Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Профессиональная задача в формировании навыков социально педагогической деятельности. Виды и типы профессиональных задач, алгоритм их решения

  • 👀 1765 просмотров
  • 📌 1687 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Профессиональная задача в формировании навыков социально педагогической деятельности. Виды и типы профессиональных задач, алгоритм их решения
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Профессиональная задача в формировании навыков социально педагогической деятельности. Виды и типы профессиональных задач, алгоритм их решения» pdf
Практикум по решению профессиональных задач Практикум – вид учебных занятий для практического усвоения положений дисциплины, применения знаний и формирования навыков профессиональной деятельности. Цель практикума – формирование у обучающихся навыков решения различных социально-педагогических задач. Основное учебно-методическое обеспечение курса – 1.Учебный портал Уральского государственного педагогического университета, 2. учебное пособие Галагузов, А.Н. Галагузова, М.А., Ларионова, И.А. Социально-педагогические задачи. Москва: Владос, 2008. – 191 с. Лекция. Тема. Профессиональная задача в формировании навыков социальнопедагогической деятельности. Виды и типы профессиональных задач, алгоритм их решения План: 1.Деятельность педагога по осуществлению анализа и решения профессиональных задач в условиях модернизации образования. Компетентностный подход в профессиональном образовании. Профессиональная компетентность педагога. 2. Профессиональная задача. Виды профессиональных задач, решаемых в педагогической системе. Преобразование ситуации в профессиональную задачу. 3.Алгоритм решения профессиональных задач. Алгоритмический и квазиалгоритмический способы решения задачи. 4. Оценка решения задачи. Анализ деятельности по решению профессиональных задач. 5. Примеры сведения сложной проблемной ситуации к ее элементарной модели. Примеры конструирования профессиональных задач педагога на основе конкретных педагогических ситуаций. Методика решения СП задач по алгоритму 1. Деятельность педагога по осуществлению анализа и решения профессиональных задач в условиях модернизации образования. Компетентностный подход в профессиональном образовании. Профессиональная компетентность педагога В помощи специалистов социальной сферы нуждаются те, кто испытывают потребность в социальной поддержке. В социальных направлениях деятельности практически всегда речь идет о возникновении конкретных проблем. Это означает, что задача является центральным объектом внимания специалистов, а ее решение составляет основное содержание их деятельности. Поэтому при подготовке специалистов много времени отводится анализу учебных социально-педагогических задач с целью адаптации студентов к многообразию жизненных проблемных ситуаций. В связи с этим возникают две основные трудности, которые могут повлиять на профессионализм будущих специалистов. 1 Во-первых, анализ и решение социально-педагогических задач зачастую воспринимается студентом как действие, основанное на эмоциональном восприятии, интуиции и озарении, практическом повседневном мышлении. Во-вторых, классификация учебных задач по принципу предметной социальной направленности приводит к репродуктивным ответам (использованию готовых решений, шаблонов). Оба эти варианта неприемлемы, поскольку реальные социально-педагогические задачи связаны с личностной уникальностью участников проблемных ситуаций, не допускающих стереотипов и шаблонов. В социальной педагогике разработан общий алгоритм решения СП задач на основе научного продуктивного мышления. Освоив данный алгоритм, будущие специалисты, имея теоретическую базу, смогут творчески подойти к конкретному случаю, учитывая особенности каждой проблемной ситуации и используя свои личностные профессиональные возможности. Компетентностный подход в современном российском образовании является одним из базовых, лежащих в основе модернизации системы образования. В России переход на компетентностно-ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 г. в «Программе модернизации российского образования до 2010 года». Компетентностный подход внедряется в профессиональные учебные заведения с помощью ФГОС, который определяет содержание образования. Сутью образовательного процесса становится создание различных ситуаций, приводящих к формированию какой-либо компетенции. Компетентностный подход в профессиональном образовании – это совокупность теоретических положений и принципов, связанных с идеей подготовки не узкого специалиста, а формирования его компетентностей, развития способности к самостоятельным решениям проблем, самообучению, а также формирования гуманистических ценностей. О внедрении новых подходов к результатам подготовки выпускников. Основные понятия компетентностного подхода в образовании компетенция и компетентность (от лат. сompetens – соответствующий, надлежащий). В работах А.В. Хуторского компетенция рассматривается как заданное социальное требование к образовательной подготовке (норма) – совокупность знаний, умений, навыков, способов эффективной деятельности в определенной сфере, компетентность – владение соответствующей компетенцией, проявленная компетенция человека, состоявшееся его личностное качество (характеристика). (Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005.). Общепрофессиональные/ключевые компетенции многофункциональны – это универсальные способы профессиональной деятельности. Специальные компетенции (профессионально-профильные) в подготовке специалиста связаны со специфической областью их применения. 2 ? Педагогическая культура социального педагога и социального работника – общая компетенция. ? Социально-правовая культура социального педагога (специальная). Компетентностный подход имеет принципиальные отличия от традиционного: преобладание самостоятельной познавательной деятельности; использование технологий для выработки самооценки деятельности; защита полученных результатов и достижений, целенаправленное развитие рефлексии – осмысливания (познавательной, социальной, психологической). Организация образовательного процесса в русле компетентностного подхода заключается в создании условий для формирования у студентов опыта самостоятельного решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, коммуникативных и иных проблем, составляющих содержание определенного этапа обучения. В профессиональной подготовке социального педагога важную роль играют активные методы и технологии интерактивного обучения, ориентированы на формирование деятельностной части компетенций будущего специалиста: такие как решение ситуационных задач, обсуждение, дискуссия, выполнение проектов. Внедрение компетентностного подхода в обучении помогает развить продуктивное мышление и привлечь интерес студентов к важным вопросам профессиональной деятельности. Педагогическая компетентность – способность педагога к эффективному выполнению образовательных, воспитательных и развивающих задач в профессиональной деятельности. Педагогическая компетентность предполагает владение профессионально значимыми установками и личностные качества педагога, его теоретические знания, профессиональные умения и навыки (Н. Н. Лобанова, Т. В. Кротова). Среди общепедагогических компетенций выделяют наиболее значимые социально-личностные – гуманитарные и коммуникативные, подразумевающие общую культуру, приверженность этическим ценностям, толерантность, эмпатию, стрессоустойчивость, способность к рефлексии и др. Профессиональная компетенция социального педагога – это комплекс общих и специальных знаний, умений и сформированной активной позиции, позволяющий самостоятельно выполнять социально-педагогические задачи и функции, при обязательном условии оптимизации профессиональных ресурсов в достижении результата деятельности (при меньших затратах – получение наибольшего результата). Общие/ключевые компетенции социального педагога расположены в проблемном поле педагогики и психологии /общепедагогические. Специальные компетенции социального педагога и социального работника для успешного решения профессиональных задач определяются спецификой профессиональной деятельности, соответственно, – тем, что в центре его 3 внимания находится социализация ребенка, деятельность протекает в учреждениях различного типа. В соответствии с требованиями со стороны педагогики/психологии/социологии/права. Функционально разграничить специфику социально-педагогической сферы и социальной работы трудно, однако есть существенное отличие, определяющее специфику этих двух сфер профессиональной деятельности. ? Выделите это отличие. В отличие от социального педагога, который в профессиональной деятельности имеет дело с ребенком в процессе его развития, воспитания, социального становления, объектом социальной работы могут оказаться люди, имеющие социальные проблемы, независимо от возраста. Профессиональная компетентность социального педагога определяется процессом общения с ребенком в социально-педагогических, психологотерапевтических и других специфических процессах. В нормативных документах, касающихся профессиональной деятельности социального педагога, описаны задачи, функции, сферы деятельности, общие требования к знаниям и умениям специалиста. При этом не учитывается конкретная разновидность деятельности, которой занимается социальный педагог (адаптация, реабилитация, коррекция и др.), не учитывается специфика учреждения, в котором он работает (школа, приют, детская больница, центр реабилитации и др.), особенности социума, в котором проживает ребенок (городская или сельская среда, крупный город, криминогенный район и др.). Это значит, что социальный педагог должен обладать всем комплексом общих и специальных профессиональных компетенций. Специальные/профильные компетенции социального педагога раскрываются в цели, задачах и функциях с учетом специфических видов этой деятельности, типов учреждений, в которых может работать социальный педагог, видов помощи, которые могут быть оказаны ребенку. Личностную характеристику социального педагога также задают особенности деятельности в сфере «человек – человек», которая предполагает способность успешно функционировать в системе межличностных отношений. В личностной характеристике социальных педагогов существуют требования к восприятию, памяти, воображению, мышлению; так как в профессиональной деятельности необходимы умение четко мыслить; аналитические качества. Требования к психическим состояниям: усталости, стрессу, концентрации внимания, мобилизации внутренних ресурсов для решения возникшей проблемы. К психологическим качествам социального педагога в связи с решением профессиональных задач также относятся волевые характеристики (целеустремленность, настойчивость, последовательность). Психолого-педагогические качества – эмпатичность, чуткость; способность убеждать, помогать в трудных ситуациях; эмоциональная выносливость. 4 Особенности деятельности социального педагога требуют сформированности его личностных качеств, таких, как гуманистические (альтруизм, толерантность), креативные (способность осуществлять новое), эмоционально-волевые. Необходимые профессиональные умения и навыки социального педагога в решении социально-педагогических задач Коммуникативные – владение культурой межличностного общения: умение войти в ситуацию общения, установить контакт, наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение ребенка. Аналитические – анализ процессов, ситуаций, происходящих в социуме, оказывающих негативное влияние на развитие ребенка; анализ состояния ребенка и окружающей его среды. Прогностические – прогнозирование решения проблемы ребенка посредством вовлечения его в организованную социально-педагогическую деятельность. Проективные – определение цели и конкретного содержания деятельности, которая обеспечит планируемый результат; отбор содержания, средств и методов достижения поставленных задач, создание программы деятельности для решения конкретной проблемы. Рефлексивные – самоанализ собственной деятельности педагога на каждом этапе, осмысливание положительных и отрицательных сторон деятельности и влияния полученных результатов на личность ребенка и решение его проблемы. 2. Профессиональная задача. Виды профессиональных задач, решаемых в педагогической системе. Преобразование ситуации в профессиональную задачу Цель деятельности социального педагога – это создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка с помощью педагогических, психологических, социальных, правовых, медицинских механизмов. Задачу социального педагога можно определить как помощь в интеграции ребенка в общество, помощь в его развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении – социализации ребенка. По существу, эта деятельность направлена на изменение негативных обстоятельств в жизни ребенка, которые обусловлены отсутствием чего-либо, зависимостью от чеголибо или потребностью в чем-либо. Это профессиональная функциональная задача социального педагога. Педагогическая задача определяется как осмысленная педагогическая проблема, соотнесенная с целью и условиями деятельности. В педагогических задачах идет поиск ответа на вопрос: «Как лучше в данной ситуации выполнить профессиональные функции и достичь поставленной цели?». Это функциональные педагогические задачи в обучении, воспитании и развитии обучающихся. Педагогический процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных ситуаций. Педагогическая ситуация это всегда проблема: 5 общего характера, связанная с педагогическим процессом в целом, либо частного характера, т.е. возникающая в ходе обучения. Способом разрешения педагогической ситуации является педагогическая задача. Это ситуационные задачи. Педагогическая ситуация определяет комплекс условий решения задачи. Большинство ситуаций носит коммуникационный характер (ситуации общения). Педагогические ситуации (по характеру взаимоотношений) бывают конфликтные, бесконфликтные, критические. В определении профессиональной социально-педагогической задачи необходимо учитывать ее важные особенности: адресность (направленность на оказание помощи конкретному ребенку), ситуационность, протекание в условиях социума, наличие позитивных и негативных факторов влияния на ребенка. Вид - это группа близких между собой объектов, имеющих общие существенные признаки в классификации. В педагогической системе выделили два основных вида задач – функциональные задачи и ситуационные задачи. Сопоставим их, чтобы лучше понять каждого вида задач. Функциональные педагогические задачи связаны с выполнением профессиональных функций в процессе образовательной деятельности – в обучении, воспитании и развитии обучающихся. В этих педагогических задачах идет поиск ответа на вопрос: «Как лучше в данной ситуации выполнить профессиональные функции и достичь поставленной цели?». Три основные группы функциональных задач в образовательном процессе – задачи, связанные с обучением; задачи, связанные воспитанием; задачи по созданию условий развития обучающихся. Группы педагогических задач (по целевому назначению), исходя из цели деятельности 1. Задачи педагогической диагностики (изучение типа характера, личности, мышления, стиля поведения или общения и др.). 2. Задачи по проектированию содержания и отбору способов деятельности учеников. 3. Задачи по выбору приемов и методов воздействия на ученика. 4. Задачи по организации деятельности учащихся, контроля и оценки результатов. 5. Задачи по формированию общественного мнения коллектива. 6. Задачи по переориентации ученика. 7. Задачи по изменению отношения к учению. 8. Задачи по закреплению привычки, интереса. 9. Задачи по усилению самоконтроля слов и действий у ученика. 10. Задачи по росту самостоятельности. 11. Задачи на развитие и проявления творчества. 12. Задачи на повышение ответственности, дисциплинированности и развития нравственных качеств личности. 13. Задачи по самовоспитанию и др. 6 Ситуационные задачи, решаемые в педагогической системе имеют место, когда в образовательном процессе возникает конкретная педагогическая ситуация – проблема, связанная с процессом социализации ребенка: проблема общего характера, связанная с педагогическим процессом в целом, либо частного характера, т.е. возникающая в ходе обучения. Педагогическая ситуация как проблема требует разрешения и рассматривается как педагогическая задача. Большинство ситуационных задач связаны с процессом общения его участников. Ситуационная задача обусловлена возникшей проблемной ситуацией, задающей условия деятельности, и поиском способов ее разрешения. Ситуационные задачи имеют общую структуру: информацию о ситуации; профессионально значимый вопрос разного уровня сложности. В решении ситуационной задачи с помощью алгоритма на основе продуктивного мышления начальной фазой является присвоение и адекватное осознание проблемной ситуации на модельном уровне, т.е. как модели. Для этого осуществляется анализ и перевод информации в понятийную форму (термины, понятия СП деятельности). Сопоставление, обобщение данных проводится для раскрытия причинно-следственных связей (законов), понимание которых позволяет построить решение задачи. Виды и типы профессиональных задач/СП задач В определении профессиональной социально-педагогической задачи отмечены ее особенности: адресность (направленность на оказание помощи конкретному ребенку), ситуационность – протекание в конкретных условиях социума и воздействия его позитивных и негативных факторов на социальное становление ребенка. Исходя из определения вида, виды профессиональных задач – это группы близких между собой задач с общими признаками, то есть по какому-либо основанию. Основания для классификации СП задач по видам По адресной направленности СПД, то есть по категории детей, которые нуждаются в оказании СП помощи (СПС с детьми-инвалидами, СПС с детьми девиантного поведения и др.) Выделяются группы задач по основанию – категория детей: дети с проблемами здоровья, дети-инвалиды, дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, дети с девиантным поведениям, далее, виды задач – по девиациям, дети, совершившие противоправные действия и др. Виды СП задач, решение которых направлено на оказание помощи/поддержки ребенку, относящемуся к опр. категории детей в сфере социальной педагогики. Виды СП задач – по протеканию ситуации в социуме – СП задачи, требующие решения в работе с семьей, в учебном коллективе, группе сверстников. 7 Виды СП задач – по направлению СП работы – СП задачи, предполагающие профилактическую, адаптационную, коррекционную, реабилитационную, защитно-правовую деятельность, посредничество. Виды СП задач – по используемым методам и формам СП деятельности (коллективные, групповые, индивидуальные методы и формы работы; по доминирующим средствам воспитательного воздействия: словесные, практические, наглядные). Форма – внешняя организация взаимодействия социального педагога и клиента (опосредованно, непосредственно; традиционные, нетрадиционные – интерактивные, молодежные). По целевому назначению в СП деятельности – по соответствию задачи поставленным целям: задачи по организации общения с учащимися для установления личностных контактов и взаимопонимания с коллективом учащихся (коммуникативные). СП задачи психолого-педагогического плана – с целью формирования личностных представлений, умений, определенных социальных качеств личности, ее социального опыта. СП задачи по планированию, организационной деятельности, мониторингу процесса воздействия на ребенка и результатов. Типы профессиональных задач Процесс овладения социально-педагогическими компетенциями представляет собой ряд этапов, на каждом решаются определенные учебные задачи. 1. Типы задач соответствуют этапам овладения компетенциями. Глава 2, п.1. 1. На ориентировочном этапе осваиваются методы усвоения и активизации знаний: введения определений понятий, установления причинно-следственных связей (работа с текстом). 2. На поисковом этапе учатся использовать полученные знания. Учебные задачи содержат констатацию фактов (событий, явлений) и требуют последовательности в рассуждениях, умения понятийно определить факты, установить причинно-следственные связи, выявить сущностные признаки и создать модельные представления явлений (ввести модели). Осознанно задача решается на основании закона (сущностной причинно-следственной связи) и его модельного представления. 3. Преобразующий этап – прогнозирование социально-педагогических действий. Это процесс решения задачи на основании выявленных и смоделированных связей. Педагогические средства соотносятся со свойствами субъекта ситуации и выявленными причинно-следственными связями. 4. Интегрирующий этап формирует навык педагогического творчества – адекватно представлять социальные ситуации, совершенствуя умения их понятийного оформления; обобщения и переноса знаний, поиска и анализа конкретных решений. 8 2. Классификация – типы профессиональных задач по уровню познавательной активности студентов – от пассивного до творческого. Глава 2, п.1. С.33. Таблица. Характеристики уровней познавательной активности студентов, 5 уровней: пассивный уровень, репродуктивный, осмысливающий, обобщающий, творческий уровни. На первоначальной ступени обучения решаются задачи с низким уровнем проблемности и познавательной самостоятельности студентов. Постепенное повышение степени проблемности позволяет переходить к решению исследовательских и творческих задач. Такой принцип подбора учебных задач обеспечивает продвижение обучающихся по ступеням познания. 3. Классификация учебных социально-педагогических задач по уровню сложности (модельности) проблемной ситуации в задаче, основанная на представлениях о сложности модельности соответствующих задач. Сложность модельности задачи зависит от количества произвольных допущений, введенных в условие, она определяется степенью простоты, «грубостью» модели. «Соответствующие» модели – это элементарные модели проблемной ситуации. Создание элементарных моделей проблемных ситуаций, изложенных в социально-педагогических задачах: нахождение, формирование, формулирование и фиксация – основные навыки будущих специалистов, именно они должны быть основой методов оценки качества подготовки студентов. Система социально-педагогических задач, распределенных по уровням сложности их модельности – 4 типа задач Задачи по сложности модельности ранжированы по уровням (распределены). Система учебных задач является многоуровневой, и прохождение ее обучающимся «от простого – к сложному» с пониманием и навыками преобразования сложных задач в простые обеспечивает его развитие как педагога. Уровни сложности (модельности) социально-педагогических задач Так, представление задачи в модельной форме, отражающей только существенные стороны проблемной ситуации без индивидуальных особенностей ее эмоционального восприятия участниками и наблюдателями, указание на уже намеченные причинно-следственные связи в сочетании с предложенными вариантами решений соответствуют самому простому уровню – уровню элементарных моделей. Следующий уровень сложности задач соответствует простым моделям проблемных ситуаций и представляет собой сочетание в их условиях элементов модельности и образной конкретики на уровне схематической зарисовки. Студенту в этом случае предлагается «примерить на себя» проблемную ситуацию, принять участие в понятийном определении явлений, выявлении причинноследственных связей. Поиск решений при этом остается эвристическим и стимулируется вопросами эмоционального характера. Здесь также не просматриваются четкий подход к решению задач и методика решения. Становится невозможным осознанное решение задач в соответствии с рассмотренным алгоритмом. 9 Следующий уровень – это усложненные модели проблемных ситуаций. Здесь условия задач предлагаются в виде письма, интервью или описания конкретной ситуации, сделанного в документальном стиле, при этом практически отсутствуют готовые, выраженные элементы модельности в представлении проблемной ситуации. Адекватные реальности причинно-следственные связи в готовом виде не просматриваются, маскируются спецификой индивидуального восприятия. Этот уровень задач подразумевает эмоциональное заострение внимания на отражении определенных проблем в условии задачи. Их предстоит сформулировать понятийно, модельно и причинно-следственно. Если к задачам этого уровня даются вспомогательные вопросы, то они обычно имеют описательную, эмоциональную форму, которая не предусматривает конкретных действий субъекта решения задачи и, следовательно, не предполагает конкретного результата. В таком случае при традиционных способах рассмотрения проблемных ситуаций вообще некорректно говорить о решении задачи. Самый высокий уровень сложности – уровень сложных моделей соответствует условию задачи, представленному в виде художественного описания ситуации. Здесь не выявлена проблема, не оформлены понятийно явления, не просматриваются очевидные модели, замаскированы причинноследственные связи, вопросы предлагаются в стиле эмоциональной дискуссии, которая, как известно, является хорошим способом формулировки задачи, но никак не ее решения. Применительно к этому уровню некорректно говорить о решении социально-педагогической задачи и о ее постановке. Задачи всех рассмотренных уровней значимы в социально-педагогическом отношении. Поэтому необходимо добиваться решения, которое могло бы оказать педагогическую помощь в предлагаемой социальной ситуации. Подход к решению задач должен оставаться единым при любом усложнении условий его реализации. Все СП задачи являются сложными. Преобразование ситуации в профессиональную задачу Моделирование социально-педагогических ситуаций Решение социально-педагогических задач предполагает модельные представления проблемных ситуаций, то есть создание их моделей. Отсутствие моделей затрудняет установление причинно-следственных связей, т. е. понимание закономерностей и законов. Модель – это идеальный объект, воспроизводящий представления о наиболее существенных сторонах (состоянии, свойствах, закономерностях) ситуации для изучения, с целью изменения и получения наиболее эффективного результата в решении конкретной задачи. Модели могут быть представлены в виде описания, схемы, таблицы. Моделирование – это построение и исследование моделей реально существующих явлений/ситуаций, в частности, в педагогической деятельности. Вводя модели для выявления существенных сторон и причинно-следственных связей, внутри ситуации можно установить общую закономерность и закон (социального поведения, социального развития). 10 Закономерность – это наличие выраженных общих черт и причинноследственных зависимостей в разных условиях. Законом называется существенная, устойчивая и воспроизводимая причинноследственная связь между явлениями.. Надо отметить, что при решении педагогических задач имеет место тенденция как бы «схватывать» явление сразу. Это порождает лишь иллюзию деятельности, не затрагивающей глубокие причинно-следственные связи. Только формулировав закон, можно решить задачу, т. е. установить причины, ход или результат конкретного процесса. Это отвечает требованию ответственности в таком деле, как работа с детьми. Таким образом, модельное представление ситуации предполагает социальнопедагогическое осмысливание и вмешательство. Представлением называется психический процесс и результат отражения явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. Мы будем все время обращаться к модели проблемной ситуации. Модельное представление и понятийное оформление явления тесно связаны между собой. Введение определения понятия соответствует операции обобщения. Обобщение осуществляется путем выделения важнейших, существенных сторон явления в результате пренебрежения менее значимыми для решения данной задачи особенностями и деталями ее условия. Значение модельных представлений Мышление по сути модельно, т.е. наши представления ситуаций носят модельный характер. Модель – это наше представление явления, отражающее только существенные для рассмотрения в данной задаче стороны явления. Следовательно, возможно отнести проблемную ситуацию к классу явлений через введение определения понятия, классифицировать, что соответствует созданию предельно «грубой» ее модели. Чем она «грубее», чище, тем более общие, важные законы определяют ее рассмотрение, более очевидными становятся необходимые шаги решения задачи. Формирование модели ситуации представляет собой классификацию ситуации и введение понятий. Понятие однозначно описывает суть проблемной ситуации, обеспечивает ее осмысливание на модельном уровне и приводит к социально-педагогическому разрешению. Выводы: 1. Важнейшим фактором осознанного решения социально-педагогических задач в соответствии с алгоритмом является их четкое модельное представление. 2. Необходимо формирование у будущих социальных педагогов умений и навыков сведения сложных проблемных ситуаций к элементарным моделям. 3. Необходимо овладение общим алгоритмом в осознанном решении задач для элементарных моделей проблемных ситуаций. Пример. Преобразование ситуации в профессиональную задачу. Задача 3. C. 63. 11 Пример моделирования социально-педагогической ситуации, преобразования в социально-педагогическую задачу соответствовал наиболее простому, элементарному уровню модели ситуации. Поэтому, для нее возможно строгое четкое решение, при котором проявление личностных качеств и инициатив социального педагога допускается только на стадии исполнения. Задачи более высоких уровней сложности соответствуют многофакторным, размытым моделям. Трудно сосредоточиться на поиске необходимых причинноследственных связей, законов, если этому процессу препятствует «информационный шум», создаваемый множеством деталей. Решение приобретает эмоциональный характер, основывается на интуиции, эвристических находках, что недопустимо в особенности для данного класса задач, на практике связанных с человеческими судьбами. Проблема заключается в том, что при решении задач повышенных уровней сложности, соответствующих сложным, избыточно детализированным моделям налицо отсутствие общего подхода (алгоритма). Многие подходы к решению задач носят прецедентный характер – ориентируются на предшествующий случай/ситуацию в прошлом как основание для аналогичных действий в настоящем. Прецедентный характер решения педагогических задач (поиск случайных вариантов решения) недопустим, ведет к снижению его качества. В социальной работе невозможно представить детального воспроизведения прецедентов/примеров ввиду неповторимых особенностей каждого субъекта социально-педагогической деятельности. Прецедентный подход, рассчитанный на такое повторение, привносится элемент произвольности в решение социальнопедагогических задач, а само решение складывается, как правило, на уровне практического мышления, которое противопоставляется профессиональному. В социальной педагогике вопрос изучали Г. Павличкова, Л.Спирин, М.Фрумкин. В работе над социально-педагогическими задачами обоснован общий подход к решению на основе продуктивного мышления для получения результата, адекватного ситуации. Продуктивное (адекватное) мышление – это организованный процесс с определенной последовательностью осознаваемых шагов (алгоритм). Владение алгоритмом продуктивного мышления определяет успешность решения практических задач, что имеет первостепенную важность для психологии и педагогики. Решение задачи представляет собой реальное преобразование ситуации, первоначально – посредством мыслительных действий. Задачей называется совокупность образной, вербальной и аналитической информации о конкретном процессе; установление причин, хода или результата которого представляет интерес для специалиста. Следует различать понятия «проблема» и «задача». Проблема – это значимая для человека ситуация, которая содержит противоречие и невозможность разрешения ситуации имеющимися средствами. 12 Под проблемой мы понимаем общие очертания возникающих перед нами принципиальных трудностей, требующих внимания, оценки, действий. Следует различать задачу и цель: задача осмысливается в постановке цели. Достижение цели представляет собой решение задачи по составлению плана и программы деятельности: это планирование и разработка необходимых действий, включая контроль результатов в соответствии с намеченными этапами, а при необходимости – коррекцию шагов к достижению целей. Так решаются все задачи, в том числе социально-педагогические, и будущий специалист обязан обеспечивать четкость при решении любой из них, не полагаясь только на интуицию и эвристические находки. Слишком велика ответственность за судьбы тех, на кого направлена педагогическая деятельность. 3.Алгоритм решения профессиональных задач Научный подход к анализу социально-педагогических ситуаций позволил сформировать устойчивый алгоритм решения задач. Алгоритм – предписание последовательности действий и содержания конкретных шагов работы для достижения результата при эффективном решении задач. Когда при любом наборе исходных данных известно, что считать результатом, благодаря чему исключаются произвольные решения. Первые шаги общего алгоритма продуктивного мышления представляют собой осмысливание и упорядочение информации, отражающей существенные стороны ситуации. Социальное явление и его обстоятельства даются в понятийном оформлении, поскольку такая форма поможет выявить главное и выполнить обработку информации, необходимой для решения задачи. Ввод определения понятия Присвоение названия явлению – этимологический анализ названия – отнесение к классу явлений – общие характерные признаки – отличительные признаки (перевод информации на язык определенной науки). Этимологический анализ слова – выяснение смысла слова, его прошлых словообразовательных связей, источника возникновения. Без ввода определений понятий не может быть определен предмет обсуждения. Алгоритм решения социально-педагогической задачи на основе продуктивного мышления Для осознанного выполнения алгоритма решения социально-педагогической задачи прежде всего необходима «эмоциональная постановка задачи» – ее присвоение. Что следует сделать? Представить интересующий процесс в целом и в деталях ярко, на уровне ощущений/ с помощью чувств. Воссоздать «живую» картину жизненной ситуации, ощутить своё участие в ней и заинтересованность. Дело в том, что чужую задачу человек решать отказывается, на подсознательном уровне. Это один из законов мышления. Надо чётко зафиксировать/записать известные факты о ситуации. Записать то, что необходимо получить в ходе решения задачи – проектирование результата. Человек склонен переходить от задачи к задаче, чтобы снять с себя ответственность за возможное поражение. Необходимо сосредоточить 13 внимание на конкретной задаче. Краткой записи «условия задачи» недостаточно. Надо сохранить и постоянно иметь перед глазами картину процесса в приемлемой форме. Это может быть рисунок или ряд рисунков, график, схема, фотомонтаж – любое модельное представление того, что в наличии и что необходимо получить. Для принятой модели явления надо установить закон, который определяет ход и результат интересующего процесса. Из установленного закона, если возможно, вывести следствие, применимое в конкретной ситуации. Закон или следствия записать (формула, график, таблица), в этом случае результат решения будет более эффективным. Следует сформулировать и записать представление о том, что необходимо сделать и чего не хватает для получения результата, в соответствии с законом. При решении задач социальной сферы речь идет о законах социологии, психологии, социальной психологии и юридических следствиях из них. Получить результат, зафиксировать, дать ему оценку. Провести анализ результата: сопоставить с ожидаемым, выявить расхождения, скорректировать дальнейшие действия. Так решается любая задача – без озарений и открытий. Достижение осознанно поставленных целей есть решение задач. Поскольку все они являются частью познавательной и практической деятельности, их решение описывается одним и тем же алгоритмом. Социальный педагог не имеет права на ошибку в работе с людьми, и потому эвристические подходы здесь недопустимы. Другой путь представляет собой спонтанную деятельность, в то время как ответственность специалиста в социальной сфере, предполагает осознанное решение. Решение задачи является заключительным этапом процесса целеполагания, который обеспечит планирование и осуществление программы действий, направленной на достижение цели. Таким образом, решение задачи не может складываться из спонтанных действий, это есть предварительное, осознанное создание структуры (компонентов и содержания) предстоящей деятельности. 14 Речь идет о проектировании – процессе определения характеристик объекта/процесса, неразрывно с анализом требований к нему. Что значит проектировать? Это значит обдумывать, мысленно представлять чтолибо как целое, когда представления о будущем результате соотносятся с представлением о средствах достижения этого результата (проект). Социально-педагогическое проектирование отличается целенаправленным комплексным воздействием на субъекта и социум. Прогнозирование – это разработка прогноза; специальное научное исследование перспектив дальнейшего развития какого-либо процесса. Прогноз – это обоснованное суждение о возможных состояниях объекта/ситуации в будущем. Составление плана решения задачи (соответствующ. практических действий): 1) конкретное содержание каждого шага к достижению цели; 2) время его исполнения; 3) указание на связь этого шага с другими. Программа достижения цели – последовательность исполнения пунктов плана. Завершение программы означает исполнение плана, т. е. решение задачи, получение результата. 4. Оценка решения задачи. Анализ деятельности по решению профессиональных задач Решение учебной социально-педагогической задачи завершается составлением мотивированного плана действий социального педагога в предложенных условиях для получения результата на основании использования закона. Этот шаг соответствует реализации намеченного плана при решении жизненных СП задач, в реальном изменении ситуации и помощи ребенку. В решении учебной социально-педагогической задачи критериями понимания студентом необходимости выполнения плана является качество и детальность его оставления, а также реальная оценка возможных сроков его воплощения. Оцениваться в обучении должно качество усвоения алгоритма решения задач. Оценка результата решения задачи (Галагузов А. Н. Социально-педагогические задачи. Глава 2. Методика решения СП задач) Методика решения задачи. Шаг седьмой – записать/зафиксировать полученный результат (видеосъемка, аудиозапись, комплект документов и т. п.), чтобы можно было его проанализировать, дать ему оценку. Для анализа целесообразно использовать такую форму записи плана действий, которая обеспечивала бы одновременно представление необходимого (план во всех его деталях и сроках – шаг пятый) и наличного (реальные детали результатов и сроки – шаг шестой), а также рассогласования. Методика решения задачи. Шаг восьмой – проанализировать полученный результат: сопоставить с ожидаемым, выявить расхождения, скорректировать дальнейшие действия. Форма записи, предложенная в шаге седьмом, делает этот анализ простым и ясным. 15 5. Примеры сведения сложной проблемной ситуации к ее элементарной модели. Примеры конструирования профессиональных задач педагога на основе конкретных педагогических ситуаций. Методика решения СП задач. Анализ деятельности по решению профессиональных задач Методика решения всех задач основана на едином научном подходе, связана с использованием алгоритма их решения. Осознанное решение задачи возможно только в том случае, если установлена существенная, воспроизводимая причинноследственная связь между рассматриваемыми явлениями – закон, в соответствии с которым можно влиять на развитие проблемной ситуации. Закон может быть сформулирован только для модели, причем предельно простой, элементарной. Для решения социально-педагогической задачи необходимо сформировать четкую модель проблемной ситуации. Методика решения задач – это методика использования закона для достижения поставленной цели, поэтому она может «работать» только в рамках конкретной элементарной модели проблемных ситуаций. Целью в социально-педагогической деятельности всегда является разрешение проблемной ситуации, изменение условий жизни ребенка, обеспечение психологически комфортных условий и безопасной социальной среды его развития. Продемонстрируем методику решения социально-педагогических задач, опираясь на их модельное представление на примере одной из задач данного методического пособия. Проблемная ситуация или условие задачи. В больницу привезли шестилетнего ребенка в состоянии алкогольного опьянения. Пьяный малыш бил стекла в здании местного техникума, пока его не задержали. В больнице протрезвевший ребенок рассказал, что водкой его много раз угощал сожитель матери. Первый шаг решения задачи – ознакомление с ее условием и «присвоение» условия, «вживание» в него. В рассматриваемом примере необходимо представить конкретного ребенка, оказавшегося в данной проблемной ситуации. Эффективна групповая работа по присвоению задачи в процессе обсуждения, но в то же время, важно индивидуальное представление «картинки», соответствующей задаче. Образ ребенка в данном примере, цвет волос, глаз, комплекция, темперамент, одежда, голос – все это создает атмосферу достоверности условия задачи и формирует у студентов внутреннюю мотивацию в решении. Время, затрачиваемое на осуществление этого шага, – несколько минут. Второй шаг – фиксация условия задачи в краткой форме и обязательно в письменном виде. Выполнение этого шага призвано сформировать у студентов привычку к фиксации условия задачи, чтобы впоследствии им было легче концентрировать на ней внимание. Запись может иметь следующий вид: 1. Мальчику шесть лет. 2. Состояние алкогольного опьянения. 16 3. Агрессивные разрушительные действия. 4. В состоянии алкогольного опьянения приведен дома. Форма записи совершенно свободна и должна отражать важнейшие сущностные положения задачи в представлении решающего. Третий шаг должен обеспечить фиксированное модельное представление условия задачи, поскольку причинно-следственные связи уровня законов, на которых основывается осознанное решение этой задачи, могут быть выявлены и справедливы только для соответствующих элементарных моделей. Возможное описание модели ситуации в данном примере: • несовершеннолетний (малолетний) ребенок приведен (неоднократно) в состояние опьянения взрослым человеком; • имеет место угроза здоровью ребенка; • имеет место угроза нормальному развитию ребенка; • имеет место попустительство со стороны матери; • малолетний ребенок совершил противоправный поступок. Таким образом, модель проблемной ситуации представляется в виде совокупности элементарных ситуационных моделей. Здесь уже нет места частностям и деталям, которые ведут к прецедентному решению, недопустимому в социально-педагогической деятельности. Особое внимание следует уделить именно простоте и «чистоте» каждой из составляющих совокупность моделей. Из приведенного в примере набора видно, что попытка их «смешивания», одновременного рассмотрения, блокирует решение задачи. Четвертый шаг – нахождение, а если необходимо, то выявление и установление закона, который определяет ход или результат интересующего нас процесса. При решении социально-педагогических задач необходимо формировать умения и навыки использования специальной литературы – словарей, энциклопедий, пособий, кодексов. Так, необходимые действия (в том числе – социального педагога) по разрешению этой проблемной ситуации, основанные на модельных представлениях, приведенных в предыдущем шаге, четко регламентируются существующим законодательством и (или) вытекающими из него подзаконными актами. В рамках данного шага решения задачи необходимо с помощью специальной литературы (но не голословных рассуждений) составить перечень юридических, психологических, социальных и прочих законов (следствий из законов, куда относятся и подзаконные акты), на основе которых возможно разрешение проблемной ситуации.Так, для перечисленных выше частных моделей очевидно: • приведение несовершеннолетнего (малолетнего) ребенка в состояние опьянения взрослым человеком может рассматриваться, в зависимости от тяжести последствий, как уголовно наказуемое деяние или административно преследуемое правонарушение (здесь необходимо найти и зафиксировать соответствующие статьи законов, например, в данном случае правонарушение подпадает под ст. 6.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях); • то же самое в отношении угрозы здоровью ребенка (необходимо найти и зафиксировать статьи законов, определяющих ответственность лиц и организаций за состояние здоровья ребенка, соответствующее конкретным 17 результатам его медицинского обследования); • угроза нормальному развитию ребенка в интеллектуальном и поведенческом отношениях определяется в соответствии с законами психологии девиантного поведения и депривации личности ребенка (необходимо описать возможный ход развития событий на основе существующих психологических представлений); • попустительство спаиванию ребенка со стороны матери, скорее всего, носит характер административно преследуемого правонарушения (подпадает под ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях); • то же относится к совершению ребенком противоправного поступка.. Депривация – негативное психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворить необходимые жизненные потребности человека. Пятый шаг. Теперь следует сформировать и обязательно записать представление о том, что необходимо сделать для получения, в соответствии с законом, результата. Именно в соответствии с законом: любой другой характер действий представляет собой поиск случайных решений, а потому просто не имеет смысла. Реализуется шаг алгоритма решения задачи: «Выяснить, чего не хватает для получения результата в соответствии с законом и получить необходимую информацию». Так, в рассматриваемом примере на основании законов, в соответствии с которыми развивается и разрешается (корректируется) проблемная ситуация, студенты осуществляют целеполагание и планирование его реализации. Целью социального педагога в этой проблемной ситуации является обеспечение нормальных условий физического и психического развития ребенка. Все действия в рамках рассмотренных законов должны быть направлены на достижение этой цели. Должен быть составлен четкий план действий. Его письменная форма формирует у педагога ответственность за качество планирования выполнения пунктов плана. В рассматриваемом случае программа может иметь следующий вид. 1. Прежде всего, необходимо прекратить действия взрослых, результаты которых угрожают здоровью и нормальному развитию ребенка. В условиях данной задачи этого можно достичь несколькими способами. А) Социальный педагог проводит беседы с матерью ребенка и ее сожителем, разъясняя неприемлемость происходящего с точки зрения интересов ребенка и возможные последствия для взрослых, виновных в его нынешнем состоянии, – административную и уголовную ответственность за попустительство матери и действия ее сожителя. При этом необходимы ссылки на конкретные нормативные документы. Б) Социальный педагог обращается в органы опеки по поводу приведения несовершеннолетнего (малолетнего) ребенка (причем неоднократное) в состояние опьянения взрослым человеком, попустительства этому со стороны матери и совершения малолетним ребенком противоправных поступков. 18 2. Социальный педагог совместно с органами опеки организует и отслеживает результаты медицинского освидетельствования здоровья ребенка. Если есть необходимость, организует и контролирует его направление на лечение. 3. Социальный педагог обеспечивает психологическую реабилитацию ребенка. Для этого он организует консультацию с психологом-специалистом по возрастной психологии и, в случае необходимости, организует и отслеживает проведение систематических реабилитационных занятий. 4. Вне зависимости от результатов предыдущих шагов социальный педагог обеспечивает психологическое консультирование взрослых участников проблемной ситуации и, если необходимо, реабилитационную работу с ними. Предложенный план действий может быть детализирован. Важнейшим условием его реальности является «принцип временной привязки» – указание сроков исполнения его пунктов и безусловное их соблюдение. Шаг шестой – получить результат на основании использования закона. Этот шаг соответствует реализации намеченного плана – во всех его деталях и сроках. В решении учебной социально-педагогической задачи критерием понимания студентом необходимости выполнения плана является качество и детальность его составления, реальная оценка сроков его воплощения. Шаг седьмой – записать (зафиксировать: например, видеосъемка, аудиозапись, комплект документов и т. п.) полученный результат так, чтобы можно было его проанализировать. Для анализа целесообразно использовать такую форму записи плана действий, которая обеспечивала бы одновременно представление необходимого (план во всех его деталях и сроках – шаг пятый), наличного (реальные детали результатов и реальные сроки – шаг шестой), а также рассогласования (в качественной форме). Возможные варианты такой записи в рассматриваемой задаче: Шаг восьмой – проанализировать полученный результат. Форма записи, предложенная в шаге седьмом, делает этот анализ простым и ясным. Так, в приведенном примере уклонение от встречи для беседы с социальным педагогом означает, что необходим переход к действиям на правовом уровне (т. е. как минимум, на административном). Таким образом, решение учебной социально-педагогической задачи завершается составлением мотивированного реального плана действий социального педагога в предложенных условиях. Методические указания по рассмотрению проблемных ситуаций Данные указания по рассмотрению проблемных ситуаций близки к алгоритмизированному подходу в решении задач. Здесь обычно формируется общее задание – разобрать ситуацию по следующему плану: 19 • назвать клиента, описать тип клиента (модель задачи?); • выявить потребность (потребности) клиента ( понимание и оценка причинноследственных связей в проблемной ситуации); • определить проблему (проблемы) клиента ( речь идет об адекватном понимании реальных причинно-следственных связей в проблемной ситуации); • перечислить внешние и внутренние ресурсы клиента ( личностная конкретика, которая позволит рассмотреть возможное развитие данной проблемной ситуации в рамках общих причинно-следственных связей, законов); • сформулировать цель и задачи совместной работы (представление о том, что необходимо сделать для достижения поставленной цели); • выбрать технологическую модель социальной работы с данным клиентом (четкий план действий, направленных на достижение поставленной цели); • перечислить формы и методы работы, исходя из ситуации. Предлагаемая последовательность действий соответствует рассмотренному выше строгому подходу к решению социально-педагогических задач. Действительно, п.1 совмещает первый и третий шаги алгоритма решения задач. Такое смешение противоречиво и не дает возможности ни «присвоить» задачу, ни абстрагироваться от деталей, что требуется для восхождения к модели данной проблемной ситуации. П. 2 и 4 являются частью второго шага алгоритма, в то же время будучи связанными с эмоциональным восприятием задачи (первый шаг). П.3 соответствует выявлению реальных причинно-следственных связей для модели проблемной ситуации, т. е. законов, по которым она развивается или может развиваться. П. 5–7 представляют собой повторение пятого шага алгоритма решения задач. Описанный подход к решению социально-педагогических задач имеет много общего с рассмотренным нами алгоритмом. Однако ввиду размытости содержания этапов и достаточно произвольной последовательности эту схему следует отнести, скорее, не к алгоритмам, а к шаблонам решения определенного класса задач, что автоматически указывает на ее ограниченность. Было показано, что не должно быть «поиска решения» — непонятного процесса, которое блокирует осознанные действия, которому невозможно обучить. Должно быть «решение» – структурированная осознанная деятельность, обучение которой эффективно в процессе образовательной деятельности. Главной целью обучения социального педагога является не создание прецедентов решения конкретных социально-педагогических задач, а овладение универсальным подходом к решению любых задач такого рода, возникающих в профессиональной практике. Следовательно, оцениваться в обучении должно качество усвоения алгоритма. Последовательность, содержание действий, их оформление подводят к тому, что необходимо осознавать свои действия, в том числе мыслительные, для формирования умений и навыков пошаговой фиксации действий и их результатов в ходе решения. 20 Задание к семинару 1. Виды и типы профессиональных задач, алгоритм их решения. Конструирование профессиональных задач педагога на основе конкретных педагогических ситуаций. 1.Подготовка к терминологическому диктанту по основным по терминам, понятиям, определениям, раскрывающим содержание теоретического материала (для закрепления знаний и формирования понятийного аппарата студентов). 2. Обсуждение вопросов для самоконтроля в конце разделов. Глава.1, 2. 3. Примеры преобразования проблемной ситуации в СП задачу и проведение ее решения по алгоритму. Таблица. 4. Примеры конструирования профессиональных задач педагога на основе конкретных педагогических ситуаций. Таблица. _______________________________________________________________ Контрольная работа 1. Составить рекомендации по моделированию ситуации успеха обучающихся для классного руководителя. Таблица. Условие задачи/ понятийное оформление Анализ первичной информации о классе Результаты целеполагания Планирование воспитательной работы по направлениям Контрольная работа 2. Тема по выбору из предложенного перечня 21
«Профессиональная задача в формировании навыков социально педагогической деятельности. Виды и типы профессиональных задач, алгоритм их решения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 193 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot