Понятие, особенности и функции невербальной коммуникации
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Понятие, особенности и функции невербальной коммуникации
Невербальная коммуникация – это коммуникация без использования слов, т.е. без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом общения является тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации. Невербальная коммуникация может быть осознанной и неосознанной. Большинство людей, как правило, не осознают или мало осознают свое невербальное поведение. Однако, как показывают социально психологические исследования, невербальный коммуникативный канал по сравнению с вербальным несет большую информационную нагрузку: при помощи языка тела люди передают от 60 до 70 % всей информации в процессе общения. Именно поэтому невербальное общение является важным компонентом процесса общения.
При анализе невербальной коммуникации используются понятия «знак» и «сигнал». Знак – это элемент поведения, внешности, движений индивида, который несет в себе информацию, воспринимаемую реципиентом независимо от воли и намерений коммуникатора. Сигнал – это знак, который коммуникатор использует осознанно с целью передать какую-то определенную информацию реципиенту.
Если быть внимательным наблюдателем, то благодаря невербальной коммуникации можно получить достаточно много информации. Информация о личности коммуникатора. Она включает сведения:
· о темпераменте партнера;
· его эмоциональном состоянии в данной ситуации;
· его личностных особенностях (общительности, застенчивости, агрессивности, эмпатии и т.п.);
· его коммуникативной компетентности;
· социальном статусе;
· его принадлежности к определенной группе или субкультуре.
Информация об отношении участников коммуникации друг к другу. Она включает сведения:
· об уровне общения (социальная и эмоциональная близость или
отдаленность);
· характере или типе отношений (доминирование/зависимость,
расположение/нерасположение);
· динамике взаимоотношений (стремление поддерживать общение,
прекратить его и т.д.).
Информация об отношении участников коммуникации к самой ситуации общения. Она включает сведения о включенности в данную ситуацию (комфортность, спокойствие, интерес) или стремлении выйти из нее. Невербальная и вербальная коммуникация находятся в сложном взаимодействии. Выделяют несколько функций, которые невербальные сообщения выполняют при взаимодействии с вербальными. Функция дополнения означает, что невербальные сообщения делают речь более выразительной, уточняют и проясняют ее содержание (так, привлечь внимание слушателя можно повышая громкость голоса, делая перед словами паузы или жестикулируя определенным образом).
Функция опровержения вербальных сообщений означает, что невербальное сообщение противоречит вербальному (например, партнер утверждает, что заинтересован в разговоре с вами, но при этом не поддерживает контакт глаз, использует «закрытые» позы и т.п.).
Функция замещения вербальных сообщений означает использование невербального сообщения вместо вербального (во время дискуссии ведущий может без слов, с помощью взгляда или поощряющего жеста предложить кому- то из участников выступить).
Функция регулирования разговора предполагает использование невербальных знаков для координации взаимодействия между людьми (прикосновение к кому-то, выражающее желание о чем-то спросить; одобрительный или неодобрительный кивок головой в адрес выступающего).
Основные каналы невербальной коммуникации
Невербальная коммуникация осуществляется с участием разных сенсорных систем: зрения, слуха, кожно-тактильного чувства, вкуса, обоняния. С учетом полисенсорной природы невербальной коммуникации выделяют (В.А Лабунская, В. Н. Куницына) различные ее виды или как говорят – каналы.
1.Акустический канал – включает звуковое оформление речи (это не сами слова, а то, как они произносятся человеком) (вздохи, паузы, смех, а также темп, тембр, громкость и т.п.).
2. Оптико-кинесический канал – включает выразительные движения тела человека (контакт глаз, мимика, жесты, позы, походка).
3. Проксемический канал – расстояние между общающимися.
4. Тактильно-кинестезический (такесический) канал – прикосновения, которыми обмениваются партнеры в процессе общения (рукопожатия, похлопывания, поглаживания и т.п.).
5. Ольфакторный канал – запахи, которыми сопровождается процесс коммуникации (запах тела, запах косметики).
Каждый из представленных каналов имеет свои особенности и специфику проявления в процессе общения, что важно знать и необходимо учитывать для эффективного взаимодействия.
Акустический канал невербальной информации.
Голосовые характеристики речи оказывают большое влияние на формирование образа партнеров в восприятии друг друга. Звуковое оформление речи передает информацию:
а) о том, какое значение в данной ситуации придается тому или иному слову, высказыванию (в этом помогают ударение, паузы, интонирование и т.п.);
б) о самом говорящем – его половых, возрастных особенностях, эмоциональном состоянии, отдельных личностных особенностях.
Акустический канал, являясь средством звукового оформления речи, включает в себя два компонента (подканала): экстралингвистику и просодику.
1) Просодика – это ритмико-интонационные характеристики речи. Опираясь на анализ силы, громкости, чистоты, тембра, продолжительности звучания голоса, можно сделать выводы не только о возрасте или гендерных особенностях своего собеседника (даже если вы его не знаете и впервые разговариваете с ним по телефону), но и о его:
· состоянии, переживаниях (например, голос может быть жалобный, подавленный, веселый, радостный, раздраженный, тревожный и т.п.),
· отношении к ситуации общения (безразличный, безучастный, вежливый, дружественный, благожелательный, заискивающий, мстительный и т.п.),
· личностных особенностях (авторитетный, истеричный, капризный, застенчивый, настойчивый, уверенный и т.п.).
2) Экстралингвистика – это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плач, кашель, смех, вздох, шепот, т.е. все то, что входит в понятие «интонация». Большое значение в речи человека имеют паузы, которые наделяются функцией знака. Одна из функций паузы заключается в логической группировке слов. При этом длительность пауз не является стандартной и одинаковой. В результате, в зависимости от характера коммуникации выделяют:
· молчание-внимание;
· молчание-невнимание;
· молчание-отчуждение;
· ритуальное молчание.
Интонация представляет собой достаточно сложное явление, экспрессивность которого оценивается по целому ряду параметров:
1) характер движения основного тона во фразе;
2) уровень частотного максимума фразы;
3) частотный диапазон фразы;
4) частотные интервалы главноударного слога и завершения фразы;
5) длительность и максимальное значение интенсивности главного ударного слова и фразы.
Например, такое простое слово «Да» можно произнести с разной интонацией (учитывая названные критерии), что будет принципиально менять содержание речи: «ДА-а!», «Да-а-а…..», «Да-Да», «Да?» и т.п.
Как отмечает В.А. Лабунская, «кинесика – это разноуровневые движения, которые зрительно воспринимаются и реализуются субъектами общения, а также выполняют в общении регулятивно-экспрессивную функцию».
Основными элементами кинесики выступают следующие:
1) Мимика представляет собой выразительные движения мышц лица (движения мускулатуры), которые являются одной из форм проявления чувств и переживаний человека. Мимика как экспрессивное средство общения изучалась еще с середины ХХ столетия. П. Экман и У. Фризен на основе анализа сокращений мышц лица, с учетом изменения тонуса отдельных частей лица (ими учитывались три зоны лица: брови – лоб; глаза – веки; носогубный треугольник – рот и подбородок), появления специфических морщин, составили таблицы признаков отдельных эмоциональных состояний человека.
Соответственно, сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и свидетельствует об эмоциональных состояниях человека. На сегодняшний день в психологической и психофизиологической литературе описано более 20000 выражений лица. Нужно отметить, что точность восприятия экспрессии лица гораздо выше в тех случаях, когда воспринимается целостный образ лица (об этом писал еще П. Экман). Другими словами, если нам доступно только восприятие нижней части лица партнера или только верхней – мы не сможем точно распознать чувства и эмоции собеседника.
2) Контакт глаз – один из важнейших элементов оптико-кинесического канала, который играет большую роль в социальном поведении. Для того чтобы описать характер зрительного контакта, используют специальные критерии. Нужно подчеркнуть, что оптимальная длительность и частота контакта глаз обусловлены социально-культурными нормами общества и соответственно, могут различаться в зависимости от этнической принадлежности человека, вида общения, ситуации и т.п.
3) Поза – это положение человеческого тела в пространстве ситуации общения. Поза является сложным экспрессивным образованием, состоящим из движений различных частей тела, их сочетания и интенсивности выраженности. В психологической литературе, посвященной невербальной коммуникации описано около 1000 различных устойчивых положений, которые способно принять человеческое тело. Одной из сложных проблем является проблема классификации поз. Тем не менее (как и в случае с контактом глаз) можно выделить несколько критериев, на основе которых можно классифицировать позы человека и дать их содержательную характеристику. Наиболее часто для характеристики ситуации общения и отношения собеседников друг к другу используют три критерия описания поз:
1) Открытость/закрытость позы. Это положение указывает на степень готовности человека к общению, его доверие партнеру.
2) Позы доминирования/подчинения. Они указывают на статус человека и его уверенность в себе.
3) Позы гармоничные (синхронизированы, открыты, свободны)/дисгармоничные. Они отражают степень включенности партнеров в общение и их взаимопонимание. Позы могут выполнять различные функции в процессе коммуникации: делить поток речи на содержательные единицы, выражать состояние, отношение человека к ситуации и партнеру, отражать статус собеседника, регулировать межличностные отношения.
4) Походка – привычный способ и стиль ходьбы. Помимо основных, выделяют особенные признаки походки: положение носков ног, движение рук, плеч, положение головы. Соответственно, исходя из общих и индивидуальных характеристик походки, можно выделить множество видов походки: бесшумная, грациозная, легкая, парящая, плывущая, порывистая, танцующая, упругая, устойчивая, элегантная, энергичная и т.д.
5) Жесты – движения рук от плеча, предплечья до кистей рук. К основным характеристикам жестов относят: направленность, форму, интенсивность, частоту. Опираясь на эти характеристики, жесты оценивают как быстрые – неторопливые, грациозные – неловкие, легкие, свободные, скованные, сдержанные и т.д.
Жесты классифицируются исходя из разных оснований. Например, опираясь на функциональное предназначение жестов, их классифицируют следующим образом.
• описательно-изобразительные и выразительные – они сопровождают речь, делая ее более яркой и экспрессивной, однако вне речевого контекста такие жесты теряют смысл;
• конвенциональные – эти жесты понятны без речевого контекста, имеют собственное значение и могут заменять в речи элементы языка. Это жесты приветствия и прощания, угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие, оскорбительные, дразнящие;
• модальные жесты – они отражают эмоциональную оценку, отношение человека к ситуации и партнеру; свидетельствуют об изменении активности субъекта в процессе коммуникации. К ним относятся жесты одобрения, неудовольствия, незнания, раздумья, растерянности, разочарования, радости, восторга, удивления и т.п.;
• ритуальные жесты – они используются в различных ритуалах и понятны определенному кругу людей, знающих данный язык жестов. К таким жестам можно отнести воинское приветствие, приветствие сёрферов и парашютистов («Шака»), религиозные жесты и т.п.
Помимо указанных разновидностей жестов, выделяют (Дж. Доли) и такие, как демотические жесты (жесты-иллюстраторы, жесты-обозначения: соединение двух пальцев для обозначения ножниц или поднятый большой палец); профессиональные жесты (жесты биржевиков, крупье в казино, водителей и т.д.); альтернативные жестовые языки, (жестовый язык индейцев Северной Америки); первичные знаковые языки (жестовый язык глухонемых). Тактильно–кинестезический (такесический) канал невербальной информации
Такесическая система связана с тактильной системой восприятия, проявляется в физическом контакте и расположении тела в пространстве и включает различные прикосновения – рукопожатия, поцелуи, объятия, поглаживания, похлопывания и т.д.
Использование в общении разнообразных прикосновений зависит от множества факторов.
1.Отношение людей друг к другу. Чем более близкие и отношения между партнерами, тем чаще они будут сопровождаться прикосновениями (объятия, похлопывания, поцелуи и т.п.). При этом прикосновения являются и показателями различных отношений: например объятия при эмоциональной поддержке или пощечина при отвержении партнера.
2. Культурные особенности партнеров. Представители разных этнических групп, разных регионов в различной степени интенсивности используют такесическую систему в коммуникации. Так, например, в Японии не принято прикасаться к партнеру в процессе общения (считается, что касаться собеседника может человек только при полной потере самоконтроля, либо для
выражения агрессивных намерений). А представители Южной Европы (Италии) и латиноамериканцы касаются друг друга в процессе общения очень часто, что является выражением дружеских, приятельских отношений.
3. Антропологические особенности (пол, возраст). В процессе общения женщины чаще, чем мужчины используют такесику. А дети чаще прикасаются к собеседнику в разговоре, чем взрослые.
4. Вид взаимодействия. В деловом общении не приняты прикосновения, кроме рукопожатий, а в личностном допустимы самые разнообразные прикосновения.
5. Степень знакомства, родства. Чем ближе степень родства и знакомства, тем в большей степени в общении используются прикосновения. Близкие родственники чаще используют интимно-личностные прикосновения (поцелуи, объятия).
6. Социальный статус. Прикосновения к человеку, обладающему более высоким социальным статусом, попытки похлопать его по плечу не просто приводят к затруднениям в общении, а свидетельствуют о низком уровне социального интеллекта.
Классификация прикосновений может быть различна. Например, исходя из социокультурного происхождения прикосновения делятся:
1) на прикосновения, имеющие врожденную базу и распространенные во всем мире (прижаться; схватить другого человека, испугавшись чего-нибудь);
2) прикосновения, используемые только представителями определенной культуры (тереться носами, приветствуя друг друга);
3) социально-нормированные прикосновения (объятия);
4) прикосновения, принятые в различных культурах, принадлежащих к одному культурному ареалу (рукопожатия).
Но чаще, при выделении видов прикосновений используется классификация, основанная на их функциональном предназначении.
Э. Холл выделил четыре типа расстояния (зоны) для общения, каждый из которых подразумевает определенные отношения близости. Кроме расстояния в процессе коммуникации и взаимодействия имеет значение пространственное расположение партнеров или ориентация.
Традиционной в общении считается ориентация «лицом к лицу», хотя при этом расположение друг напротив друга (особенно когда есть какое-либо препятствие, например, стол) может приводить к конфронтации и барьерам в общении. Наиболее нейтральным для коммуникации является взаимное расположение партнеров под углом (35°–45°).
Выделяют разнообразные факторы установления дистанции в общении:
· пол – так, например, женщины выстраивают более близкую дистанцию со своими партнерами по коммуникации, чем мужчины;
· возраст – дети и подростки (а также люди пожилого возраста) общаются со своими собеседниками на более близкой дистанции, чем молодежь и люди среднего возраста;
· степень знакомства партнеров – чем ближе знакомы люди, тем меньше между ними дистанция;
· степень родства общающихся – очевидно, что близкие родственники выстраивают минимальную дистанцию в общении;
· степень доверия между партнерами –чем выше доверие партнеров/собеседников друг к другу, тем ближе между ними расстояние;
· уровень тревожности – этот фактор приводит к увеличению расстояния между партнерами: чем выше тревожность, тем больше дистанция;
· социальный престиж/статус – люди, имеющие высокий социальный статус стремятся подчеркнуть его, увеличивая дистанцию в общении с партнерами;
· национальные и социокультурные признаки – есть национальности и страны, в которых принято общаться на большем расстоянии с партнером (например, дистанция в США больше, чем в любой европейской стране типа Дании, Швейцарии, Франции и т.п.);
· характер взаимоотношений – отношения сотрудничества и взаимодействия способствуют уменьшению дистанции между партнерами;
· экстравертированность/интравертированность – экстраверты становятся к собеседнику ближе, чем интроверты, так как в большей степени ориентированы на общение и развитие социальных контактов;
· плотность населения данной местности – чем выше плотность, тем меньше дистанция: в мегаполисах проксемическая дистанция меньше, чем в сельской местности.
Для анализа проксемики важно учитывать и особенности территории, на которой осуществляется коммуникация. Типы территорий могут быть классифицированы по трем основным критериям.
Ольфакторный канал невербальной информации
Ольфакторная система предполагает анализ характера и интенсивности запахов – естественных и искусственных. Влияние запахов на человеческую коммуникацию остается пока малоизученным. Однако межличностное общение людей нельзя рассматривать как происходящее при отсутствии запахов. Запахи обладают способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, они могут определять намерения собеседников продолжать или прекратить коммуникацию.