Понятие, сущность и система международного права
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1
Лекция по теме 1:
«Понятие, сущность и система международного
права»
1. Основы права
1.
Право:
1)
2)
Система правоотношений.
Система общеобязательных правил поведения, установленных или
санкционированных государством.
Система нормативных правовых актов.
3)
2. Право - система правоотношений.
Правовые отношения - это общественные отношения между лицами,
урегулированные нормами права. Это - связь людей, которая состоит в том,
что стороны, вступившие в отношения, наделяются правами, обязанностями,
ответственностью за исполнение обязанностей.
Право регулирует не все общественные отношения, а только самые
существенные. После того, как для урегулирования отношений принята
норма права, они становятся правоотношениями.
Правоотношение состоит из трех элементов:
субъект правоотношения;
объект правоотношения;
содержание правоотношения.
Субъект
правоотношения
лицо,
обладающее
правоспособностью/дееспособностью согласно действующему праву.
Субъектами (участниками, сторонами) правоотношений являются
физические и юридические лица, государства, международные организации и
другие лица. В разных правоотношениях стороны могут иметь специальные
названия, выражающие особенности этих отношений. Например, «продавец»,
«покупатель» и т.д.
Содержание правоотношения - права, обязанности его субъектов и
реальные действия по их использованию и осуществлению.
2. Понятие, предмет и особенности международного
частного права (МЧП)
Классическое определение международного частного права было дано
такими авторитетными учеными, как И.С. Перетерский и Л.А. Лунц.
2
Международное частное право (МЧП) - отрасль права, которая
регулирует гражданско-правовые отношения, имеющие международный
характер.
Этого определения специалисты придерживаются и сегодня.
Международное частное право - часть национальной правовой системы,
его нормы создаются государством самостоятельно. Международное частное
право, пишет М.М. Богуславский, - «это составная часть внутренней
правовой системы каждого государства». Основная задача международного
частного права состоит в регулировании коллизии между частноправовыми
нормами права разных стран. Осуществляется эта задача с помощью
специфических норм, именуемых коллизионными. Они дают ответ на вопрос
о том, право какой страны подлежит применению в случае коллизии.
Поэтому другим названием этого права, наиболее распространенным в
странах общего права (common law), является коллизионное право.
МЧП – отрасль российского права, регулирующая частноправовые
отношения, осложненные иностранным элементом.
Российской доктриной воспринят широкий подход к пониманию
проблемы МЧП (его предмета) – включение в предмет гражданско-правовых,
семейных и трудовых отношений. Отношения, регулируемые МЧП,
основаны на равенстве сторон.
Предмет МЧП составляют частные правоотношения.
Это отношения имущественные и неимущестенные физических и
юридических лиц, основанных на равенстве субъектов. Эти отношения носят
трансграничный характер.
Однако, эти отношения, если они не выходят за рамки одного
государства, регулируются внутригосударственным гражданским, семейным,
трудовым правом. Т.е., по своему содержанию, - это отношения, входящие в
частноправовую сферу регулирования.
Пример: брак с иностранцами, наследство за границей, усыновления
ребенка-гражданина др. государства.
Однако отношения, регулируемые МЧП, выходят за границы одного
государства, они являются трансграничными или международными.
Иностранный элемент – это доктринальная категория «отношения,
осложненные иностранным элементом» появилась в законодательстве: ст.
1186 ГК РФ, ст. 414 КТМ.
3 группы отношений: иностранный объект, субъект за границей,
юридический факт, имеющий место за рубежом.
Иностранный элемент – признак, который характеризует связь
частноправового отношения с правопорядками нескольких государств и
проявляется в одной или нескольких из таких форм:
1. хотя бы один участник правоотношения является иностранцем, лицом
без гражданства, или иностранным юридическим лицом (иностранный
субъект).
2. объект правоотношений находится на территории иностранного
государства (например, при наследовании).
3
3. юридический факт, который влияет на возникновение, изменение
или прекращение правоотношений, имел или имеет место на территории
иностранного государства. (смерть наследодателя за границей).
При этом в одном отношении может иметь место самое различное
сочетание иностранных элементов.
Предмет МЧП - частноправовые отношения, осложненные
иностранным элементом.
Специфика регулирования:
Наличие иностранного элемента в составе общественных отношений
обуславливает международный или транснациональный характер этих
отношений и их связь с правом разных государств.
Именно наличие иностранного элемента придает частноправовым
отношениям новое сущностное качество, порождая потребность в особых
приемах и средствах правовой регламентации. Все это предоставляет особые
задачи и специфику функции МЧП и особые методы их осуществления.
Специфика
отношений,
составляющих
предмет
МЧП,
предопределяет 2 особенности международных частноправовых сфер
регулирования:
1. состоит в допущении применении норм иностранного права в
национальной юрисдикции;
2. заключается в возможности использования международных
источников (международные обычаи и договоры) в формировании норм
МЧП.
Специфические функции МЧП:
1. коллизионная
2. унифицирующая.
Коллизионная функция заключается в выборе применимого права
между национальными правопорядками, с которыми общественные
отношения, осложненные иностранным элементом, имеет связь.
Унифицирующая функция заключается в создании международных
источников и договоров, унифицированных частноправовых норм,
регулирующих соответствующие частные отношения.
3.
Международное
частное право
публичное
и
международное
Существует несколько точек зрения по вопросу о соотношении
международного публичного и международного частного права.
Согласно одной из них, международно-правовая система состоит из двух
подсистем: международного права, регулирующего отношения между
государствами и другими его субъектами, и международного частного права,
регулирующего гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые и иные
отношения с участием иностранных предприятий и граждан.
В соответствии с другой точкой зрения международное частное право
представляет собой независимую правовую систему и включает в себя нормы
4
как международного права, так и национальных правовых систем.
Третьи ученые считают, что международное частное право - это
подсистема, объединяющая нормы национального права различных
государств.
Международное частное право является не самостоятельной правовой
системой, а комплексным образованием, включающим в себя как
международно-правовые,
так
и
внутригосударственные
нормы,
регулирующие более или менее однородные отношения. Иными словами,
международное частное право — совокупность трех групп норм
(международно-правовые, нормы права РФ, нормы права иностранных
государств) для удобства изучения. Выделение международного частного
права отражает объективную тенденцию возрастания роли международного
права в регулировании внутренних правоотношений в РФ.
Поэтому можно говорить о международном частном праве как о
научной дисциплине, но не как об отрасли международного или
национального права или отдельной правовой системе (подсистеме).
4. Отличие
международного
международного частного права
права
от
Разница между международным публичным правом и международным
частным правом, заключается прежде всего в том, что международное
публичное право - самостоятельная правовая система.
Международное частное право, представляет собой составную часть
внутренней правовой системы каждого государства. Целями норм
международного публичного и международного частного права является
создание правовых условий развития международного сотрудничества в
различных областях. Общим здесь представляется то, что в обоих случаях
речь идет о международных отношениях.
Однако содержание международных отношений, которые регулируются
нормами международного частного права, в корне отличается от
международных отношений, регулируемых нормами международного
публичного права.
Предметом регулирования международного публичного права
являются политические взаимоотношения государств — вопросы
обеспечения мира и международной безопасности, суверенитет государств,
проблемы разоружения, которые носят межгосударственный характер. Что
же касается международного частного права, то оно регулирует особую
группу гражданско-правовых отношений, которые имеют международный
характер. К ним относятся, прежде всего, имущественные отношения, а
также связанные с ними неимущественные отношения (например, в области
авторского и патентного права), содержащие иностранный элемент.
Отличие предмета регулирования международного публичного и
международного частного права тесно связано с отличием – по субъектам
отношений. Круг субъектов международного публичного права ограничен
5
государствами, межгосударственными организациями, народами и нациями,
борющимися
за
свое
освобождение,
государственно-подобными
образованиями. В международном же частном праве основным субъектом
является не государство, хотя государство и может выступать в этом
качестве, а отдельные лица - физические и юридические.
Отношения
между
государствами
сфера
регулирования
международного публичного права, в то время как
отношения между юридическими лицами и
гражданами государств – сфера международного
частного нрава. Межгосударственные договоры о
торговле и мореплавании, например, являются
предметом
регулирования
международного
публичного права, в то время как внешнеторговые
сделки,
заключаемые
внешнеторговыми
организациями
и
иными
промышленными
предприятиями
и
фирмами,
регулируются
международным частным правом.
Иногда бывают случаи, когда и государство
становится субъектом отношений, регулируемых международным частным
правом. Например, если государством выпускается заем или предоставляется
концессия, либо, если государство является наследником имущества, которое
осталось за границей. Но в подавляющем большинстве случаев в качестве
субъекта международного частного права выступают граждане или
юридические лица различных государств.
Основным источником международного публичного права является
международный договор. В международном частном праве международные
договоры также имеют большое значение, однако, их положения не могут
применяться к гражданам и юридическим лицам без имплементации во
внутригосударственное право.
Международное частное право имеет и другие отличия от
международного публичного права, обусловленные, в конечном счете,
неодинаковым характером предмета регулирования (разный порядок
рассмотрения споров, применения санкций в случае нарушения прав и.т.д.).
Тем не менее, существует тесная связь между нормами и институтами
международного публичного права и международного частного права. Так, в
качестве источника международного частного права применяются нормы
международного договора, трансформированные затем в нормы внутреннего
законодательства. Тем самым данные нормы с одной стороны регулируют
международно-правовые обязательства государств, с другой стороны они
являются нормами гражданского права потому, что они призваны
регулировать отношения гражданско-правового характера. Таким образом,
проявляется правовая связь между международным публичным и
международным частным правом.
Кроме того, в международном публичном и международном частном
праве используется ряд общих начал. Это, прежде всего общеобязательные
принципы международного права, такие как, суверенитет государства,
6
невмешательства во внутренние
(принцип недискриминации) и др.
дела,
недопущения
дискриминации
5. Понятие международного права
Международное право можно определить как систему права,
совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых
субъектами международного права (государствами, народами, борющимися
за
свою
независимость,
международными
организациями,
государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях,
отношения с участием физических и юридических лиц) и регулирующих
отношения между ними.
Соотношение
международного
внутригосударственного права
права
и
В настоящее время в мире существуют два типа правовых систем —
международное право и внутреннее право государств.
Международное право и национальное право отдельных государств
имеют общие черты, присущие им как самостоятельным системам права.
Во-первых, они представляют собой совокупность юридических
принципов и норм (обязательных для субъектов правил поведения),
выполнение
которых
может
быть
обеспечено
принудительно.
Международно-правовое
принуждение
отличается
от
внутригосударственного правового принуждения кругом лиц (субъектов),
которым оно может быть адресовано, характером, а также организацией его
осуществления и спецификой ограничения средств, способов и мер его
осуществления.
Специфика международно-правового принуждения заключается, вопервых, в том, что оно непосредственно адресуется участникам
межгосударственных отношений. Принуждение на основе международного
права преследует цель заставить людей, выступающих от имени
определенного субъекта международного права, вести себя таким образом,
чтобы в своих действиях, которые рассматриваются в сфере
межгосударственных отношений как действия самого этого субъекта, они
придерживались положений международного права.
Во-вторых,
специфика
международно-правового
принуждения
обусловлена спецификой международного права, его координационным
характером. Участники межгосударственных отношений, создающие его для
регулирования этих отношений, не находятся между собой в иерархической
зависимости. Они обеспечивают его реализацию, когда необходимо и когда
они в состоянии это сделать, с помощью принуждения, применяемого ими
друг к другу индивидуально или сообща, коллективно.
Обычно в международно-правовой литературе, когда анализируют
практику международно-правового принуждения, подчеркивают в первую
7
очередь то, что оно осуществляется в отличие от внутригосударственного не
«сверху», поскольку в сфере межгосударственных и иных отношений
отсутствует единый централизованный аппарат принуждения. Эта черта
международно-правового принуждения может считаться главной, решающей.
В принципе в сфере межгосударственных отношений государство
использует или может использовать свой аппарат для применения
принуждения, как и во внутригосударственной сфере. Разумеется, могут
использоваться различные звенья этого аппарата.
Но и там и здесь государство в целом действует в подобных ситуациях
как орудие насилия. Оно обеспечивает своей принудительной силой
международное право, как и свое собственное (это касается, естественно, той
части международного права, которую оно считает для себя обязательной и
которая его связывает). Поэтому когда отмечается, что государство
обеспечивает принудительной силой свое право, следует под «своим»
понимать соответствующую часть международного права.
В-третьих,
специфика
международно-правового
принуждения
проявляется в том, что оно в организационном плане может быть непрямым.
Во внутригосударственной сфере это исключено. Если международноправовое принуждение применяется коллективно через международную
организацию, от имени этой организации, то, хотя фактически его будут
осуществлять в определенной степени конкретные государства-члены,
юридически оно будет исходить от самой организации. Степень
использования механизма международной организации при применении
принуждения может быть различной. Так, при применении вооруженной
силы на основе статьи 42 Устава ООН государства частично используют
собственный механизм принуждения, передавая его часть - определенные
воинские контингенты - во временное распоряжение Совета Безопасности.
В-четвертых, можно указать на еще одну черту, которая отличает
международно-правовое принуждение. Диапазон способов, средств и мер
международно-правового принуждения, к которым прибегают в
межгосударственном общении, ограничен нормами международного права.
Не всякое принуждение в этой сфере (точнее, не всякие средства, меры и
способы принуждения) считается правомерным. В самом факте ограничения
средств, мер принуждения нет какой-либо специфики, свойственной
международно-правовому принуждению. И внутригосударственное право
ограничивает диапазон допустимых способов, средств и мер принуждения.
Специфика заключается в том, что в основе ограничения международноправовых способов, средств и мер принуждения лежит соглашение между
участниками межгосударственного общения. Это одно из проявлений
координационной природы международного права.
Во-вторых, международное право и внутригосударственное право
обладают сходной структурой: в этих правовых системах имеются основные
принципы; они делятся на отрасли, подотрасли, институты; «Первичным
элементом» обеих систем являются правовые нормы.
В-третьих, и международное право, и внутригосударственное право
используют практически одни и те же юридические конструкции и термины.
8
Однако поскольку каждая правовая система обладает своей спецификой,
международно-правовые понятия и категории не всегда идентичны
имеющимся в национальном праве.
В то же время международное и внутригосударственное право
представляют собой самостоятельные системы права. Помимо общих черт
имеются качественные отличия, признаки, характерные для каждой
правовой системы. В их числе: отличия по предмету регулирования,
способам создания и обеспечения правовых норм, источникам, субъектам
права и другим характеристикам.
1) По предмету регулирования.
Как известно, внутригосударственное право призвано прежде всего
регулировать отношения между субъектами национального права отдельных
государств. Эти отношения, как правило, ограничиваются пределами
государственной территории и рамками внутренней компетенции.
Международное право, напротив, регламентирует главным образом
взаимоотношения субъектов международного права (государств, народов,
борющихся за свою независимость, международных организаций,
государствоподобных формирований). В некоторых случаях международное
право регулирует отношения с участием физических и юридических лиц,
например, правоотношения, возникающие при международной куплепродаже, перевозке пассажиров и грузов и т.д. Однако основной предмет
регулирования международного права лежит за пределами внутренней
компетенции государств.
2) По способу создания правовых норм.
Нормы национального права создаются чаще всего в результате
односторонней
государственно-властной
деятельности;
основное
направление правового регулирования — «вертикальное», «сверху — вниз».
Адресаты норм внутригосударственного права в большинстве случаев в их
создании не участвуют.
Нормы международного права, напротив, создаются «горизонтально»,
его субъектами на основе свободного волеизъявления участников
международного общения.
3) По источникам права (формам воплощения международных
норм).
Любые правовые нормы зафиксированы в различных юридических
формах. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде
нормативных актов, нормативных договоров, обычаев и т.д.
Международно-правовые нормы выражены в форме международных
договоров, международных обычаев, актов международных конференций и
совещаний, в документах международных организаций.
В последнее время в Российской правовой системе стали активно
использоваться источники, сходные по форме с международно-правовыми.
Речь идет о соглашениях между органами власти РФ и субъектов РФ, а также
договорах субъектов Федерации между собой. Данные договоры не следует
рассматривать в качестве международно-правовых. Субъекты Федерации не
являются субъектами права международных договоров, а регулируемые
9
этими
договорами
отношения
не
выходят
за
рамки
чисто
внутригосударственных, поэтому указанные соглашения не могут быть
признаны международными договорами; они имеют характер источников
внутригосударственного права.
4) По субъектам права.
Субъектами внутригосударственного права являются: государство,
государственные органы и должностные лица, субъекты Федерации, органы
местного самоуправления, юридические и физические лица и т.д.
Круг субъектов международного права отличается от субъектов
внутригосударственного права. Специфика международного права как
особой системы права выражается, в частности, и в том, что его субъекты
выступают не только адресатами международно-правовых норм, но и их
создателями. В некоторых случаях международно-правовые нормы
регулируют деятельность субъектов национального права. Однако
правосубъектность этих лиц производна от воли основных субъектов
международного права, принявших соответствующие международноправовые нормы, поэтому они не являются субъектами права
международных договоров и не могут рассматриваться в качестве субъектов
международного права.
5) По способу обеспечения исполнения норм.
Нормы внутригосударственного права обеспечиваются принудительной
силой государства. В международных отношениях отсутствует образование,
стоящее над всеми субъектами международного права, «надгосударство»,
поэтому
обеспечение
исполнения
международно-правовых
норм
производится самими субъектами международного права (индивидуально
или коллективно).
6. Предмет регулирования международного права
Как и любая правовая система, международное право имеет свой
предмет регулирования. Отношения, являющиеся предметом международноправового регулирования, можно разделить на межгосударственные и
немежгосударственные.
К межгосударственным относятся отношения:
1) между государствами;
2) между государствами и нациями, борющимися за независимость.
Международно-правовые нормы направлены прежде всего на
регламентацию отношений между основными субъектами международных
отношений — государствами. Собственно говоря, международное право
складывалось и развивалось (до самого недавнего времени) исключительно
как межгосударственное.
Что касается отношений между государствами и народами, борющимися
за независимость, то они представляют собой по сути как бы
«предгосударства» и отношения с ними — это отношения с будущими
государствами, если, конечно, такие государства будут созданы.
10
Однако
международное
право
регулирует
и
отношения
немежгосударственного характера - т.е. отношения, в которых государство
является лишь одним из участников либо вообще не участвует. В настоящее
время круг участников международного общения чрезвычайно расширился, и
многие отношения (например, обеспечение и защита прав человека) перешли
из категории дел, входящих во внутреннюю компетенцию государства, в
сферу общих интересов государств.
Международными немежгосударственными являются отношения:
1) между государствами и международными организациями, а также
государствоподобными образованиями;
2) между международными организациями;
3) между государствами, международными организациями, с одной
стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой;
4) между физическими и юридическими лицами.
Иногда
предмет
регулирования
международно-правовых
и
внутригосударственных норм совпадает, как, например, в отношениях с
участием иностранных предприятий и граждан. В этом случае речь можно
вести о комплексном, чаще всего совместном, регулировании определенных
правоотношений нормами обеих правовых систем; данные отношения
приобретают характер комплексных правоотношений.
7. Функции международного права
Под функциями международного права понимаются основные
направления воздействия международного права на отношения, являющиеся
предметом международно-правового регулирования.
Эти функции зависят не только от объекта международно-правового
воздействия, но и от достигнутого уровня международно-правового
регулирования тех или иных сфер отношений.
Основное социальное назначение международного права заключается в
организации международных отношений, отвечающей современному уровню
человеческой цивилизации. Результатом действия международного права
является возникновение, упорядочивание, прекращение или сокращение
каких-то отношений.
Собственно юридическими функциями международного права можно
считать стабилизирующую, регулятивную и охранительную функции.
Стабилизирующая функция состоит в том, что международноправовые нормы призваны организовывать мировое сообщество,
устанавливать определенный международный правопорядок, стремиться
упрочить его, сделать более стабильным.
Второй функцией международного права является регулятивная
функция. Устанавливая международный правопорядок и соответствующим
образом регулируя общественные отношения, международно-правовые
нормы наделяют участников международных отношений определенными
правами и обязанностями.
11
Охранительная функция состоит в обеспечении надлежащей охраны
международных правоотношений. При нарушении международных
обязательств
субъекты
международных
правоотношений
вправе
использовать
меры
ответственности
и
санкции,
допускаемые
международным правом.
8. Система современного международного права
Основные принципы международного права
Международное право представляет собой юридическое образование,
состоящее из различных элементов.
Фундаментом современного международного права являются основные
принципы международного права. Основные принципы — это
основополагающие общепризнанные международно-правовые нормы,
носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической
силой. Все остальные международно-правовые нормы, а также
международно-значимые действия субъектов международного права должны
соответствовать положениям основных принципов.
Принципы международного права носят универсальный характер и
являются критериями законности всех остальных международных норм.
Действия или договоры, нарушающие положения основных принципов,
признаются недействительными и влекут международно-правовую
ответственность.
Все принципы международного права имеют первостепенную важность
и должны неукоснительно применяться при интерпретации каждого из них с
учетом других.
Принципы взаимосвязаны: нарушение одного положения влечет за
собой несоблюдение других. Так, например, нарушение принципа
территориальной целостности государства одновременно является
нарушением принципов суверенного равенства государств, невмешательства
во внутренние дела, неприменения силы и угрозы силой и т.д.
Поскольку основные принципы международного права представляют
собой международно-правовые нормы, они существуют в форме
определенных источников международного права.
Первоначально эти принципы выступали в форме международноправовых обычаев, однако с принятием Устава ООН основные принципы
приобретают договорно-правовую форму. Так, семь принципов
международного права (суверенное равенство государств, добросовестное
выполнение взятых на себя международных обязательств, мирное
разрешение международных споров, отказ от угрозы силой или ее
применения и др.) содержатся в Уставе ООН. При этом статья 103 Устава
ООН предусматривает, что в случае, если обязательства членов ООН по
Уставу ООН окажутся в противоречии с обязательствами по какому-либо
международному договору, преимущественную силу имеют обязательства по
12
Уставу ООН.
Содержание основных принципов было подробно раскрыто в
Декларации о принципах международного права, касающихся
дружественных отношений и сотрудничества между государствами в
соответствии с Уставом ООН (1970 г.), других международных
документах. Применительно к европейским условиям содержание основных
принципов было конкретизировано актами Совещания по безопасности и
сотрудничеству в Европе (СБСЕ), в частности, хельсинкским
Заключительным актом 1975 г., Итоговым документом Венской встречи 1989
г. и др.
К основным принципам международного права относятся:
1. Принцип суверенного равенства государств и уважения прав,
присущих суверенитету.
2. Принцип неприменения силы или угрозой силой.
3. Принцип мирного разрешения международных споров.
4. Принцип невмешательства во внутренние дела.
5. Принцип территориальной целостности государств.
6. Принцип нерушимости границ.
7. Принцип уважения прав человека.
8. Принцип права на самоопределение народов и наций.
9. Принцип сотрудничества между государствами.
10. Принцип
добросовестного
выполнения
международных
обязательств.
Рассмотрим содержание основных принципов международного права
подробнее.
I. Принцип суверенного равенства государств и уважения прав,
присущих суверенитету.
Согласно этому принципу все государства в международных
отношениях пользуются суверенным равенством, имеют равные права и
обязанности и являются равноправными членами мирового сообщества.
Понятие равенства означает, что:
все государства юридически равны;
все государства должны уважать правосубъектность других государств;
все государства пользуются правами, присущими полному суверенитету.
Они вправе самостоятельно решать вопросы об участии в международных
конференциях и организациях, международных договорах и др.;
территориальная целостность и политическая независимость государств
неприкосновенны, государственные границы могут меняться лишь на
основании договоренности и в соответствии с нормами международного
права;
государства свободно выбирают свои политические, экономические,
социальные и культурные системы;
государства обязаны добросовестно выполнять свои международные
обязательства.
II. Принцип неприменения силы или угрозой силой.
В соответствии с этим принципом все государства в международных
13
отношениях обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения
против территориальной неприкосновенности и политической независимости
других государств или каким-либо иным образом, несовместимым с целями
ООН. Государства на основе общепризнанных принципов и норм
международного
права
должны
добросовестно
выполнять
свои
международные обязательства в отношении поддержания мира и безопасности. Угроза силой не должна применяться в качестве средства
урегулирования споров между государствами. Агрессивные войны
объявляются преступлениями против мира и человечества и влекут
ответственность по международному праву. Запрещается также пропаганда
войны.
Территория государства не может быть объектом приобретения другим
государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие
территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой, не
признаются законными.
Государства также обязаны воздерживаться от репрессалий, связанных с
применением вооруженных сил, от организации и поощрения иррегулярных
сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на
территорию другого государства. Государства обязаны воздерживаться от
насильственных действий, лишающих народы права на самоопределение.
III. Принцип мирного разрешения международных споров.
Согласно этому принципу государства обязаны решать свои
международные споры с другими государствами мирными средствами таким
образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и
справедливость. Споры государств должны разрешаться на основе принципа
суверенного равенства, в соответствии с принципом свободного выбора
средств разрешения спора и с учетом других принципов.
Международное право предоставляет государствам широкий выбор
мирных средств разрешения международных споров. Споры могут
разрешаться путем переговоров, обследования, посредничества, примирения,
арбитража, судебного разбирательства, обращения к международным
организациям или иными средствами по выбору государств. Если стороны не
разрешат спор одним из вышеуказанных средств, они должны стремиться к
урегулированию разногласий другими мирными средствами. Важную роль в
мирном разрешении международных споров играет ООН.
IV. Принцип невмешательства во внутренние дела.
На основе этого принципа государств каждое государство имеет право
самостоятельно выбирать свою политическую, экономическую, социальную
или культурную систему без вмешательства со стороны других государств. В
этой связи государства:
не имеют права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние или
внешние дела другого государства;
не должны поощрять подрывную деятельность, направленную на
изменение строя другого государства путем насилия; а также
не должны вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве,
воздерживаться от оказания помощи террористической или подрывной
14
деятельности.
Однако принцип невмешательства во внутренние дела не является
абсолютным. Он не затрагивает принудительных мер, применяемых по
решению Совета Безопасности ООН для обеспечения международного мира
и безопасности (гл. VII Устава ООН).
V. Принцип территориальной целостности государств.
Государства должны уважать территориальную целостность друг друга
и воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и
принципами Устава ООН. Государства обязаны также воздерживаться от
превращения территории друг друга в объект оккупации или мер применения
силы в нарушение международного права. Никакая оккупация или
приобретение территории таким образом не признаются законными.
VI. Принцип нерушимости границ.
Государства рассматривают как нерушимые все границы друг друга и
границы всех государств в Европе и должны воздерживаться от любых
требований или действий, направленных на захват части или всей
территории другого государства.
VII. Принцип уважения прав человека.
Уважение прав и свобод человека — составная часть всеобъемлющей
системы международной безопасности. Государства обязаны уважать права
человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка или
религии. Уважение прав человека является существенным фактором мира,
справедливости и демократии, необходимых для дружественных отношений
и сотрудничества между ними. Государства обязаны поощрять эффективное
осуществление гражданских, политических, экономических, социальных или
культурных прав и свобод, которые вытекают из достоинства, присущего
каждой личности, и являются существенными для ее свободного и полного
развития.
VIII. Принцип права на самоопределение народов и наций.
Все народы вправе свободно определять без вмешательства извне свой
политический статус и свое экономическое, социальное и культурное
развитие. Способами осуществления народом права на самоопределение
являются: создание суверенного и независимого государства, свободное
присоединение к независимому государству или объединение с ним,
установление любого иного политического статуса, свободно избранного
народом. Государства обязаны воздерживаться от любых насильственных
действий, лишающих народы права на самоопределение.
Народы, осуществляющие самоопределение, вправе испрашивать и
получать помощь в соответствии с целями ООН. При этом, однако,
государства не должны поощрять действия, ведущие к расчленению или к
нарушению территориальной целостности или политического единства тех
государств, которые имеют правительства, представляющие весь народ без
различия расы, вероисповедания или цвета кожи.
IX. Принцип сотрудничества между государствами.
Государства должны сотрудничать друг с другом в соответствии с
целями и принципами ООН. Развивая сотрудничество, государства должны
15
содействовать взаимопониманию и доверию, дружественным отношениям
между собой, повышать благосостояние народов.
X. В соответствии с принципом добросовестного выполнения
международных обязательств.
В соответствии с этим принципом государства обязаны добросовестно
выполнять взятые на себя международные обязательства. При
осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать законы
и административные правила, государства должны сообразовываться с их
обязательствами по международному праву.
Отрасли международного права
Международное право, как и внутреннее право любого государства,
подразделяется на отрасли. Отрасли международного права регулируют
крупные «блоки» международных отношений определенного вида и
представляют собой совокупность международно-правовых институтов и
норм, регламентирующих более или менее обособленные отношения,
отличающиеся качественным своеобразием.
Например, отрасль «право международной безопасности» регулирует
отношения по обеспечению международного мира и безопасности, «право
международных организаций» - порядок создания и деятельности
международных организаций, их отношения с другими субъектами
международного права и т.д. В качестве «несущей конструкции» каждой
отрасли выступают основные принципы международного права. Однако
каждая отрасль имеет и свои, отраслевые принципы (например, принцип
запрещения национального присвоения космического пространства в
космическом праве).
Относительно числа и названия отраслей международного права в
международно-правовой науке имеется множество точек зрения.
В международном праве сформировались следующие отрасли:
1. право
международной
правосубъектности
(регламентирует
правовое положение государств, наций и народов, борющихся за
независимость,
международных
организаций
и
государствоподобных
формирований
как
субъектов
международного права и включает в себя также институты
признания и правопреемства);
2. право международных договоров;
3. право международных организаций;
4. право международных договоров и совещаний;
5. право внешних сношений;
6. право международной безопасности;
7. международное гуманитарное право;
8. международное право в период международных конфликтов;
9. право международного сотрудничества в борьбе с преступностью;
10. международное морское право;
16
11.
12.
13.
14.
15.
международное воздушное право;
международное космическое право;
международное атомное право;
право охраны окружающей среды;
международное экономическое право.
Подотрасли и институты международного права
Отрасли международного права в свою очередь состоят из более
простых образований - подотраслей и институтов.
Международное гуманитарное право, например, образуют две
подотрасли: «гуманитарное право в мирное время» и «гуманитарное право в
период вооруженных конфликтов». Предмет регулирования этих
подотраслей един - обеспечение и защита прав человека. В период
вооруженных конфликтов «включается» в действие целый комплекс не
применявшихся в мирное время международных норм о повышенной защите
человека в условиях военного конфликта. Эти нормы и образуют подотрасль
«гуманитарного права в период вооруженных конфликтов».
Международно-правовой институт - более мелкий элемент правовой
системы. Он представляет собой группу международных норм,
регламентирующих более или менее однородные отношения; однако
отношения, составляющие предмет регулирования института, хотя и
отличаются качественным своеобразием, позволяющим вычленитьих из
массы других, «не дотягивают» до статуса отраслевых. Примерами могут
служить институт гражданства в гуманитарном праве, институт
действительности договоров в праве международных договоров и др.
Некоторые отрасли и институты международного права носят
комплексный характер: значительная часть норм этих образований входит
в состав двух или нескольких отраслей международного права или
институтов. Так, нормы института консульской защиты граждан,
задержанных в иностранном государстве за совершение преступления,
входит в состав отрасли «право внешних сношений», и международного
гуманитарного права, и права международного сотрудничества в борьбе с
преступностью.
Первичными «кирпичиками», из которых образовано международное
право, являются международно-правовые нормы.
9. Нормы международного права
Понятие нормы международного права
Международное право (как и внутригосударственное право) состоит из
юридических норм. Международно-правовая норма — это юридически
обязательное правило поведения, создаваемое субъектами международного
права и регулирующее отношения между ними, а также отношения с
17
участием лиц, не являющихся таковыми субъектами.
Большинство международно-правовых норм создается в два этапа:
1) согласование воль субъектов международного права относительно
правила поведения;
2) дача субъектами международного права согласия на юридическую
обязательность согласованных правил поведения.
Иногда эти две стадии могут совпадать по времени, скажем, когда
международный договор вступает в силу в момент его подписания. В данном
случае подписание договора означает окончательное согласование текста
договора (правила поведения) и одновременно придание согласованному
тексту силы международной договорной нормы.
Отсутствие в международном правиле поведения юридической
обязательности позволяет говорить о наличии лишь первого этапа создания
международно-правовой нормы.
Вместе с тем существуют международно-правовые нормы, которые
создаются в три этапа. Речь идет о так называемых императивных нормах
(нормах jus cogens).
В отличие от внутригосударственного права императивность
международно-правовой нормы означает, что она «принимается и признается
мировым сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой
недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой
общего международного права, носящей такой же характер» (ст. 53 Венской
Конвенции о праве международных договоров 1969 г.). Императивные
нормы имеют большую по сравнению с другими международно-правовыми
нормами, юридическую силу; все вновь принимаемые международные
нормы должны им соответствовать.
Процесс создания императивной нормы выглядит следующим
образом:
1) согласование воль субъектов международного права относительно
правила поведения;
2) согласование воль этих субъектов относительно придания данному
правилу поведения высшей юридической силы в данной правовой системе;
3) дача субъектами международного права согласия на юридическую
обязательность согласованного правила поведения.
Императивные нормы международного права образуют каркас в
международно-правовой системе и обеспечивают ее внутреннюю
согласованность и непротиворечивость. Императивными нормами являются
основные принципы международного права, некоторые положения Устава
ООН и другие нормы, отступление от которых в международных
отношениях недопустимо.
Структура норм международного права
В общей теории права признано, что нормы права с точки зрения
логико-юридического подхода имеют трехчленную структуру (гипотеза,
18
диспозиция, санкция). В правовой норме содержится прежде всего указание
на условие, при котором норма подлежит применению, затем изложение
самого правила поведения, указание на последствия невыполнения
этого правила.
Специфика международных отношений заключается в том, что субъекты
международного права сами выполняют роль гаранта принятых норм. Меры
ответственности и санкции в международном праве отделены от самих
правил поведения. Государства и другие субъекты международного права
чаще всего сами выбирают меры принуждения из числа допускаемых
международным правом по отношению к правонарушителям. Поэтому в
отличие от внутригосударственного права международные правовые
нормы состоят обычно из двух элементов - гипотезы и диспозиции.
Гипотеза международно-правовой нормы содержит описание условий,
при наличии которых применяется правило поведения. Согласно, например,
ст. 1 Конвенции о правах ребенка 1989 г. ребенком является каждое
человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону,
применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Диспозиция нормы международного права указывает на само правило
поведения субъекта международного правоотношения. Так, ст. 2
Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и
политических правах 1966 г. устанавливает: лица, утверждающие, что какоелибо из их прав, перечисленных в Пакте, нарушено, и исчерпавшие все
внутренние средства правовой защиты (гипотеза), могут представить в
Комитет по правам человека письменное заявление об этом (диспозиция).
Иногда международные нормы состоят лишь из одной диспозиции. Так,
ст. 3 Соглашения СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам
1993 г. определяет, что статус беженца и вынужденного переселенца
подтверждается выдачей соответствующего документа.
Санкция как элемент международно-правовой нормы встречается
редко. Международные нормы содержат санкции главным образом
применительно к правоотношениям частного характера. Например, на
основании ст. 36 Конвенция ООН о договорах международной куплипродажи товаров 1980 г. продавец несет ответственность по договору и по
Конвенции за любое несоответствие товара, которое существует в момент
перехода риска на покупателя, даже если это несоответствие становится
очевидным только позднее. Статья 4 Конвенции ООН о морской перевозке
грузов 1978 г. устанавливает ответственность перевозчика за груз.
Виды норм международного права
Международно-правовые нормы можно классифицировать по
следующим основаниям.
По характеру содержащихся в нормах предписаний можно выделять
нормы-принципы,
нормы-определения,
нормы-правомочия,
нормыобязанности, нормы-запреты.
19
Нормы-принципы
устанавливают
основы
международного
правопорядка, международного мира и сотрудничества. Так, в соответствии с
принципом добросовестного выполнения международных обязательств все
государства обязаны добросовестно выполнять обязательства, вытекающие
из договоров, международных обычаев, других источников международного
права. Помимо норм-принципов, для всей международно-правовой системы
существуют отраслевые нормы-принципы.
Нормы-определения раскрывают содержание тех или иных понятий,
используемых в международном праве. Например, согласно ст. 1
международной Конвенции о взаимном административном содействии в
предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений
1977 г., «таможенное законодательство» (для целей Конвенции) означает все
установленные законом или подзаконными актами положения о ввозе,
вывозе или транзите товаров, соблюдение которых обеспечивается
таможенными службами.
Нормы-правомочия предоставляют их адресатам определенные
субъективные
права.
Так,
по
Факультативному
протоколу
к
Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г.
каждый, чьи права, перечисленные в данном Пакте, нарушены, имеет право
обратиться с петицией в Комитет по правам человека.
Нормы-обязанности устанавливают меры должного поведения
субъектов международных правоотношений. На основании ст. 2 Пакта об
экономических, социальных и культурных правах 1966 г. государства
обязались гарантировать, что права, провозглашенные в настоящем Пакте,
будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то: в
отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных
убеждений,
национального
или
социального
происхождения,
имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.
Нормы-запреты фиксируют запрет указанного в них поведения:
«никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля
запрещаются во всех их видах» (ст. 8 Пакта о гражданских и политических
правах 1966 г.).
По своей роли в механизме международно-правового регулирования
различают регулятивные и охранительные нормы.
Регулятивные нормы предоставляют субъектам право на совершение
предусмотренных в них положительных действий.
Охранительные нормы выполняют функцию защиты международного
правопорядка от нарушений, устанавливают меры ответственности и санкции
по отношению к нарушителям.
По содержанию правил поведения международные нормы делятся на
материальные и процессуальные.
Материальные нормы фиксируют права и обязанности субъектов, их
правовой статус и т.д. Так, ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан
государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения 1992 г.
устанавливает, что назначение пенсий гражданам государств - участников
20
Соглашения производится по месту жительства.
Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации материальных норм. Факультативный протокол к Международному пакту о
гражданских и политических правах (ст. 4) определяет, что получившее
уведомление государство представляет в течение шести месяцев Комитету по
правам человека соответствующие письменные объяснения.
По сфере действия различают универсальные (общие), региональные
и локальные нормы международного права.
Универсальные нормы охватывает своим участием большинство
государств мира. Таковы, например, Устав ООН, нормы о нераспространении
ядерного оружия и др. Региональные нормы действуют в пределах стран
одного региона (право ЕС, соглашения в рамках СНГ). Локальные нормы
регулируют
взаимоотношения
двух
или
нескольких
субъектов
международного права (например, договор между РФ и КНР о выдаче
преступников 1995 г.).
Реализация международно-правовых норм
Под
реализацией
международно-правовых
норм
понимается
осуществление
участниками
международных
правоотношений
установленных в международно-правовых нормах правил.
Юридическими формами осуществления международно-правовых
норм являются соблюдение, исполнение, использование и применение.
Соблюдение — это способ действия главным образом норм-запретов.
Устанавливая запрет совершения геноцида (Конвенция о предупреждении
преступления геноцида и наказании за него 1948 г.), международно-правовые
нормы тем самым предписывают субъектам воздерживаться от указанного
поведения.
Путем исполнения реализуются чаще всего нормы-обязанности. На
основании ст. 3 Международного пакта о гражданских и политических
правах 1966 г. участвующие в Пакте государства обязуются обеспечить
равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и
политическими правами, предусмотренными в Пакте.
Нормы-правомочия осуществляются в форме использования.
Например, ст. 29 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека
1995 г. закрепляет право граждан принимать участие в управлении и ведении
государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных
представителей.
Применение как форма реализации международных норм сочетает в
себе различные поведенческие акты. В соответствии со ст. 1 Конвенции о
договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. Конвенция
применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за
вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки
груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на
территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является
21
участницей Конвенции. Указанная норма, с одной стороны, обязывает
государства и других участников правоотношений руководствоваться
положениями Конвенции, с другой - предоставляет физическим и
юридическим лицам право использовать ее положения в необходимых
случаях.
Механизм реализации международно-правовых норм
Осуществление
международно-правовых
норм
обеспечивается
соответствующим юридическим механизмом. Существуют международноправовой
и
национально-правовой
механизмы
реализации
или
имплементации (лат. implere - выполнять) норм.
Международно-правовой механизм имплементации представляет собой
совокупность международных средств, обеспечивающих осуществление
норм международного права. Его образуют:
система международных договоров, организаций и органов, а также
иных структур, на которые возложено осуществление международных норм.
Например, в соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности ООН вправе
принимать меры по обеспечению международного мира и безопасности;
совокупность
норм
международного
права,
содействующих
осуществлению других международных соглашений. Так, одновременно с
заключением Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней
и меньшей дальности 1987 г. были приняты соглашения между СССР и
Бельгией, Италией и некоторыми другими государствами об инспекциях в
связи с Договором.
Национально-правовой
механизм
имплементации
составляет
совокупность внутригосударственных средств, обеспечивающих реализацию
норм международного права, а именно:
система органов государства, участвующих в имплементации
международно-правовых норм. Так, Президент РФ, принимая указ о порядке
реализации конкретного международного договора, обеспечивает его
реализацию во внутригосударственных отношениях;
совокупность норм национального права, обеспечивающих эффективное
осуществление внутри страны международно-правовых норм.
Международные правоотношения
Результатом реализации международно-правовых норм являются
международные правоотношения - отношения, урегулированные этими
нормами.
В состав международных правоотношений входят субъекты, содержание
и объекты.
Под
субъектами
правоотношений
понимаются
участники
правоотношений, имеющие международные субъективные права и
юридические обязанности. Субъектами международных правоотношений
22
могут быть государства, нации, борющиеся за независимость,
международные
организации,
государствоподобные
образования,
юридические лица (предприятия и организации), физические лица (граждане,
иностранцы, апатриды, бипатриды), т.е. все те лица и образования, чье
поведение регулируется нормами международного права.
Содержание правоотношений образуют международные субъективные
права и юридические обязанности участников.
Субъективное право - это право, принадлежащее конкретному субъекту
международного правоотношения. Субъективное право — это возможное
поведение; его реализация зависит от воли субъекта правоотношения.
Юридическая обязанность — это должное поведение субъекта. Если
субъективным правом можно не воспользоваться, то от юридической
обязанности участник правоотношения отказаться не вправе.
Субъективные права и юридические обязанности взаимосвязаны: право
одного участника правоотношения соответствует обязанности другого.
Субъективные права и юридические обязанности направлены на то, что
называют объектом правоотношения.
Объектами международных правоотношений могут быть предметы
материального мира (территория, имущество, неимущественные права и
т.д.), неимущественные блага (жизнь, здоровье и т.д.), поведение субъектов
правоотношений (действие или бездействие), результаты деятельности
субъекта (совершившееся событие, произведенный предмет и т.д.).
При характеристике международных правоотношений следует
учитывать, что правоотношения невозможны без юридических фактов.
Юридические факты в международном праве — это конкретные
обстоятельства, с которыми международное право связывает возникновение,
изменение или прекращение международных правоотношений. Юридические
факты, как правило, указаны в гипотезе международно-правовой нормы.
В зависимости от волевого содержания юридические факты в
международном праве (как, впрочем, и во внутригосударственном праве)
подразделяются на события и действия. События не связаны с волей
субъектов правоотношения (например, стихийное бедствие). Действия - это
факты, связанные с волей участников правоотношений. Действия могут быть
правомерными и противоправными (правонарушения).
Существующие международные правоотношения крайне разнообразны.
В зависимости от функционального назначения международных норм
можно различать регулятивные и охранительные международные
правоотношения. Регулятивные правоотношения — это отношения,
возникающие на основе норм международного права, устанавливающих
правила поведения субъектов. Эти отношения вытекают из правомерного
поведения
участников
международного
общения.
Охранительные
правоотношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов
и предназначены для восстановления нарушенных прав и наказания
правонарушителя.
Можно
выделять также
материальные
и
процессуальные
правоотношения. Материальные правоотношения устанавливают права и
23
обязанности субъектов правоотношений. Процессуальные правоотношения
возникают на базе процессуальных норм и фиксируют процедуру реализации
прав и осуществления обязанностей, порядок разрешения споров и
рассмотрения дел о правонарушениях.
По
субъектному
составу
различают
межгосударственные
правоотношения и правоотношения немежгосударственного характера.
По форме различаются международные правоотношения в собственном
смысле слова (т.е. отношения, в которых права и обязанности их участников
зафиксированы конкретно и четко) и правоотношения — состояния (т.е.
отношения, в которых права и обязанности носят обобщенный характер,
например, состояние в гражданстве).
По времени существования можно выделять срочные и бессрочные
правоотношения (например, при заключении бессрочного договора между
государствами).