Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекции для заочников.
Темы лекций:
1.Язык как семиотическая система. Знаковая природа языка.
2. Язык как структура и система: основные языковые единицы, уровни языка, системность языковых единиц.
1.Язык как семиотическая система. Знаковая природа языка.
Язык является одной из большого множества знаковых систем, которыми люди пользуются в целях коммуникации, передавая сообщения о ситуациях в мире, о своих мыслях, чувствах, переживаниях, намерениях, делясь со своими собеседниками информацией о результатах познавательной деятельности. Само слово коммуникация восходит к лат. communico 'делаю общим, делюсь'. Знаки, из которых строятся сообщения, выполняют роль носителей определённых смысловых содержаний.
Знаки как бы замещают предметы, на которые они указывают и которые они называют. Такое замещение в жизни людей имеет место довольно часто. Люди пользуются множеством разнообразных знаковых систем, которые можно классифицировать прежде всего с учётом канала связи. Помимо звукового языка - основной коммуникативной системы, люди пользуются жестикуляцией, мимикой. В их распоряжении имеются как естественные (спонтанно возникшие), так и искусственные, созданные ими же коммуникативные знаковые системы (письмо; сигнализация с помощью технических устройств и прочих средств, светофор, дорожные знаки, языки программирования и т.п.). Сближает все знаковые системы то, что они оперируют созданными человеком условными знаками, передающими определенную информацию.
Специфика языка как знаковой системы
Наиболее сложную и развитую знаковую систему образует язык. Он обладает не только исключительной сложностью строения и огромным инвентарём знаков, но и неограниченной семантической мощностью, т.е способностью к передаче безграничной информации. Практически любая информация, переданная посредством неязыковых знаков (например, дорожных), может быть передана с помощью языковых знаков.
Свойства языкового знака.
1. Двухсторонний характер языкового знака, в соответствии с учением Ф. де Соссюра языковой знак имеет две стороны: означающее или образ предмета и означаемое -выражение, значение предмета.
2. Случайный, условный характер связи означаемого и означающего в языковом знаке (почему стул назвали «стул»? условное название)
3. Чрезвычайная устойчивость языкового знака во времени и вместе с тем возможность изменения либо означающего, либо означаемого (сравнить: слово «тъпътъ» 9 век и «топот» 21 век – изменилась материальная оболочка слова).
Знаки и образуемые ими знаковые системы изучает семиотика (во французской традиции семиология). В развитие этой науки, основы которой были заложены ещё представителями античной и средневековой философской мысли, внесли большой вклад Чарлз Сандерс Пирс (Charles Sanders Peirce), Чарлз Уильям Моррис (Charles William Morris), Фердинанд де Соссюр (Ferdinand de Saussure).
Обе стороны знака взаимно предполагают друг друга. И вместе с тем одно и то же означаемое может соотноситься с несколькими означающими (синонимия), одно и то же означающее может соотноситься с рядом означаемых (синонимия, омонимия).
Заключительные замечания
Теперь можно дать итоговую характеристику языка как знаковой системе:
Язык — лишь одна из большого множества знаковых систем, которыми пользуются люди ради коммуникативных целей, т.е. ради передачи информации, знаний о мире и о себе.
Язык в отличие от всех прочих знаковых систем обладает неограниченной информационной мощностью, так как он способен служить передаче информации любого рода о любом событии, факте, явлении, ситуации реального и представляемого мира. Язык основан на принципе замещения какого-либо предмета, при передаче которого возникает определённый образ.
1) Знак – материальный объект, используемый для передачи информации.
2) Знак – материальный носитель социальной информации. Форма, за которой стоит значение.
Означающее – немотивировано, т.е. произвольно по отношению к данному означаемому, с которым у него нет в действительности никакой естественной связи. Язык – самая сложная из всех знаковая система.
Язык как структура и система.
Язык представляет собой не набор разнородных элементов, а строго организованную систему. Языковая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц, представляющих собой единое целое. Языковая система представляет собой систему разных уровней или ярусов.
Основные уровни языковой системы (от низшего к высшему):
1) Фонемный, фонетический
2) Морфемный, словообразовательный
3) Лексемный
4) Морфологический
5.)Синтаксический
6)Текст
Представление о текстовом уровне введено в научный обиход сравнительно недавно. Текстовый уровень выводит нас за пределы собственно языковой системы в традиционном лингвистическом смысле и связывает язык непосредственно с социумом и культурой, в которых язык функционирует.
Соответственно на каждом из этих уровней существуют свои языковые единицы:
1) Фонема (звук)
2) Морфема (приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс)
3) Лексема (слово)
4) Слово как часть речи
5) Словосочетание, предложение
6) Текстовый.
Между единицами языка существуют парадигматические, синтагматические и иерархические отношения.
Парадигматические – это отношения противопоставленности, взаимосвязи и обусловленности между единицами одного языкового уровня, объединяющие эти единицы в классы (парадигмы). Парадигматические отношения (греч. paradigm – пример, образец) – это отношения, которые объединяют единицы языка в группы, разряды, категории. Элементы, состоящие в парадигматических отношениях, составляют класс однотипных явлений. Парадигматические отношения – это отношения выбора.
Например, на парадигматику опираются система согласных, система склонения, синонимический ряд. При использовании языка парадигматические отношения позволяют выбрать нужную единицу, а также образовывать слова, их формы по аналогии с уже имеющимися в языке, например, падежные формы одного слова, синонимические ряды.
Синтагматические – (соединенное, вместе построенное) отношение сочетаемости между линейно расположенными единицами одного языкового уровня (фонема с фонемой, морфема с морфемой, лексема с лексемой). Синтагматические отношения объединяют единицы в их одновременной последовательности. Это отношения единиц, расположенных линейно, например, в потоке речи. На синтагматических отношениях строятся морфемы как сочетания фонем, слова как совокупности морфем и слогов, словосочетания и предложения как совокупности слов, сложные предложения – как совокупности простых предложений.
Иерархические отношения – это отношения включения между языковыми единицами разных уровней. Иерархические отношения связывают уровни языка между собой, это отношения структурно более простых единиц к более сложным (вспомните: единицы формируются на более низком уровне, а функционируют на более высоком).
Например, единицы низшего уровня могут включаться в единицы более высокого уровня: звук «О» (фонетический уровень) может входить в приставку ПО (морфемный уровень), она, в свою очередь, может входить в состав слова – ПОЕХАЛ; как часть речи это слово относится к глаголам; далее образуем словосочетание с нашим словом, например, ПОЕХАЛ В МОСКВУ, затем мы можем включить это словосочетание в предложение, например, Я ПОЕХАЛ В МОСКВУ НА КАНИКУЛЫ. И завершить наш пример мы сможем текстом, в котором присутствует наше предложение.
Задание: Составить собственный текст с данным предложением, включив его как составную часть в начало, середину или конец высказывания.
Все перечисленные нами типы отношений в системе языка не изолированы, они в той или иной степени определяют и дополняют друг друга.
Таким образом, сохранность языка объясняется устойчивостью его звукового и грамматического строя. Другими словами, устойчивость языка опирается на его системность и структурность. Для языка типична сложная структура взаимосвязанных и разнородных элементов.
Термины система и структура нередко заменяют друг друга, но они совпадают не во всех значениях. В «Толковом словаре русского языка»: слово система (греч. происх., букв. «целое из составных частей»), слово структура (лат. происх., «строение, расположение»)
Система и структура языка подразумевают, что язык имеет внутренний порядок, организацию частей в единое целое. Системность и структурность характеризуют язык и его единицы как единое целое с разных сторон. Под структурой понимается единство разнородных элементов в пределах целого. Система – это единство взаимообусловленных элементов.
Вопросы и задание по лекции:
1. Назовите знаковые системы, что их объединяет?
2. В чем специфика языка как знаковой системы?
3. Практически докажите существование иерархии языковых единиц на примере звука «в».