Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Культура никогда не остается неподвижной: она возникает, развивается, деградирует, она распространяется из одной страны в другую, передается от прошлых поколений к будущим. Культурная динамика описывает изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве.
§ 1. Зарождение культуры
Человеческая культура прошла долгий путь. Ее первые признаки появились на заре истории — в первобытном обществе.
Как ни странно, но первоисточником культуры, а затем цивилизации стала хрупкая женщина. Точнее, группа, состоящая из матери и ребенка. Два миллиона лет назад по земле бродили бесчисленные детско-материнские группки, единственным средством выживания которых было фуражирование и собирательство — поиск подножного корма (фруктов, корнеплодов, ягод, орехов). Детско-материнские группы дополнялись одним или несколькими взрослыми мужчинами, следовавшими за ними. Этот исторический период называют периодом предлюдей.
Лишь 400 тыс. лет назад появились существа, которое с большими натяжками можно было окрестить «людьми». Из Африки — прародины всего человечества — через Азию они проникли на юг Европы. Их называют homo sapiens (люди мыслящие). У них были довольно сложный мозг и скелет, похожий на скелет современного человека. В их распоряжении находились простейшие орудия труда. Люди вида хомо сапиенс были организованы в локальные группы численностью 20—30 человек.
Поскольку в это время был уже открыт огонь, вполне вероятно, что и мужчины, и женщины совместно охотились на мелких животных и птиц. Трудовая кооперация представителей двух разных полов дополнялась, по всей видимости, кооперацией социальной. Уже в этот период можно говорить о зарождении протосемьи, зачатков воспитания и социализации подрастающего поколения, в котором принимала участие не только мать, но и отец. Ученые считают этот шаг решительным прорывом к образованию в будущем обществе, ибо отец обучает ребенка прежде всего социальным навыкам.
В промежутке между 100 000 и 75 000 лет тому назад появился более «современный» вид homo sapiens, который эволюционировал к 40 000 году в homo sapiens sapiens. С него берут свое начало все живущие сегодня народы. А поскольку все мы произошли от одного корня, никакая теория о превосходстве одной расы или нации над другими не имеет научной основы. С тех пор тело и мозг существенно не продвинулись вперед. Зато насколько более выразительными стали жесты и манеры поведения, язык и речевой этикет, формы одежды, закрывающей тело, и прически, украшающие человеческую голову. И это лишь немногие штрихи, указывающие на то, как далеко продвинулась человеческая культура с того самого момента, как человек перестал совершенство-ваться биологически.
§ 2. Открытия и изобретения
Не только у культурной статики, но и у культурной динамики есть свои первокирпичики. Ими являются открытия и изобретения.
Открытие — получение новых знаний о мире.
Яркий пример — открытие новых островов и континентов, в частности Америки. Открытие предполагает, что факт, ныне известный, раньше был неизвестен. Оно снабжает человечество новыми знаниями, которые в процессе изобретения соединяются с известными знаниями и порождают новые элементы.
Изобретение — новая комбинация известных культурных элементов или комплексов. Они включают новый способ изготовления вещей, т. е. технологии. Изобретения подразумевают не только технические и научные новации, но и социальные, например, создание новых форм государственного управления. Они подразделяются на материальные и духовные.
Первое крупное изобретение человека — превращение палки и камня в средство обороны от диких хищников, превосходивших человека агрессивностью и силой. Второе — превращение оружия в орудие труда. По времени, возможно, второй процесс был продолжительнее первого. Третье крупное изобретение — «приручение» огня. А дальше технический прогресс пошел резко в гору и изобретения следовали одно за другим. Самыми примечательными явились, пожалуй, изобретения колеса, плуга и письменности. В последние 10 000 лет человечество двигалось вперед гораздо быстрее, чем в предшествующие миллионы лет. За этот период оно прошло путь от каменного века до освоения космоса. Сегодня один человек узнает за один день больше, чем его предок, живший в саванне, узнавал за всю жизнь. Поколение 2000 года, в свою очередь, будет знать в 40 раз больше, чем поколение 80-х. Половину всех своих знаний человечество получило в XX веке.
Специалисты утверждают, что истоки культуры восходят к тому времени, когда наши предки начали иначе относиться к умершим. Ни одно животное не хоронит погибших сородичей. Это делает только человек.
Первым начал хоронить своих предков неандерталец 80—100 млн лет назад.
§ 3. Формы распространения культуры
Изобретения и открытия распространяются на другие культуры тремя основными способами посредством
■ культурных заимствований (целенаправленное подражание),
■ культурной диффузии (стихийное распространение),
■ независимых открытий.
Последний путь означает, что одно и то же изобретение сделали независимо друг от друга в разных странах. Независимые изобретения — открытие одних и тех же культурных черт или образцов в разных культурах как следствие действия одних и тех же потребностей или объективных условий.
Ярким примером независимого открытия служит неолитическая революция (переход от охоты и собирательства к земледелию, приручение животных и окультуривание злаков), которая произошла 7 000 лет назад в Месопотамии и 3 000 лет назад независимо от нее в Месоамерике (цивилизация майя).
Наибольший интерес для культурологии вызывают первые две формы (способа), распространения культуры.
3.1. Культурные заимствования
Культурные заимствования специалисты считают более распространенным источником культурных изменений, чем независимое изобретение. Их относят к мирному способу перенесения ценностей одной культуры на почву другой.
Понятие культурных заимствований указывает на то, что и как именно перенимается: материальные предметы, научные идеи, обычаи и традиции, ценности и нормы жизни.
Один народ заимствует у другого не все подряд, а лишь то, что: а) является близким его собственной культуре, т. е. то, что смогут понять, оценить и использовать аборигены; б) принесет явную или скрытую выгоду, поднимет престиж народа, позволит продвинуться вверх по ступенькам прогресса, даст преимущество перед другими народами; в) отвечает внутренним потребностям данного этноса, т. е. удовлетворяет такие фундаментальные потребности, которые не могут удовлетворить культурные артефакты и культурные комплексы, имеющиеся в его распоряжении.
Распространенным примером престижного заимствования служит мода: один народ или социальная группа заимствуют не то, что им необходимо с утилитарной точки зрения, а то, что считается престижным. Процесс заимствования в таких ситуациях может приобретать цепной характер.
Культурному заимствованию предшествует другое явление, называемое культурным отбором, или селективностью культуры.
Селективность — избирательное отношение к переносу ценностей из одной культуры в другую. Она может быть целенаправленной, сознательной либо стихийной, происходящей в силу объективных условий. Всего выделяют четыре основные причины селективности:
— культура еще не созрела для заимствования данных изобретений;
— новые элементы грозят разрушить сложившуюся в обществе культуру;
— идеология запрещает заимствование новых элементов как «враждебных», «чуждых», «плохих»;
— члены общества не считают, что новые элементы нужны им.
Страна, которая заимствует чужое, называется культурой-реципиентом, а страна, которая отдает свое, именуется культурой-донором. Как правило, культурное новшество ложится на частично подготовленную почву. Это означает, что в культуре-реципиенте должны существовать группы или силы, заинтересованные в перенесении чужого, готовые распространять, внедрять и защищать культурное новшество; причем, выгоды от принятия культурного новшества должны перевешивать выгоды от его отвержения. Однако на практике подсчитать плюсы и минусы не удается. Возможны лишь приблизительные и, как показывает история, очень грубые прикидки.
Когда российская интеллигенция в 90-е годы пошла на заимствование западных рецептов рыночной экономики и вступила на путь «шоковой терапии», она надеялась в одно десятилетие, подобно Польше, проскочить самый опасный отрезок пути и резко повысить эффективность производства. Но жизнь оказалась много сложнее научных расчетов: через десять лет производство в стране почти полностью развалилось, большинство населения обнищало, спонсорство культуры сократилось или прекратилось полностью. Но и при таких результатах никто не берется однозначно утверждать, стоило ли стране браться за экономические реформы или нет.
Культурные заимствования могут быть а) стихийными и неуправляемыми, такими, где отсутствует сознательный отбор культурных инноваций; б) целенаправленными и сознательными. Вторая стратегия культурного заимствования должна проходить все необходимые для культурного отбора стадии, а именно:
■ создание проекта заимствования и его критическая проработка;
■ отбраковка претендентов на культурное заимствование, поиск нужных образцов;
■ практическое внедрение и обеспечение экономической и политической поддержки.
С одной стороны, внедрение культурного новшества идет тем быстрее, чем сильнее страны, откуда заимствуется новшество, и чем сильнее культура-донор оказывает давление на культуру-реципиента.
С другой стороны, внедрение культурного новшества идет тем медленнее, чем сильнее оно навязывается культуре-реципиенту.
Проблема культурных заимствований тесно связана с темой культурной вариабельности, которая указывает на особенности национального характера и национальной психологии, а именно восприимчивость к иной культуре, способность менять свое поведение в зависимости от изменения культурного контекста (например, когда русский попадает в другую страну).
3.2. Культурная диффузия
Культурная диффузия — это взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении. Культурное соприкосновение называется культурным контактом. Он может не оставить никакого следа в обеих культурах, а может закончиться равным и сильным влиянием их друг на друга либо не менее сильным, но односторонним влиянием.
Проникновение американской культуры на Европейский континент во второй половине XX века оказалось столь мощным, что породило особый феномен, названный «вестернизацией». В свою очередь, и американская культура, давшая миру огромное число открытий и изобретений, раньше формировалась благодаря целенаправленным заимствованиям, стихийным проникновениям.
Каналами диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др. Китайский повар, плававший с великим путешественником Марко Поло, принес рецепт спагетти в Италию, а столетие спустя итальянские иммигранты завезли его в Америку. Миссионеры принесли в развивающиеся страны не только новый религиозный кодекс, но также новые обычаи в поведении, одежде, гигиене, школьном обучении.
Распространение, или диффузия, культурных инноваций по своему вектору принимает два направления — горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное распространение наблюдается между несколькими этносами, равными по статусу группами или индивидами, поэтому его еще можно называть межгрупповой культурной диффузией. Вертикальное распространение элементов культуры происходит между субъектами с неравным статусом, поэтому его можно именовать также стратификационной культурной диффузией. Скажем, заимствование милиционерами лексических формул из воровского жаргона надо считать горизонтальным распространением, а заимствование аристократией элементов простонародного говора — вертикальным.
Культурная диффузия может происходить не только между странами и народами, но также между группами и классами. Межгрупповая диффузия давно отмечается криминалистами, которые заявляют, что разговорный язык, манера поведения и общения милиционеров в СССР, а сейчас и в России стала походить на стилевые особенности преступной субкультуры. Жестокость обращения милиционеров, долгое время сталкивавшихся с преступниками, перенята в значительной мере у них. В профессиональный лексикон блюстителей порядка вклиниваются элементы криминального сленга. Стратификационная диффузия выражается в двустороннем процессе:
■ средний и низший классы перенимают у высшего класса элементы высокой моды, престижного потребления, литературный язык и др.;
■ высший класс перенимает у нижестоящих страт формы более раскрепощенного поведения, упрощенной манеры одеваться.
Одежда, символизирующая статусные различия людей, в современном обществе превращается в сферу пересечения классов и сословий, в канал диффузии культурных ценностей из одной страты в другую. Среднему классу сегодня по карману купить модную одежду, которую прежде носил только высший. Высококвалифицированные рабочие, например техники по ремонту телеаппаратуры, являются на работу в костюмах и галстуках, которые прежде служили отличительным символом высшего, а затем среднего класса.
Другой пример стратификационной диффузии — изменение культурного статуса бильярда. Впервые бильярд появился как игра джентльменов в высшем классе Англии и Америки. Позже произошла его культурная диффузия в низшие классы. К середине 20-х годов XX века в США насчитывалось 42 тысячи бильярдных клубов (poolroom), но к середине 60-х их число сократилось до11 тысяч. Закат этого величайшего культурного института для мужчин-американцев был неизбежным постольку, поскольку радикально изменился весь строй культуры: усилилась роль женщины в семье, которая смотрела на мужские развлечения неодобрительно, повысился уровень образования населения, и заниматься бильярдом, ставшим символом социальных низов, было уже непрестижно. Американские мужчины стали больше ориентироваться на семейный досуг, нежели проведение свободного времени в сомнительных закрытых для женщин заведениях.
Культурная диффузия — двусторонний процесс: высокая культура проникает из высших страт в низшие, массовая культура распространяется в обратном направлении
В традиционном обществе существовала ярко выраженная символическая поляризация населения. Сегодня культурологи отмечают, что эталоном стиля и образа жизни для высшего и низшего классов становится средний класс. Пирамида как бы сплющивается к середине, полюса притягиваются тем, что является общим для всех.
Таким образом, стратификационная диффузия распространяется не только снизу вверх или сверху вниз, но также в двух направлениях, действуя циклически и возвращаясь в модифицированном виде, в исходную точку по схеме «подъем—спуск—подъем» и наоборот. Такое перемещение называют еще культурной ротацией.
Культурная диффузия несет обществу как позитивные, так и негативные сдвиги. Проникновение высокой культуры в средние и особенно низшие страты, с одной стороны, означает ее демократизацию и просвещение населения, а с другой — ее примитивизацию, граничащую с опошлением. Культура действительно становится все более демократичной и проникает в широкие массы, однако это справедливо только для одной ее части для активного досуга и занятий спортом, но несправедливо для высокой культуры. Ею по-прежнему занимаются преимущественно те, кто находится в верхней половине социальной пирамиды.
3.3. Континуум форм распространения культуры
Рассмотренные три формы распространения культуры можно считать общими. Внутри них выделяются частные формы, представляющие собой конкретные культурные практики заимствования новшеств.
Все многообразие частных форм распространения культуры — от торгового обмена народов и туризма до колонизации и насильственной русификации (американизации, европеизации) — можно расположить на некотором континууме. Полюса такого континуума представлены двумя противоположными формами распространения: стихийное (нецеленаправленное) и организованное (целенаправленное) распространение.
Организованной формой является только такой способ, при котором в качестве основной цели сознательно выдвигается навязывание, перенесение или заимствование культурных образцов у другой страны. В этом смысле миссионерство и шпионаж своей главной целью имеют в одном случае — насаждение другим народам своей религии (христианства, ислама, буддизма), а в другом — заимствование культурных нововведений: чертежей ядерного оружия, промышленных секретов и т. п. Торговля между странами, хотя и является насквозь организованным процессом, относится к стихийным формам потому, что культурный обмен выступает побочным эффектом, а на первом месте стоит купля и продажа товаров и получение прибыли (т. е. экономические цели).
К организованным формам относятся экономическая помощь развитых стран слаборазвитым, так как она оказывается при условии, что в странах-реципиентах произойдут демократические преобразования и будут усвоены культурные ценности капитализма. Колонизация располагается посредине. Ее главная цель — добыча новой и дешевой рабочей силы в Африке, а вовсе не распространение западной культуры. Оно происходит позже — как побочный эффект.
К стихийным формам следует относить лишь те способы распространения культурных артефактов, которые возникают сами собой, никем заранее не планируются, не управляются, никак не организуются и не оцениваются. Они возникают в точках массовых этнических контактов. Стихийные формы растянуты во времени, а организованные сжаты, поскольку они планомерно внедряются правительством или местными властями.
Организованное распространение нередко принимает форму насильственного культурного внедрения. Оно осуществляется по-военному быстро, эффективно, но держится краткое время, часто вызывая народные возмущения. При стихийных формах процесс идет медленно, но новшество приживается надолго. Часто новое синтезируется и органично уживается со старым.
Наиболее яркий пример — распространение европейской обуви на Востоке. Устройство интерьера национального дома корейцев и японцев (несмотря на значительные различия) на протяжении многих столетий выработало у этих народов обычай разуваться и переобуваться, входя в помещение. В результате в современном быту корейцев и японцев преобладает нешнурованная европейская обувь, широко распространены всевозможные приспособления для надевания обуви, туфли-слипперы используются не только в домашнем быту, но и на производстве, в транспорте. В Корее обычай переобуваться сохраняется даже при входе в жилое помещение, обставленное европейской мебелью. Домашние туфли стали непременной деталью сервиса европейских отелей в Корее и в Японии. Кроме того, в Японии в самолетах и в железнодорожных вагонах в креслах устраивают специальные приспособления, которые предусматривают употребление их в одном положении для опоры обутых ног, в других — для опоры разутых. Обычай корейцев обязательно перед едой мыть руки или протирать их влажным полотенцем привел к тому, что деталью костюма корейского рабочего или строителя, одетого по-европейски, стало заткнутое за пояс с правой стороны свернутое полотенце.
§ 4. Культурные реформы и революции
История свидетельствует, что ни одно общество не стоит на месте: оно либо прогрессирует, либо регрессирует. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе. В противном случае имеет место регресс.
Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом. Прогресс — глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении истории. Регресс — локальный процесс, охватывающий отдельные общества в короткие промежутки времени.
Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй — революционным. Реформа — частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Революция — комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.
Реформы — целенаправленный, заранее планируемый и определенным образом организуемый процесс, а культурные революции происходят стихийно, хотя их ядром всегда выступает некий организующий центр, например политическая партия. Культурная революция в Китае в 60-е годы XX века происходила под руководством коммунистической партии, но проходила зачастую в стихийных формах и в конечном итоге привела к качественному изменению социальной и культурной обстановки в стране (но не к политическим и экономическим реформам). Подверглись репрессиям сотни преподавателей университетов, тысячи неугодных властям деятелей культуры и науки, разорены буддистские храмы, многие памятники культуры.
Революции бывают научные, религиозные, управленческие, технические, социальные, политические и экономические. Переворот, совершенный в астрономии Коперником, называют революцией. Революцию в науке совершили теория относительности Эйнштейна и открытие электрона. Археологи говорят о неолитической революции, специалисты по управлению — о менеджерской революции и т. д.
По своей продолжительности реформы и революции могут не различаться. Таким образом, многие революции (хотя и не все) и реформы как совокупность преднамеренных и организованных действий, заканчиваются лишь тогда, когда достигнута главная цель.
Самой величайшей революцией в истории считается неолитическая. С ней не сравнится никакая другая, хотя освоение космоса и достижения электроники часто называют важнейшими революциями в истории человечества. На самом деле, полагают археологи и этнографы, открытия последних 10 тысяч лет не идут ни в какое сравнение с тем грандиозным скачком, который совершило человечество благодаря одной из самых разумных революций — приручению животных и окультуриванию растений.
Развитие общества означает, что на смену старому приходит новое. Такой процесс называют либо прогрессом (поступательным движением вперед), либо социальным нововведением (процессом внедрения в практику научных проектов и идей).
Однако прогресс общества невозможен без сохранения старого, если это старое заслуживает быть сохраненным для потомства.
§ 5. «Культурный лаг»
«Культурный лаг» описывает ситуацию, когда одни части культуры изменяются быстрее, а другие медленнее. Это понятие ввел У. Огборн. Он предположил, что ценностный мир человека не успевает приспосабливаться к слишком быстрым изменениям в материальной сфере. Особенно страдает от этого молодежь. Ее духовный мир не меняется столь быстро, как материальное положение.
Иногда между культурной и социальной динамикой происходит разрыв во времени. В обществе уже появились технологические изобретения, а культурной и социальной адаптации к ним населения не произошло. Это и есть «культурный лаг». К примеру, изобретение пишущей машинки и автомобиля сулило обществу серию радикальных изменений, но, хотя пишущая машинка сулила качественное облегчение канцелярской работы, американские женщины не спешили идти работать в офис. Над ними тяготели традиционные ценности семейного уклада, согласно которым женщина должна сидеть дома и заниматься хозяйством. Понадобилось 50 лет на то, чтобы сломались привычные стереотипы, изменились культурные ценности и появилась новая социальная роль деловой секретарши.
Серьезные изменения в культурной жизни Америки вызвал автомобиль. Мужчины, особенно подростки, восприняли его как диван на колесах, на котором можно проводить свидания с возлюбленной. Тинейджеры ускользали на своих верных друзьях от родительского ока и контроля школьной администрации. В обиход вошли новые образцы отношений между юношей и девушкой. В результате изменились нормы, регулирующие время вступления в брак, добрачные отношения и связанные с ними социальные отношения. Неправильно считать пишущую машинку и автомобиль прямой причиной этих изменений, но, несомненно, они стимулировали их.
«Культурный лаг» описывает не только западное общество. У российской молодежи уровень духовной культуры не ниже, чем у западной, но уровень материальной культуры в стране отстает от западного на столетия.
С понятием культурного лага тесно связано другое, которое называют культурным запаздыванием.
Культурное запаздывание происходит в тех случаях, когда нематериальная (духовная) культура не успевает приспособиться к опережающему развитию материальной культуры, например научно-технического прогресса. Переход России в конце 80-х годов XX века от социалистической стратегии развития к капиталистической повлек за собой образование новой, рыночной финансовой структуры. Однако традиции, обычаи, ценностные ориентации и взгляды большинства населения отражали предшествующий этап развития.
§ 6. Культурная трансмиссия
Культурная трансмиссия — процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через обучение. Культурная трансмиссия делает возможным такое явление, как преемственность культуры, ее непрерывность во времени.
Последовательная смена циклов развития культуры в рамках одного народа или страны должна происходить так, чтобы от поколения к поколению передавались базисные элементы культуры, а видоизменялись лишь второстепенные. Преемственность обеспечивается непосредственным контактом живых носителей культуры, выступающих в роли учителей и учеников. Для этого надо, чтобы в исторических катаклизмах (революциях, войнах, конфликтах) не погибали те, кто считается хранителем культурных ценностей — народы, сословия, большие группы (об этом говорилось в связи с проблемой геноцида). В противном случае происходит разрыв культурной цепи.
Поскольку любая культура развивается во времени, значительная часть из прошлого культурного наследия, доказавшая свою ценность, сохраняется на новом этапе. Разрыв культурной цепи происходит в тех случаях, когда неожиданно меняется образ жизни людей — носителей данной культуры. Хотя подобное неоднократно случалось в истории многих стран, полного разрыва с прошлым никогда не было. Преемственность или непрерывность культуры доказывает ее жизнеспособность. В 1917 году в России произошел полный разрыв с прошлой культурой и она искусственно подавлялась в течение 75 лет. Но через 75 лет в России вновь вернулись к ценностям прошлой, дореволюционной культуры. Возврат стал возможным благодаря тому, что сохранились, хотя и в небольшом количестве, памятники материальной культуры (церкви, книги), живые носители культуры (старожилы и представители Русского зарубежья), а также некоторые традиции, обычаи, трудовая этика, религия, историческая память народа.
§ 7. Культурная аккумуляция
Благодаря культурной трансмиссии каждое последующее поколение получает возможность начинать с того, на чем остановилось предыдущее. Молодое поколение добавляет новые знания к уже накопленному богатству. Аккумуляция имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. Напротив, когда в течение конкретного периода исчезает больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении.
Культурная аккумуляция представляет собой такой процесс, конечным завершением которого выступает образование культурного наследия. Мы уже встречались с этим понятием в первых главах и выяснили, что оно описывает ту часть материальной и духовной культуры, которая создается прошлыми поколениями и передается следующим как нечто ценное и почитаемое.
Общество, поддерживая свою культуру, создало систему культурных учреждений, призванных аккумулировать культурное наследие, сохранять и передавать его следующим поколениям. В частности, к ним относятся музеи и библиотеки.
7.1. Музеи
Музеи (от греч. museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
Первые музеи как «храмы муз» появились в античной Греции, где считались местом созерцания, познания окружающего мира, раздумий и философских размышлений. Здесь собирались древние философы, поэты, музыканты и артисты, состязались в своем мастерстве, здесь хранились произведения искусства и культовые предметы, т. е. было представлено в зачаточном состоянии первое, социокультурное значение музея — научно-просветительское.
Музеи существовали не только в храмах и святилищах, но и в домах именитых аристократов, где веками, из рода в род, накапливались предметы искусства, дорогие предметы домашнего обихода и дары, приносимые подданными в подтверждение их верности. В Акрополе в Афинах, в Дельфийском храме, в Олимпии, в Киренах количество статуй, ваз, тканей, ювелирных изделий выросло настолько, что они уже не помещались в храмах и для их хранения строились дополнительные помещения.
В Афинах в Ликее, основанном Аристотелем в 335 году до н. э., была собрана коллекция естественнонаучных памятников, которая использовалась в образовательных целях. По существу, это был первый социальный институт, который выполнял функции современных музеев (информационные, демонстрационные, просветительские) и при этом оказывал эстетико-эмоциональное воздействие. Наиболее значительными хранилищами картин эллинистической эпохи являлись пинакотека, созданная на Акрополе в Афинах, Александрийский музей (основан около 290 г. до н. э.) и Пергамская библиотека (III в. до н. э.) — крупнейшее в античности хранилище книг и художественных ценностей.
Для эпохи Ренессанса характерен повышенный интерес к наследию прошлого, особенно во Флоренции XIV—XV веков. Многие состоятельные торговые флорентийские купцы и аристократы увлекались составлением коллекций монет, печатей, гемм, камей, медалей, гобеленов, икон, скульптур, живописи, редких книг, предметов вооружения. Первое место среди флорентийских коллекционеров по широте интересов принадлежало роду Медичи. К XV—XVI векам относится время создания одного из старейших в Европе музеев — галереи Уффици во Флоренции. Так, на рубеже XIV—XV в. был сделан шаг от бессистемного собирательства к появлению собраний, имеющих культурную и научную направленность. Стали образовываться кунсткамеры, кабинеты редкостей, мюнц-кабинеты, галереи, пинакотеки. В XVI веке возникли первые публичные музеи в Венеции, Англии, Франции и Швейцарии.
В России первые музеи появились несколько позже, чем в Западной Европе. Первое упоминание об Оружейной палате Московского Кремля относится к XVI веку. Большую роль в создании художественных музеев сыграла Екатерина И. Она приобретала в Западной Европе собрания классической живописи и учредила Эрмитаж, ставший общедоступным музеем.
Сегодня специалисты различают три типа музеев (научно-просветительские, исследовательские, учебные) и множество профилей: исторические, художественные, технические, сельскохозяйственные, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные, мемориальные, комплексные, краеведческие и др.
Благодаря бережному подходу к отбору, хранению и экспонированию предметов, музеи и галереи создают эталонные культурные среды. В этом заключается их важнейшая культурная функция. Действительно, в музеях хранятся наиболее ценные произведения, а не то, что случайно принесли посетители. Не менее важна просветительская функция музеев.
7.2. Библиотеки
Библиотека (от греч. biblion— книга и ...тека) — учреждение, организующее сбор, хранение, общественное пользование произведениями печати.
Памятники письменности начали собираться, каталогизироваться и храниться в глубокой древности (в Ассирии, Древнем Египте, Греции и Риме). Первые библиотеки появились во 2 тысячелетии до н. э. Первая публичная библиотека функционировала уже в V векe до н. э. (при Писистрате в Афинах). Широкое распространение библиотеки получили в монастырях раннего средневековья, а новое качество получили в XV веке после изобретения книгопечатания. В XIX веке публичные библиотеки становятся массовым явлением. В России монастырские библиотеки появились в X—XII веках, а первые светские — в XVIII веке при Академии наук и Московском университете.
Библиотеки подразделяются на массовые (публичные) и специализированные (научные и технические). К массовым относятся школьные, районные, городские, республиканские библиотеки. Они могут далее классифицироваться на общедоступные, юношеские, детские. Для массовых библиотек главное — доступность фондов для читателя.
В специализированные библиотеки доступ ограничен. Некоторые специализированные библиотеки несут так называемую мемориальную функцию — хранят обязательный экземпляр печатной продукции, подлинные или уникальные документы. Для таких библиотек основным являются книжные фонды как таковые, а затем уже использование их читателями.
Наиболее крупные библиотеки работают одновременно в массовом и специализированном режимах. Знаменитая библиотека им. В.И. Ленина хранит обязательные экземпляры, ведет широкую научно-исследовательскую деятельность, допускает в свои фонды специализированные категории читателей (научный зал для кандидатов и докторов наук) и массовый контингент.
Термин «библиотека» применим не только к учреждениям, но и к личным (домашним) собраниям произведений печати. В нашей стране домашние библиотеки стали массовым явлением в 70—80-е годы, когда большинство населения получило среднее, а значительная часть и высшее образование. Сформировалась широкая прослойка читающей публики, иметь личную библиотеку стало модным. Она служила показателем определенного уровня культуры.
§ 8. Интеграция и диверсификация
Под культурной интеграцией подразумевается такая взаимосвязь различных частей или элементов культуры, когда эти элементы объединяются в некую целостность. Интеграция или единство культуры создается благодаря близости или сходству основных элементов культуры и различию неосновных, неглавных элементов.
166
Уже говорилось о нормативной системе культуры, которая выступает фундаментом целостности и интеграции общества. Она обеспечивает порядок, устанавливает правила поведения, которым подчиняются все люди. В данном случае интеграция рассматривается на другом уровне или, лучше сказать, в ином ключе — через эмпирическое сходство культурных черт, единство образа жизни людей, принадлежащих к одной культуре. Оба аспекта чрезвычайно важны для понимания тех процессов, благодаря которым разрозненная сумма индивидов одной национальности превращается в качественно новое формирование — единый народ, обладающий собственной культурой.
Если различие культурных черт затрагивает не второстепенные, а главные элементы, то единая культура распадается на множество культур. Распадение необязательно сопровождается катастрофой и гибелью народа, хотя подобное случалось в многовековой истории человечества.
Такой процесс может быть частичным и представлять собой не что иное, как увеличение степени разнообразия культуры. В этом случае надо говорить о диверсификации культуры. Она выражается в форме разветвления доминирующей культуры на множества субкультур. Правовое закрепление культурного самовыражения для каждого человека и каждой народности, входящей в состав доминирующей нации, создает особое явление, называемое культурным плюрализмом. О нем мы говорили в связи с этническими конфликтами и межкультурным общением.
Культурная дифференциация предполагает, что живые носители культуры принадлежат к разным социальным группам, занимают неодинаковое общественное положение, т. е. имеют неравные социальные статусы, и поэтому создают разные виды культуры. В таком случает она отражает социальную либо половозрастную дифференциацию. Как правило, каждая социальная или демографическая группа формирует свою субкультуру.
§ 9. Культурная экспансия
Культурная экспансия (от лат. expansio — распространение) представляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы.
Человечество во второй половине XX века явилось свидетелем беспрецедентной культурной экспансии США, которая происходила во многих странах мира. После Второй мировой войны она коснулась стран Западной Европы, в 60-е годы — Японии, в 70-е — стран Латинской Америки, в 90-е — России.
Долгие годы наша страна оставалась в политической и культурной изоляции от Запада. Такие страны называют закрытыми. Благодаря этому широкомасштабного проникновения ценностей американской культуры в советское общество не происходило, а отдельные культурные заимствования, например, модных причесок, танцев и эстрадных песен, жестко карались государством.
Однако в 80—90-е годы российское общество стало более открытым и доступным внешним влияниям. Открытие государственных границ одновременно означало открытие культурных. Участились взаимные поездки делегаций, оживился туризм, телевидение стало транслировать все больше западных фильмов, увлечение зарубежной модой перестало преследоваться. Специалисты начали говорить о начале вестернизации российской культуры.
К концу 90-х годов большинство деятелей культуры осознали, что вестернизация — пагубная для отечественной культуры тенденция, которую необходимо переломить, создавая собственное искусство нового поколения. Появляются фильмы, которые получают не только национальное, но и международное признание. Похожие процессы стали происходить и в других областях российской культуры. Можно утверждать, что от культурного шока вестернизации российское общество оправилось быстрее, чем многие другие страны. Причиной служит то обстоятельство, что за многие века Россия успела сформировать мощные пласты самобытной национальной культуры.
В 80—90-е годы правительства многих европейских и неевропейских стран начали проводить целенаправленную политику ограничения доступа американских кинофильмов на национальные культурные рынки. Метод квотирования (разрешение ограниченного определенной долей, выраженной в процентах, количества иностранных фильмов в сравнении с национальными, которым уделялась преимущественная доля) постепенно оправдывал себя. Сегодня Индия, Мексика, Франция, Япония и ряд других стран зависят от американского кинобизнеса в гораздо меньшей степени, способствуя развитию и укреплению национальной культуры.
Чем шире изучается английский язык во всех странах мира, тем больше будет потенциальных мигрантов в США. То же самое следует сказать об улучшении транспортных средств и воздействии телевидения. Иными словами, вестернизация слаборазвитых стран ведет к росту потенциальных мигрантов в развитые страны, поскольку западные стандарты жизни, на которые ориентируется все большая часть населения земли, не всегда удается удовлетворить на родине.
§ 10. Модернизация культуры
Вестернизация выступает частью более общего процесса, которые получил в литературе название модернизации.
Теория модернизации, появившаяся в середине XX века, опирается на понятие социального прогресса, ибо предполагает, что все общества, в какую бы эпоху они ни существовали и в каком бы регионе ни располагались, вовлечены в единый, всепоглощающий, универсальный процесс восхождения человеческого общества от дикости к цивилизации. Прогресс науки и техники ведет к всемирному процветанию и решению всех социальных проблем. В этом потоке культурное своеобразие каждой страны как бы отступает на второй план, а на первый выходит то, что их объединяет — система общечеловеческих ценностей.
Термин «модернизация» относится не ко всему периоду социального прогресса, а только к одному его этапу — современному. Поскольку современный период человеческой истории датируют с момента зарождения капитализма, суть модернизации связывают со всемирным распространением ценностей и достижений именно этой формации. Конкретно речь идет о рационализме, расчетливости, урбанизации, индустриализации. Лидеры модернизации — США и Западная Европа — целиком и полностью приобщились к ним и добились потрясающих экономических результатов. Но ничто не мешает отставшим в своем развитии странам Азии, Африки и Латинской Америки догнать их, используя западные технологии, капиталовложения и опыт, как это сделала Япония. Так рассуждают авторы теории модернизации.
Она призвана объяснить то, каким образом запоздавшие в своем развитии страны могут достичь современной стадии и решить внутренние проблемы, не нарушая очередности этапов. Модернизация указывает способ вхождения в мировое сообщество, под которым понимается мировая экономическая система капитализма.
Итак, под модернизаций понимается революционный переход от доиндустриального к индустриальному, или капиталистическому, обществу, осуществляющийся путем комплексных реформ, растянутых во времени. Она подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества.
Специалисты различают два вида модернизации.
Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Пример: переход Англии от феодализма к капитализму в результате промышленной революции XVIII века и преобразование американского производства в результате внедрения фордизма в первой четверти XX века. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания. Капитализм возник как естественное следствие изменений в укладе жизни, традициях, мировоззрении и ориентациях людей.
Неорганическая модернизация являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ «догоняющего» развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Россия, которая в том числе и вследствие татаро-монгольского нашествия была отброшена в своем развитии на несколько столетий назад, неоднократно пыталась догнать передовые страны. Именно такую цель преследовали петровские реформы XVIII века, сталинская индустриализация 30-х годов XX века, перестройка 1985 года и экономические реформы 1991 —1993 годов.
Неорганическая модернизация совершается путем закупки зарубежного оборудования и патентов, заимствование чужой технологии (нередко методом экономического шпионажа), приглашения специалистов, обучение за рубежом, инвестиций. Соответствующие изменения происходят в социальной и политической сферах: резко изменяется система управления, вводятся новые властные структуры, Конституция страны перестраивается под зарубежные аналоги.
Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Иными словами, органическая модернизация идет «снизу», а неорганическая «сверху». Принципы «модернити» не успевают охватить подавляющее большинство населения, поэтому не получают прочной социальной поддержки. Они овладевают лишь умами наиболее подготовленной части общества. Так было в XIX веке, когда интеллигенция раскололась на «западников» и «славянофилов». Первые выступали за ускоренную модернизацию и механическое перенесение западных образцов, а вторые ратовали за самобытный путь развития, т. е. органическую модернизацию. Численность первых оказалась недостаточной для того, чтобы просветить и настроить широкие массы в пользу рациональных ценностей. Капитализм в России потерпел неудачу.
§ 11. Глобализация культуры
Культурная диффузия, т. е. стихийное и никем не контролируемое заимствование культурных ценностей, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, она позволяет народам больше общаться между собой и узнавать друг о друге. Общение и познание способствует сближению народов. С другой стороны, чрезмерно активное общение и заимствование опасно потерей культурной самобытности. Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение заставили ученых говорить о процессе глобализации современной культуры.
Глобализация описывает ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, благодаря воздействию на людей средств массовой информации. Она способствует расширению культурных контактов между народами и миграции людей.
Глобализация имеет позитивные и негативные стороны. Негативные моменты глобализации кроются в возможности утраты своей культурной самобытности. Происходит это в результате аккультурации и ассимиляции.
Сохранение культурного своеобразия в современном обществе стало оцениваться как высшее достижение цивилизации. Раньше на это не обращали внимания, поэтому одна нация поглощала другую, растворяя в себе без остатка культуру покоренного народа. Так было во времена европейской колонизации в странах Латинской Америки и Африки.
Выражения «социальная политика» и «культурная политика» для большинства людей цивилизованных стран давно стали привычными. Почему для цивилизованных? Да потому, что целенаправленное, основанное на взвешенной концепции управление социальной и культурной сферами общества являются отличительными признаками цивилизованной страны. Привычными они являются, по крайней мере, с середины XX века. Именно тогда начался плановый, глубоко эшелонированный подход к сохранению культурного генофонда всего человечества и каждой отдельной страны в рамках ООН.
Культурная политика — система практических мероприятий, финансируемых, регулируемых и в значительной мере осуществляемых государством (наряду с частными лицами), направленных на сохранение, развитие и приумножение культурного наследия нации.
В области культурной политики чаще всего возникают следующие вопросы: как сохраняется культурное наследие нации и доступно ли оно всем этническим и социальным группам? Все ли используемые языки имеют равный статус и нет ли в данной стране культурной и языковой дискриминации? Является ли официальный государственный язык языком предков, или это наследие колониального господства? В какой степени неосновные языки поддерживаются государством, а в какой они являются заботой семьи и общины? В какой степени эти языки используются для сохранения культурных и социальных различий в обществе, расширения и сокращения антагонизма среди языковых групп?
Культурная политика во многих странах сегодня переориентируется с модели ассимиляции, в которой меньшинства отказываются от своих культурных традиций и ценностей, заменяя их теми традициями, которых придерживается большинство, на мультикультурную модель, где индивид социализируется и к доминирующей, и к этнической культурам.
Так, в США миллионы людей разговаривают на английском и на своем этническом языках, отмечают общенациональные и этнические праздники, изучают историю страны и своей нации.
Глобальная международная миграция стимулируется структурной перестройкой хозяйства слаборазвитых стран: под воздействием механизации и индустриализации, проникших из развитых стран, аграрный сектор сокращается и миллионы сельских жителей вынуждены мигрировать в города в поисках работы. Их притягивает городской образ жизни. Одно временно средний класс горожан, ориентированный на западные стандарты жизни, склонен искать более квалифицированную и престижную работу не у себя на родине, а, скажем, в США или Западной Европе.
NB
■ Культура никогда не остается неподвижной. Культурная динамика описывает изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве.
■ Изобретение — новая комбинация известных культурных элементов или комплексов. Они включают новый способ изготовления вещей, т. е. технологии. Изобретения подразумевают не только технические и научные новации, но и социальные, например создание новых форм государственного управления. Они подразделяются на материальные и духовные.
■ Первое крупное изобретение человека — превращение палки и камня в средство обороны.
■ Второе крупное изобретение — превращение оружия в орудие труда.
■ Третье крупное изобретение — «приручение» огня.
■ Этнографы и антропологи выделили около 200 культурных изобретений, сыгравших решающую роль в истории.
■ Изобретения и открытия распространяются на другие культуры тремя основными способами — посредством:
o — культурных заимствований (целенаправленного подражания),
o — культурной диффузии (стихийное распространение),
o — независимых открытий.
■ Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе. В противном случае имеет место регресс.
o Глобальный всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом.
■ Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй — революционным. Реформа — частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Революция — комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.
■ Самой величайшей революцией в истории считается неолитическая. С ней не сравнится приручение животных и окультуривание растений.
■ «Культурный лаг» описывает ситуацию, когда одни части культуры изменяются
быстрее, а другие медленнее.
■ Культурное запаздывание происходит в тех случаях, когда нематериальная (духовная) культура не успевает приспособиться к опережающему развитию материальной культуры, например научно-технического прогресса.
■ Культурная трансмиссия — процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через обучение. Культурная трансмиссия делает возможным такое явление, как преемственность культуры, ее непрерывность во времени.
■ Культурная аккумуляция представляет собой такой процесс, конечным завершением которого выступает образование культурного наследия. Аккумуляция имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. Напротив, когда в течение конкретного периода исчезает больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении.
■ Под культурной интеграцией подразумевается такая взаимосвязь различных частей или элементов культуры, когда эти элементы объединяются в некую целостность. Интеграция, или единство культуры создается благодаря близости или сходству основных элементов культуры и различию неосновных, неглавных элементов.
■ Если различие культурных черт затрагивает не второстепенные, а главные элементы, то единая культура распадается на множество культур.
■ Диверсификация культуры выражается в форме разветвления доминирующей культуры на множества субкультур.
■ Культурная экспансия (от лат. expansio — распространение) представляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы.
■ Термин «модернизация» относится не ко всему периоду социального прогресса, а только к одному его этапу — современному.
■ Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания.
■ Неорганическая модернизация являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ «догоняющего» развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости.
■ Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Иными словами, органическая модернизация идет «снизу», а неорганическая «сверху».
■ Культурная диффузия — стихийное и никем не контролируемое заимствование культурных ценностей, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение заставили ученых говорить о процессе глобализации современной культуры.
■ Глобализация — ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств, СМИ, экономических связей.
■ Глобализация несет в себе возможность утраты своей культурной самобытности. Происходит это в результате аккультурации и ассимиляции.
■ Сохранение культурного своеобразия в современном обществе стало оцениваться как высшее достижение цивилизации.
■ Культурную политику следует определить как систему практических мероприятий, финансируемых и регулируемых государством, направленных на сохранение и развитие культурного наследия нации.
■ Культурная политика во многих странах сегодня переориентируется на мультикультурную модель, где индивид социализируется и к доминирующей, и к этнической культурам.