Послания Святого апостола Павла
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Здравствуйте, дорогие радиослушатели!
Начинаем с Вами нашу восемьдесят четвёртую беседу о посланиях апостола Павла.
В прошлый раз мы с Вами начали комментировать послания к филлипийцам, и успели разобрать только введение в это послание, определили, что это послание было написано в середине пятидесятых годов во время третьего мессионерского путешествия апостола Павла, по всей видимости, в городе Эфес, где Павел пребывал в заточении за Евангелия, подвергался преследованиям. Павел получил от филипийцев богатую материальную помощь, теперь он благодарит их, пишет им из уз послание, исполненное радости, любви и разных увещаний. Итак, мы уже с вами разобрали надписание к этому посланию , первые два стиха первой главы. Теперь перейдем ко второй части формуляра, в котором пишет апостол Павел, то есть к молитве Благодарения. В каждом из своих посланий после адреса, краткого приветствия и пожелания, Павел всегда благодарит Бога за адресат. В данном случае, адресат, как вы помните, это святые христиане филипийской церкви. И вот, в первой главе с третьего по одиннадцатый стих мы видим эту молитву Благодарения. Благодарение по-гречески будет евхаристии, вот эта вот евхаристическая молитва апостола Павла, здесь Павел и благодарит Бога за филипийцев, и одновременно ходатайствует за них. Почитаем с вами эту молитву. Как правило, молитва Благодарения апостола Павла построена в высоком таком, приподнятом, литургическом стиле, представляют собой некое замкнутое единство — это одно длинное предложение, которое иногда у нас в переводе,конечно,разбивается на несколько предложений, потому что для нас, русских, не очень привычно встречать такие длинные предложения с массой вставочных придаточных предложений, с причастными конструкциями, поэтому предложения разбиваются, для лучшего усвоения. Ну, почитаем его. Это первая глава филипийцев с третьего по одинадцатый стих.
“Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою, за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне,будучи уверен в том, что Начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа,как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати.Бог – свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа; и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом во славу и похвалу Божию».
Ну вот мы видим, что стиль этой молитвы, конечно, именно литургический и такой приподнятый, это не простой язык, не язык простого сообщения, а именно молитвенный стиль. Итак, за что же благодарит Бога апостол Павел? Он пишет, что он благодарит, при всяком воспоминании, а точнее, даже, перевести каждый раз, когда я поминаю Вас в своих молитвах. Дело в том, что древние христиане имели обыкновение, поскольку церкви были еще небольшими, поминать друг друга поименно. Вот этой привычке следовал апостол Павел. Он всех поименно, обращенных им христиан, хранил в своей памяти и постоянно о них молился. И молился, и благодарил Бога, чтобы удостоил вот этих новых обращенных стать христианами, то есть удостоил их своего избрания, освещения о обетования спасения. Итак, Павел благодарит Бога, вспоминая о них в молитвах. За что же?Ну, за их участие в благовествовании от первого дня даже доныне. А каким же образом филиппийцы могли и от первого дня участвовать в Евангелии, в евангелизации, в миссии, в благовествовании? Да различным образом. Ну, с первого дня они приняли Христова вестника - апостола Павла, таким образом, оказывая услуги и помощь апостолу Павлу, они уже участвовали в благовествовании. А затем, когда Павел покинул их и они остались без апостола, тогда их участие в благовествовании выражалось тоже. Во-первых, сбором материальной помощи для Павла, в данном случае он сидит в тюрьме, конечно очень нуждается, а также сбор материальной помощи для иерусалимской церкви, возможно и для других бедствующих христиан. Более того, наверное, филиппийцы были настолько исполнены благодати, что продолжали собственное миссионерское дело апостола Павла, и процесс обращения язычников, возможно, некоторых иудеев в христианство происходил в Филиппах продолжался и после отбытия апостола Павла. Так что, они участники в Евангелии, в благовествовании. В шестом стихе Павел выражает уверенность в том, что тот, кто начал в них доброе дело, будет совершать его до Иисуса Христа. Ну, а кто начал в них доброе дело? Ну, естественно, сам Бог. Духом своим святым начал в них, то есть в филиппийцах, доброе дело благовествования. Под делом, Павел часто очень, понимает миссию христианскую, а делателями он называет также миссионеров. В общем-то, это старая христианская традиция, возникшая до апостола Павла. Если вы помните, Иисус Христос уже говорил вот, что делателей мало, то есть миссионеров, учеников у него мало. Да, так вот, если правильно перевести этот шестой стих, то Павел здесь выражает уверенность в том, что Бог, который начал среди филиппийцев доброе дело благовестия, завершит его, то есть приведет к цели, будет совершать ее. Свершение, завершение - это значит приведение к цели, закончить это дело до прихода Иисуса Христа. День Иисуса Христа - так апостол Павел называет то, что в Ветхом завете называлось День Господень, то есть судный день. Для христиан судный день, день второго Христова пришествия тогда, когда мертвые во Христе воскреснут, живые преобразятся и произойдёт полное преображение неба и земли, ну одновременно произойдёт и суд, и обновление всего творения. Далее Павел пишет, что все это естественно для него: молиться, благодарить за филиппийцев, ибо он имеет их всех в сердце. Даже сидя в тюрьме, в узах и испытывая трудности, он мысленно и сердечно не расстаётся с прочими христианами, которых он любит и имеет их в сердце, как здесь написано в седьмом стихе «при защищении и утверждении благовествования». Что это за защищение и утверждение благовествования? Да вот: защищение - это греческое слово апология. Апология означает речь на суде. Врят ли у апостола Павла был адвокат на суде. Мы видим, что апостол прибывает в узах, под заключением, в темницах за Евангелия и использует судебный процесс для проповедей Евангелия. Его самозащитительные речи, апологии по-гречески, и были таким тоже благовествованием. Во время этих речей он утверждал Евангелия и он называет филиппийцев соучастниками в благодати. То есть, благодатью Павел называет здесь, во-первых, возможность возвещать Евангелия, филиппийцы помогают ему в этом, они соучастники, кроме того Павел называет благодатью и свои узы. Да, ведь и узы апостола Павла, и его заключение, его исповедничество - это все послужило на пользу распространения Евангелия, как Павел далее скажет, и,поэтому, он рассматривает всякое страдание во Христе как благодать посылаемую от Бога. Далее Павел выражает свою любовь к филлипийцам «Бог - свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа» и молится, просит у Бога, чтобы он сниспослал им такую любовь, которая бы возрастала ещё больше и больше «в познании и всяком чувстве». Ну как это лучше понять, что значит любовь возрастала в познании? Дело в том, что знание, познание, как мы с Вами уже неоднократно обсуждали, это слово в Библии обозначает нечто большее, чем в нашем языке. Для нас познание - это просто знание интеллектуальное. Ну, я знаю кого-то или я знаю что-то. В Библии же, знать кого-то или познавать кого-то - это значит иметь тесное любовное общение с кем-то. Когда мы говорим, что Бог знает меня - это значит, что Бог любит меня, ведёт меня по жизни, участвует в моей жизни. Когда мы говорим, что я знаю Бога- это не значит, что Бог где-то существует. Это значит, что я люблю Бога, ощущаю Бога всем своим существом. Так вот, Павел молится о том, чтобы это познание, исполненное любви, познание Бога и друг друга, укреплялось и возрастало все больше и больше, и чтобы возрастало их чувство по отношению, чувство любви по отношению друг к другу и к Богу, конечно. Далее Павел молится также, чтобы они познавая лучшее, то есть устремляясь все выше и выше в своей любви и познании «были чисты и непреткновенны в день Христов». То есть, чтобы их никто не смог обвинить или в чем-то укрепить на суде, который будет на суде Божьем, которым будет сопровождаться второе Христово пришествие-день Христов, чтобы они были исполнены плодов праведности. Что значит плоды праведности? Вообще, слово правда или праведность - это слово Библейское и имеет совершенно особый в Библии смысл. Ну, вот для нас правда,мы часто слово правда понимаем как нечто противоположное лжи, то есть как истину, но не такой смысл это слово имеет в Библии. Правда или праведность (это синонимы в Библии) - это перевод еврейского слова, которое обозначает верность, крепость, надежность, верность в каких-то отношениях. Вот, отношения с Богом у Израиля определялись законом, который даровал Бог Израилю через Моисея. Вот, Бог берет на себя какие-то обязательства, он даёт обещания, обетования и он верен своим обетованиям. Люди в договорных отношениях, в законе тоже берут на себя какие-то обязательства, но, увы, люди не могут быть постоянно верными в своих отношениях с Богом, и у людей праведности то и нет. Эта праведность, это верность Богу возвращена была людям и дарована через Иисуса Христа в акте искупления, которое произошло на кресте Христовом. И, вот это дарование, правильного, верного отношения к Богу называется , в Священном писании, оправдание. Так вот, христиане это оправданные, им даровано через Иисуса Христа правда, и эта правда должна принести свои плоды. Эти плоды правды - это радость, любовь и, конечно, спасение христиан «в славу и похвалу Божию». То есть, Павел просит Бога о том, чтобы он укрепил филиппийцев с целью увеличить славу и хвалу Богу, потому что Бог есть начало всего и есть цель всего. И слава Божья, мы знаем, что слава Божья в Библии обозначает присутствие Божье в мире. Так вот, Павел молится о том, чтобы это присутствие Божьем пронизанность всего Богом, увеличивалась все больше и больше, вот об этом, этого он и желает филиппийцам, чтобы Бог возвеличился в них, прославился все больше. Далее, после этой благодарственной молитвы,Павел приступает к собственно изложению своей ситуации, в которой он сейчас пребывает. Мы в прошлой своей беседе говорили о том, что первые две главы представляют собой вероятный фрагмент того послания, который Павел писал из заточения в узах, ну, мы это уже видели, даже из прочитанного текста - это так называемое послание из уз. И,вот, в первой главе, начиная с двенадцатого стиха и по двадцать шестой стих, Павел говорит об обстоятельствах своего заключения, о своих узах и о том, как он использует эти обстоятельства для утверждения и возвещения Евангелия. Ну, немножко почитаем с Вами,вот с двенадцатого по четырнадцатый стих. «Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие». Ну, о чем здесь речь. Смотрите-ка, Павла постигли скорби, Павла постигли арест, заключение, судебное разбирательство, но он рад, он рад всему этому, потому что все эти обстоятельства послужили к большему успеху благовествования, слово благовествование по-гречески - Евангелие. Почему? Да, потому что в суде во время разбирательств, личного разбирательства стало очевидным, что единственная причина ареста - это не какая-то политическая деятельность, которую приписывали апостолу Павлу и за которую его,собственно, и обвиняли и сажали в тюрьму, что истинная причина ареста - это Евангелие, это чисто религиозная причина. И все прочие обвинения оказались ложными, именно в этом состояло защищение и утверждение Евангелия, как писал апостол Павел в благодарственной молитве. Произошла победа истины и, эта победа истины, ободрила других, и побудила их возвещать слово Божье с большой смелостью, «безбоязненно», как здесь пишет апостол. Вот, всем стало известно, что узы Павла о Христе, то есть, что он сидит в тюрьме за Евангелие Христово, вот четырнадцатый стих: «так что узы мои о Христе сделались известными всей претории». Ну, мы уже с вами обсуждали, что такое претория. Претория - это, обычно, место расположения какой-нибудь римской администрации. Ну, скажем, претория в Риме - это двор, и дома, все постройки, в которых пребывал император, а также императорская гвардия. Преториями в провинциях, в столицах провинций назывались места расположения консулов, либо прокураторов, так же там, в этом месте, находился и имперский суд и тюрьма, возможно, место заключения арестованных. Так что вот здесь, в городе Эфес, если предполагать, что это послание было написано в Эфесе, в столице огромной римской провинции, очень важной провинции в Малой Азии - провинции Асия, в Эфесе преторией называлась резиденция проконсула. Вот, Павел пишет, что, значит, его узы, то что эти узы имеют религиозный смысл и характер, стали известными всей претории, то есть всем служителям этой римской администрации. Там были всевозможные, скажем, солдаты, рабы, чиновники более мелкие, слуги. Читаем дальше, с пятнадцатого стиха. «Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа. Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих; а другие - из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование. Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться». Несколько необычное место, правда? Итак, мы уже видели с Вами, что заключение апостола Павла в тюрьму ободрило христиан и побудило их с большею смелостью проповедовать Евангелия, но некоторые это делали, как пишет Павел, из «зависти и любопрения». Что это за слово любопрения? Очень архаичное,конечно, слово. Ну, любовь к спору, к соперничеству вот что означает любопрение, такое полемическое настроение. Дело в том, что у апостола Павла в Эфесе, как мы видим, если это происходило в Эфесе, находились завистники, завистники его успеху, его популярности, желавшие постоянно вступать в спор, даже если не по существу, то по каким-то мелочам, может быть. Если бы, конечно, эти люди по существу христианской веры спорили о нем и проповедовали своего Христа, а не того, которого проповедовал апостол Павел, то здесь он бы не допустил таких терпимых, по отношению к ним, слов, он бы с ним стал, сам вступил в спор. Но по-видимому эти люди проповедовали Христа, так как проповедовал его и апостол Павел - истинно, но делали это с каким-то не очень чистым побуждением, из чувства соперничества с апостолом Павлом, желая перебить у него популярность и авторитет. Ну что ж, слабости встречаются у всех людей и Павел здесь относится к этому снисходительно , потому что для него суть все-таки состоит в возвещении слова Божьего, и если оно возвещается правильно, человеком пусть даже не совсем чистым в своей нравственности или в своих намерениях, то это идёт все равно на пользу делу Христову. Ну, это мы встречаем и в нашей церкви, ведь очень часто и нас, и наших проповедников, священников, учителей церковных обвиняют во всевозможных грехах, что же, возможно, все это так и есть, и часто бывает, и никуда от этого не денешься, слабости есть у всех людей, но это не означает, что церковь из-за нравственных,каких-то, недостатков, тех или иных, своих проповедников или священников, лишается своей святости. Она все равно хранит святость и таинства церковные святы и спасительны, и благодатны в любом случае. Совершают их люди абсолютно чистые в своём христианском поведении или уклоняющиеся от такового. Абсолютно чистых и святых в церкви, как мы знаем, вообще не существует. Более того, святые люди, которых церковь прославила как святых, всегда признавали и осознавали своё не достоинство, ибо никто из нас не достоин Христа и Бога, и все что мы имеем и всякое наше возвышение, даже реальное возвышение, есть результат благодати Божьей, а вовсе не наших собственных личных достоинств - это надо всегда помнить. Павел здесь вполне терпим, поэтому он и пишет, что как бы не проповедовали Христа - притворно или искренне - «я и тому радуюсь и буду радоваться». Ещё раз подчеркну, что речь идёт не о еретической проповеди Христа, а о подлинной проповеди подлинного Христа, но из побуждений не всегда совсем чистых, а из желания поспорить с апостолом Павлом, противопоставить себя ему, возвыситься над ним. Читаем дальше с девятнадцатого стиха. «ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа, при уверенности и надежде моей,что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью. Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение». Павел убеждён, что все, что с ним происходит, приведёт его к совершенному общению с Богом, здесь он называет это спасением: я «знаю, что это послужит мне во спасение». Будет Павел освобождён и станет проповедовать Христа или засвидетельствует свою веру своею смертью, как он пишет в двадцатом стихе, так или иначе, Павел увеличит славу Иисуса Христа, потому что содержание его жизни - это Христос. Помните, в послании к галатам, Павел пишет: «уже ни я живу, но живёт во мне Христос». Многие ли из нас могут так о себе заявить? Вот, Павел смело и искренне говорил именно так. Двадцать первый стих: «для меня жизнь - Христос», поэтому и смерть, которая соединит его со Христом для него вовсе не утрата, как для большинства из нас, а , как он пишет, «приобретение». Далее читаем, двадцать второй стих. «Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас. И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере, дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии». И, вот, мы видим, что Павел готов к смерти, потому что он жаждет в смерти соединения со Христом. Вот он пишет: «Влечет меня то и другое», то есть и жизнь, и смерть, двадцать третий стих, «имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше». Это очень интересный стих «имею желание разрешиться и быть со Христом». Ну, во-первых, нам надо четко отличать языки апостола Павла: быть во Христе и быть со Христом. Жить или быть во Христе означает именно эту, настоящую земную жизнь, где мы можем жить во Христе. А жить со Христом, в языке апостола Павла, всегда означает жизнь после смерти, в полном соединение со Христом, единение, которому уже не мешает ничто земное. И, вот, ещё слово интересное желаю разрешиться, что это значит - разрешиться? Слово греческое разрешение - аналисиз,анализ, разрешиться - анализе по-гречески, ну, вот, мы знаем из русского языка слово анализ. Но, вообще говоря, это слово разрешиться,иногда, понимается как имею желание, чтобы моя душа оставила тело - это неправильное толкование. Потому что слово разрешиться, то что у нас переводится отвязаться - это морской термин, когда судно отчаливало от берега, то вот канат, на котором было привязано судно, отвязывался, вот это и означает разрешиться, то есть отдалиться от этого берега и пуститься в плавание к другому берегу, берегу другой жизни, чтобы жить там со Христом. Так поэтически апостол Павел здесь изображает свою смерть, и пишет, что это пребывание со Христом для него «несравненно лучше». Но, поскольку, церкви в нем ещё очень нуждаются, Павел пишет, что он останется жив, он уверен в этом, он будет во плоти, ибо «во плоти нужнее для вас. И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере». И вот похвала, двадцать шестой стих, похвала филиппийцев будет похвалой благодати Христовой, которая освободила апостола для новых трудов, вот, в частности, ожидаемого Павлом, нового прибытия в Филиппы. Но мы не знаем было таковое или нет. Если послание писалось из Эфеса, как мы уже предполагали, то да, в Филиппы после этого Павел ещё разочек приплыл и был там некоторое время. Следующая небольшая часть занимает всего четыре стиха. Это первая глава с двадцать седьмого по тридцатый стих. Здесь Павел пишете том, что церковь должна быть готова всегда к страданиям за Христа, вот так, как Павел сейчас страдает, как уже испытывают некоторые притеснения и гонения филиппийцы. Почитаем, значит первая глава с двадцать седьмого по тридцатый стих. «Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую, и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас - спасения. И сие от Бога, потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне». Таким же подвигом, ну, кстати вот, слово подвиг, ну, у нас сейчас какое-то великое деяние, скажем, во время войны или трудовой подвиг. Слово подвиг звучит здесь архаично, вообще, это перевод греческого агон, что означает борьба, например, в соревновании каком-то, но в данном случае Павел постоянно участвует в борьбе за Евангелия. Вся его жизнь собственно - это ,вот, подвиг, борьба. Итак, здесь говорится о том, что гонения за Христа - это не причина для страха и уныния, но знак того, что мы с Богом и, что злые силы чувствуют это и ополчаются против нас, но Бог же нас не оставит ни в каком случае. А, вот, противники, то есть наши христианские противники, таким образом показывают, что они против Бога и познают последствия этого. Ну, в какой форме преследовались филиппийцы мы не знаем. Здесь, вот, Павел в тридцатом стихе вспоминает события его первого посещения, когда мы знаем, что он подвергался преследованиям со стороны языческого населения этого города. И, вероятно, тоже самое продолжалось и с филиппийцами, может быть не в такой резкой форме, как это было с апостолом Павлом, когда его посадили там в темницу. Итак, Павел призывает филиппийцев не унывать, а быть крепкими и уверенными в страданиях за Христа, потому что «сие от Бога» и всякие за Христа страдания наши, крестоношение со Христом, для нас есть предзнаменование спасения. Об этом мы должны помнить и воспринимать наши земные страдания именно во Христе. Сегодня я прощаюсь с вами, мы завершили нашу восемьдесят четвёртую беседу о посланиях апостола Павла. Желаю вам всяческой благодати Божьей. До нашей следующей встречи, когда мы будем разбирать вторую главу послания к филиппийцам. До свидания.