Понятие «социально-культурные технологии». Классификация социально-культурных технологий. Традиционные и новые социально-культурные технологии в библиотеках России
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1. Понятие «социально-культурные технологии». Классификация социально-культурных технологий. Традиционные и новые социально-культурные технологии в библиотеках России
Социально-культурное проектирование занимает особое место в деятельности каждой общедоступной библиотеки. Проектная (проективная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, она строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
По методу проектирования можно выделить
- философско-теоретическое проектирование - конструирование моделей мира и человека на основе рационального мышления;
- духовно-ценностное проектирование - создание в рамках религиозно-этических систем идеала, воплощающего представление конкретной культуры о человеческом совершенстве;
- художественное проектирование “второй реальности” с помощью образа, знака, символа и др.
По объекту проектирование может быть
- социальным (создание моделей общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов и т.д.);
- педагогическим (создание моделей и образов идеального человека в рамках этических и педагогических систем, самопроектирование личностью своего развития);
- инженерным (проектирование “второй природы” из материала “первой”) и др.
Комбинация различных способов проектирования дает множество вариантов проектной деятельности - в виде специализированных технологий. Например, синтез художественного и технического проектирования рождает технологию дизайна; соединение различных элементов социального, духовно-ценностного и педагогического проектирования - идеологию и т.д.
Особое место в системе специализированных технологий занимает социально-культурное проектирование (СКП) - мировоззренческая и технологическая основа целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической направленности. Следовательно, необходимо компетентное овладение технологией СКП, которая имеет широкую область применения.
СКП - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе социокультурных проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние проектируемого объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.
Ключевым понятием СКП является понятие «социально-культурная технология».
Существуют разные трактовки определения «технология» и, несмотря на большие разночтения в понимании и употреблении этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характерных для этого понятия. В наиболее общем смысле технология – это совокупность приемов, применяющихся в каком-либо деле. Однако с точки зрения применения этого понятия в сфере социального обслуживания населения, технология является системой методов решения социальных проблем, направленных на формирование условий жизни и развития общества, общественных отношений, социальных структур, целью которых является обеспечение потребностей человека и создание условий для реализации его потенциальных способностей и интересов с учетом установленной обществом системы ценностей.
В учебном пособии «Основы социально-культурной деятельности» Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают, что технология — это механизм реализации теории в практику социально-педагогической деятельности.
Следует отметить, что существуют технологии, применяемые в сфере образования, культуры, промышленного производства и т.д.
В зависимости от уровня разработки и внедрения можно выделить крупномасштабные технологии (на уровне региона или страны в целом); макротехнологии (на уровне отдельного города или на уровне отдельного социального института); микротехнологии, которые направлены на определенные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей.
Социально-культурная технология - это методы социально-культурной деятельности, которые используются в социокультурной деятельности библиотеки, с помощью которых достигаются планируемые результаты.
Существуют различные разновидности СКТ:
Культуроохранные - это методы изучения и сохранения культурного наследия, возрождения развития традиционных форм народной художественной культуры, краеведческая и экскурсионная деятельность библиотек.
Культуротворческие технологии – это технологии создания и обогащения культурных ценностей, иными словами, это технологии творческого развития пользователей библиотек.
Рекреативные и спортивно-оздоровительные технологии имеют универсальное значение. Могут использоваться как отдельно («веселые старты» в библиотеках), так и в составе других технологий (подвижные игры в составе квеста).
Образовательные (педагогические) технологии можно рассматривать в более широком и в более узком смысле. В широком смысле все используемые библиотекой технологии имеют педагогическую направленность. В более узком смысле образовательные технологии выступают как механизм формирования у читателей социально значимых качеств, культурных норм, а также как механизм приобщения к чтению и т.д.
Социально-защитные технологии подразумевают работу библиотек с лицами с ограниченными возможностями здоровья (например, специализированные игры для детей из коррекционных школ, клубы по интересам на слепых и слабовидящих, арттерапия и т.д.).
Управленческие технологии, иначе говоря, это менеджмент социокультурной деятельности, или событийный менеджмент.
Проектные технологии – разработка социокультурных программ и проектов. Программа - это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (зоны обслуживания библиотеки, района, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.
Проект может существовать в двух формах:
а) как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории;
б) как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.
И в первом, и во втором случае проект - это как бы локальная программа, ориентированная на преодоление или профилактику различного рода проблем путем содержательных и структурных изменений в социокультурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации человека за счет оптимизации его образа жизни, форм и способов взаимодействия со средой.
Технологии коммуникации и общественных связей имеют универсальный характер, так как используются и в политической, и в экономической, и в социально-культурной сфере.
Существуют и другие классификации СКТ. Так, известна классификация профессора СПбГИК А.В. Соколова. В структуре социально-культурных технологий, согласно А.В. Соколову, можно выделить три основные группы: традиционные технологии, составляющие в совокупности культурное наследие прошлого; элитарные технологии, которые создаются, хранятся, используются и тиражируются культурной элитой; массовые технологии, рассчитанные на массовые социально-культурные общности, на присущие им проявления массового менталитета.
Т.Т. Киселева и Ю. Д. Красильников предложили еще один интересный новый подход к классификации социально-культурных технологий. В основу этой классификации положен целый ряд признаков, позволяющих охватить широкий спектр социально-культурных технологий.
1. Содержательный признак охватывает значительную группу технологий, которые, в свою очередь, поделены на более мелкие подгруппы:
- оздоровительные технологий (валеологические, спортивно-оздоровительные);
- культуроориентированные технологии (изучение и сохранение культурных ценностей);
- культуротворческие технологии, направленные на творческое развития детей, подростков и взрослых.
- экологические (природоориентированные технологии), изучающие, осваивающие и охраняющие природную среду;
- технологии экономического обеспечения сферы культуры (маркетинговые и рекламные технологии).
2. По функциональному признаку технологии также объединены
в несколько подгрупп:
- образовательные и просветительные технологии;
- рекламные и коммуникационные технологии;
- творчески развивающие и формирующие технологии;
- рекреационные и развлекательно-игровые технологии;
- компенсирующие технологии (реабилитационные, коррекционные, адаптационные);
- проектные технологии.
3. Технологии, объединенные по социально-
демографическому признаку, также разбиваются на несколько подгрупп:
- индивидуально ориентированные технологии (ориентированные на конкретную личность);
- специализированные, или групповые технологии, ориентированные на различные группы населения и социальные общности (семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные, этнические).
Основными элементами любой разновидности технологии являются: аудитория (объект деятельности), специалисты (субъект) и деятельность библиотеки. Следовательно, технология, с одной стороны, обуславливается человеческим потенциалом, а с другой – условиями внешней и внутренней среды библиотеки.
При определении целей библиотеки в социально-культурных технологиях необходимо учитывать конкретные задачи региона, специфику и возможности библиотеки как социального института, особенности и реальных и потенциальных читателей, возможности координации усилий различных социальных структур и институтов.
В библиотечном деле социально-культурные технологии ранее рассматривались в рамках культурно-досуговой деятельности (КДД).
А. Д. Жарков отмечает, что культурно-досуговая деятельность чаще всего отражается как составная часть свободного времени, которое человек затрачивает на удовлетворение социальных потребностей, которые включают и физические и духовные. В учреждениях же культурно-досугового типа, данная деятельность прямо соотносится с искусством, различными формами творчества, в том числе коллективными и индивидуальными, созданием художественных произведений, игровыми и конкурсными программами и театрализованными представлениями.
Г. А. Аванесова, в свою очередь определяет культурно-досуговую деятельность как целесообразно организованную и содержательно наполненную активность конкретного человека или больших групп людей в свободное время, которая развивается на базе человеческой потребности в перемене характера деятельности, преследуя цели социально-культурного развития и рекреации. Е. В. Мирошниченко также отмечает, что культурно-досуговая деятельность является частным элементом социально-культурной деятельности, где социально-культурная деятельность - процесс реализации социальной активности человека или группы людей через выявление, сохранение и создание культурных ценностей путем занятия различными видами творчества, а также деятельность, направленная на саморазвитие, самореализацию и самосознание личности.
Л. С. Жаркова отмечает, что среди основных направлений в деятельности учреждений культуры в настоящее время выделяют три основных:
• Информационно-просветительское направление;
• Художественно-публицистическое направление;
• Культурно-развлекательное направление.
Необходимость этих направлений проистекает из их основы – информации и просвещения. Отсюда наличие этих компонентов позволяет назвать такое направление как «информационно-просветительское», что в большей степени отражает и соответствует библиотечной специфике. Информационно-просветительская деятельность подразумевает под собой помощь человеку в получении информации, однако, не сводится к лишь передаче определенных знаний. Преимущество этой деятельности и данного воздействия заключается в том, что полученная информация в стенах библиотеки в процессе творческого общения людей усваивается и становится их собственной. Содержание информационно-просветительской деятельности в библиотеке тесно взаимодействует с художественными и педагогическими процессами.
Разобраться в специфике «художественно-публицистической деятельности» можно посредством используемого в научной литературе термина «художественно-массовая работа». Например, Д. М. Генкин отмечает, что «художественно-массовая работа – это область деятельности культурно-просветительских учреждений, в организации которой соединяются средства пропаганды, агитации и искусства». Главным ее отличие от информационно-просветительской становится то, что в ней есть преобладание наличия художественного образа; она призвана практически помочь процессу духовного осознания мира личности за счет воздействия на ее эмоциональную и интеллектуальную стороны.
Культурно-развлекательная же деятельность отражается в динамичном характере и свободном типе поведения. Отличительной особенностью здесь становится демократичность общения и высокий уровень включенности аудитории; эта форма работы нацелена на удовлетворение разнообразных духовных потребностей посетителей библиотеки, она позволяет снять перегрузки, переутомления и стрессы.
Перечислим основные традиционные технологии социально-культурной деятельности библиотек: литературные вечера; клубы по интересам; выступления художественной самодеятельности; встречи с деятелями культуры и искусства; краеведческие вечера; вечера памятных дат; просветительские лекции; праздники; викторины и другие игры и т.д.
Согласно Е. В. Мирошниченко, публичная библиотека как социально-культурный институт всегда стоит на своеобразном перекрестке исторического пространства. С одной стороны, она воспроизводит традиционные формы досуговой деятельности: лекции, чтения, беседы, литературные вечера, устные журналы. Это уже сложившаяся историческая основа, прочно вошедшая в практику массовой работы библиотеки. Но современные условия, информатизация и всевозможные перемены в обществе толкают библиотеку к переосмыслению своей деятельности, тем самым, с другой стороны, учреждение приходится изыскивать любые иные методы работы для привлечения пользователей и читателей в библиотеку.
Многие инновационные формы пришли в библиотечное дело из других областей культуры, к примеру, бенефисы читателей, премьеры книг - из театральной практики; дни семейного отдыха, всевозможные конкурсы, игры - из клубной деятельности; под очевидным влиянием телевидения в библиотеках стали устраивать аналоги различных хит-парадов книг, книжные аукционы, литературные ринги, КВН, «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Угадай книгу», конкурсы кроссвордистов и т.д. Среди относительно новых социально-культурных технологий, используемых в библиотеках России и мира, можно отметить следующие: вечер книжных свиданий, праздник с элементами народного обряда, квест, литературный карнавал, книжная кофейня, пресс-конференция, танцевальная мастерская и т.д.