Правовые аспекты комплексного освоения недр
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ ПО
ДИСЦИПЛИНЕ «КОМПЛЕКСНОЕ ОСВОЕНИЕ НЕДР» ДЛЯ
СТУДЕНТОВ ГРУППЫ ГИ-17(з)
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНОГО ОСВОЕНИЯ НЕДР
ЛЕКЦИЯ 1.
Государственная экспертиза проектов освоения недр. Принципы
анализа конкурентоспособности па внутреннем и внешних рынках. Основные
принципы формирования проектов комплексного освоения недр.(2 часа).
ОПК-4, ПК-2.
Анализ основных документов, которые учитываются Центральной
комиссией по разработке месторождений твердых полезных ископаемых
Федерального агентства по недропользованию (ЦКР-ТПИ Роснедр) при
рассмотрении и согласовании проектной документации на разработку
месторождений твердых полезных ископаемых производится в рамках
исполнения Постановления Правительства РФ № 118.
Среди прочих нормативов рассматриваются актуальные вопросы:
полнота извлечения запасов полезных ископаемых при добыче из недр и
полезных компонентов при первичной переработке; отсутствие
сверхнормативных потерь; комплексность извлечения и использования минерального сырья.
При представлении материалов проектной документации на
согласование прилагаются копии заключении государственной экспертизы
проектной документации и результатов инженерных изысканий,
государственной экологической экспертизы и экспертизы промышленной
безопасности. Вопросы проектирования объектов, связанных с пользованием участками недр, и согласования проектной документации, кроме
относящихся непосредственно к законодательству о недропользовании
(включая нормативные и методические документы Минприроды России и
Роснедр), также подпадают под регулирование законодательства о
градостроительной деятельности, законодательства о промышленной
безопасности и законодательства об экологической экспертизе. Каждая
из перечисленных областей законодательства опирается на определенную
нормативно-правовую базу регламентирующих документов.
Проектирование предприятий по добыче полезных ископаемых
является одним из элементов системы регулирования отношений
недропользования, возникающих между двумя участниками этих
отношений: государством как собственником недр (в лице Роснедр как
федерального органа управления государственным фондом недр) и
недропользователем как собственником готовой продукции, получаемой из
добытого полезного ископаемого (в рамках лицензии и лицензионного
соглашения на право пользования недрами).
В рамках основных требований российского законодательства о
недропользовании и утвержденного Постановлением Правительства РФ №
118 Положения выполняется проверка проектной документации на
соответствие следующим требованиям:
• наличие в проектной документации мероприятий по рациональному
использованию и охране недр, информации о сроках и условиях выполнения
работ по консервации и (или) ликвидации горных выработок, скважин, иных
подземных сооружений, а также рекультивации земель (п. 12 Положения);
• наличие в проектной документации на разработку месторождений
твердых полезных ископаемых (в том числе на разработку месторождений
общераспространенных полезных ископаемых) обоснованных вариантов
проектных решений в отношении объема, сроков начала и завершения работ,
порядка ввода эксплуатационных объектов в разработку, технико-экономических показателей разработки месторождения полезных ископаемых, в
том числе уровней годовой добычи полезных ископаемых, степени
извлечения основных и попутных полезных ископаемых из недр, срока
выхода предприятия на проектную мощность, порядка и условий
осуществления первичной переработки (обогащения) полезных ископаемых
(п. 13 Положения);
• наличие протоколов утверждения кондиций и запасов полезных
ископаемых, способа разработки;
• обеспечение сохранности забалансовых запасов, попутных полезных
ископаемых, стоящих на Государственном балансе, но не добываемых и не
реализуемых по проекту;
• предотвращение принятия к проектированию отдельных, более
богатых участков месторождения без представления календарного плана
отработки всех балансовых запасов, переданных недропользователю по
лицензии, т. е. предотвращение выборочной отработки месторождения;
• обеспечение наибольшей полноты извлечения из недр балансовых
запасов полезных ископаемых, повышение комплексности извлечения и
использования минерального сырья, а также обеспечение экономически
обоснованных показателей полноты извлечения с учетом показателей,
принятых при обосновании кондиций и подсчете (утверждении) запасов, т. е.
предотвращение проектирования с заведомо сверхнормативными потерями;
• обоснование мест образования потерь и выемочных единиц, расчетов
потерь по местам образования и выемочным единицам, техникоэкономическое сравнение вариантов с различными уровнями потерь и
разубоживания (Правила утверждения нормативов потерь полезных
ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и
технологией
разработки
месторождения
(утв.
Постановлением
Правительства РФ от 29.12.2001 № 921));
•
наличие разработанных недропользователем методических
документов по определению, нормированию и учету потерь полезных
ископаемых при добыче, а также расчетов потерь полезного ископаемого в
соответствии с согласованной для условий работы предприятия методикой
расчета потерь полезных ископаемых при добыче.
При рассмотрении и согласовании проектной документации ЦКР-ТПИ
Роснедр, действуя строго в рамках существующего нормативно-правового
поля и исходя из интересов государства - собственника недр, ориентирует
недропользователей на модернизацию российского горно-промышленного
комплекса.
2. Нормативные базы в сфере промышленной и экологической
безопасности, включающие Федеральные законы «О промышленной
безопасности опасных производственных объектов» (от 21.07.1997 № 116ФЗ) и «Об экологической экспертизе» (от 23.11.1995 № 174-ФЗ), «Положение
о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования» (утв.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400), «Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы» (утв.
Постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 № 698) и Постановление
Правительства РФ от 13.09.2010 № 717 «О внесении изменений в некоторые
постановления Правительства Российской Федерации по вопросам
полномочий Министерства природных ресурсов и экологии
Российской
Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и
Федеральной службы по экологическому и атомному надзору», также
являются достаточно сложившимися и определяющими соответствующие
требования к тем или иным проектным документам.
При рассмотрении проектной документации на ЦКР-ТПИ Роснедра в
составе проектной документации проверяется только наличие мероприятий
по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, и
мероприятий по обеспечению требований в области охраны окружающей
среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами
(п. 12 Положения).
Нормативно-правовое регулирование в части выполнения
требований законодательства об экологической безопасности возложено на
Министерство природных ресурсов и экологии РФ (проведение собственно
государственной экологической экспертизы возложено на Федеральную
службу по надзору в сфере природопользования - Росприроднадзор), а в
части выполнения требований законодательства о промышленной безопасности и проведения экспертизы промышленной безопасности - на
Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному
надзору (Ростехнадзор). Только эти указанные органы наделены соответствующим действующим законодательством полномочиями для
определения соответствующих характеристик конкретных объектов с целью
решения вопроса о необходимости прохождения указанных экспертиз.
3. Нормативная база в сфере градостроительной деятельности
также является сложившейся (Градостроительный кодекс РФ, «Положение
об организации и проведении государственной экспертизы проектной
документации и результатов инженерных изысканий», утвержденное
Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145, «Положение о
составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»,
утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87) и
определяющей соответствующие требования к проектным документам в
отношении объектов градостроительной деятельности.
В соответствии с Положением об организации и проведении
государственной экспертизы проектной документации и результатов
инженерных изысканий, к объектам капитального строительства, проектная
документация на строительство которых подлежит государственной
экспертизе
проектной
документации,
отнесены
и
опасные
производственные объекты, на которых ведутся горные работы, работы по
обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.
В первом случае экспертизе подлежит проектная документация на
строительство объектов капитального строительства, а не проектная
документация на разработку месторождений полезных ископаемых.
Нормативно-правовое регулирование в отношении данной экспертизы
возложено на Министерство регионального развития РФ (проведение
собственно экспертизы возложено на ФГУ «Главгосэкспертиза России»).
5. В соответствии с п. 14 Постановления Правительства РФ № 118,
требования к структуре и оформлению проектной документации по видам
полезных ископаемых и видам пользования недрами определяются
Минприроды России. Во исполнение данного положения приказом
Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.06.2010 №-218
(зарегистрирован Минюстом России от 10.08.2010, per. № 18104) утверждены
«Требования к структуре и оформлению проектной документации на
разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и
консервацию горных выработок и первичную переработку минерального
сырья», которыми обязаны руководствоваться как недропользователи и
проектные организации, так и ЦКР-ТПИ Роснедр при рассмотрении и
согласовании проектной документации на разработку месторождений.
Согласно принятому порядку, недропользователи сначала должны
подготовить комплект проектной документации на строительство объекта и
пройти
соответствующую
государственную
экспертизу
в
ФГУ
«Главгосэкспертиза», а затем подготовить проектную документацию на
разработку месторождения полезного ископаемого и представить ее на
согласование в Роснедра с приложением положительного заключения
указанной государственной экспертизы.
Рассмотрение и согласование проектной документации на
разработку месторождений твердых полезных ископаемых производится в
рамках исполнения Постановления Правительства РФ от 03.03.2010 №
11816-14].
Задачей государственного геологического контроля является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка
пользования недрами, требований законодательства Российской Федерации и
утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в
области геологического изучения, использования и охраны недр, правил
ведения государственного учета и отчетности.
Основные цели ЦКР-ТПИ Роснедр и выводы в отношении
необходимости совершенствования экспертизы проектной документации на
разработку месторождений твердых полезных ископаемых:
1. В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением
Правительства
РФ от 03.03.2010 № 118, ЦКР-ТПИ Роснедр
осуществляет рассмотрение и согласование проектной документации на
разработку месторождений твердых полезных ископаемых в части
проверки обоснованности принятых в проектной документации
технических и технологических решений на соответствие требованиям
условий пользования участками недр, рационального комплексного
использования и охраны недр, а также выполнения требований
законодательства Российской Федерации о недрах.
2. ЦКР- ТПИ Роснедр в установленном порядке проводит заключительный этап согласования проектной документации после прохождения
обязательных государственных и иных экспертиз. После данного
согласования проектная документация утверждается самим недропользователем и вступает в действие.
3. Распоряжением Правительства РФ от 21.04.2003 № 494-р «Основы
государственной политики в области использования минерального сырья и
недропользования» предусмотрена «обязательность государственной
экспертизы проектной документации на разработку месторождений
полезных ископаемых». ЦКР-ТПИ Роснедр считает целесообразным
придать
государственный
статус
согласованию
проектной
документации
как
важнейшей
части
процесса
обеспечения
рационального и комплексного освоения минерально-сырьевых ресурсов
страны.
4. Роснедра и ЦКР-ТПИ Роснедр не уполномочены давать правовую
опенку в отношении необходимости проведения государственной экспертизы
проектной документации и результатов инженерных изысканий,
государственной экологической экспертизы или экспертизы промышленной
безопасности того или иного вида проектной документации на разработку
месторождений полезных ископаемых.
5. ЦКР-ТПИ Роснедр рассматривает и согласовывает технические
проекты и иную проектную документацию исключительно на разработку
месторождении, а не проекты строительства, расширения или реконструкции предприятий, их перевооружения или капитального ремонта и т. д.
6. Рассмотрение проектной документации в рамках Постановления №
118 должно предшествовать государственной экспертизе.