Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Правильность как основное качество речи.

  • 👀 187 просмотров
  • 📌 138 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Правильность как основное качество речи.
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Правильность как основное качество речи.» docx
Лекция 4. Тема 5. Правильность как основное качество речи. Тема 6. Орфоэпическая норма Норма языка (литературная норма) – это правила использования речевых средств, единообразное образцовое общепризнанное употребление элементов литературного языка в определенный период его развития. Особенности нормы русского литературного языка – относительная устойчивость, распространенность, общеупотребительность, общеобязательность, соответствие употреблению, обычаю и возможностям языка. Источники языковых норм – произведения классической литературы, общепринятое современное употребление языка, научные исследования. Нормы помогают сохранить целостность и общепонятность литературного языка и защищают его от просторечия, диалектов, арго. Изменение литературных норм связано с развитием языка, социальными изменениями, развитием литературы и др. Существуют 3 степени нормативности, которые отражены в различных словарях: норма 1-й степени (императивная) – строгая, жесткая, не допускает вариантов (класть, а не ложить); норма 2-й степени (диспозитивная) – нейтральная, допускает равнозначные варианты (порядочный (ш)); норма 3-й степени (диспозитивная) – более подвижная, допускает разговорные, устаревшие формы (творог, творог). Выделяют следующие нормы: орфоэпические, орфографии и пунктуации, лексические, морфологические, синтаксические. Орфоэпические нормы – нормы произношения и ударения. Особенности русского ударения. Различают словесное и фразовое (логическое) ударение. Словесное ударение - это выделение одного из слогов неодносложного слова. С помощью ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое - фонетическое слово. Русское словесное ударение является свободным, то есть не закрепленным за определенным по местоположению слогом. Русское ударение отличается разноместностью: в различных формах слова или в словах одного корня оно может быть на разных слогах, разных морфемах. Безударные примыкающие служебные слова называются проклитиками, если они стоят перед ударным словом (на вокзале) и энклитиками, если они стоят за ним (далеко ли). Обычно слова русского языка имеют одно ударение. Однако большой ряд двух и трехкорневых слов, достаточно длинных, имеют 2 или 3 ударения. Последнее из них основное и полновесное, остальные – дополнительные (побочное ударение): железнодорожный, машиностроение, аэрофотосъёмка. Если речевой такт состоит из нескольких фонетических слов, то одно из слов несет более сильное ударение. Такое выделение одного из слов речевого такта называется тактовым ударением. Один из тактов фразы также выделяется более сильным ударением, которое называется фразовым ударением. Обычно тактовое ударение бывает на последнем слове речевого такта, а фразовое ударение выделяет последний такт фразы. Функция тактового и фразового ударения заключается в фонетическом объединении нескольких слов в речевой такт и нескольких тактов во фразу. Выделение в речевом такте более сильным ударением какого – либо слова для подчеркивания его особого значения называется логическим (фразовым) ударением. Любое слово в речи может нести логическое ударение. Трудности и особенности русского ударения. 1) нефиксированность и подвижность - могут возникать пары слов, в которых одно несет нормативное ударение и используется в литературном языке, а другое – ударение, встречающееся в профессиональной речи. 2) наличие профессиональных и стилистически окрашенных типов произнесения слов - разное ударение имеют слова, принадлежащие разным стилям речи (просторечному, нейтральному, книжному). Профессиональные, просторечные и устаревшие варианты не являются нормативными! 3) наличие акцентологических вариантов - существуют слова с двойным ударением. Иногда они равноправны, но чаще один вариант становится предпочтительнее другого. 4) колебания в постановке ударений - в большинстве случаев в нарицательных существительных только один вариант произношения является нормативным. 5) ударение в именах собственных и др. - следует помнить о правильном произношении общеизвестных имен собственных. В некоторых именах собственных допустимо вариативное ударение. В именах собственных иноязычного происхождения ударение обычно неподвижно. В тех случаях, когда одно имя собственное относится к двум (или более) лицам, предметам, понятиям, нужно уточнить конкретное значение данного слова и, пользуясь словарями, выяснить правильное ударение. 6) В существительных иноязычного происхождения правильно поставить ударение можно, зная происхождение слова. 7) В глаголах на -ировать более продуктивным считается вариант с ударением на и. В словах же, вошедших в русский язык только в прошлом веке, ударение часто падает на последний слог. 8) В русском слове, как правило, одно ударение. Но в сложных словах, особенно в профессиональной речи, часто бывает два ударения: главное и второстепенное, т.е. побочное (на первой части длинного сложного слова). Среди сложных слов есть и одноударные. 9) Ударение в русском языке может выполнять смысловые и грамматические функции. С его помощью различаются омонимы. Неправильная постановка ударения влечет за собой искажение смысла.
«Правильность как основное качество речи.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Е.Ю. Позднякова
Смотреть все 183 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot