Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования

  • 👀 400 просмотров
  • 📌 346 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования» docx
Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования Лекция В документах Министерства образования и науки Российской Федерации отмечается, что обеспечение равных стартовых возможностей и уровня образования для всех воспитанников и выпускников образовательных организаций – это безусловный приоритет образовательной политики современной России. Его первоочередная реализация в практике образования гарантирована стандартизацией, которая направлена на создание единого образовательного пространства в России. Стандартизация образования в России отвечает, прежде всего, требованиям уровня качества образования на каждой его ступени, уровню развития теоретических и прикладных исследований, общественным потребностям и возможностям системы образования в конкретный исторический период. ФГОС, с одной стороны, является стабильным в течение определенного времени, с другой – динамичным и открытым для изменений, инициированных изменениями в обществе. Стандартизация позволяет устанавливать систему взаимных требований к качеству образования: «не только государство может требовать от ученика (воспитанника) соответствующего образовательного результата», но и ученик (воспитанник) и его родители «вправе требовать от образовательной организации и государства выполнения взятых ими на себя обязательств». Таким образом, стандарт позиционируется как «конвенциональная норма». Российскими стандартами определяются требования к качеству образования и к самому образовательному процессу. Разработка и внедрение Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является завершающей фазой стандартизации образования в России для каждого уровня образования. В профессиональном сообществе к настоящему времени накоплен достаточный опыт по организации и внедрению ФГОС ДО. Вместе с тем, разнообразие видения педагогами сути основных образовательных программ дошкольного образования (ООП ДО) повлекло за собой потребность в разработке программы мониторинга соответствия ООП ДО основным положениям ФГОС ДО. С 2013 года ФГОС ДО как совокупность обязательных требований к дошкольному образованию начал внедряться в систему Московского образования. На этапе реализации стандарта в 2015 году перед административно-управленческой структурой образования и педагогическим сообществом возникла насущная потребность соотнесения конкретных основных образовательных программ дошкольного образования, разработанных дошкольными образовательными организациями, с основными положениями ФГОС ДО. Необходимо было выявить, в какой степени основные образовательные программы дошкольного образования соотносятся с основными положениями стандарта. Это было важно для получения своевременной информации о том, насколько полно при реализации образовательной программы дошкольного образования раскрывается сущность процесса регулирования отношений субъектов системы образования. В ФГОС ДО указывается, что одной из главных задач дошкольного образования является обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ дошкольного образования, а также организационных форм дошкольного образования с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей. Осуществление данной задачи обеспечивается разработкой и реализацией каждой отдельной дошкольной образовательной организацией собственной основной образовательной программы дошкольного образования. При этом происходит интеграция двух технологических компонентов. В процессе и результате создания программы есть универсальность - как первый технологический компонент (это изначально обусловлено требованиями документа). В то же время, в процессе и результате создания программы необходима индивидуальная, авторская составляющая – второй технологический компонент. В нем отражается собственный вклад коллектива сотрудников конкретной дошкольной образовательной организации в процесс и результат создания и последующей реализации ООП ДО. В практической деятельности по разработке основной образовательной программы дошкольного образования необходимо уравновесить между собой и соотнести с требованиями ФГОС ДО оба эти компонента. Тот же вопрос возникает в ходе мониторинга соответствия основных образовательных программ дошкольного образования основным положениям ФГОС ДО. Необходимо найти универсальное решение проблемы, как, не теряя авторской составляющей ООП ДО, ее ориентированности на специфику конкретной дошкольной образовательной организации и собственного вклада коллектива в разработку своей программы, выявить, актуальна ли она в пространстве современного отечественного дошкольного образования, то есть соотносится ли она с требованиями ФГОС ДО. Доктрина и стратегия российского образования четко определены в Федеральном законе «Об образовании в РФ»: доступность, открытость и качество. Наиболее сложным в плане осуществления и контроля является вопрос качества разных ступеней образования. Многие ученые и научно-исследовательские институты активно разрабатывают механизмы, инструменты, критерии и показатели изучения уровня качественности образовательных услуг, предоставляемых детскими садами, школами и университетами. Данная задача – очень сложная, так как нет единого понимания, что является качеством образования, какие концептуальные модели образования можно назвать качественными, а какие нет. Дискуссии по этому поводу ведутся не один год, так как феномен образования не имеет формализованных критериев оценки, отсутствуют общепризнанные показатели, характеризующие их сущность. Первый подход к оценке качества образования – это оценка эффективности реализации ООП. Большинство исследований, ведущихся в этой сфере, предлагают считать основным показателем качества образования – результаты освоения ООП. Для контроля над данным процессом сегодня существует достаточно большое количество схем, алгоритмов мониторинговых исследований эффективности образовательного процесса. Безусловно, выявление результативности образования посредством определения степени достижения образовательных целей позволяет выяснить уровень качества образования, но это уже результат эффективности или неэффективности реализуемой ООП, а сам документ, который имеет первостепенную важность, не предлагается для мониторинга и оценки, что странно и неправильно. Получается парадоксальная ситуация, когда, как говорят в русской поговорке «телега едет впереди лошади». Вторым подходом в оценке качества образования (мониторинга) является оценка образовательной среды, т.е. образовательного процесса. Это направление весьма перспективно, т.к. в соответствии с ФГОС ДО в сфере дошкольного образования предлагается исследовать не конечный результат освоения детьми ООП, а те условия развития, которые предлагает конкретная дошкольная образовательная организация. Есть некоторые серьезные исследования в области этой проблемы. В частности, В.А. Ясвин предлагает модель образовательной среды, способной обеспечить комплекс возможностей для саморазвития субъектов образовательного процесса. Такая развивающая среда включает в себя социальный, пространственно-предметный и психодидактический компоненты. В.А. Ясвин предлагает проводить психолого-педагогическую экспертизу образовательной среды по следующим блокам: широта, интенсивность, осознаваемость, обобщенность, доминантность, структурированность, когерентность, эмоциональность, активность, мобильность, безопасность и устойчивость. На оценке образовательной среды как преобладающей тенденции, а не на контроле качества результатов образования в детском саду настаивает И.Б. Шиян. Совместно с авторским коллективом он предлагает использовать доработанный и адаптированный вариант международной шкалы оценки среды в ДОО – ECERS (Early Childhood Environment Rating Scale). В соответствии с ECERS оценка качества образовательной среды в ДОО проходит по трем шкалам: пространство, организация времени, взаимодействие детей и взрослых. В основе оценки лежит структурированное наблюдение, опирающееся на листы оценивания, которые содержат индикаторы по каждому компоненту. Как отмечают разработчики шкал оценок, они представляют собой валидизированный инструмент с высокой степенью достоверности и надежности. Для российского контекста этот опыт представляется весьма полезным, поскольку ФГОС ДО ввел пять образовательных областей, которые практически полностью совпадают со списком шкал и компонентов в этих инструментах. Опора на оценку условий в группе ДОО, как образовательной среды, так и взаимодействия взрослых с детьми, полностью соответствуют тому факту, что в центре ФГОС ДО содержатся требования к условиям реализации основной образовательной программы. в ДОО. Именно психолого-педагогические условия, представленные во ФГОС ДО как самые важные для реализации программы, также находятся в центре шкал ECERS. Нужно отметить, что данный инструмент на данный момент весьма успешно проходит апробацию в дошкольных организациях нашей страны. В Национальной доктрине образования в РФ в качестве ожидаемых результатов качества образования прописано обеспечение конкурентоспособного уровня образования, как по качеству образовательных услуг, так и по содержанию образовательных программ. Результативность качества воспитательно-образовательного процесса является тактическим фактором осуществления стратегических решений, которые заложены образовательной организацией в одном из главных документов – основной образовательной программе. Именно в ООП коллектив образовательной организации закладывает цели своей работы, которые должны соотноситься с результатами образовательного процесса, а также раскрывает технологию достижения заявленной цели в процессе воспитания и образования, описывает психолого-педагогические условия организации развивающей образовательной среды. Вследствие этого, правильность, логичность, структурированность ООП, но в первую очередь соответствие ее содержания основным положениям ФГОС, изначально может стать отправной точкой успешности и результативности ее освоения обучающимися. В педагогическом сообществе дошкольного образования с введением ФГОС ДО возникла проблема разработки ООП. Данная сложная ситуация связана с неумением и непониманием особенностей управленческо-методической деятельности по написанию такого важного, основополагающего документа дошкольной образовательной организации (ДОО). Заявленная цель – написание ООП ДОО – не была подкреплена системой обучения администрации и педагогов данному умению, не проработана система повышения квалификации руководителей ДОО и старших воспитателей. Как следствие многие ДОО выбирают обходные пути: заказывают разработку ООП ДОО компетентным в этом вопросе специалистам, что совершенно противоречит основному принципу написания программы, а именно коллегиальности ее разработки. Либо подходят к этому вопросу формально, копируя уже имеющиеся программы, не закладывая в них специфику своей организации: особенности педагогического коллектива, наработанные традиции и опыт, контингент и детей, самобытность региона. Надо отметить и недостаточную разработанность в педагогической теории сущностных характеристик качественного проектирования ООП ДОО как объекта оценки. Свою роль сыграло отсутствие методических рекомендаций по разработке ООП, которые соответствовали бы основным положениям ФГОС ДО. Некоторое время в педагогическом сообществе было непонимание того, что считать примерными основными образовательными программами и основными образовательными программами; какой документ должна разрабатывать ДОО, а что можно использовать в готовом виде; что нужно прописывать в части программы, формируемой участниками образовательных отношений и т.д. Недоразумения существуют и сейчас, несмотря на то, что одобрена единая Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (20.05.2015, протокол № 2/15) и разработаны методические рекомендации по ее использованию. Таким образом, существует острая необходимость в повышении управленческой культуры руководителей ДОО в вопросах овладения технологией разработки ООП ДОО, основные положения которой соответствовали основным положениям ФГОС ДО, именно это положение является наиболее важным условием формирования и внедрения программы в работу образовательной организации. ФГОС ДО – это основополагающий документ, который должен определять цель, структуру и основное содержание ООП, реализуемой в каждой дошкольной образовательной организации. Федеральный закон «Об образовании в РФ» предлагает оценивать весь комплекс образовательного процесса: ООП ДОО и результаты ее освоения. В качестве ориентиров проведения педагогического мониторинга качества эффективности образования применяются результаты освоения ООП, которые прописаны в ФГОС разных ступеней образования. На уровне дошкольного образования – это целевые ориентиры, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. О качестве дошкольного образования можно говорить, если педагогический процесс в детском саду организован таким образом, при котором уровень воспитанности каждого ребенка увеличивается в соответствии с его личностными, возрастными и физическими особенностями в процессе воспитания и обучения. С точки зрения дошкольной ступени общего образования качество работы дошкольной организации определяется как степень соответствия совокупности свойств и результатов воспитания детей дошкольного возраста прогнозируемым целям ДОО на основе ФГОС ДО, потребностей и ожиданий субъектов воспитательного процесса (детей, педагогов, родителей). На уровнях начального, основного и среднего общего образования качественные итоги образования прописаны в так называемом «портрете выпускника», содержащем описание критериев сформированности личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП. На уровне высшего образования – овладение общекультурными и профессиональными компетенциями. С точки зрения П.И. Третьякова, сегодня мы перешли от функциональной модели управления образованием на проблемно-ориентированное управление, т.е. на такое управление, которое обеспечивает развитие системы посредством прогнозирования и преодоления проблем. П.И. Третьяков определяет качество образования как высокий уровень совпадения спрогнозированного процесса и результата, который учитывает целевые приоритеты и потребности личности, общества и государства. Качество образования рассматривается в трех аспектах: качество условий, качество процесса образования, качество результатов. Качество условий включает в себя качество построения и наполнение содержания ООП. В свою очередь, данное качество невозможно достичь без должного соответствия образовательной программы основным положениям ФГОС. Управление качеством предполагает постановку перед коллективом реальных, обдуманных, выверенных и обеспеченных всеми ресурсами целей. Несомненно, что к ресурсам относятся не только кадровое обеспечение, финансирование ДОО, повышение управленческой культуры руководителей, но и научно-методическое обеспечение педагогического процесса, создание успешной модели образовательного процесса. Качество и целостность педагогического процесса в ДОО гарантируется реализацией ООП. При оценке качества образовательного процесса анализируется отражение в образовательной программе ДОО основных личностных характеристик и ключевых компетентностей выпускника. Соответствие ООП основным положениям ФГОС исходит из общего основания – качества образования. Любая образовательная программа должна быть построена с учетом баланса целей, содержания, условий и результатов, соотносящихся с ФГОС. Поэтому, помимо мониторинга конечных результатов обучения и воспитания немаловажным фактором является оценка содержания ООП образовательной организации. Программа является базовым документом всей образовательной деятельности организации, поэтому важность правильности и соответствия ее целей и содержания основным государственным документам в сфере образования – обязательный и неоспоримый факт. В документах Министерства образования Российской Федерации отмечается, что стандартизация образования вызвана требованием конструирования общего образовательного пространства в России, обеспечивающего обеспечение равных стартовых возможностей и уровня образования для всех воспитанников и выпускников образовательных организаций. Стандартизация образования в России отвечает, прежде всего, требованиям уровня качества образования на каждой его ступени, уровню развития теоретических и прикладных исследований, общественным потребностям и возможностям системы образования в конкретный исторический период. ФГОС, с одной стороны, является стабильным в течение определенного времени, с другой - динамичным и открытым для изменений, инициированных изменениями в обществе. Стандартизация позволяет устанавливать систему взаимных требований к качеству образования: «не только государство может требовать от ученика (воспитанника) соответствующего образовательного результата», но и ученик (воспитанник) и его родители «вправе требовать от образовательной организации и государства выполнения взятых ими на себя обязательств». Таким образом, стандарт позиционируется как «конвенциональная норма». Российскими стандартами определяются требования не только к выпускнику как результату образования, но и к качеству образования и к самому образовательному процессу. Разработка и внедрение Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования является завершающей фазой стандартизации образования в России для каждого уровня образования. В профессиональном сообществе к настоящему времени накоплен достаточный опыт по организации и внедрению ФГОС ДО. Вместе с тем, разнообразие основных образовательных программ дошкольного образования (ООП ДО) повлекло за собой необходимость разработки единых подходов к трактовке понятия «мониторинг» и потребность в разработке программы мониторинга соответствия ООП ДО основным положениям ФГОС ДО. Последовательное решение проблемы педагогического мониторинга позволит разработать и апробировать методический инструментарий для его проведения и подготовить комплект методических рекомендаций по разработке ООП, соответствующих требованиям ФГОС ДО. Методологические основы построения программ дошкольного образования Образовательная программа ДОО представлена как модель организации образовательного процесса, который ориентирован на личность воспитанника, и учитывает специфику работы детского сада, а также приоритетные направления деятельности. Образовательная программа описывает основные моменты воспитания и обучения детей, их жизнедеятельности, учитывая приоритетность видов деятельности в каждом возрастном периоде. История становления программ дошкольного образования как основополагающего документа, по которому строится воспитательно-образовательный процесс, прошла долгий и тернистый путь. Первая программа представляла собой программно-методический документ, определяющий основное содержание и формы воспитания детей от младенчества до поступления в школу. Она утверждается и рекомендуется для использования в 1962 году Министерством просвещения РСФСР. Первая программа называется «Программа воспитания в детском саду» и становится основным государственным документом для дошкольных работников. Программа получила всеобщее одобрение, благодаря четкой методической проработанности всех сторон развития ребенка, в связи с чем переиздавалась девять раз с 1962 по 1989 год. Содержание данной программы разработали ведущие ученые Научно-исследовательского института дошкольного воспитания АПН СССР и ведущие кафедры дошкольной педагогики. Далее в 1978 году были внесены очередные изменения, и началась работа по подготовке новой программы. В результате в 1984 году была создана новая «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Р.А. Курбатовой и Н.Н. Поддъякова. На основе «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду» стали разрабатывать программы в союзных республиках. В РСФСР в 1985 году выходит «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. Она обеспечивала умственное, физическое, трудовое, нравственное и эстетическое развитие и воспитание дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями и подготовленность их к школьному обучению. Программа стала обязательным (и единственным) документом для воспитателей, в 1987 году программа была доработана. Она содержала полный объем представлений, знаний, умений и навыков, необходимый для воспитания у каждого ребенка. Не смотря на массу положительность характеристик данной программы (учет возрастных особенностей, преемственность содержания на всех этапах развития и т. д.), но работа по жестко регламентированной программе безусловно ограничивала возможности для педагогического творчества, не в полной мере учитывала индивидуальные особенности детей, сдерживала естественную, природную любознательность и познавательную активность ребенка, приводила к формализму. Отечественная система дошкольного образования прошла путь от единой обязательной программы в советское время до невероятного разнообразия программ в 90-е годы. Изменение в государственном строе привели к пересмотру организации и содержания дошкольного образования. В 1989 году была утверждена новая «Концепция дошкольного воспитания», в которой впервые был проведен широкий анализ системы общественного дошкольного образования в России. Наряду с множеством достоинств развитой системы дошкольных учреждений в нашей стране были названы и отрицательные ее стороны, самая главная из которых – это учебно-дисциплинарная модель обучения детей дошкольного возраста. По большому счету целью детского сада была подготовка ребенка к обучению в школе, самоценность дошкольного детства как такового не учитывалась. Концепция отражала взгляды передового педагогического сообщества того времени, но не давала конкретных механизмов перехода к личностно-ориентированной модели обучения и воспитания. Она носила больше декларативный характер, чем методический. Во многом реализации поставленной концепцией целей мешало наличие единой государственной программы. В 1991 году постановлением Совмина РСФСР было утверждено «Временное положение о дошкольном учреждении». В положении говорилось о том, что отменяется порядок действия программы как обязательного единого документа, и теперь дошкольные учреждения могут выбирать программу из имеющихся, вносить в нее собственные дополнения, а также создавать авторские программы. Позднее, в 1995 году постановлением Правительства РФ было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении». В нем закреплялось право дошкольного учреждения на самостоятельный выбор программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесение изменений в них, а также в разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями Государственного образовательного проекта. С этого момента в соответствии со ст. 9 Закона РФ «Об образовании» (редакция 1992 года) все общеобразовательные программы стали подразделятся на основные и дополнительные. Основные программы – это программы, излагающие все содержательные аспекты образовательной деятельности дошкольного учреждения, а также весь объем общеразвивающих задач в рамках осуществления основных образовательных услуг. Они в свою очередь делились на комплексные и специализированные (парциальные). Комплексные – это программы, включающие все основные направления воспитательно-образовательной работы ДОО, а специализированные – это программы по одному или нескольким направлениям, которые реализуются в границах основной образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Несомненно, целостность образовательного процесса достигалась не только при помощи использования одной основной, то есть комплексной программы, но и методом квалифицированного подбора специализированных (парциальных) программ. Одним из главных требований к основным программам было соблюдение преемственности с программами начального образования. Дополнительные программы дошкольного образовательного учреждения – это программы по одному или нескольким направлениям, они использовались для оказания дополнительных услуг (как платных, так и бесплатных), например, в кружках и студиях. Педагогам на тот момент предоставлялся широкий простор для их творческой деятельности, но практика дошкольных учреждений показывала, что, несмотря, на свободу выбора новых программ, педагогам было сложно разобраться