Принципиальные особенности эксперимента как психологического метода. Нормативы экспериментирования
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Особенности психологического
эксперимента
1. Принципиальные особенности
эксперимента как психологического метода
2. Нормативы экспериментирования
3. Психологический эксперимент как
ситуация общения
Литература:
Дружинин
В.Н. Экспериментальная
психология
Корнилова Т.В. Экспериментальная
психология: Теория и методы
Носс И.Н. Экспериментальная
психология
ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ
ЭКСПЕРИМЕНТА КАК
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
МЕТОДА
Полезен ли эксперимент?
«гуманистически-описательный» подход
«эмпирически-объяснительный» подход
Дж.Кэмпбелл: «поиск мудрого сочетания
качественного и количественного подходов»
Носс И.Н.:
«Экспериментальная психология
предполагает применение системы частных методов и методик,
которые должны основываться на
принципе объективности, учете
совокупности отношений
исследуемого объекта с другими
объектами, всестороннего развития и др.»
Д. Кэмпбелл:
«экспериментом мы называем ту
часть исследования, которая
заключается в том, что
исследователь осуществляет
манипулирование переменными
и наблюдает эффекты,
производимые этим
воздействием на другие
переменные».
Основная задача психологического
экспериментального исследования
построение такой исследовательской
ситуации, в которой возможны
объективное внешнее наблюдение и
регистрация существенных особенностей
внутреннего психического явления
Зачем нужно варьировать
переменными?
Зачем нужно варьировать
переменными?
- Для того, чтобы выявить единственную
психологическую интерпретацию действия
или поступка обследуемых, исключая
возможность проявления конкурирующих
интерпретаций.
Принципиальные положения
объективного метода
(С.Л. Рубинштейн)
единство внутренних и внешних проявлений;
Вспомогательная роль физиологической методики в
психологическом исследовании;
Опора методики психологического исследования на
предварительный социологический анализ человеческой
деятельности и ее продуктов;
раскрытие специфических психологических тенденций и
закономерностей;
Раскрытие психологических закономерностей в процессе
развития человека;
Особое внимание к исследованию продуктов деятельности
Позитивные особенности
экспериментального метода
возможность
исследователю самому
вызывать изучаемое им явление;
возможность варьировать условия;
выявление значение отдельных условий;
установление связей, определяющих
изучаемый процесс;
выявление количественных характеристик
установленных связей.
НОРМАТИВЫ
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Отличия экспериментального
метода обусловлены:
1.
видом проверяемых гипотез,
2. используемыми способами контроля
причинного вывода.
Выдвижение и проверка гипотез необходимый элемент
экспериментирования
Гипотеза - это утверждение, истинность или ложность
которого неизвестны, но могут быть проверены
опытным путем.
В ходе эксперимента исследователь переходит от
общих высказываний о теоретических зависимостях - к
выдвижению гипотез о следствиях действия
предполагаемых законов.
Проверка гипотез осуществляется на основе сбора
эмпирических данных в экспериментально
контролируемых условиях
Гипотетические конструкты Это психологические понятия, которые
входят в экспериментальную гипотезу и
опосредуют взаимопереходы от описания
эмпирии к представлению ее в системе
научных понятий, функционирующих в
рамках теоретического знания и не
полностью покрываемых изучаемой
эмпирией
!
Экспериментальный метод
используется для проверки
не любых психологических гипотез, а только
каузальных
(причинно-следственных)
Эмпирическая
зависимость:
Экспериментальный
факт:
Любые методы,
Любые типы
зависимостей
переменных
Эксперимент,
Каузальная зависимость
переменных
Признаки каузального
объяснения
анализ эмпирически устанавливаемых
зависимостей, который позволяет обосновать
необходимый характер отношений между
переменными как причинами и следствиями;
функциональный контроль независимых
переменных;
включение эмпирически устанавливаемых
закономерностей в систему дедуктивного
вывода.
Экспериментирование в
широком смысле - это изменение
каких-либо условий при изучении
закономерностей в той или иной области
эмпирической реальности.
в узком смысле – это проверка научных
гипотез каузального характера на основе
применения нормативов
экспериментального метода.
Психологическое экспериментирование
основывается на
1.
2.
признании онтологического статуса
психологической реальности;
принятие возможности научного
познания психологической реальности.
Психологический
эксперимент:
Поведенческий
эксперимент:
обоснование
психологических
явлений и
закономерностей
Направленность не на
психологические факты
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ЭКСПЕРИМЕНТ КАК
СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ
Ошибки эксперимента,
обусловленные фактором
общения
Ошибки
«отношения к
наблюдаемому»
Ошибки, связанные с
мотивацией
испытуемого
Ошибки личностного
влияния
С. Розенцвейг, 1933 г.
Эффекты участия в эксперименте
(источники артефактов)
«эффект
плацебо»,
«эффект Хотторна»,
«эффект аудитории»
(«социальной фасилитации»,
«эффект Зайонца»)
Задания
Приведите примеры ошибок эксперимента,
обусловленных факторами участия и общения
Вопросы для самопроверки:
1. Как в эксперименте сочетаются качественный и
количественный подходы?
2. Чем в психологии различаются понятия эмпирической
закономерности и экспериментально установленного факта?
3. Что определяют нормативы экспериментирования?
4. Какие факторы ситуации общения влияют на результаты
эксперимента?
5. Как соотносятся представления о психологическом и
поведенческом экспериментах?