Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Проектирование образовательной среды
Начало формы
Понятие «проектирование ОС», моделирование
Вопросами моделирования и проектирования безопасной образовательной среды занимались такие современные Исследователи, как Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, И. В. Дубровина, Б, Ф. Ломов, М. В. Осорина, В. И. Панов, В. А. Левин и др.
На сегодняшний день существуют следующие модели образовательной среды:
• эколого-личностная модель (В. А. Ясвин),
• коммуникативно-ориентированная модель (В. В. Рубцов, Н. И. Поливанова, И. В. Ермакова),
• антрополого-психологическая модель (В. И. Слободчиков),
• психодидактическая модель (В. В. Давыдов, В. П. Лебедева, В. И. Панов)
Метод научного проектирования основан на разработке сценариев предстоящих действий.
Проектирование - процесс создания проекта т.е. прообраза, прототипа, предполагаемого или возможного объекта, состояния, явления.
Проектирование образовательной среды - см. примеры
«Характерной особенностью проектирования является не изучение того, что уже существует, а создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть» (В.В. Давыдов).
Главный смысл проектирования в образовании – это обогащение ресурсной базы образования. Проектирование в образовании может выходить за пределы педагогической сферы и включать действия, лежащие в плоскости экономики, права, менеджмента.
Проектирование предметной образовательной среды детерминировано целями образовательного процесса. Оно направлено на выработку представлений о такой предметной образовательной среде, в которой можно было бы осуществить образовательный процесс с максимальной эффективностью.
Проектируя предметную образовательную среду, мы пытаемся создать условия для возникновения у участников образовательного процесса такого психологического (функционального) состояния, которое способствовало бы высокоэффективной реализации образовательной деятельности.
Отличительной чертой педагогического проектирования является его направленность на создание и изменение организованных процессов образования, воспитания и обучения.
Процесс педагогического проектирования - это создание воспитывающей и обучающей среды. Моделирование является синонимом проектирования в узком смысле — как разработка идеальной модели новой образовательной системы, один из инструментов проектирования. Однако при рассмотрении проектирования как специально организованной человеческой деятельности моделирование предстает частью проектирования.
Под моделированием понимается метод исследования объектов различной природы на их аналогах (моделях). Предлагаю ознакомиться с видеозаписью семинара Белькович В.Ю.
Модель (от лат. modulus – мера, образец, норма) искусственно созданный образец в виде описания, схемы, формул и воспроизводящий в более простом виде структуру, свойства и отношения между элементами объекта (явления)
Модель в педагогическом проектировании позволяет формализовать проектируемые процессы или изучаемые проблемы, что помогает сделать предположение о взаимосвязях, причинах, влияющих на события и, если необходимо, осуществить мысленное моделирование, т.о. проследить их возможное развитие
А.К. Сорина: образовательная среда ДОУ как сложное, многоаспектное педагогическое явление может быть описана в виде разных моделей.
На уровне индивидуальной педагогической деятельности культурная педагогическая среда ДОУ представлена в виде совокупности локальных образовательных сред: параметр «люди» (отличительной особенностью этого вида среды является активная творческая позиция педагога) и среда профессионального функционирования педагога (параметр «люди», в ее основе — ориентация педагога на соответствие нормативно-стандартным требованиям к работе специалиста ДОУ). В условиях ДОУ эти виды образовательной среды дополняются предметно-развивающей средой.
Конец формы
Алгоритм (этапы) проектирования ОС
В. А. Ясвин предлагает следующий алгоритм проектирования образовательной среды:
1. Определение образовательной идеологии (модальности образовательной среды) и стратегии ее реализации.
1. Определение конкретно-содержательных целей и задач предполагаемого образовательного процесса в данной среде.
2. Разработка проекта соответствующего содержания образовательного процесса с учетом иерархического комплекса потребностей всех его субъектов.
3. Разработка проекта соответствующей технологической организации образовательной среды на основе организации деятельности, стимулов, взаимодействий.
4. Разработка проекта пространственно-предметной организации образовательной среды, который соответствует принципам организации комплексной и гетерогенной образовательной среды.
5. Разработка проекта социальной организации образовательной среды, который удовлетворяет требованиям взаимопонимания и удовлетворенности всех субъектов; преобладания у них позитивного настроения; авторитетности педагогов; участия всех субъектов в управлении образовательным процессом, их сплоченности и сознательности; продуктивности взаимодействия.
6. Проведение экспертизы разработанного проекта образовательной среды.
Алгоритм проектирования (И.Г. Шендрик):
• 1-й шаг - самоопределение относительно парадигмы проектируемого образовательного процесса На этом этапе проектировщику необходимо решить вопрос о том, что должно быть результатом организуемого образовательного процесса и какими средствами он может быть достигнут. Например, если на первое место выступают знания, умения, навыки, то имеет смысл ориентироваться на традиционную парадигму. В случае же, когда приоритетом становится развитие личности, необходимо реализовывать развивающую парадигму;
• 2-й шаг - подготовка реализации избранной парадигмы, которая предполагает конкретизацию представлений об исходном состоянии и целях, связанную с критериальным их описанием, обеспечивающим возможность осуществления диагностики; выделение условий, способствующих достижению поставленной образовательной цели, т. е. переходу от исходного состояния к конечному;
• 3-й шаг - соотнесение выделенных условий с существующими нормативными требованиями с целью определения возможности их использования в образовательном процессе;
• 4-й шаг- систематизация выделенных на 3-м шаге условий с целью создания целостного образа среды как системно организованной совокупности условий. Результат 4-го шага - эскиз эффективной образовательной среды;
• 5-й шаг - определение возможных способов взаимодействия учащихся и педагога с образовательной средой на основе постановки учебных задач, т. е. определение того, как учащиеся и педагог должны будут взаимодействовать с компонентами образовательной среды, с тем чтобы достигнуть поставленных целей;
• 6-й шаг - завершение предварительного этапа проектирования образовательной среды, предполагающее согласованное представление результатов предшествующих шагов в виде ее описания.
Структура проекта образовательной среды
Структура проекта образовательной среды
1. Название проекта (модели).
2. Характеристика существующей образовательной среды организации.
3. Актуальность проекта.
4. Противоречия и решаемая проблема.
5. Цели и задачи проекта.
6. Объект и предмет проекта.
7. Гипотеза относительно возможностей проектируемой образовательной среды проекта.
8. Теоретико-методологическая основа проекта (какая теоретическая модель образовательной среды, концептуальные педагогические и образовательные идеи лежат в основе вашего проекта).
9. Подробная характеристика компонентов образовательной среды:
= субъекты образовательной среды (характеристики основных целевых групп: половозрастные, психологические (уровень развития познавательных процессов), социально-психологические (убеждения, отношения, оценки, вкусы, привычки), педагогические (обучаемость и обученность, воспттуемость и воспитанность), социокультурная характеристика субъектов).
= пространственно-предметный компонент;
= социальный (коммуникативный);
= технологический (пспходндактпческпй).
1. Вид и тип проекта.
2. Сроки проекта.
3. Условия реализации проекта (организационно-педагогические, технологические, экономические).
4. Необходимые ресурсы для реализации проекта.
5. Программа работы с командой проекта (кто будет входит в команду, оценка реальных возможностей проектной команды: какие дополнительные знания, умения, навыки пли опыт деятельности необходимы членам команды для разработки и реализации проекта, наличие проектной культуры).
6. Оригинальность и новизна проекта (научная новизна, инновационность проекта его практическая значимость)
7. План работы над проектом п его последующей реализации (этапы реализации проекта с описанием содержания проектных работ на каждом этапе).
8. Результаты проекта: результат-продукт, результат-эффект.
9. Риски проекта.
10. Мероприятия по преодолению рисков.
11. Количественные п качественные параметры оценки эффективности разработанного проекта.
12. Варианты информирования общественности о результатах реализации проекта образовательной среды.
13. Мониторинг реализации проекта.