Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Поиск, накопление и обработка научной информации

  • 👀 812 просмотров
  • 📌 773 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Поиск, накопление и обработка научной информации» pdf
Модуль 3. ПОИСК, НАКОПЛЕНИЕ И ОБРАБОТКА НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ 3.1. Умение читать книгу По данным статистики, в России ежегодно выходит 89 тыс. книг и брошюр, общим тиражом 686 млн. экз., 4674 единицы журналов и других периодических изданий годовым тиражом 979 млн. экз. Исследователь не может прочитать всё, что когда-нибудь было написано по его отрасли. Иначе он никогда не приступит к собственной работе. Умение читать книгу приобретается длительным опытом. Немецкий поэт и мыслитель Иоганн Вольфганг Гёте писал: «Сколько времени и труда надо затратить на то, чтобы научиться читать? Я затратил восемьдесят лет и всё ещё не могу сказать, что достиг цели». В основе умения читать лежит дифференцированный подход к книге. Одну книгу нужно проштудировать, другую прочитать, третью просмотреть или перелистать. Выбор книги для чтения определяется, прежде всего, темой научного исследования. Чем шире тема, тем ограниченнее должен быть отбор; чем уже тема, тем полнее охват литературы. Чтение, как и всякая другая работа, должно быть организовано планомерно. Взяв книгу в руки, следует подумать, что она может дать, судя по её заглавию. Нужно выяснить, кто написал книгу, что ещё им написано. Необходимо обратить внимание на год издания, отдавая предпочтение более новым изданиям. Следующий шаг – прочтение предисловия и введения. Здесь обычно содержится указания на цели, которые преследует автор. Далее следует ознакомиться с оглавлением, чтобы определиться, следует ли читать книгу всю или только отдельные главы (страницы). Следует выяснить, к какому кругу читателей обращается автор. В некоторых случаях знакомство с книгой на этом заканчивается. Работа над книгой предполагает постепенное овладение материалом. Материал усваивается тем плотнее и прочнее, чем более книга оживляет ранее сложившиеся связи и следы с центрами мозговой деятельности. Виды работы с книгой: штудирование и сплошное чтение. Штудирование книги - это углублённая её проработка. Оно требует сосредоточенности (активного внимания) и непрерывной самопроверки. К основным условиям штудирования можно отнести замедление процесса работы. При беглом чтении можно пробежать глазами 30…40 страниц в час, при углублённой проработке не более 10…15 стр. Прорабатывать книгу отдельными главами нужно так, чтобы из каждой сделать отдельные выводы. Самопроверка состоит в выяснении того, понятно ли всё до конца, нет ли каких-то неясностей. Обычно штудирование заканчивается сжатым изложением содержания книги. Можно записать основные выводы (тезисы) или фиксировать тот или иной фактический материал (конспект). Составление тезисов требует большого умения выбрать из книги главное и выразить его в сжатой форме. При составлении конспекта нужно избегать копирования книги, слишком подробных записей. Полезно записывать мысли и вопросы, возникшие в результате прочтения книги. Второй вид проработки книги – сплошное неторопливое её чтение, но без систематического конспектирования или составления тезисов. Можно изредка выписывать цитаты или вопросы. В научно-образовательном чтении не следует обременять память огромными массивами разнородных сведений. Целесообразно читать первоклассные труды, выходящие по смежным отраслям науки. Это формирует общенаучную просвещённость в смысле ориентировки в мире бытия и знания. 3.2. Поиск, сбор, систематизация и анализ научной информации Не все окружающие нас источники информации можно использовать для подготовки научных работ, т.к. научная работа имеет достаточно узкую тематическую направленность, да и качество многих источников бывает неудовлетворительным. Наиболее часто при подготовке письменных работ используют библиотечные каталоги. Отчасти это объясняется тем, что библиотеки попрежнему представляют собой наиболее полный и доступный информационный фонд. Каталог – систематизированный перечень источников, состоящих на хранении в информационном фонде и учтённых в соответствии с установленными правилами. «Тело» любого библиотечного каталога – это картотека, содержащая в себе документально выверенную справочную информацию о важнейших выходных данных книжного или периодического издания, состоящего на хранении и учёте в данной библиотеке. Чаще всего в библиотеках используются алфавитные, алфавитнопредметные, предметные, библиографические, архивные, генеральные, систематические и специальные каталоги. Они различаются принципами отбора источников и принципами расположения описательной (справочной) информации о них. Алфавитный каталог – перечень библиотечных источников, систематизированных в алфавитном порядке. При этом за основу могут быть взяты как названия (наименования) источников, так и фамилии их авторов (редакторов, составителей и пр.). Тематический каталог – перечень библиотечных источников, систематизированных в тематическом порядке. Данный каталог даёт описание библиотечных источников по различным отраслям и разделам знаний. Каталогом пользуются, когда есть необходимость за короткое время произвести обзор и отбор источников, предположительно содержащих информацию по теме научной работы. Предметный каталог – перечень библиотечных источников, систематизированных в предметном (т.е. значительно более дифференцированном по сравнению с тематическим каталогом) порядке. Каталогом пользуются, когда есть необходимость за короткое время произвести обзор и отбор источников, самым непосредственным образом относящихся к конкретному предмету, событию, явлению. При этом сведения о предметах, непосредственно не связанных между собой, систематизируются по алфавиту, что даёт право рассматривать предметный каталог в качестве разновидности алфавитного. Хронологический каталог – перечень библиотечных источников, систематизированных в хронологическом порядке, отражающем время выхода в свет того или иного издания, чаще всего периодического. За основу принимается дата (год) издания источника. К нему прибегают, когда об источнике известна лишь предполагаемая или реальная дата его публикации или когда необходимо оперативно подобрать все заслуживающие внимания источники, относящиеся к определённому периоду времени. Архивный каталог – перечень архивных библиотечных источников, систематизированных чаще всего в алфавитном (реже – хронологическом) порядке. Для отыскания требуемого источника требуется располагать либо сведениями о его названии и авторе, либо о времени выхода издания в свет. Библиографический каталог – перечень библиотечных источников, содержащих в себе библиографические (описательные) сведения о наиболее важных (наиболее часто используемых в работе) книжных и периодических изданиях, состоящих на хранении и учёте в данной библиотеке. Им пользуются, когда сведений общего характера об источнике (полученных из алфавитного каталога) недостаточно и требуется за короткое время получить о нём дополнительную, более обширную информацию. Генеральный систематический каталог – перечень библиотечных источников, систематизированных в соответствии с неким основополагающим принципом, отличным от рассмотренных выше. Часто в качестве такого принципа используется принадлежность того или иного источника не к условной теме, а к вполне определённой области научного знания или системе научных дисциплин (история, военное дело). В свою очередь, каждая область или система разделяются на рубрики, подрубрики и т.д. Такой каталог предоставляет оптимальные возможности для поиска, сбора, анализа и систематизации требуемых источников. Специальный каталог – перечень библиотечных источников определённого типа. Примером специального каталога может служить каталог статей, опубликованных в периодических изданиях, состоящих на учёте и хранении в данной библиотеке, или каталог новых поступлений. Научно-справочный аппарат книги – это различные дополнительные материалы в составе издания, информирующие читателя об особенностях его содержания, состава, структуры, функциональном назначении источника. Элементы научно-справочного аппарата книги подразделяются на информационные, пояснительные, поисковые и вспомогательные. Информационные элементы научно-справочного аппарата книги служат для того, чтобы помочь читателю составить предварительное мнение об источнике и его особенностях. К ним относятся: сведения о названии источника; сведения об авторах источника; сведения о функциональном назначении источника; сведения об издателях; краткая характеристика издания; выходные данные издания. Эти сведения располагаются на титульном листе и его обороте, а в ряде случаев – в конце источника. Пояснительные элементы научно-справочного аппарата книги определённым образом дополняют и разъясняют авторский текст источника. К ним относятся предисловие и послесловие. Здесь в основном говорится о причинах и условиях написания источника. Поисковые элементы научно-справочного аппарата книги упрощают отбор необходимой читателю информации. К ним относят содержание (оглавление) и указатели (в т.ч. предметные, алфавитные, указатели имён, географических названий, псевдонимов, иллюстраций и т.п.). Используя поисковые элементы, читатель имеет возможность быстро разыскать детальную информацию, содержащуюся в источнике. В ряде случаев научно-справочный аппарат книги включает в себя вспомогательные элементы. Они дают возможность без задержки получать дополнительные, иногда достаточно специфические сведения об исходном источнике информации и его содержании. К таким элементам относятся и комментарии. Комментарий (от лат. commentanum – заметка, толкование) – разновидность примечания, несущего в себе дополнительную информацию об отдельных сведениях и фактах, излагаемых в содержании. Автор прибегает к комментариям в тех случаях, когда считает необходимым сообщить читателям информацию, по каким-либо причинам не вошедшую в основной текст, но являющихся существенными для понимания отдельных моментов. Комментарии располагаются в конце книги и обычно выносятся в самостоятельный подраздел. Различают историко-литературные, текстологические, реальные и лингвистические комментарии. Историко-литературный комментарий содержит дополнительные сведения о времени написания источника, его происхождении, направленности, значимости. Текстологический комментарий информирует читателя об изменениях в тесте, а также источнике, на котором основана публикация. Реальный комментарий содержит фактологические и библиографические справки. Лингвистический комментарий содержит перевод иностранных слов, а также толкование устаревших и редко употребляемых слов и выражений. Разметка исходных источников информации – это система условных обозначений (пометок, закладок и пр.) для предварительной рубрикации исходного материала. Различают несколько методов разметки материала. Закладочный метод основан на применении системы закладок, снабжённых в ряде случаев краткими пояснительными записями. Система закладок подразумевает рациональное, однообразное использование закладок различного вида. Закладки могут быть отличными друг от друга по ширине, цвету бумаги, из которой они вырезаны, порядковому номеру. Каждый вид закладок используется по-разному. Например, широкие закладки почти всегда снабжены пояснительными надписями, цветные – указывают на принадлежность фрагмента содержания исходного источника информации той или иной части содержания письменной работы, нумерованные – на последовательность изучения фрагментов. Целесообразно снабжать закладки краткими надписями, указывая на них номер страницы источника, ключевое слово для быстрого поиска нужного фрагмента источника, краткие замечания, определяющие суть предстоящей работы с данными фрагментом. Пометочный метод предполагает осуществление разметки с помощью системы графических условных обозначений. Оба метода в сочетании с дополнительными записями значительно повышают эффективность последующей работы над текстом. 3.3. Ведение рабочих записей Это наиболее эффективный метод обработки информации источников, используемых при подготовке научной работы (надёжность усвоения прочитанного многократно возрастает, если процесс чтения сопровождается фиксацией избранных мест). Преимущества: - более прочно усваивается прочитанный материал, поскольку используется не только зрительная и звуковая, но и двигательная память; - осуществляется более глубокий и тщательный анализ информации, т.к. есть возможность уточнить свои выводы и оценки благодаря зафиксированным впечатлениям; - есть возможность более точно расставить акценты в усвоенном материале; - можно своевременно уточнять структуру будущей научной работы и облегчить последующее её написание. Виды рабочих записей План (от лат. planum- «плоскость») – первооснова, каркас какой-либо письменной работы, определяющий последовательность изложения материала. Это наиболее краткая и потому самая доступная форма записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике. План может быть простым и развёрнутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания. Основные преимущества плана: 1) план позволяет раскрыть логику мысли автора, упрощает понимание главного в произведении; 2) позволяет быстро и глубоко проникнуть в суть построения произведения и, следовательно, легче ориентироваться в его содержании; 3) позволяет при последующем возвращении к нему быстрее вспомнить прочитанное; 4) с помощью плана удобнее отыскивать в источнике нужные места, факты, цитаты и пр. Существуют два базовых способа составления планов содержания исходных источников информации. Первый из них заключается в ведении соответствующих записей по ходу чтения, за что и получил название «сквозного». Сквозной способ наиболее пригоден при работе с источниками информации небольшого объёма. Его главное преимущество заключается в том, что одновременно с прочтением материала можно более глубоко уяснить его структуру, идейную (сюжетную) композицию. Кроме того, можно сразу же вносить уточнения в первоначальный план и, т.о., с перелистыванием последней страницы источника получить его в окончательно сформулированном виде. Для изучения крупных авторских работ более пригоден обобщающий способ. Вне зависимости от способа составления план в большинстве случаев включает в себя: - справочные сведения об источнике (фамилия и инициалы автора, полное название, наименование издательства и год выпуска в свет, количество страниц, для многотомных источников – номера томов); - краткую характеристику условий написания работы; - краткое упоминание о стержневой идее работы; - перечень основных моментов содержания работы (по пунктам, возможно, с разбивкой на подпункты); - краткое заключение, отражающее личное впечатление от прочитанного; - ссылки на другие источники и материалы. Работа над планом помимо прочего способствует развитию логического мышления. Выписки - небольшие фрагменты текста (неполные и полные предложения, отдельные абзацы, а также дословные и близкие к дословным записи об излагаемых в нём фактах), содержащие в себе квинтэссенцию прочитанного. Более совершенной формой творчески переработанных выписок являются тезисы. Тезисы (от греч. θέσις – «положение, утверждение») – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже - опровергающей) форме. отличие тезисов от выписок состоит в том, что: - тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации материала; - в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями; - чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, но без использования прямого цитирования. Аннотация – краткое изложение основного содержания исходного источника информации, дающее о нём обобщённое представление. Пишется аннотация почти исключительно своими словами и лишь в редких случаях содержит в себе небольшие выдержки оригинального текста. Аннотация должна включать характеристику основной темы, проблемы научной статьи, цели работы и ее результаты. В аннотации указывают, что нового несет в себе данная статья в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению. Рекомендуемый средний объем аннотации 500 печатных знаков (ГОСТ 7.9-95 СИБИД). Резюме – краткая оценка изученного содержания исходного источника информации, полученная, прежде всего, на основе содержащихся в нём выводов. Резюме весьма сходно по своей сути с аннотацией. Однако текст резюме концентрирует в себе информацию не из основного содержания исходного источника информации, а из его заключительной части. Конспект (от лат. conspectum – «обзор, описание») – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему. Преимущества конспекта по сравнении с другими формами записей: - конспектирование в наибольшей мере способствует глубокому пониманию и прочному усвоению изученного материала; - конспектирование, как ни один другой способ работы над текстом, способствует развитию умению выделения из прочитанного материала важнейших его положений; - в процессе конспектирования вырабатываются навыки самостоятельного письменного изложения. В зависимости от способа построения включаемого в них материала конспекты подразделяются на текстуальные и тематические. Текстуальные конспекты охватывают материал в рамках одного источника. Порядок изложения материала в этом случае практически всегда соответствует его расположению в источнике. Рекомендуется следующий порядок работы над текстуальным конспектом: 1) чтение и обдумывание прочитанного; 2) составление плана конспекта; 3) запись отдельных положений работы в виде развёрнутых тезисов, включающих в себя не только констатации и выводы, но и их обоснование, а в необходимых случаях и соответствующие цитаты; 4) дополнение тезисов рассуждениями, доказательствами, аналитическими выкладками и выводами; 5) включение в содержание записей вспомогательного материала, излагаемого близко к тексту, в том числе фактов, примеров, цифр, ссылок, графиков, схем, таблиц, диаграмм; 6) формулирование и записывание заключительных выводов. Тематические конспекты включают в себя материал по определённой теме. Материал излагается таким образом, чтобы была наиболее полно раскрыта тема. Составление тематического конспекта – весьма серьёзная творческая работа. Ей должно предшествовать изучение всей подобранной для раскрытия данной темы литературы. Такие конспекты обычно составляются для более глубокого изучения проблемы и при подготовке к написанию более серьёзной письменной работы. Оформление конспектов целесообразно производить согласно следующим правилам: 1) в титульной части указать фамилию автора, полное название работы, место и год издания (для статей – наименование источника, в котором она напечатана); 2) в нижнем углу каждой страницы конспекта приводить страничный интервал источника; 3) выделение структурных частей оригинального текста следует обозначать интервалами, а их названия – выделять более крупными заголовками с соблюдением «сквозного порядка» нумерации; 4) выделение наиболее существенного в содержании оригинального текста делать с использованием приёмов верстки (в том числе полужирного шрифта, курсива, подчёркивания, маркировки цветом, обрамления и т.п.); 5) использование единой системы сокращений и условных обозначений на протяжении всей записи; 6) введение дополнительных записей на полях конспекта, а также оформление имеющихся в оригинальном тексте графиков, таблиц и пр. осуществлять по единым правилам. Использованные источники информации 1. Кузнецов, И.Н. Научное исследование [Текст]: методика проведения и оформления; учеб.-метод. пособие для вузов - М.: Дашков и К, 2008. - 457 с. - (72778-6) 2. Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований [Текст]: учеб. пособие - М.: Дашков и К, 2010. - 243 с. - (80245-30) Кузнецов, И.Н. Научное исследование [Текст]: методика проведения и оформления; учеб.-метод. пособие для вузов - М.: Дашков и К, 2008. - 457 с. - (72778-6) 3. Безуглов, И.Г. Основы научного исследования [Текст]: учеб. пособие для асп. и студ.-дипломников / Безуглов, И.Г., Лебединский, В.В., Безуглов, А.И. ; Моск. открытый соц. ун-т - М.: Академический проект, 2008. - 194 с. - (76373-6) 4. Мейлихов, Е.З. Зачем и как писать научные статьи [Текст] - Долгопрудный: Интеллект, 2014. - 159 с. - (102186-3)
«Поиск, накопление и обработка научной информации» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Ю. Ю. Громов, И. В. Дидрих, О. Г. Иванова, М. А. Ивановский, В. Г. Однолько.
Смотреть все 36 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot