Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Понятие культуры
Лекция 2
План лекции
1. Историческое развитие представлений о культуре.
Антитетический принцип культурологической рефлексии.
2. Природа и культура.
3. Культура как система ценностей, идеалов и норм.
4. Человек и культура. Концепция культуры З.Фрейда.
5. Витальное и культурное. Императив жизни и императив
культуры.
Культура в системе категорий
человеческого бытия
универсум
индивид
социум
природа
культура
информация
игра
жизнь
история
CULTURA
лат. cultura – возделывание, обработка, воспитание
CULTURA AGRI
CULTURA ANIMI
Марк Туллий Цицерон
(106 до н.э. – 43 до н.э.)
Генезис понятия «культура» в
западноевропейском сознании
Логика исторического развития представлений о культуре:
определение через противопоставление
культурноисторическая эпоха
дефиниция как антитеза
Античность
cultura
paideia
Средневековье
cultus
христианская вера
язычество
Новое время
cultura
natura
варварство
иноверие
CULTURA
NATURA
Культура – не-природа, вторая Вселенная, созданная человеком,
его материальными и духовными усилиями
римский акведук
река Рубикон
Культура – широкий круг предметов, явлений и действий, общим
свойством которых является их сверхприродный характер и
преобразующая мир человеческая деятельность
Природа и культура
природа
культура
мир слепой необходимости
мир свободной воли
объективные законы
субъективные факторы
жесткая система причинноследственных отношений
вероятностный характер
причинно-следственных
связей
отсутствуют цели и смысл
телеологичность
индифферентна по
отношению к человеческим
ценностям
любое явление культуры –
воплощение ценности
Генрих Риккерт
(1863-1936)
Вильгельм Виндельбанд
(1848-1915)
НЕОКАНТИАНСТВО
Науки о природе и науки о культуре
науки о природе
науки о культуре
метод
генерализирущий
индивидуализирующий
цель
познание общего,
сходного,
повторяющегося
познание особенного,
специфического,
уникального
отношение к человеку
человек – вне
естественно-научной
картины мира
человек – в центре
гуманитарной картины
мира
отношение к ценностям
устанавливают
объективные
закономерности и
игнорируют
человеческие ценности
ценности – основной
предмет исследования
Принцип ценности
Объект
природы
Принцип
ценности
Феномен
культуры
Культура – система ценностных отношений
Ценности – свойства того или иного объекта
удовлетворять потребности социального субъекта
(индивида, группы людей, общества), служить его
интересам и целям.
КРАСОТА
ПОЛЬЗА
ИСТИНА
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
ВЕРА
ДОБРО
Виды ценностей
экзистенциальные
• Жизнь, здоровье, безопасность существования
социальные
• Семья, работа, богатство, социальное положение
этические
• Добро, долг, честь, справедливость
эстетические
• Красота, гармония, мера, стиль, изящество
аффилиативные
• Общение, любовь, дружба, взаимопонимание
религиозные
• Бог, вера, спасение, благодать
Ценности и формы культуры
ценности
система координат
формы культуры
этические
добро – зло
нравственность
эстетические
красота – безобразие
искусство
познавательные
истина - ложь
наука
Специфика ценностей
Ценности:
категориально абсолютны,
реально относительны
историчны
иерархичны
Аксиология – учение о ценностях
ИДЕАЛЫ
Идеал – высшая степень ценного, совершенное
состояние какого-либо явления. Обладая эталонным
статусом, идеал являет проекцию будущего, на
основании которой выносится вердикт прошлому и
настоящему.
указывают на высшую ценность, абсолют культуры
определяют сознательные стимулы и доминирующие
мотивы человеческой деятельности
консолидируют культуру как целостность, выстраивают
ее структуру, формируют ядро культуры
Идеал как культурообразующий принцип
Культурноисторическая
эпоха
Базовый
структурный
принцип
культуры
Абсолют
Античность
Космос
Космоцентризм
Средние века
Бог
Теоцентризм
Ренессанс
Человек
Антропоцентризм
Новое время
Разум
Рационализм
НОРМЫ
ценности
нормы
кодифицируются
ритуализируются
закрепляются в виде
образцов
запреты, повеления,
правила, заданные образцы
архаические табу
этические кодексы
художественные каноны
научные парадигмы
правовые предписания
религиозные установления
Культура как система
ценностных ориентаций
Культура
Ценности
Идеалы
Нормы
КУЛЬТУРА
Культура – способ существования
человека и общества, который
базируется на определенной системе
ценностей, идеалов и норм и
осуществляет эту систему.
Культура: антиномичность и целостность
Фридрих Ницше (1844-1900)
• Произведение: «Рождение трагедии из духа
музыки»
• Идея: столкновение двух начал культуры –
аполлоновского и дионисийского
Михаил Бахтин (1895-1975)
• Произведение: «Творчество Франсуа Рабле и
народная культура средневековья и
Ренессанса»
• Идея: взаимодействие двух начал –
официальной и карнавальной культур
Аполлоновское и дионисийское
Рациональное
Иррациональное
Светлое
Темное
Упорядоченное
Хаотическое
Аналитическое
Страстное
Гармоническое
Противоречивое
Объективное
Субъективное
Целостное
Фрагментарное
Уравновешенное
Динамичное
Официальная культура
Карнавальная культура
порядок
нарушение порядка
иерархичность
уравнивание
мир зависимостей
мир свободы
Незыблемость социокультурных границ и
рамок
Фиксация символических оппозиций
Разрушение границ
Инверсия символических
противоположностей
Будничное мироощущение
Праздничное мироощущение
Жизнь всерьез
Жизнь - игра
Чувство реальности
Утопическое чувство
Ориентация на высшие духовные
ценности
Реабилитация материально-телесного
низа
Настороженно-критическое отношение к
смеху, который используется только как
средство укрепления существующего
порядка вещей
Смех – центральный элемент культуры:
-всеобщий
- универсальный
-амбивалентный
Язык культуры - строгий, упорядоченный,
структурированный
Язык основан на перестановках,
смещениях и стирании границ
Цель – консервация жизни и культуры
Цель – рекреация жизни и культуры
Биосоциальные основания культуры
социокультурные
нормы
первичные
бессознательные
влечения
Концепция культуры З.Фрейда
Зигмунд Фрейд (1856 – 1939)
Основные труды по
психоанализу культуры:
«Толкование сновидений (1900)
«Тотем и табу» (1912)
«Я и Оно» (1923)
«Психология масс и анализ Я»
(1921)
«Будущее одной иллюзии» (1927)
«Недовольство культурой» (1930)
Психоаналитическая анатомия
личности по З.Фрейду
Оно
Я
либидо
эрос
танатос
Сверх-Я
стыд
вина
имитация
идентификация
Структура личности в психоанализе культуры
Оно
• резервуар бессознательных влечений,
наиболее архаичная и активная часть
психики, не подчиняющаяся внешним
правилам, не знающая ограничений,
стремящаяся к удовольствию.
• посредник
Я
Сверх-Я
между «Оно» и внешним
миром,
формирующийся
в
ходе
социализации индивида. «Я» обслуживает
влечения «Оно», пытаясь привести его
импульсы (либидо, эрос, танатос и т.п.) в
соответствие с требованиями реальности.
• результат интроецирования
(«вкладывания») требований и
предписаний общественной жизни, их
перевода в элементы внутреннего мира.
Сублимация как источник культурного творчества
сублимация
Сублимация — переключение энергии с социально
неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на
социально приемлемые (высшие, возвышенные).
Сублимация запретных импульсов либидо есть, по Фрейду,
источник культурного творчества, поскольку формирует
общественную культуру, религию, науку, искусство.
Ценности жизни и ценности культуры
Ценности культуры
Ценности жизни
трансцендентные
имманентные
Хосе Ортега-и-Гассет:
Бескультурная жизнь – варварство
безжизненная культура – византинизм
=> Необходима постоянная
селекция культуры
Человек
Общество
Культура
Инкультурация
индивид
культура
Инкультурация - процесс приобщения индивида к культуре,
освоения человеком – членом конкретного общества –
основных черт и содержания культуры своего общества,
менталитета, знаний, верований и ценностей, культурных
образцов и стереотипов поведения и мышления.
Модели инкультурации
Вертикальная
трансмиссия
Горизонтальная
трансмиссия
Непрямая
трансмиссия
• социокультурная информация
передается от старшего поколения
к младшему
• освоение культурного опыта и
традиции идет в общении со
сверстниками
• индивид обучается у окружающих
как на практике, так и в
специализированных институтах
инкультурации
Человек в мире культуры
носитель культуры
творец культуры
человек использует усвоенные им
нормы, правила, символы,
ценностные стандарты в своей
жизни
человек создает новые культурные
формы, ценности и артефакты или
творчески интерпретирует
имеющиеся формы
ЧЕЛОВЕК
творение культуры
транслятор культуры
в результате инкультурации
человек формируется как личность,
в культурном отношении
адекватная обществу
в результате деятельности человека
культура передается другим членам
общества, сохраняется для других
поколений
ФУНКЦИИ
культуры
адаптационная функция
(функция приспособления)
Два уровня проявления:
1. Приспособление к природной среде
пользование огнём
одежда
жилище
система питания
2. Приспособление к социальной среде
государственные
институты
моральные нормы
законы
традиции
обычаи
функции культуры
регулятивная функция
(нормативная)
Проявляется как система норм и требований общества
ко всем своим членам во всех областях их жизни и деятельности.
уровни
проявления
нормы
морали
нормы
права
нормы
поведения
на работе,
в быту
традиции
обычаи
обряды
функции культуры
уровни
проявления
регулятивной
функции
нормы
морали
общечеловеческие
нормы.
нормы
права
конкретизируют нормы
морали.
Излагаются в
законах.
нормы
поведения
традиции
(traditio — передача),
элементы социального и
культурного наследия,
сохраняющиеся в
на работе, течение длительного
в быту,
времени.
в отношении
к природе
обычаи
устойчивая
система
поведения,
передающаяся
в поколениях
обряды
связаны
с верой и
носят
религиозный
характер
функции культуры
познавательная функция
(гносеологическая)
Осуществление
Освоение
научного поиска
накопленных знаний
функции культуры
информационная функция
(трансляционная)
(функция исторической преемственности)
Передача
социального опыта
Общественная память
Карл Густав Юнг
культура – социальная память
архетипы
Коллективное бессознательное
функции культуры
знаково-символическая функция
(семиотическая)
устный
словесный
язык
Проявляется как способ передачи
социального опыта
+-,%,№,@
знаковые системы науки
(знаки, формулы, графики,
диаграммы)
100
Во сто к
50
З а па д
С евер
1 кв
2 кв
3 кв
письменность
знаки музыки,
живописи, театра, кино
4 кв
функции культуры
информационная
функция
семиотическая
функция
коммуникативная функция
Сохраняет, передаёт и тиражирует культурные ценности.
постоянное возрастание возможностей
приводит к стиранию
национальных культурных различий
функции культуры
функция дифференциации
(разграничения)
социальных групп
функция интеграции
(объединения)
социальных групп
- разговорный язык,
- религия,
- национальность,
- традиции,
- образ жизни,
- эстетические вкусы.
Культура определяет психологические особенности каждого народа.
функции культуры
ценностная функция
(аксиологическая)
Отражает качественное состояние культуры.
«полезность»
Создаёт методы и критерии оценки действий человека
положительные
прогрессивные
гуманные
красивые
отрицательные
консервативные
бесчеловечные
безобразные
функции культуры
рекреативная функция
(компенсаторная)
Проявляется в создании способов и учреждений,
где человек получает возможность восстанавливать
свои духовные и физические силы.
храм
театр
карнавал
кино
книга
телевизор
бассейн
спортивный
зал
функции культуры
адаптационная
регулятивная
функция социализации
(человекотворческая)
познавательная
информационная
семиотическая
рекреативная
ценностная
дифференциации
и интеграции
коммуникативная
Культура создаёт человека.
Культура приобщает человека к социуму.
Категории
структурного анализа
культуры
Языки культуры
- средства, превратившиеся в символы,
которые помогают людям вступать в
коммуникативные связи в обществе,
ориентироваться в пространстве культуры
- способ хранения культурных ценностей
и передачи информации от поколения
к поколению
•Естественные (первичные) языки
•Искусственные языки
•Вторичные языки
Естественные
языки
Основное и
исторически
первичное
средство
познания и
коммуникации
Характерен
непрерывный
процесс
изменения,
ассимиляции и
отмирания
Искусственные
языки
Вторичные
моделирующие
системы
Значение
фиксировано и
существуют
строгие рамки
использования
Структуры
коммуникации
надстроены над
естественноязыковым
уровнем
Происходит
кодировка
культурной
информации
Сложность
структур прямо
зависит от
сложности
передаваемой
информации
Языки культуры: сфера применения
Естественные
языки
Искусственные
языки
Вторичные
моделирующие
системы
Культура
повседневности
Сфера науки и
техники
Сферы
мифологии и
религии
Сфера
субкультурного
общения
Сферы
специальной
коммуникации
Сфера
художественной
культуры
Семиотика (от греч. semeion – знак) – наука,
изучающая свойства знаков и знаковых систем
Фердинанд
де Соссюр
Чарльз
Пирс
Чарльз
Моррис
(1857-1913)
(1839-1914)
(1901- 1979)
Природа знака
Знак
план выражения
план содержания
материален
нематериален
Знак – любое материальное выражение (слово, вещь,
жест, рисунок и т.п.), которое имеет значение и
служит средством передачи смысла.
Виды знаков
знаки
Знакикопии
Знакисимволы
Знакииндексы
Символ
Символ (греч. symbolon – опознавательная примета)
—
особый образ-знак, содержание которого
представляет собой идею, постигаемую интуитивно
и неотделяемую от образа.
Внешний слой:
наглядный образ объекта
Внутренний слой:
символический
ИДЕЯ,
соотнесенная с
объектом
Знак и символ
знак
символ
однозначен
многозначен
ясный, четкий
неопределенный
аллегоричен
метафоричен
предметный мир значений
непредметный мир смысла
утилитарен
метафизичен
конвенционален
естественно-историчен
синхронный срез культуры
диахронный срез культуры
необходимо
дешифровать
необходимо
интерпретировать
требует знания
требует понимания
знак
символ
- минимальная единица языка, несущая информацию
- универсальная категория, раскрывающаяся
через сопоставление предметного образа и
глубинного смысла.
тексты культуры
артефакты культуры
мемы культуры
- законченные знаковые системы,
созданные человеком.
(состоят из знаков и символов)
-единицы информации, из которых
состоят тексты культуры,
вся символика культуры.
Ядро и периферия культуры
Ядро культуры
-стабильная целостность ведущих ценностных
ориентаций конкретной культуры
Выражает идеал конкретной культуры
Состоит из доминирующих черт
каждого из элементов культуры
Выступает как основополагающий принцип культуры
Периферия культуры
-внешние слои культуры, склонные
инновациям, характеризующиеся
меньшей устойчивостью
Институты или формы
культуры
институты
формы
морфы
миф
культуры
- относительно самостоятельные
системы ценностей в составе культуры
религия
Способ осознания
Первый
мира, основанный
донаучный
на вере в
способ
сверхъестественные
познания
силы и в
мира и
сопричастность
человека в немчеловека к его
творению
наука
Способ познания
мира, основанный
на объективных
и экспериментально
доказанных данных
искусство
Выражение
потребности
человека в
образном
представлении
о мире
Виды культуры
Материальная
культура
культура
- все, что создано
человеком
для практического
выживания общества
•Производственно-техническая
область культуры
•Социальная область культуры
•Воспроизводство самого человека
Духовная
культура
- вся познавательная
и интеллектуальная
деятельность человека
•Религия
•Философия
•Нравственность
•мораль
•Право
•Педагогика
•Эстетические идеалы
•Искусство
•Формирование личности
материальная
культура
все, что создано человеком
для практического
выживания общества
Орудия труда
Дороги и транспорт
Технология
производства
•производственно-техническая
область культуры
Здания и
сооружения Культура топоса
Культура быта
Средства связи
Производственные отношения
Властные структуры
•социальная область культуры
Учреждения образования,
воспитания и мед. обслуживания
Партии
Индустрия досуга
• воспроизводство самого человека
Возрастные категории деторождения
Общественные
организации
Взаимоотношение
поколений
Отношения между полами
духовная
Духовная
культура
культура
вся познавательная
и интеллектуальная
деятельность человека
религия
философия
нравственность
мораль
право
педагогика
эстетические
идеалы
искусство
формирование
личности
Виды культуры
Материальная
мировая
Синтез лучших достижений культур
различных народов и этносов
Культурно-исторический тип,
который доминирует в мире
в конкретное историческое время
•Культура древневосточных
цивилизаций
•Античная культура
•Культура Просвещения
культура
культура
Духовная
этнонациональная
Синтез культур различных
социальных слоев и групп
этнически однородного общества
локальная
культуры Древнего Египта, Месопотамии,
Древней Индии, Древнего Китая
культуры Древней Греции и
Древнего Рима
культура Просвещения Франции,
Англии, Германии, России
Локальные культуры
доминирующие
периферийные
Древнего Египта
Месопотамии
Древней Индии
Древнего Китая
Культура
Восточных цивилизаций
Древней Греции
Античная культура
Древнего Рима
Хеттов
Финикийцев
государства Элам
государства Миттани
Лидии, Карфагена
Иудеи, Парфянского царства
Локальные культуры
субкультура
Культура определенной части общества,
имеющая свои специфические черты и
особенности, не противоречащая
развитию культуры общества в целом
Особенности:
•этнические
•лингвистические
•возрастные
•конфессиональные
•специфически хозяйственные
контркультура
Культура определенной части общества,
имеющая свои специфические черты и
особенности, но явно противоречащая
развитию культуры общества в целом
Официальная культура
Культура маргиналов
манкуртизм
- культура, транслируемая сверху и
признающаяся большинством общества
в качестве определенного стандарта
- антикультура или культура асоциальных
слоев общества, утративших свои
социальные связи, не вписавшихся
в новую социокультурную ситуацию
и не создавших свою локальную культуру
- пренебрежительное отношение к
собственной культуре и преклонение
перед другой культурой
знак
Языки культуры
символ
тексты культуры
Структура культуры
Ядро культуры
Периферия культуры
Формы культуры
миф
религия
традиции
материальная
наука
образование
искусство
Виды культуры
мораль
мировая
духовная
этнонациональная
локальная
доминирующая
официальная
маргинальная
периферийная
субкультура
контркультура
манкуртизм