Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Подходы к рассмотрению проблематики состояния и поведения пострадавших в экстремальных ситуациях

  • 👀 607 просмотров
  • 📌 554 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Подходы к рассмотрению проблематики состояния и поведения пострадавших в экстремальных ситуациях
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Подходы к рассмотрению проблематики состояния и поведения пострадавших в экстремальных ситуациях» docx
Подходы к рассмотрению проблематики состояния и поведения пострадавших в экстремальных ситуациях Безусловно, экстремальная ситуация имеет колоссальное влияние на человека, оказавшегося в ней. В значительной степени это связано с некоторыми факторами, характеризующими экстремальную ситуацию: 1. Внезапность ее возникновения. 2. Наличие реальной или субъективно воспринимаемой как таковой угрозы для жизни, здоровья, личностной целостности и благополучия человека (Шойгу, Елисеева, 2010). Специалисты МЧС России при выполнении своей профессиональной деятельности встречаются с  различными реакциями и состояниями людей, столкнувшихся с экстремальной ситуацией. 8 Довольно часто схожие реакции и состояния проявляются у пострадавших как в случае небольшого происшествия, так и в случае чрезвычайной ситуации, что указывает на существование некоторых единых механизмов реагирования на экстремальные ситуации в целом. В подобных случаях, по выражению R. Ursano, «становится чрезвычайно актуальным проблема человеческого хаоса» (Коханов, Краснов, 2008). Многие исследователи указывают на то, что у человека происходят временные нарушения психической устойчивости, «срыв» психической адаптации (Коханов, Краснов, 2008), развиваются инстинктивные, «примитивные» формы поведения (Александровский, Лобастов, 1991), которые сопровождаются сильными чувствами (преимущественно страхом), бессмысленными и порой неадекватными действиями, поступками и т. д. Как правило, у подавляющего числа людей наблюдаются: l частичная или полная утрата способности к целенаправленной деятельности; l частичная или полная утрата способности к критической оценке окружающего и своего поведения; l частичная или полная утрата способности вступать в контакт с окружающими (Александровский, 2000). Подобные изменения в психическом состоянии и поведении людей рассматриваются в рамках различных подходов: клинико-нозологическом, социально-биологическом, социально-психологическом и т. д. В клинико-нозологическом подходе акцент смещен в сторону выявления психической патологии. По мнению П. Ф. Малкина, важным становится не столько анализ тех или иных реакций и состояний человека, сколько их отнесение к той или иной нозологической форме (Коханов, Краснов, 2008). В рамках данного подхода подобные состояния могут оцениваться, с одной стороны, как «предболезнь», возникающая у психически здоровых людей в состоянии повышенного риска или как «неполный синдром» (Смирнов, 1983), как условно-патологические (Немчин, 1983), субклинические или донозологические состояния. С другой стороны, в клинико-психологическом подходе возникает понятие «психогений», которое в полной мере отражает уже не донозологический, а истинно нозологический характер наблюдаемых у людей в экстремальной ситуации изменений. Психогении определяются как психопатологические явления, которые характеризуются как болезненные состояния, лишающие человека возможности продуктивного общения с другими людьми, целенаправленных действий, а также сопровождающиеся 9 расстройствами сознания (Александровский, 1991). С этой точки зрения, любые реакции и состояния, которые выходят за пределы естественного (то  есть психологически понятного) переживания чувства страха, тревоги, подавленности, а также выраженных вегетативных реакций с некоторой замедленностью в действиях, являются патологическими. В социально-биологическом и социально-психологическом подходах изменения, происходящие с человеком в экстремальной ситуации, приписываются проявлениям социальной дезадаптации, «болезней цивилизации», социального и психологического стресса (Лисицин, 1982). У пострадавших людей возникает чувство незащищенности и отсутствия безопасности. Но в рамках данных подходов также существуют концепции, рассматривающие изменения в психическом состоянии и поведении человека в экстремальной ситуации как способствующие развитию личности. В  контексте психологии здоровья главным фактором, определяющим характер переживания экстремальной ситуации, является наличие адаптационных ресурсов человека на различных уровнях: физическом, социально-психологическом, духовном (Правдина, Васильева, 2008). Экстремальная ситуация является пусковым механизмом изменения и перестройки структуры ценностных ориентаций, динамики социально-психологических характеристик (таких как самооценка, степень осмысленности жизни, предпочитаемые стратегии преодоления). На данный момент существуют различные классификации изменения состояния и поведения людей, оказавшихся в экстремальной ситуации. Они базируются на разных основаниях и отражают суть того или иного подхода, в рамках которого эти классификации создаются. Некоторые из них, например классификация психогенных реакций на экстремальные ситуации Ю. А. Александровского, описание динамики развития психогенных состояний М. М. Решетникова, стремятся к олицетворению целостного системного подхода с попыткой выделения механизмов возникновения данных явлений. В других встречающихся классификациях в большей степени отмечается описание наблюдаемых у пострадавших феноменов без их структурирования, например, в классификации психогенных реакций на экстремальные ситуации, приведенной П. И. Сидоровым (Сидоров, 2007). Внимание исследователей к психическому состоянию и поведению людей в экстремальных ситуациях в большей степени обусловлено не «сухим» научным интересом, а высокой потребностью практики. В особенности это касается запросов со стороны 10 ведомств, специалисты которых непосредственно взаимодействуют с людьми, оказавшимися в подобных ситуациях. Специалисты экстремального профиля помимо выполнения непосредственных действий по спасению людей, часто сталкиваются с необходимостью: 1. Оценить психическое состояние пострадавшего для оказания ему необходимой и достаточной помощи. 2. Определить качество, количество и форму помощи, в которой он может нуждаться в зависимости от своего состояния. Как было отмечено ранее, изменение состояния и поведения пострадавших, в том числе не имеющих физических травмы, не раз становилось причиной усложнения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Пострадавшие отказываются покидать опасные места, бурно и неадекватно реагируют на действия по их эвакуации, мешают работе по их спасению, вовлекают в свое эмоциональное состояние других пострадавших, а порой и самих специалистов, тем самым увеличивая имеющееся напряжение и дестабилизируя состояние последних, и т. д. Кроме этого, некоторые реакции пострадавшего человека, которые могут на первый взгляд казаться угрожающими его здоровью или здоровью окружающих, быстро прекращаются, в то время как те реакции, которые не привлекают к себе внимания, могут оказаться наиболее опасными и повлиять на дальнейшую жизнь и здоровье человека. Известно, что не оказанная вовремя посильная психологическая поддержка пострадавшему человеку, вовлеченному в травматическую экстремальную ситуацию, ведет к значительному ухудшению его состояния в дальнейшем. Отсроченные последствия воздействий травматических событий стали одним из направлений медицинских, психологических и социальных исследований уже после Первой мировой войны. Количество исследований в данной области резко возросло после Второй мировой войны, а также после войн в Афганистане, Чечне, масштабных землетрясений в Армении, Нефтегорске, Чернобыльской катастрофы, значительного количества террористических актов (за  рубежом — в США, в России — в Беслане, в Москве) и т. д. Существуют данные, в  которых указывается, что в  явной психолого-психиатрической помощи в очаге происшествия нуждаются 3–6% людей, в течение полугода обращаются за различными видами специализированной помощи уже 15–20% пострадавших людей, а на более поздних этапах зафиксировано обращений у 65–70% пострадавших (Коханов, Краснов, 2008). «Отголоски» травматического переживания могут проявиться в  виде расстройств психического функционирования 11 (посттравматических стрессовых расстройств (Brewin, 2000; Creamer, 2004), аффективных расстройств, фобических расстройств, патологического переживания горя и т. д.), соматического функционирования (Vanitalie, 2002) (болезней сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, онкологического спектра и т. д.). Данные последствия могут проявляться не только у людей, пострадавших в чрезвычайной ситуации, но и у тех, кто предпринимает действия по их спасению (Короленко, 1978). Это значит, что вопрос определения состояния человека и оказания ему психологической поддержки актуален для специалистов экстремального профиля в двух аспектах: с одной стороны, — как элемент выполнения профессиональной деятельности по спасению другого человека, с другой, — как элемент сохранения собственного здоровья. 1.2. Группы факторов, влияющих на психическое состояние и поведение людей в чрезвычайных ситуациях Факторы, влияющие на психическое состояние и поведение пострадавших в ЧС С целью прогнозирования степени тяжести состояния и поведения пострадавших в ЧС, и, как следствие, для организации помощи оптимальным образом, специалистами федерального казенного учреждения Центр экстренной психологической помощи МЧС России (далее — ФКУ ЦЭПП МЧС России) были выделены группы факторов, оказывающих влияние на психическое состояние и поведение пострадавших в ЧС. Совершенно очевидно, что психическое состояние пострадавших, тяжесть и длительность последствий для их психического и соматического здоровья зависят от многих факторов, которые можно условно разделить на три группы: 1. Группа факторов, характеризующих ЧС; 2. Группа факторов, характеризующих личностные особенности пострадавших и особенности групп пострадавших; 3. Группа факторов, характеризующих особенности организации помощи. К группе факторов, характеризующих ЧС, относятся такие ее особенности, как: интенсивность, масштабность, внезапность возникновения, длительность, этап развития и т. д. Несомненно, чем более интенсивна, масштабна, внезапна, длительна чрезвычайная ситуация, тем у большего числа пострадавших 12 будут наблюдаться более выраженные изменения в психическом состоянии и поведении. Так, при катастрофическом землетрясении в г. Скопле (Югославия) в 1968 г., когда при первом мощном подземном толчке был полностью разрушен целый город, практически у всех выживших жителей наблюдались серьезные нарушения критичности, контактности и способности к целесообразной деятельности. С другой стороны, нельзя забывать, что даже при прогнозируемых, локальных ЧС у пострадавших могут возникнуть тяжелые психогенные последствия. Насколько они будут тяжелы в основном определяет вторая группа факторов, характеризующая личностные особенности пострадавших и  особенности групп пострадавших: соматическое здоровье, возраст, пол пострадавших; подготовленность к  ЧС; индивидуально-психологические особенности; личностный смысл трагического события; «коллективное поведение»; демографические, этнические особенности населения, социально-экономические и социально-политические особенности ситуации, сложившейся в регионе до ЧС. Как правило, психологически неустойчивы в ЧС люди, страдающие соматическими заболеваниями, психологически более уязвимы пожилые люди, подростки, юноши и матери с маленькими детьми. У тех пострадавших, чье нервно-психическое здоровье ослаблено, могут развиться гораздо более тяжелые психогенные последствия. Тот смысл, который пострадавший приписывает произошедшей ЧС, является важнейшим фактором, влияющим не только на актуальное состояние человека, но и на дальнейший процесс совладания с ситуацией. Например, медицинские работники хорошо знают, что пострадавший может либо «помогать» оказывать ему помощь, либо наоборот, отказываться «принять» помощь. Шансы выйти с меньшими потерями из трагической ситуации выше у тех, кто настроен бороться, выжить, несмотря ни на что, доказать, что ничто не может помешать человеку реализовать свои планы, воплотить свою мечту и т. д. А тем пострадавшим, кто считает, что произошедшее — окончание всей жизни, конец всего, что дальше ничего хорошего уже не будет, нужна поддержка и помощь в нахождении другого смысла, в нахождении ресурса. Очень важно, чтобы человек сам хотел справиться с трудной ситуацией.Специалисты в этом могут только помочь: сделать это за пострадавшего или вместо него невозможно. Если мы обратимся к опыту масштабных ЧС, то нередко можно найти примеры, когда пострадавшие сознательно или неосознанно 13 преувеличивали тяжесть своего состояния с целью получить какую- либо выгоду: материальную или психологическую. Этот феномен носит название «аггравации». Это не означает, что такие пострадавшие не нуждаются в помощи, однако следует четко определить меру необходимой и достаточной помощи. Важным фактором являются этнические особенности групп пострадавших. Не секрет, что у одних народностей в большей степени развиты традиции взаимоподдержки и взаимопомощи, чем у других. А возможность получить поддержку или поддержать другого важна для минимизации психологических последствий ЧС. К следующей группе факторов, оказывающих значимое влияние на психологическое состояние пострадавших и характеризующих особенности организации помощи, относятся следующие: особенности организации аварийно-спасательных работ (далее — АСР); особенности информационного обеспечения пострадавших; особенности оказания социальной и материальной помощи пострадавшим; характер освещения в средствах массовой информации  (далее — СМИ) хода аварийно-спасательных и  восстановительных работ; отношение различных социальных институтов к пострадавшим. При участии в ликвидации последствий крупных ЧС за рубежом необходимо также учитывать такие факторы, как: культурное и этническое своеобразие страны; история отношений с Россией; наличие межэтнического конфликта и противоборствующих сторон. Необходимо подчеркнуть, что учет влияния различных факторов на состояние и поведение пострадавших весьма важен для прогнозирования ситуации и  профилактики нежелательных социально-психологических явлений. Когда АСДНР сопровождаются скоплением значительного числа людей, в той или иной степени вовлеченных в ЧС, прогнозирование динамики психического состояния и поведения пострадавших является не только желательной мерой, но необходимым действием по обеспечению безопасности работ. Таким образом, специалистам экстремального профиля необходима определенная психологическая подготовка, важными аспектами которой должны стать информирование о закономерностях реагирования, возможных состояниях и особенностях поведения людей в экстремальной ситуации, обучение эффективному взаимодействию с ними и оказанию психологической поддержки. 14 1.3. Систематика и динамика психического состояния людей в экстремальных ситуациях Острая реакция на стресс, острое стрессовое расстройство, острые стрессовые реакции Для разрешения поставленной практической задачи необходима некоторая удобная систематизация знаний об изменении состояния и поведения человека в экстремальной ситуации, которая будет: l включать в себя доступное описание происходящих с человеком явлений с разграничением условной нормы и патологии; l затрагивать изменения, происходящие в остром периоде экстремальной ситуации; l доступна для понимания (с возможностью определения тех или иных видимых изменений в состоянии и поведении людей) группе лиц, не являющихся специалистами в области психологии и психиатрии, но имеющих необходимую подготовку; l отражать научную точку зрения о происходящих с человеком изменениях в психическом состоянии и поведении. Для удовлетворения данных требований чаще всего обращаются к известным в психиатрии классификациям острых реакций на стресс и острых стрессовых расстройств. Именно с помощью данных терминов описывается состояние людей, переживших экстремальную ситуацию в международных классификаторах заболеваний. Оба понятия включают в себя слово стресс, что указывает на то, что именно стресс является причиной изменения психического состояния и поведения людей, оказавшихся в экстремальной ситуации. Стресс может рассматриваться: как воздействующий элемент, запускающий адаптационную реакцию, и как состояние, при котором в ответ на внешнее или внутреннее воздействие запускается адаптационный синдром, и как сама реакция, провоцируемая неспецифическими воздействиями — требованиями. Механизмы развития стресса подробно изучены еще со времен Г. Селье, который посвятил большую часть своих работ психофизиологии стресса. В последнее же время активно исследуется возможность влияния механизмов стресса на формирование различных временных или устойчивых изменений как на физиологическом, так и на психическом уровне. В современных 15 исследованиях (B. Spring, K. C. Thomson, H. C. Hendric, G. J. Warheit) показано, что механизм развития стресса является, в том числе, одним из общих патогенетических механизмов формирования психической патологии реактивной природы (Коханов, Краснов, 2008). Несмотря на то, что стрессовая реакция направлена на адаптацию к изменившимся условиям и возникшим требованиям, на мобилизацию защитно-приспособительных возможностей организма, возникающее в экстремальной ситуации перенапряжение регуляторных систем может привести к истощению, формированию нозологических форм (Василевский, 1979). Острое стрессовое расстройство, как продукт развития стрессовой реакции в экстремальной ситуации, также может быть отнесено к одной из таких форм, исходя из определений Руководства по диагностике и статистике психических расстройств четвертого пересмотра (DSM-4) (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders fourth edition, 1994). Острая реакция на стресс как следствие сверхсильного экстремального воздействия (именуемое стрессом), в Международном классификаторе болезней десятого пересмотра (МКБ-10) также определяется как расстройство (Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99), 1998). Понятия острое стрессовое расстройство и острая реакция на стресс часто используются как синонимы, хотя они во многом различаются (даже по тому, как они соотносятся с понятием стресс, что было отмечено выше). Некоторые авторы считают, что это два разных, но взаимосвязанных явления: сначала возникает острая реакция на стресс, а затем уже формируется острое стрессовое расстройство (Вельтищев, 2010). Острая реакция на стресс (по МКБ-10) — это транзиторное (быстро проходящее) расстройство значительной степени тяжести, которое развивается у лиц без видимого психического расстройства в ответ на психологический или физический стресс, исключительный по своей интенсивности. Острое стрессовое расстройство (по DSM-4) — это тревожное расстройство, которое возникает в ответ на сильное травматическое событие и характеризуется рядом специфических признаков. Оно не является следствием использования наркотических веществ, обострения имеющихся психических патологий и не исчерпывается в объяснении признаками внезапно возникающего психического расстройства. 16 Сопоставление и описание данных определений помогает понять то, насколько неспецифической является клиническая картина описанных расстройств. Представленные признаки могут быть характерны для целого ряда психопатологических явлений. В связи с этим многие специалисты, в особенности представители классического клинико-нозологического подхода, активно не принимают подобные попытки диагностики «патологических расстройств», осуждая их за описательный несистематический характер, не объясняющий суть того или иного явления. Но при этом они не отрицают наличия представленных симптомов в поведении и психическом состоянии людей в острый период при столкновении с экстремальными ситуациями. Не называя их острыми стрессовыми расстройствами или острыми реакциями на стресс, авторы описывают наблюдаемые у людей формы поведения, сопровождающиеся сильным страхом, двигательным возбуждением или наоборот заторможенностью и т. д. Несмотря на часто встречаемое негативное отношение к классификациям, сформированным на основе понятий острое стрессовое расстройство и острая реакция на стресс (что, как было показано выше, во многом оправданно), они показали свою высокую эффективность и практическую значимость при обучении людей, не имеющих психологического образования. В подобном случае феноменологический «уклон» данных классификаций является не недостатком, а преимуществом, обеспечивающим наглядность и доступность понимания важной информации. В действительности же к недостаткам этих классификаций можно отнести: l сильную схожесть и одновременно разрозненность в определении основных признаков острых реакций на стресс и острых стрессовых расстройств, вносящих терминологическую и  смысловую «путаницу»; l отношение к «острым реакциям на стресс» или «острым стрессовым расстройствам» как патологическим явлениям, принятое априори; l недостаточное выделение видов острых реакций на стресс или острых стрессовых расстройств, покрывающих весь спектр наблюдаемых явлений. Достаточно значимо встает вопрос о том, являются ли явления, именуемые острыми реакциями на стресс или острыми стрессовыми расстройствами, патологическими. Могут ли «симптомы» данных расстройств отражать особенности защиты человека от сверхсильного воздействия и являться нормальными реакциями на ненормальные обстоятельства? В работах начала прошлого века формы психических реакций, характерных для данных явлений, определялись как «примитивные», неспецифические, как следствия витальных инстинктов и  филогенетических особенностей нервной системы (Александровский, 1991). Э. Кречмер, описывая двигательное возбуждение («двигательную бурю») и бессмысленную агрессию как формы острой реакции на экстремальные ситуации, объяснял их с точки зрения биологической целесообразности, подчеркивая их значимость для сохранения человеческого вида. В  последнее время накапливается все больше данных в  пользу «прогностически положительного значения» реакций, ранее чаще классифицируемых как «аномальные», на экстремальные ситуации разного рода (Коханов, Краснов, 2008). Таким образом, можно говорить о том, что явления, «спрятанные» за понятиями «острые реакции на стресс» либо «острое стрессовое расстройство», нельзя однозначно отнести к патологическим. Они во многом выполняют важную функцию по приспособлению человека к «ненормальным» условиям жизнедеятельности, сохранению своей жизни, здоровья, собственной идентичности. Истинно патологические формы реагирования на экстремальные ситуации отличаются выраженным помрачнением сознания, которое сопровождается появлением таких явлений, как бред и галлюцинации. Бред — это патологические мысли человека, которые не поддаются переубеждению. В состоянии бреда могут возникать нереальные, фантастические идеи и представления о себе, об окружающих, о происходящем вокруг. 19 Галлюцинации — это восприятие человеком различных зрительных образов, звуков, ощущений, запахов, которые не имеют источника во внешней среде, то есть иными словами это мнимое восприятие. В таком случае речь идет уже не об острых реакциях на стресс или острых стрессовых расстройствах, а о психотических реакциях, при которых человек нуждается в медицинской помощи. В связи с тем, что патологические реакции на экстремальные ситуации все же существуют, а условно нормальные варьируют в большом диапазоне, особенно актуальным является выделение видов острых реакций на стресс или острых стрессовых расстройств. Таким образом, появилась необходимость минимизировать недостатки и ввести недостающие элементы для создания адекватной, удобной, доступной, при этом научно обоснованной классификации реакций, отражающих психическое состояние людей в острый период экстремальных ситуаций. Для этого специалисты ФКУ ЦЭПП МЧС России ввели новое ясное и непротиворечивое определение «старых» понятий, определяющее совокупность «нормальных реакций на ненормальные обстоятельства», а именно острые стрессовые реакции (аббревиатура ОСР). 1.4. Виды острой стрессовой реакции. Признаки острой стрессовой реакции Истероидная реакция, агрессивная реакция, психомоторное (двигательное) возбуждение, апатия, диссоциативный ступор, страх, нервная дрожь, плач Острые стрессовые реакции (далее ОСР) — это кратковременные выраженные изменения в когнитивной, эмоциональной, поведенческой и соматической сферах человека, в ответ на воздействие физических или психологических стрессоров, носящие адаптивный характер. Основываясь на описании острых реакций на стресс по МКБ-10 и острых стрессовых расстройств по DSM-4, были выделены характерные признаки острых стрессовых реакций (Психология экстремальных ситуаций, 2009). 1. При ОСР отмечаются следующие явления: l состояние оглушенности (сужение сознания, вследствие чего затруднено восприятие происходящих событий и информации, затруднен их анализ и реагирование на них); 20 l гипоактивное (со снижением активности) или гиперактивное (с увеличением активности) поведение; l крайние проявления таких чувств как тревога, гнев, страх, отчаяние; l вегетативные реакции (изменение частоты сердечных сокращений, изменение глубины и частоты дыхания, повышенная потливость, ощущения дискомфорта в области желудочно-кишечного тракта, в области сердца и т. д.). 2. Данные явления носят временный и обратимый характер (как правило, они проходят быстро: от нескольких минут до 2–3 суток). 3. Присутствует четкая временная связь между воздействием травматического события и возникшими явлениями (во время, вслед травматического события или через несколько минут после него). В выраженности и характере проявлений острых стрессовых реакций большую роль играют индивидуальные особенности человека (Наров, Семке, Аксенов, 2006). Для некоторых людей преимущественно свойственны реакции с понижением уровня психической активности, для других — с повышением. Нельзя однозначно сказать, являются ли гипоактивные или гиперактивные проявления фазами одного явления либо двумя независимыми явлениями. Некоторые авторы указывают, что каждый пострадавший, проявляющий острые стрессовые реакции, проходит сначала стадию гипоактивности, а затем стадию гиперактивности. В. М. Гарнов описывает последовательность изменения состояния у пострадавших при землетрясениях. Вначале возникает инстинктивная реакция испуга, снижение возможности восприятия внешних раздражителей, выраженная дезориентация. Затем проявляется моторная заторможенность. После возникает двигательное возбуждение с бесцельными метаниями. Затем это возбуждение отражается и в речи — возрастает речевая активность, в речи присутствует большое количество бессвязных слов, во многом отражающих эмоциональное состояние человека. После этого начинают наблюдаться регрессивные (иначе диссоциативные реакции). Психиатрия чрезвычайных ситуаций На данный момент условно выделяют восемь различных острых стрессовых реакций. Разнообразие видов острых стрессовых реакций более удобно классифицировать по динамическому компоненту, который выражен в большей степени — гипоактивному или гиперактивному. 21 При гиперреакциях (выраженный гиперактивный компонент) ведущим является процесс возбуждения, который отмечается как на психическом, так и на физиологическом уровне. Повышается скорость протекания психических процессов, повышается моторная активность и т. д. Гипореакции (выраженный гипоактивный компонент) характеризуются снижением энергетического уровня, интенсивности эмоциональных реакций и скорости психических процессов. Рассмотрим кратко основные признаки каждой острой стрессовой реакции. Истероидная реакция Истероидная реакция — одна из самых энергозатратных острых стрессовых реакций. Она характеризуется чрезмерным возбуждением, в связи с которым значительно усложняется возможность контактировать с пострадавшим. Отмечается большое количество утрированных, порой даже гротесковых движений, эмоционально насыщенная быстрая речь, крики, рыдания. Истероидная реакция имеет свойство усиливаться в случае присутствия рядом других лиц. К тому же, в связи с ярко выраженным гиперактивным компонентом, данная реакция легко «передается» окружению. Накопленный практический опыт позволяет сделать вывод о существовании гендерных различий в частоте проявлений истероидной реакции: она в большей степени характерна для женского пола. Отмечено также, что лица, проявляющие истероидную реакцию, изначально характеризуются наличием более выраженного истероидного радикала в структуре личности. Это значит, что в нормальных условиях жизнедеятельности у них наблюдаются некоторые демонстративные 22 тенденции (стремятся быть в центре внимания), а также отмечается тенденция к быстрому переходу в состояние возбуждения. Необходимо отметить, что довольно часто в разных источниках можно встретить информацию о том, что истероидная реакция не отражает истинных переживаний человека, а является симуляцией или грубой формой манипуляции, направленной на привлечение к себе внимания окружающих. В связи с этим, человек не нуждается в  помощи. Подобная точка зрения является некорректной. Действительно человек для достижения своих целей может в некоторых случаях демонстрировать поведение, наблюдающееся при истероидной реакции. Но в данном случае он делает это осознанно, целенаправленно, в отличие от истинной истероидной реакции. К истероидным иногда также относят реакции, которые могут наблюдаться у лиц, переживающих острое горе. Нельзя однозначно говорить о том, что данные реакции можно интерпретировать как истинно истероидные, но их внешние проявления во многих случаях совпадают. В отличие от истинной истероидной реакции, реакция переживания острого горя, как правило, не усиливается при появлении окружения — человек, наоборот, стремится к уединению. Примером проявлений, характерных для истероидной реакции, может стать отрывок из повести А. Толстого «Чудаки». Степанида Ивановна, пронзительно вскрикивая, билась в  руках Павлины и Афанасия. Увидев, что генерал жив и шевелит пальцами по краю тужурки, она метнулась, упала подле него на колени и быстро, словно смахивая пыль, стала гладить волосы его и лицо: — Алешенька, оправься. Друг ты мой, скажи, что тебе не больно. Скажи, что пошутил. Помнишь, бывало, я покричу на тебя, а ты ляжешь на кровать и  притворишься, что умираешь… Алешенька! Алексей, где болит у тебя? Сейчас компресс положим. Афанасий, вина принеси и воды горячей. Выпей. Рот разожми. Не можешь? Отчего не отвечаешь? Постой, я другой глаз тебе открою… Больно? Алексей, что с тобой, да ты жив ли? Жив? Она обеими руками трясла мужа и снова бормотала: — Не огорчай меня, сделай усилие, оправься. Посмотри, как я боюсь. Доставь мне удовольствие. Я умру от страха. Алексей! Посмотри — вот я рассердилась, ухожу, буду плакать… Доктора! За доктором послать! Скорее! — вдруг закричала она, подбежала, вернулась и опять припала к Алексею Алексеевичу. <…> Такой ее нашел, потирая только что вымытые руки, местный доктор. Чудаки. А. Н. Толстой 23 Агрессивная реакция Агрессивная реакция, как и истероидная реакция, характеризуется повышенным возбуждением. При ней возникают ощущения сильного раздражения и гнева, которые проявляются в виде словесной брани, оскорблений. Довольно часто присутствующее повышенное мышечное напряжение реализуется в ударах, нанесении физического вреда окружающим. Причиной возникновения агрессивной реакции может стать даже самое незначительное воздействие. Агрессивная реакция в большей степени свойственна представителям мужского пола. Существуют различия в характере проявления данной реакции у мужчин и женщин. — Вон! — вдруг побагровев, заревел генерал. — Не позволю, зарублю!.. — И, спрыгнув с телеги, трясясь и брызгая слюной, побежал к лошадям. — Мужики! мужики! негодяи! Запрягай! вали все в воду… к черту!.. — Что ты, что ты? — говорил Нил Потапыч, отступая. — Одурел человек!.. Алексей Алексеевич сам отвязывал лошадей, за недоуздки тянул их к возам и, подставляя мужикам кулаки под самый нос, кричал: «Запрягать! запрягать! запрягать!» Воза скоро зашевелились, и генерал заметался около них, хватал вожжи, кнутом бил лошадей по мордам, и все сто сорок восемь телег, скрипя и колыхаясь, понеслись под гору к речке… Кричал генерал сначала басом, потом пронзительно и, наконец, замолк, — порвался голос, и он только шептал: — Вали в воду, подвертывай! — сам схватился за первый воз, рванул брезент, и с шумом зерно посыпалось в тихую реку. <…>Долго глядел на реку Алексей Алексеевич, потом повернулся к народу и показал шиш. Чудаки. А. Н. Толстой Представители мужского пола в  большинстве своем открыто проявляют физическую силу и используют в своей речи нецензурные слова, брань. В отличие от них, представители женского пола более сдержанны. — Довольно! — провозгласила вдруг, чуть не дрожа от гнева, Лизавета Прокофьевна, — пора прервать эту галиматью!..Она была в ужаснейшем возбуждении; она грозно закинула голову и с надменным, горячим и нетерпеливым вызовом обвела своим сверкающим взглядом всю компанию, вряд ли различая в эту минуту друзей от врагов. Это была та точка долго сдерживаемого, но разразившегося наконец гнева, когда главным побуждением становится немедленный бой, немедленная потребность на кого-нибудь поскорее накинуться. Знавшие Лизавету Прокофьевну тотчас почувствовали, что с нею совершилось что-то особенное. Идиот. Ф. М. Достоевский Необходимо отметить, что агрессивная реакция у женщин довольно часто «сцеплена» с истероидной реакцией. Психомоторное (двигательное) возбуждение Психомоторное возбуждение — одна из наиболее опасных реакций, наблюдаемых у людей в экстремальных ситуациях. Она характеризуется значительным снижением ориентации человека в пространстве, времени и собственной личности, а также критичности к происходящему. В результате чего человек перестает понимать то, что происходит с ним и вокруг него. При психомоторном возбуждении человек беспорядочно и бесцельно двигается, иногда полностью не осознавая совершаемые им действия. На фоне повышенного возбуждения может отмечаться быстрая бессвязная хаотичная речь. В исследованиях, относящихся к началу 20 века, можно найти информацию о том, что психомоторное возбуждение — это «примитивная» форма поведения, свойственная любому живому существу, которому угрожает опасность (Александровский, 1991). Такая реакция связана с филогенетически старыми механизмами (витальными инстинктами) и филогенетическими особенностями нервной системы. Реакцию психомоторного возбуждения можно проиллюстрировать на примере состояния героя романа Э. Ремарка. Он прислушивается, и на одно мгновение его глаза проясняются. Затем в них снова появляется мутный блеск, как у бешеной собаки. Он молча отпихивает меня. — Минутку, братец, — зову я его. <…> Он тотчас же начинает буянить. <…> Он ничего не хочет слушать, брыкается и дерется, с его покрытых пеной губ непрестанно срываются слова, нечленораздельные, бессмысленные. <…> Если бы мы отпустили его, он побежал бы куда глаза глядят, позабыв, что надо укрыться. Он не первый. На западном фронте без перемен. Э. М. Ремарк 25 Апатия — это вид острой стрессовой реакции, который характеризуется значительным снижением психической и физической активности. Данная реакция возникает вследствие истощения ресурсов организма. Апатия выражается в ощущении непреодолимой усталости, снижении или отсутствии проявления эмоций, снижении волевой активности, безразличии к происходящему, отсутствии стремлений и сил к выполнению каких-либо действий. Наблюдается замедленная речь с присутствием большого количества пауз. Любой контакт с окружающим миром стоит для пострадавшего с реакцией апатии больших усилий. Его медлительность происходила не от противодействия, а от апатии. У него кружилась голова, и он шатался, как пьяный. Он опять увидел два ряда солдат, выстроившихся на крутом откосе, почувствовал, что ступеньки принуждают его поднимать ноги, заметил, что вошел в ворота и что эти ворота закрылись за ним, но все это бессознательно, точно, сквозь туман, не будучи в силах ничего различить. Он даже не видел моря, источника мучений для заключенных, которые смотрят на его простор и с ужасом сознают, что бессильны преодолеть его. Граф Монте-Кристо. А. Дюма Диссоциативный ступор Одной из форм реагирования на воздействия экстремальной ситуации является диссоциативный ступор. Как и психомоторное возбуждение, диссоциативный ступор можно отнести к одной из наиболее филогенетически древних реакций на спонтанно изменившиеся привычные условия жизнедеятельности. Диссоциативный ступор диагностируется на основании выраженного снижения или отсутствия произвольных движений, а также естественных ответных реакций на внешние раздражители (свет, звук, шум, прикосновение). При этом медицинский осмотр и обследование не обнаруживают явной физической причины подобных проявлений. Керн повернулся, задел кого-то и открыл глаза. На нарах рядом с ним лежал в темноте, словно черный узел, еще один обитатель камеры — человек лет пятидесяти. В течение всего дня он не шевелился. — Извините, — сказал Керн, — я вас не заметил. Человек не ответил. Невидящими глазами он уставился на Керна. Тому было знакомо это состояние. Возлюби ближнего своего. Э. М. Ремарк Необходимо отметить, что существуют состояния ступора различной природы. Для диссоциативного ступора характерна психогенная этиология, то есть он возникает вследствие воздействия экстремального травматического события у человека, не имеющего психических заболеваний. Но существует также другой вид ступора — кататонический, который является формой психического расстройства. Он может проявиться у больного вне зависимости от воздействия внешних факторов. При этом внешние признаки кататонического и диссоциативного ступора практически неотличимы, в связи с чем определить вид ступора может только врач с помощью специального медицинского обследования. Диссоциативный ступор может переходить в другой вид острых стрессовых реакций. В исследованиях воздействия факторов экстремальной ситуации на состояние и поведение человека был выявлен некоторый специфический устойчивый комплекс последовательных реакций, характерный для пострадавших при землетрясениях (В. М. Гарнов, Александровский, 1991). Одним из элементов данной последовательности является реакция моторной заторможенности, доходящая, в том числе, до диссоциативного ступора и сменяющаяся затем двигательным возбуждением. Фотокорреспондент газеты Жика Живанович, сделавший ряд уникальных снимков в момент землетрясения, так описывает свое состояние и поведение людей: «Я не мог двинуться. Никогда в жизни не чувствовал себя таким беспомощным… Люди окаменели и не двигались. Я тоже. Затем люди бежали без цели. Находившиеся в парке бежали в направлении зданий, хотя это было абсолютно нецелесообразно. Они бежали <…> и кричали, как сумасшедшие. Цитата из материала газеты «Верба», посвященного землетрясению в Ашхбаде. Пример, описанный в книге Ю. П Александровского «Психогении в экстремальных ситуациях» Страх Страх — это естественное базовое чувство, возникающее у человека при столкновении с опасностью. Оно направлено на то, чтобы предохранить человека от существующей угрозы и мобилизовать 27 организм на осуществление избегающего поведения, целью которого является спасение. Страх сопровождается конкретными физиологическими проявлениями: напряжением мышц, сильным сердцебиением, учащенным поверхностным дыханием. При страхе, как острой стрессовой реакции, наблюдается снижение, а иногда и полное отсутствие контроля собственного поведения. Последнее может произойти в ситуации, когда уровень страха достиг апогея. В таком случае можно говорить о панической реакции — высшей точке страха. Паническая реакция может внешне напоминать реакцию психомоторного возбуждения: отмечается повышенное возбуждение, отсутствие критичности к своему поведению, беспорядочные движения. Но в отличие от психомоторного возбуждения паническая реакция вызвана оценкой угрожающей ситуации и переживанием в связи с этим сверхсильного страха. Страх сочетает в себе комбинацию проявлений как гипер, так и гипореакций: с одной стороны, при страхе отмечается высокий мышечный тонус, характерный для гиперреакции, с другой стороны — психические процессы замедленны, что характерно для гипореакции. Чем ближе к семи часам, тем сильнее становился страх Дантеса. Прижав руку к сердцу, он старался умерить его биение, а другой рукой вытирал пот, ручьями струившийся по лицу. Иногда дрожь пробегала по его телу, и сердце сжималось, как в ледяных тисках. Ему казалось, что он умирает. Граф Монте-Кристо. А. Дюма Нервная дрожь — это самостоятельная острая стрессовая реакция, которая проявляется в неконтролируемой дрожи. С помощью этого феномена организм через тело сбрасывает накопившееся чрезмерное напряжение, поэтому данный вид ОСР считается одним из наиболее адаптивных форм реагирования. Дрожь может охватывать как все тело, так и отдельные его участки. Она возникает вне зависимости от температурных условий, то есть не является следствием переохлаждения. Кто-то заводит песню. Ее подхватывают. Вскоре поет все наше купе, соседнее, весь вагон, весь поезд. Мы поем все громче, все настойчивее, лбы краснеют, жилы набухают, мы поем все солдатские песни, 28 которые знаем, незаметно для себя мы смотрим друг на друга, глаза блестят, колеса отчеканивают ритм, мы поем и поем… <…> Я шевелю руками, верчу головой, мускулы напрягаются, какая- то дрожь поднялась от колен к животу и словно шипучка бросается в легкие, в губы, в глаза, так что купе расплывается в тумане, я весь дрожу, как телеграфный столб в бурю, тысячи проводов звенят, раскрываются тысячи путей <…> когда Людвиг поднимает на меня глаза, усталый и бледный по обыкновению, я не в состоянии выразить всего того, что во мне происходит… Возвращение. Э. М. Ремарк Довольно часто нервная дрожь возникает в совокупности с другими острыми стрессовыми реакциями. Плач — это самая адаптивная острая стрессовая реакция. При плаче происходит высвобождение накопившихся эмоций, снижение напряжения. Данная реакция является самой продуктивной, так как она максимально снижает риск возникновения отсроченных последствий. Таким образом, реакция плача не просто естественна, но и желательна. К проявлениям плача относят подрагивание губ, ощущение подавленности. Подобные признаки часто могут наблюдаться и при истероидной реакции, но в отличие от нее, при плаче отсутствует повышенное возбуждение. Несмотря на то, что острые стрессовые реакции могут сильно различаться в своих проявлениях, все они направлены на адаптацию человека к спонтанно изменяющимся или уже изменившимся сложным условиям жизнедеятельности.
«Подходы к рассмотрению проблематики состояния и поведения пострадавших в экстремальных ситуациях» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot