Понятие молодежной политики.Предпосылки формирования и осуществления молодежной политики
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 1
(лекции 1, 2)
Понятие молодежной политики.
Предпосылки формирования и осуществления молодежной политики
Понятие молодежной политики
Политика – отношения по поводу власти. Такие отношения могут быть разделены на две группы:
1) борьба за власть;
2) осуществление власти, реализация властных функций, полномочий.
Политическая сила, обладающая властью, помимо других функций осуществляет в отношении населения, социальных групп, отдельных граждан социальную политику, которая может носить различный характер.
Если понимать политику, как отношение только лишь по поводу политической власти1, то основным субъектом выработки и реализации такой политики в целом и любого из ее частных направлений (например: социальной политики, молодежной политики) является государство, а само понятие «политика» равнозначно понятию «государственная политика».
Однако, если толковать понятие «власть» расширительно, как возможность подчинять своей воле, управлять или распоряжаться действиями других людей, уместно говорить также о других субъектах и типах политики. С этих позиций можно говорить о государственной политике (вырабатываемой государством, реализуемой государством и негосударственными субъектами) и негосударственной (вырабатываемой и реализуемой негосударственными субъектами). Государственная политика строится на принципах соблюдения правых норм.
Политику, вырабатываемую и реализуемую негосударственными субъектами можно подразделить на легальную и криминальную. Негосударственные субъекты могут участвовать в реализации государственной политики, но также могут вырабатывать и осуществлять собственную, негосударственную политику. Криминальная политика строится на противоправной основе и всегда носит негосударственный характер.
Политика в отношении молодежи (молодежная политика) является одним из частных видов (направлений) политики.
В Федеральном законе от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 23 декабря 2020 года, одобрен Советом Федерации 25 декабря 2020 года) молодежная политика определена как комплекс мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового, научного и иного характера, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при участии институтов гражданского общества, юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и граждан Российской Федерации, в том числе индивидуальных предпринимателей, и направленных на создание условий для развития молодежи, ее самореализации в различных сферах жизнедеятельности, на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодых граждан в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности Российской Федерации.
Альтернативное (не официальное, более короткое) определение Молодежной политики (МП): МП в общем виде можно определить, как деятельность государства, политических партий, общественных объединений, других субъектов общественных отношений по созданию условий для раскрытия (реализации, использования) потенциала молодежи как субъекта экономических, политических, социальных отношений.
Как и политику вообще, а также любое из ее частных направлений, МП можно подразделить на государственную (вырабатываемую государством, реализуемую государством и негосударственными субъектами) и негосударственную (вырабатываемую и реализуемую негосударственными субъектами).
Предпосылки формирования и осуществления МП
Необходимыми и важнейшими предпосылками формирования и осуществления МП являются:
1. Наличие субъектов (объектов) выработки и осуществления молодежной политики.
2. Существование и действие факторов и движущих сил формирования и осуществления молодежной политики.
Субъекты (объекты), в отношении которых реализуется МП:
• молодежь (как социально-демографическая группа)
• подгруппы (категории) молодежи (молодые специалисты, молодые ученые, др.)
• представители (отдельные лица из числа молодёжи)
• молодые семьи
• молодежные сообщества (в т.ч. неформальные), объединения, организации
• организации, в которых трудоустроены представители молодежи и члены молодых семей
В Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. N 2403-р) молодежь определена как социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники).
В Федеральном законе от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» дано следующее определение: молодежь, молодые граждане - социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона), имеющих гражданство Российской Федерации.
Часть 3 ст.6 Закона определяет, что настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, актами высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации молодежной политики, в том числе при установлении мер поддержки отдельным категориям молодых граждан, молодых семей, молодых специалистов, может устанавливаться иной максимальный возраст, чем предусмотрено пунктами 1 - 3, 6 и 7 статьи 2 настоящего Федерального закона, но не менее 35 лет включительно.
В структуре молодежи как социально-демографической группы могут быть выделены подгруппы (категории) по следующим основным критериям:
• возраста (14–18 лет – несовершеннолетние, 18–30/35/более лет – совершеннолетние представители молодежи)
• пола
• места жительства / пребывания (проживающие в конкретном субъекте РФ, городские, сельские жители)
• семейного положения (члены родительской, опекунской либо матримониальной семьи, находящиеся на государственном попечении)
• наличия детей (бездетные, имеющие/содержащие детей)
• основного вида деятельности, рода занятий (обучающиеся, осуществляющие трудовую, предпринимательскую деятельность, ведущие домашнее хозяйство, осуществляющие уход за детьми и их воспитание, ищущие работу, занимающиеся общественная / социально значимой, политической, досуговой деятельностью, находящиеся на иждивении и др.)
• состояния здоровья (здоровые, имеющие хронические заболевания, ограниченные возможности здоровья, инвалиды).
Важно отметить, что представители молодежи в возрасте от 14 до 18 лет относятся к категории детей, что означает, в частности, что в них реализуется политика (государственная и негосударственная) в отношении детей.
Субъекты формирования и осуществления МП
Субъекты, разрабатывающие и реализующие МП:
Государство:
• Президент РФ
• Федеральное собрание РФ
• Правительство РФ и профильные министерства, агентства и другие федеральные органы исполнительной власти
• органы судебной системы РФ
• органы власти субъектов РФ
• органы местного самоуправления
• государственные некоммерческие организации (ГНКО): государственные компании, корпорации, учреждения (казенные, бюджетные, автономные)
• государственные средства массовой информации (СМИ)
Негосударственные субъекты:
• инициативные группы
• некоммерческие организации (НКО):
• общественные организации, объединения (политические партии, общественные движения, профессиональные союзы, объединения работодателей и др.), в т.ч. молодежные
• благотворительные организации, фонды
• религиозные организации
• потребительские кооперативы (жилищно-строительные, дачно-строительные, гаражно-строительные, кредитные и др.)
• общества, клубы взаимного страхования
• кондоминиум, товарищество собственников жилья (ТСЖ)
• некоммерческие партнерства
• др.
• коммерческие организации (хозяйственные товарищества, общества, партнерства, унитарные предприятия, производственные кооперативы)
• индивидуальные предприниматели
• неформальные сообщества (группы по интересам, криминальный группировки, деструктивные секты и др.), в т.ч. молодежные
• семьи (детско-родительские / опекунские, матримониальные, смешанные)
• физические лица.
Факторы формирования и осуществления МП.
Движущие силы формирования и изменения МП
Основными факторами формирования и осуществления МП являются:
• потребности, интересы, мотивы отдельных личностей (представителей молодежи и других возрастных категорий), ожидания сообществ, социальных институтов;
• возможности (условия) реализации потребностей, ожиданий, интересов и мотивов.
Потребность - состояние индивида/личности создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Потребность реализуется в процессе ее удовлетворения, активного освоения предмета потребности, в процессе потребления. До реализации потребности она существует как появляющееся и усиливающееся ощущение недостатка в чем-либо, по мере реализации потребности возникшее напряжение ослабляется и угасает.
Сообщества, социальные институты также могут испытывать нужду объектах, необходимых для их существования и развития. В рамках настоящей дисциплины мы будем именовать состояние, вызываемые такой нуждой, ожиданием сообщества, социального института.
Категории «потребность» и «ожидание» конкретизируется в понятиях «субъекта потребности/ожидания» и «объекта потребности/ожидания».
В качестве субъектов потребностей/ожиданий, являющихся факторами формирования и осуществления молодежной политики, могут выступать как отдельные личности - представителей молодежи и других возрастных категорий, так и сообщества, социальные институты (органы государственной власти, организации).
Объекты потребности/ожидания. Материальные потребности: в пище, одежде, жилье и др. (их удовлетворение связано с потреблением благ материального, вещественного характера). Духовные потребности: в общении, информации, знаниях, признании обществом и др.
Потребности/ожидания являются основой формирования интересов индивидов и социальных групп. Интерес вызывается чем-либо (кем-либо), что (кто) возбуждает и удерживает наше внимание в силу того, что имеет позитивное или негативное значение для наших теоретических или практических потребностей. Собственно, интерес - положительно окрашенный эмоциональный процесс (чувство), характеризующийся повышенным вниманием к объекту, связанному (или связываемому в представлениях личности, мнениях людей) с удовлетворением некоторой потребности или потребностей.
Объектом интереса может быть вещь (множество вещей), живое существо (множество существ, сообщества), человек (люди, сообщества людей), социальный институт (институты), организация (организации), а также процессы, действия (например, услуги). Объектом интереса становится объект, наличие которого, обладание которым обусловливает возможность удовлетворения потребности индивида, ожидания сообщества.
Потребности/ожидания и интересы могут становиться основой формирования мотивов. Мотив - желание, стремление, побуждение к совершению действия (действий), направленному на удовлетворение потребности/ожидания (потребностей/ожиданий).
Принадлежность к той или иной подгруппе (подгруппам) молодежи, молодежной организации обусловливают специфический комплекс потребностей, интересов, мотивов представителей молодежи, с одной стороны, и возможностей (условий) их реализации, с другой. Так, например, представители учащейся молодежи как правило заинтересованы в получении образования, обеспечивающего возможность последующего трудоустройства на хорошо оплачиваемую работу. Для этого необходимо, чтобы молодежи была доступна возможность получения соответствующего образования. Безработные из числа молодежи, молодые семьи, молодежные организации нуждаются в поддержке, что предполагает разработку и реализацию соответствующих мер прежде всего со стороны государства и его институтов.
В свою очередь, представители других возрастных групп населения, а также не являющиеся молодежными сообщества и социальные институты имеют определенные ожидания, интересы и мотивы, направленные на представителей молодежи, молодежные сообщества, организации. Их удовлетворение и реализация также требуют выполнения определенного множества условий. Так, например, многие родители заинтересованы в том, чтобы их дети добросовестно учились, смогли трудоустроиться на хорошо оплачиваемую работу и были готовы помогать родителям в период их нетрудоспособности. Государство заинтересовано в формировании у представителей молодежи в процессе социализации необходимого для устойчивого развития общества уровня гражданской культуры, а также в достижении ими достаточного для решения задач развития национальной экономики уровня профессиональной подготовки. Все это требует, помимо прочего, чтобы молодежи была доступна возможность получения соответствующего образования, а также создание условий для поддержания представителями молодежи необходимого уровня физического и психического здоровья.
Движущими силами формирования и осуществления МП выступают противоречия между потребностями/ожиданиями, интересами, мотивами субъектов, с одной стороны, и ограниченными возможностями (условиями) их удовлетворения/реализации или отсутствием таких возможностей (условий), с другой. Т.к. отказ от удовлетворения/реализации потребностей/ожиданий, интересов и/или мотивов сторон часто невозможен в силу того, что многие из них имеют объективную природу, во многих случаях приходится идти по пути создания условий и поиска приемлемых форм их удовлетворения/реализации.
Рассмотрим некоторые противоречия, характерные для периода, предшествовавшего принятию одного из ключевых документов, определяющих вектор реализуемой в настоящее время и планируемой к осуществлению государственной молодежной политики - Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. N 2403-р).
Ключевым индикатором в экономическом, оборонном, трудовом и культурном потенциале общества является состояние здоровья молодёжи. При этом логично предположить, что молодёжь должна быть наиболее здоровой категорией населения страны. Однако в период, предшествовавший принятию Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, именно в студенческие годы наблюдался высокий темп роста практически всех классов заболеваний. По данным медико-социальных исследований у 80-85% студентов отмечались нарушения в состоянии здоровья, около трети поступающих в вузы имели серьёзные хронические заболевания, препятствующие полноценной, активной жизни человека. Представляется очевидным, что общество, государство, родственники заинтересованы в том, чтобы обучающиеся сохраняли и укрепляли здоровье, однако приходится констатировать, что создаваемые для этого условия в тот период не обеспечивали ожидаемый результат.
Высокая смертность представителей молодежи наряду с отмечавшимся в рассматриваемый период снижением рождаемости обусловливало продолжение тенденции снижения численности молодежи. При этом структура смертности молодёжи существенно отличалась от структуры общей смертности в России. Если в структуре смертности населения страны в 2014 г. на первом месте со значительным отрывом доминировали болезни системы кровообращения (60%), то среди молодёжи на первом месте стояла проблема внешних причин смертности (травмирующие факторы, отравления и др.). Серьезное влияние в России на рост смертности молодых людей оказывал алкоголь. На втором месте по причинам смерти среди молодёжи стояли болезни системы кровообращения. На третьем - инфекционные и паразитарные заболевания. Далее следовали - новообразования. На пятом месте - болезни органов пищеварения. На шестом - болезни органов дыхания. Среди последних главными причинами смерти была пневмония и хронические болезни нижних дыхательных путей. Одной из главных причин роста смертности от них было и остается курение. Снижение показателей смертности среди молодежи, несомненно, является одной из важнейших социальных задач. Однако, предпринимаемые для этого усилия, как видно, были недостаточны.
Несмотря на положительные демографические тенденции ряда лет, предшествовавшего принятию Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, возрастная структура населения России продолжала ухудшаться - сокращалась доля людей трудоспособного и репродуктивного возраста. Так, доля 20-29-летних женщин (активный репродуктивный потенциал) в 2014 г. составляла 7,3%, в общей численности населения, а по прогнозным оценкам к началу 2025 года сократится до 5%. Наиболее интенсивно сокращение числа женщин репродуктивных возрастов по прогнозам будет происходить до 2021 года. Такие показатели говорят о том, что меры по предупреждению негативного развития демографической ситуации были недостаточны либо в должной мере неэффективны и для компенсации развившихся тенденций требуется предпринять особые усилия.
По мнению экспертов, сокращение численности молодёжи в России ведет к росту диспропорции в формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны, снижению объемов подготовки квалифицированных кадров в образовательных организациях. В совокупности с постарением населения возникнет опасность серьёзного увеличения демографической нагрузки на трудоспособное население (прежде всего, на молодёжь), обострение проблемы выплаты пенсий и социальных пособий, повышение нагрузки на систему здравоохранения.
Проблема роста демографической нагрузки на молодёжь осложняется также и тем, что во многих регионах РФ представители молодёжи испытывали и продолжают испытывать серьёзные затруднения при трудоустройстве, что связано как с дефицитом рабочих мест, так и с недостаточным уровнем профессиональной подготовки претендентов на занятие существующих вакансий. Такая ситуация обусловлена общим как дефицитом рабочих мест с приемлемым уровням оплаты труда, так и конкуренцией со стороны работников старшего возраста и недостаточно качественной подготовкой в образовательных организациях.
Наряду с отмеченными выше проблемами, в рассматриваемый период отмечалась тенденция нарастания негативного влияния целого ряда внутренних и внешних факторов, повышающих риски роста угроз ценностного, общественного и социально-экономического характера. Проблемным фактором являлось деструктивное информационное воздействие на молодежь, следствием которого в условиях социального расслоения могут стать повышенная агрессивность в молодежной среде, национальная и религиозная нетерпимость, а также социальное напряжение в обществе. Для предотвращения развития негативных последствий действия упомянутых факторов необходима разработка и внедрение системы мер по компенсации их деструктивного влияния.
Стремление к преодолению, снятию противоречий между существующими потребностями, интересами, мотивами и дефицитом возможностей (условий) их удовлетворения/реализации предполагает является необходимой предпосылкой деятельности по выработке и реализации МП.