Познавательные психические процессы. Внимание
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция. Познавательные психические процессы.
Внимание.
Внимание – это познавательный психический процесс, заключающийся в сосредоточении сознания на определенном объекте или определенной деятельности, обеспечивающее их ясное отражение. Направленность внимания – выделение из окружения значимых для человека конкретных предметов, явлений или выбор психической деятельности.
Внимание обеспечивает четкость и ясность сознания, осознание смысла психической деятельности в тот или иной момент времени. Существует 3 зоны ясности осознания: зона внимания и зона неясного сознания. В неясной зоне сознания существуют свои фазы смутности и неотчетливости. Как и в поле зрения, чем ближе к центру, тем более отчетливо мы осознаем те или иные явления.
Основа внимания - ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных.
Отбор содержания, попадающего в зону внимания, происходит благодаря периферическим (связанных с органом чувств) и центральным механизмам (связанных с деятельностью центров головного мозга).
П.Я. Гальперин: функция внимания — контроль над содержанием действия, психического образа и т.д. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Контрольная часть представлена вниманием. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль вообще лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению. Внимание как самостоятельный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным.
Функции:
1. отбор информации
2. обеспечение удержания активности на объекте
3. регуляция и контроль
Свойства внимания:
Сосредоточенность – степень углубленности в деятельность.
1. Устойчивость – способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте на объекте (длительность сосредоточения).
2. Концентрация – интенсивность внимания, направленного на один объект. Чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность внимания.
3. Распределение внимания – способность удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов или выполнять одновременно несколько видов деятельности. Тренируемо
4. Переключение – это сознательное, намеренное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания неодинакова у разных людей и зависит от целого ряда условий (прежде всего от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться.
5. Объем – количество объектов, которое может быть охвачено вниманием с достаточной ясностью одновременно. Человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке.
6. Отвлекаемость – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой, которое возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей: внезапно появляющиеся; действующие с меняющейся силой и частотой и т.д. Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек.
Виды внимания :
1. Непроизвольное (пассивное, вынужденное) внимание является наиболее простым видом внимания, возникает и поддерживается независимо от сознания человека.
Причины непроизвольного внимания: а. внешние характеристики объекта: относительная сила, новизна, необычность воздействия; б. состояние человека, т.е. активизация той или иной потребности; в. общая направленность личности (интересы, мотивы, увлечения); г. предметы, вызывающие яркие эмоции и чувства.
2. Произвольное – это сознательно направляемое и регулируемое внимание, связанное с волевым усилием и сознательно поставленной целью и вызванное условиями деятельности. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.
3. Послепроизвольное – это активное, целенаправленное сосредоточие сознания, не требующее волевых усилий вследствие высокого интереса к деятельности.
Память.
Память – это психический процесс запечатления, сохранения, актуализации (узнавание и воспроизведение) и утраты следов прошлого опыта. Память человека в отличие от животных характеризуется произвольностью, логичностью и опосредованностью.
Узнавание – это сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом.
Воспроизведение – процесс воссоздания образа предмета, воспринятого человеком ранее, а также мыслей, переживаний, желаний, фантазий и т.д.
Память – это функция мозга, а физиологической основой памяти является пластичность нервной системы, т.е. способность каждого нервно-мозгового процесса оставлять после себя след, меняющий характер следующих за ним процессов, а именно возможность повторного возникновения аналогичного процесса без воздействия раздражителя на органы чувств.
Физический ресурс памяти каждого человека ограничен врожденными особенностями головного мозга, поэтому здоровый человек может развить память только с помощью специальных методов, таких как структурирование информации, семантические вставки, целенаправленное воображение, мнемотехника.
Классификация видов памяти:
1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности:
-двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений, основа формирования практических и трудовых навыков, навыков ходьбы, письма и др.;
-эмоциональная память – это память на эмоции и чувства. Участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях.
-образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. и их воспроизведение в форме представлений. Связана с индивидуальными особенностями восприятия человека.
-словесно-логическая – это запоминание и воспроизведение смысла материала, а также собственных мыслей.
Зрительно-моторный тип: легкость молчаливого заучивания, заучивания написанного текста, иногда вспоминает картину страницы текста и как бы считывает с нее. Двигательно-слуховой тип: хорошо запоминает на слух, легче заучивает вслух, легко пересказывает своими словами. Словесно-логический тип: запоминает общую идею, мысли, схемы, заучивает через сложную смысловую переработку материала.
2) по характеру целей деятельности:
Непроизвольная память – это автоматическое запоминание и воспроизведение, которое осуществляется без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания и без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение).
Произвольная память – целенаправленное запоминание и воспроизведение материала, требующее волевого усилия.
Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем определенных внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
3) по продолжительности закрепления и сохранения материала и в связи с его ролью и местом в деятельности:
Сенсорная память (мгновенная, иконическая)
Кратковременная
Оперативная (вторичная)
Долговременная (третичная)
Длительность
0,1-0,5 сек
20-30 сек
Часы, дни (на время решения задачи)
Годы
Объем
Вся поступившая на органы чувств информация
7±2 единицы
Зависит от нужд деятельности
Почти безграничный
Код
Образный (в модальности органов чувств)
Вербально-акустический
Образный и вербально-акустический
Способ запоминания
След раздражителя в нервной системе
Механическое запоминание
Осмысленное (сложная смысловая переработка)
Все + эмоциональное запоминание
Характер запоминания
обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы
Динамический (подвергается реконструкции)
Статический
Слои памяти:
1. Активный слой памяти характеризуется меньшим объемом информации, которая извлекается через воспроизведение. В нем находится та информация, которая используется в данный момент времени.
2. Пассивный слой содержит значительный объем данных, который в данный момент не используется, но в случае чего может быть извлечен через узнавание.
3. Латентный слой (бессознательной памяти) содержит огромный объем информации с раннего детства до настоящего времени, извлечение которого возможно только суфлера (активация левой височной области – зона памяти, гипноз, в состояниях измененного сознания).
Законы запоминания:
1) Закон осмысления – чем глубже понимается изучаемый материал, тем крепче он запоминается и дольше хранится в нашей памяти. Способы: обдумывание главной мысли текста, вычленение и оценивание ключевых моментов, план-конспект и т.д.
2) Закон интереса. Интерес к материалу повышает качество запоминания. Способы: формулировка проблемы, сферы применения информации, значение в профессиональной или личной жизни.
3) Закон установки или мотивации. Для лучшего запоминания необходимо поставить себе задачу запомнить материал и поменять негативные установки «Я никогда не запомню», «Это не возможно запомнить» и т.д. на позитивные «Я смогу запомнить», «Любой материал можно запомнить» и т.д.
4) Закон объема или эффективной длины ряда. Объем запоминаемой информации не должен превышать объем кратковременной памяти, который составляет 7±2 единицы информации. Использовать технику укрупнения единиц.
Эффект края – легче запоминается информация, которая предоставляется в начале и конце длинного ряда. Именно на эти позиции следует помещать наиболее важные элементы изучаемого или предлагаемого вами к изучению материала.
5) Закон торможения. При изучении информации, ее похожие элементы могут перекрывать друг друга: более свежая информация перекрывает, дополняет и закрепляет похожую на нее более старую. Поиски междисциплинарных связей.
6) Закон повторения: а) периодическое повторение изучаемого материала (на следующее утро, через неделю и через месяц), б) повторение уже изученного перед изучением нового, в) избегание механического запоминания через повторение, которое снимает смысловую нагрузку.
7) Закон контекста. При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше. Информация легче запоминается и воспроизводится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями.
Простые, но неожиданные и яркие, события в жизни человека запоминаются лучше, чем пусть даже и сложные, но не встречающие глубокого переживания в человеке.
9) Закон незавершенности или эффект Зейгарник. Человек лучше помнит и воспроизводит информацию, которая для него остается актуальной. В ходе исследований выяснилось, что испытуемые лучше припоминали задания, которые им по условиям эксперимента не давали довести до конца. Те же задания, которые были выполнены полностью, теряли свою актуальность и стирались из памяти.
Способы заучивания больших объемов текстовой информации:
1 Целостный – прочитывание материала от начала до конца несколько раз, до полного усвоения.
2. Частичный – материал делится на части и каждая часть заучивается отдельно. Сначала несколько раз прочитывается одна часть, потом вторая, затем третья и т. д.
3. Комбинированный – сочетание целостного и частичного способов. А. Материал сначала прочитывается целиком один или несколько раз, в зависимости от его объема и характера, затем трудные места выделяются и заучиваются отдельно, после чего снова весь текст читается целиком. Б. Чтение текста один – два раза от начала до конца, выяснение общего смысла, выделение логически законченных частей, заучивание каждой части, в конце материал снова читается целиком.
Процессы забывания.
Т.Рибо, анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезий (временных потерь памяти), отметил две закономерности:
-память человека связана с его личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти;
-память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т.е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние.
Кривая забывания. ---- – кривая забывания механически заученного материала. ____ - кривая забывания осмысленного материала при распределении повторений материала (эффект реминисценции)
Развитие памяти.
Рис. Развитие непосредственного (верхняя кривая) и опосредствован-ного (нижняя кривая) запоминания у детей и юношей (А.Н.Леонтьев).
А.Н.Леонтьев экспериментально показал, как один мнемический процесс - непосредственное запоминание - с возрастом постепенно замещается другим, опосредствованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и воспроизведения материала. «Обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания; прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится опосредствованным».
У дошкольников с возрастом улучшается непосредственное запоминание, причем его развитие идет быстрее, чем развитие опосредствованного запоминания. Параллельно с этим увеличивается разрыв в продуктивности данных видов запоминания в пользу первого.
Начиная со школьного возраста идет процесс одновременного развития непосредственного и опосредствованного запоминания, а затем и более быстрого совершенствования опосредствованной памяти. Обе кривые с возрастом обнаруживают тенденцию к сближению, так как опосредствованное запоминание, развиваясь более быстрыми темпами, вскоре по продуктивности догоняет непосредственное.
Мышление.
1. Мышление – это психический процесс обобщенного отражения окружающей действительности в их существенных связях и отношениях, выходящее за рамки чувственно данного.
– психический познавательный процесс, который заключается в опосредованном обобщенном отражении предметов и явлений их существующих связей.
Виды мышления:
1. По степени новизны: творческое (продуктивное) и репродуктивное
2. По характеру решения задач: абстрактное, практическое, теоретическое, рассудочное, интуитивное мышление.
3. По степени развернутости: конвергентное (сходящееся, логическое, направленное на поиск единственно верного решения) и дивергентное (расходящееся, творческое, направленное на продуцирование как можно большего количества способов решения задачи).
4. По форме осуществления: практическое мышление (наглядно-образное и наглядно-действенное) и теоретическое (образное и словесно-логическое/понятийное).
(по Теплову Б.М.) Теоретическое мышление
Практическое мышление
Задача: нахождение общих закономерностей
Задача: Решение частных, конкретных задач
Переход от созерцания к абстрактному мышлению
Переход от абстрактного мышления к практике
Подвергается проверке после получения результата.
Проверка вплетена в процесс мышления
Несет ответственность за конечный результат
Несет ответственность за процесс
Разные задачи требуют актуализации разных видов мышления. С точки зрения многообразия и внутренней противоречивости задач, жесткости условий протекания умственной работы, практическое мышление сложнее теоретического.
Операции мышления:
1. Сравнение – это мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств (в дальнейшем позволяет осуществить операции классификации и обобщения).
2. Обобщение - это мыслительная операция, которая позволяет мысленно объединять предметы и явления по их общим признакам. Уровни обобщения: а) генерализация (обобщение по внешнему признаку), б) систематизация (обобщение по оперативному удобству), в) классификация (обобщение по существенному признаку).
3. Анализ – это мыслительная операция расчленения целого на составные части для обнаружения наиболее существенных признаков предмета или явления.
4. Синтез – это мыслительная операция построения целого из выделенных частей.
5. Абстрагирование – это мыслительная операция по отражению отдельных существенных в каком-либо отношении свойств явления или предмета.
6. Конкретизация – это мыслительная операция познания объекта в совокупности его существующих взаимосвязей, многообразии свойств и признаков и их сочетаний.
Формы мышления: Понятие – форма мышления отражает свойства связей и отношения явлений, которые образуют группу слов.
Суждение – высказывания, содержащие определенную мысль
Умозаключение – форма мышления, в которой в одной или нескольких суждений вводится новое
размышление
Индивидуальные особенности: критичность, гибкость, глубина, последовательность, скорость
Речь.
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.
Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека.
Функции речи: экспрессивная, объективная
Виды речи: внешняя (- устная, - письменная, - диалог, - монолог) и внутренняя
Этапы развития речи:
1. фонетический – до 2х лет
2. грамматический – к 3м годам
3. семантический – до 16ти лет