Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра управления природопользованием и экологической безопасностью
Ответственный составитель: к.э.н., доцент Зозуля П.В.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЛЕКЦИИ № 4
по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
по теме: «Обеспечение пожарной безопасности в различных сферах жизнедеятельности человека»
Москва - 2019 г.
Компетенция: ОК-9 - Способность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
Время: 2 учебных часа (90 минут).
Место: учебная аудитория.
Литература, на базе которой подготовлен материал к лекции:
1.Вишняков Я.Д., Васин С.Г., Зозуля А.В., Зозуля П.В., Киселева С.П. и др. Безопасность жизнедеятельности Учебник для академического бакалавриата. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 430 с. — (Бакалавр. Академический курс).
По результатам освоения лекционного материала студент должен:
Знать:
- нормативно-правовую базу пожарной безопасности;
- классификацию пожаров и опасностей негативных факторов пожаров для людей и материальных ценностей;
- виды пожаров;
- меры профилактики и предупреждения пожаров;
- основные способы пожаротушения;
- пожарную безопасность на транспорте
Уметь:
- выбирать эффективные огнетушащие средств в зависимости от характеристики горючей среды;
Владеть:
- основные способы пожаротушения;
- информацией о причинах возникновения пожаров;
- правилами пожарной безопасности в быту;
- пожарной безопасностью на транспорте.
Материал для лекции
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О пожарной безопасности»
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Пожары: возникновение и развитие
В Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. N 79-ФЗ «О пожарной безопасности» понятие «Пожар» определяется как неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Сущность горения была открыта в 1757 г. великим русским ученым М.В. Ломоносовым. Своими опытами он доказал, что горение - это химическая реакция соединения горючего вещества с кислородом воздуха, процесс превращения горючих веществ и материалов в продукты сгорания, сопровождающийся интенсивным выделением тепла и дыма, ярким свечением.
Горение является основным процессом на пожаре, без горения пожар не возможен.
Основными параметрами, характеризующими пожар, являются: площадь очага пожара, интенсивность горения, скорость распространения и продолжительность пожара.
Пожар сопровождается открытым огнем и искрами, повышенной температурой, токсичными продуктами горения, дымом, пониженной концентрацией кислорода. В результате пожара может возникнуть угроза от падающих частей строительных конструкций и взрывов.
Для того чтобы пожар начался, должны совпасть три условия:
а) наличие горючего материала;
б) необходимого количества окислителя (кислорода);
в) зажигание от источника тепла.
Достаточно исключить одно из этих условий и возгорание не состоится. Возникновение и распространение процесса горения по веществу и материалам происходит не сразу, а постепенно. Очаг горения воздействует на горючее вещество, вызывает его нагревание, при этом в большей мере нагревается поверхностный слой, происходит воспламенение газообразных продуктов и твердых частиц вещества. При достаточных условиях наступает лавинообразный процесс образование пожара.
Основные явления, сопровождающие пожар - это процессы горения, газо-и теплообмена.
Горением называется взаимодействие горючего вещества и окислителя (воздуха), сопровождающееся выделением тепла и изучением света. Для возникновения горения необходимо наличие горючего вещества, окислителя, (обычно кислород воздуха) и истока зажигания. При уменьшении содержания кислорода горение большинства веществ невозможно.
Различают несколько видов горения:
Воспламенение — это стойкое возгорание горючего вещества (паров и газов над ним) от местного нагрева (прикосновение пламени или накаленного предмета). К классу легковоспламеняющихся жидкостей относятся бензин, этиловый спирт, ацетон, нитроэмали и другие. К горючим жидкостям относятся масло, мазут, формалин;
Вспышка — быстрое кратковременное сгорание смеси воздуха с горючими парами или газами, происходящие при соприкосновении смеси с пламенем, электрической искрой или нагретым предметом;
Самовоспламенение возникает от внешнего нагрева веществ до определенной температуры без непосредственного соприкосновения с ним пламени;
Самовозгорание веществ наступает в результате внутренних процессов путем нагревания до сравнительно невысоких температур или в контакте с другими веществами, а также в результате жизнедеятельности микроорганизмов. Часто пожары возникают вследствие самовозгорания промасленных тряпок, спецодежды, ваты и даже металлических стружек. Микробиологическое самовозгорание происходит при соответствующей влажности и температуре в растительных продуктах. Когда интенсифицируется жизнедеятельность микроорганизмов, образуется паутинный глет (грибок), температура повышается и происходит воспламенение. При температуре около 100°С древесные опилки (ДВП) паркет и некоторые другие вещества склонны к самовозгоранию. Мерой защиты от теплового самовозгорания является предохранение материалов от действия источников нагрева;
Взрыв — мгновенное разложение или сгорание вещества, при котором происходит выделение большого количества газов и паров, и которое создает огромное давление на окружающую среду, что может вызвать разрушение.
Опасные факторы пожара
1. К опасным факторам пожара, воздействующим на людей и имущество, относятся:
1) пламя и искры;
2) тепловой поток;
3) повышенная температура окружающей среды;
4) повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения;
5) пониженная концентрация кислорода;
6) снижение видимости в дыму.
2. К сопутствующим проявлениям опасных факторов пожара относятся:
1) осколки, части разрушившихся зданий, сооружений, транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;
2) радиоактивные и токсичные вещества и материалы, попавшие в окружающую среду из разрушенных технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;
3) вынос высокого напряжения на токопроводящие части технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;
4) опасные факторы взрыва, происшедшего вследствие пожара;
5) воздействие огнетушащих веществ.
Классификация пожаров
Классификация пожаров производится на основе распределения по определенным признакам:
1. По признаку «условия массо - и теплообмена с окружающей средой» все пожары разделены на две большие группы:
- на открытом пространстве;
- в ограждениях;
2. По признаку «изменения площади горения» пожары можно разделить:
- на распространяющиеся;
- не распространяющиеся.
3. По признаку «по масштабам»:
- отдельные пожары (в зданиях и сооружениях);
- группы отдельных пожаров;
- сплошные пожары, когда отдельные пожары сливаются в один общий (горят более 50% зданий на участке застройки). Совокупность отдельных или сплошных пожаров на территории населенного пункта принято называть массовыми пожарами;
- огненный шторм - особый вид устойчивого пожара, охватывающего более 90% зданий в городах и характеризующегося наличием восходящего вверх столба продуктов сгорания и нагретого воздуха, а также притоком со всех сторон к центру шторма свежего воздуха с ураганной скоростью;
4. По признаку «по характеру воздействия» пожары подразделяются:
- на локальные (локальные пожары характеризуются слабым тепловым воздействием);
- объемные (объемные пожары характеризуются интенсивным тепловым воздействием);
5. По признаку «по месту возникновения»:
- пожары в городах и населенных пунктах;
- пожары на транспортных артериях (трубопроводах) и объектах;
- ландшафтные пожары, возникающие по различным причинам вне населенных пунктов (лесные, полевые и т.д.). Их относят к природным пожарам и классифицируют в качестве стихийных бедствий.
6. По признаку «по виду горючего материала» и подразделяются на следующие классы:
1) пожары твердых горючих веществ и материалов (A);
2) пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ и материалов (B);
3) пожары газов (C);
4) пожары металлов (D);
5) пожары горючих веществ и материалов электроустановок, находящихся под напряжением (E);
6) пожары ядерных материалов, радиоактивных отходов и радиоактивных веществ (F).
7. По признаку «время прибытия первых пожарных подразделений» пожары делятся:
- на запущенные (к запущенным относятся пожары, которые получили значительное развитие по различным причинам (например, в связи с поздним обнаружением пожара или сообщением в пожарную охрану); для тушения запущенных пожаров, как правило, оказывается недостаточно сил и средств первых прибывших подразделений);
- незапущенные (незапущенные пожары в большинстве случаев ликвидируются силами и средствами первого прибывшего подразделения, населением или сотрудниками объекта);
8. По признаку «внешний признак горения» пожары делятся:
- на наружные (к наружным относятся пожары, которые охватывают большую часть здания и наносят существенный ущерб, при этом признаки горения (пламя, дым) устанавливаются визуально);
- внутренние (к внутренним относятся пожары, которые возникают и развиваются внутри здания);
- одновременно наружные и внутренние;
- открытые (признаки горения при открытых пожарах можно установить визуально);
- скрытые (при скрытых пожарах горение протекает в пустотах строительных конструкций, вентиляционных каналах и шахтах, внутри торфяной залежи, штабелей торфа и т.д.; признаки горения обнаруживаются по выходу дыма через щели, изменению цвета штукатурки, нагретости конструкции, при вскрытии или разборке штабелей и конструкций);
- одновременно открытые и скрытые.
Виды пожаров
Пожары в доме или здании
Главная причина возникновения – невнимательность человека. К возгоранию могут привести поломки электрических установок; неумелое и небрежное использование электроприборов; самовозгорание телевизора, эксплуатация самодельных электрообогревателей и предохранителей, неумело выполненная электропроводка. Ну и, конечно, нарушение правил эксплуатации газовой плиты. Избежать возгорания поможет профилактика пожаров, о которой написано ниже.
Лесные пожары
Лесной пожар – это неконтролируемое, стихийное распространение огня на лесной территории. Причины возникновения могут быть антропогенные и естественные. Но наиболее частая причина, по которой может возникнуть пожар в лесу – это молния. Размеры возгораний могут увеличиваться до такой степени, что их можно будет рассмотреть из космоса.
Существуют низовые и верховые виды лесных пожаров.
Низовые. Делятся на беглые и устойчивые:
- беглые - сжигают верхнюю часть напочвенного покрова, подлесок и подрост. Такой пожар имеет высокую скорость распространения, но при этом обходит места с повышенной влажностью. Беглые пожары характерны для середины весны, когда просыхает только верхний слой горючих материалов;
- устойчивые - движутся медленно, но оставляют не всей территории горения выгоревший мёртвый и живой напочвенный покров. При этом полностью выгорает подлесок и подрост, а также сильно обгорают кора и корни деревьев. Как правило, такие пожары происходят в середине лета.
Верховые. Охватывают ветви, хвою, листья и всю крону дерева. Верховой пожар в лесу характеризуется появлением огромного количества искр, вылетающих из хвои и горящих ветвей. Они подхватываются ветром и разносятся на ближайшие территории (десятки метров), создавая множество низовых возгораний. При сильном ветре могут распространяться на сотни метров от основного очага.
Степные пожары
В настоящее время эти виды пожаров доставляют людям немало проблем. А всё потому, что очень мало внимания уделяется разработке мероприятий по их предупреждению и борьбе с ними. Политика освоения залежных и целинных земель, практикуемая во второй половине 20 века, сгубила естественную степную растительность. Такое потребительское отношение к степным фитоценозам сохранилось и по сей день. Сейчас распаханность степей в отдельном регионе составляет 60-75%. В недавнем прошлом, когда акцент делался на увеличение «посевных площадей», эта цифра доходила до 80-90%. То есть повышение урожайности достигается не за счёт высоконаучной агротехники, а путём увеличения земельных угодий. Периодически в степях возникают естественные пожары, которые являются экзогенным фактором среды. Однако деятельность человека приводит к многократному увеличению их частоты.
Подземные пожары
Возникают при лесном пожаре или за счёт самовозгорания. Также может иметь место человеческий фактор на болоте с присутствием осушенного слоя торфа. Такие пожары характерны для тайги, лесотундры и тундры, где наблюдается высокое содержание торфяных залежей. Глубина проникновения огня составляет 3 метра и больше. Скорость распространения таких возгораний может доходить до нескольких сотен метров в сутки.
Торфяные пожары на искусственно осушенных болотах имеют одну особенность: они случаются из-за сильного нагрева поверхности. Кроме этого, длительность горения может доходить до нескольких месяцев и даже лет. Природные осадки влияют на динамику пожара лишь на его начальных стадиях либо в случае малой мощности торфа. Если огонь появляется внутри торфяного горизонта, то его распространение зависит от влажности верхних и нижних слоёв органического вещества.
Данные виды пожаров имеют не такую обширную географию, как предыдущие (лесные и степные). Однако с учётом большого объёма выброса углерода, они представляют не меньшую опасность. Так как торф обладает хорошей водоудерживающей способностью, увлажнить горящий очаг извне очень трудно. Поэтому для тушения такого пожара нужно очень много воды. То есть это связано с существенными экономическими потерями, а также с риском для жизни людей. К примеру, в 1972 году при тушении подземных пожаров в Московской области под горящий торф провалились несколько машин. Это привело к гибели большого количества человек.
Техногенные пожары
Сюда относят пожар на АЭС, а также нефтяные, газовые и газонефтяные возгорания. В процессе эксплуатации скважины на земную поверхность могут вырваться и загореться фонтаны (напорные струи). Условно их делят на нефтяные (содержание газа меньше 50%, а нефти больше), газовые (содержание газа 95-100%) и газонефтяные (нефти меньше 50%, а газа больше).
Горение нефти может происходить в производственной аппаратуре, резервуарах и при её разливе на открытых площадках. При возгорании нефтепродуктов в резервуарах вполне вероятен взрыв. Особо опасны нефтяные вскипания и выбросы по причине наличия в них воды. При вскипании очень быстро увеличивается высота пламени и температура (до 1500°С). При этом вспененная масса вещества имеет очень бурный процесс горения. Тушение пожара в этом случае может занять довольно длительное время.
Общий порядок действия при пожаре
Каждый гражданин при обнаружении пожара или признаков горения (задымление. запах гари, повышение температуры и т.п.) должен:
• соблюдать требования пожарной безопасности;
• незамедлительно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану и назвать:
• адрес объекта,
• место возникновения пожара,
• свою фамилию;
• принять по возможности меры по эвакуации людей, тушению пожара и сохранности материальных ценностей.
По прибытии к месту пожара лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, руководители и должностные лица организаций, лица, назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны:
• сообщить о возникновении пожара в пожарную охрану, поставить в известность руководство и дежурные службы объекта;
• в случае угрозы жизни людей немедленно организовать их спасение, используя для этого имеющиеся силы и средства;
• проверить включение в работу автоматических систем противопожарной защиты (оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);
• при необходимости отключить электроэнергию (за исключением систем противопожарной защиты), оставить работу транспортирующих средств, перекрыть сырьевые, газовые, паровые и водяные коммуникации, остановить работу систем вентиляции в аварийном и смежном с ним помещениях, выполнить другие мероприятия, способствующие предотвращению развития пожара;
• прекратить все работы в здании;
• удалить за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;
• осуществить общее руководство по тушению пожара до прибытия подразделения пожарной охраны;
• обеспечить соблюдение требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;
• одновременно с тушением пожара организовать эвакуацию и защиту материальных ценностей;
• организовать встречу подразделений пожарной охраны и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;
• сообщать подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожара и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведения о перерабатываемых или хранящихся на объекте опасных, взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах.
Организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственный за пожарную безопасность в организации
В соответствие с требованиями трудового законодательства работодатель обязан обеспечить работникам безопасные условия труда. Ответственность за обеспечение соблюдений требований пожарной безопасности возлагается на руководителя организации. Кроме того, руководитель организации должен назначить распорядительным актом лицо, ответственное за пожарную безопасность на каждом объекте, на котором возможно возникновение и развитие пожара (объектах защиты).
Правила пожарной безопасности в быту
Категорически запрещается включать в электросеть неисправные электроприборы. Не размещайте включенные электроприборы близко к сгораемым предметам и материалам.
Не допускайте одновременного включения в электросеть нескольких мощных потребителей электроэнергии, так как это может привести к перегрузке электросети.
Не следует заклеивать электропровода обоями, пользоваться ветхими электрическими удлинителями, так как нарушение изоляции электропроводов может привести к короткому замыканию и последующему пожару.
Никогда не пользуйтесь неисправными (разбитыми или поврежденными) электровыключателями, электрическими вилками, нельзя соединять электрические провода путем скручивания.
Серьезную опасность представляет использование нестандартных, самодельных предохранителей ("жучков"). Электросеть от перегрузок и коротких замыканий должна быть защищена заводскими электрическими автоматами (предохранителями).
Регулярно проводите осмотр электропроводки в квартирах и к ее монтажу и ремонту привлекайте только квалифицированных специалистов - электриков.
Уходя из квартиры или уезжая на какое-то время, обязательно отключайте все электроприборы.
Не забывайте, что применяемый в быту газ взрывоопасен, поэтому при пользовании газовыми приборами необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности и правила пользования газовыми приборами.
Никогда не оставляйте газовые приборы без присмотра. Над газовой плитой нельзя сушить белье, не следует наклоняться над газовой плитой при приготовлении пищи, чтобы избежать загорания одежды.
При наличии запаха газа в помещении нельзя зажигать спички, курить, применять открытый огонь. Необходимо сразу вызвать аварийную газовую службу.
Не храните на балконах (лоджиях), в межквартирных и лифтовых холлах, в этажных коридорах сгораемые материалы и посторонние предметы, мебель.
Пожарная безопасность на транспорте
Автомобильный транспорт
Возгорание на любом виде транспорта может возникнуть неожиданно и привести к трагическим последствиям.
Следует отметить, что в процессе технического осмотра автомобиля проверяется состояние транспортного средства, но не осуществляется проверка электрооборудования. Тем не менее, основной причиной пожара на автотранспорте является короткое замыкание электропроводки, электроагрегатов двигателя – 81,5 % от общего количества.
Что необходимо соблюдать:
1.Каждое транспортное средство должно быть укомплектовано исправным огнетушителем объемом не менее 2-х литров. При этом необходимо знать устройство огнетушителя и уметь им пользоваться. Отсутствие огнетушителя на транспортном средстве считается условием, создающим угрозу безопасности дорожного движения.
2.Запрещается подогревать двигатель и другие агрегаты автомобиля открытым огнем, нагревательными приборами кустарного производства, в том числе и с открытыми нагревательными элементами. Необходимо регулярно проверять исправность электропредохранителей, целостность электропроводки. Все предохранители должны соответствовать стандартам и номинальному току. Не должно быть оголенных мест в электропроводке, а места ее соединения должны исключать возможность искрообразования и нагрева.
3.Проверять целостность системы топливоподачи (есть ли протекание топлива или утечки газа). При обнаружении течей срочно принять меры к их устранению.
4. При проведении ремонта автотранспортного средства не допускать курения и пользования открытым огнем (спички, факелы, зажигалки).
5. Необходимо следить за выпускным коллектором, чтобы на него не попали легковоспламеняющиеся элементы (бумага, протирочная ветошь, горюче-смазочные материалы и др.)
Переоборудование автомашины для газификации, надо проводить только в специализированных СТО. Наличие топлива в баке или цистерне нельзя проверять с помощью открытого огня (зажженной спички, зажигалки и т. п.).
В случае, если автомобиль загорелся во время движения, необходимо:
- немедленно остановить транспортное средство и заглушить двигатель;
- вызвать противопожарную службу по номеру 101 или 112;
- снять клеммы с аккумулятора (на газифицированном – перекрыть магистральный и баллонный вентили);
- принять меры к эвакуации пассажиров и приступить к тушению первичными средствами пожаротушения.
Пассажирские поезда
В противопожарных целях в поездах нельзя перевозить легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества и курить где либо, кроме нерабочего тамбура Я видел остов в пять минут вместе с третью пассажиров сгоревшего вагона. Один заядлый курильщик перевозил в нем банку ацетона, его единственная сигарета стоила жизни полутора десяткам людей.
Находясь в поезде - не курите, не перевозите горючие вещества, не подсвечивайте себе спичками и зажигалками, не включайте кипятильники в бритвенные розетки, при малейшем запахе дыма вызывайте проводника, нет его - идите в соседний вагон, не бойтесь потревожить ночной покой людей.
Используйте для тушения пожара подручные средства, в том числе воду из туалетов и бака для кипячения воды, и огнетушители, висящие в коридорчиках перед туалетами.
При угрозе пожара немедленно покидайте вагон через тамбурные двери и аварийные выходы. В крайнем случае вышибайте оконные стекла подручными предметами.
Пожар в поезде страшен не пламенем, а в первую очередь ядовитыми продуктами горения синтетических отделочных материалов. Вы вначале отравляетесь и теряете сознание и лишь потом сгораете. И происходит это отравление в считанные минуты, а при интенсивном сгорании - секунды.
Не мешкайте. В движущемся поезде перейдите в соседний, желательно в сторону движения, вагон. В остановившемся - выходите из вагона, по возможности со стороны, где нет железнодорожных путей.
При сильном задымлении вагона закройте нос и рот смоченной водой тряпкой - полотенцем, наволочкой, простыней, куском разорванной одежды. В полупустых вагонах можно передвигаться на коленях, так как у пола дыма бывает меньше.
Воздушный транспорт
Пожары на авиационном транспорте представляют чрезвычайную опасность. Наибольшая опасность связана с пожарами в салоне самолета.
Пожары на воздушном судне могут возникнуть, как в результате преднамеренных действий (поджог, террористический акт), так и случайных воздействий (неосторожное обращение пассажиров с огнем, неисправность электрооборудования; несоблюдение мер пожарной безопасности на транспортном средстве).
Одной из основных причин поражения людей внутри салона при пожаре является быстрое отравление продуктами горения и в первую очередь двуокисью углерода. Через несколько минут после начала горения ее концентрация достигает смертельного уровня. Не менее опасна высокая температура в салоне. Во время пожара не следует снимать верхнюю одежду и обувь, они защитят от ожогов и битого стекла.
Способы определения возникновения пожара
Пожар в салоне воздушного судна может быть определен по факту появления открытого огня, дыма, запаха горящих материалов, а также по нагреву стен (перегородок, перекрытий), изменению их внешнего вида, резкому повышению температуры воздуха в салоне.
Характерными особенностями пожара на воздушном судне являются его скоротечность и высокая интенсивность, выброс большого количества токсических продуктов горения, углекислого газа, стесненность условий для проведения экстренной эвакуации пассажиров при нахождении судна на стоянке. Кроме того, следует учитывать, что на воздушном судне имеется значительное количество топлива, что может привести к резкому увеличению интенсивности пожара или взрыву.
Сценарии развития
Сценарии пожара уместно рассматривать для воздушных судов, находящихся на стоянке в аэропорту, либо судов, готовящихся к взлету (совершивших посадку). В противном случае, если воздушное судно находится в воздухе, а пожар своевременно не обнаружен и локализован, развитие пожара неминуемо приведет к авиакатастрофе.
Исходя из этих условий, определены следующие сценарии:
• А-ПА – пожар на воздушном судне при невозможности его локализации;
• А-ПБ – пожар на воздушном судне при условии его локализации.
Сценарии с пожаром на воздушном судне могут развиваться по следующим цепочкам событий.
• Сценарий А-ПА-1: возникновение возгорания на воздушном судне > развитие пожара при несвоевременном обнаружении возгорания и/или непринятии (неэффективном принятии) мер по тушению пожара первичными средствами пожаротушения > распространение пламени по салону > неэффективность действий по эвакуации пассажиров из салона > массовая гибель пассажиров воздушного судна при воздействии высоких температур и токсичных продуктов горения > полное выгорание корпуса самолета;
• Сценарий А-ПА-2: возникновение возгорания на воздушном судне > развитие пожара при несвоевременном обнаружении возгорания и/или непринятии (неэффективном принятии) мер по тушению пожара первичными средствами пожаротушения > проведение организованной экстренной эвакуации пассажиров из салона > гибель и поражение (отравление токсичными продуктами горения, получение ожогов и/или их травмирование) части пассажиров воздушного судна и/или их травмирование в ходе экстренной эвакуации > прибытие пожарных расчетов и тушение самолета > оказание помощи пострадавшим;
• Сценарий А-ПБ-1: возникновение возгорания на воздушном судне > свое-временное обнаружение возгорания > локализация пожара первичными (подручными) средствами пожаротушения > проведение организованной экстренной эвакуации пассажиров из салона > поражение отдельных пассажиров воздушного судна при воздействии высоких температур и токсичных продуктов горения и/или их травмирование в ходе экстренной эвакуации > оказание помощи пострадавшим.
Правильные действия населения
В случае пожара на борту самолета наибольшую опасность представляет дым, а не огонь.
При пожаре в самолете необходимо:
• четко выполнять команды членов экипажа;
• дышать только через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, по возможности смоченные водой;
• защитить открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д.;
• пробираясь к выходу, двигаться пригнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше;
• если проход блокирован, передвигаться поверх опущенных спинок само-летных кресел;
• после приземления и остановки самолета, по команде бортпроводника, направиться к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва;
• при эвакуации избавиться от ручной клади и избегать выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность;
• оказавшись вне самолета, отойти от него как можно дальше и лечь на землю, прижав голову руками т.к. возможен взрыв.
В любой ситуации необходимо действовать без паники и решительно, это способствует Вашему спасению.
Водный транспорт
На пассажирских судах необходимо иметь информацию для пассажиров с указанием их действий по общесудовой тревоге при пожаре в каюте или обнаружении его признаков на судне, а также другую информацию, которую администрация судна считает необходимой. На пассажирских судах, перевозящих иностранцев, информация должна быть изложена на русском и английском языках, оформлена в виде стенда и помещена в вестибюлях пассажирских помещений.
В пассажирских каютах на видном месте у выхода должна быть вывешена каютная карточка, в которой указываются: значение сигналов тревог, обязанности и место сбора пассажиров данной каюты по тревогам, номер и место нахождения спасательного средства, за которым закреплены пассажиры каюты по шлюпочной тревоге.
В течение 24 часов после посадки пассажиров в начальном пункте рейса, а также после посадки большого количества пассажиров в промежуточных пунктах необходимо с использованием средств радиосвязи или путем сбора пассажиров провести инструктаж о мерах пожарной безопасности, которые они должны соблюдать в рейсе.
При проведении инструктажа пассажиров следует ознакомить с:
- противопожарным режимом на судне;
- действием противопожарных дверей;
- средствами пожарной сигнализации, первичными средствами тушения пожара;
- путями эвакуации из конкретных кают, отсеков, зон;
- расположением аварийных выходов и с местами сбора пассажиров по тревоге;
- местоположением индивидуальных и коллективных спасательных средств;
- действиями пассажиров при возникновении пожара.
При дальнейшем следовании в рейсе необходимо ежедневно проводить передачу по судовой радиотрансляции о соблюдении пассажирами противопожарного режима на судне. Текст передачи утверждается капитаном судна и может быть записан на магнитную ленту.
На пассажирских 2-4-палубных судах в целях своевременного обнаружения пожара необходимо вести постоянный контроль за соблюдением противопожарного режима.
Мероприятия по контролю должны состоять из:
- обхода производственных и служебных помещений по утвержденным капитаном судна маршрутам;
- проверки соблюдения пассажирами установленного на судне противопожарного режима;
- проверки положения противопожарных закрытий согласно их маркировке или приказу по судну;
- немедленного оповещения вахтенного начальника об обнаруженных недостатках, неисправностях и о возникновении пожара.
О результатах выполнения данных мероприятий делается соответствующая запись в вахтенном журнале.
В целях предупреждения пожара пассажирам, находящимся на борту, запрещается:
- перевозить взрывчатые, легковоспламеняющиеся и другие взрыво-, пожароопасные вещества и предметы;
- использовать электронагревательные приборы (утюги, электроплитки, электрокипятильники, электрочайники и т.п.) в неотведенных для этих целей местах;
- оставлять включенными при уходе из каюты приборы освещения, вентиляторы, фены и другие переносные электроприборы;
- накрывать включенные торшеры и настольные лампы предметами из горючих материалов;
- подносить огонь к термоизвещателям пожарной сигнализации, а также подвешивать на них какие-либо предметы.
При использовании пассажирских судов под гостиницы принимаются дополнительные меры по обеспечению противопожарного режима и эвакуации проживающих:
- на борту судна должен находиться в наличии экипаж, обеспечивающий пожарную безопасность судна;
- не менее 3 членов экипажа в каждой смене должны иметь допуск для работы в изолирующих дыхательных аппаратах;
- ведется постоянный учет проживающих, а также контроль за пропуском людей;
- планы эвакуации проживающих с распределением кают за членами экипажа, отвечающими за эвакуацию из них людей, должны корректироваться в соответствии с фактическим заселением кают;
- должна быть обеспечена возможность экстренной эвакуации проживающих на берег по трапам, устанавливаемым с главной и второй палуб (не менее двух с каждой) через открываемые проходы в леерном ограждении палуб;
- бункеровка судна топливом осуществляется только в дневное время и по возможности с минимальным количеством проживающих в этот момент на борту;
- производство огневых и огнеопасных работ при наличии проживающих запрещается;
- поддерживается готовность к немедленному действию всех систем пожаротушения, имеющихся на судне;
- осуществляется непрерывное наблюдение за пультом пожарной сигнализации;
- обеспечивается исправность и работоспособность телефонной и радиосвязи с пожарной охраной и диспетчером причала (порта);
- пожарные подъезды к урезу воды должны быть в течение всего периода стоянки судна свободны для проезда пожарной автотехники в соответствии с планом пожаротушения;
- владелец судна-гостиницы разрабатывает план пожаротушения на судне.
Метрополитен
Редок, но очень опасен пожар в метро. Скученность пассажиров, замкнутость пространства, темнота - могут, даже не самый серьезный по наземным меркам пожар, превратить в катастрофу. При подземном пожаре дым более коварен, чем огонь - замкнутое пространство тоннелей очень быстро заполняется смертельно опасными газовыми смесями.
Поэтому первое, что должен сделать человек во время пожара в метро, это любым возможным способом защитить дыхательные пути. Самое простое и доступное средство - прикрыть куском ткани рот и нос, предварительно смочив материю любой жидкостью.
Окна, чтобы ветер не раздувал пламя, следует закрыть. Необходимо оповестить о пожаре машиниста через переговорное устройство.
Открытый огонь, пока он не набрал силу, надо попытаться потушить с помощью закрепленного в вагоне огнетушителя или подручными средствами - тканью, собранными у пассажиров газированной водой, молоком, кефиром и пр.
Останавливать горящий вагон, находящийся в тоннеле, с помощью стоп-крана категорически запрещается. Пока поезд движется, есть шанс, что он успеет доехать до следующей станции и эвакуация пассажиров не составит труда.
Уходить от пожара в вагоне следует в сторону движения, так как набегающий поток воздуха будет сбивать пламя назад.
Пытаться перебираться в соседние вагоны не имеет смысла, так как расстояние между станциями невелико и уже через несколько минут Вы будете в безопасности. Но если без этого не обойтись, то выбейте стекло, очистите проем от осколков стекла, набросайте на раму любую одежду и протяните пассажирам соседнего вагона руки. Они втянут Вас к себе.
При остановке поезда в тоннеле необходимо дождаться сообщения машиниста о том, что участок пути обесточен, и покинуть вагон. При отсутствии разрешающей команды (провод переговорного устройства мог перегореть) и усилении пожара следует раздвинуть двери или выбить боковые стекла.
Выбравшись из вагонов, двигаться следует друг за другом, между рельсами, в сторону движения поезда.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТА ПО ТЕМЕ ЛЕКЦИИ:
1. Изучить параграф ... 7.2. учебника «Вишняков Я.Д., Васин С.Г., Зозуля А.В., Зозуля П.В., Киселева С.П. и др. Безопасность жизнедеятельности Учебник для академического бакалавриата. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 430 с. — (Бакалавр. Академический курс)».
2. Ответить устно на контрольные вопросы:
1. Расскажите, по наличию каких факторов человек может обнаружить пожар?
2. Какие негативные факторы пожаров воздействуют на людей?
3. Какова классификация пожаров?
4. Основные способы пожаротушения.
5. Меры противопожарного режима в организации.
6. Меры противопожарного режима на автомобильном транспорте.
7. Меры противопожарного режима на железнодорожном транспорте
8. Меры противопожарного режима на воздушном транспорте.
9. Меры противопожарного режима на водном транспорте.
10. Меры противопожарного режима в метрополитене..
11. Какой порядок действия при пожаре?