Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Проектирование образовательной среды

  • 👀 1679 просмотров
  • 📌 1634 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Проектирование образовательной среды
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Проектирование образовательной среды» docx
Проектирование образовательной среды Начало формы Понятие «проектирование ОС», моделирование Вопросами моделирования и проектирования безопасной образовательной среды занимались такие современные Исследователи, как Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, И. В. Дубровина, Б, Ф. Ломов, М. В. Осорина, В. И. Панов, В. А. Ле­вин и др. На сегодняшний день существуют следующие модели образовательной среды: • эколого-личностная модель (В. А. Ясвин), • коммуникативно-ориентиро­ванная модель (В. В. Рубцов, Н. И. Поливанова, И. В. Ермакова), • антрополого-­психологическая модель (В. И. Слободчиков), • психодидактическая модель (В. В. Давыдов, В. П. Лебедева, В. И. Панов) Метод научного проектирования основан на разработке сценариев предстоящих действий.   Проектирование - процесс создания проекта т.е. прообраза, прототипа, предполагаемого или возможного объекта, состояния, явления. Проектирование образовательной среды - см. примеры  «Характерной особенностью проектирования является не изучение того, что уже существует, а создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть» (В.В. Давыдов). Главный смысл проектирования в образовании – это обогащение ресурсной базы образования. Проектирование в образовании может выходить за пределы педагогической сферы и включать действия, лежащие в плоскости экономики, права, менеджмента. Проектирование предметной образовательной среды детерминировано целями образовательного процесса. Оно направлено на выработку представлений о такой предметной образовательной среде, в которой можно было бы осуществить образовательный процесс с максимальной эффективностью. Проектируя предметную образовательную среду, мы пытаемся создать условия для возникновения у участников образовательного процесса такого психологического (функционального) состояния, ко­торое способствовало бы высокоэффективной реализации образова­тельной деятельности. Отличительной чертой педагогического проектирования является его направленность на создание и изменение органи­зованных процессов образования, воспитания и обучения. Процесс педагогического проектирования - это создание воспитыва­ющей и обучающей среды. Моделирование является синонимом про­ектирования в узком смысле — как разработка идеальной модели новой образовательной системы, один из инструментов проектирования. Однако при рассмотрении проектирования как специально организованной человеческой деятельности модели­рование предстает частью проектирования. Под моделированием понимается метод исследования объектов различной природы на их аналогах (моделях). Предлагаю ознакомиться с видеозаписью семинара Белькович В.Ю. Модель (от лат. modulus – мера, образец, норма) искусственно созданный образец в виде описания, схемы, формул и воспроизводящий в более простом виде структуру, свойства и отношения между элементами объекта (явления) Модель в педагогическом проекти­ровании позволяет формализовать проектируемые процессы или изучаемые проблемы, что помогает сделать предположе­ние о взаимосвязях, причинах, влияющих на события и, если необходимо, осуществить мысленное моделирование, т.о. про­следить их возможное развитие А.К. Сорина: образовательная среда ДОУ как сложное, многоаспект­ное педагогическое явление может быть описана в виде раз­ных моделей. На уровне индивидуальной пе­дагогической деятельности культурная педагогическая среда ДОУ представлена в виде совокупности локальных образова­тельных сред: параметр «люди» (отличительной особенностью этого вида среды является активная творческая позиция педа­гога) и среда профессионального функционирования педагога (параметр «люди», в ее основе — ориентация педагога на соот­ветствие нормативно-стандартным требованиям к работе спе­циалиста ДОУ). В условиях ДОУ эти виды образовательной среды дополняются предметно-развивающей средой. Конец формы Алгоритм (этапы) проектирования ОС В. А. Ясвин предлагает следующий алгоритм проектирования об­разовательной среды: 1. Определение образовательной идеологии (модальности образовательной среды) и стратегии ее реализации. 1. Определение конкретно-содержательных целей и задач предпо­лагаемого образовательного процесса в данной среде. 2. Разработка проекта соответствующего содержания образователь­ного процесса с учетом иерархического комплекса потребно­стей всех его субъектов.   3. Разработка проекта соответствующей технологической организа­ции образовательной среды на основе организации деятельности, стимулов, взаимодействий. 4. Разработка проекта пространственно-предметной организации образовательной среды, который соответствует принципам ор­ганизации комплексной и гетерогенной образовательной среды. 5. Разработка проекта социальной организации образовательной среды, который удовлетворяет требованиям взаимопонимания и удовлетворенности всех субъектов; преобладания у них по­зитивного настроения; авторитетности педагогов; участия всех субъектов в управлении образовательным процессом, их спло­ченности и сознательности; продуктивности взаимодействия. 6. Проведение экспертизы разработанного проекта образователь­ной среды.   Алгоритм проектирования (И.Г. Шендрик): •  1-й шаг - самоопределение относительно парадигмы проекти­руемого образовательного процесса На этом этапе проектировщику не­обходимо решить вопрос о том, что должно быть результатом органи­зуемого образовательного процесса и какими средствами он может быть достигнут. Например, если на первое место выступают знания, умения, навыки, то имеет смысл ориентироваться на традиционную парадигму. В случае же, когда приоритетом становится развитие личности, необхо­димо реализовывать развивающую парадигму; •  2-й шаг - подготовка реализации избранной парадигмы, кото­рая предполагает конкретизацию представлений об исходном состоя­нии и целях, связанную с критериальным их описанием, обеспечи­вающим возможность осуществления диагностики; выделение усло­вий, способствующих достижению поставленной образовательной цели, т. е. переходу от исходного состояния к конечному; •  3-й шаг - соотнесение выделенных условий с существующими нормативными требованиями с целью определения возможности их использования в образовательном процессе; •  4-й шаг- систематизация выделенных на 3-м шаге условий с целью создания целостного образа среды как системно организо­ванной совокупности условий. Результат 4-го шага - эскиз эффектив­ной образовательной среды; •  5-й шаг - определение возможных способов взаимодействия учащихся и педагога с образовательной средой на основе постановки учебных задач, т. е. определение того, как учащиеся и педагог долж­ны будут взаимодействовать с компонентами образовательной среды, с тем чтобы достигнуть поставленных целей; •  6-й шаг - завершение предварительного этапа проектирования образовательной среды, предполагающее согласованное представле­ние результатов предшествующих шагов в виде ее описания. Структура проекта образовательной среды Структура проекта образовательной среды 1. Название проекта (модели). 2. Характеристика существующей образовательной среды организации. 3. Актуальность проекта. 4. Противоречия и решаемая проблема. 5. Цели и задачи проекта. 6. Объект и предмет проекта. 7. Гипотеза относительно возможностей проектируемой образовательной среды проекта. 8. Теоретико-методологическая основа проекта (какая теоретическая модель образовательной среды, концептуальные педагогические и образовательные идеи лежат в основе вашего проекта). 9. Подробная характеристика компонентов образовательной среды: = субъекты образовательной среды (характеристики основных целевых групп: половозрастные, психологические (уровень развития познавательных процессов), социально-психологические (убеждения, отношения, оценки, вкусы, привычки), педагогические (обучаемость и обученность, воспттуемость и воспитанность), социокультурная характеристика субъектов). = пространственно-предметный компонент; = социальный (коммуникативный); = технологический (пспходндактпческпй). 1. Вид и тип проекта. 2. Сроки проекта. 3. Условия реализации проекта (организационно-педагогические, технологические, экономические). 4. Необходимые ресурсы для реализации проекта. 5. Программа работы с командой проекта (кто будет входит в команду, оценка реальных возможностей проектной команды: какие дополнительные знания, умения, навыки пли опыт деятельности необходимы членам команды для разработки и реализации проекта, наличие проектной культуры). 6. Оригинальность и новизна проекта (научная новизна, инновационность проекта его практическая значимость) 7. План работы над проектом п его последующей реализации (этапы реализации проекта с описанием содержания проектных работ на каждом этапе). 8. Результаты проекта: результат-продукт, результат-эффект. 9. Риски проекта. 10. Мероприятия по преодолению рисков. 11. Количественные п качественные параметры оценки эффективности разработанного проекта. 12. Варианты информирования общественности о результатах реализации проекта образовательной среды. 13. Мониторинг реализации проекта.  
«Проектирование образовательной среды» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot