Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Понятие и предмет конституционного права

  • 👀 610 просмотров
  • 📌 575 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Понятие и предмет конституционного права» pdf
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕФТЕГАЗОВОГО БИЗНЕСА Часть I. Конституционно-правовые основы нефтегазового бизнеса ОБЩАЯ ЧАСТЬ 1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА Традиционно термин "конституционное право" в рассматривается в трех аспектах: ➢как отрасль права конкретного государства; ➢как наука; ➢как учебная дисциплина. В юридической науке был длительный спор о соотношении понятий "конституционное право" и "государственное право", которые зачастую считаются синонимами. Англосаксонская и романская правовые системы традиционно пользуются термином "конституционное право", для германской правовой системы характерно использование термина "государственное право". В дореволюционный и советский периоды становления России использовался термин "государственное право", в начале 1990-х годов утвердилось новое наименование отрасли "конституционное право". Конституционное право - совокупность юридических норм, закрепляющих основы конституционного строя и экономической организации общества, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму правления и форму государственного устройства, организацию, способ и процедуру формирования, компетенцию и порядок деятельности органов государственной власти и местного управления, избирательное право и избирательную систему. Конституционное право, будучи ведущей отраслью национальной системы права, определяет основы других ее отраслей административного, финансового, уголовного, гражданского и т.д. 1 ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА Предмет конституционного права - наиболее значимые общественные отношения в политической, экономической, социальной, духовной сферах жизнедеятельности общества, регулируемые нормами конституционного права. Конституционное право, как и любая отрасль российского права, имеет самостоятельный специфический метод отрасли (совокупность приемов, способов правового воздействия на общественные отношения), с помощью которого происходит регулирование общественных отношений. Конституционное право использует различные способы воздействия на общественные отношения: предписание (позитивное обязывание) - заключается в возложении правовой нормой юридической обязанности совершить юридически значимое действие. В предписаниях выражается активно-действенная сторона правового регулирования. Субъектам, которым адресованы предписания, вменяется в обязанность совершить определенные действия. Предписание это средство императивного, административно-командного управления. запрет - возложение на субъекта юридической обязанности воздержаться от совершения определенных юридически значимых действий. Запрет характеризуется категоричностью и непререкаемостью. юридическое дозволение - юридическое разрешение совершить те или иные юридически значимые действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению. Для дозволения характерны усмотрение и мера юридических возможностей. Предполагает возможность выбора варианта собственного поведения. В целом конституционноправовое регулирование общественных отношений характеризуется преобладанием императивных начал. 1 ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА Наука конституционного права - совокупность теорий, идей, взглядов, точек зрения относительно отрасли конституционного права, конституционно-правовых норм и отношений, истории их возникновения и практики их реализации. Наука конституционного права России изучает корреспондирующую ей отрасль права, обращается к теоретическим проблемам, сущности соответствующих явлений, формирует понятия и дает им трактовку, изучает процессы конституционного развития, становления и функционирования конституционно-правовых норм и институтов, делает прогнозы относительно будущего конституционного права и конституционно-правовых институтов и норм. Предметом науки конституционного (государственного) права зарубежных стран являются международно-признанные доктрины, концепции и принципы, общие для конституционного права развитых стран, а также сравнительный анализ конституционно-правовых институтов зарубежных стран. Как учебная дисциплина конституционное право - система знаний из области науки и отрасли конституционного права, которые посредством различных методических приемов доводятся до обучаемых в необходимых для соответствующего направления подготовки (профиля) пределах. 2 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ Конституционно-правовые нормы - установленные государством общеобязательные правила поведения, которые регулируют отношения и связи в предмете конституционного права. Имеют общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, и особенные, выделяющие их в самостоятельную часть системы права. Отличительные черты конституционно-правовых норм: 1) комплексный характер (но не подменяет других отраслевых норм); 2) особое содержание, определяемое спецификой предмета регулирования; 3) системность и согласованный характер, что выражается в их установлении, уяснении, толковании и применении; 4) основополагающий источник Конституция, обладающая высшей юридической силой во всей системе права; 5) наличие большого количества норм общерегулятивного характера (нормы-принципы, нормыдефиниции); 6) особая юридическая природа и учредительный характер предписаний (обладают высшей юридической силой, определяют основы построения всей правовой системы и системы органов государства); 7) особый механизм реализации, который для многих конституционно-правовых норм связан не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правовым состоянием (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе РФ). 2 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ Классификация конституционно-правовых норм возможна: ❑по содержанию, т.е. по кругу регулируемых общественных отношений; ❑по юридической силе; ❑по степени определенности содержащихся в нормах предписаний: ▪императивные, предписывающие конкретный вариант поведения и не оставляющие право выбора участнику конституционных отношений ▪диспозитивные, оставляющие альтернативу при принятии решения субъектом ❑по назначению в механизме правового регулирования: ▪материальные, закрепляющие основу правоотношений ▪процессуальные, связанные с процедурой реализации нормы ❑по территории: нормы, действующие на территории всей Федерации, на территории ее субъектов, в пределах территорий муниципальных образований; ❑по характеру предписания, содержащегося в норме: управомочивающие, обязывающие, запрещающие. Конституционно-правовые нормы охватывают всю систему национального права и непосредственно действуют в других отраслях права в двух случаях: 1) если нормы отдельной отрасли пробельные 2) если норма конкретной отрасли права противоречит конституционно-правовой норме (нормам). Совокупность согласованных норм конституционного права, регулирующих наиболее схожие, однородные отношения в пределах данной отрасли права конституционно-правовой институт. Например, в системе конституционного права России принято выделять следующие институты, которые составляют основы элементов отрасли и объединяют нормы, закрепляющие: учение о конституции; основы конституционного строя; основы правового статуса личности; избирательную систему; федеративное устройство государства; систему государственной власти и систему местного самоуправления. 3 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ВИДЫ Конституционно-правовые отношения - урегулированные нормами конституционного права общественные отношения, участники которых обладают отдельными правами и несут определенные обязанности. Объекты конституционно-правовых отношений: явления, материальная и духовная реальность, по поводу которой складываются и строятся отношения, регулируемые конституционным правом. Субъекты конституционно-правовых отношений - реальные участники конституционных отношений, обладающие определенными правами, полномочиями, обремененные обязанностями и запретами: • государство и другие социальные образования (субъекты федерации); • социальные общности (народ, нации, народности); • административно-территориальные единицы (городские и сельские поселения); • органы государственной власти и должностные лица (глава государства, депутаты); • органы местного самоуправления; общественные формирования; социальные индивиды (граждане государства, иностранцы и лица без гражданства). Специфика субъектов конституционно-правовых отношений обязательным конкретного правоотношения является государство или его орган, должностное лицо. Содержание конституционно-правовых отношений правоотношений. участником взаимные права и обязанности субъектов 4 ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА Группы источников конституционного права В подавляющем большинстве государств (за исключением стран общего права) основной массив источников конституционного права составляют нормативные правовые акты. Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. национальные нормативноправовые акты судебный прецедент обычай нормативноправовые акты наднационального характера и международные договоры общие принципы права Законом в формальном смысле слова является нормативный акт, принятый в соответствии со специальной процедурой соответствующим законодательным органом, формируемым на основе всеобщего избирательного права. Закон в материальном смысле - нормативный акт, независимо от процедуры его принятия, который по своей значимости и кругу регулируемых отношений имеет столь же важное значение, как и закон в формальном смысле слова. Ведущая роль в национальном законодательстве всех стран принадлежит конституции, за ней следуют конституционные и органические законы, и затем — текущее или обычное законодательство. 4 ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА КОНСТИТУЦИЯ является главным законодательным актом в подавляющем большинстве государств. Она разрабатывается и принимается на основе специальной особо усложненной процедуры. Один из главных юридических признаков конституции — ее верховенство. В случае коллизии нормы конституции и нормы любого иного законодательного акта преимущественную силу всегда имеет норма конституции. Конституция — это основной закон государства. Обусловлено это не только верховенством данного нормативно-правового акта, но и тем, что именно в ней фиксируются основные права и свободы, принципы общественного и государственного устройства. Структура конституции, как правило, предопределяет и общую структуру конституционного права как отрасли национального права. В конституции фиксируются те начала и принципы, коим обязаны следовать в своей повседневной практической деятельности все субъекты конституционного права, начиная от индивида и заканчивая государством (или наоборот — начиная с государства и заканчивая индивидом). Конституционные принципы лежат в основе построения всей национальной системы права и во многом предопределяют характер образующих ее отраслей. 4 ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА В ряде новейших конституций наблюдается— установление внутренней иерархии норм самой конституции. В рамках законодательного текста вычленяются постановления, которые пользуются особой конституционной защитой, не подлежат пересмотру или для пересмотра которых устанавливается более усложненная процедура, чем для других статей или разделов конституции. Порядок изменения и пересмотра конституции устанавливается самой конституцией. Как правило, в писаной конституции регулируется и вопрос о соотношении национального и международного права. Исходная презумпция состоит в том, что все последующее законодательство не должно находиться в противоречии с подписанным и вступившим в силу международным договором. КОНСТИТУЦИОННЫЕ И ОРГАНИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ В некоторых странах конституционными законами называются те акты, посредством которых вносятся изменения в конституцию. Такие законы, принимается в соответствии с процедурой, предусмотренной для принятия поправок к конституции. Конституционные законы, хотя и не являются составными частями конституции, регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы (об избирательном праве и избирательной системе, о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения). Органическими, как правило, называют такие законы, издание которых предусмотрено непосредственно в конституции и которые как бы представляют собой продолжение и развитие конституционных постановлений. В иерархии законодательных текстов органический закон идет непосредственно за конституцией и стоит выше обычного текущего закона. 4 ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ОБЫЧНЫЕ ИЛИ ТЕКУЩИЕ ЗАКОНЫ образуют основную массу законодательных актов, принимаются на основе процедуры, непосредственно предусмотренной в основном законе государства, и могут охватывать широкий круг вопросов. Объем законодательных полномочий субъектов федерации в различных федеративных государствах неодинаков, неидентичны и принципы, положенные в основу построения федерации. В договорных федерациях остаточная компетенция, остаточные полномочия (т. е. полномочия, которые непосредственно не предусмотрены в основном законе) принадлежат субъектам федерации, что расширяет сферу ведения субъектов и, соответственно, применения регионального законодательства. В странах, где остаточные полномочия принадлежат центру, объем полномочий членов федерации будет значительно уже. Встречается практика замены традиционных источников конституционного права нормативными актами правительств и глав государств, причем часто эти акты серьезно изменяют порядок применения конституции. Например, указы и декреты о введении чрезвычайного положения, которые, как правило, сопровождаются прекращением действия многих конституционных прав и свобод, конституционных и процессуальных гарантий неприкосновенности личности и имущества граждан и подданных. Замена традиционных источников конституционного права правительственными актами является одним из проявлений отступления от принципа верховенства закона. 4 ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА АКТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ - акты, издаваемые главой государства или от имени главы государства, а равно акты, принимаемые правительством. Иногда в их число включают также некоторые категории ведомственных актов (министерские постановления, инструкции и др.), а равно акты муниципальных органов. Число нормативно-правовых актов, издаваемых исполнительной властью, превосходит число законодательных актов. Однако не все акты исполнительной власти представляют собой источник конституционного права. Подавляющее большинство таких актов относится к сфере административного регулирования самых разнообразных отношений. Иерархии правовых норм, содержащихся в актах исполнительной власти, определяется иерархией самих органов. Однако, правовой режим актов главы государства будет неодинаков в зависимости от различий в форме правления: ➢ в президентских республиках они действительно являются актами главы государства — носителя исполнительной власти (приказы Президента США). ➢ в странах с парламентарной формой правления акты, издаваемые от имени главы государства, в действительности являются актами правительства (в Великобритании приказы Королевы в Совете в действительности являются актами непосредственно правительства страны) ➢ в республиках со смешанными формами правления акты главы государства различаются по своему статусу в зависимости от того, какая именно сфера общественных отношений регулируется данным актом и какова применяемая процедура (во Франции акты главы государства могут принимать форму ордонансов, которые практически конкурируют с законодательными актами, или чаще облекаются в форму декрета). 4 ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА Под ОБЫЧАЕМ в конституционном праве принято понимать неоднократно применяемое правило, чаще всего санкционированное государством в лице судебных органов, которое применяется при регулировании определенных общественных отношений, относимых к сфере конституционного права. Роль и значение обычая в сфере конституционного права относительно невелики по сравнению с частным правом и отличаются в странах различных правовых систем: ▪ наиболее значительное место обычай занимает в странах англосаксонского права; ▪ в странах континентальной Европы обычай в конституционно-правовой сфере применяется сравнительно редко. Конституционные обычаи, а также многочисленные правила, принципы и приемы решения различных государственно-правовых вопросов не закреплены в нормативных актах и не обеспечиваются судебной защитой, но они тем не менее регулируют правовое положение многих государственных органов и фактически определяют их роль и значение в механизме государства. СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ Место и роль судебного прецедента в различных группах государств неодинаковы. В странах англосаксонского права именно судебный прецедент является основным источником права вообще и в значительной мере — источником конституционного права. 4 ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА Нормативно-правовые акты интеграционных объединений государств и международные договоры К числу наиболее развитых интеграционных объединений государств, в ведение которых государстваучастники передают ряд суверенных прав, относятся Европейские Сообщества, объединенные в рамках Европейского Союза. При возникновении спорных ситуаций, при разрешении конфликтов физические и юридические лица могут основывать свои исковые требования непосредственно на учредительных актах этих Сообществ. Никаких актов имплементации (промежуточных актов применения положений учредительных договоров) в национальном праве и суде в данном случае не требуется. Обычный МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР, как правило заключаемый на двух или многосторонней основе между суверенными государствами, создает права и правомочия непосредственно для главных субъектов международного права, коими являются суверенные государства или международные организации. В числе источников конституционного права также называют акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов (являются широко распространенными источниками права в англосаксонских и многих других странах). Толкование законов осуществляется либо главой государства, либо судами. Предметом толкования могут быть как отдельные статьи конституции, так и положения конституционных, органических и обычных парламентских законов, содержащих в себе нормы конституционного права. Толкование законов может серьезно влиять на правовую систему. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
«Понятие и предмет конституционного права» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot