Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция
Основная литература: Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: Монография. М. : МОСУ, 2001 г. 272 с. http://psychlib.ru/mgppu/sh1/SH1-003-.HTM#$p3]
Конспектирование
Задание к лекции
1) В представленном тексте лекции - выделить не менее 4-5 вопросов для обсуждения. Составить план лекции.
2) По каждому выделенному вопросу плана – сделать записи основных идей (в печатном виде) – не более 1/3 страницы (одной третьей части страницы) .
3) Составить 5 тестовых заданий по данному тексту. С указанием ответов. Например:
Тест 1. Вопрос – краткая форма - указать.
Варианты ответов:
А
Б
В
Верный ответ – указать.
Вся работа должна занимать не более 3 страниц.
Тема: Профессиональная идентичность: определяющие категории
Термин “профессия” восходит к корневым значениям слов (латинского, французского языков) profiteri с примерно таким переводом: говорить публично, объявлять, заявлять.
В русскоязычной речевой практике термин многозначен, его семантика не совпадает с той, которая употребительна в работах англоязычных авторов, которые различают трудовые занятия (occupation) по уровню, причем профессиями (profession) называют только относительно высокие ступени континуума трудовых занятий (Ritzer, 1972).
В отечественной научной и публицистической литературе термин “профессия” употребляется чаще в четырех разных значениях, выделенных Е. А. Климовым:
1. Общность людей, занятых в определенной области, отрасли труда (“Мы — представители малочисленной профессии”, “Люди этой профессии должны иметь хорошее пространственное воображение”);
2. Область деятельности – как множество трудовых постов (“В этой профессии избыток кадров”);
3. Работа, процесс деятельности в определенной области Это иные ограничения, люди создают внешние и внутренние средства деятельности для их преодоления.
4. В соответствии с исторически сложившимся разделением труда в обществе, существуют рабочие посты, должности, места. Каждый такой пост не только имеет традиционно сложившееся оснащение, оборудование, но и характеризуется системой прав, обязанностей, норм поведения, требований к знаниям, навыкам, культуре работника. Каждый такой пост, с системой требований называют специальностью, ею надо овладеть.
Специальность — необходимая для общества ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получить, взамен приложенного (затраченного) им труда необходимые средства существования и развития.
Профессия — это группа родственных специальностей. Профессии описываются не только в терминах, выражающих присущие им свойства, т. е. обязанности, умения, навыки, но и в таких характеристиках: престиж, уровень требуемого образования, материальный достаток, социальная значимость труда, привилегии и другие.
Выделяют основные характеристики профессии:
1 — это ограниченный вид трудовой деятельности (вследствие разделения труда);
2 — деятельность должна быть общественно-полезной;
3 — профессиональная деятельность предполагает специальную подготовку;
4 — деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение, моральное и материальное, дающее человеку возможность удовлетворять не только свои насущные потребности, но и являющиеся условием его развития;
5 — деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус.
Профессиональный жизненный план — это сложный образ, структура, “конструкция” которого должна состоять из более или менее ясных знаний о следующих обстоятельствах:
1. Главная цель (что буду делать, каким буду, с кем и где буду, что достигну; идеал жизни и деятельности).
2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (первая область деятельности, специальность или работа, чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).
3. Пути и средства достижения ближайших жизненных целей (изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, проба сил, самообразование, поступление в определенное учебное заведение — профтехучилище, техникум, вуз, на курсы).
4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия).
5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).
6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возни.
Профидентичность через профессиональную ситуацию
Э. Фромм по-новому ставит проблему идентичности самому себе, где
- идентичность понимается как единство человека и его дела: “я то, что я делаю”;
- идентичности противопоставляется разделение человека и его дела: “я то, чего изволите”.
Профидентичность, понимаемую как единство человека и дела, рассматривается через профессиональную ситуацию и ее основные компоненты, образующие профессиональную ситуацию (для образования: педагог, ребенок, проблема). Проблема характеризуется сутью, интенсивностью, длительностью, явным и скрытым уровнем.
Схематически профессиональную ситуацию можно изобразить:
Реальность — контракт сторон, встреча и взаимное принятие людьми друг друга, принятие зачастую безотчетное и преимущественно иррациональное, а устанавливающееся доверие в этом случае имеет эмоциональную основу [65; 27].
Ментальность — знание о проблеме, мышление, представление сторон о проблеме и способах ее решения, основа его когнитивная.
Речь — использование сторонами языковых средств для передачи информации, жалобы, выражения мыслей и чувств.
Методы — способы и приемы деятельности, порождены теоретической ориентацией, которой придерживаются стороны. Наличиствующие моменты — стороны с их проблемой путями решения. Они дистанцированы, пространственно не слиты, а ситуация совместной деятельности — временная.
Центром профидентичности является парадигмальное самоопределение в концепциях и свободное владение методами. Собственно профидентичность можно характеризовать как схему с четко очерченными (выраженными) границами.
Сравним представление о харизме и профидентичности.
Обе имеют отношение к профессиональной сфере.
И харизма и профидентичность высвечивают некие грани профессионального мастерства. Исследователи (М. Вебер, 1988; И. Шифер, 1973; А. И. Сосланд, 1997) указывают, что харизма — качество, благодаря которому человек, ею обладающий, оценивается как одаренный сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфическими особыми силами и свойствами.
Оценка эта производится только на основании внешних впечатлений, т. е. в основе харизмы лежит всего лишь умение производить впечатление обладания такого рода свойствами. Таким образом, харизматический — это тот, кто может убедить других в том, что он всем этим обладает.
Определяя термин “идентичность”, мы исходим из самореферентности человека, ощущения своей уникальности и неповторимости при наличии включенности в социальную ситуацию. Ничего “запредельного” в этом варианте не обнаруживается. Более того, идентичность как тождество уравнивает человека с другими людьми в социальной реальности, но как определенность и целостность она позволяет человеку воспринимать свою уникальность и неповторимость.
Главное же различие в адресате — другим или себе — сообщается харизма или идентичность.
Идентичный — тот, кто реально обладает определенными свойствами, в своей совокупности создающими уникальность и неповторимость человека, осознает их именно как свои и способен во всем своем многообразии (и тождественности другим, и отличии от них) включаться в социальные и профессиональные ситуации, отношения и взаимодействия.Что касается профессиональной терапевтической ситуации, то здесь, безусловно, существует большой спрос на харизматическую личность.
Профессионал озабочен поиском идей и приемов, которые дали бы ему в руки безотказный метод и помогли бы найти свое место в беспорядочном, ожесточенном конкурентной борьбой и внушающем поэтому тревогу профессиональном мире.
Другой путь выбирают те, кто не очень озабочен ожиданиями других. Этот специалист не пытается дистанцироваться от простых человеческих проблем, он не озабочен подчеркиванием разницы между собой и теми, кто испытывает проблемы. Силы и энергия специалиста в этом случае тратятся на то, чтобы ощущать себя подлинным, отвечать за свой личностный рост, за подлинное самопознание
Профессионал адресуется не к тому, что явлено в кризисной ситуации, а потенциалу человека. Профессионализм такого специалиста заключается в способности разглядеть великое в других людях.
Онтологические различия харизмы и идентичности обнаружился в их потенциальной или реальной природе. Если принять утверждение, что потенциально харизматическим может считаться любой человек до тех пор, пока он не докажет обратного, то относительно идентичности справедливо: реально идентичным может считаться любой человек, пока он сам не осознает (почувствует) обратного.
Движущие силы развития харизмы реализуются через наличие двух условий:
• внешние — конкурентная борьба;
• внутреннее — властострастие.
Движущие силы идентичности реализуются через реализацию условий:
• внешние — потребность в отношениях и построении жизненных ситуаций;
• внутренние — потребность в адекватном образе “Я”.
Структура харизмы: в единстве имиджа, идеологии и инициативного действия.
Структура идентичности: в единстве смысла, интеракций и формы.
Здесь обнаруживаются параллели, указывающие на структурную эквивалентность харизмы и идентичности:
• имидж-форма;
• идеология-смыслы;
• инициативное действие-интеракции.
Однако центральное, порождающее ядро у харизмы и идентичности разное. Харизма выстраивается, осуществляется, определяется относительно УСПЕХА. Идентичность выстраивается, осуществляется, определяется относительно — Я-ИНОЕ. В связи с этим для харизматической личности вся энергетика стягивается к утилизации (объяснению промахов), для идентичной личности — референции (определении себя относительно себя и других).
Если довести параллелизм до предела, то в экстремуме получим: идентичность (как уникальность и неповторимость “Я”) — это харизма вне успеха, а харизма (как совокупность специфических свойств) — это идентичность вне себя. Харизма берет изнутри и извне и прилаживает к миру, манипулирует им. Харизма определяется относительно других как привязка к ним, как зависимость. Идентичность берет изнутри и извне и прилаживает к себе, манипулирует собой. Идентичность относительно других определяется как соотношение с другими и вычисление из них своего, в общем виде как некая привязанность.
Состоявшаяся харизматическая личность обладает резкой выраженностью дихотомии свойств по шкалам:
• центробежное-центростремительное,
• чувственное-аскетическое,
• эзотерическое-экзотерическое,
• авторитарное-либеральное.
Личность, достигшая идентичности, не обязательно имеет четкий контур обозначенных свойств, но непременно проявляется сознавание и принятие этих качеств.
Возвращая эти понятия в профессиональное поле, заключаем, что идентичность и харизма относятся к терминам, интерпретирующим профессиональное служение человека, его деловую активность.Сила идентичности — в необходимости достижения, власть харизмы — в мистическом осуществлении. Так, идентичность и харизма как некие грани профессионального мастерства различаются в следующем: первое отличается подлинностью, второе — искусственностью. Дело в том, что они разные по сути. Профессионал, обладающий харизмой, в плане профессиональной реализации эксплуатирует харизму. Профессионал, достигший профессиональной идентичности, для этих целей использует себя, обладающего реальным познанием, методическим инструментарием, инициативой и практическими навыками.
Может ли харизматическая личность быть идентичной? Может ли человек, достигший идентичности, обладать харизмой? Наверняка, может. Это разные понятия, но не абсолютно исключающие или уничтожающие друг друга.
Возможно, это перевод обсуждения в плоскость профессиональной талантливости.
Профидентичность через отношения в профессиональном сообществе.
Е. А. Климов считает бесспорным фактом, что каждый человек живет в своем мире, и предлагает понимать это так, что этот “свой мир” должен частично совпадать, иметь черты сходства, общности с мирами других людей и, следовательно, миром культуры человечества в целом.
С этой задачей непременного приобщения к бесконечно великой человеческой культуре сопряжена задача профессионального самоопределения.
Положительные эмоциональные отношения с коллегами играют важную роль в профессиональной деятельности. Профессиональная квалификация часто теряет свою ценность, если из-за своей склонности к обострению взаимоотношений специалисты, во-первых, сами не могут полно раскрываться в работе, и, во-вторых, создавая своим поведением негативную напряженность в жизни коллектива, они объективно являются причиной дезорганизации его деятельности. Сюда же следует отнести и неумение, а порой и нежелание, адекватно оценить результаты своей работы и соответствующим образом сравнить их с результатами деятельности других членов коллектива.
Профидентичность через отношения в профессиональном сообществе предполагает владение умениями в соответствующей форме предложить помощь тому, кто в ней в данный момент нуждается, умение соответствующим образом представить результаты своей деятельности для товарищей, дать адекватную оценку деятельности других специалистов. Она включает в себя и сформированность особого чувства сопричастности ко всему, что происходит в профессиональном сообществе, сопереживание другим людям, коллегам по работе, осознание себя и других в качестве единой общности — “мы”. Профидентичность отражается в речи через личные и притяжательные местоимения. Идентичность характеризуется четким осознаванием “Я — Мое”, включением этого в контекст профессионально близкого “Мы — Наше”, четкого представления и сопричастности с “Ты — Твое”, “Вы — Ваше”, и разумного дистанцирования и отчуждения с “Он”, “Оно”, “Она — Его”, “Ее”, “Они — Их”.
В более широком контексте эту мысль выразил М. М. Бахтин, говоря о “преодолении чуждости чужого без превращения его в чисто свое”.
Э. Фромм утверждает, что человеку трудно обрести профидентичность, ибо его профессиональный успех в жизни зависит не от его реальных способностей и мастерства, а “от признания их личности теми, кто платит за их услуги или нанимает на работу за жалование”.
Неустойчивая идентичность черпается не в самом себе, а в мнениях окружающих. Когда всеобщее мнение становится над индивидуальным “я”, отношения между людьми становятся поверхностными, поскольку общаются уже “не сами люди, а “взаимозаменяемые товары” (Фромм).
Профидентичность: функциональный образ “Я” и личностные характеристики
Известно описание Г. В. Олпорта восьми личностных качеств, необходимых для того, чтобы хорошо разбираться в людях:
• опыт;
• сходство;
• интеллект;
• глубокое понимание себя (Insight);
• сложность;
• отстраненность;
• эстетические склонности;
• социальный интеллект.
Сидоренко Е. В., Хрящева Н. Ю. выделяют общие качества человека, работающего в сфере практической деятельности с людьми:
- Психологическая наблюдательность — это чувствительность в восприятии психологических явлений, других людей. Хороший наблюдатель обладает высокой обсервационной и идеографической сенситивностью. С одной стороны, он способен видеть другого человека и запоминать, как он выглядел, что говорил и что делал, а с другой стороны, он обладает способностью “нанизывать”, аккумулировать наблюдения и использовать все увеличивающийся объем информации о человеке для формирования более точного его понимание содержание наблюдаемых событий и умение его анализировать. Развитое психологическое мышление характеризуется высоким уровнем мыслительных операций, версионностью, децентрированностью, прогностичностью и парадоксальностью.
- Самообладание — способность концентрироваться на психологической задаче, несмотря на негативные эмоциональные со стояния, возникающие во время работы, невзирая на внешние отвлекающие, мешающие или провоцирующие воздействия.
- Умение слушать означает слышать то, что человек хочет сообщить на самом деле, не только то, что он говорит вслух, но и то, что передается без слов. При этом слышать другого — это также и слышать самого себя, улавливать свои реакции, которые возникают в ответ на те или иные слова, действия, проявления человека.
- Эмпатия — это способность к сопереживанию, сочувствию, соучастию. Она помогает понять состояние человека, установить с ним доверительные отношения, в результате чего возникает атмосфера, позволяющая клиенту экспериментировать со своим поведением, изменяться.
- Креативность — способность к нестандартным решениям и поведению, обнаруживать новые решения проблем и новые способы выражения. Креативность помогает преодолевать стереотипность поведения, находить оригинальные решения проблем в сложных ситуациях.
- Интеллектуальные способности: способность усваивать материал быстро и легко, способность наблюдать, суммировать, отбирать и оценивать факты, здравые суждения, индуктивный и дедуктивный логический ход мысли, способность к синтезу и обобщению, экспериментальная гибкость. Способность к анализу дилемм: диагностические навыки, практицизм, проницательность, тонкое восприятие и интуиция.
- Способность понимать людей и работать с ними: уважение к мнению других людей, терпимость, способность предвосхищать и оценивать человеческие реакции, легкость в налаживании человеческих контактов, способность завоевать доверие и уважение, вежливость и хорошие манеры: способность выслушивать собеседника, умение вести устное и письменное общение, способность учить и обучать людей, способность убедить и создать мотивы для действий.
Умение почувствовать климат организаций: проницательность, интуиция, умение воплотить замыслы в реальные дела, самодисциплина, воображение. Объективность, честность, прямота, большая терпимость, способность противостоять высокому уровню фрустрации, зрелость и ощущение реальности, которое помогло бы понять, что многие из действий и надежд на прогрессивные изменения окажутся тщетными. Чувство времени и искусство понимания межличностных отношений, способность убеждать и такт.
- Интеллектуальная и эмоциональная зрелость: стабильность в поведении и действиях, независимость в выводах, способность противостоять давлению извне и справиться с фрустрацией и неуверенностью, способность действовать уравновешенно и в спокойной объективной манере, самоконтроль во всех ситуациях, гибкость и адаптируемость к меняющимся условиям.
- Личная напористость и инициатива: нужная степень самоуверенности, здоровое честолюбие, дух предпринимательства, мужество, инициатива и самообладание в действии.
- Соблюдение этики и честности: искреннее желание помочь другим, исключительная честность, способность осознать границы собственной компетентности, способность признавать ошибки и извлекать уроки из неудач.
- Физическое и умственное здоровье: способность переносить специфические рабочие и бытовые условия по вопросам управления.
Р. Гринсон утверждает, что умение, которого требует от профессионала ситуация, во многом зависит и от его личности и характера, его темперамента, чувствительности, отношений, привычек, ценностей и интеллекта.
Профессионал в гуманитарной сфере должен обладать жизненным интересом к людям, их способу жизни, эмоциям, фантазиям и мыслям. Ему следует иметь испытующий ум, ищущий знаний, причин и происхождений. Энергия, побуждающая человека в этом направлении, исходит из его любопытства, которое должно быть богатым количественно и благожелательным качественно. Очень полезно быть свободным от ограничений, которые накладывает конвенциональное общество, и быть относительно индифферентным к поверхностным событиям повседневной жизни, необходима легковерность и доля скептицизма. У людей, которые обладают способностью и желанием заниматься поисками инсайта, даже когда это причиняет боль, отличающихся любовью к правде, проявлению независимости ума и интеллектуальным мужеством перед лицом нового, неконвенционального и неизвестного, желание понять другого человека стало уравновешенной, автономной функцией.
Р. Гринсон подчеркивает обязательность наличия у профессионала в гуманитарной сфере хороших вербальных способностей, способности использовать разговорный язык живо и экономично, умения молчать. Высокий интеллектуальный и культурный уровень действительно требуется в гуманитарной сфере, но всесторонний, легко схватывающий разум является более важным.