Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Правление Николая I

  • 👀 725 просмотров
  • 📌 664 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Правление Николая I» docx
Лекция 9. 1. Правление Николая I 1.1. Ужесточение внутренней политики во второй трети XIX века Николай I (1825–1855) вступил на престол в условиях политического и социально-экономического кризиса. Восстание декабристов, которое было жестоко подавлено, и сложная ситуация в государстве требовали от Николая I проведения жесткого курса внутренней политики, направленного на укрепление самодержавной власти. Вместе с тем он прекрасно понимал, что реформы в России необходимы, но старался осуществить неторопливое и консервативное их проведение. В этом заключалась сущность политики царя. Одной из главных целей политики Николая I было усиление самодержавия, распространение власти императора на максимально широкую сферу деятельности государственного управления. Для реализации этой цели прежде всего была проведена реорганизация высших государственных учреждений. В соответствии с указами 1826 г. повышалась роль Собственной Его Императорского Величества канцелярии в деле государственного управления, его правового обеспечения и ужесточения политического сыска. Канцелярия была разделена на отделения по направлениям деятельности. В функции I отделения канцелярии входила ежедневная подготовка бумаг для докладов императору. Обязанности II отделения канцелярии заключались в законотворческой деятельности. Его главной задачей стала систематизация и кодификация законов. Особая роль в структуре канцелярии отводилась III отделению, которое возглавило политическую полицию страны. Одним из инициаторов его создания и ответственным за его деятельность был А.Х. Бенкендорф. События 14 декабря 1825 г. оказали огромное влияние на организацию политической полиции. Самое невинное проявление общественной инициативы казалось Николаю I опасным, ему чудился призрак революционного выступления. Вследствие этого в стране установился усиленный полицейский контроль. Идеалом государственного управления стали военные порядки со строгой дисциплиной и ответственностью, так же как в свое время для Петра I. Николай I стремился распространить эти принципы на все сферы общества. Отсюда – военизация управления государством. Военные стали управлять сугубо гражданскими ведомствами (лесными, горными), 41 из 53 российских губерний возглавляли военные губернаторы. Николай I, понимая несомненную ценность просвещения для развития страны, жестко поставил его под свой контроль, имея вполне конкретную цель – создание такой системы образования и воспитания, которая исключала бы возможность развития революционных настроений и обязательно была направлена на формирование верноподданнических и охранительных взглядов. Исполнителем этого курса стал министр народного просвещения граф С.С. Уваров. Именно он в 1834 г. создал теорию официальной народности «православие—самодержавие—народность», ставшую идеологической основой всей системы гуманитарного образования и воспитания в России в XIX в. В период правления Николая I увеличилось число гимназий и уездных училищ, количество учащихся в них. Но наряду с этим в 1835 г. был принят новый университетский устав, значительно ограничивший их автономию. По уставу 1804 г. во главе управления образованием в провинции стояли университеты. По новому уставу они отстранялись от заведования учебными делами в среднем и низшем звеньях, руководство образованием возлагалось теперь на попечителей учебных округов, большинство из которых были генералы, обладающие военно-консервативным мышлением. Министерство получило широкую возможность вмешиваться в деятельность университетов, право утверждать и назначать преподавателей, что означало утрату их автономного устройства. Реакционное направление политики Николая I проявилось и в других сферах культурной и духовной жизни. Так, в 1826 г. был принят новый цензурный устав, который прозвали «чугунным». Запрещалось порицать монархический строй, не допускалось религиозное вольномыслие и т. п. В 1848 г. для руководства цензурными органами был создан специальный Цензурный комитет, строго следивший за печатью и сурово каравший за малейшие, самые невинные, намеки на свободу и отступления от официального курса. Жестоко расправилось царское правительство с раскольниками и сектантами (духоборами, молоканами и др.), считавшимися вредными для общества элементами. Отступление от православной веры стало рассматриваться как уголовное преступление. Подавление польского восстания 1830–1831 гг. позволило Николаю I уничтожить элементы представительства и конституционализма в Польше. В 1832 г. Царство Польское было объявлено «неотъемлемой частью» Российской империи, а российский император автоматически становился польским королем. Парламент (Сейм) прекращал свое существование, распускалась польская армия. Управление Польшей возлагалось на Административный совет, который возглавлял наместник, назначаемый российским царем. Для укрепления самодержавия Николай I стремился консолидировать его важнейшую опору – дворянство. Согласно манифесту 1831 г. для лиц, имеющих право участвовать в выборах дворянских представителей на сословные и административные должности, повышались нормы имущественно ценза. Отныне непосредственно в выборах могли принимать участие только те, кто имел в пределах губернии 3 тыс. десятин земли или не менее 100 душ крепостных. Дворяне, владевшие меньшим имуществом, могли выбирать только уполномоченных, а имевшие 5 душ или менее 150 десятин земли вообще к выборам не допускались. Ужесточался также регламент присвоения дворянских званий (ценз повышался с VIII до V класса). Для того чтобы закрыть путь в ряды дворянства выходцам из других сословий (купечество, духовенство) и лицам, получившим образование, а в то же время как-то поощрить наиболее активную их часть, в соответствии с законом 1832 г. учреждается новое сословие – потомственные и личные почетные граждане. В 1845 г. вновь запрещалось дробление помещичьих наделов при наследственной передаче. Все эти меры в сословной политике Николая I были направлены на усиление позиций наиболее богатой, консервативно-привилегированной части дворянства. В результате очень жесткой внутренней политики император укрепил и стабилизировал государственную систему России. При этом самодержавие должно было опираться на прочную правовую основу, поэтому Николай I придавал большое значение кодификации[8] законов. В 1830 г. комиссия М.М. Сперанского завершила работу над Полным собранием законов Российской империи в 45 томах, включавшим в себя все законодательные акты, изданные с 1649 по 1825 г. Свод законов в 15 томах, принятых уже при Николае I, вышел в 1839 г. Впервые в России была проделана гигантская систематизационная правотворческая работа, поднявшая роль права в обществе и заложившая основы будущей судебно-правовой реформы. Наиболее успешные преобразования проводились в экономико-финансовой сфере. Неоценимую роль в этом сыграл реформатор консервативного толка Е.Ф. Канкрин, бывший с 1823 по 1844 г. министром финансов России. Он был сторонником покровительства отечественной промышленности за счет протекционистских таможенных пошлин. Канкрин активно способствовал улучшению организации торговли. Ему удалось добиться пополнения казны за счет введения новых податей и сборов. Венцом его обширной деятельности стала масштабная финансовая реформа 1839–1844 гг. Денежная реформа была направлена на укрепление положения российского рубля и стабилизацию финансовой системы страны. Впервые в России главной платежной монетной устанавливалась серебряная (российской чеканки) монетная единица – серебряный рубль. А государственные ассигнации (бумажные деньги) становились вспомогательным знаком ценности. Теперь все сделки частных лиц и казны должны были заключаться на серебряной основе. Казначейство обязывалось обменивать ассигнации на серебро. В целом реформа прошла успешно, и финансовая система устойчиво действовала до Крымской войны. Главным, конечно, оставался крестьянский вопрос. Им занималось множество секретных комитетов, создаваемых по указам императора с целью выработки вариантов постепенного облегчения участи крестьян с перспективой отмены крепостного права в будущем. Но решить основную проблему российской действительности так и не удалось. Очень скоро в секретных комитетах перестали обсуждать проблемы глобальной отмены крепостного права, а рассматривали вопросы по упорядочению отношений между крестьянами и помещиками, улучшению управления удельными и государственными крестьянами, что не создавало угрозы недовольства со стороны помещиков. В 1837–1841 гг. под руководством П.Д. Киселева была осуществлена реформа управления государственными крестьянами. Было введено крестьянское самоуправление, крестьяне избирали должностных лиц сельского управления (старшин, сотских, десятских); увеличивались наделы малоземельных крестьян; упорядочивалось налогообложение; строились дороги, увеличилось число школ и медицинских пунктов, улучшалась агротехника и т. п. В 1842 г. был издан указ «Об обязанных крестьянах», согласно которому помещики добровольно могли предоставлять крестьянам личную свободу при условии аренды ими земли и четких повинностях. Указ не имел серьезных практических последствий. В 1844 г. помещикам было дано право за выкуп отпускать дворовых крестьян на волю. Таким же образом могли получить свободу дворовые владельцев имений, заложенных в кредитных учреждениях. В 1847 г. крестьянам была дана возможность выкупаться с землей целыми семьями в случаях, когда имения продавались с торгов за долги. Все послабления относительно положения крестьян закончились в 1848 г., когда мощные революционные события охватили Европу и Николай I под их влиянием прекратил всякие, даже непоследовательные, попытки преобразований в этом направлении. 1.2. Общественное движение 1830–1850-х гг Во второй трети XIX в. в России начали оформляться основные идейные течения: консерватизм, либерализм, революционно-социалистический радикализм. Реакцией на выступление декабристов стало нарастание консервативных настроений в обществе. Идеологом идейной концепции консерваторов был министр народного просвещения граф С.С. Уваров. В его теории официальной народности выделялись три основополагающих принципа, отличающих Россию от Запада: православие как основа духовной жизни и церковь как опора самодержавия; самодержавие как основа жизни русского общества и единственно приемлемая для России форма правления; народность как духовное единение народа с царем. Приверженцами этой теории были историки Н.М. Карамзин и М.П. Погодин, литераторы Ф.В. Булгарин и М.Н. Загоскин и др. Несмотря на усиление политической реакции, оппозиция существующему режиму по-прежнему пыталась противостоять ему, что проявлялось в деятельности в конце 1820-х – 1830-х гг. различных по составу и идейной направленности кружков (кружок братьев Критских, кружок Н.В. Станкевича, кружок А.И. Герцена и Н.П. Огарева и др.), обсуждавших вопросы о положении страны и ее будущем; в виде сложившихся во второй половине 1830-х гг. либеральных течений западников и славянофилов; в формировании революционно-социалистического направления общественной мысли. Славянофильство возникло как своего рода реакция на распространение среди российского дворянства «слепого подражания» Западу. Славянофилы (братья П.В. и И.В. Киреевские, И.С. и К.С. Аксаковы, философы Ю.Ф. Самарин и А.С. Хомяков и др.) защищали идею о великой исторической миссии России. Они идеализировали патриархальную Русь и нередко принижали прогрессивные достижения западных стран, считая, что если Россия будет развиваться по их пути, то у нее нет будущего. С этой точки зрения славянофилы негативно оценивали деятельность Петра I. Основополагающими принципами общественного устройства России они считали православие, самодержавие и народность, осуждая при этом самодержавный деспотизм и рассматривая православие как образ мышления народа. Многие размышления славянофилов о патриотизме, национальных традициях, нравственных критериях сохраняют и в наши дни свою актуальность и значимость. В отличие от славянофилов западники (историки Т.Н. Грановский и С.М. Соловьев, литераторы П.В. Анненков и И.С. Тургенев, юрист К.Д. Кавелин) высоко ценили достижения европейских стран и хотели, чтобы Россия развивалась именно по их пути, преодолев с помощью реформ свое отставание. Они считали, что для этого в первую очередь должно быть ликвидировано крепостничество и установлено конституционное государственное устройство. Эти изменения, по их мнению, позволят России образовать вместе с Западом «одну общечеловеческую семью». Несмотря на имевшие место разногласия, и западники, и славянофилы любили Россию и верили в нее; и те, и другие отрицательно относились к крепостному праву и считали необходимым постепенное проведение реформ, инициатором которых должна была выступить верховная власть. За свои взгляды представители этих направлений либерального движения подвергались гонениям со стороны правительства. На формирование западнической и славянофильской идеологий значительное влияние оказал П.Я. Чаадаев, который первым остро поднял вопрос о судьбе России и ее историческом месте. По мнению П.Я. Чаадаева, Россия – не Запад и не Восток. Россия – целый особый мир. Подвергая Россию своего времени самой жестокой критике, он был страстным патриотом своей страны и верил в ее потенциальные силы. Критика крепостничества, царизма, теории официальной народности получила отражение в «Философическом письме», опубликованном в 1836 г., за которое П.Я. Чаадаев был объявлен сумасшедшим и отдан под полицейский надзор. Революционеры-демократы (А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский) разделяли некоторые идеи западников, но в целом выступали против буржуазно-либеральной идеологии. Они развивали идеи утопического социализма и в отличие от декабристов стремились не к организации военного заговора, а к народной революции. А.И. Герцен сформулировал теорию общинного социализма, согласно которой Россия сможет перейти к нему через крестьянскую общину – готовую ячейку социалистического общества. В качестве главных условий построения социалистического общества в России он считал отмену крепостного права и ликвидацию самодержавия. В 1840-е гг. с критикой российской действительности и программой революционного преобразования страны выступал популярный литературный критик В.Г. Белинский, видевший ее возрождение «в успехах цивилизации, просвещения, гуманности, пробуждения в русском народе чувства собственного достоинства, правах и законах, сообразных со здравым смыслом и справедливостью, необходимости гарантий для личности, чести и собственности». Заметную роль в революционном движении в 40-е гг. XIX в. играл кружок М.В. Буташевича-Петрашевского. Члены этого кружка, среди которых были писатели М.Е. Салтыков, Ф.М. Достоевский, пианист А.Г. Рубинштейн и др., увлекались идеями А. Сен-Симона, Ш. Фурье, а также декабристов, В.Г. Белинского и А.И. Герцена. Петрашевцы пропагандировали необходимость уничтожения помещичьего землевладения и бесплатную передачу земли крестьянам. Как и другие представители революционно-демократического течения, они считали революцию, а не реформирование «сверху» целесообразным способом социалистического переустройства. Петрашевцы выступали за демократию, установление республиканского правления, политические свободы, ликвидацию национального гнета. В 1849 г. кружок был разгромлен; 21 участника приговорили к расстрелу, затем замененному каторгой. Таким образом, разочаровавшись в возможности сотрудничества власти и общества, оппозиционно настроенные представители российской интеллигенции встали на путь борьбы за революционно-радикальное развитие России. 1.3. Основные направления внешней политики Николая I Основными направлениями внешней политики Николая I были борьба с революционным и национально-освободительным движением в Европе, расширение геополитического пространства на Кавказе и участие в решении восточного вопроса. В 1831 г. русские войска жестоко подавили восстание в Польше, она лишилась конституции, полученной в 1815 г. при Александре I. Свержение монархии в 1848 г. во Франции привело к приостановлению дипломатических отношений между Россией и Францией. Николай I опасался распространения революционного движения в Европе, поэтому он двинул огромную армию к западным границам, а затем по просьбе австрийского правительства направил 140-тысячную армию для подавления венгерской революции в 1849 г. Противоречия России и Ирана из-за Закавказья вылились в Русско-иранскую войну 1826–1828 гг. По Туркманчайскому мирному договору Россия присоединила к себе Восточную Армению; было признано исключительное право России иметь военный флот на Каспийском море. Обострение восточного вопроса привело к очередной Русско-турецкой войне 1828–1829 гг. По Адрианопольскому мирному договору за Россией было закреплено устье Дуная и восточное побережье Черного моря; открытые черноморские проливы для русских судов; признаны автономии Греции, Сербии, Молдавии и Валахии. Кавказская война 1817–1864 гг. Очень сложно шло присоединение к России Кавказа, продолжавшееся почти 50 лет. Началась Кавказская война при Александре I, активно велась при Николае I, а завершилась лишь при царствовании Александра II. В этой войне происходило столкновение двух по существу разных культур, традиций, образов жизни. Военные действия носили специфический характер: взятие укрепленных пунктов, которыми являлись практически каждый горский аул; отражение нападения горцев на российские форты; походы в глубь территории противника; борьба за коммуникации и т. п. Боевыми столкновениями сопровождались даже строительные работы и заготовка дров. Победа в войне далась России дорогой ценой – не менее 77 тыс. человек, как военнослужащих, так и мирного населения, погибли. Это объяснялось почти непрерывным ходом военных действий в крайне сложных условиях Кавказа, отдельными серьезными просчетами русского командования. Потери горцев никто не считал. Покоренный Кавказ царское правительство рассматривало как свой форпост на Востоке, ограничивающий там турецкое, иранское и британское влияние. Однако следует подчеркнуть цивилизирующую и примиряющую роль России в этом регионе, даже с учетом ошибок и перегибов. Восточная (Крымская война 1853–1856 гг.). Одной из задач внешней политики России при Николае I было решение восточного вопроса, т. е. достижение господства на Черном море, в проливах Босфор и Дарданеллы и на Балканах, что делало неизбежным столкновение с Турцией. В войне были заинтересованы и европейские державы, а также Турция, Англия и Франция стремились лишить Россию ведущей роли, которую она стала играть в Европе после разгрома наполеоновской империи. Предметом интересов Турции стал Кавказ. Поводом к началу войны послужил вопрос о так называемых «палестинских святынях». Начавшийся спор между Россией и Францией о правах католиков и православных в Иерусалиме перерос в конфликт Николая I с турецким султаном, отобравшим по просьбе Франции ключи от Вифлеемского храма у православного духовенства. Но требование Николая I гарантий уважения и охраны интересов православного населения Турции султан, опираясь на поддержку Англии и Франции, ответил отказом. Тогда Николай I приказал войскам занять Дунайские княжества – Молдавию и Валахию, входившие в состав Османской империи. 4 октября 1853 г. Турция объявила России войну. А в феврале 1854 г. на стороне Турции выступили Англия и Франция; на грани вступления в войну была Австрия. Война, которую Россия начала лишь против Турции, превратилась в сражение с сильнейшими европейскими государствами. На первом этапе войны (октябрь 1853 г. – апрель 1854 г.) турецкая армия терпела поражения на Балканах и в Закавказье. 18 ноября 1853 г. русская Черноморская эскадра под командованием П.С. Нахимова одержала победу над турецким флотом в Синопской бухте, не потеряв ни одного корабля и уничтожив 15 судов противника. На втором этапе войны (апрель 1854 г. – февраль 1856 г.) Англия и Франция официально объявили России войну и начали активные, хотя и безуспешные, действия на Черном, Балтийском, Белом, Баренцевом морях и в Тихом океане. Николай I опасался вступления в войну Австрии и отдал приказ вывести войска с территории Дунайских княжеств, которые незамедлительно были заняты австрийской армией. В сентябре 1854 г. союзники высадили десант в Крыму в районе Евпатории, их цель заключалась в захвате Севастополя – главной русской военно-морской базы на Черном море. Чтобы перекрыть флоту противника путь в Севастопольскую бухту, русский парусный флот был затоплен. 13 сентября 1854 г. началась героическая оборона Севастополя, длившаяся 11 месяцев. Крепость была окружена оборонительными сооружениями, возведенными под руководством военного инженера Э.И. Тотлебена. Возглавили оборону города вице-адмирал В.А. Корнилов, контр-адмирал В.И. Истомин, адмирал П.С. Нахимов (все они погибли во время осады). Несмотря на значительное превосходство в силах, противнику удалось занять Севастополь лишь после почти годовой осады – 30 августа 1855 г., при огромных потерях. С падением Севастополя резко упала активность военных действий. Несмотря на поражение, в память обороны Севастополя была впервые в истории России учреждена медаль «За защиту Севастополя». В Крымской войне участвовали известный хирург Н.И. Пирогов, применивший в военно-полевых условиях наркоз, а также первый в русской военной истории отряд сестер милосердия. Несмотря на некоторые успехи русских сухопутных войск на Кавказе (взятие крепости Карс), союзникам удалось выполнить свою главную задачу – подорвать военное могущество России на Черном море. В 1854–1855 гг. англо-французский флот из корабельной артиллерии обстреливал русские территории на Аландских островах на Балтике, Соловецкий монастырь в Белом море и Петропавловск-Камчатский. Россия в целом смогла выдержать военный натиск объединившихся против нее стран. В феврале 1855 г. скончался Николай I; постепенно прекратились военные действия. Россия согласилась на подписание мирного договора с Францией, Австрией, Англией, Пруссией, Сардинией и Турцией, которое состоялось в Париже в марте 1856 г. Страна вышла из войны с минимальным уроном. В обмен на турецкую крепость Карс России союзниками был оставлен Севастополь; независимость Османской империи и ее целостность гарантировались всеми государствами; закрепилось обеспечение традиционных прав Православной церкви на Святой земле. Самым тяжелым для Российского государства оказалось объявление Черного моря «нейтральным», т. е. Россия и Турция лишались права иметь здесь военный флот, а на побережье – военные крепости. Поражение России, обусловленное ее экономической, политической, социальной и военной отсталостью, вновь подтвердило необходимость кардинальных реформ в стране. 2. Россия во второй половине XIX века. Великие реформы Александра II 2.1. Отмена крепостного права: причины, подготовка, основные положения Необходимость преобразований в стране, главное из которых заключалось в отмене крепостного права, для всех слоев российского общества особенно стала очевидной в период Крымской войны, закончившейся поражением для России. Страна стояла перед дилеммой: либо империя теряет статус европейской державы, либо в спешном порядке проводит реформы и догоняет соперников. Император Александр II (1855–1881) в сложившейся ситуации пришел к пониманию необходимости назревших перемен в стране. Во внутренней политике появились новации, выразившиеся прежде всего в снятии множества запретов предыдущего периода царствования: разрешена свободная выдача (естественно, имущим слоям) заграничных паспортов; ослаблен цензурный гнет; ликвидированы военные поселения; проведена амнистия по политическим делам, в результате которой были освобождены декабристы, петрашевцы, участники польского восстания 1830–1831 гг. В обществе начали появляться и бурно обсуждаться записки и произведения, касающиеся самых животрепещущих вопросов. Большое влияние на формирование общественного мнения и взгляды царя оказала «Записка об освобождении крестьян в России» К.Д. Кавелина,[9] в которой он отмечал пагубность крепостного права в экономическом, политическом и нравственном отношениях. Со своим проектом «О крепостном состоянии и о переходе из него к гражданской свободе» выступил в 1856 г. известный славянофил Ю.Ф. Самарин (1819–1876), проповедовавший отмену крепостного права с позиции необходимости сохранения и укрепления крестьянской общины. Многие положения этого проекта впоследствии нашли отражение в документах крестьянской реформы. Сторонниками освобождения крестьян были также и некоторые члены императорской фамилии. Существуют различные точки зрения относительно причин, заставивших верховную власть пойти на отмену крепостного права. Большинство отечественных историков считают, что главную роль в этом сыграла экономическая исчерпанность крепостничества: незаинтересованность крестьян в результате своего труда, ужесточение эксплуатации в помещичьих имениях, способствующие заметной деградации сельского хозяйства. Экономический кризис, бедственное положение крестьян привели, по мнению исследователей, к значительному росту социальной напряженности на рубеже 1850–1860 гг. Она выразилась в подъеме крестьянского движения и протестах со стороны радикальных общественных деятелей – Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и др. К середине XIX в. стал очевиден кризис дворянства как сословия и помещичьего хозяйства как формы сельскохозяйственного производства. К этому времени 3,5 % дворян были беспоместными, 39,5 % имели крепостных менее 20 душ, а 66 % крепостных были заложены в банки помещиками. Есть и другая точка зрения, согласно которой в середине XIX в. крепостническое хозяйство еще далеко не исчерпало своих возможностей, антиправительственные же выступления были крайне неактивны. По мнению сторонников этой точки зрения, крестьянская реформа была обусловлена внешнеполитическими факторами, т. е. необходимостью сохранить статус России как могущественного государства. Александр II при подготовке крестьянской реформы опирался на бюрократию, подвластный и послушный ему государственный аппарат. В 1830–1850-е гг. в среде бюрократии стал складываться определенный слой прогрессивных, по государственному мыслящих людей. Их соединяло единство взглядов на программу предстоящих преобразований. Ученые назвали эту группу либеральной бюрократией. Покровителем либеральной бюрократии был брат царя великий князь Константин Николаевич, а виднейшими их представителями – чиновник министерства внутренних дел Н.А. Милютин, его брат генерал Д.А. Милютин, генерал Я.И. Ростовцев, В.И. Даль, Я.И. Соловьев и др. По мнению либеральных бюрократов, для укрепления позиций государственной власти необходимо было освободить крестьян, создать крепкое крестьянское хозяйство, предоставить определенную свободу общественным силам. Они также выступали за демократизацию государства при сохранили монархии. В январе 1857 г. был создан Секретный комитет по крестьянскому делу, в который входили высшие сановники государства и который в течение года рассматривал проекты крестьянской реформы, разработанные в период предыдущих царствований. В феврале 1858 г. Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Вводилось гласное обсуждение вопросов отмены крепостного права. Были созданы аналогичные комитеты в 46 губерниях. В результате бурных обсуждений, борьбы различных дворянских группировок, усиления общественного движения осенью 1858 г. в ходе предреформенной работы наступил перелом. Правительство и Главный комитет по крестьянскому делу определили всеобъемлющие принципы, на которых должна была строиться реформа: освобождение крестьян с полевым наделом за выкуп, уничтожение вотчинной власти помещиков, приобщение крестьянства к гражданским правам. Для обобщения проектов губернских комитетов дворянства, а также для выработки основных правовых документов, регламентирующих проведение крестьянской реформы, в феврале 1859 г. Александр II создает редакционные комиссии при Главном комитете по крестьянскому делу. Их возглавлял Я.И. Ростовцев, а главным организатором практической работы был Н.А. Милютин. Редакционные комиссии около двух лет работали очень интенсивно и провели 409 заседаний. Они подготовили законодательные акты реформы. После закрытия редакционных комиссий кодифицированные проекты крестьянской реформы были переданы на обсуждение сначала в Главный комитет по крестьянскому делу, в затем в Государственный совет (октябрь 1860 г. – февраль 1861 г.). Противники реформы пытались ее тормозить, но Александр II проявил твердость. Всего, не считая царского манифеста от 19 февраля 1861 г., Александр II утвердил 17 правовых документов, имевших силу закона и направленных на регулирование общественных отношений после отмены крепостного права в России. После обнародования 5 марта 1861 г. манифеста об освобождении крестьян вступили в силу основные правовые положения, согласно которым крестьяне получали личную свободу, т. е. переставали быть собственностью помещика и получали определенные гражданские права: самостоятельно заключать сделки; заниматься промыслами по своему усмотрению; переходить в другие сословия; поступать на службу; приобретать движимое и недвижимое имущество и т. п. Для нового поземельного устройства крестьян было решено создать сельские общества на основе общины. Община решала вопросы распределения и эксплуатации земельного фонда. Все вопросы обсуждались и решались на сельском сходе, объединявшем крестьян каждого помещичьего имения. Организационные и хозяйственные вопросы решал и координировал сельский староста, избираемый на три года. Несколько сельских обществ образовывали волость, которую возглавлял волостной старшина, выполнявший полицейские и административные функции. Крестьяне освобождались с землей. Размер земельного надела определялся на основе добровольного соглашения между помещиком и крестьянином при участии мирового посредника и сельского старосты и зависел от региона России (черноземные, нечерноземные, степные губернии). Если крестьяне пользовались большим количеством земли, чем предусматривалось в Положении от 19 февраля 1861 г., то часть излишков, которые именовались отрезками, отбиралась в пользу помещиков. Земля предоставлялась крестьянам за выкуп. Они должны были единовременно заплатить помещику 20 % стоимости надела, а остальную часть выплачивало государство, но с возвратом ему данной суммы в течение 49 лет с процентами. Размер выкупных платежей в зависимости от района России был разным, но рассчитывался исходя из величины денежного оброка, который платил крестьянин помещику. Все крестьяне до заключения выкупной сделки, а также те, кто не смог заплатить 20 % стоимости надела, считались временнообязанными и должны были в полном объеме выполнять прежние повинности – барщину и оброк, хотя были лично свободными. Для реализации крестьянской реформы учреждался специальный институт мировых посредников, которые назначались Сенатом из местных дворян для составления уставных грамот, в которых определялись конкретные условия освобождения каждой крестьянской семьи. Они также рассматривали земельные споры между помещиками и крестьянами. В основе реформы лежал принцип постепенности, т. е. в течение двух лет необходимо было составить уставные грамоты, в течение девяти лет крестьянин не мог отказаться от своего земельного надела и покинуть общину. Крестьянская реформа охватила удельную и государственную деревни. Удельные крестьяне (т. е. принадлежавшие императорской семье) получили свободу еще в 1858 г. Их поземельное устройство, повинности и выкуп были определены в 1863 г. на основании общих положений реформы по отмене крепостного права специальным царским указом. Для государственных крестьян новое поземельное устройство было закреплено законом 1866 г. Они продолжали пользоваться прежними наделами, а на выкупные платежи были переведены только в 1886 г. 2.2. Великие реформы 1860–1870-х гг Крестьянская реформа повлекла за собой реформы в других сферах общества. Важным событием стало осуществление с 1 января 1864 г. земской реформы. В уездах и губерниях создавались органы местного самоуправления, которые занимались вопросами благоустройства, просвещения, здравоохранения, социального призрения, страхования, попечения о местной торговле и промышленности. Выборы в земства проходили один раз в три года по куриям, т. е. в соответствии с определенным имущественным цензом. Граждане подразделялись на три разряда: сельские общества (крестьяне); горожане; все остальные земельные собственники (в основном дворянство). Выбранные по куриям назывались земскими гласными, они собирались один раз в год на губернские и уездные собрания, где выбирали свои исполнительные органы (земские управы) и решали основные проблемы в соответствии с кругом собственных полномочий. Финансовой опорой земских учреждений были местные сборы, назначаемые самими земствами. 16 июня 1870 г. было утверждено новое Городовое положение, согласно которому повсеместно создавались всесословные органы городского общественного самоуправления с широкими полномочиями по благоустройству городов и развитию их экономики, а также обеспечению других городских нужд. Учреждениями городского самоуправления были: городские избирательные собрания, городская дума, городская управа. Самой радикальной и последовательной была судебная реформа, осуществленная путем введения в правовую сферу новых судебных уставов, утвержденных 20 ноября 1864 г. Согласно этим нормативным актам закреплялись самые передовые по тем временам принципы организации судопроизводства и ведения судебных процессов. К ним относились: бессословный характер суда и равенство всех граждан перед законом; отделение судебной власти от административной и провозглашение несменяемости судей; гласность и состязательность судопроизводства; введение новых правовых институтов: присяжных заседателей, для рассмотрения сложных уголовных дел и вынесения вердикта (виновен или невиновен); присяжных (частных) поверенных – адвокатов, которые осуществляли юридическое консультирование и защиту сторон; сокращение числа судебных инстанций и упрощение системы судопроизводства. В соответствии с проведенной реформой судебная система России стала иметь пять инстанций: 1) мировой суд, 2) съезд мировых судей, 3) окружной суд, 4) судебная палата, 5) Сенат. Судебная реформа 1864 г. была серьезным шагом России на пути к формированию гражданского общества и правового государства. Многие компоненты этой реформы нашли свое применение и в современной судебной системе Российской Федерации. Подготовку и проведение военной реформы (1861–1874) в России осуществлял Д.А. Милютин, ставший в 1861 г. военным министром. Он начал с облегчения службы солдат, добившись в 1863 г. уменьшения ее срока до 15 лет, отмены телесных наказаний, введения обучения солдат грамоте, запрета на отдачу в солдаты за преступления. Весь комплекс военных реформ включал в себя следующее: сокращение численности армии; учреждение системы военных округов, т. е. децентрализации военного управления в стране; отмену рекрутской системы комплектования армии и введение всеобщей воинской повинности (с 1 января 1874 г.). Новый устав о воинской повинности вводил одинаковые для всех сословий условия службы в армии. Расширялась сеть военно-учебных заведений для подготовки офицерского состава: в 1862–1864 гг. были созданы военные гимназии и юнкерские училища. Было проведено перевооружение армии. Военные преобразования сделали российскую армию более дееспособной, раскрепощенной и были нацелены на ликвидацию сословных ограничений. Недаром эту реформу называют одной из самых гуманных реформ 60–70-х гг. XIX в. Важное место в ряду «великих» реформ занимала реформа системы народного образования. В 1860–1870-е гг. произошел поворот в сторону развития и становления женского образования. В 1860 г. было принято Положение о женских училищах, которые могли создаваться во всех губернских городах и были аналогами мужских гимназий. Гораздо сложнее обстояло дело с получением женщинами высшего образования, так как в университеты они не допускались, поэтому было разрешено под контролем министерства народного просвещения создавать Высшие женские курсы университетского типа. Серьезные изменения произошли в системе начального и среднего мужского образования. Были приняты новые документы: Положение о начальных народных училищах (14 июля 1864 г.) и Устав гимназий и прогимназий (19 ноября 1864 г.). Тем самым государственно-церковная монополия на просвещение и учебные заведения утратила свою силу. Теперь с соответствующего разрешения органов министерства народного просвещения создавать учебные заведения могли земства, общественные организации, а также частные лица. В этих документах также закладывались основы деления средней школы на классическую (гуманитарную) и реальную (техническую). Изменения произошли и в системе высшего образования. Так, 18 июня 1863 г. был утвержден новый университетский устав, дававший высшим учебным заведениям значительную автономность. Существенное внимание в этом документе было уделено выборному началу: все вакансии заполнялись путем выборов, в том числе профессорские. Демократические традиции, исходившие из университетской среды, стали важным фактором общественной жизни России. 2.3. Общественные движения 2-й половины XIX в. Проводимые в России реформы 1860–1870-х гг., несмотря на их значимость, были ограничены и противоречивы, что способствовало усилению идейно-политической борьбы и привело к окончательному оформлению трех направлений в общественном движении: революционного, либерального, консервативного. Сторонники консерватизма[10] стояли на страже самодержавия, ратовали за свертывание реформ и проведение контрреформ, сохранение помещичьего землевладения. Идеологами консерваторов были К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков, В.П. Мещерский и др. Оплотом и одновременно сферой распространения консерватизма считались чиновно-бюрократический государственный аппарат, церковь, значительная часть периодической печати. Консервативный традиционализм признавался официальной идеологией России до 1917 г. Либерализм (в переводе с лат. – свободный) как общественно-политическое течение возник прежде всего в среде интеллигенции, которая выступала за введение конституционных начал в политико-правовую систему, демократические свободы и продолжение реформ. Либералы были противниками революции и отстаивали эволюционный путь развития страны, поэтому они были готовы к сотрудничеству и компромиссам с самодержавием. Идеологическое обоснование российского либерализма содержится в трудах К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина и др. Печатным органом западнических либералов был влиятельный журнал «Вестник Европы», которым руководил М.М. Стасюлевич. Представители славянофильского либерализма группировались вокруг журнала «Русская беседа», во главе которого стоял А.И. Кошелев. В конце 1870-х гг. земские либералы (И.И. Петрункевич и С.А. Муромцев) выдвинули идею учреждения в России земского представительства при верховной власти. В значительной степени это было связано с тем, что в конце царствования Александра II ключевые посты в исполнительной власти занял М.Т. Лорис—Меликов.[11] Основу программы его деятельности составляла идея сотрудничества с либеральными кругами общества, перевод их из оппозиции в лагерь союзников по борьбе с революционным движением. 28 января 1881 г. М.Т. Лорис-Меликов представил императору доклад, суть которого состояла в учреждении подготовительных комиссий с привлечением к участию в них представителей земских органов. Комиссиям предстояло обсуждать законопроекты, высказывать свое мнение до момента их внесения в Государственный совет. Александр II в основном одобрил этот проект, но 1 марта 1881 г. в результате террористического акта он был убит народовольцами. Вступивший на престол Александр III и его реакционное окружение отвергло предложение М.Т. Лорис-Меликова, ушедшего вскоре в отставку. Самыми активными в общественном движении были представители революционного направления, которые стремились к коренному переустройству общества, преимущественно насильственным путем. Идейной основой этого служила теория особого, некапиталистического развития России путем общинного социализма, идеологами которого были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Эти теоретические воззрения повлияли на формирование нового радикального течения – народничества. Пути достижения нового справедливого общества были сформулированы другими идеологами революционного народничества, заложившими основы трех идейных течений: – бунтарского (анархистского). Его идеолог М.А. Бакунин (1814–1876) считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и поэтому его надо поднять на революцию, которая должна уничтожить государство и создать вместо него федерацию самоуправляющихся общин и ассоциаций; – пропагандистского. Его основатель П.Л. Лавров (1823–1900) утверждал, что народ не готов к революции, поэтому главное внимание он уделял длительной пропаганде социалистических идей и считал, что «разбудить» крестьянство должна передовая часть российской интеллигенции; – заговорщического. Теоретик этого течения П.Н. Ткачев (1844–1885) в своих воззрениях о возможной революции в России делал акцент на заговор с целью государственного переворота силами профессиональных революционеров. Захват власти, по его мнению, должен быстро вовлечь народ в социалистическое переустройство. На долгие годы второй половины XIX – начала XX в. утопическая теория народнического социализма стала теоретическим и программным базисом для многих радикально-революционных течений и политических партий. Революционный радикализм во многом проистекал из особенностей социально-экономического и политического развития страны (ограниченность реформ, самодержавие, полицейский произвол, отсутствие политических свобод, общинно-коллективистский уклад жизни большинства населения). Отсутствие гражданского общества способствовало тому, что в России могли возникнуть только тайные организации. С 1861 г. до середины 1870-х гг. происходило формирование народнической идеологии и создание тайных революционных кружков. Этот процесс был обусловлен неудовлетворенностью крестьянской реформой 1861 г. Первой тайной организацией стала «Земля и воля» (1861–1864), создателями и руководителями которой были Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, Н.А. Слепцов, Н.Н. Обручев, Н.И. Утин и др. Они поддерживали связи с редакцией газеты А.И. Герцена и Н.И. Огарева «Колокол», с комитетом русских офицеров в Польше, создали ряд местных организаций в Москве, Петербурге, Казани, выпускали революционные прокламации. В 1864 г. «Земля и воля» приняла решение о самороспуске. С середины 1860-х гг. начали появляться и другие тайные кружки. В 1863–1866 гг. действовал кружок Н.А. Ишутина и И.А. Худякова, член которого Д. Каракозов в апреле 1866 г. совершил покушение на Александра II. Тайную организацию «Народная расправа» (1869–1871) создал С.Г. Нечаев, использовавший провокационные методы в соей революционной деятельности, что привело к убийству студента И. Иванова, заподозренного в предательстве. Крупной народнической организацией считался кружок под названием «чайковцы» (руководители М.А. Натансон, Н.В. Чайковский, С.Л. Перовская и др.), представители которого выступили инициаторами «хождения в народ». Активная борьба народников с самодержавной системой началась в середине 1870-х гг. В 1874–1876 гг. на основе идей теоретиков народничества многие молодые разночинцы организовали «хождение в народ» с целью просвещения и пропаганды революционных идей. Но закончилось это крахом: крестьяне не поняли их благородных порывов. В 1876 г. была образована новая тайная организация «Земля и воля». В ее программе предусматривались свержение самодержавия революционным путем, передача всех земли крестьянам и введение местного самоуправления. Во главе организации стояли Г.В. Плеханов, А.Д. Михайлов, С.М. Кравчинский, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др. При участии «Земли и воли» в 1876 г. в Петербурге на площади перед Казанским собором была проведена первая в России политическая демонстрация, где выступил Г.В. Плеханов. В 1877 г. многие землевольцы предприняли второе «хождение в народ». Они селились в деревнях на более длительный срок в качестве мастеровых, врачей, учителей. Но их пропаганда также не давала желаемых результатов. Часть народников стала склоняться к террористической борьбе. В.И. Засулич в мае 1878 г. совершила покушение на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова, а С.М. Кравчинский в августе того же года убил шефа жандармов Н.В. Мезенцева. Внутри «Земли и воли» определились два направления. Представители первого направления («политики»), разочаровавшись в пропаганде, выступали за применение террора в качестве основного метода борьбы, а представители второго («деревенщики») – за продолжение работы в деревне. В августе 1879 г. на съезде «Земли и воли» произошел раскол на две самостоятельные организации: «Черный передел» (1879–1881), лидерами которой остались Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, П.Б. Аксельрод, продолжавшие стоять на платформе мирной пропаганды народнических идей в деревне; «Народная воля» (1879–1881), во главе которой встали А.И. Желябов, С.Л. Перовская, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др. Ее члены, разочаровавшись в революционных возможностях крестьянства, сделали ставку на борьбу с царским правительством при помощи террора, пытаясь создать в стране политический кризис. Члены «Народной воли» организовали несколько покушений на императора Александра II. 1 марта 1881 г. от взрыва бомбы на набережной Екатерининского канала в Петербурге царь погиб. Длительная борьба, которую вела «Народная воля», завершилась цареубийством, но революционного взрыва не последовало. Народ остался инертен, усилились полицейские репрессии, и подавляющая часть революционных народников была разгромлена. 2.4. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период Реформы создали основу для развития в России капиталистических отношений. Во второй половине XIX в. российская промышленность переживала бурный подъем. В 1880-х гг. завершился промышленный переворот в России. В пореформенные годы объем промышленного производства возрос почти в семь раз. Количество фабрик и заводов увеличилось с 3 до 9 тыс. Быстрыми темпами шло строительство железных дорог. Если к 1861 г. их протяженность составляла 2 тыс. км, то к началу 1880-х гг. – свыше 22 тыс. км. В экономику усиленно привлекался иностранный капитал, преимущественно французский, английский, бельгийский, германский. Инвестиции шли в основном в горно-рудную, машиностроительную и химическую промышленность. В легкой и пищевой отраслях доминировал отечественный капитал. Большая часть промышленного потенциала страны была сосредоточена в пяти регионах: в центральной и северо-западной части России, на Урале, в Донбассе и Баку. На остальных территориях преобладало аграрно-кустарное производство. Ведущей отраслью экономики продолжало оставаться сельское хозяйство, в котором преобладал экстенсивный путь развития. Отмена крепостного права дала импульс для становления капиталистических отношений в деревне и привела к росту товарности в аграрном секторе. Значительно возрос – на 44 % – за 10 лет (к 1870 г.) экспорт хлеба за границу. Но сохранились и феодальные пережитки, тормозившие развитие российской деревни. В аграрной эволюции пореформенной России сосуществовали два пути развития: – первый – сохранение крупных помещичьих хозяйств и медленное их втягивание в рыночные отношения (прусский путь развития). Этот путь получил наибольшее распространение в губерниях Центральной России; – второй – вовлечение крестьян и части помещичьих хозяйств в фермерство и предпринимательство (американский путь развития). Этот путь преобладал в Сибири, степных районах Заволжья, на Кавказе и Севере России. Серьезные изменения в пореформенный период произошли в социальной структуре российского общества. Главная особенность в этой сфере заключалась в противоречии между сословной и социальной структурой, их несовпадении. Сословие представляло собой пережиток феодальной системы отношений и постепенно изживало себя. Например, не все дворяне были помещиками, часть из них получали средства к существованию на госслужбе. Зарождались новые классы развивающегося капиталистического общества: буржуазия и рабочие (пролетариат). Они формировались не на юридической, а на экономической основе. Их появление не было предусмотрено сословной иерархией, поэтому состав этих классов складывался из представителей разных сословий. Класс буржуазии пополнялся и дворянами, и крестьянами, и иностранцами. Класс рабочих формировался в первую очередь из бедных крестьян, уходивших на заработки в город. Мещане (горожане) также становились часто наемными рабочими. Вместе с тем необходимо отметить, что в отличие от западно-европейской русская буржуазия еще была экономически и политически слаба и зависела от правящей власти. 2.5. Внешняя политика При Александре II внешняя политика имела несколько целей, которые успешно реализовывались министерством иностранных дел, возглавляемым с 1856 г. блестящим дипломатом А.М. Горчаковым (1798–1883). Во-первых, восстановление международного престижа России и статуса великой державы после поражения в Крымской войне, а также отмена унизительных для страны статей Парижского мирного договора, запрещающего иметь флот и военные укрепления на Черном море. Во-вторых, сохранение русского влияния на Балканах и поддержка национально-освободительного движения славянских народов против Турции. В-третьих, расширение российской территории и присоединение Средней Азии. В-четвертых, нормализация отношений с Китаем и Японией, а также продажа Россией США полуострова Аляска. Европейская политика России. В 1870–1871 гг., используя ситуацию в Европе, прежде всего усиление противоречий между основными европейскими державами, ведение франко-прусской войны, Россия объявила себя не связанной обязательством, запрещающим ей держать военный флот на Черном море. Это было закреплено в марте 1871 г. Лондонской международной конференцией, что стало крупным дипломатическим успехом России. В этот период Россия сблизилась с Германией и Австро-Венгрией. В результате в 1873 г. возник Союз трех императоров, который просуществовал до 1878 г. Для России данный альянс означал восстановление ее влияния на европейскую политику. Восточный кризис. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. В 1870-е гг. вновь обострился восточный вопрос. Россия к тому времени укрепила международные позиции и чувствовала себя весьма уверенно, поэтому она активно поддерживала национально-освободительную борьбу народов Балканского полуострова против Османской империи. В самой России возникло мощное политическое течение – панславизм, призывавшее к объединению славянских народов под руководством Российского государства. По всей стране были образованы славянские комитеты, выступавшие за всемерную (в том числе и военную) помощь братьям-славянам. Россия, Германия и Австро-Венгрия неоднократно обращались к Турции с требованиями проведения реформ, устанавливающих равноправие славянского населения, но турецкое правительство их отклонило. В этих условиях, чтобы не потерять свое влияние на Балканах, а также под огромным воздействием русской общественности внутри страны, Александр II принял 12 апреля 1877 г. решение об объявлении войны Турции. Боевые действия стали разворачиваться на Балканах и в Закавказье. Русская армия вступила на территорию Болгарии, где и развернулись главные сражения с турецкой армией. Русская армия овладела стратегически важным Шипкинским перевалом и героически сражалась под Плевной. После осуществления грамотных осадных мер, разработанных известным фортификатором Э.И. Тотлебеном, крепость была отрезана от внешнего мира и в ноябре 1877 г. сдалась. Одновременно удачно для России развивались боевые действия и на Закавказском фронте. Здесь были заняты такие важные крепости, как Ардаган и Карс. В войне наступил перелом в пользу России. Под угрозой полного поражения Турция предложила провести мирные перговоры, в результате которых 19 февраля 1878 г. был заключен Сан-Стефанский договор. Главным его итогом стало провозглашение независимости Сербии, Черногории, Румынии, автономии Болгарии. Россия получала ряд крепостей на Кавказе (Ардаган, Карс, Батум, Баязет) и возвращала территории Южной Бессарабии, потерянные во время поражения в Крымской войне. Сан-Стефанский мирный договор не устраивал европейские страны, и царское правительство под их давлением было вынуждено передать некоторые его статьи на обсуждение международного конгресса. 1 июля 1878 г. был подписан Берлинский трактат, отличавшийся от Сан-Стефанского договора. Болгария была разделена на две части: северную и южную. Первой предоставлялась автономия, а вторая вновь становилась турецкой провинцией. Австро-Венгрия получила право оккупировать Боснию и Герцеговину. Победа в Русско-турецкой войне была самым крупным военным успехом страны во второй половине XIX в. и укрепила влияние России на Балканах и в мире. Присоединение к России Средней Азии. Во второй половине XIX в. начались экспансия и активное проникновение России в Среднюю Азию. В 1850–1860-е гг. произошло утверждение России в Казахстане. В 1865 г. русские войска овладели Ташкентом. Здесь в 1867 г. было образовано туркестанское генерал-губернаторство, ставшее центром российского присутствия в Средней Азии. В вассальную зависимость от России попали Бухара, Хива. Кокандское ханство, потерпевшее поражение от войск генерала М.Д. Скобелева, капитулировало и в 1876 г. было включено в состав Туркестанского края. Дальневосточная политика России. Продажа Аляски. В 1850-е гг. Россия продолжала осваивать огромные территории Сибири и Дальнего Востока. Для охраны земель вдоль реки Амура было сформировано в 1851 г. Забайкальское, а в 1858 г. – Амурское казачье войско. По инициативе генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева были подписаны договоры с Китаем (Айгунский в 1858 г. и Пекинский в 1860 г.) о разграничении смежных территорий по реке Амур. В 1855 г. с Японией был заключен договор, в соответствии с которым Курильские острова признавались территорией России, а на острове Сахалин устанавливалось совместное владение. В 1875 г. согласно новому договору Курилы полностью отходили Японии, а остров Сахалин – России. Продажа полуострова Аляска состоялась при Александре II в 1867 г. в период проведения им реформ. Видимой угрозы Аляске не было. Отношения России и США в это период были дружескими. Но потенциальная угроза Аляске оставалась. Во-первых, она состояла в том, что племена индейцев покорены не были. Английские и американские торговцы снабжали их оружием и подстрекали к мятежным действиям. В 1847 г. англичане учредили на Верхнем Юконе факторию. Прибрежные воды Аляски кишели китобойными судами разных стран. И со всем этим колония не могла справиться. Во-вторых, огромная территория была практически не освоена. Во избежание стычек с индейцами проникновение в глубь континента колонистам было запрещено. Общая численность русского населения здесь колебалась от 600 до 800 человек. Экономическое положение территории было непрочным и продолжало ухудшаться. На содержание Аляски нужны были государственные дотации. Последствия Крымской войны, истощившие Россию морально и материально, заставили царя и его дипломатов изменить курс внешней политики. В-третьих, Россия в случае войны неспособна была защитить Аляску. Таким образом, судьба территории была решена. 28 декабря 1866 г. Александр II подписал документ о продаже полуострова Аляска. Все это делалось в тайне. Весть о решении купить Аляску была встречена в американских правительственных кругах весьма благосклонно, формальности были быстро улажены. И 30 марта 1867 г. договор был подписан. Плату за покупку объявили равной 7 млн. 200 тыс. долларов. Эта плата была ничтожна за громадное приобретение. Аляска была продана за бесценок. Только одного золота в ней было добыто на сумму, в две с половиной тысячи раз большую, чем та, которую уплатил покупатель. Но самое интересное во всей этой истории заключается в том, что деньги Россия за Аляску так и не смогла привезти в страну. Значительная часть из 7,2 млн. долларов была выплачена золотом, его погрузили на корабль «Оркней», взявший курс на Санкт-Петербург. В Балтийском море группа заговорщиков попыталась захватить золото, но потерпела неудачу. По каким-то причинам судно затонуло вместе с драгоценным грузом.
«Правление Николая I» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 206 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot