Предметно-игровая среда. Ее особенности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема: Предметно-игровая среда. Ее особенности.
Среда является одним из ключевых факторов, способствующим совершенствованию процесса взаимодействия педагога и детей. Это подчеркивается многочисленными исследованиями, подчеркивающими развивающий и воспитательный потенциал среды (Е.В. Бондаревская, Т.С. Комарова, Н.А. Короткова, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский и др.).
Идея развивающей функции предметной среды рассматривалась М. Монтессори, Ф. Фрёбелем, Е.А. Аркиным, Е.И. Тихеевой и др. Впервые идея развивающей функции предметной среды детского сада прозвучала в «Концепции дошкольного воспитания» (1989), в которой отмечалось, что «организация предметной среды в детском саду должна быть подчинена цели психологического благополучия ребенка.
Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика; обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка (С.Л. Новоселова). Л.С. Выготский признавал «возможность создания через предметную среду зоны ближайшего психического развития».
Предметно-игровая среда ДОО представляет собой совокупность предметов, игрушек, материалов, которые понятны и интересны детям, без которых невозможно развитие специфических видов деятельности – игровой, познавательной, коммуникативной, продуктивной. Вне предметной деятельности (на вербальном уровне) ни один из них не сможет полноценной развиваться (например, организация сюжетно-ролевой игры невозможна без использования соответствующих игрушек и игровых атрибутов (материалов), поскольку их отсутствие обедняет содержание, сужает варианты развития игры и пр.).
Развивающая предметно-пространственная среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами (М.Н. Полякова).
В работах С.Л. Новоселовой, Е.В. Зворыгиной, Л.А. Парамоновой подчеркивается, что изменение игровой среды должно способствовать закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим. При этом предметно-игровая среда должна изменяться с учетом практического и игрового опыта детей.
В условиях ДОО педагог организует и направляет деятельность детей, в том числе при использовании элементов предметно-игровой среды, вступая при этом во взаимодействие. Содержание предметно-игровой среды при этом может выступить стимулом к его развитию, благодаря своей направленности (соответствие актуальным интересам и потребностям детей), многофункциональности (возможности для организации разнообразных видов деятельности, в том числе совместного характера), неоднородности (наличие разнообразия игрушек, материалов, предметов мебели) и пр.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОО – один из показателей реализации творческого начала педагога. Нестандартно и оригинально оформленная групповая комната привлекает дошкольников, способствует проявлению их творчества и инициативы. Педагоги стремятся создать привлекательный интерьер, но часто совершают ошибки, ведущие к потере функциональности игровых материалов, снижению развивающего потенциала центров и зон детской активности.
Важно учитывать, что дети приходят в детский сад не для созерцания красоты, а для развития в различных видах деятельности. Это значит, что оформление и содержание интерьера групповой комнаты в первую очередь должно быть направлено на создание условий для активности и познания ребенком предметов, объектов и свойств.
Критерии оценки развивающей предметно-пространственной среды детского сада:
1. возможности проявления самостоятельности ребенка в различных видах деятельности;
При подборе мебели для дошкольной группы следует отдавать предпочтение не готовым игровым уголкам, которые, занимая много места, ограничивают фантазию ребенка, а простым и удобным стеллажам с открытыми полками (размещаются крупные игрушки, а мелкие материалы лучше рассортировать по контейнерам или корзиночкам, чтобы ребенок мог взять их и расположиться за столом или в групповой зоне). Данный вид организации хранения игрового материала отражен в развивающей среде по системе М. Монтессори (все игрушки и предметы находятся на открытых полках и доступны детям).
2. функциональная востребованность детьми всех элементов и зон предметного пространства;
Востребованность в оформлении развивающей среды выражается в возможности и желании детей применять в своей деятельности предлагаемые материалы. В группе не должно быть предметов, которые нельзя брать детям. Таким образом, бесполезные для игры ребенка вещи – это не эстетика, а неправильное использование пространства группы. При оформлении группового помещения, создания предметов детского интерьера нужно понимать, какую развивающую задачу будет решать тот или иной предмет, в какой деятельности ребенок сможет его применить, будет ли ему интересно и полезно. Таким образом, кроме детской самостоятельности и востребованности, в качестве критерия оценки пространственной среды выделяют ее развивающее значение (например, если на стене игровой комнаты несколько лет висит одна и та же картина - это не эстетика, а формальный подход). Педагог не должен выбирать для группы предметы, руководствуясь только их привлекательностью. На стене лучше разместить мобильную выставку детских рисунков или создать возможность для рисования и игры (меловая доска, фланелеграф, настенная мозаика и т.д.).
3. развивающее значение пространства группы детского сада для познавательной активности ребенка;
4. индивидуальная привлекательность предметов, зон пространства дошкольной группы для ребенка.
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды групповой комнаты
Деятельность по проектированию групповой комнаты – это достаточно сложный вид деятельности, в котором находят выражение не только знания об особенностях и основных требованиях к организации развивающего пространства детства, но и дизайнерское творчество, умение обобщать передовой педагогический опыт, работать в команде.
В процессе проектирования важно сделать среду групповой комнаты оптимально с точки зрения организации пространства, наиболее функциональной, современной.
Важнейшими документами при проектировании среды являются:
• Приказ МО и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении ФГОС ДО»;
• Постановление от 15 мая 2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Проектирование групповой комнаты не должно носить универсальный характер, поэтому важно изучить требования образовательной программы, по которой работает конкретная дошкольная образовательная организация.
При проектировании среды обращается внимание на индивидуальные особенности детей, их интересы, потребности, которые могут быть учтены в оборудовании «центра интересов», подборе специального оборудования и материалов для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В основе проектирования может быть положен деятельностный подход (В.А. Беликов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и другие), предполагающий развитие личности в разнообразных видах деятельности. Ребенок рассматривается как активный участник, субъект воспитания, обучения, целенаправленного развития, умственной и предметной деятельности, а также преобразователь предметного окружения, т.е. материальной среды.
Среда развития ребенка должна соответствовать ведущему виду его деятельности – предметной, игровой (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельштейн, Д.Б. Эльконин) и экспериментальной (Н.Н. Поддъяков). В этом ключе в работе С.Л. Новоселовой данный подход рассматривается как деятельностно-возрастной.
В основу проектирования могут положены идеи самообучения и саморазвития, отраженные в системе М. Монтессори, или принципы развивающего обучения, теория амплификации (обогащения) детского развития (А.В. Запорожец).
Условия, обеспечивающие эффективность проектирования:
Первое условие - рациональная организация материалов и оборудования в пространстве и времени
Важно, чтобы материалы были в поле зрения ребенка, их размещение учитывало специфику детской деятельности. Для детей младшего дошкольного возраста более характерна «игра рядом», так как еще не умеют взаимодействовать друг с другом. М.Н. Полякова отмечает «единое нерасчлененное пространство групповой комнаты, рассчитанное на одновременное длительное пребывание большого количества детей, не отвечает основным «пространственным потребностям» детей, не учитывает сложную социально-психологическую структуру детского коллектива и особенности ее развития». В таких условиях дети не имеют возможности сделать большую постройку или заняться рисованием, поэтому ребенок вынужден огородить себя от присутствующих.
Второе условие - эстетическое оформление среды.
На необходимость эстетического оформления развивающей среды ДОО как средства развития и поддержания интереса к игрушкам и пособиям, формирования положительного эмоционального микроклимата в группе, воспитания эстетического вкуса указывается в работах Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой и других. Дизайн помещения проектируется с учетом действующих санитарно-эпидемиологических требований, на основе принципов целостности, гармоничности и функциональности.
Эстетическое оформление группового помещения должно начинаться с его зонирования (Т.Н. Доронова).
Приемы условного и стационарно отделения зон друг от друга (Г.Н. Пантелеева):
• условные приемы разделения пространства группы: ширмы группировка подвижной мебели, маркеры игрового пространства и т.п.
• стационарное разделение: раздвижные двери, перегородки из полупрозрачной или глухой мебели и т.п.
Третье условие – реализация личностно-ориентированной технологии взаимодействия взрослых и детей (признание ребенка в качестве субъекта воспитания и обучения, построение воспитательно-образовательного процесса на основе субъектного взаимодействия педагога и ребенка).
В качестве принципов реализации личностно-ориентированной технологии взаимодействия детей и взрослых могут выступить принципы:
• принцип самоактуализации (педагог должен верить в возможности каждого ребенка, стимулировать и поддерживать стремление детей проявлять и развивать свои способности, личностный потенциал, обеспечивать успешное протекание процессов саморазвития и самопознания;
• принцип индивидуализации (в группе нужно создавать условия, способствующие становлению и проявлению индивидуальности дошкольника, в том числе для одаренных детей и детей с ОВЗ);
• принцип субъектности (педагог организует образовательную деятельность таким образом, чтобы она происходила путем актуализации и обогащения субъектного опыта детей);
• принцип выбора (среда должна создавать возможности для выбора ребенком вида деятельности в зависимости от склонностей, интересов и предпочтений);
• принцип доверия и поддержки (в группе необходимо создавать атмосферу поддержки, которая содействует раскрытию творческого потенциала , создает условия для достижения максимально возможных результатов в выполняемой деятельности).