Право человека
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 10. Право человека
1-я лекция:
Вопросы:
1. Понятие права человека.
2. Система источников права человека.
3. Функциональная характеристика права человека.
Первый вопрос: Понятие права человека.
- зачем мы вводим понятие права человека наряду с понятием прав человека и индивидуальным правом.
- а) понятие прав человека (как субъекта, лица). В реальности эти права представляют собой объективное право, систему средств, позволяющих реализовать имеющиеся у человека возможности. А субъективным правом выступает мера возможного поведения, определенная государством (или обществом). Человек здесь - лишь существо, воспроизводящее существующее право в дозволенных ему формах и рамках.
- если мы действительно отводим человеку какую-то роль в обществе, тогда мы не можем не говорить о праве человека, т.е. не можем не говорить о некоторых источниках и импульсах, исходящих от самого человека. Эти права реализуются конкретными людьми.
- тезис о человеке как о высшей ценности обязывает теорию рассмотреть право человека как самостоятельную форму действительного права.
- б) понятие права человека мы вводим, во-первых, потому, что оно сориентировано на внутренние источники реализации человеком своих прав, во-вторых, в понятии права человека отражается система этих прав. Понятие права человека нацелено на то, чтобы показать, что человек обладает не общественно дозволенными мерами поведения, а имеет право.
- право человека есть результат переработки требований, ценностей, норм, отдельных прав (как возможностей), источником которой является сам человек. Некоторые люди не нуждаются в праве, потому что правовое состояние человека не потребительское, не реактивное, а творческое.
- в-третьих, право человека – это не сумма, а сумма плюс некие механизмы, которые приводят все это в действие. Пример с правом свободного передвижения.
- в-четвертых, право человека – это его правовое состояние, качество.
- вопрос о праве человека - это вопрос о том, насколько права, и общественное право, в полном объеме или в отдельной их части, необходимы самому человеку.
- итак, права человека – совокупность формально установленных возможностей без вопроса об их необходимости для самого человека, а право человека – осознанное, необходимое право и рассматривается с точки зрения каждой личности.
- в) индивидуальное право в двух смыслах - 1) как индивидуальная реализация требований, норм, форма индивидуализации общественных прав. Алексеев: право человека есть индивидуальное право, возросшее до общественного, становящееся правом для общества.
- 2) как право, соотнесенное с общественным (коллективным) правом. Вторую часть рассмотрим позже.
- право человека как индивидуальное, т.е. соотнесенное с конкретным человеком. В индивидуальной форме мораль не существует (или в переносном смысле), а право может быть и персонифицировано, и ситуативно, оно реализуется индивидуально.
- по индивидуальному праву общество отличает одного человека от другого. Это право, предоставляемое именно определенному человеку. И второй смысл - у каждого человека право существует в индивидуальной форме.
- индивидуальное право – это форма существования права, а право человека – это совокупность его прав (но не система, как право человека).
- индивидуальным правом обладает любой, а правом человека – лишь при определенных условиях.
- право человека и индивидуальное право соотносятся между собой как содержание и форма. Поэтому когда мы говорим о праве человека, мы речь ведем о содержании индивидуального права, а когда мы говорим об индивидуальном праве, мы говорим о форме существования права человека.
- чтобы индивидуализировать право, надо, во-первых, чтобы у меня было желание им пользоваться, во-вторых, чтобы у меня была способность достичь этой цели, исходя из способностей и ситуации, и, в-третьих, надо его иметь, предоставляют мне его или я его своими притязаниями предъявляю обществу.
- «быть» (в первых двух смыслах) - обладать качествами для реализации прав, «иметь» - обладать объективными возможностями.
- г) правом человека является то, что является его собственностью. Если это право не является моей собственностью, то это право общества, а для меня оно лишь разрешение, моя свобода – в выборе дозволенного.
- в юридическом смысле собственность есть нечто, предоставленное мне как собственность. Т.е. право человека (например, на образование) реализуется каждым случайно. Право распространяется на всех, но не каждый способен его реализовать. Понятие права человека в чисто юридическом смысле излишне. Существуют только отдельные права в их связи с обязанностями и требованиями.
- собственность – это владение, распоряжение и пользование непререкаемое, неотчуждаемое и бесспорное.
- в широком смысле собственность означает также, что ты этим не владеешь, не пользуешься и не распоряжаешься, в отличие от меня.
- право как собственность связано с нормальной мерой усилий. Права являются нормальными, когда реализуются не со сверхусилиями. Сверхусилия не порождают права.
- собственность – это ответственность, мера взятой на себя ответственности перед обществом. Степень моей разумности – в моей правовой зрелости.
- д) право человека как власть (аналогия с правом государства как власти). Собственность характеризует значимость права для самого человека, это характеристика сущности права человека. Понятие власти характеризует право человека, обращенное вовне: чем является мое право для других. Если мое право порождает у других обязанности – оно обладает властью. Право человека есть всегда власть как форма его выражения (предъявления и отражения).
- вывод: право человека – не социологическая характеристика индивида, а качественное состояние общества. Право человека – понятие, призванное указать на человека как на активное существо правовой жизни. В объективном смысле активность - принуждение, в субъективном – воля и выбор.
Второй вопрос: Система источников права человека.
- и здесь источники в двух смыслах: 1) что способствует появлению этого права (и вообще, и для каждого человека) и 2) что выступает основанием конкретных прав, проявления права человека.
- 1) мы говорили, что право человека это общая, интегральная мера необходимого для него. Но не все необходимое может стать правом и необходимостью в правовом смысле.
- что является основанием необходимости права для человека? Первое - его фактическое положение в обществе. В правовом смысле оно характеризуется как уязвимость, неопределенность и зависимость. Право человека есть способ преодоления этого.
- второе – то, что может быть результатом реализации права - защищенность (безопасность) и самостоятельность. Схема 6.
- совокупность условий права человека: правовые условия (сфера разрешенного), политические условия (свобода и групповая принадлежность), моральные условия (личностные качества).
- 2) в контексте права человека конкретизация понятий объективного и субъективного права: схема 8.
- для общественного права важнее внешние источники права человека, а для индивидуального первичны внутренние источники, они не носят формальный характер. С точки зрения общества, право человека есть результат совокупности общественных процессов, с точки зрения человека, источник права человека – он сам.
- интегральный внешний источник – дар, внутренний источник - достоинство. Право для человека есть то, через что он не может переступить, от чего не может отказаться.
Третий вопрос: Функциональная характеристика права человека.
- человек нуждается в праве как в средстве защиты и безопасности. Но разве право человека ограничивается лишь тем, чтобы общество его защитило? Для чего защитило, для чего обезопасило? Право юридическое право решает лишь негативную задачу - защитить от чего-то. Но для чего? Это – дело самого человека.
- мы будем говорить о функциональной характеристике по аналогии с правом. 3 элемента.
- право человека выступает и как его средство, и как его цель.
- целевые установки – интеграция; социально-ролевая самоидентификация.
- направления действия: - схема 12.
- понятие функции права человека – схема 11 .
- система функций права человека – схема 14.
2-я лекция:
Вопросы:
1. Содержание права человека.
2. Формы существования права человека.
3. Структура права человека.
4. Право человека в системе форм права.
Первый вопрос: Содержание права человека.
- содержанием права человека являются его конкретные (отдельные) права.
- естественные права – это абстрактные права для человека, они характеризуют его вообще, в них нет конкретно-исторического характера, они метафизические, природные. Хотя понятие естественности и меняется: природное, божественное, среднестатистическое, очевидное, простое и т.д. Общество признает право в силу того, что это не противоречит естественному представлению о жизни. Конечно, у каждого общества свой круг естественности.
- источники: внешние - общепризнанные права, внутренние – идейные (духовно-нравственные) состояния человека. В целом – система идеологического (идейного) обеспечения правовой жизни.
- объем естественных прав меняется в зависимости от того, насколько широко и детально мы смотрим на мир, насколько человек чувствует себя дифференцированным. Аналогия со словарным запасом.
- естественные права носят общеустановочный характер, не имеют механизмов непосредственной реализации. Связь с ними опосредованная, идейно определенная. Роль правосознания.
- Пример: право на жизнь как центральное понятие в системе естественных прав.
- право на жизнь как объективное право и как право человека. Надо различать.
- право на жизнь объективно – это право на жизнь, субъективно – право на достойное (нормальное, минимально-всеобщее) существование в индивидуально значимых формах и сферах (семья, жилье, оплата, минимальная обеспеченность здоровья и пр.).
- избыточность права на жизнь. То, что дано человеку как природному существу, не может быть ему дано как право. Как право человеку может быть дано только то, в чем он может нуждаться или не нуждаться. Это синтетическое право, в рамках которого реализуются остальные права.
И если посмотреть на право на жизнь как на субъективное – это возможность и способность распоряжаться своей жизнью по собственному усмотрению. Поэтому если есть право на жизнь, должно быть и право на смерть.
- право на жизнь – не произвол человека, а его обязательство жить достойно.
- право на смерть означает, что жизнь должна стать для человека необходимостью либо как инстинкт самосохранения, либо как следствие долга. Право на жизнь – это и ответственность за жизнь тех, кто от нас зависит.
- человек должен быть готов умереть. Тогда он способен на поступки. Поэтому право на смерть не означает дозволение умертвить себя, когда я этого хочу. Право на смерть означает право на выбор между жизнью и смертью. И когда человек говорит, что он готов умереть, тогда понятно, что человек дошел до предела. Когда человек выбирает жизнь – делай с ним все, что хочешь: он – раб жизни.
- речь не о биологической жизни, а о правовой. Тогда - подвижничество и жертвенность как крайние формы осуществления права на жизнь.
- предоставляемые права есть результирующее борьбы и просвещенности, обеспеченности и необеспеченности, силы и слабости государства. Чем общество благополучнее, тем оно охотнее предоставляет права как способ воспроизводства собственного благополучия.
- источники: внешние - источники формального права, внутренние - социальные состояния человека. В целом – позитивное право ( в коллективных формах).
- предоставляемые права носят конкретно-исторический, культурный характер.
- предоставляемые права для человека есть зона необходимого с точки зрения общества, объем предоставленной человеку необходимости. Человеку предоставляются права, необходимые ему как члену этого общества, потому что предоставленные права не носят для общества случайного характера. Обществу право человека нужно лишь в том объеме, в котором оно считает его необходимым человеку.
- но предоставляемые права есть случайность для человека. Поэтому ограничение вопроса о правах человека лишь предоставляемыми правами есть ограничение его права зоной случайного.
- предоставляемые права выражены в механизмах, средствах, порядке, объеме, они закреплены и обнародованы в этом качестве.
- предоставляемое право не имеет индивидуальной формы. Индивидуальную форму придает сам человек и та ситуация, в которой право реализуется.
- в юридическом смысле все право человека может быть перекрыто предоставляемыми правами. Поэтому, если мы будем относиться к праву человека как к собственности в юридическом смысле, то мы и получим совокупность предоставленных прав, и человек как индивидуальность там не нужен (понятие индивидуального права – лишь указание на то, что право реализуется в конкретных ситуациях конкретными людьми).
- предоставляемые права на уровне государственного, группового и международного права. В рамках государственного (юридического) и права они устанавливаемые, узакониваемые. Пример: право на получение жилплощади, водительские права, право избирать и быть избранным.
- в рамках международного права они предоставляемы, если естественны. Пример: право на суверенитет, право судоходства в международных водах.
- в рамках группового права они предоставляемы как обычные, наработанные или по типу государственных (в формализованных группах). Они дифференцированы. Элемент привилегии. Пример: право на занятие должности, право на занятие лечением, на первую борозду и пр.
- естественные и предоставляемые права – это равная мера, даваемая разным людям. Отличаются же люди друг от друга по правам индивидуальным, добываемым.
- источники: внешние – привилегии, льготы, внутренние – притязания и достоинство. В целом – сам человек.
- в своем индивидуальном праве человек случаен для общества, он не является необходимым, он излишен для общества. Иначе как борьбой его обеспечить невозможно. Он становится активен, ибо необходимость не требует активности. Человек есть некое усилие быть человеком. Человек, не делающий усилий, чтобы поддержать себя на человеческом уровне, становится индивидом, особью. И право – это усилие. Предоставляемые права не требуют усилий, а добытое право человека требует.
- есть минимальные культурные очевидности, когда человек не может по-другому. Поэтому добываемые права в своем синтезе составляют достоинство человека.
- степень моих усилий зависит от того, насколько объем моих прав соответствует моему достоинству. Ведь если предоставляемые права мое достоинство обеспечивают, мне не нужно ни за что бороться.
- добываемые права человека для общества случайность. Общество не воспроизводит эти права, оно лишь допускает условия, при которых человек вообще может реализовать эти права. Но оно не обеспечивает эти права, не защищает их. Это зона риска, зона усилия, зона самостояния.
- пример: право на лидерство в коллективе, право на лучшие условия, более выгодный контракт. Они зависят от индивидуальных усилий, а общество только их не запрещает. Почему авторитет, лидерство есть право? Потому что они корреспондируют обязанности подчинения, согласия, признания.
- характер собственности каждой из групп:
- естественные права – собственность в философском смысле (как неотчуждаемое от человека, то, что нельзя отнять, т.к. это либо невозможно по природе, либо общество таково, оно не разрешает отнимать это право).
- предоставляемые права - собственность в юридическом смысле (владеть, пользоваться, распоряжаться в рамках дозволенного).
- добытые права - источник собственности – сам человек. Они не имеют нормативного характера для других людей, но могут быть образцом, примером.
- три способа обретения прав – дар (предоставление), посягание на право (овладение, обладание), отстаивание права (жизнь по праву и в праве).
- не надо проводить непроходимую грань между добываемыми и предоставляемыми правами. С одной стороны, добываемые права рано или поздно становятся предоставляемыми (связываются с существующими механизмами, формами). А с другой стороны, сами добываемые права (как привилегии) есть лишь способ индивидуализации, реализации предоставляемых прав. Когда предоставляемое право становится привилегией, оно становится добытым.
- я бьюсь за выслугу лет, за звание, за льготы, потому что это позволяет мне выйти в реализации предоставляемых прав на новый уровень. Это добытый способ реализации предоставленных прав. Т.е. не надо думать, что добытые права – это только им порождаемые права.
- предоставляемые и добытые права (как дозволенное) реализуются на основе системы обязываний и запретов (определенных обществом). Т.е. механизм их реализации один и тот же. Это – условие их взаимоперехода. Естественные права не имеют механизмов реализации.
- одно дело, когда предоставляемые права даруются, другое – когда они становятся таковыми в силу признания добытого человеком права.
- добываемые как индивидуализируемые предоставляемые права и как противоположные им.
- что означает системность прав? Можно ли реализовать ценность человека или его право, реализуя лишь какие-то отдельные права? Нарушение прав всегда и везде существует, никогда не бывает такого общества, где права не нарушались бы, не ущемлялись. Но это еще не характеристика качества общества. Системность – это не полностью реализуемое, а некое качественное состояние, мера.
- но право человека существует, лишь когда существуют все три группы прав. Когда есть только две группы (естественные и дарованные), тогда мы говорим об индивидуальном праве, форме реализации общественного права в индивидуальных ситуациях. Но о праве человека здесь разговора быть не может, потому что право человека появляется тогда, когда эти две группы прав связываются с правами добываемыми, которые являются следствием активности самого человека.
- в правовом смысле роль человека в разном обществе разная. Есть общества, где личность не значима. В обществах традиционных важна сама структура.
- западные цивилизации – пример цивилизаций, где наблюдалась тенденция возрастания роли личности. На Западе шла борьба не за права человека, а за понимание права человека в индивидуальном смысле. Почему на Западе человек - реальная единица? Все права, которые предоставляются человеку, – права добытые. Лишь небольшой объем прав дарован (наследие). США - нация, состоявшая из маргиналов. Именно маргинальное общество нуждается в праве. Культурный человек в праве не нуждается, ему достаточно морали.
- исторически объем прав возрастает. У нас объем прав тоже растет, но сам механизм наработки этих прав не такой, как на Западе. Там это результат борьбы (борьба за элементарные права). А у нас другим способом – права носят характер дарованности. До уровня добываемости мы еще не дошли. Свобода – не наш механизм.
- были революции, но там добывались не права, а преимущества, богатство.
Второй вопрос: Структура права человека.
- право на участие в выборах, в политической жизни предполагает право на свободу, на самостоятельность и независимость, неподчиненность воле. Право на свободу предполагает право на собственность. Если человеку дозволяют реализовать политические права, но не дают реализовать свои личные права, у него нет ощущения, что он имеет право в этом обществе, он ощущает бесправие.
- есть права, составляющие ядро права человека, есть права, составляющие внешний слой, есть права промежуточные.
- структура права человека зависит от того, какой критерий мы вводим в основу различения этих слоев.
- критерии – степень индивидуальности (персонифицированности), степень органичности (естественность) и степень активности (усилия) при их осуществлении.
- есть какие-то индивидуальные отличия по структуре, есть культурные. Вопрос о структуре носит и культурный, и исторический, и индивидуальный характер. Например, для восточной культуры степень индивидуализации не является существенной. Для западной существенна степень усилия. Для созерцательной (наша) – искра божья в человеке.
- Запад – все права как добытые, Восток – все права как предоставляемые (дарованные), мы – все права как естественные.
- ядром права человека являются добываемые права, т.е. характеристика права человека в его индивидуальности, отличенности от других. Для права человека, существенно то, что придает человеку самостоятельность и независимость. Чем успешнее добываются и реализуются права, тем фактически значимее человек в обществе. Общество вынуждается к признанию, так же, как и государство.
- человек или обязывается к праву (тогда его поведение правомерное), или имеет право (тогда его поведение правильное), или является правым (тогда его поведение есть отражение его правоты).
- лишь идейно значимыми для общества и не требующими от него усилий являются естественные права. Максимальные обязательства общество берет на себя в системе предоставляемых прав. По отношению к добываемым правам общество не берет на себя ответственность. Оно предоставляет человеку возможность индивидуализировать в рамках естественных, предоставляемых прав.
- если человек начинает добывать себе в обществе непомерные права, общество его ограничивает. Поэтому естественно, что добываемые права – это те, которые совместимы с предоставляемыми.
- что позволяет обществу совместить добываемые права с предоставляемыми, признать их? Характер связи добываемых и предоставляемых прав – это и есть естественные права. Т.е. принцип связи между добываемыми и предоставляемыми правами – это принцип естественности или разумности.
- структура: предоставляемые и добываемые права – реальность, естественные – идеальность. Внутри – добываемые, снаружи – предоставляемые. Естественные – способ их связи. Значимость естественных прав в объемах предоставляемых и добытых прав. Это вопрос культуры.
- в противоположность предоставляемым и добываемым, естественные права возможны только в праве человека.
Третий вопрос: Формы существования права человека.
- формой существования права является правопорядок, правоотношения и поведение, а формы существования права человека – по аналогии. Схема 15.
- формы существования прав различных групп: естественные – в идеальных формах (идеи, установки, вообще правосознание); добытые – как в идеальных (достоинство, чувство права, честь), так и в реальных (привилегия, признание, собственность) формах; предоставленные – в реальных формах (обязательства, ответственность, нормы, правила, требования, гарантии).
- универсальные формы существования права человека: притязания, качества, свобода.
- неотчуждаемые формы существования права человека - психологические: воля, сила, усилие.
- формы отчужденного существования права человека: дар, милость, гражданственность.
Четвертый вопрос: Право человека в системе форм права.
- право человека является элементом правовой системы общества. Схема 2.
- связь человека с обществом – это одно (группа, семья, клан и т.д.). Но вне государства вопроса о правах существовать не может. Наряду с тем, как общество относится к праву человека, как человек реализует себя в обществе, важно еще и то, что преимущественно посредством государства все это приобретет черты реальности. Мало ли - общество считает, что право на собственность неотчуждаемо. Наша культура живет без собственности, есть только юридическая собственность.
- развитость права человека влияет на демократию, принципы общества. В обществе, где право человека не развито, демократия переходит в политический режим, а не в форму реализации правовой жизни.
- в связи с государством право человека предстает как социально-политическое явление. Схема 3. Здесь человек – гражданин, подданный, лицо (функция).
- в связи с международным правом право человека предстает как культурное, цивилизационное явление. Схема 4. Здесь человек – правовое существо (человек вообще).
- в связи с групповым правом право человека предстает как социально-психологическое и нравственное явление. Здесь человек – индивид (член группы, общности).
- человек в предоставляемых правах связан с юридическим правом, в приобретаемых и естественных – с негосударственным правом. Чтобы их обеспечивать юридическим правом, они должны быть признанными как предоставляемые.
Вывод – по схеме 1.