Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Необходимо ответить НА ЛЮБЫЕ 4 вопроса к лекции :
Контрольные вопросы:
1. Сущность и специфика научной деятельности.
2. Научное исследование: сущность, виды, задачи.
3. Научная проблема, принципы ее определения и формулирования.
6. Система управления как объект исследования.
7. Особенности и трудности исследования систем управления.
8. Основные методологические подходы к исследованию систем управления.
9. Аналитические подходы к исследованию систем управления.
10.Структура системы управления. Структурный анализ.
ЛЕКЦИЯ № 1
ВОПРОС 1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ КУРСА И ПРИНЦИПЫ СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ КУРСА И ПРИНЦИПЫ СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
Управление — одно из самых сложных и вместе с тем самых тонких сфер общественной деятельности. Первоначально оно относилось к сфере управления животными и обозначало искусство управлять лошадьми. Позже это слово перенесли в сферу человеческой деятельности и оно стало обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.
В условиях перехода к рыночной экономике термины «управление», «управленческая деятельность», «директор», «руководитель», «управленец» легко вошли в обиход. И это вполне оправдано, потому что для решения проблем управления в условиях рыночной экономики субъект хозяйствования должен;
• использовать экономические, социологические и психологические методы управления;
• ориентироваться на спрос и конъюнктуру рынка;
• производить те виды товаров, которые пользуются большим спросом у покупателей и могут гарантировать получение намеченной прибыли;
• постоянно стремиться к получению оптимальных результатов при минимальных затратах;
• постоянно ориентировать производственные программы на потребность рынка и т.д.
В рыночной экономике конечный результат деятельности хозяйствующего субъекта может быть получен только в процессе обмена. Субъект хозяйствования должен принимать обоснованные и оптимальные решения, а это вызывает необходимость проведения многовариантных расчетов с привлечением многосторонней информации на базе компьютерной техники.
Труд управляющего (руководителя или менеджера) возник в условиях высокотехнологичного производства, которое требует многосторонней специализации работников, обеспечивающей непрерывность этапов и стадий всего производственного процесса. Поэтому в качестве руководителей (менеджеров) выступают раз-
личные специалисты: экономисты, инженеры, бухгалтеры, психологи, плановики и др., которые работают под руководством менеджера, управляющего фирмой или ее подразделением. При этом независимо от уровня управления термин «менеджер» означает принадлежность к профессиональной деятельности в качестве управляющего. Управление является самостоятельным видом деятельности. Это требует наличия субъекта — профессионала — руководителя, работа которого направлена на объект — хозяйственную деятельность организации в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы и др.).
Отношение к управлению с научной точки зрения зародилось в 20-е 30-е годы XX века, но и в настоящее время продолжает вызывать интерес во всем мире. В общедоступном понимании управление — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
Таким образом, управление можно рассматривать как профессиональную деятельность по управлению людьми в любой отрасли экономики (промышленности, сельском хозяйстве, торговле, строительстве, транспорте, банковской деятельности и т.д.) и в любой сфере деятельности (производстве, сбыте, финансах и др.), если она направлена на получение прибыли (предпринимательского дохода) как конечного результата.
Содержание теории управления можно рассматривать в следующих направлениях: наука и практика управления, организация управления и процесс принятия решений.
1. Управление — это область науки, человеческих знаний, позволяющая дать теоретическую и практическую базу, обеспечивая научными рекомендациями практическую деятельность управленца (руководителя).
2. Управление может также рассматриваться как организация деятельности предприятием, т.е. установления постоянных и временных взаимосвязей между подразделениями предприятия, определение порядка и условий его функционирования.
3. Управление рассматривается также как процесс принятия управленческих решений. Поддержанию непрерывности процесса производства сопутствует множество ситуаций, проблем, которые требуют от руководителя принятия решения.
Таким образом, в чем же сущность управления?
Под управлением понимается основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей системы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве каковой может выступать общество в целом, его отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья (организации, предприятия, учреждения и т.д.), с тем чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, совершенствование и развитие, достижение заданной цели. Процесс управления включает в себя множество разнокачественных компонентов, вследствие чего он исследуется разными науками: политологией, социологией, психологией, экономическими науками.
Каждая специальность или квалификация, род трудовой деятельности имеет свою профессиограмму. Профессиограмма — это всестороннее описание профессии, дающее представление о том, что и как должно выполняться тем или иным рабочим, специалистом, при помощи каких орудий труда, в каких производственно-технических условиях. Она включает и требования, которым должен отвечать исполнитель. Профессиограмма включает, как правило, следующие характеристики: производственно-техническую, экономическую, гигиеническую, медицинскую, социальную, педагогическую и психофизиологическую. Соответственно и руководители как субъекты управления на каждом предприятии работают в соответствие с теми требованиями и нормами, которые им предписаны.
Итак, современный руководитель — это человек, владеющий комплексом теоретических и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и способный управлять интеллектуальными, финансовыми, материальными и сырьевыми ресурсами с целью получения конечного результата. Он должен понимать природу управленческих решений, знать основы организационной структуры, функциональных обязанностей, планирования и прогнозирования, отношения с клиентами, маркетинг, разбираться в современной информационной технологии и средствах коммуникации. Одно из главных качеств — искусство управлять кадрами, отбор, подготовка и распределение кадров, мотивация,
лидерство, улаживание конфликтов, совершенствование психологического климата. Современный менеджер — это философ, инженер, врач, психолог, дипломат, политик и артист в одном лице. Он еще и ученый, обладающий знаниями в области социологии и психологии управления, и обязательно нравственный человек.
Объект изучения социологии и психологии управления составляют люди, входящие в различные формы общественного производства: отрасли, объединения, акционерные общества, предприятия, индивидуальная трудовая деятельность или организации, коллективы людей, отдельные индивиды, целью деятельности которых является выполнение определенных функций. Субъектом социологии и психологии управления выступают люди, государственные структуры и т.д., наделенные управленческими функциями и способные принимать управленческие решения.
Предмет социологии и психологии управления — управленческие отношения в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждое из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и групп.
Другими словами, предметом социологии и психологии является социально-психологическая сторона всего многообразия управленческих отношений, охватывающих людей как членов трудового коллектива (трудовой организации). Это многообразие можно представить в самом общем виде как управленческие отношения:
1) между управляющей и управляемой системами или отдельными их элементами;
2) в управляющей системе;
3) в управляемой системе.
Конкретизируя предмет социологии и психологии управления как совокупность социальных и психических явлений и отношений в организации, можно их представить следующим образом:
• различного рода социальные явления и процессы и учет их в деятельности менеджера;
• психологические факторы эффективной деятельности менеджеров;
• социальные и психологические особенности принятия индивидуальных и групповых решений;
• социальные и психологические проблемы лидерства;
• проблемы мотивации поведенческих актов субъектов управленческих отношений и другое.
Можно утверждать, что в предмет изучения социологии и психологии управления органично входят традиционные социально-психологические явления (лидерство, психологический климат, психология общения и т.п.), социально-психологические проблемы трудовой деятельности (психические состояния в рамках трудовой деятельности, например), общей психологии (психологическая теория деятельности, теория личности, теория развития) и других прикладных направлений психологии.
В социологии и психологии управления можно выделить следующие основные задачи.
Первая — изучение реальных фактов постоянно развивающихся социально-психологических характеристик управленческой деятельности.
Вторая — из огромного многообразия фактов управленческой деятельности выделение наиболее важных и на этой основе определение тенденции развития, разработки социологических и психологических аспектов деятельности человека, группы и организации в целом.
Третья — построение наиболее выраженных направлений и сценариев развития управленческой деятельностью в будущем.
Четвертая — выработка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления, разработка путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности организационных систем.
Из обозначенных задач вытекают и основные функции социологии и психологии управления.
Первая — познавательная. Ее цель информационная — ознакомить с существующими проблемами, как и каким путем их можно решать.
Вторая- — оценочная. Ее цель оценить, в какой мере Соответствует (или не соответствует) требованиям общественного развития существующая система руководства и управления.
Третья — прогностическая. Ее задача направлена на выявление новаций в управленческой деятельности и построение перспективной модели социального управления.
Четвертая — образовательная. Ее задача — на основе изучения существующих в мире управленческий теорий и концепций вооружить управленческие кадры новыми передовыми теориями и технологиями.
Решение обозначенных выше задач опирается на определенные принципы социологии и психологии управления. Принципы — исходные, коренные положения какой-либо теории, учения или науки. Таким образом, принципы социологии и психологии управления можно представить как основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций, важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. Есть разные подходы к градации и характеристики принципов. Нам представляется наиболее удачными принципы, приведенные в учебном пособии Е.М. Бабосова «Социология управления». Наиболее существенные из них таковы;
1. Принцип органической взаимообусловленности и целостности субъекта и объекта управления. Управление как процесс целенаправленного и организующего воздействия субъекта на объект (коллектив, группу, организацию, систему и т.д.) должно составлять единую комплексную систему, имеющую одну цель, связь с внешней средой ради достижения поставленной цели.
2. Принцип государственной законности системы управления организацией, фирмой, учреждением. Суть его такова: организационно-правовая форма фирмы должна отвечать требованиям и нормам государственного законодательства.
3. Принцип обеспечения внутренней правовой регламентации создания, функционирования и развития фирмы (организации). Вся деятельность фирмы должна осуществляться в соответствии с требованиями внутреннего устава (договора),
содержание которого должно отвечать законодательству страны и проходить регистрацию в Минюсте.
4. Принцип найма руководителя: в соответствии с которым решается вопрос о назначении или избрании руководителя. Это определяется содержанием деятельности, целей и задач организации.
5. Принцип единства специализации и унификации процессов управления. Специализация повышает его эффективность, однако ее не всегда можно использовать, поэтому она должна дополняться универсализацией управления, выработкой общих методов,
6. Принцип многовариантности управленческих решений диктуется необходимостью осуществлять выбор одного рационального и эффективного решения из множества возможных, в том числе и альтернативных решений по выполнению функций системы и достижению ею поставленной цели.
7. Принцип обеспечения устойчивости системы по отношению к внешней среде. Устойчивость и стабильность управленческой системы определяется качеством стратегического управления и оперативного регулирования, приводящего к лучшей приспособляемости системы (организации) к изменениям во внешней среде.
8. Принцип мобильности процесса управления. Управление должно быть мобильным и способным приспосабливаться к конъюнктуре рынка, к требованиям научно-технического прогресса.
9. Принцип автоматизации управления. Чем выше уровень автоматизации управления, тем выше качество и ниже затраты. Условием автоматизации управления является развитие унификации и стандартизации элементов управленческой системы, производства, специализации выполняемых функций.
10. Принцип единства руководства: в одной организации должен функционировать один руководитель, должна быть одна программа для разных операций, преследующих одну общую цель.
Применительно к социологии и психологии управления можно пользоваться и такими принципами, как; принцип комплексности и системности, объективности, политического подхода, гласности и плюрализма мнений, демократического централизма, принцип основного звена, проблемной ориентации, конечно-целевой направленности и адресности ж другими.
Безусловно, менеджеру необходимо не только знать принципы управления, но и уметь оперировать ими. Ведь социология и психология управления предоставляет огромное поле творческой инициативы и самодеятельности руководителей в процессе осуществления ими управленческой деятельности.
Социология и психология управления как наука призвана обеспечить социологическую и психологическую подготовку менеджеров, сформировать или развить их управленческую культуру, создать необходимые предпосылки для теоретического понимания и практического применения важнейших проблем сферы управления, к которым следует отнести:
• понимание природы управленческих процессов;
• знание основ организационной структуры;
• четкое представление об ответственности менеджера и ее распределении по уровням ответственности;
• знание способов повышения эффективности управления;
• знание информационной технологии и средств коммуникации, необходимых для управления персоналом;
• умение устно и письменно выражать свои мысли;
• компетентность в отношении управления людьми, отбора и подготовки специалистов, способных к лидерству, к оптимизации служебных и межличностных взаимоотношений среди работников организации;
• способность плакировать и прогнозировать деятельность организаций с использованием средств вычислительной и компьютерной техники;
• умение оценивать -собственную деятельность, делать правильные выводы и повышать свою квалификацию, исходя из требований текущего дня и ожидаемых изменений в будущем;
• развитое представление об особенностях организационного поведения, структуре малых групп, мотивах и механизмах их поведения.
Как управлять людьми с учетом социологической и психологической подготовленности менеджера, можно видеть из следующего примера (Рис. 1).
Установка — это постоянство реакции человека на одни и те же ситуации, события, общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта.
Рис. 1, Система управления людьми
где: В — высокий уровень развития, С—средний, Н—низкий:
Ценности социальные — в широком смысле значимые явления и предметы реальной действительности, их важность для индивида, группы или общества.
Нормы социальные — средства социальной регуляции поведения индивидов и групп. Социальные нормы направляют, контролируют и регулируют различные действия и поведения людей.
Потребности — нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.
Интересы социальные — направленность субъекта, группы или общества на значимые для него (их) объекты, связанная с удовлетворением потребностей, полезностью. Это реальная причина деятельности социальных субъектов, направленная на удовлетворение определенных потребностей, лежащих в основе непосредственных побуждений, мотивов, идей и т.п., определяемая положением и ролью этих субъектов в системе общественных отношений.
Социальная активность — интегрированный показатель, состоящий из трудовой, общественно-политической и познавательной деятельности.
Трудовая активность — это деятельность ради получения какого-то результата. Она в производственной деятельности характеризуется следующими показателями: выполнение производственных заданий (норм выработки), экономия и бережливость, участие в научно-техническом творчестве (рационализации и изобретательстве), участие в повышении качества работы (труда, продукции), рост квалификации, трудовая дисциплина и т.д.
Общественно-политическая активность — участие в различного рода общественно-политических мероприятиях (собраниях, манифестациях, деятельности общественных организаций и т.д.
Познавательная активность — участие в приобретении информации, знаний, художественном творчестве и т.д.
Последовательность (механизм) управленческой деятельности выглядит следующим образом: человек воспринимает из различных источников информацию, сравнивает с имеющейся у него, усваивает или отторгает новую. На основе этой информации у него формируются или пересматриваются установки, ценности, потребности, интересы и нормы. В последующем он их сравнивает с общественно-признанными, принимая или отвергая их. Если данные ценности и нормы отвергаются обществом, то личность будет преследоваться, не восприниматься обществом. Если нет, то личность реализует их в определенной форме своей деятельности, поведения, одобряемого обществом.
Приведенная выше схема показывает, что путем дозированной подачи определенного рода информации можно формировать у большинства людей определенный уровень знания, сознания (с определенными установками, ценностями и нормами) и ожидать соответствующего выделенному типу или виду поведения.
Суть социологического подхода как раз и состоит в том, что в данном механизме управленческой деятельности личность рассматривается через свои социально-демографические, институциональные характеристики с учетом существующей ситуации (с учетом определенных социальных процессов и явлений). Предметом социологического изучения управленческой деятельности являются социальные процессы, протекающие в организациях (предприятиях, учреждениях, формах и др.), рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующих в них людей, объединенных в семейные, профессиональные., территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества.
Суть психологического подхода состоит в рассмотрении индивидов и групп с учетом типа нервной деятельности, психологии межличностных отношений, ее деятельных и познавательных процессов. Предметом психологического изучения управленческой деятельности выступают психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется. Основными психологическими свойствами деятельности являются активность, осознаваемость, целенаправленность, предметность и системность ее строения. В основе управленческой деятельности всегда лежит какой-либо мотив (или несколько мотивов).
Очевидно, что знания по психологии и социологии можно и нужно широко использовать в управленческой деятельности. При принятии какого-либо управленческого решения с позиции знаний социологии необходимо учитывать пол, возраст, образование, социальное положение индивидов, а также, социальные процессы и явления, которые, последуют за принятием управленческого решений и которые необходимо предусмотреть и учитывать. С точки зрения знания психологии важно, по возможности знать при принятии управленческих решений, тип нервной деятельности индивидов, их симпатии и антипатии друг к другу, реакции, и восприимчивость этих решений, формальные и неформальные взаимоотношения.
ВОПРОС 2. УПРАВЛЕНИЕ КАК ТРУДОВОЙ ПРОЦЕСС
Общество, как известно, представляет собой сложную, многоуровневую, целостную и динамически развивающуюся систему. Неотъемлемым атрибутом любой системы, экономической, технической, социальной — является управление, которое обеспечивает ее сохранение и развитие, упорядочение структуры, взаимодействие с окружающей средой и достижение цели (целей) системы. В нашем современном обществе происходят глубинные трансформации: в социально-политической жизни: это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике — от централизованно планируемого развития народного хозяйства к рынку, в духовной жизни — от идеологического монополизма и диктата к плюрализму, в личной жизни отдельного человека — от единообразия ценностных ориентации и смысложизненных установок к свободному выбору жизненной позиции, идеалов, стандартов поведения. В этих условиях идет и трансформация всей системы в управления. Управление все в большей степени выступает как вид трудовой деятельности, как разновидность общественно необходимого труда.
В целях наиболее полного представления о различных видах трудовой деятельности необходимо привести характеристику труда.
Труд — процесс сознательной целенаправленной деятельности людей, с помощью которой они видоизменяют вещество и силы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей. В целях управления трудом при рассмотрении социальной его сущности необходимо исходить из следующих положений.
Во-первых, труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.
Во-вторых, нужно учитывать, что человек, воздействуя на природу, используя и изменяя ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создает материальные (пища, одежда, жилище и т.д.) и духовные блага (искусство, литературу, науку), но и изменяет свою собственную природу. Он развивает свои способности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные качества, формирует себя как личность.
В этой связи трудовую деятельность можно определить как занятость тем или иным видом труда. Понятие «деятельность» применительно к труду как бы подчеркивает два его важных качества: степень активности воздействия человека на предмет труда (вещество природы — сырье, полуфабрикаты и т.д.) и степень прилагаемых при этом интеллектуальных усилий. Такая трактовка понятия трудовой деятельности открывает возможность более широкого (по сравнению с традиционной практикой) -использования комплексного, «деятельного» подхода к решению научно-технических, производственных, экономических, социальных и управленческих задач.
Трудовая деятельность человека осознанна им и целенаправленна. Человека в процессе трудовой деятельности интересует прежде всего конечная цель труда. Он все время стремится повысить его эффективность, то есть получить наибольший результат при наименьших затратах. Это объективно обусловило возникновение кооперированного труда. Под кооперацией понимается такая форма организации труда, при которой много лиц планомерно работает рядом и во взаимодействии друг с другом в одном и том же процессе производства или а разных, но связанных между собой.
С возникновением кооперации, когда люди начинают совместно трудиться над созданием одного или нескольких видов изделий, появляется объективная необходимость в координации и согласовании деятельности участников совместного труда для достижения поставленной цели. В итоге выделяется, формируется и развивается особый вид деятельности — управленческая деятельность. Говоря словами классиков, всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма. Оркестр должен управляться дирижером.
Неразрывная связь между общественным трудом и управленческой деятельностью отражает в своей сложности и многообразии специфику рыночных отношений. Управление как функция общественного процесса труда всегда выражается в конкретной деятельности, во взаимосвязях людей по поводу организации и исполнения ими реальных трудовых актов, поступков операций. Работники, занятые в сфере управления, никогда не действуют в отрыве от того или иного конкретного процесса общественного производства. Поэтому многообразие различных вариантов управленческой деятельности столь же велико, сколь велико разнообразие конкретных проявлений отношений управления в общественном процессе труда. Общее здесь — это цель участников Управления — повышение эффективности коллективного труда. Направленность управления на повышение эффективности труда и следовательно, прямое влияние его на конечный результат позволяют считать сам управленческий труд производительным, определять его как особый вид деятельности — труд по руководству трудом, В роли вида деятельности управление способствует созданию условий для повышения производительности труда. Совместный труд кооперированных работников всегда результативнее, чем работников, выпускающих один и тот же продукт, так как управление нацелено на рациональное использование всех факторов производства. Отсюда управление как вид деятельности является производительным трудом, выполнять который необходимо при всяком комбинированном способе производства.
Управление производством представляет собой целенаправленное воздействие на участников общественного производства (отдельных работников или коллективы) для достижения заранее намеченных результатов. В общем виде управление можно представить как элемент, функция организационных систем, обеспечивающая сохранение определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализации программы, целей деятельности.
Среди различных видов управления (управление маркетингом, спросом населения, товарным предложением, товаропродвижением, качеством продукции, расходами, управление по процессу и т.д.) необходимо выделить управление рынком — как вид деятельности, направленной на обеспечение развития рынка в целях создания условий для обеспечения беспрепятственной реализации товаров и наиболее полного удовлетворения потребностей и платежеспособного спроса.
Основной целью управления является обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы. На каждом уровне управления цели дифференцируются на частные, конкретизирующие подцели. Цели нижележащего уровня выступают в качестве средства достижений вышестоящего уровня. При этом степень общности формулировки цели уменьшается со снижением уровня управления, возрастает степень конкретности, детализации.
Наука управления призвана учитывать и обобщать практику использования отдельных законов общественного развития, принципов и методов, а также факторы построения и функционирования системы управления и соединять их в одно целое. С учетом этого можно следующим образом сформулировать предмет науки управления: законы и закономерности управления как целостного, комплексного и конкретного социального явления. Законы охватывают различные стороны управления экономикой, например, сферы управления в системе производства, основные методы и функции управления, и т.д.
Рассматривая управление как целостную систему, можно выделить в нем обуславливающую часть — управленческие отношения и действующую — собственно управленческую деятельность, выражающуюся в актах и поступках лиц (предпринимателей, администраторов), занятых в управлении. Наряду с этим можно выделить субъект и объект управления.(рис. 3). Субъект формирует цели управления и необходимое управляющее воздействие на объект, оценивает результат. В управлении общественным производством непосредственным объектом выступают трудовые коллективы и отдельные работники. Только через их трудовую деятельность осуществляется воздействие на вещественные элементы производства: орудия и предметы труда. Управление производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин изучается преимущественно техническими науками. Управление как воздействие на людей, имеющих различные интересы, объединенных в группы, коллективы, классы, — наиболее сложный процесс, относящийся к общественным (социальным) наукам.
Деятельность определяется как форма активного отношения субъекта к действительности, направленного на достижение поставленных целей и связанного с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта. Предметом психологического изучения деятельности выступают психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется.
Деятельность предполагает два основных плана характеристики — внешний (предметно-действенный) и внутренний (психологический). Внешняя характеристика деятельности осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета средств и условий труда. Предмет труда — совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в процессе работы должен мысленно или практически оперировать. Средства труда — совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него. Условия труда — система социальных, психологических и санитарно-гигиенических характеристик деятельности. Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, операционных средств ее реализации.
Основными структурными компонентами деятельности являются такие психологические образования, как цель, мотивация, информационная основа, принятие решения, план, программа, индивидуально-психологические свойства субъекта, психические процессы (когнитивные, эмоциональные, волевые), а также механизмы контроля, коррекции, произвольной регуляции и др.
По своему содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определенных универсальных управленческих функций (планирование, прогнозирование, мотивирование, принятие решений, контроль и др.). Система этих функций присуща любой управленческой деятельности, независимо от ее конкретного вида, хотя степень их выраженности может быть различной.
Целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы. Последняя принадлежит к особому типу систем — социотехническим. Исходя из этого, труд руководителя включает два основных аспекта — связанный с обеспечением технологического процесса и связанный с организацией межличностных взаимодействий. Первый аспект обозначается понятием инструментального контура управления, а второй — понятием экспрессивного контура. Эти контуры далеко не всегда гармонично сочетаются между собой и к тому же требуют от руководителя реализации качественно разных способов и форм поведения. В связи с этим возрастает и общий уровень сложности деятельности. Науке управления свойственны:
• конкретно-исторический подход к изучению явлений действительности;
• системный подход, предполагающий одновременный анализ всех главных сторон и аспектов подсистем управления в их взаимосвязи и взаимовлияния;
• рассмотрение системы управления в развитии, учет количественных и качественных изменений ее состава, структуры и функционирования во времени и пространстве.
Существенное значение имеет выяснение сущности и роли методов управления. Под методом управления обычно понимается совокупность приемов и способов воздействия субъекта управленческой деятельности на объект для достижения целей. В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетание, которые органически дополняют друг друга.
В социологии и психологии управления описывается и интерпретируется большое количество методов, применяемых в управленческой деятельности. Это общенаучные, используемые в любой области познания, и специфические, свойственные только управленческой деятельности. Значение общенаучных методов состоит в том, что они позволяют получить достоверную информацию об объеме анализа, дают возможность прогнозировать будущее состояние объекта, указывают средства воздействия, обеспечивающие его желаемое изменение. Такие научные методы, как системный подход, прогнозирование, моделирование, социальный эксперимент, комбинирование, декомпозиция и другие играют существенную роль в эффективности управленческой деятельности.
Применение системного подхода позволяет правильно понять сущность любого социального объекта. Общество, организация, малая группа, любое учреждение функционируют и развиваются в качестве системы, т.е. представляют целостную совокупность множества взаимосвязанных компонентов и их взаимоотношений и взаимозависимости, которые выражаются в свойствах и функциях единого множества. Социология и психология управления всегда связана с решением определенной проблемы. Поэтому, применяя системный подход к анализу общества, социальной общности, группы, индивида, можно выявить всю совокупность условий, факторов, причин, приведших к возникновению,проблемы, возможные пути и средства ее разрешения.
Важное место в управлении занимает прогнозирование. Выборка эффективных решений требует верно предвидеть и предсказать главные направления развития в обществе и других общественных образованиях и действовать сообразно с их закономерностями. Прогнозы нацеливают органы управления на решение перспективных проблем, определяют цель, предупреждают о возможных отклонениях от нее.
Эффективным методологическим приемом в управлении является моделирование. Варианты его разнообразны, но в каждом из них исследователь создает некий образ — модель изучаемого явления, исходя из факторов, предположений о пока неизвестном содержании явления, его месте в общественном производстве. Модель можно описать словами, представить системой формул, изобразить на чертеже, изготовить в натуре, реализовать с помощью компьютерной техники.
В каждом из приведенных выше случаев цель исследователя одна: изучая «поведение» модели при воздействии на нее определенных факторов, действующих на исследуемую систему, раскрыть строение, механизм действия последней. Таким образом, моделирование направлено на познание явлений действительности, на открытие новых, ранее неизвестных исследователю истин.
Социальный эксперимент позволяет получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности управляемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых или видоизменяемых экспериментатором и контролируемых им новых факторов. Так, к примеру, во многих организациях для повышения производительности труда в качестве эксперимента меняют различные условия труда (температуру помещения, цвет стен, музыкальное сопровождение, освещение и т.д.) Те факторы, которые в наибольшей степени оказали влияние на производственные показатели, берутся за основу и применяются в дальнейшем в данной организации. С помощью социального эксперимента ведется поиск научно-обоснованных нововведений, использование которых может оказаться полезным для решения целей и задач организации.
Не менее эффективным методологическим приемом служит комбинирование. В процессе комбинирования исследователь синтезирует некоторый умозрительный или реальный объект, опираясь на имеющиеся в его распоряжении компоненты, с целью создания, получения нового, ранее не достигавшегося качества. Комбинирование представляет собой творческую деятельность, которую принято отождествлять с изобретательством. Как методологический прием оно направлено на открытие ранее не существовавших в представлении исследователя явлений и предметов с соответствующими качественными признаками.
Отметим и такой прием, как декомпозиция. Если при комбинировании из частей создается некое целое, обладающее специфическим качеством, не присущим в отдельности ни одной из частей, то при декомпозиции происходит обратный процесс. Цель этого методологического приема — изучение того или иного явления, не поддающегося непосредственному анализу в полном объеме, по частям.
Эти и многие другие методы используются при выполнении тех или иных управленческих функций. В частности, при принятии решений широко используются такие методы, как «мозговая атака», «круглый стол», «деловая игра», «спор», «полемика», «метод 635», «метод синектики», «прения» и др.
При планировании используется метод экстраполяции, построения сценариев, экспертных оценок, формирования дерева целей или проблем и т.д. Выполнение функции организации базируется на методах, учитывающих потребности и мотивацию людей, работающих в организации.
Специфические методы, применяемые в теории и практике социологии и психологин управления, по содержанию, направленности и организационным формам подразделяются на: организационно-административные, экономические и социально-психологические.
Организационно-административные методы базируются на власти, дисциплине и ответственности. Эти методы основываются на:
• системе законодательных актов страны;
• системе нормативных документов вышестоящих структур управления;
• системе разрабатываемых в организации, фирме, предприятии планов, заданий, программ;
• системе оперативного управления.
В систему законодательных актов страны входят государственные законы, указы, постановления, распоряжения, положения, инструкции и другие документы, утвержденные высшими управленческими структурами (Президентом, правительством, парламентом, учреждениями различных министерств и ведомств) для обязательного применения на территории всей страны.
Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда.
В рамках организации возможны следующие формы проявления организационно-административных методов:
• обязательное предписание (приказ, контракт, запрет и т.д.);
• планы, программы, задания, регламентирующие деятельность всех работников, направленную на достижение стоящих перед нею целей и задач;
• рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.)
Экономические методы базируются на действии экономических механизмов мотивации, стимулирования и вознаграждения за активную и эффективную деятельность. Их основу составляет формирование доходов предприятий и организаций, а также каждого работника в зависимости от личного вклада. К экономическим методам управления, применяемым на уровне страны относятся налоговая система страны и кредитно-финансовый механизм. К экономическим методам управления, которые применяются на уровне организации, фирмы, учреждения, предприятия относятся система заработной платы и другие формы материального поощрения, а также система ответственности с соответствующим применением вознаграждений и санкций за качество и эффективность труда.
Социально-психологические механизмы управления представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личность, социальную группу или общность. Данные методы основаны на использовании социально-психологического механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят формальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений, социальные потребности, интересы, нормы и ценности и другие социально-психологические аспекты. Эти методы позволяют обеспечить для производственной деятельности персонала морально-психологическую атмосферу. Предметом изучения психологических методов являются формальные и неформальные отношения. Формальные отношения формируются на основе должностных инструкций, обязанностей и распоряжений администрации и закрепляются в виде функциональных структур подразделений. Неформальные отношения устанавливаются на базе общностей, приоритетов, потребностей и интересов, симпатий и антипатий и имеют неписанные правила отношений.
Социально-психологические методы отличаются своей мотивационной характеристикой. Среди способов мотивации выделяют следующие: внушение, убеждение, подражание, принуждение, вовлечение и др. Социально-психологические методы применяются для обеспечения растущих социальных потребностей человека, его всестороннего гармоничного развития и повышения на этой основе трудовой активности личности.
Социально-психологические методы направлены на урегулирование отношений между людьми путем оптимального подбора и расстановки персонала. Во многих компаниях формируют коллектив для решения какой-либо проблемы с учетом психологической совместимости и при этом определяют количественные и качественные отношения между работниками. К методам гуманизации труда относятся использование психологического воздействия цвета, исключение монотонности работы, расширение творческих процессов и т.д. Методы профессионального отбора и обучения направлены на профессиональную ориентацию и подготовку людей, которые по своим психологическим характеристикам наиболее соответствуют требованиям выполняемой работы.
В целом организационно-административные, экономические и социально-психологические методы опираются на объективные законы социального развития и законы психологии. В совокупности эти методы оказывают прямое или косвенное воздействие на мотивы поведения, интересы и потребности людей.
Перечисленные методы и приемы не исчерпывают всей комплексной методологической базы, однако в значительной степени определяют научный подход к теории управления. В связи с проведением рыночных преобразований новые требования предъявляются к управленческим кадрам. К кадрам управления относятся работники, полностью или преимущественно занятые управленческим трудом (выполняющие функции управления), то есть профессионально участвующие в управлении и входящие в его аппарат.
Основным содержанием управленческого труда является сбор, обработка и выдача информации как этапы подготовки, принятия и реализации решений и контроля за исполнением принятых решений. Поэтому можно выделить несколько категорий управленческих работников: руководители, предприниматели, специалисты, менеджеры, технические работники и т.д.
Каждая из этих категорий играет определенную специфическую роль в системе управления и отличается особенностями трудовой деятельности.
Руководители — это работники аппарата управления, возглавляющие трудовые организации, направляющие и регулирующие их деятельность, принимающие управленческие решения и полностью ответственные за их выполнение. Руководители обычно подразделяются на линейных и функциональных.
К линейным относятся руководители и их заместители, выполняющие объем функций по руководству коллективом производственного подразделения. Линейный руководитель, как правило, подчинен непосредственно вышестоящему, например начальник цеха — директору, директор завода — генеральному директору объединения, генеральный директор — собственнику или основному учредителю и т.д.
Функциональные руководители, в отличие от линейных, выполняют лишь часть управленческих функций. Они возглавляют коллективы функциональных служб или их подразделений на предприятиях, объединениях, холдингах и т.д. К ним относятся на промышленных предприятиях, в производственных и научно-производственных объединениях главные специалисты (главный инженер, механик, экономист, конструктор и т. д.), руководители функциональных подразделений (начальники отделов труда и заработной штаты, сбыта и снабжения, управления персоналом и т.д.). Функциональные руководители административно подчинены соответствующему линейному руководителю. Например, механик цеха подчинен начальнику цеха, главный экономист — директору предприятия и т.д.
В зависимости от уровня, занимаемого хозяйственными руководителями в общей системе управления, их принято относить к низовому, среднему и высшему звеньям. К руководителям низового звена относятся на промышленных предприятиях бригадиры, мастера, прорабы, начальники смен, участков, начальники небольших цехов, а также руководители функциональных служб и подразделений. Руководителями среднего звена на промышленных предприятиях выступают начальники крупных цехов, директора предприятий, генеральные директора и их заместители. К руководителям высшего звена относятся собственники и учредители организаций и предприятий, предприниматели и их заместители.
Специалисты — это сотрудники аппарата управления, разрабатывающие на базе имеющейся у них специальной подготовки варианты управленческих решений или производственных задач. Эти задачи выполняет менеджер — как должностное лицо, которое эффективным в данных условиях методом влияния направляет подчиненных на достижение цели организации. Это влияние достигается путем определения норм поведения подчиненных, удовлетворения их нужд в меру возможностей и защитой их интересов перед руководителями высшего уровня управления. К специалистам относятся инженеры, экономисты, бухгалтеры, юристы, менеджеры, социологи, психологи и т.д.
Технический персонал — это работники (секретари, курьеры, лаборанты, чертежники и т.д.), обслуживающие процесс управления, выполняющие делопроизводительные функции, прием, первичную обработку информации.
ВОПРОС 3. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ В УПРАВЛЕНИИ
Выход из глубокого системного кризиса, в котором сегодня находится Россия, обоснованно связывают с профессионализмом в управлении. Когда речь заходит о профессионализме управленца, в самом первом приближении возникает представление о таком работнике, который справляется со своими управленческими функциями качественно, эффективно и образцово. Его управленческой деятельности, его совету можно доверять. И тогда о нем говорят, что это компетентный управленец, знающий и опытный специалист. Столкнувшись с новой ситуацией, с новой для него проблемой, профессионал не скажет, что это он не проходил. В этом случае об управленце мы говорим как о работнике инициативном и творческом. Профессиональный управленец не бросит какую-либо работу на полпути, он надежен и доведет ее до конца. В условиях рынка требования к качеству управленческого труда постоянно растут. Он должен научиться анализировать и предвидеть изменения рыночной коньюктуры и своевременно на это отреагировать.
В рыночных условиях хозяйствования предъявляются совершенно новые требования к управленческим кадрам. Не вдаваясь в подробности, лишь отметим, опираясь на опыт передовых западных и американских фирм, что важнейшими компонентами, профессионально значимыми качествами управленцев все более становятся: профессиональная этика, профессиональная мораль, организационная культура.
Профессиональная этика — это динамично развивающая система, ее главная задача — формировать способность к самостоятельной ориентации, к действиям на основе профессионально-нравственных ценностей и идеалов. Эффективное выполнение профессиональных задач предполагает не только готовность и умение безукоризненно выполнять свой профессиональный долг, но и глубокое осознание специалистами (руководителями в первую очередь) моральной ответственности за результаты своего труда перед другими людьми и организацией в целом. Особое внимание необходимо уделять профессиональной этике в тех видах деятельности, где объектом труда является непосредственно человек.
Профессиональная мораль — это система моральных норм, санкций, оценок, предписаний, образцов трудового (профессионального) поведения. В профессиональной деятельности мораль регулирует, упорядочивает, оформляет, оценивает взаимодействие и поведение управленцев. Мораль выполняет в трудовой деятельности роль профессионального контроля за управленческой деятельностью индивида. На эмпирическом уровне социология и социальная психология рассматривают с точки зрения профессиональной морали проступки, действия индивидов (в каких случаях данный поступок морален, а в каких — аморален), поведение отдельных групп и общностей (объединений), нравы, обычаи, обряды и ритуалы и т.д.
Организационная культура — имеет важное значение для деятельности организации. Например, новичку трудно войти в коллектив, если он не знает его культуру или не относится с должным уважением к ее правилам. Любой управленец столкнется с трудностями, если он не поймет культуру организации. Чтобы внести какие-то существенные изменения в деятельность трудовой организации или какого-либо коллектива, необходимо понять их культурные традиции. Культура проявляет себя разными способами, некоторые из них ярко выражены, другие — трудноуловимы. Суть организационной культуры состоит в строгом соблюдении или учете сложившихся норм и ценностей и использовании их при осуществлении организационных изменений (внедрение новых технологий, прогрессивных норм и т.д.). Чтобы решать серьезные культурные проблемы, в организации требуется:
1. лидер с даром предвидения будущего;
2. распространение этого представления о будущем фирмы, организации и т.д. через разные средства информации;
3. установление высоких стандартов и добиваться их выполнения;
4. публикация положительных результатов, достигнутых группой, компанией, трудовым коллективом, отдельными работниками, для укрепления их веры в то, что они способны достигать цели;
5. вознаграждение тех, кто вносит важный вклад в достижение прогнозируемого будущего, и наказание тех, кто не делает этого.
Менеджеров (управленцев) и персонал в западных странах готовят ориентируясь на ансамблевую систему подготовки, суть которой состоит в том, чтобы в одной группе занимались менеджеры разных уровней управления.
Наиболее предпочтительными качествами современного менеджера, управленца являются: энергичность, инициативность и решительность при принятии управленческих решений; предвидение результата действий, широта взглядов и глобальный подход; упорная работа над собой и непрерывная учеба (например, установлено, что если специалист прочитывает ежемесячно 1-2 специальные книги, то отдача от него на работе в 3-4 раза больше, чем от того, кто в книгу не заглядывает). Эти характеристики объединяют концептуальные способности и стандарты поведения управленца.
Личные качества менеджера, управленца выглядят следующим образом:
• способность к инновационной деятельности;
• способность создавать коллектив и гармоничную атмосферу в нем;
• наиболее полное использование возможностей сотрудников с помощью правильной их расстановки и справедливых санкций;
• умение четко формулировать задание, цели и установки;
• компетентность и мастерство;
• развитие самостоятельного творческого мышления и некоторые другие.
ВОПРОС 4. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОСЦЕССЫ В ТРУДОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
Управленческие отношения складываются в определенной социальной общности, в организации. Поэтому важное значение в теории социологии и психологии управления имеет изучение в качестве объекта управления организации. Организация пронизывает всю нашу жизнь. Поэтому анализ как таковой организации необходим. Особенно, если учесть, что большинство людей входит в различные трудовые организации, где происходит их формирование и становление как органически всесторонне развитых личностей.
Организация (от лат. organisatio — формирую, создаю, сообщаю стройный вид) характеризуется как:
1. Внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия отдельных элементов или частей системы в соответствии со структурой целого. Она выступает как предпосылка и как результат управления. С одной стороны, управляющее воздействие в сложных иерархически построенных системах (к которым относится и деятельность в органах управления) должно иметь организованный характер. С другой, процесс управления, возникающий уже на этом уровне, протекает в рамках определенной организации. Поэтому ни одна из категорий — «организация» или «управление» — не являются первичной по отношению к другой, а обе они взаимодополняют друг друга.
2. Объединение людей для совместного достижения поставленной цели, действующих в рамках определенной структуры и на основе правил, установленных для этой организации (в данном случае — орган, подразделение управления). Различают формальную и неформальную структуру организации. Неформальная — спонтанно развиваемая членами данной организации система неформализованных отношений, направленная на решение организационных задач, способами, отличными от формально предписанных. Можно выделить три основные черты этого явления:
а) спонтанность, то есть незапланированность возникновения;
б) существование и функционирование наряду, параллельно с организацией формальной;
в) главная особенность — служебное, «деловое» содержание при совпадении или расхождении направления деятельности с целями формальной организации. Неформальная структура организации возникает как реакция социальной (человеческой) организации на ограниченность формальной организации.
формальная структура организации — один из типов организованности социальных систем, возникающий и существующий наряду с организацией. Это форма отношений внутри официально сформированного коллектива и означает систему отношений, зафиксированных должностными инструкциями, положениями, приказами и распоряжениями. Она предполагает соблюдение утвержденных норм поведения и взаимодействие сотрудников в рамках такого коллектива. Во многих формальных организациях существуют неформальные организации, которые возникают сами по себе, где люди группируются вокруг одного человека и регулярно вступают во взаимодействие друг с другом. Поэтому искусством управления является следующее: руководитель должен знать объективные законы возникновения и функционирования неформальной структуры организации и уметь использовать их так, чтобы сама она выступала частью формальной структуры организации и работала на нее.
Определенного рода деятельность, совокупность процессов или действий, ведущих к образованию организационной структуры управления, совершенствованию взаимосвязей ее элементов и обеспечению эффективного функционирования (организаторская деятельность). В сфере организации управления ее обычно связывают с действиями, направленными на формирование (основание, учреждение, создание, совершенствование) каких-либо организационных структур, на подготовку и налаживание работ, на объединение и упорядочение совместной работы исполнителей.
Результат обеспечения функционирования системы управления, отражающий ее состояние, то есть организованность.
Организация часто употребляется в связи с такими понятиями, как трудовая, производственная организация.
Трудовая организация — это организационно закрепленная совокупность людей, действующих по единому плану для достижения значимой для всех членов организации цели и для создания определенного общественно необходимого продукта или оказаний услуг. Необходимо различать и такие понятия, как трудовая и производственная организация. Трудовая организация значительно шире производственной и охватывает работников производственных, научных, учебных, медицинских, культурно-просветительских, административных и других организаций.
Производственная организация относится только к сфере материального производства, в ней объединяются работники с целью производства материальных благ. Трудовые организации действуют во всех сферах общественной жизни и отличаются друг от друга в основном по двум критериям:
1) по форме собственности. В настоящее время можно выделить следующие формы собственности:
1) государственная;
2) кооперативная;
3) акционерная;
4) собственность трудового коллектива;
5) частная;
6) совместная с иностранным капиталом;
7) иностранная;
2) по сферам деятельности:
◦ организации, действующие в сфере материального производства (в промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве и т.д.),
◦ организации, функционирующие в непроизводственной сфере (учреждения культуры, здравоохранения, образования и т.д.).
Роль и значение трудовых организаций в развитии общества огромны. От эффективности и качества труда работников в конечном счете зависят процветание общества, уровень и качество жизни людей. Путь к успеху каждой трудовой организации — это снижение себестоимости и издержек производства, повышение его эффективности, технического и технологического уровня и уровня организации производства; повышение объемов и качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг; максимальный учет запросов потребителя и снижение цен с целью завоевания рынка сбыта, улучшение системы внутрипроизводственного управления и т.д.
Прежде чем перейти к систематическому рассмотрению управленческих аспектов в организации, в том числе и трудовой, необходимо охарактеризовать тот общеорганизационный контекст, в котором они реализуются. Им является структура организации в целом, содержание процессов ее функционирования. Различия в структуре организации, особенности ее функционирования накладывают существенный отпечаток на управленческую деятельность. В этой связи необходимо определить, каковы основные типы организационных структур управления, какими понятиями они оперируют и как они влияют на управленческую деятельность.
Понятие организации, как об этом говорилось выше, применительно к системе управления имеет два основных значения. Во-первых, это процесс согласования множества индивидуальных деятельностей в плане достижения определенных общегрупповых целей; это — самая деятельность управления.
Во-вторых, организация — это одновременно и определенная структура, состоящая из ряда основных компонентов и устойчивых, стабильных связей между ними. В этом плане она является и результатом управленческой деятельности, и одновременно основой ее осуществления.
В основе построения любой организации лежит сочетание двух основных принципов — иерархического (субординационного, «вертикального») и координационного (паритетного, «горизонтального»). По отношению к управленческой деятельности первый отражен в понятии «континуума руководства» (протяженности), представляющего всю управленческую вертикаль, начиная от ее низших уровней (руководители первичного звена) и кончая высшим уровнем руководства. Содержание управленческой деятельности существенно изменяется «вдоль» этого континуума, зависит от конкретного уровня руководителя.
Второй принцип — координационный — является воплощением другого важнейшего атрибута совместной деятельности — функционального разделения труда. Функциональное разделение закрепляется в системе должностных обязанностей руководителя и исполнителей. Его учет также необходим для характеристики содержания деятельности руководителя (того, что, как, почему и зачем он делает), а также его взаимодействий с другими подразделениями и их руководителями. Эта — «горизонтальная составляющая» — во многом определяет коммуникативное пространство организации. При помощи горизонтального разделения создаются подразделения, за которыми закрепляются только им присущие задачи которые добиваются только им присущих целей. Например, производственный отдел, отдел маркетинга, финансовый отдел, бухгалтерия выполняют закрепленные за ними виды деятельности горизонтального разделения труда, от успешного выполнения которых зависит эффективность работы всей организации. Отделы и службы — группы людей с направленной координацией деятельности для достижения общих целей. Сама же координация является следствием разделения труда по вертикали, что по сути представляет собою само управление. Руководитель в организации определяет круг обязанностей и ответственности.
Итак, организация (трудовая, в частности) может иметь иерархические структуры, когда организация делится на отдельные блоки, а управленческие полномочия передаются по вертикали, образуя цепь команд управления. Чем выше место в управленческой структуре, тем больше и масштабнее управленческие функции. В основу данной системы управления положен субординационный признак. Иерархическое строение в чистом виде присуще, в частности, линейно-функциональным структурам управления.
Дальнейшее развитие производственной деятельности, появление эффективных методов решения управленческих задач и рост специализации управления привели к появлению нового класса структур. Так, наряду с традиционными иерархическими структурами широкое распространение в настоящее время получили следующие:
• проектная организация,
• матричная структура,
• организация конгломератного типа,
• свободная структура.
Проектная организация — это временная структура, созданная для решения конкретной задачи и объединяющая наиболее квалифицированных сотрудников организации для максимально эффективного ее решения. Главные ее преимущества — концентрация лучших сил на каком-либо участке работы, задачах, создание «ориентированной на цель команды». Матричная организация — это двойное подчинение рабочей группы. Эти группы подчиняются одновременно и руководителю проекта, и руководителю того функционального отдела, в котором они работают постоянно. Руководитель проекта обладает так называемыми проектными полномочиями, а руководители функциональных служб сохраняют свои линейные полномочия. Организация конгломератного типа характеризуется тем, что в пределах одной организации сочетаются две или более рассмотренных выше структур. Например:
• в одном отделении фирмы может использоваться продуктовая дивизиональная структура,
• в другом — линейно-функциональная,
• в третьем — матричная организация.
Свободная структура не имеет жесткой и стабильной организации, постоянно изменяет ее и приобретает тот или иной ее вид в зависимости от меняющихся внешних условий и стоящих в тот или иной момент основных задач. Главным достоинством и основным назначением свободных структур является способность быстро и гибко отвечать на высококонкурентные, сложные и быстро меняющиеся условия. Главный недостаток — слабая административная управляемость, а также возможность использования только в узком диапазоне условий — лишь при наличии высокого Уровня профессиональной компетенции исполнителей.
Все рассмотренные классы и типы организационных структур широко используются в системе управления, поэтому их необходимо знать, применять и модернизировать в процессе трудовой деятельности.
Структура организации характеризуется степенью дифференциации: горизонтальной и вертикальной. Горизонтальная дифференциация обусловлена принципом функционального разделения труда в организации и характеризуется степенью специализации ее структурных подразделений, а также их количеством. Вертикальная дифференциация — это мера разделения организации на иерархически соподчиненные уровни управления. Например, для учебных заведений типичная иерархия имеет следующий вид: ректор — проректор — декан — заведующий кафедрой — преподаватель — студент (т.е. включает шесть соподчиненных уровней).
Формализованность структуры определяется как степень жесткости, нормативной предписанности, институциональной регламентированности и методологической базой. Структура организации определяется такими понятиями, как централизация и децентрализация. Эти понятия измеряются через организацию функции принятия управленческих решений. Чем в большей мере эта функция сконцентрирована на высшем уровне, тем выше централизация. Наоборот, чем большей свободой принятия решений обладают иные, чем высшие уровни, тем выше децентрализация.
СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ТРУДОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Рассматривая организацию с точки зрения социального объекта, социальной группы, дадим следующую формулировку.
Социальная организация (от позднелатинского organize — сообщаю стройный вид) представляет собой систему социальных групп и отношений между ними для достижения определенных целей посредством распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определенных правил взаимодействия в процессе функционирования системы управления. В ней взаимодействуют различные социальные группы, члены которых интегрированы интересами, целями, ценностями, нормами, базирующимися на основе совместной деятельности. Социальная организация промышленного предприятия представляет собой систему социальных групп, выполняющих определенные производственные функции, которые способствуют достижению общей цели или целей. Это обычно работники (организационно оформленная общность людей), объединяющиеся для создания или производства определенной продукции с помощью материальных средств и предметов труда.
Социальная организация характеризуется обычно следующими основными признаками:
• наличие единой цели (производство продукции или оказание услуг);
• формализация значительной части целей данной организации и нормативная регуляция поведения, отношений между членами данной организации;
• существование системы власти, управления, которые подразумевают подчинение работников руководству в процессе трудовой деятельности;
• распределение функций (полномочий и обязанностей) между группами работников, находящихся во взаимодействии друг с другом;
• совокупность правил и норм, регулирующих отношения между людьми;
Социальная организация относится к наиболее сложному типу организационных систем, поскольку в ее природе заложена известная двойственность:
• во-первых, она создается для решения определенных задач,
• во-вторых, выступает социальной средой общения и предметной деятельности людей.
На заранее созданную социальную организацию накладывается целая система межличностных отношений.
Перед трудовой социальной организацией, как правило, ставятся две задачи:
1) повышение экономической эффективности производства и качества выпускаемой продукции, выполняемых услуг и труда;
2) социальное развитие коллектива или работника как личности. На основании этих двух задач в трудовой организации можно выделить два типа структур социальной организации: производственную и непроизводственную.
Производственный тип структуры социальной организации формируется в зависимости от производственных факторов деятельности людей и включает такие компоненты общей структуры, как:
1) функциональную (содержание труда);
2) профессиональную (подготовка и переподготовка кадров);
3) социально-психологическую (межличностные отношения);
4) управленческую (система управления).
Качественными признаками функционирования производственного типа структуры социальной организации выступают потребности и интересы, требования работника к труду и в первую очередь к содержанию и условиям труда, к условиям своего профессионального роста, к организации труда. Специфическую область явлений, связанных с производственным типом структуры социальной организации, составляет система мероприятий по развитию мотивации производственной активности (это моральное и материальное стимулирование и т.д.).
В социальную структуру трудовой организации (коллектива) входят и социальные процессы и явления, знание которых, так же как и структуры социальной организации, крайне необходимо для эффективного и качественного управления социальной организацией предприятия.
В ходе функционирования социальная организация вырабатывает два ряда требований:
1. Требования организации к индивидам:
• активная и эффективная деятельность, направленная на успешное достижение цели;
• требования к индивидам, сформулированные безотносительно к их личностным особенностям, т.е. безличностные (университет, например, предъявляет свои требования студентам, независимо от особенностей личности каждого из них);
• требования к индивидам как к членам определенной общности (скажем требования к студентам определенного ВУЗа, определенного факультета, определенного курса и т.д.).
2. Организация также должна отвечать определенному набору требований со стороны индивида:
• обеспечение устойчивости и социального положения данного индивида;
• возможности самоутверждения индивида в обществе как члена данной организации;
• обеспечение условий для его саморазвития как личности.
Эффективность деятельности организации достигается за счет:
1) достижения поставленной цели путем повышения упорядоченности и эффективности всех членов организации.
2) хорошо налаженной системы коммуникации между ее членами и связанным с этим упорядочением потоков информации, циркулирующей между различными звеньями данной организации.
3) создания реальных условий для служебного продвижения ее работников по иерархической лестнице должностей, т.е. «вертикальной мобильности» статусов и ролей в пределах данной организации.
4) формирования и целенаправленного осуществления в ней системы социального контроля, представляющего собой совокупность вознаграждений и санкций, применяемых за добросовестное и эффективное выполнение должностных обязанностей либо, наоборот, за неточное, безответственное выполнение порученного дела.
Кроме того, эффективность деятельности социальной организации в решающей степени зависит от ее взаимодействия с внешней социальной средой. В трудовой организации как целостной системе происходит непрерывное движение всех ее структурных элементов, их воспроизводство и более или менее значительные изменения. Эти изменения представляют собой совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других, они называются социальным процессом. Под социальным процессом в трудовой организации понимается последовательная смена социальной организации в целом или отдельных ее структурных элементов. Эта смена может быть прогрессивной, когда она отвечает требованиям общественного прогресса и направлена на реализацию прогрессивных задач и целей; регрессивной, когда идет разрушение имеющихся структур и не предлагается ничего нового взамен; и оставаться без изменения в рамках сохранения исходного состояния (застойные явления). Все эти процессы можно сгруппировать и классифицировать в трудовой организации по трем основным группам.
I группа — Процессы формирования и развития организации как целостной социальной общности. Она включают в себя следующие моменты:
1. Прогнозирование потребности в кадрах. Трудовая организация может функционировать эффективно лишь при количественном и качественном соответствии ее подсистем друг другу и целям организации, В условиях рынка, постоянного научно-технического прогресса, конкуренции обязательно необходимо предусматривать и проводить подготовку и переподготовку кадров, соответствующую последующим техническим и технологическим изменениям. Целесообразно прогнозировать и естественное движение кадров (выход на пенсию, служба в армии и т.д.), принимать меры для соответствующей их профессиональной подготовки и своевременного удовлетворения потребности организации в них.
2. Подбор и расстановка кадров. В широком смысле слова это:
1) профессиональная ориентация молодежи в соответствии
2) с потребностями трудовой организации;
3) профессиональный отбор, осуществляемый трудовой организацией, направляя на профессиональную учебу своих работников с учетом их индивидуальных особенностей и склонностей;
4) подбор для работы в трудовой организации только таких людей, которые могут быть использованы на предприятии (организации) с наибольшей эффективностью как для производства, так и для самого работника;
5) адаптация работников, создания всех необходимых условий, для сокращения срока вживаемости новых работников в коллектив;
6) расстановка кадров с учетом способностей и склонностей индивида;
7) высвобождение и переподготовка кадров, когда не справляющихся со своей работой переучивают или увольняют.
3. Стабилизация коллектива, социальной организации. В данном случае постоянно изучаются и анализируются причины миграции (увольнения) работников из трудовой организации. Если количество увольняемых превышает 7-8%, то необходимо принимать меры по устранению причин увольнения. Причины необходимо рассматривать всесторонне. Они могут быть как внешние, так и внутренние, как объективные, так и субъективные.
II группа — Процессы изменения условий, качества труда и жизни членов коллектива. Сюда входят следующие процессы:
1. Условия использования трудового потенциала. Все работники трудовой организации должны использоваться в процессе труда с наибольшей эффективностью (с учетом специальности, профессии, образования и способностей работника).
2. Условия удовлетворения первичных жизненных потребностей. В данном случае необходимо проводить работу по повышению материальной заинтересованности всех категорий работников. Чтобы управлять интересами людей в процессе труда необходима обоснованная дифференцированная его оплата, уровень которой, находится в прямой зависимости от трудового вклада работника. При этом ни в коем случае нельзя допускать уравниловки, с одной стороны, и необходимо снять все ограничения с заработка, с другой.
3. Условия труда, развитие социально-производственной инфраструктуры. Это прежде всего создание необходимых санитарно-гигиенических условий труда, комфортности. В системе факторов, определяющих комфортность труда, входят следующие:
• социально-психологические условия;
• организационно-технические (уровень механизации и автоматизации производственных процессов, организация и оперативность управления, компетентность и т.д.);
• психофизиологические;
• эстетические (особенности формирования эмоций, удобство рабочего места и т.д.).
4. Условия быта, развитие социально-бытовой инфраструктуры. Трудовым организациям необходимо принимать участие или самостоятельно решать проблему по развитию социально-бытовой инфраструктуры с учетом перспективных норм, комфорта и благоустроенности.
5. Условия удовлетворения духовных потребностей. Трудовой организации, ее руководителям не должно быть безразлично, как ее сотрудники проводят свое свободное от работы время. Необходимо, чтобы отдых был активным и способствовал восстановлению (рекреации) физических и духовных сил человека.
Условия удовлетворения трудовых и гражданских прав. Безусловно, трудовые и гражданские права работника должны соблюдаться. В этой сфере администрация трудовой организации должна работать в контакте с профсоюзной организацией.
Условия участия трудящихся в управлении делами коллектива (организации). В условиях расширения производственной самостоятельности необходимо активно внедрять партисипативные методы управления, т.е. на всех уровнях делегировать дополнительные полномочия в управлении производством, участии в собственности, в распределении прибыли и т.д. Очевидно, что новая философия взаимоотношений внутри предприятий, фирм должна формироваться и в российской экономической среде.
III группа — Динамика формирования и развития социальных качеств людей. Данная группа включает следующие процессы:
1. Изменения в системе потребностей и ценностных ориентациях работников. Рыночная система хозяйствования в наибольшей степени, чем командно-административная, ориентирована на учет потребностей и интересов людей. Поэтому одной из основных целей реформирования общества и является переход от режимов запретов к условиям, наиболее благоприятствующим раскрытию творческих начал людей, на максимум свободы в экономической деятельности. Поэтому ориентация на социальные интересы людей, их потребности - постоянный, возобновляемый источник экономического развития.
2. Динамика состояния дисциплины и правопорядка в трудовой организации. В целях эффективного регулирования проблем трудовой дисциплины и правопорядка в трудовой организации регулярно должны изучаться и регулироваться хотя бы следующие вопросы: состояние трудовой дисциплины и тенденции ее изменения; состав нарушителей трудовой дисциплины и их причины (по категориям работников, социальным и демографическим группам); влияние условий и организации труда, бытовых условий на состояние трудовой дисциплины; существующая практика морального и материального воздействия на нарушителей трудовой дисциплины, ее эффективность и т.д.
3. Изменения в уровне и направленности трудовой, социальной и других видах активности. Уровень и направленность всех видов активности необходимо периодически изучать и вносить коррективы в различные формы ее стимулирования. У каждого вида активности есть свои показатели (критерии), которые измеряются с помощью социологических исследований.
4. Изменения в образовательной подготовке и культурном уровне развития работников. Необходимо постоянно измерять средний уровень образования работников трудовой организации и принимать меры по его повышению. Учеными уже давно на эмпирическом уровне выведена закономерность: чем выше образовательный и культурный уровень работника, тем выше его эффективность и качество труда. Поэтому в трудовых организациях должна существовать система непрерывного развития образовательного и культурного уровня работников,
5. Формирование готовности работников к инновационной деятельности. В условиях рынка, жесткой конкуренции работники должны быть предрасположены к инновационной деятельности, научиться искать и находить новые пути улучшения производственной деятельности при наименьших затратах труда, сырья, материалов и т.д. Все эти три группы процессов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Классификация является чисто условной.
В науке есть и такая классификация социальных процессов, выделенная американскими социологами Р. Парку и Э. Берджесу, которые в той или иной степени относятся и к трудовой организации. Среди них:
• кооперация,
• конкуренция,
• приспособления,
• конфликты,
• ассимиляция,
• амальгамизация.
К ним обычно добавляются социальные процессы, происходящие только в группах. Это поддержание границ и систематические связи. Влияя и изменяя эти процессы, можно ими управлять. В идеальном варианте в каждой трудовой организации должна существовать система самоуправления.