Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Профессиональное развитие

  • 👀 784 просмотра
  • 📌 740 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Профессиональное развитие» doc
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Основные понятия: профессии, развитие, объект труда, субъект труда, профессионально-важные качества, профессиональная пригодность, трудограмма, психограмма. Профессии – это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества. И обществу, и человеку профессия нужна для удовлетворения соответствующих потребностей. Развитие — процесс изменения количественных и качественных свойств объекта или явления. Мир профессий изменчив. Одни профессии возникают, другие упраздняются, третьи преобразуются. Каждая медицинская сестра может гордиться своей профессией. Конечно, меняются условия работы и ее принципы, меняются наименования специалистов. Но всегда будет существовать потребность в медицинском уходе, осуществляемом посредством человеческих контактов. 1. Профессиональный труд и его аспекты Человек в своей жизни занимается разным трудом – от самообслуживания и исполнительского труда до труда творческого. Труд должен быть не только средством к существованию человека, но и способом самовыражения, самореализации, поиска и достижения смысла жизни. Психолог А.К. Маркова обращает внимание на два ключевых аспекта труда: • Объект труда (структура профессии, нормативные показатели операционально-технической структуры профессии). Это объективный, не зависящий от конкретного человека состав трудовой деятельности: предмет труда, действия и операции, средства, условия. • Субъект труда (психограмма) – это те психологические характеристики, которые необходимы конкретному человеку для усвоения и эффективного выполнения труда. Сюда относят ряд профессионально-важных качеств: направленность личности, мотивы и цели включения человека в данную трудовую деятельность, потребности в творчестве в ходе труда, профессиональные притязания, удовлетворенность трудом, а также профессиональное самосознание, профессиональные способности, профессиональный тип мышления. 2. Классификация профессий Можно выделить две группы оснований для классификации профессий: по характеру объекта труда и по характеру субъекта труда. Классификация профессий по объекту труда наиболее полно разработана Е.А. Климовым. Он выделяет пять основных типов профессий: • профессии типа «человек–человек» объединяют медицинских работников, учителей, психологов, полицейских, работников сферы обслуживания (продавцов, парикмахеров и т.д.) и др.; • профессии типа «человек–природа» объединяют полеводов, животноводов, пчеловодов, ветеринаров, агрономов и т.д.; • профессии типа «человек–техника» объединяют летчиков, инженеров, механиков, шоферов, машинистов, водителей, слесарей, швейников и т.д. • профессии типа «человек – художественный образ» объединяют музыкантов, писателей, художников, артистов, реставраторов и т.д. • профессии типа «человек–знаковая система» объединяют программистов, конструкторов, редакторов, лингвистов и т.д. По характеру субъекта труда, т.е. по характеру требований к психофизиологическим особенностям человека можно выделить профессии, требующие абсолютной профпригодности (для них необходимы определенные природные данные), и профессии с относительной профпригодностью, где отсутствие необходимых качеств может компенсироваться мотивацией и опытом человека. Профессиональная пригодность – это совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им при наличии специальных знаний, умений, навыков общественно приемлемой эффективности труда. Профпригодность, помимо способностей, включает мотивацию и удовлетворенность трудом. Независимо от того, каким трудом занимается человек, ему необходимо постоянно поддерживать свою профпригодность: кроме того, что профессионал увереннее чувствует себя в жизни, его работа более востребована в социуме. 3. Модель специалиста Человек по мере совершенствования своих трудовых навыков превращается из исполнителя в специалиста и профессионала. Развиваясь дальше, он может стать новатором в своей профессии, сделать профессиональные открытия, придумать новые методы работы. Внося свой вклад, профессионал обогащает профессию. Одно из направлений психологии труда – разработка модели специалиста, которая должна отразить объем и структуру профессиональных и социально-психологических качеств, знаний и умений, в совокупности представляющих специалиста как члена общества. Модель специалиста может включать: • профессиограмму – описание норм и требований к деятельности специалиста; • профессионально-должностные требования, которые содержат минимум профессиональных умений, которыми должен владеть специалист1; • квалификационный профиль – сочетание видов профессиональной деятельности и степени их квалификации и оплаты. Профессиограмма включает психограмму – описание человека труда и трудограмму – описание труда (приложения 1, 2). Приложение 1 ПСИХОГРАММА Характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специалиста: 1. Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции. 2. Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала. 3. Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик. 4. Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом. Характеристики операциональной сферы специалиста: 5. Психологические знания о труде, о профессии. 6. Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей). 7. Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость профессиональному росту. 8. Профессиональное мышление, возможность обогатить опыт профессии. 9. Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовывать планы своего профессионального роста. 10. Психологические противопоказания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано. 11. Линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации. Психологическая сторона труда может устанавливаться только с участием психолога. _______________________ Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - С.28-30. 4. Модель труда медсестры Сестринское дело как форма деятельности по объекту труда относится к профессиям группы «человек – человек», по условиям – работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей. Традиционно сложившиеся в нашей стране представления о медсестре как о помощнике врача, низкий социальный и профессиональный статус средних медицинских работников, отсутствие научных принципов и подходов к системе их подготовки и использования, значительное выбывание из профессии ввиду отсутствия перспектив привели к возникновению множества ныне существующих проблем отечественного здравоохранения и послужили толчком к проведению реформ в сестринском деле2. Приложение 2 ТРУДОГРАММА 1. Предназначение, миссия профессии, ее роль в обществе, направленность на человека. 2. Распространенность профессии (типичные для данной профессии учреждения). 3. Предмет труда в профессии – стороны окружающей действительности, на которые воздействует человек в ходе труда. Правильное видение предмета труда – первый важный шаг к профессионализму. 4. Профессиональные знания. 5. Деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, необходимые для успешного достижения результата. 6. Средства труда, которые специалист использует для воздействия на предмет труда. 7. Условия труда: режим труда и отдыха, санитарно-гигиени­ческие условия, интенсивность, нагрузки, рабочее место. 8. Организация и кооперация труда: формы индивидуальной, совместной, групповой деятельности; виды профессионального общения; нормы выполнения; субординация. 9. Результат (продукт) труда – это изменения, которые человек привносит в предмет труда; критерии оценки результатов. 10. Возможные уровни профессионализма и квалификационные разряды в профессии, категории и их оплата. 11. Права представителя профессии: психологическая и соци­альная безопасность, наличие благоприятного микроклимата, социальные гарантии, размеры оплаты труда и отпуска, охрана труда, возможность повышения квалификации и переподготовки, формы служебного продвижения и поощрения. 12. Обязанности представителя профессии: компетентность, знание этических норм, соблюдение профессиональной и служебной тайны, ведение документации, ограничения, должностные обязанности. 13. Позитивное влияние профессии: возможность самоактуализации. 14. Негативные стороны профессии: возможные материальные и моральные потери, наличие стрессов, ограничение вре­мени, профессиональные вредности, профессиональная деформация личности и другие психологические вредности; отсутствие профессионального роста, взыскания. _____________________________ Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - С.26-28. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет четыре функции сестры: 1. Обеспечение помощи пациентам и руководство ею. Это означает содействие, профилактику, лечение, реабилитацию или поддержку отдельных лиц, семей и групп людей. 2. Обучение пациентов, клиентов и персонала медико-санитарной помощи3. Эта функция включает обеспечение информацией для поддержания здоровья, санитарное просвещение, оценку результатов просветительных программ, оказание помощи медсестрам и другому персоналу в приобретении новых знаний и навыков. 3. Деятельность в качестве члена бригады медико-санитарной помощи. Эта функция подразумевает эффективное сотрудничество с другими людьми при планировании, организации, управлении и оценке сестринских служб как составной части общей службы здравоохранения. 4. Развитие практики сестринского дела через критическое мышление и научные разработки. Это означает разработку новых методов работы, определение сферы исследований, участие в таких исследованиях и использование принятых и соответствующих культурных, этических и профессиональных стандартов при проведении научных исследований в сестринском деле. На основе перечисленных функций можно определить следующие профессиональные роли медсестры: сестра-практик, сестра – менеджер; сестра – преподаватель; сестра – член междисциплинарной команды; сестра – научный работник. Где бы сестра ни работала, ее труд можно описать через совокупность трех сторон: профессиональная деятельность, про­фессиональное общение, профессиональная личность4. Профессиональная деятельность включает в себя профессиональную активность сестры, направленную в конечном счете на достижение пациентом оптимального уровня жизнедеятельности. Согласно современным теоретическим представлениям, основой структуры профессиональной деятельности сестры по организации ухода за пациентом является сестринский процесс, включающий 5 этапов: субъективное и объективное обследование индивида, семьи, группы; диагностика существующих или потенциальных проблем пациента; постановка целей и планирование сестринского вмешательства; осуществление сестринского вмешательства; оценка результата. Сестринский процесс имеет универсальную стратегию осуществления, поэтому его можно применить и в других сферах деятельности сестры (управленческая, педагогическая, исследовательская). В таком случае профессиональную деятельность сестры можно рассматривать как последовательность этапов: 1. Анализ проблемной ситуации (управленческой, педагогической, исследовательской, связанной с уходом и т.д.). 2. Формулирование существующей или потенциальной проблемы. 3. Постановка целей и планирование деятельности. 4. Осуществление плана. 5. Оценка результата. Профессиональным общением сестры мы называем умение устанавливать и поддерживать контакты между медсестрой и субъектами общения, порождаемый потребностями в совместной деятельности, и включающий в себя передачу информации, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнерами друг друга. Согласно подходу О.П. Елисеева, структуру профессиональной личности медсестры следует рассматривать комплексно. Основные макрохарактеристики человека как личности представляют собою его психологические статусы, воплощаемые через самосознание и сознание человека. Это статус индивида, продуктом и условием развития которого является темперамент; статус индивидуальности, развивающийся через характер; статус субъекта, рождающий и порождаемый мотивацией; статус объекта, продуктом и условием развития которого являются организаторские и коммуникативные способности. Труд медсестры – эту сложнейшую психологическую реальность – можно представить в виде трехмерного пространства, созданного направляющими: личность – деятельность – общение, объединенными единой задачей – достижение пациентом оптимального уровня жизнедеятельности (рис. 1).
«Профессиональное развитие» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 137 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot