Познавательная сфера: память и представление, воображение
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Лекция 5.
Познавательная сфера
воображение
– память и представление,
1. Представление о памяти.
2. Запоминание как процесс памяти.
3. Формы запоминания: запечатление, непроизвольное запоминание;
произвольное запоминание.
4. Факторы, влияющие на запоминание.
5. Процесс сохранения.
6. Процесс забывания.
7. Теории забывания.
8. Воспроизведение.
9. Виды памяти.
10.Характеристики памяти.
11.Представление.
12.Образы представлений.
13.Сравнение представлений и восприятий.
14.Характеристики образов представлений.
15.Виды представлений.
16.Типы представлений.
17.Воображение.
18.Способы создания образов воображения.
19.Виды воображения.
Методические рекомендации к изучению материала лекции.
В данной лекции описаны три важных познавательных психических
процесса: память, представление и воображение. Память – это психический
процесс, выполняющий объединительную функцию психики. В памяти
сохраняется информация о мире, приобретаемая человеком и человечеством
в целом. Память обеспечивает непрерывность во времени всей психической
жизни. Ощущения и восприятия не исчезают бесследно, после
соответствующей переработки их следы закрепляются и сохраняются в
памяти
в
виде
специфических
образов,
которые
называются
представлениями, а при дополнительной обработке воображением.
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
При изучении материала необходимо придумывать примеры того, о
чем идет речь. Внимательно прочтите лекцию, ответьте на вопросы
самопроверки. В случае необходимости, обратитесь к рекомендованной
литературе.
Память существует у всех живых существ, хотя и в разной степени развития.
С.Л.Рубинштейн как-то сказал: «Без памяти мы были бы существами на
мгновение. Наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а
настоящее… безвозвратно исчезало бы в прошлом». Человек более сложен:
прежде всего, у человека есть речь, как инструмент запоминания; человек
также обладает произвольной, логической и опосредствованной памятью,
чего нет у животных. Другими словами, человек использует для запоминания
и хранения информации свою волю, логику, различные средства
запоминания (записи, тексты и т.д.). Память хранит, восстанавливает разные
элементы жизненного опыта: интеллектуальный опыт, эмоциональный, и
моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться
даже дольше чем интеллектуальная память о конкретных событиях.
Процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение –
называют мнемическими процессами, по имени древнегреческой богини
памяти Мнемозины, которая считалась матерью всех муз.
Функция памяти
Накопление
опыта
и
Значение функции памяти
выживание
сохранение Обеспечивает
индивидов и вида в целом
Обеспечение связи прошлого Возможна непрерывность
деятельности
с настоящим
отдельных
психической
Процесс запоминания.
1.Запоминание - это процесс ввода информации в память. Новый материал
включается в систему ранее приобретенного материала через механизмы
ассоциативных связей. Любое новое впечатление не остается в памяти
изолированным. Память о событии меняется, так как вступает в связь с
другими впечатлениями.
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Формы запоминания.
1.Запечатление. Фиксация
предъявления.
Запечатление происходит
материала
в
результате
однократного
очень быстро,
без какого-либо подкрепления,
образ сохраняется долго.
образ запомнившегося объекта трудно изменить.
Известен феномен «импринтинга», одной из форм которого является
реакция следования. Эта реакция следования - одна из ранних форм
внутригруппового поведения.
2.Непроизвольное запоминание происходит без намерения запомнить и
без специально поставленной цели. Так запоминаются:
сильные и значимые физические раздражители (звук выстрела, яркий
свет прожектора);
факторы,
провоцирующие
ориентировочную
деятельность
(прекращение или возобновление действия, процесса, необычность
явления, его контрастность по отношению к фону и т. п.);
раздражители, значимые для данного индивидуума (например,
профессионально значимые предметы);
раздражители, имеющие особую эмоциональную окраску;
раздражители, связанные с потребностями данного человека;
объекты активной деятельности.
3.
Произвольное запоминание
или
мнемическая деятельность
характеризуется
целенаправленностью и использованием различных
приемов для запоминания. Произвольное запоминание более продуктивно,
чем непроизвольное запоминание.
группировка (разбиение материала на части - группы),
выделение опорных пунктов (выделение критериев для классификации
материала);
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
структурирование (установление взаимного расположения частей
материала),
схематизация
(упрощение
материала,
выделение
основного
содержания);
аналогия (установление сходства одного объекта с другим);
мнемотехника,
перекодирование (представление информации в другой образной
форме),
достраивание запоминаемого материала,
серийная
организация
материала
(выстраивание
различных
последовательностей, упорядоченности в пространстве, во времени),
ассоциаций (установление связей по каким-то признакам, сходствам),
повторение.
Факторы, влияющие на запоминание
1.
Установка (запомнить буквально, надолго и пр.) Установка на
запоминание ведет к лучшему запоминанию. Полезно связать материал с
целью деятельности.
2.
Объем материала. При запоминании объемного материала процент
запоминаемого материала увеличивается.
3.
Характер материала, если в заучиваемом ряду разнородные элементы
чередуются с большим количеством однородных, то эти разнородные
элементы сохраняются в памяти лучше, чем однородные.
4.
Осмысленность запоминания. Логическая обработка материала полезна
при заучивании
5.
Расположение материала.Позиционная кривая - зависимость
вероятности правильного воспроизведения от порядкового номера элемента
последовательности, предъявленной для запоминания. Позиционная кривая
имеет U-образную форму: в силу "эффекта первичности" хорошо
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
запоминаются первые элементы; в силу "эффекта недавности" хорошо
запоминаются последние элементы
6.
Распределение во времени связано с явлением реминисценцией. Это –
улучшение со временем воспроизведения заученного материала без
дополнительных его повторений. Эффект реминисценции чаще всего
происходит после 2-3 дней после выучивания материала. Отсроченное на
несколько дней (2¼ 3 дня) воспроизведение нередко дает лучшие результаты,
чем воспроизведение материала сразу после его заучивания. Реминисценция
объясняется тем, что со временем логические, смысловые связи,
образующиеся внутри заучиваемого материала, упрочиваются, становятся
более ясными, очевидными.
7.
Повторение. Повторение материала без опоры на текст повышает
эффективность запоминания. Запоминание пройдет лучше, если повторять
материал, несколько раз в течение времени: нескольких часов или дней.
8.
Значимость материала для субъекта. Простые события, которые
производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и
надолго. Более сложные и не такие интересные события человек может
переживать много раз, но в памяти они не отложатся надолго.
Процесс сохранения - это динамический процесс, преобразования материала
введенного в память. Оценивают продуктивность хранения и длительность
хранения. К блоку хранения могут быть отнесены и феномены
интерференции (ретроградной и антероградной): одна информация
препятствует (затрудняет) хранение другой (соответственно, предыдущей
или последующей). В эпизодической памяти находится информация о
событиях жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе
языка и различных мыслительных действий. Здесь же хранятся структуры,
свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода
каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической
памяти.
Процесс забывания - процесс противоположный сохранению. Позитивная
функция забывания в том, что оно отсеивает ненужную информацию, не
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
допускает перегруженности памяти, способствует обобщению. Негативным
забывание становится, когда стираются блоки информации, или
отрицательный опыт, который необходим для нормальной жизни.
На забывание влияет:
модальность заученного материала (образный, вербальный и т.д.),
осмысленность материала
степень использования материала
интерференция, связанная событиями, происходящими до и после
запоминания
возраст
мотивация провоцирует активное забывание или вытеснение
информации в область бессознательного.
Память человека теряется и восстанавливается по одному и тому же
"сценарию": при потере память первыми теряются более сложные и
недавние
впечатления.
При
восстановлении
наоборот:
сначала
восстанавливаются более простые и старые воспоминания, а затем более
сложные и недавние.
Следом памяти называют результат работы мнемической системы. Под
консолидацией следа понимается возрастание силы ассоциаций, а под
ослаблением — уменьшение силы связи. Эти понятия пришли в психологию
из ассоционизма.
Теории забывания
Теория систематической деформации следов памяти: перемены в
памяти связаны с переменами в тканях мозга, в следах памяти происходят
спонтанные бесконтрольные перемены.
Теория ретроактивного и проактивного торможения: любое получение
нового материала приводит к нарушениям в памяти о предыдущих
событиях (ретроактивное забывание) Любое предыдущее обучение,
негативно влияет на процесс дальнейшего обучения и воссоздания нового
материала (проактивное забывание).
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Теория мотивируемого забывания: цель и мотивация человека влияет на
забывание (например, человек намеренно забывает информацию, которая
вызывает боль, страх или вину).
Современные теории забывания.
Согласно Розенцвейгу процесс консолидации следа памяти
объясняется двумя свойствами: силой и уязвимостью следа. Сила
определяет вероятность припоминания и подвержена интерференции.
Уязвимость характеризует «хрупкость» следа; она спонтанно уменьшается
во времени. Обратимое забывание связано с недоступностью
Недоступность следа в связи с неадекватным контекстом или
функциональными нарушениями. Обратимое забывание с Недоступность
следа в связи с его "хрупкостью"
Наличие обратимой формы забывания подтверждают следующие
феномены:
реминисценция или спонтанное улучшение воспоминания. Для появления
реминисценции необходим оптимум научения.
амнезия после электрошока (от нескольких минут до нескольких часов).
Причиной забывания является не нарушение процесса консолидации следа,
а трудность припоминания.
Процесс воспроизведения – актуализация информации из памяти.
Выделяют следующие формы воспроизведения: а) узнавание –
воспроизведение материала с опорой на объект, б) собственно
воспроизведение, в) припоминание, процесс при котором существует
уверенность в знании материала, но актуализация материала затруднена.
В зависимости от времени отсрочки между научением и
воспроизведением, оно подразделяется на: непосредственное и отсроченное.
Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что повторения
оказывают большее воздействие на отсроченное воспроизведение по
сравнению с непосредственным. Как и в случае с запоминанием, в
зависимости от характера целей (намеренность—ненамеренность) выделяют
так называемые прямые и косвенные процедуры воспроизведения
(припоминание и узнавание). Немаловажную роль в припоминании играет
контекст.
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Классификации памяти
Критерий классификации
Виды памяти
Двигательная
Характер психической активности
Эмоциональная
Образная
Словесно-логическая
Характер целей деятельности
Произвольная
непроизвольная
Долговременная
Продолжительность сохранения материала Кратковременная
Оперативная
Уровни памяти
1)
Мгновенная или иконическая память удерживает материал, который
был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки
информации. Длительность данной памяти - от 0,1 до 0,5 с. Информация
запоминается без сознательных усилий, даже против воли. Это память образ. Данная память проявляется у детей еще в дошкольном возрасте, но с
годами ее значение для человека возрастает.
2)
Кратковременная память - хранение информации в течение короткого
промежутка времени: в среднем около 20 с. Запоминание происходит после
однократного или очень краткого восприятия. Работает без сознательного
усилия, но с установкой на будущее воспроизведение. Объем
кратковременной памяти очень индивидуален, и существуют разработанные
формулы и методы для ее измерения. Кратковременная память обладает
свойством замещения. Когда индивидуальный объем памяти переполняется,
новая информация частично замещает уже хранящуюся там, а старая
информация часто безвозвратно исчезает. Благодаря кратковременной
памяти человек перерабатывает громадный объем информации, сразу
отсеивается не нужная информация и остается то, что потенциально полезно.
3)
Оперативная память – память, рассчитанная на сохранение
информации в течение определенного, заранее заданного срока. Срок
хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней.
После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из
оперативной памяти. Этот вид память является переходным, от
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той
и другой памяти.
4)
Долговременная память - память, способная хранить информацию в
течение неограниченного срока. Эта память начинает функционировать не
сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время.
Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания
на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы и их механизмы
полностью разные. Интересно, что чем чаще воспроизводится информация,
тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в
любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли.
Умственные способности не всегда являются показателем качества памяти.
Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная
долговременная память
Характеристики памяти
Наименование
характеристики памяти
Содержание характеристики
Объем (емкость)
Пространственная
характеристика,
способность одновременно сохранять
определенный объем информации. Средний
объем кратковременной памяти - 7 элементов
(единиц) информации.
быстрота (скорость) усвоения и закрепления
информации в памяти, его можно увеличить с
помощью специальных тренировок памяти
Скорость запоминания
Временная
характеристика
Точность
воспроизведения
Информационная
характеристика
Длительность
Хранения
Временная
степень безошибочного воспроизведения
информации как степень различия между
исходной информацией и ее аналогом на
выходе. Абсолютной точности достичь не
удается, так как материал в памяти всегда
подвергается дополнительной обработке.
определяется периодом от поступления
информации в память до ее исчезновения или
значительно искажения. Отражает способность
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
характеристика
Помехоустойчивость
Энергетическая
характеристика
Скорость
воспроизведения
Временная
характеристика
в течение долгого времени сохранять
пережитый опыт.
способность противостоять воздействиям,
побочным по отношению к работе с актуально
значимым материалом. Чем большее число
помех и большую интенсивность помех может
игнорировать человек, тем больше
помехоустойчивость его памяти.
быстрота извлечения нужной информации из
памяти. Измеряется временем, затрачиваемым
на репродукцию требуемых сведений.
Представление
Уровень «представлений» считается самостоятельным, наряду с
сенсорно-перцептивным и речемыслительным уровнями. Каждый уровень
обеспечивает
определенную
«глубину»
и
«объем»
отражения
действительности. Представление» синоним «картинки перед мысленным
взором», образов памяти и образов воображения или фантазии.
«Представление» трактуется как совокупность правил, посредством которых
человек запечатлевает свои «встречи» с миром и т.д. В русском языке
встречаются
слова:
«образ»,
«воображение»,
«отображение»,
«изображение». Этимологически корни слова «image» (англ.), «imagen»
(исп.) и т.п. восходят к латинскому «imago», корневая метафора которого
указывает на имитацию (imitari) в процессе копирования оригинала
(первоначально при изготовлении скульптурной копии). «Образ» по словарю
Даля, означает модель, вещь, по размеру и подобию которой другие вещи
должны изготавливаться. Терминами «представление», «образ» широко
пользуются философия, логика, эстетика, искусствоведение.
В психологии представление – это «психический процесс отражения
предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но
воссоздаются на основе предыдущего опыта». В основе представления лежит
восприятие объектов, имевшее место в прошлом.
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Представление – это вторичные образы, извлеченные из памяти
"первые сигналы", что определяет их важнейшее значение в структуре
психических процессов.
Представления есть необходимое связующее звено между
первосигнальными психическими процессами (образы ощущений и
восприятий) и второсигнальными мыслительными и речемыслительными
процессами.
Представление (вторичные образы)
- психический процесс,
заключающийся в отражении объектов или явлений, которые действовали
когда-то на органы чувств, но в данный момент не действуют.
Представления
–
наглядно-чувственные
образы,
связанные
ассоциациями. Представления накапливают в себе признаки различных
единичных образов. На основе этих признаков строится «портрет класса
объектов», и тем самым обеспечивается возможность понятийно-логического
отображения структуры этого класса. Наиболее близким к представлению
считается понятие.
К представлениям относят: образы памяти, последовательные образы,
эйдетические образы, гипнагогические образы (возникающие в состоянии
медитации), образы сновидений, воображение.
Образы памяти (долговременной и кратковременной) несут информацию о
жизненном опыте в относительно неизменном виде (при осознании
воспроизведения) и преобразованном виде (образы воображения).
Репродуктивные образы долговременной памяти. Основной признак
реконструкция прошлых воздействий с различной степенью обобщенности.
Образы памяти могут быть любой модальности (чаще зрительные образы),
но с полимодальным сопровождением. Они могут быть произвольными и
непроизвольными, различной степени степень яркости, ясности,
отчетливости. Эти образы несут об «информацию о мире» и «информацию о
личности», и их называют «образы истории внешней среды» и «образы
личной истории». К ним относятся: Образы-воспоминания актуализируют
конкретные впечатления и обстоятельства жизни и считаются самым
универсальным видом вторичных образов. В зависимости от момента,
прошлое
может
воспроизводиться
и
переживаться
по-другому.
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Непроизвольно воспоминания возникают в ситуации неопределенности или в
состоянии фрустрации (крушение планов - надежд), а также в ситуациях
успеха (как эталон идеала – регулятор поведения). Разновидностью
репродуктивных образов воспоминаний могут выступать вспышки памяти,
когда неожиданно на несколько секунд появляется в сознании яркий,
эмоционально окрашенный и реалистичный
образ ситуации (чаще
травмирующей), вытесняющий на короткое время из сознания перцепцию.
Образы-воспроизведения
актуализация
наглядной,
эмоционально
нейтральной информации о мире и человеке – конкретных фактов, сведений,
формул, текстов и т.п.
Образы-представления — обобщенные образы памяти о предметах
окружающего мира, событиях, ситуациях. Эмоциональный компонент
образов-представлений определяется их содержанием в зависимости от
степени обобщенности и особенностей «текущего момента» - настроения
человека. Ярким примером рассматриваемого класса вторичных образов
являются пространственные, топографические образы. Они существуют в
двух разновидностях:
«карта - путь» (отображающая местность в виде мысленного
прослеживания путей передвижения по реальному маршруту, сочетающая
как зрительные, так и двигательные представления)
«карта-обозрение» (обобщенное отображение местности в виде
системы взаимного расположения объектов при одновременном,
«мысленном» их охвате).
Репродуктивные вторичные образы долговременной памяти хорошо описаны
как на научном уровне, так и на уровне здравого смысла.
К репродуктивным образам кратковременной памяти относятся
послеобразы. Они считаются переходными от восприятия к представлению.
Послеобразы (after-image), появляются на несколько секунд после
прекращения действия светового стимула. Яркие неконтролируемые образы
(могут быть и «негативами», и «позитивами»), субъективно локализованные
вовне и перемещающиеся вместе с движениями глаз. Встречаются в
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
просоночном состоянии, а также при галлюцинаторных переживаниях.
Объясняют возникновение послеобразов, ссылаясь на эффекты стимуляции
сетчатки, остаточные следы ретинальной памяти (типа «фосфенов»),
условно-рефлекторные механизмы, в силу которых образы могут быть
«перенесены» с одного глаза на другой. Подобные феномены часто имеют
место при определенных типах органического поражения мозга и под
влиянием галлюциногенов.
Эйдетические образы.
Яркие, ясные, четкие, красочные позволяет
буквально «видеть» стимул после прекращения его воздействия на органы
чувств. Различается явный эйдетизм (он позволяет «видеть» предмет с
открытыми глазами) и скрытый (предмет «виден» «мысленным взором» с
закрытыми глазами при сосредоточении). Люди – эйдетики способны к
синестезии. Эйдетические образы возникают легко и существуют в виде
«изображения-позитива». Эйдетические образы как бы указывают на
«фотографическую память». Ранее считалось, что она развита у детей и
редко встречается у взрослых. Например, в литературе встречаются ссылки,
что 40% учащихся — явные эйдетики. Однако в исследовании 1960–1970-х
годов у 1570 школьников не было обнаружено ни одного эйдетика. Со
временем эйдетические образы переходят в класс ярких «образоввоспоминаний», или «образов - воспроизведений».
Обнаружены также переходные формы репродуктивных образов к
другим классам вторичных образов. Например, конкретные «конструктивные
элементы» воображения могут быть основаны на использовании явных
аналогов и прототипов прошлого опыта в представлениях.
Сравнение представлений и восприятий
Образы представления
связывают образы с понятием
относятся к настоящему, к
прошлому, к будущему времени
менее ясны и отчётливы, чем
образы восприятия
отличаются изменчивостью,
Образы восприятия
отражают предметы и явления
относятся к настоящему моменту времени
интенсивность образов зависит от
интенсивности раздражителей
отличаются устойчивостью и
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
непостоянством
физиологической основой
служат процессы, происходящие
в корковых частях анализаторов;
рецепторы при этом не
функционируют
фрагментарны, полны пробелов,
отдельные части, и признаки
представлены в них ярко, другие
– очень смутно
постоянством
физиологической основой является
нервное возбуждение в рецепторах и в
различных участках коры больших
полушарий головного мозга, между
которыми прокладываются временные
нервные связи
образы восприятий - «целостное
отражение предметов, ситуаций, явлений
Характеристики образов представлений
Пространственные:
1.
панорамность - выход за пределы объема перцептивного поля за счет
суммирования образов. В представлении объект может быть отражен со всех
сторон – справа, слева, снизу, сверху, изнутри, независимо от расположения
субъекта.
2.
взаимоотделение фигуры и фона. В представлении фигура и фон
могут быть отделены друг от друга и несоотносимы. Можно представить фон
без фигуры и фигуру без фона, восприятие этого не допускает.
3.
выпадение абсолютных величин. Проявляется в не сохранении числа
однородных элементов и нарушении воспроизведения абсолютных размеров
представляемого объекта (например, Казанский собор – число колонн не
обязательно точно отражено)
4.
схематизация образа или преобразование геометрической формы в
топологическую схему. В процессе отражения физическое пространство в
зависимости от задач деятельности может трансформироваться (сжиматься,
растягиваться, схематизироваться). Карта не равна территории.
2.Временные:
«временная панорамность образа», компоненты временной или
двигательной последовательности преобразуются в одновременную
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
структуру. Дирижер оркестра представляет все музыкальное произведение
одновременно.
сдвиги в воспроизведении длительности («закон заполнения
временного отрезка»). С.Л.Рубинштейн сформулировал правило: чем более
заполнен событиями временной отрезок, тем более длительным он
представляется. Наполненный делами день, воспринимается как быстро
проходящий, а представляется как долгий.
более прочное сохранение временной последовательности, по
сравнению
с
временной
длительностью.
Легко
вспомнить
последовательность занятий прошлого дня, трудно вспомнить сколько
времени было потрачено на каждое дело.
3.Интенсивностные.
Степень яркости вторичного образа может быть различной, но в среднем
представление отличается значительно меньшей яркостью по сравнению с
сенсорно-перцептивными образами. Однако за счет явления синестезии
(взаимодействия образов разной модальности) яркость представлений может
быть увеличена.
4.Модальностные.
Зрительные представления связаны со зрительным восприятием. Они
бывают предельно конкретными и передают все видимые качества
предметов: цвет, форму, объем. Чаще всего в зрительных представлениях
преобладает какая-нибудь одна сторона, а другие или очень неясны или
отсутствуют вовсе.
Слуховые представления. Важнейшее значение имеют речевые и музыкальные представления. Речевые представления подразделяются: на
фонетические
и
темброво
интонационные
представления.
Фонетические представления – представление слова на слух, не связанное с
определенным голосом. Они
имеют большое значение при изучении
иностранных языков. Темброво-интонационные отражают тембр голоса, а
также особенности интонации говорящего. Они имеют большое значение в
работе актера и при обучении выразительному чтению. Суть музыкальных
представлений заключается в представлении о соотношении звуков по
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
высоте и длительности, так как музыкальная мелодия определяется именно
звуковысотными и ритмическими соотношениями.
Двигательные представления никогда не являются простым
воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с актуальными
ощущениями. При представлении движений происходит слабое сокращение
соответствующих мышц. Без двигательных представлений невозможна речь.
Двигательные представления подразделяются на две группы: представления
о движении всего тела или отдельных его частей и речевые двигательные
представления.
Пространственные представления. Пространственные представления в
основном являются зрительно-двигательными, причем иногда на первый
план выдвигается зрительный, иногда — двигательный компонент. Такие
представления важны для шахматистов, играющих вслепую. В повседневной
жизни при движении от одной точки пространства до другой. В этом случае
необходимо представлять маршрут и движение по нему. Причем образ
маршрута постоянно находится в
сознании. Если отвлечься,
и
представление конечной точки перестанет осознаваться, то возможна ошибка
в передвижении (пропуск нужной остановки).
Вторичные характеристики представлений:
Неустойчивость (неполная константность) заключается в текучести
образа и его компонентов.
Фрагментарность
неполная
целостность.
Определенные
характеристики в образах представлений
могут
выделяться,
детализироваться или, напротив, выпадать.
Обобщенность - отнесенность образа к определенному классу образов
на основе сличения с эталонами памяти. Фиксируются наиболее устойчивые
признаки объектов или типичные свойства.
Контролируемость - способность к манипулированию образами, а
также к их произвольному удерживанию в уме. Когнитивная психология
рассматривает представляемые объекты как эквивалентные своим
физическим аналогам.
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Индивидуальные особенности и развитие представлений.
Типы представлений. Все люди могут быть разделены в зависимости от
выраженности модальности представлений на четыре группы:
Лица с преобладанием зрительных представлений. Человек с
преобладанием представлений зрительного типа, вспоминая текст,
представляет себе страницу книги, где этот текст напечатан, как бы
мысленно его читает. Если ему нужно запомнить какие-то цифры,
например номер телефона, он представляет себе его написанным или
напечатанным.
Лица с преобладанием слуховых представлений Человек с
преобладанием представлений слухового типа, вспоминая текст, как бы
слышит произносимые слова. Цифры им запоминаются также в виде
слухового образа.
Лица с преобладанием двигательных представлений, Человек с
преобладанием представлений двигательного типа, вспоминая текст
или стараясь запомнить какие-либо цифры, произносит их про себя.
Лица с представлениями смешанного типа.
Следует отметить, что люди с ярко выраженными типами
представлений встречаются крайне редко. У большинства людей в той или
иной мере присутствуют представления всех указанных типов, и бывает
достаточно тяжело определить, какие из них играют у данного человека
ведущую роль.
Яркость – бледность представлений. У одних людей представления
обладают большой яркостью, живостью и полнотой, тогда как у других они
более или менее бледны и схематичны. Людей, у которых преобладают яркие
и живые представления, принято относить к так называемому образному
типу. Такие люди характеризуются не только большой наглядностью своих
представлений, но и тем, что в их психической жизни представления играют
чрезвычайно важную роль. Например, вспоминая какие-либо события, они
мысленно «видят» картины отдельных эпизодов, относящихся к этим
событиям; размышляя или говоря о чем-нибудь, они широко пользуются
наглядными образами и т. д.
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Воображение психический процесс создания образа предмета или
ситуации путем перестройки имеющихся представлений.Представления и
воображение настолько связаны, что их часто отождествляют друг с другом.
Однако воображение – это «процесс преобразования представлений,
отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых
представлений». Процесс воображения протекает в неразрывной связи с
двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением
Воображение:
является комбинацией не только образного, но и абстрактного
содержания;
направлено преимущественно на практическую деятельность человека;
предполагает определенный отход от действительности, но в любом
случае источник воображения – объективная реальность;
это образное конструирование содержания понятия о предмете (или
проектирование схемы действий с ним). Для воображения характерно то, что
знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное
соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже
произведено. В плане воображения целостный образ ситуации строится
раньше расчлененной и детализированной картины созерцаемого;
базируется на механизме переноса какого-либо свойства объекта.
Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует
раскрытию специфической целостной природы другого объекта в процессе
его познания или создания;
противопоставляется репродуцированию, имитации. Воображение —
это создание того, что не существовало актуально.
Функции воображения:
Образное представление действительности
Регулирование эмоциональных состояний
Произвольная регуляция процессов и состояний человека
Формирование внутреннего плана действий
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Способы создания образов воображения
1.
Агглютинация – создание образов посредством соединения любых
качеств, свойств, частей
2.
Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
3.
Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает
конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных эпизодов,
и является как бы их представителем. Например, в литературном образе
концентрируются типичные черты многих людей данного круга,
определенной эпохи.
4.
Гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, изменение
качества его частей.
5.
Мысленный эксперимент строится по типу реального эксперимента,
сохраняет его структуру, но развивается
в идеальном плане. Он
предоставляет познающему субъекту новые эвристические возможности как
в логико-понятийном, так и в чувственно-образном отображении
действительности. Субъект познания косвенно проверяет истинность знания,
не прибегая к реальному экспериментированию тогда, когда это
затруднительно или невозможно.
Виды воображения
Активное произвольное воображение направлено на решение творческой
или личностной задачи. Оно пробуждается и направляется целью,
определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю. Человек
оперирует единицами конкретной информации в определенной области, их
перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. В
активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии.
Оно направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной
категорией (человек не теряет чувства реальности, не ставит себя
вневременных связей и обстоятельств). Активное произвольное воображение
представлено разновидностями: воссоздающее воображение (на основе
словесного описания, изображений в виде картин, схем, чертежей, моделей),
антиципирующее и творческое. В связи с созданием материальных и
духовных ценностей выделяется также практическое воображение.
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Воссоздающее воображение – конструирование новых образов в
соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных
сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. Несмотря на то, что
продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее
не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на
прежнем опыте. Воссоздающее воображение – это процесс, в ходе которого
происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их
комбинации. Примером воссоздающего воображения является актуализация
образов на основе литературного описания.
Антиципирующее (предвосхищающее) воображение – построение образов
будущего, проигрывание вариантов будущих событий. «Визуализация
гипотез» — важный элемент механизма опережающего отражения,
помогающий моделировать будущее. Этимологически слово "предвидеть"
происходит от одного корня со словом "видеть". Ф. Лерш назвал это
«прометеевской» (глядящей вперед) функцией воображения: чем моложе
человек, тем в большей степени воображение ориентировано вперед. У
пожилых людей воображение скорее ориентировано на события прошлого.
Творческое воображение - вид воображения, в ходе которого человек
самостоятельно, создает новые образы и идеи. Они могут представлять
ценность для общества и воплощаться в оригинальные продукты
деятельности. Творческое воображение необходимый компонент всех видов
творческой деятельности человека.
Пассивное произвольное воображение подчинено желаниям, которые
представляются осуществленными. В образах пассивного воображения
«удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные
потребности личности. Образы и представления пассивного воображения
направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и
на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов
Мечты – образы желаемого будущего, пока неосуществленного, а
иногда и вовсе неосуществимого. Образы, которым отдается человек в своих
мечтах, имеют следующие особенности:
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
яркость и конкретность образов, обилие деталей и частностей;
отражение путей осуществления мечты в виде тенденции;
эмоциональная насыщенность образов;
соединение образов с чувством уверенности в их осуществимости;
творческий характер образов, ярко выраженные черты нового,
требующего осуществления.
Грезы (грезоподобные образы) возникают под действием слабо осознанных
или неосознанных потребностей, в состоянии бездействия, скуки. Эти
непроизвольные
образы
представляют
собой
воображаемые
(«мечтательные») ситуаций, «удовлетворяющие» сокровенные желания,
такие образы эмоциональны и тенденциозны, подчинены неосознанным
желаниям, потребностям. Они не предполагают их целенаправленного
воплощения в жизни. Их особенностями являются
символичность,
трудности описания, «путешествия по оси времени».
Значение воображения в жизни человека.
Воображение влияет на состояние организма. На основе воображаемой
болезни появляются телесные симптомы. Вольтер, как известно, заболевал, в
годовщину Варфоломеевской ночи.
Воображение является важным показателем одаренности человека;
Воображение формирует способность метафорично выражать мысли,
Воображение лежит в основе эмпатии и включается как компонент
способности представлять внутренний мир и переживания других людей,
Воображение создает основу изобретательности – способности
устанавливать необычные связи объектов, примирять противоречия и
склонности знакомое с ощущением новизны.
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Вопросы для самопроверки:
1. Какое место занимает память в психике человека?
2. Что такое запоминание, каковы его формы и факторы, влияющие на его
продуктивность?
3. Как сохраняется информация в памяти?
4. Зачем и почему происходит забывание?
5. Каковы формы воспроизведения информации?
6. Какие существуют виды памяти?
7. Какие характеристики памяти используются в психологии?
8. Что такое представление? Чем образы представлений отличаются от
образов восприятий?
9. Перечислите характеристики образов представлений.
10.Какие бывают виды и типы представлений?
11.Чем воображение отличается от представлений?
12.Какие существуют способы создания образов воображения?
13.Какие выделяют виды воображения?