в их многообразии. Идея защиты ребенка от некомпетентного педагогического воздействия в условиях вариативности образования Минобразованием России в 1995 году содержалась в методическом письме «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации». В данном документе в п. 6.1 указывалось, что экспертиза комплексных и парциальных программ осуществляется Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования РФ. При положительной экспертизе программа рекомендовалась для использования всеми дошкольными образовательными учреждениями РФ. Также право создания экспертных советов получали региональные (местные) органы управления. Программа, прошедшая экспертизу в данном совете, рекомендовалась к использованию в дошкольных образовательных учреждениях региона, города или района. В конечном счете, выбор программ должен был зависеть от вида дошкольных образовательных учреждений, и отвечать поставленным задачам, запланированным в данных учреждениях. Не допускалось использование в работе с детьми программ, которые не прошли соответствующую экспертизу на городском или федеральном уровне. На педагогическом совете трудового коллектива принималось решение о внедрении той или иной программы в работу дошкольного учреждения, после чего она вносилась в Устав образовательного учреждения. Проблема заключалась в том, что дошкольное образование стало опираться на принцип вариативности программно-методического обеспечения, провозглашенный в Законе РФ «Об образовании», однако Федеральный экспертный совет, который имел право рекомендовать те или иные программы к использованию, прекратил свое существование в 2005 году. Это означало, что полномочий дать или не дать такую рекомендацию современным детским садам никто не мог. В 2009 году Приказом Министерства образования и науки РФ были утверждены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ). Их авторы в определенной степени стремились отразить изменения в обществе, в отношении к дошкольному детству, произошедшие за достаточно короткий срок. ФГТ устанавливали нормы и положения, которые являлись обязательными при реализации ООП ДО образовательными учреждениями, имеющим государственную аккредитацию. Была определена структура ООП ДО, объем и соотношение ее частей, а также пропорциональное соответствие обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса. Образовательная программа должна была состоять из двух частей: обязательной части, объемом не менее 80% времени, необходимого для реализации программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, объемом не более 20% времени от общего объема программы. На тот момент, ООП ДО должна была показывать специфическую особенность организации воспитательно-образовательного процесса, контингента воспитанников детского сада, особенности педагогического коллектива и видовую характеристику дошкольного учреждения. В ней должно было быть показано, как и с помощью каких педагогических технологий, методов, приемов, методических разработок, принципов организации предметно-развивающей среды в конкретном отдельно взятом детском саду реализуется содержание, заложенное в ФГТ.  Переход дошкольного учреждения на работу в условиях внедрения ФГТ потребовал значительных изменений в организации и содержании образовательного процесса в детских садах, а также принятия управленческих решений по разработке и утверждению основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Подготовка педагогов к проектированию новой для них программы детского сада вызвала много вопросов и у администрации, и у педагогических работников. Дошкольное учреждение для разработки своей основной общеобразовательной программы должно было выбирать примерную основную образовательную программу дошкольного образования из перечня соответствующих примерных программ, утверждаемого по результатам экспертизы федеральным органом исполнительной власти. За дошкольной организацией закреплялось право коллектива самостоятельно выбирать программу воспитания и обучения детей (комплексную или парциальную), адаптировать и модифицировать ее под существующие федеральные требования или, наоборот, воспользоваться примерными общеобразовательными программами, авторские коллективы которых сделали это самостоятельно. По ФГТ программа определяла содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Основными ее целями являлось формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, формирование предпосылок учебной деятельности, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. В соответствии с ФГТ основная общеобразовательная программа должна была иметь следующую структуру; 1) пояснительная записка; 2) организационный раздел; 3) содержательный раздел. Содержание программы должно было включать в себя совокупность десяти образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы». Данные области призваны были обеспечить разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Необходимо также уточнить, что программа должна была строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Решение программных образовательных задач предусматривалось в совместной деятельности взрослого и детей, а также в самостоятельной деятельности детей, не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Также, в соответствии с ФГТ, большое значение отводится мониторингу детского развития и предъявляется обязательное требование к разработке соответствующих ему диагностических технологий. Предполагалось, что система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы должна была обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы. Мониторинг призван был оценивать динамику достижений детей, и включал описание объекта, форм, периодичности и содержания проверки. Содержание мониторинга необходимо было связать с образовательными программами обучения и воспитания детей. Таким образом, строилась образовательная программа детского сада, и работали дошкольные учреждения по ним совсем непродолжительное время, а именно 2-3 года. Изменение нормативной правовой базы повлекло за собой серьезные перемены, как в организации, так и в содержании работы ДОО. ФГОС ДО определяет эти изменения на сегодняшний день. Понятие «основная образовательная программа» в ФГОС ДО ФГОС ДО – документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольной организации, какие условия нужны для ее реализации, какое содержание необходимо реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. ФГОС ДО призван: • сохранять вариативность программ дошкольного образования; • предусматривать свободу выбора средств, методов, приемов и педагогических технологий дошкольного образования; • учитывать индивидуальные образовательные потребности ребенка; • оценивать динамику развития ребенка в сравнении с самим собой, а не со сверстниками. Руководитель рабочей группы по разработке ФГОС ДО, академик А.Г. Асмолов, определил дошкольный стандарт как стандарт вариативности и развития. Вариативность остается одним из главных направлений в программно-методическом обеспечении всей системы дошкольного образования. Однако сегодня это понятие трактуется несколько иначе. Теперь каждая дошкольная образовательная организация самостоятельно разрабатывает свою основную образовательную программу. Например, в приказе от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» акцент делается на то, что образовательная программа дошкольного образования самостоятельно разрабатывается, утверждается и реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС ДО и с учетом соответствующих примерных(ой) образовательных(ой) программ(ы) дошкольного образования. Такие ПООП ДО служат учебно-методической документацией, позволяющей организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам дошкольного образования, использовать модель для эффективной организации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО. До 2015 года под ПООП ДО понимались все комплексные (вариативные) программы: «Детство», «Истоки», «От рождения до школы», «Радуга» и др. Некоторая путаница в определении того, что же является примерной основной образовательной программой дошкольного образования (п. 1.7 – ФГОС ДО), привела к тому, что в мае 2015 года Федеральным учебно-методическим объединением была одобрена общая для всех примерная программа. Она призвана предоставлять примеры вариативных способов и средств достижения инвариантных целей и ориентиров для ООП ДОО. Большинство комплексных программ получают название – образовательная программа дошкольного образования. Данные программы являются основным наполнением того каркаса, которое дается в ПООП. Обновлять и реализовывать основные образовательные программы по-прежнему будут дошкольные образовательные организации или структурные подразделения дошкольного образования в комплексах, которые продолжат решать важные для образования и государства задачи воспитания и развития детей от рождения до поступления в школу. ПООП имеет рамочный характер, предлагает модульную структуру написания ООП и призвана давать широкую свободу в выборе комплексных, парциальных, а также авторских программ дошкольного образования. Несмотря на высокий уровень информированности сотрудников ДОО о целях, задачах и содержании ФГОС ДО, большинство руководителей и педагогов испытывают психологический дискомфорт, неуверенность в правильности своих управленческих и педагогических действий. Круг основных проблем и педагогических затруднений сводится к тому, что руководители и педагоги недостаточно владеют: • технологиями организации образовательной среды, созданием системы условий в соответствии с ФГОС; • способами проектирования и реализации образовательной программы дошкольной организации в соответствии с ФГОС. Необходим комплексный подход: выделение критериев оценки качества образования, выявление уровня качества в дошкольной организации с учетом выделенных критериев, подбор технологий управления качеством в соответствии с нормативно-правовыми документами. Важна согласованность критериев оценки целей и результатов в методической и управленческой деятельности дошкольной организации. Главнейшее действие при этом – подобрать оптимальные технологии управления качеством, позволяющие эффективно спроектировать образовательную программу детского сада на практике. Написание ООП ДОО требует высочайшей профессиональной квалификации, широкого педагогического опыта, досконального знания нормативных актов, законов, а также открытости к инновационным методам и технологиям дошкольного образования. Необходимое условие – программа разрабатывается на основе Конституции, законодательства РФ и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены международные принципы. Наиболее важным критерием успешного написания ООП ДОО можно назвать знание и понимание основных положений ФГОС ДО. В ООП ДОО должны быть соблюдены основные принципы, прописанные в ФГОС ДО, а именно, принцип развивающего обучения, принцип интеграции, комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. Программа должна реализовываться не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде. Структура образовательной программы должна отражать конкретные условия: • особенности контингента воспитанников, родителей и педагогов; • региональные свойства и возможности; • традиционные, инновационные и авторские педагогические технологии. Важный момент также заключается в том, что содержание программы должно быть направлено на создание социальной ситуации развития ребенка, которая складывается из следующих компонентов: • характер взаимодействия со взрослыми; • характер взаимодействия с другими детьми; • система отношений ребенка к миру, другим людям, себе; • предметно-пространственная развивающая образовательная среда. В соответствии с ФГОС ДО ООП имеет следующую структуру: 1) целевой раздел; 2) содержательный раздел; 3) организационный раздел. В каждом из них отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обе части взаимодополняющие и необходимые с точки зрения реализации требований ФГОС ДО и соотносятся как 60% и 40%. Если в ДОО имеются группы компенсирующей направленности, которые посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, то в программу необходимо включить раздел «Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования». Обязательная часть программы предполагает комплексность подхода с обеспечением развития детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: • познавательное развитие; • речевое развитие; • социально-коммуникативное развитие; • физическое развитие; • художественно-эстетическое развитие. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представляются выбранные и/или разработанные самостоятельно (авторские) программы, которые направлены на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях. Данная часть программы должна учитывать образовательные потребности, мотивы и интересы детей, членов их семей и педагогов конктретной ДОО. Рекомендуется начинать программу ООП ДОО с введения. Во введении следует представить: - основные понятия, условные обозначения, сокращения и др., используемые в данной образовательной программе; - краткую информацию об организации, возрастных группах и особенностях детей, которые воспитываются в данной организации; - информацию о дополнительных образовательных услугах, если таковые имеются. В соответствии с ФГОС ДО в первом целевом разделе образовательной программы выделяются два подраздела. Первый подраздел включает в себя пояснительную записку, которая раскрывает цели и задачи реализации программы, ее особенности, приоритетные направления, а также специфику условий: региональных, национальных, этнокультурных и др., рекомендуется кратко перечислить принципы и подходы к формированию программы. Пояснительная записка в программе также должна включать в себя общие сведения о контингенте воспитанников, кадровом потенциале коллектива и социальном статусе родителей. Отдельно должны быть прописаны характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. Второй подраздел включает в себя планируемые результаты освоения программы. Требования к результатам освоения ООП представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Планируемые результаты освоения программы, входящие в структуру целевого раздела, должны конкретизировать требования ФГОС к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей, а также особенностей развития детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов. Здесь необходимо четко соблюдать требование ФГОС ДО о недопустимости непосредственной оценки целевых ориентиров, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга). Целевые ориентиры не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников. В ФГОС ДО говорится, что «при реализации программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); оптимизации работы с группой детей». Подразумевается, что каждый педагогический коллектив будет самостоятельно решать вопрос о том, в какой форме и как часто будут оцениваться результаты освоения детьми ООП ДОО. Для проведения такого мониторинга в ДОО целесообразно разработать Положение о мониторинге основной образовательной программы. Структура мониторинга в данном положении можно описать как совокупность следующих элементов: субъекты мониторинга, комплекс мониторинговых показателей, мониторинговая деятельность, инструментарий и инструменты мониторинговой деятельности. Прописывается он в вариативной части образовательной программы целевого раздела. Мы предполагаем, что мониторинг соответствия ООП основным положениям ФГОС ДО, как раз может помочь педагогическому коллективу оценить свою работу с точки зрения создания достаточных и эффективных условий для реализации воспитательно-образовательного процесса в современной ДОО. Это позволит избежать многих ошибок, т.к. каждая дошкольная организация разрабатывает мониторинг внутренней оценки качества образования самостоятельно, основываясь на разных критериях и показателях, что часто приводит к необъективности и отсутствию валидности получаемых результатов. За целевым разделом следует содержательный. Это самый объемный раздел образовательной программы, он включает материалы, связанные с проектированием и планированием текущей педагогической деятельности по всем образовательным областям. Главная цель этого раздела – отбор форм организации образовательного процесса, соответствующих поставленным задачам и выбранному содержанию. В содержательный раздел необходимо включить описание: • образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных ООП ДО и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; • вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; • образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (в связи с необходимостью). Отметим, что данный раздел не статичен, он изменяется, дополняется каждый учебный год различными материалами. Третий, организационный, раздел, согласно ФГОС ДО должен включать в себя комплекс условий: «описание материально-технического содержания программы, обеспеченности методическими материалами, средствами обучения и воспитания, распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий». В случае если обязательная часть программы соответствует образовательной программе ДО, она оформляется в виде ссылки на соответствующую образовательную программу ДО. Обязательную часть необходимо представить развернуто. Предлагается выделить семь подразделов и восьмой, если реализуется «коррекционная программа с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами: 1. организация образовательного процесса и организационно-педагогические условия; 2. материально-техническое обеспечение программы; 3. кадровое обеспечение; 4. обеспеченность методическими материалами и средствами обучения; 5. описание психолого-педагогических условий; 6. описание предметно-пространственной и информационно-образовательной среды; 7. финансовые условия реализации программы; 8. описание условий для коррекционной работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами». В качестве дополнительного раздела образовательной программы ДОО необходимо представить «текст ее краткой презентации, которая должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления». Также необходимо поместить ее на сайте образовательной организации. В краткой презентации программы необходимо указать: • «возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована программа; • используемые примерные образовательные программы; • характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей». Таким образом, в образовательной программе ДОО должен быть представлен разнообразный материал, дающий четкое представление о том, как устроен педагогический процесс в данной образовательной организации, какие условия созданы для развития каждого ее воспитанника. ФГОС ДО дает большие возможности в выборе программ и организации педагогического процесса, свободу в отборе различных образовательных технологий и моделей, но существует и высокая ответственность за качество разрабатываемых ООП ДОО. Педагогический коллектив и руководство ДОО должны обладать педагогической эрудированностью, научной добросовестностью, методической грамотностью и творческим потенциалом. Экспертиза программ позволит не только осуществлять оценку и идентификацию их на предмет соответствия основным положениям ФГОС ДО, и защитить ребенка от некомпетентных педагогических воздействий и непрофессионализма, но и поможет создать методические рекомендации по разработке ООП ДОО. Таким образом, образовательные программы дошкольного образования должны разрабатываться и утверждаться организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. Образовательные программы дошкольного образования направлены на «разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности». Программа дошкольного образования в дошкольной образовательной организации должна соответствовать следующим характеристикам ФГОС ДО: I. требованиям к структуре ООП и ее объему; II. требованиям к условиям реализации ООП; III. требованиям к результатам освоения ООП. Требования к структуре ООП и ее объему 1.1 «Соответствие программы законодательно-нормативной базе Российской Федерации. 1.2 Обеспечение развития личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности, интегрирующих пять образовательных областей. 1.3 Характеристика программы: 1.3.1 характеристика обязательной части программы (в том числе в процентном отношении – не менее 60 %); 1.3.2 характеристика части программы, формируемой участниками образовательных отношений (в том числе в процентном отношении – не более 40 %). 1.4 Характеристика основных разделов ООП: 1.4.1 целевой раздел (включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений); 1.4.1.1 пояснительная записка; 1.4.1.2 цели и задачи реализации ООП; 1.4.1.3 принципы и подходы к формированию ООП; 1.4.1.4 характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста; 1.4.1.5 планируемые результаты освоения программы (в том числе с учетом индивидуальных траекторий развития детей); 1.4.2 содержательный раздел (включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений); 1.4.2.1 описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях; 1.4.2.2 описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы; 1.4.2.3 способы и направления поддержки детской инициативы; 1.4.2.4 описание образовательной деятельности по коррекции нарушений развития детей; 1.4.2.5 особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; 1.4.2.6 отражение в программе ООП: - видового разнообразия учреждений; - специфики национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс; 1.4.3 организационный раздел (включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений). 1.4.3.1 материально-технического обеспечения программы ООП; 1.4.3.2 обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания; 1.4.3.3 наличие распорядка и/или режима дня детей различных возрастов; 1.4.3.4 особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (в том числе событийных мероприятий, традиционных событий, праздников). 1.5 Форма представления обязательной части программы и части программы, формируемой участниками образовательных отношений. 1.6 Наличие дополнительного раздела ООП (в том числе презентации)» [111]. 2.2.2 Требования к условиям реализации ООП 2.1 Требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООП: 2.1.1 оценка индивидуального развития детей; 2.1.2 оценка условий для инклюзивного образования; 2.1.3. соответствие образовательной нагрузки требованиям СанПиНа; 2.1.4 комфортность пребывания воспитанников в ДОО; 2.1.5 обеспечение эффективного социального партнерства и/или сетевого взаимодействия. 2.2 Требования к кадровым ресурсам: 2.2.1 квалификация/образовательный ценз (профильность образования); 2.2.2 численность (обеспеченность основным и вспомогательным персоналом); 2.2.3 аттестация педагогических кадров; 2.2.4 участие педагогов в работе экспериментальных площадок и инновационных проектах. 2.3 Требования к материально-техническим условиям: 2.3.1 создание единой информационной системы; 2.3.2 динамика обновления мультимедийной техники; 2.3.4 наличие и эффективность использования Интернет-ресурсов. 2.4 Требования к финансовым условиям реализации ООП: 2.4.1 система дополнительных образовательных услуг для детей дошкольного возраста; 2.4.2 система дополнительных стимулирующих выплат педагогом. 2.5 Требования к развивающей предметно-пространственной среде: 2.5.1 трансформируемость среды; 2.5.2 полифункциональность среды; 2.5.3 вариативность среды; 2.5.4 доступность среды; 2.5.5 безопасность предметно-пространственной среды. 2.2.3 Требования к результатам освоения ООП 3.1 соответствие разделов ООП ДОО целевым ориентирам; 3.2 соответствие результатов освоения Программы возрастным и индивидуальным особенностям ребенка. Контрольные вопросы и задания 1. Заполните таблицу краткой хронологии становления программ дошкольного образования в отечественной педагогической практике: Год Документ, регламентирующий содержание дошкольного образования 1962 1984 1989 1991 1995 2009 2013 2015 2. Какие условия отражает структура образовательной программы дошкольного образования? 3. Охарактеризуйте структуру ООП в соответствии с ФГОС ДО. 4. Что включает в себя введение ООП ДО? 5. Что является содержанием целевого раздела ООП ДО? 6. Что является содержанием организационного раздела ООП ДО?
«Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot