Понятие и предмет конституционного права
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
НЕФТЕГАЗОВОГО БИЗНЕСА
Часть I. Конституционно-правовые основы нефтегазового
бизнеса
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Традиционно термин "конституционное право"
в рассматривается в трех аспектах:
➢как отрасль права конкретного
государства;
➢как наука;
➢как учебная дисциплина.
В юридической науке был длительный спор о соотношении
понятий "конституционное право" и "государственное право",
которые зачастую считаются синонимами.
Англосаксонская
и
романская
правовые
системы
традиционно
пользуются
термином
"конституционное
право", для германской правовой системы характерно
использование термина "государственное право".
В дореволюционный и советский периоды становления
России использовался термин "государственное право", в
начале 1990-х годов утвердилось новое наименование
отрасли "конституционное право".
Конституционное право - совокупность юридических норм, закрепляющих основы
конституционного строя и экономической организации общества, основные права, свободы
и обязанности человека и гражданина, форму правления и форму государственного
устройства, организацию, способ и процедуру формирования, компетенцию и порядок
деятельности органов государственной власти и местного управления, избирательное право
и избирательную систему.
Конституционное право, будучи ведущей отраслью национальной системы права, определяет основы
других ее отраслей административного, финансового, уголовного, гражданского и т.д.
1 ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Предмет конституционного права - наиболее значимые общественные отношения в политической,
экономической, социальной, духовной сферах жизнедеятельности общества, регулируемые нормами
конституционного права.
Конституционное право, как и любая отрасль российского права, имеет самостоятельный специфический
метод отрасли (совокупность приемов, способов правового воздействия на общественные отношения), с
помощью которого происходит регулирование общественных отношений.
Конституционное право использует различные способы воздействия на общественные отношения:
предписание (позитивное обязывание) - заключается в возложении правовой нормой
юридической обязанности совершить юридически значимое действие. В
предписаниях выражается активно-действенная сторона правового регулирования.
Субъектам, которым адресованы предписания, вменяется в обязанность совершить
определенные действия.
Предписание это средство императивного, административно-командного
управления.
запрет - возложение на субъекта юридической обязанности воздержаться от
совершения определенных юридически значимых действий. Запрет характеризуется
категоричностью и непререкаемостью.
юридическое дозволение - юридическое разрешение совершить те или иные
юридически значимые действия либо воздержаться от их совершения по своему
усмотрению.
Для дозволения характерны усмотрение и мера юридических возможностей.
Предполагает возможность выбора варианта собственного поведения.
В целом конституционноправовое регулирование
общественных отношений
характеризуется
преобладанием
императивных начал.
1 ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Наука конституционного права - совокупность теорий, идей, взглядов, точек зрения относительно
отрасли конституционного права, конституционно-правовых норм и отношений, истории их
возникновения и практики их реализации.
Наука конституционного права России изучает корреспондирующую ей отрасль права,
обращается к теоретическим проблемам, сущности соответствующих явлений, формирует
понятия и дает им трактовку, изучает процессы конституционного развития, становления и
функционирования конституционно-правовых норм и институтов, делает прогнозы относительно
будущего конституционного права и конституционно-правовых институтов и норм.
Предметом науки конституционного (государственного) права зарубежных стран являются
международно-признанные доктрины, концепции и принципы, общие для конституционного
права развитых стран, а также сравнительный анализ конституционно-правовых институтов
зарубежных стран.
Как учебная дисциплина конституционное право - система знаний из области науки и отрасли
конституционного права, которые посредством различных методических приемов доводятся до
обучаемых в необходимых для соответствующего направления подготовки (профиля) пределах.
2 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ
Конституционно-правовые нормы - установленные государством общеобязательные правила
поведения, которые регулируют отношения и связи в предмете конституционного права.
Имеют общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой
принадлежности, и особенные, выделяющие их в самостоятельную часть системы права.
Отличительные черты конституционно-правовых норм:
1) комплексный характер (но не подменяет других отраслевых норм);
2) особое содержание, определяемое спецификой предмета регулирования;
3) системность и согласованный характер, что выражается в их установлении, уяснении, толковании и
применении;
4) основополагающий источник Конституция, обладающая высшей юридической силой во всей
системе права;
5) наличие большого количества норм общерегулятивного характера (нормы-принципы, нормыдефиниции);
6) особая юридическая природа и учредительный характер предписаний (обладают высшей
юридической силой, определяют основы построения всей правовой системы и системы органов
государства);
7) особый механизм реализации, который для многих конституционно-правовых норм связан не с
возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или
правовым состоянием (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе РФ).
2 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ
Классификация конституционно-правовых норм возможна:
❑по содержанию, т.е. по кругу регулируемых общественных отношений;
❑по юридической силе;
❑по степени определенности содержащихся в нормах предписаний:
▪императивные, предписывающие конкретный вариант поведения и не оставляющие право выбора участнику
конституционных отношений
▪диспозитивные, оставляющие альтернативу при принятии решения субъектом
❑по назначению в механизме правового регулирования:
▪материальные, закрепляющие основу правоотношений
▪процессуальные, связанные с процедурой реализации нормы
❑по территории: нормы, действующие на территории всей Федерации, на территории ее субъектов, в пределах
территорий муниципальных образований;
❑по характеру предписания, содержащегося в норме: управомочивающие, обязывающие, запрещающие.
Конституционно-правовые нормы охватывают всю систему национального права и непосредственно
действуют в других отраслях права в двух случаях:
1) если нормы отдельной отрасли пробельные
2) если норма конкретной отрасли права противоречит конституционно-правовой норме (нормам).
Совокупность согласованных норм конституционного права, регулирующих наиболее схожие, однородные отношения в
пределах данной отрасли права конституционно-правовой институт.
Например, в системе конституционного права России принято выделять следующие институты, которые составляют
основы элементов отрасли и объединяют нормы, закрепляющие: учение о конституции; основы конституционного строя;
основы правового статуса личности; избирательную систему; федеративное устройство государства; систему
государственной власти и систему местного самоуправления.
3 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ВИДЫ
Конституционно-правовые отношения - урегулированные нормами конституционного права
общественные отношения, участники которых обладают отдельными правами и несут определенные
обязанности.
Объекты конституционно-правовых отношений: явления, материальная и духовная реальность, по
поводу которой складываются и строятся отношения, регулируемые конституционным правом.
Субъекты конституционно-правовых отношений - реальные участники конституционных отношений,
обладающие определенными правами, полномочиями, обремененные обязанностями и запретами:
• государство и другие социальные образования (субъекты федерации);
• социальные общности (народ, нации, народности);
• административно-территориальные единицы (городские и сельские поселения);
• органы государственной власти и должностные лица (глава государства, депутаты);
• органы местного самоуправления; общественные формирования; социальные индивиды
(граждане государства, иностранцы и лица без гражданства).
Специфика субъектов конституционно-правовых отношений обязательным
конкретного правоотношения является государство или его орган, должностное лицо.
Содержание конституционно-правовых отношений
правоотношений.
участником
взаимные права и обязанности
субъектов
4 ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Группы источников конституционного права
В подавляющем большинстве государств (за
исключением стран общего права) основной массив
источников конституционного права составляют
нормативные правовые акты.
Нормативный правовой акт - это письменный официальный
документ, принятый (изданный) в определенной форме
правотворческим органом в пределах его компетенции и
направленный на установление, изменение и отмену
правовых норм.
национальные
нормативноправовые акты
судебный
прецедент
обычай
нормативноправовые акты
наднационального
характера и
международные
договоры
общие
принципы права
Законом в формальном смысле слова является нормативный акт, принятый в соответствии со
специальной процедурой соответствующим законодательным органом, формируемым на
основе всеобщего избирательного права.
Закон в материальном смысле - нормативный акт, независимо от процедуры его принятия,
который по своей значимости и кругу регулируемых отношений имеет столь же важное
значение, как и закон в формальном смысле слова.
Ведущая роль в национальном законодательстве всех стран принадлежит конституции, за ней следуют
конституционные и органические законы, и затем — текущее или обычное законодательство.
4 ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
КОНСТИТУЦИЯ является главным законодательным актом в подавляющем большинстве государств.
Она разрабатывается и принимается на основе специальной особо усложненной процедуры.
Один из главных юридических признаков конституции — ее верховенство. В случае коллизии нормы
конституции и нормы любого иного законодательного акта преимущественную силу всегда имеет норма
конституции.
Конституция — это основной закон государства. Обусловлено это не только верховенством данного
нормативно-правового акта, но и тем, что именно в ней фиксируются основные права и свободы,
принципы общественного и государственного устройства.
Структура конституции, как правило, предопределяет и
общую структуру конституционного права как отрасли
национального права.
В конституции фиксируются те начала и принципы, коим
обязаны следовать в своей повседневной практической
деятельности все субъекты конституционного права, начиная
от индивида и заканчивая государством (или наоборот —
начиная с государства и заканчивая индивидом).
Конституционные принципы лежат в основе построения всей
национальной системы права и во многом предопределяют
характер образующих ее отраслей.
4 ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
В ряде новейших конституций наблюдается— установление внутренней иерархии норм самой конституции.
В рамках законодательного текста вычленяются постановления, которые пользуются особой
конституционной защитой, не подлежат пересмотру или для пересмотра которых устанавливается более
усложненная процедура, чем для других статей или разделов конституции.
Порядок изменения и пересмотра конституции устанавливается самой конституцией.
Как правило, в писаной конституции регулируется и вопрос о соотношении национального и
международного права. Исходная презумпция состоит в том, что все последующее законодательство не
должно находиться в противоречии с подписанным и вступившим в силу международным договором.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ И ОРГАНИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ
В некоторых странах конституционными законами называются те акты, посредством которых вносятся
изменения в конституцию. Такие законы, принимается в соответствии с процедурой, предусмотренной для
принятия поправок к конституции.
Конституционные законы, хотя и не являются составными частями конституции, регулируют важнейшие
государственно-правовые вопросы (об избирательном праве и избирательной системе, о полномочиях
правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного
положения).
Органическими, как правило, называют такие законы, издание которых предусмотрено непосредственно в
конституции и которые как бы представляют собой продолжение и развитие конституционных
постановлений.
В иерархии законодательных текстов органический закон идет непосредственно за конституцией и стоит
выше обычного текущего закона.
4 ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ОБЫЧНЫЕ ИЛИ ТЕКУЩИЕ ЗАКОНЫ образуют основную массу законодательных актов, принимаются на
основе процедуры, непосредственно предусмотренной в основном законе государства, и могут
охватывать широкий круг вопросов.
Объем законодательных полномочий субъектов федерации в различных федеративных государствах
неодинаков, неидентичны и принципы, положенные в основу построения федерации.
В договорных федерациях остаточная компетенция, остаточные полномочия (т. е. полномочия, которые
непосредственно не предусмотрены в основном законе) принадлежат субъектам федерации, что
расширяет сферу ведения субъектов и, соответственно, применения регионального законодательства.
В странах, где остаточные полномочия принадлежат центру, объем полномочий членов федерации будет
значительно уже.
Встречается практика замены традиционных источников конституционного права нормативными актами
правительств и глав государств, причем часто эти акты серьезно изменяют порядок применения
конституции.
Например, указы и декреты о введении чрезвычайного положения, которые, как правило, сопровождаются
прекращением действия многих конституционных прав и свобод, конституционных и процессуальных
гарантий неприкосновенности личности и имущества граждан и подданных.
Замена традиционных источников конституционного права правительственными актами является одним из
проявлений отступления от принципа верховенства закона.
4 ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
АКТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ - акты, издаваемые главой государства или от имени главы государства, а
равно акты, принимаемые правительством.
Иногда в их число включают также некоторые категории ведомственных актов (министерские
постановления, инструкции и др.), а равно акты муниципальных органов.
Число нормативно-правовых актов, издаваемых исполнительной властью, превосходит число законодательных
актов. Однако не все акты исполнительной власти представляют собой источник конституционного права.
Подавляющее большинство таких актов относится к сфере административного регулирования самых
разнообразных отношений.
Иерархии правовых норм, содержащихся в актах исполнительной власти, определяется иерархией самих
органов. Однако, правовой режим актов главы государства будет неодинаков в зависимости от различий в
форме правления:
➢ в президентских республиках они действительно являются актами главы государства — носителя
исполнительной власти (приказы Президента США).
➢ в странах с парламентарной формой правления акты, издаваемые от имени главы государства, в
действительности являются актами правительства (в Великобритании приказы Королевы в Совете в
действительности являются актами непосредственно правительства страны)
➢ в республиках со смешанными формами правления акты главы государства различаются по своему
статусу в зависимости от того, какая именно сфера общественных отношений регулируется данным
актом и какова применяемая процедура (во Франции акты главы государства могут принимать форму
ордонансов, которые практически конкурируют с законодательными актами, или чаще облекаются в
форму декрета).
4 ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Под ОБЫЧАЕМ в конституционном праве принято понимать неоднократно применяемое правило, чаще
всего санкционированное государством в лице судебных органов, которое применяется при
регулировании определенных общественных отношений, относимых к сфере конституционного права.
Роль и значение обычая в сфере конституционного права относительно невелики по сравнению с частным
правом и отличаются в странах различных правовых систем:
▪ наиболее значительное место обычай занимает в странах англосаксонского права;
▪ в странах континентальной Европы обычай в конституционно-правовой сфере применяется
сравнительно редко.
Конституционные обычаи, а также многочисленные правила, принципы и приемы решения различных
государственно-правовых вопросов не закреплены в нормативных актах и не обеспечиваются судебной
защитой, но они тем не менее регулируют правовое положение многих государственных органов и
фактически определяют их роль и значение в механизме государства.
СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ
Место и роль судебного прецедента в различных группах государств неодинаковы.
В странах англосаксонского права именно судебный прецедент является основным источником права
вообще и в значительной мере — источником конституционного права.
4 ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Нормативно-правовые акты интеграционных объединений государств и международные договоры
К числу наиболее развитых интеграционных объединений государств, в ведение которых государстваучастники передают ряд суверенных прав, относятся Европейские Сообщества, объединенные в рамках
Европейского Союза.
При возникновении спорных ситуаций, при разрешении конфликтов физические и юридические лица могут
основывать свои исковые требования непосредственно на учредительных актах этих Сообществ. Никаких актов
имплементации (промежуточных актов применения положений учредительных договоров) в национальном
праве и суде в данном случае не требуется.
Обычный МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР, как правило заключаемый на двух или многосторонней основе
между суверенными государствами, создает права и правомочия непосредственно для главных субъектов
международного права, коими являются суверенные государства или международные организации.
В числе источников конституционного права также называют акты, издаваемые в порядке толкования
конституционных норм и законов (являются широко распространенными источниками права в
англосаксонских и многих других странах). Толкование законов осуществляется либо главой государства,
либо судами. Предметом толкования могут быть как отдельные статьи конституции, так и положения
конституционных, органических и обычных парламентских законов, содержащих в себе нормы
конституционного права. Толкование законов может серьезно влиять на правовую систему.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!