться своей профессией. Конечно, меняются условия работы и ее принципы, меняются наименования специалистов. Но всегда будет существовать потребность в медицинском уходе, осуществляемом посредством человеческих контактов.
1. Профессиональный труд и его аспекты
Человек в своей жизни занимается разным трудом – от самообслуживания и исполнительского труда до труда творческого. Труд должен быть не только средством к существованию человека, но и способом самовыражения, самореализации, поиска и достижения смысла жизни.
Психолог А.К. Маркова обращает внимание на два ключевых аспекта труда:
• Объект труда (структура профессии, нормативные показатели операционально-технической структуры профессии). Это объективный, не зависящий от конкретного человека состав трудовой деятельности: предмет труда, действия и операции, средства, условия.
• Субъект труда (психограмма) – это те психологические характеристики, которые необходимы конкретному человеку для усвоения и эффективного выполнения труда. Сюда относят ряд профессионально-важных качеств: направленность личности, мотивы и цели включения человека в данную трудовую деятельность, потребности в творчестве в ходе труда, профессиональные притязания, удовлетворенность трудом, а также профессиональное самосознание, профессиональные способности, профессиональный тип мышления.
2. Классификация профессий
Можно выделить две группы оснований для классификации профессий: по характеру объекта труда и по характеру субъекта труда.
Классификация профессий по объекту труда наиболее полно разработана Е.А. Климовым. Он выделяет пять основных типов профессий:
• профессии типа «человек–человек» объединяют медицинских работников, учителей, психологов, полицейских, работников сферы обслуживания (продавцов, парикмахеров и т.д.) и др.;
• профессии типа «человек–природа» объединяют полеводов, животноводов, пчеловодов, ветеринаров, агрономов и т.д.;
• профессии типа «человек–техника» объединяют летчиков, инженеров, механиков, шоферов, машинистов, водителей, слесарей, швейников и т.д.
• профессии типа «человек – художественный образ» объединяют музыкантов, писателей, художников, артистов, реставраторов и т.д.
• профессии типа «человек–знаковая система» объединяют программистов, конструкторов, редакторов, лингвистов и т.д.
По характеру субъекта труда, т.е. по характеру требований к психофизиологическим особенностям человека можно выделить профессии, требующие абсолютной профпригодности (для них необходимы определенные природные данные), и профессии с относительной профпригодностью, где отсутствие необходимых качеств может компенсироваться мотивацией и опытом человека.
Профессиональная пригодность – это совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им при наличии специальных знаний, умений, навыков общественно приемлемой эффективности труда. Профпригодность, помимо способностей, включает мотивацию и удовлетворенность трудом.
Независимо от того, каким трудом занимается человек, ему необходимо постоянно поддерживать свою профпригодность: кроме того, что профессионал увереннее чувствует себя в жизни, его работа более востребована в социуме.
3. Модель специалиста
Человек по мере совершенствования своих трудовых навыков превращается из исполнителя в специалиста и профессионала. Развиваясь дальше, он может стать новатором в своей профессии, сделать профессиональные открытия, придумать новые методы работы. Внося свой вклад, профессионал обогащает профессию.
Одно из направлений психологии труда – разработка модели специалиста, которая должна отразить объем и структуру профессиональных и социально-психологических качеств, знаний и умений, в совокупности представляющих специалиста как члена общества.
Модель специалиста может включать:
• профессиограмму – описание норм и требований к деятельности специалиста;
• профессионально-должностные требования, которые содержат минимум профессиональных умений, которыми должен владеть специалист1;
• квалификационный профиль – сочетание видов профессиональной деятельности и степени их квалификации и оплаты.
Профессиограмма включает психограмму – описание человека труда и трудограмму – описание труда (приложения 1, 2).
Приложение 1 ПСИХОГРАММА
Характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специалиста:
1. Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции.
2. Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала.
3. Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик.
4. Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.
Характеристики операциональной сферы специалиста:
5. Психологические знания о труде, о профессии.
6. Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей).
7. Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость профессиональному росту.
8. Профессиональное мышление, возможность обогатить опыт профессии.
9. Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовывать планы своего профессионального роста.
10. Психологические противопоказания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано.
11. Линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.
Психологическая сторона труда может устанавливаться только с участием психолога.
_______________________
Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - С.28-30.
4. Модель труда медсестры
Сестринское дело как форма деятельности по объекту труда относится к профессиям группы «человек – человек», по условиям – работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей.
Традиционно сложившиеся в нашей стране представления о медсестре как о помощнике врача, низкий социальный и профессиональный статус средних медицинских работников, отсутствие научных принципов и подходов к системе их подготовки и использования, значительное выбывание из профессии ввиду отсутствия перспектив привели к возникновению множества ныне существующих проблем отечественного здравоохранения и послужили толчком к проведению реформ в сестринском деле2.
Приложение 2 ТРУДОГРАММА
1. Предназначение, миссия профессии, ее роль в обществе, направленность на человека.
2. Распространенность профессии (типичные для данной профессии учреждения).
3. Предмет труда в профессии – стороны окружающей действительности, на которые воздействует человек в ходе труда. Правильное видение предмета труда – первый важный шаг к профессионализму.
4. Профессиональные знания.
5. Деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, необходимые для успешного достижения результата.
6. Средства труда, которые специалист использует для воздействия на предмет труда.
7. Условия труда: режим труда и отдыха, санитарно-гигиенические условия, интенсивность, нагрузки, рабочее место.
8. Организация и кооперация труда: формы индивидуальной, совместной, групповой деятельности; виды профессионального общения; нормы выполнения; субординация.
9. Результат (продукт) труда – это изменения, которые человек привносит в предмет труда; критерии оценки результатов.
10. Возможные уровни профессионализма
и квалификационные разряды в профессии, категории и их оплата.
11. Права представителя профессии: психологическая и социальная безопасность, наличие благоприятного микроклимата, социальные гарантии, размеры оплаты труда и отпуска, охрана труда, возможность повышения квалификации и переподготовки, формы служебного продвижения и поощрения.
12. Обязанности представителя профессии: компетентность, знание этических норм, соблюдение профессиональной и служебной тайны, ведение документации, ограничения, должностные обязанности.
13. Позитивное влияние профессии: возможность самоактуализации.
14. Негативные стороны профессии: возможные материальные и моральные потери, наличие стрессов, ограничение времени, профессиональные вредности, профессиональная деформация личности и другие психологические вредности; отсутствие профессионального роста, взыскания.
_____________________________
Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - С.26-28.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет четыре функции сестры:
1. Обеспечение помощи пациентам и руководство ею. Это означает содействие, профилактику, лечение, реабилитацию или поддержку отдельных лиц, семей и групп людей.
2. Обучение пациентов, клиентов и персонала медико-санитарной помощи3. Эта функция включает обеспечение информацией для поддержания здоровья, санитарное просвещение, оценку результатов просветительных программ, оказание помощи медсестрам и другому персоналу в приобретении новых знаний и навыков.
3. Деятельность в качестве члена бригады медико-санитарной помощи. Эта функция подразумевает эффективное сотрудничество с другими людьми при планировании, организации, управлении и оценке сестринских служб как составной части общей службы здравоохранения.
4. Развитие практики сестринского дела через критическое мышление и научные разработки. Это означает разработку новых методов работы, определение сферы исследований, участие в таких исследованиях и использование принятых и соответствующих культурных, этических и профессиональных стандартов при проведении научных исследований в сестринском деле.
На основе перечисленных функций можно определить следующие профессиональные роли медсестры: сестра-практик, сестра – менеджер; сестра – преподаватель; сестра – член междисциплинарной команды; сестра – научный работник.
Где бы сестра ни работала, ее труд можно описать через совокупность трех сторон: профессиональная деятельность, профессиональное общение, профессиональная личность4.
Профессиональная деятельность включает в себя профессиональную активность сестры, направленную в конечном счете на достижение пациентом оптимального уровня жизнедеятельности. Согласно современным теоретическим представлениям, основой структуры профессиональной деятельности сестры по организации ухода за пациентом является сестринский процесс, включающий 5 этапов: субъективное и объективное обследование индивида, семьи, группы; диагностика существующих или потенциальных проблем пациента; постановка целей и планирование сестринского вмешательства; осуществление сестринского вмешательства; оценка результата.
Сестринский процесс имеет универсальную стратегию осуществления, поэтому его можно применить и в других сферах деятельности сестры (управленческая, педагогическая, исследовательская). В таком случае профессиональную деятельность сестры можно рассматривать как последовательность этапов:
1. Анализ проблемной ситуации (управленческой, педагогической, исследовательской, связанной с уходом и т.д.).
2. Формулирование существующей или потенциальной проблемы.
3. Постановка целей и планирование деятельности.
4. Осуществление плана.
5. Оценка результата.
Профессиональным общением сестры мы называем умение устанавливать и поддерживать контакты между медсестрой и субъектами общения, порождаемый потребностями в совместной деятельности, и включающий в себя передачу информации, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнерами друг друга.
Согласно подходу О.П. Елисеева, структуру профессиональной личности медсестры следует рассматривать комплексно. Основные макрохарактеристики человека как личности представляют собою его психологические статусы, воплощаемые через самосознание и сознание человека. Это статус индивида, продуктом и условием развития которого является темперамент; статус индивидуальности, развивающийся через характер; статус субъекта, рождающий и порождаемый мотивацией; статус объекта, продуктом и условием развития которого являются организаторские и коммуникативные способности.
Труд медсестры – эту сложнейшую психологическую реальность – можно представить в виде трехмерного пространства, созданного направляющими: личность – деятельность – общение, объединенными единой задачей – достижение пациентом оптимального уровня жизнедеятельности (рис. 1).