Проблемы семейных взаимоотношений. Отношения родителей и детей как психолого-педагогическая проблема
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема: Проблемы семейных взаимоотношений
Отношения родителей и детей как психолого-педагогическая проблема.
В
отношениях
родителей,
педагогов
и
детей
есть
сложная,
парадоксальная проблема. Сложность ее - в скрытом, интимном характере
человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них.
А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители и педагоги
обычно ее не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психологопедагогической информации.
Отношения родителей и детей с годами складываются в определенные
типичные варианты независимо от того, осознаются они или нет.
Типичные
варианты
отношений.
Причины
конфликтов
и
их
профилактика
Вариант А
Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном
общении. Чем же характеризуются такие отношения? Прежде всего, общей
нравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным
доверием, равенством во взаимоотношениях.
Умением родителей чутко
понять мир ребенка, его возрастные запросы. Ребенок каждого возраста
нуждается в особом понимании и особой помощи. Дошкольник - в терпеливых
ответах на вопросы. Младший школьник - в понимании школьных установок.
Подросток
-
в
самоутверждении.
Старшеклассник
-
в
жизненном
самоопределении. Но каждый возрастной этап открывает и свои возможности
участия детей в жизни семьи, их соучастия в заботах родителей.
Вариант Б
Потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в заботы и
интересы детей, и дети делятся с ними. Внешне отношения благополучны,
но некоторые глубинные, сокровенные связи нарушены.
1. Некоторые (пока еще именно некоторые) расхождения между
характером требований и личным поведением («А вы сами всегда так
поступаете? »).
2. Недостаточные чуткость, душевная тонкость, такт родителей в
конкретных ситуациях, недооценка потребности ребенка быть личностью.
3. Подчас родители психологически не «поспевают» за динамизмом
развития детей. («Потому, что родителям хочется, чтобы мы оставались
детьми»). А они уже школьники, подростки, уже старшеклассники, уже
студенты ...Уже имеют свое мнение. Уже не соглашаются. Уже влюбились...»
Вариант В
Скорее родители стараются вникать в интересы и заботы детей, чем
дети делятся с ними. Эта стадия отношений наиболее противоречивая и, на
первый взгляд, странная. Родители стремятся вникать в жизнь детей из самых
искренних чувств любви и внимания. Дети это понимают. Но... не принимают.
Вариант Г
Скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем
скорее родители вникают в интересы и заботы детей. Такой вариант
отношений возникает при чрезмерной занятости родителей собой, работой,
увлечениями, своими отношениями и размолвками.
Вариант Д
Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье
конфликты, и при этом правы (скорее правы) родители. Такого рода
ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей: когда те еще
не могут оценить опыта родителей, их усилий на благо семьи.
Вариант Ж
Скорее правы дети. Конфликтные ситуации могут вызываться
личными недостатками родителей, которые не имеют или не считают нужным
подавлять их в себе, в своих отношениях друг к другу и к детям.
Вариант 3
Конфликты
возникают
по
причинам
обоюдной
неправоты.
Накопившиеся обиды раннего детства и младшего подросткового возраста
переходят
из
стадии
«контрнаступления»,
а
«глухой
затем,
обороны»
если
сначала
родители
не
в
эпизодические
понимают
суть
происходящего, не изменяют тактики своего отношения к детям, в
наступление по всему «фронту» отношений. Военная терминология тут
уместна: это «холодная война» повседневных нервозных стычек.
Вариант И
Кого ты больше любишь? (О различных взаимоотношениях с отцом и
матерью в зависимости от сложившегося характера общений). Как
свидетельствуют факты, в немалом числе семей у родителей нет
необходимости единства действий в воспитании детей.
Вариант К
Полное взаимное отчуждение и враждебность. Можно выделить
несколько наиболее часто встречающихся причин этой трагедии.
1. Педагогическая несостоятельность родителей
2. Другая причина - жестокие, варварские методы «воспитания», в
результате которых дети начинают бояться, ненавидеть, презирать родителей
и любыми путями спасаются от них.
3. Сотворение в семье кумира - обычно единственного ребенка. По
определению П. Ф. Лесгафта - «мягко-забитый тип».
Рациональные условия отношений родителей и детей
Разумная организация семьи
Педагогический такт
Общие увлечения