Подача в волейболе
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1. Подача.
В современном волейболе подача уже давно не является средством введения мяча в игру, а является первым шагом сразу выиграть очко или если подача агрессивна она исключает хороший приём, и соперник вынужден нападать с краев сетки с высоких или отдаленных передач.
Классификация подач представлена в таблице.
В настоящие время в основном применяется верхняя прямая подача, а точнее ее способы:
• силовая (скоростная) в прыжке;
• планирующая в прыжке;
• планирующая в опоре.
За основу обучения предложим верхнюю прямую подачу в опоре.
Верхняя прямая подача в опоре
В верхней прямой подаче удачно сочетаются сила и точность, т.е. волейболист может послать мяч в определенную зону сильно и достаточно точно. Для новичков изучение верхней прямой подачи большой трудности не представляет.
Техника выполнения верхней прямой подачи представлена на:
• стоя лицом к сетке игрок поддерживает мяч левой (правой) рукой на уровне чуть выше пояса, а правая (левая) рука лежит на мяче,
• подброс мяча на высоту чуть выше вытянутой руки, почти над головой и не- сколько впереди с одновременным замахом бьющей руки вверх – назад за голову; туловище незначительно отклоняется назад, бьющая рука движется к мячу с нарастающей скоростью;
• удар по мячу ладонью, по центру мяча.
Подготовительные упражнения.
Комплекс подготовительных упражнений направлен на развитие «взрывной» силы мышечных групп плечевого пояса, туловища и бьющей руки, подвижности (гибкости) в лучезапястном, локтевом суставах.
Подводящие упражнения.
Упражнение 1. Имитация – на счет раз – из основной стойки поднять руку вверх в положение замаха; на счет два – имитация подброса мяча; на счет три – имитация ударного движения.
Упражнение 2. Подброс мяча перед собой вверх, дать мячу упасть на пол.
Упражнение 3. Бросок мячаодной рукой (мяч держать двумя руками, правой (левой) сверху, левой (правой) снизу несколько выше пояса: поднять руки с мячом вверх, затем опуская руку (которая поддерживает мяч снизу) бросить мяч бьющей рукой.
Упражнение 4. Подброс мяча вверх – вперед на высоту чуть выше вытянутой руки вверх. Во время подброса мяча замах бьющей руки для удара и удар по мячу в наивысшей точке с поддержкой мяча не бьющей рукой.
ОБУЧЕНИЕ:
Упражнение 1. подача в стену с расстояния 6-9 м;
Упражнение 2. подача в парах (игроки на боковых линиях);
Упражнение 3. подача через сетку с расстояния 3,6,9 м от сетки;
Упражнение 4. подача в пределы площадки из-за лицевой линии;
Упражнение 5. подача в правую, левую половину площадки;
Упражнение 6. подача в ближнюю, дальнюю часть площадки;
Упражнение 7. подача на точность в зоны 1,6,5.
Ошибки.
Наиболее часто встречаются ошибки:
• подброс мяча не оптимален по высоте;
• не точен подброс мяча по месту встречи бьющей руки с мячом ( мяч забро- шен за голову, брошен далеко вперед или вправо, влево);
• не точен удар по мячу (сверху, с боку);
• незначительна скорость бьющей руки;
• удар по мячу производится не на оптимальной высоте (к моменту удара по мячу волейболист опускает локоть).
Настало время предложить Вам уважаемые коллеги наиболее часто встречаю- щиеся способы выполнения подач в настоящие время.
Силовая подача в прыжке.
Скорость полета мяча при выполнении силовой (скоростной) подачи у российских во- лейболистов (мужчин) достигает 120-130 км/ч, время полета мяча от 0,50 до 0,75 сек.
Техника
• мяч подбрасывается (как правило, правой рукой с вращением) высоко впе- ред (для игроков – правшей, все тело в момент подброса мяча находиться на правой ноге).
• разбег 3-4 шага.
• разбег и прыжок – правая нога стопорит, левая приставляется (для правшей). Высота прыжка максимальна.
• замах бьющей руки – синхронно с прыжком.
• удар по мячу наносить в наивысшей точке прыжка впереди (не в коем случае за головой – это ошибка); точка удара – над площадкой.
• после выполнения этой подачи игрок приземляется на площадке. Для правильного выполнения силовой (скоростной) подачи важно:
• правильно подобрать разбег;
• оптимально точно подбросить мяч по высоте и по месту;
• максимально выложиться в прыжок;
• дальше отвести бьющую руку при замахе, чтобы путь разгона ударной массы был оптимальным;
• последовательно включать в ударное движение основные группы мышц ног, туловища и бьющей руки;
• наращивать скорость движения руки, чтобы к моменту удара она была мак- симальной.
Ошибки.
Наиболее часто встречаются ошибки:
• не оптимален подброс мяча по высоте;
• не точен подброс мяча (далеко вперед, вправо, влево от траектории движе- ния игрока);
• в момент удара опускания локтя.
В начале тренер должен добиться от игрока, чтобы он выполняя эту подачу просто по- падал в площадку. Затем будет этап совершенствования, который включает в себя:
• совершенствование структуры движения при выполнении этой подачи (раз- бег, подброс, прыжок, замах и удар по мячу);
• совершенствование выполнения на точность;
• совершенствование выполнения на силу;
• совершенствование подачи на силу и точность.
Примерные упражнения.
Подача в прыжке.
Для того, чтобы игрок почувствовал правильность выполнения подачи, почувствовал мяч и площадку – предлагаем выполнить этот технический приём в 50- 70% от максимальной силы – работа над техникой.
На каждой тренировке надо уделять подаче минимум 30 минут – 3 захода по 10 мин. Каждый игрок подает сериями по 5-7 подач. Это дает возможность трене- ру подсказать технические ошибки, а игроку корректировать свои действия при выполнении подачи.
УСЛОВНыЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
- игрок
• тренер
• корзина с мячами
• путь мяча
- перемещение игрока
1 Игрок на середине лицевой линии, силовая (скоростная) подача в прыжке.
2. Тоже, но игрок находиться в зоне 1.
3. Тоже, но игрок в зоне 5.
Игрок пробует подавать в разных направлениях. В этих упражнениях основное внимание тренера и игрока обращается на технику выполнения подачи.
Примерные упражнения на точность. (50-70% от максимума)
4. И.п. – игрок на середине лицевой линии. По заданию тренера подает в на- званную зону 1, 6, 5 в любой последова- тельности.
5. Тоже из зоны 1.
6. Тоже из зоны 5.
В этих упражнениях контроль направлен – на точность попадания в названную зону.
Примерные упражнения при подаче на силу (в прыжке).
• Тоже, что упражнения 1, 2, 3 только выполнять в полную силу. Контроль скорости мяча и попадания в площадку.
Примерные упражнения при подачи на силу и точность. (макси- мальная сила – максимальная точность).
7. Тоже, что и упражнения 4, 5, 6 – по заданию тренера подать сильно и точно в зону.
Контроль – скорость мяча – попадание в зону.
Как показывают наблюдения и статистика силовую (скоростную) подачу в прыж- ке подают – и ошибаются! – зачастую те игроки, чья подача не такая уж и сильная и стабильная. Наверное, сложная и агрессивная планирующая подача в прыжке или планирующая в опоре, так называемая тактическая, для таких игроков могли бы стать на наш взгляд лучшей альтернативой.
Оправданный риск может быть разрешен только тем игрокам, силовая (скоростная) подача которых действительно чрезвычайно сложна для приёма и стабиль- на. (особенно в концовке партии).
Планирующая подача в прыжке.
Скорость полета мяча при планирующей подаче по данным разных источников колеблется в пределах 10- 15 м/с, время полета мяча в пределах 0,45 – 1,5 сек.
Техника.
• разбег как правило – короче и медленнее (чем при силовой (скоростной) 2-3 шага;
• мяч подбрасывается над лицевой линией;
• прыжок выполняется на оптимальную высоту;
• удар по мячу строго контролируется и для получения желаемой «планиру- ющей» траектории, необходимо бить точно по центру мяча отрывисто без сопровождения мяча.
Основной ошибкой при выполнении этой подачи является – удар по мячу не по центру, а несколько ниже или сбоку.
Примерные упражнения.
И.п. – середина лицевой линии. Подача в прыжке планирующая на за- днюю линию.
И.п. – середина лицевой линии. Подача в прыжке планирующая – укоро- ченная.
Тоже, что в упражнениях 9, 10 из зон 1 и 5.
И.п. – середина лицевой линии или из зон 1, 5. Подача на точность по зонам 1, 6, 5.
И.п. – середина лицевой линии или зоны 1,5. Подача на точность по зонам укороченная по зонам 2,3,4.
Планирующая подача в опоре.
Планирующая подача в опоре выполняется способом верхней прямой подачи (технику, которой мы описывали ранее). Эта подача выполняется почти с лице- вой линии, сохраняя при этом тактическую направленность и гарантию избежать ошибки, так как она более управляема (называют эту подачу «тактической»).
Особенности при выполнении планирующей подачи в опоре:
• подбросить мяч так, чтобы он опускался не вращаясь, высоту подбрасывания уменьшить,
• при замахе значительно уменьшить амплитуду движения бьющей руки, что обеспечивает точное попадание мяча в нужное место,
• по мячу следует ударять плоской напряженной ладонью, что обычно не созда- ет вращающего эффекта. При ударе мяч должен получить высокую началь- ную скорость полета (17 м/с), в противном случае он не будет планировать, поэтому ударное движение должно быть очень быстрым, резким. В момент удара в одном случае движение руки резко тормозиться – она мгновенно останавливается (сопровождающее движение отсутствует), в другом – так- же резко тормозится, но сопровождающее движение выполняется с меньшей скоростью. Во всех случаях контакт кисти с мячом должен длиться возможно меньше.
ПрИМЕрНыЕ УПрАжНЕНИЯ.
8. С любой точки лицевой линии во- лейболист выполняет серию подач. Об- ратить внимание на технику выполнения, особое внимание удар по мячу. Задача по- пасть в площадку.
Рис.16
9. По заданию тренера серия подач на точность в каждую зону.
Рис.17
10. Тоже укороченная подача.
11. Подача на точность в 8-9 метр площадки.
Рис.18
12. Подачи на точность близкие к бо- ковым линиям – прямо и по диагоналям.
Рис.19
Рис.20
13. подача на точность в квадраты 1,5x1,5 прямо и по диагонали. Рис.20
Рис.20 Во время тренировки подачи тренер может давать индивидуальное задание игро- ку на данную тренировку: какую подачу он сегодня подает и куда.
ТАКТИЧЕСКАЯ рЕАЛИЗАЦИЯ ПОДАЧ.
Варианты подач как проявление особенностей при их тактической реализации определяются скоростью и параметрами результирующей траектории: высотой траектории полета мяча (высокая, обычная), особенностями полета (с вращени- ем, без вращения) и т.д.
В современной игре подача может использоваться как средство активного на- падения. Тактической задачей в таких случаях является непосредственный вы- игрыш очка или затруднение тактических действий соперника, выполнение при этом скоростных, планирующих и точных подач.
Волейболист, учитывая свою техническую подготовленность должен целесоо- бразно строить свои тактические действия при выполнении подач. В идеале каж- дый игрок должен уметь подавать три подачи – силовую, планирующую в прыжке и нацеленную (тактическую) в опоре.
При тактической реализации подач – задачи и степень риска могут быть класси- фицированы следующим образом:
Максимальный риск – возможность выиграть очко с подачи. Контролирующий риск – подача на слабейшего в приёме игрока соперника или под его «слабую» руку (вдоль боковой линии), между двумя принимающими что- бы усложнить развитие атаки первым темпом.
Тактическая подача – когда подающий выбирает цель или зону направления подачи, что позволяет ему достичь желаемого эффекта.
Такими направлениями подач могут быть:
• в зону, где игроки принимающей команды находятся как бы в «куче» - зона 5, когда в зоне 4 или 5 связующий игрок готовится к передаче;
• укороченная подача, когда связующий игрок находится на передней линии или выходит из зоны 1 или 6;
• чередование подач в зону нападения и к лицевой линии и т.д.
Подающий игрок также может менять место выполнения подачи, направление или даже способ её выполнения, преследуя определенные тактические цели. Од- нако и в этих случаях сама подача должна оставаться сложной для приёма.
Анализ статистических данных и наблюдений на чемпионате России и междуна-
родных соревнованиях показали, что потеря подач за матч из 5 партий у мужчин доходит до 25, то есть это проигрыш целой партии. В большинстве случаев это неоправданный риск при подаче на силу или слабый контроль над своими дей- ствиями при выполнении этого технического приёма.
В этой связи хотелось бы напомнить известную истину – когда необходимо по- дать подачу:
• в начале каждой партии (счет 0:0) и особенно в 5 партии, так как сразу же Вы отдаете инициативу команде соперника как в счете, так и в психологии;
• после перерыва или замены;
• если перед тобой партнер не подал;
• когда в вашей команде произведена замена, с целью усиления блока;
• в концовке партии подавать силовую (скоростную) подачу только тем игро- кам, у которых допустимые количество ошибок, – соотношение 1-3 (одна ошибка из 3).
3. Передача.
В практике волейбола встречаются приём сверху двумя руками (приём подачи) и передача мяча сверху двумя руками для нападающего удара. В данной работе мы будем рассматривать передачу для нападающего удара.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕрЕДАЧ
Таблица № 5
Данная классификация дает возможность тренеру последовательно обучать пе- редачам, а также моделировать те передачи, которые необходимы для выполне- ния нападающих ударов.
Во время игры, в основном, применяются передачи: вперед, назад в опоре и прыжке.
По длине:
• длинные – передачи, направленные через зону;
• короткие – направленные в соседнюю зону;
• укороченные – передачи в зоне. По высоте различают передачи:
• низкие до 1 м над сеткой;
• средние до 2 м над сеткой;
• высокие – выше 2 м над сеткой.
По скорости полета мяча передачи подразделяются:
• медленные (до 10 м/с);
• ускоренные (до 16 м/с);
• скоростные (более 16 м/с).
Предлагаем некоторые характеристики при выполнении передачи сверху двумя руками:
• время контакта рук игрока с мячом (0,45с.);
• время полета мяча при скоростной передаче (1,1с.) в зону 4 (передача из между 2 – 3 зон);
• время полета мяча при скоростной передаче (0,6-0,7с.) в зону 2 (передача из между 2 – 3 зон).
Время от передачи мяча до выполнения нападающего удара:
• при высокой передаче (1,4с.);
• при передаче в зону 4 (0,9-1,4с.);
• при передаче в зону 2 (0,9с.);
• при короткой (1м.) передаче перед связующим (0,4с.);
• при короткой (1м.) передаче за головой связующего (0,35с.);
• при передаче игроку задней линии в зоне 1-2 (0,9-1,3с.);
• при передаче игроку задней линии в зоне 6-3 (0,6-1,2с.).
Прежде чем описывать средства и методы обучения и совершенствования пере- дачи сверху двумя руками хотим отметить, что мы не ставим задачу – подготовки связующего игрока. Подробно это представлено в методических пособиях вы- пущенных ВФВ «Комплексная тренировка связующего игрока» - выпуск №5 и
«Средства и методы обучения и совершенствования техники и тактики вторых передач» (подготовка связующего игрока) – выпуск №9.
Мы предложим основы обучения и совершенствования вторых передач, чтобы любой игрок мог выполнять этот технический приём игры без ошибок.
ПЕрЕДАЧА МЯЧА СВЕрхУ ДВУМЯ рУКАМИ
Применяется для приема подач, передач для нападающего удара и перебивания через сетку.
Основные передачи: вперед в опоре, вперед в прыжке, назад за голову в опоре, назад за голову в прыжке.
Техника передачи сверху двумя руками вперед в опоре следующая;
• перемещение к месту встречи с мячом шагом или бегом, последний шаг вы- полняется как стопорящий
• стопы параллельно друг другу, на одном уровне или одна стопа впереди, ноги согнуты в коленях;
• руки согнуты в локтях, локти слега разведены;
• кисти вынесены перед лицом так, чтобы большие пальцы находились на уровне бровей. Указательные и большие пальцы обеих рук образуют треу- гольник. Кисти рук при оптимальном напряжении имеют форму овала (Рис. 22, 23, 24);
Рис. 22 Рис. 23 Рис. 24
встречное ударное движение за счет разгибания рук в локтевых суставах вверх – вперед. Рис. 25
Рис. 25
Особое внимание при обучении передачи мяча сверху двумя руками следует об- ращать на выход под мяч и положение кистей рук и пальцев на мяче – это залог успешного управления мячом, следовательно и точности при передачи мяча.
Здесь важно, чтобы основная нагрузка приходилась на первые фаланги боль- шого, указательного и среднего пальцев. Все пальцы расставлены оптимально широко и большие пальцы находились на уровне бровей. Во время передачи безымянный и мизинец поддерживают мяч сбоку. Передачу мяча осуществля- ют плавным выпрямлением ног, туловища и рук. Усиление ног при передачах
обусловлено расстоянием, на которое выполняется передача. Кисти регулируют направление полета мяча.
ПЕрЕДАЧА МЯЧА СВЕрхУ ДВУМЯ рУКАМИ НАЗАД.
После перемещения игрок принимает такое же исходное положение как и при передаче мяча вперед.
Рис. 26
Отличие – в ударном движении разгибаются ноги, руки с одновременным про- гибанием в грудной и поясничной частях тела. Руки разгибаются вверх – назад. (рис. 26)
ПЕрЕДАЧА МЯЧА В ПрыжКЕ.
Техника выполнения передач в прыжке вперед и назад (рис. 27, 28) в принципе такая же как и в опоре.
Рис. 27
Рис. 28
Отличия:
• во время прыжка руки выносят, так, чтобы кисти были над головой игрока;
• ноги и корпус не участвуют в передаче;
• передача выполняется только работой рук (разгибание в локтях) и главным образом работой кистей и пальцев;
• контакт с мячом производиться в высшей точке подъема тела игрока.
ПОДгОТОВИТЕЛЬНыЕ УПрАжНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ.
Комплекс подготовительных упражнений для обучения передачам мяча двумя ру- ками сверху включает:
упражнения для укрепления мышечно – связачного аппарата кистей и паль- цев рук; упражнения для развития ответной реакций на звуковой и зрительный сигналы; упражнения для развития быстроты передвижения, ловкости и прыгу- чести.
ПОДВОДЯЩИЕ УПрАжНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ:
Упражнение 1. Подбросить мяч вверх и поймать его над головой в положении для передачи сверху.
Упражнение 2. Бросить мяч в пол и после одного отскока поймать мяч в положе- нии для передачи сверху.
Упражнение 3. В парах: один партнер бросает мяч вверх – вперед, другой пар- тнер ловит мяч в положении для передачи сверху, затем набрасывает первому партнеру.
Упражнение 4. В парах: один партнер бросает мяч вверх – вперед, другой пар- тнер ловит мяч, имитируя передачу выталкивает мяч вверх.
Упражнение 5. Упр.4, но включая перемещения вперед, в стороны, поворачива- ясь вправо, влево.
ОБУЧЕНИЕ:
Упражнение 1. В стойке имитация передачи.
Упражнение 2. В стойке выталкивание волейбольного мяча (0,5-1 кг) вперед- вверх; назад вверх с опоры и в прыжке.
Упражнение 3. В парах: один партнер набрасывает волейбольный мяча, другой ловит в исходном положении для выполнения передачи (то же в прыжке).
Упражнение 4. Упр.3, но наброс в сторону (вправо, влево) от игрока. Упражнение 5. Подброс мяча над собой и передача вперед - назад партнеру ( то же в прыжке).
Упражнение 6. Наброс мяча точно партнеру и передача вперед – назад.
Упражнение 7. Упр.6, но наброс неточный.
Упражнение 8. Передача от игрока к игроку – одна передача над собой, вторая передача партнеру, (то же в прыжке).
Упражнение 9. Стоя в кругу (капитан), передает мяч каждому игроку (по поряд- ку), игрок передает капитану и т.д.
Упражнение 10. В парах у стены поочередное выполнение передачи. Упражнение 11. В парах передача над собой – присесть (коснуться пальцами пола), встать и передача партнеру.
Упражнение 12. Передача от игрока к игроку с промежуточным касанием пола. Упражнение 13. В колонне друг за другом, напротив капитан (тренер) расстояние 4 – 5 м выполнить передачу капитану и смена партнера.
Упражнение 14. Упр.13, передача через сетку.
Упражнение 15. Упр.13, с использованием эстафет.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОВЕршЕНСТВОВАНИЯ ПЕрЕДАЧ СВЕрхУ ДВУМЯ рУКАМИ:
• передачи в различных направлениях (вперед, назад);
• передачи на различные расстояния (длинные, укороченные, короткие);
• передачи различной высоты (высокие, средние, низкие);
• передачи различной скорости (медленные, ускоренные, скоростные);
• передачи в безопорном положении (в прыжке, двумя и одной рукой).
ОшИБКИ:
• неточный выход под мяч (мяч впереди игрока или за головой);
• большие пальцы направлены вперед;
• пальцы не образуют ковш;
• ноги не согнуты в коленях;
• локти слишком разведены или наоборот;
• встреча с мячом прямыми руками;
• ноги не включены в передачу.
ТАКТИЧЕСКАЯ рЕАЛИЗАЦИЯ ПЕрЕДАЧ
В современной игре передача — важнейший элемент нападения, связывающий
действия защиты непосредственно с атакой. Главная тактическая задача для волейболиста (не связующего) — обеспечить наилучшее условия для действий атакующего игрока при выполнении им нападающих ударов. Желательно, чтобы игрок не выдумывал не выполнимые им решения, а дал бы качественную высо- кую передачу волейболисту, к которому он стоит лицом.
Во время игры иногда приходиться выполнять передачу игроку первого темпа.
В связи с этим на тренировке можно предложить ему выполнить несколько пере- дач для нападающего удара из зоны 3 в зоны 2, 4.
ПрИМЕрНыЕ ИгрОВыЕ УПрАжНЕНИЯ:
Упражнение 1. Игрок первого темпа ставит блок в зоне 3. В это время со стороны соперника тренером или игроком перебрасывается мяч над блоком в зону 6. В зоне 6 принимается мяч и направляется игроку зоны 3 (точно, не довести, вперед, назад и т.д.). Игрок зоны 3 (центральный блокирующий) выходит под мяч и вы- полняет передачу в зону 2 или 4 для нападающего удара.
Упражнение 2. То же, но мяч пролетает справа от блока в зону 1. Центральный игрок должен во время снижения и приземления повернуть голову и развернуть туловище вправо. Далее как в упр. 1.
Упражнение 3. То же, но мяч пролетает слева от блока в зону 5.
При выполнении передач для нападающих ударов связующим игроком, необхо- димо использовать передачи точные, скоростные, чередуя их по длине и высоте. По скорости полета мяча передачи подразделяют на:
• медленные (до 10 м/с),
• ускоренные (до 16 м/с) и
• скоростные (более 16 м/с).
Для увеличения скорости полета мяча используют варианты скоростных и уско- ренных передач, выполненных способом сверху двумя руками. Скорость полета мяча увеличивают следующим образом:
-в исходном положении принимают более высокую стойку, ноги в коленях сгиба- ют меньше, положение кистей рук зависит от длины передачи, но во всех случаях они расположены ниже, чем при медленной передаче;
-встречное движение выполняют быстрым, активным движением рук, ноги и руки при этом выпрямляются одновременно, характерно отсутствие сопровождаю- щего движения, поэтому такие передачи менее точны. Для выполнения точных передач используют все варианты медленных передач, выполняемых способом сверху двумя руками. Условиями правильного выполнения таких передач являют- ся: своевременный и точный выход под мяч, активные, быстрые движения ног при относительно медленном движении рук; активное выполнение сопровождающего движения в направлении полета мяча при передаче.
По высоте. По высоте различают передачи: низкие — наибольшая высота траек- тории полета мяча над сеткой до 1 м; средние — высота до 2 м; высокие — выше 2 м. Высота траектории полета мяча регулируется скоростью выполнения ударно-
го движения и величиной предва-рительного приседания (сгибания ног в коленях) в рабочей позе.
Чередование передач по направлению и длине позволяет использо-вать для ата- ки всю игровую часть сетки.
4. Нападающий удар.
Как уже было ранее представлено (Рис.1) – нападающие удары – основное сред- ство набора очков. Процент «забитых» мячей – важнейший показатель успеха команды. Как показал анализ статистических данных международных соревно- ваний и чемпионата России, если команда забивает 55% нападающих ударов, она как правило выигрывает данный матч.
Ниже представлена классификация нападающего удара.
Классификация нападающего удара.
Таблица №6
Как видно нападающий удар может быть прямой и боковой. В данной работе будет рассмотрен прямой нападающий удар и его разновидности: нападающий удар по ходу, с переводом и обманный нападающий удар.
Нападающий удар наиболее сложный технический приём в волейболе, для вы- полнения которого помимо координационных способностей волейболист должен обладать достаточно высоким уровнем развития специальных физических ка- честв – силы, быстроты и прыгучести.
Техника прямого нападающего удара по ходу состоит из (Рис. 29):
• разбега;
• прыжка;
• удара по мячу;
• приземление.
Рис. 29
Разбег. 3 шага – согласуются с высотой скоростью передачи мяча для напада- ющего удара. Игрок из высокой стойки, определив траекторию полета мяча вы- полняет один – два ступающих(не быстрых) шага, последний шаг разбега выпол- няется очень быстро (стопорящий шаг) – нога (правая, левая) ставиться на пятку (с каждым шагом скорость разбега увеличивается), ноги сгибаются в коленном суставе 90-110 градусов, руки отводятся вниз – назад.
Рис. 30
Прыжок. Прыжок выполняется на оптимальную высоту резким разгибанием ног в коленном суставе и активным маховым движение рук. Бьющая рука отводиться вверх – назад, делая так называемый замах, а не бьющая рука задерживается на уровне плеч.
Рис. 31
Время разбега для выполнения нападающего удара и время прыжка чрезвычай- но важно для оптимального исполнения самого удара – то есть обработки мяча на максимально возможной высоте.
Удар по мячу. Удар по мячу производиться сверху на максимальной высоте пря- мой рукой и активной работой кисти при ударе по мячу.
Рис. 32
При выполнении прямого нападающего удара по ходу – траектория полета мяча является продолжением направления разбега игрока.
Приземление. Приземление после выполнения нападающего удара произво- диться на полусогнутые ноги.
Прямой нападающий удар с переводом влево – разбег и прыжок обычны. За- мах, как при нападающем ударе по ходу, но перед соприкосновением с мячом резким движением предплечья и особенно кисти, перевести мяч влево. Кисть соприкасается с мячом справа – сверху (вариант для правшей).
Прямой нападающий удар с переводом вправо – разбег, прыжок, замах обыч- ны, но при выполнении удара по мячу игрок поворачивает туловище влево, а
бьющая рука разворачивается несколько к наружи и резким движением кисти в этом же направлении производиться перевод мяча вправо. Кисть ложиться на мяч сверху – слева (для правши).
Обманный удар – разбег, прыжок, замах также и при прямом нападающем уда- ре. Удар по мячу выполняется на максимальной высоте резким движением кисти
• мяч обрабатывается кончиками пальцев. Рис. 33
Рис. 33
ПОДгОТОВИТЕЛЬНыЕ УПрАжНЕНИЯ.
Подготовительные упражнения для обучения нападающему удару должны быть направлены на развитие скорости перемещения, взрывной силы ног и мышц пле- чевого пояса, прыгучести и ловкости в безопорном положении.
Подводящие упражнения при обучении разбегу и прыжку:
Упражнение 1. Широкий шаг вперед на пятку – руки отвести назад и и приста- вить другую ногу.
Упражнение 2. Прыжок вверх с места с махом руками.
Упражнение 3. Прыжок вверх с одного шага.
Упражнение 4. То же с двух шагов.
Упражнение 5. То же с трех шагов.
Упражнение 6. Прыжок вверх, с двух – трех шагов, разбег выполнять быстро.
Упражнение 7. То же, но достать предмет на максимальной высоте.
Упражнение 8. Разбег – прыжок – имитация нападающего удара.
Упражнение 9. Разбег – прыжок и в прыжке бросок теннисного мяча имитирую нападающий удар.
ОБУЧЕНИЕ ПрЯМОМУ НАПАДАЮЩЕМУ УДАрУ.
Учитывая сложность этого технического приёма, обучение его проводить только расчлененным методом в такой последовательности:
• разбег (обратить внимание на постепенное увеличение скорости и на послед- ний стопорящий шаг);
• прыжок с места вверх с махом и замахом рук;
• разбег – прыжок;
• выполнение нападающего удара в опоре;
• выполнение нападающего удара в прыжке;
• выполнение нападающего удара с собственного подбрасывания через сетку;
• выполнение нападающего удара с передачи партнера.
ПрИМЕрНыЕ УПрАжНЕНИЯ ПрИ ОБУЧЕНИИ УДАрНОМУ ДВИжЕНИЮ ПрИ ВыПОЛНЕНИИ НАПАДАЮЩЕгО УДАрА.
Упражнение 1. Имитация удара (замах бьющей руки вперед-вверх; не бьющая рука поднимается до уровня плеч в согнутом положении) на месте, в прыжке с места и разбега.
Упражнение 2. Удар по мячу, поддерживаемого не бьющей рукой.
Упражнение 3. Удар по мячу с собственного подброса (как при верхней прямой подаче) на месте, в прыжке, с места и разбега.
Упражнение 4. Удар по подвешенному мячу.
Упражнение 5. Удар в пол с отскоком в стену на месте и в прыжке с собственного подброса.
Упражнение 6. То же, но мяч набрасывает партнер со стороны бьющей руки. Упражнение 7. Удар через сетку стоя на возвышении с собственного подброса. Упражнение 8. То же, но мяч набрасывает партнер.
Упражнение 9. Удар через сетку в прыжке с наброса мяча партнером с места, с одного, двух, трех шагов разбега;
Упражнение 10. Удар через сетку в прыжке с передачи партнера;
ОшИБКИ ПрИ ОБУЧЕНИИ:
• стопорящий шаг на носок и не широкий;
• отсутствие махового движения руками вперед-вверх до плеча;
• в момент удара опускание локтя «не бьющей» руки вниз;
• ранний или запоздалый разбег;
• неверный выход к мячу (разбег) – мяч в момент удара сбоку от вертикали туловища, за головой;
• не активное сгибательное движение кисти бьющей руки;
• приземление на прямые ноги.
ОшИБКИ, КОТОрыЕ ВСТрЕЧАЮТСЯ ПрИ ВыПОЛНЕНИИ НАПАДАЮЩЕгО УДАрА:
• ранний или поздний разбег;
• нет стопорящего шага;
• неправильные ритм и темп разбега;
• не оптимальное приседание перед отталкиванием от опоры;
• медленное отталкивание;
• нет махового движения не бьющей руки;
• волейболист не доходит до мяча или мяч оказывается у него за головой;
• не выносится бьющая рука на вертикаль;
• в момент удара игрок опускает локоть;
• не точное наложение кисти на мяч;
• после выполнения нападающего удара приземление на прямые ноги. Ошибки исправляются с помощью дополнительных объяснений и показа, а также подводящих упражнений и повторений отдельных элементов нападающего удара в замедленном темпе.
СОВЕршЕНСТВОВАНИЕ ТЕхНИКИ ПрЯМОгО НАПАДАЮЩЕгО УДАрА.
После того, как закончился этап обучения, наступает этап совершенствования. В этом техническом приёме совершенствуется:
• структура выполнения нападающего удара, т.е. техника выполнения;
• выполнение нападающих ударов на точность;
• выполнения нападающих ударов на силу;
• выполнение нападающих ударов на точность и на силу;
• совершенствование нападающих ударов с переводом влево, вправо и об- манных ударов.
ПрИМЕрНыЕ УПрАжНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И СОВЕршЕНСТВОВАНИЕ НАПАДАЮЩЕгО УДАрА В ВОЛЕЙБОЛЕ.
Рис. 34 Упражнение 1. 1 – 2 контроли- ровать разбег по всем точкам от начала до конца.
Контролировать прыжок и приземление.
Рис. 35 Упражнение 2.
1 разбег и прыжок на баскетбольное кольцо.
2 разбег, прыжок и бросок теннисного мяча.
3 предугадывание траектории полёта мяча после удара в пол и отскока от сте- ны, и нападающий удар по этому летя- щему мячу.
Рис. 36
Упражнение 3. Партнёр стоит на тум- бочке и держит мяч над сеткой при- близительно на той максимальной высоте, на которой должен быть вы- полнен нападающий удар. Нападаю- щий разбегается, прыгает и бьёт по мячу. (В этом упражнении, игрок рас- считывает только место прыжка и вы- соту прыжка).
Рис. 37
Упражнение 4. Волейболисту нуж- но предугадать траекторию, высоту и скорость подброшенного мяча и произвести нападающий удар через сетку (делать только один последний напрыгивающий шаг). Упражнение развивает скорость последнего шага при разбеге.
Рис. 38
Упражнение 5. Нападающий удар с передачи связующего игрока.
Нападение в игрока играющего в за- щите. Нападающий удар выполняется из разных зон.
Рис. 39
Упражнение 6.
1 Траектория подброса мяча долж- на по высоте и скорости походить на передачу первому темпу. Игроки про- изводят нападающий удар по очереди
– группа 4-5 человек.
2 Тоже самое упражнение, нападаю- щий удар в игрока играющего в за- щите.
Рис. 41
Упражнение 8. Упражнение проводить- ся на половине игровой площадки.
Наброс пасующему мяча из глубины площадки, передача к нападающему и н\у через сетку в двух защитников. Атаковать как можно точнее. Рис. 41
Рис. 42
Упражнение 9. Мячи набрасываются пасующему для передачи к н/у из 3 зоны. Чередование н/у по 1 и 5 зонам.
Рис. 43
Упражнение 10. Из 6 зоны наброс мяча в 3 зону для передачи к напада- ющему удару во 2 зону. Нападающие удары выполняются по линии.
Рис. 44
Упражнение 11. С одной стороны пло- щадки игроки из 1 и 5 зоны подают подачу и заходят в площадку соответ- ственно для игры в защите после н/у по линии из зон 2 и 4.
Рис.45
Упражнение 12. Нападающие удары с задних линий – из 6 зоны по 5 и из 1 зоны по 5.
ТАКТИЧЕСКАЯ рЕАЛИЗАЦИЯ НАПАДАЮЩЕгО УДАрА (ИНДИВИДУАЛЬНыЕ ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ).
Нападающий игрок должен уметь уверенно и эффективно пользоваться широким арсеналом нападающих ударов, их способами и варьировать ими в зависимости от типа передачи, блока и расстановки игроков в защите соперника.
Возможны такие варианты:
• мимо блока (то есть, обводя блок по диагонали или по линии);
• по верх блока, если нападающий имеет преимущество в росте, высоте прыж- ка и быстроте съема;
• между блокирующими соперниками, хотя это очень сложно выполнить техни- чески, в большинстве подобных ситуаций это происходит из-за не организо- ванного блока;
• обман выше блока;
• обман мимо блока;
• удар против слабейшего блокирующего (им могут быть – связующий, который не имеет достаточного роста и высоты прыжка. Иногда таким слабейшим звеном может быть самый высокий игрок. Высоко вынося руки над сеткой, он тем самым как бы открывает пространство для удара почти над самой сеткой);
• удар по блоку с отскоком в аут;
• удар по блоку с отскоком мяча на сторону бьющего игрока с последующей страховкой и повторной атакой. Это весьма сложно с точки зрения исполне- ния и сопряжен с большим риском.
5. Приём мяча.
Приём мяча является наиболее важным элементом в волейболе, так как с приёма начинается атака команды. При хорошем приёме мяча, процент удачного завер- шения атак увеличивается. Большинство команд используют основной способ приёма мяча в современном волейболе – приём мяча снизу двумя руками.
Классификация приёма мяча
Таблица № 7
Техника выполнения приёма снизу двумя руками:
• Перемещение к месту встречи с мячом шагом, скачком или бегом в исходное положение;
• В исходном положении ноги согнуты в коленях и голеностопных суставах, ту- ловище незначительно наклонено вперед, руки в локтевых и лучезапястных суставах выпрямлены, кисти соединены в «замок» и располагаются перпен- дикулярно траектории полета мяча;
• При приближении мяча руки вытянуть вперед – вниз, навстречу к мячу, ноги разгибаются вместе с незначительным движением рук вперед-вверх;
• Приём мяча выполняется предплечьем, точно по центру мяча, техника выпол- нения приема мяча снизу двумя руками показана на рисунке 46;
Рис. 46
Сопровождение рук за мячом и опускание рук.
Рис. 47
При приёме мячей, летящих сбоку от игрока, делается выпад в сторону ближней к траектории полета мяча ногой и плоскость рук должна быть направлена под углом к площадке (вправо – поднять правое плечо, влево – левое). Некоторые методические рекомендации при приёме мяча снизу двумя руками.
НОгИ – ЭТО ВыхОД НА ПОЗИЦИЮ:
• для выбора позиции при приёме мяча необходима постоянная работа ног;
• необходимо всегда доходить до мяча ногами (при планирующих подачах);
• при движении к точке приёма не следует размахивать руками, в то же время не нужно соединять их раньше времени (это делается на последнем шаге), так как в случае изменения направления полета мяча, дальнейшие действие руками будут не верными;
• перемещение по площадке не должны быть скачкообразными.
рУКИ – ЭТО ТЕхНИКА И КОНТрОЛЬ МЯЧА:
• выносить руки к мячу нужно кратчайшим путем. Руки при приёме мяча долж- ны находиться в удобном положении, без напряжения в плечевом поясе, а
руки при контакте с мячом и, даже некоторое время после него, не должны расходиться. Плотно соединенные руки, дают возможность лучше контроли- ровать мяч;
• приём обеспечивается «платформой» сведенными предплечьями обеих рук, развернутой по направлению последующего контакта с мячом;
• корпус принимающего должен быть в равновесии (Рис. 47).
Прежде чем приступить к описанию упражнений по приёму подач, предлагаем об- ратить внимание на некоторые параметры силовой и планирующей подачи.
В самом общем виде это выглядит таким образом:
СИЛОВАЯ ПОДАЧА В ПрыжКЕ:
Мяч:
• средняя скорость полета – 30 м/с.;
• расстояние полета – 15-17 м.;
• среднее время полета – 0,5с.. Игрок:
• время реакции – 0,3-0,4 с.;
• время действий – 0,4-0,5 с.. Итого: 0,7-0,9 с..
Таким образом, принимающий силовую подачу игрок может закрывать только какую-то определенную зону и техническое исполнение приема мяча сводиться только к подставке рук для приёма.
ПЛАНИрУЩАЯ ПОДАЧА:
• средняя скорость полета – 10-15 м/с.;
• расстояние полета – 12-17 м.;
• время полета – 0,95-1,5 с.;
Если сравнить с силовой подачей, то скорость полета мяча при планирующей по- даче меньше, но траектория полета мяча непредсказуема. Поэтому необходимо уделять особое внимание приёму планирующих подач.
Таким образом, время на подготовку и сам приём подачи крайне лимитировано, и это создает определенные трудности для обработки мяча.
При любых своих действиях принимающий игрок руководствуется следующими принципами:
• определение способа подачи и возможную траекторию полета мяча;
• полная готовность в исходной позиции (колени согнуты), игрок готов быстро переместиться сразу после подачи;
• контролируя мяч, принимающий как бы обрезает траекторию его полета с тем, чтобы направить его между зонами 2 - 3;
• по возможности мяч направляется на верхний край сетки;
• после приёма игрок должен сразу включиться в продолжение дальнейшего розыгрыша мяча.
ОшИБКИ.
• поздний выход под мяч;
• принимающий не доходит до мяча;
• руки почти направлены к полу (площадке);
• приём мяча не на «платформу»;
• в момент приёма – руки сгибаются в локтях;
• при выполнении приёма руки прижаты к туловищу;
• резкое встречное движение рук к мячу;
• при приёме мяча сбоку плоскость рук не под углом к полу.
•
ПОДгОТОВИТЕЛЬНыЕ УПрАжНЕНИЯ.
Комплекс подготовительных упражнений для обучения приёма снизу двумя рука- ми включает: упражнения для развития подвижности в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах; силы мышц плечевого пояса и быстроты перемещения по площадке. Желательно использовать набивные мячи – имитируя движения при- ёма снизу двумя руками.
УПрАжНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ.
Упражнение 1. И.п. – имитация приёма мяча снизу двумя руками перед собой, слева, справа.
Упражнение 2. То же, но после перемещения.
Упражнение 3. В паре – один кладет мяч на предплечья второму и давит слегка на мяч, второй имитирует приём.
Упражнение 4. В паре – один набрасывает мяч (снизу двумя руками – имитируя движение приёма) точно перед партнером, второй принимает его снизу двумя руками.
Упражнение 5. То же, но мяч не доброшен.
Упражнение 6. То же, но мяч набрасывается влево – вправо от игрока. Упражнение 7. В паре, от сетки – один ударяет мяч о пол, второй перемещается к мячу и выполняет приём снизу двумя руками, направляя его к сетки.
Упражнение 8. То же, но от сетки игрок выполняет подачу.
Упражнение 9. То же, но подача выполняется через сетку с 3,6 и 9 метра.
СОВЕршЕНСТВОВАНИЕ ТЕхНИКИ ПрИёМА МЯЧА СНИЗУ ДВУМЯ рУКАМИ.
В основу комплекса упражнений, направленных на совершенствование техники приёма мяча снизу двумя руками, заложен сопряженный метод, позволяющий на- ряду с совершенствованием техники приёма (структура движения) развивать не только двигательные качеств, но и некоторые психофизиологические характери- стики, такие как, реакция выбора, чувство времени, ритма и т.п. В методическом пособии даны только принципиальные упражнения, дающие возможность трене- рам самостоятельно находить различные новые варианты с постепенным услож- нением, в зависимости от степени подготовленности занимающихся. Предлагае- мые упражнения систематизированы по принципу воздействия на анализаторы.
Таблица №8
Практика показывает, что любая ошибка при приёме мяча с подачи приводит к проигрышу очка или потере инициативы в тактических действиях. Качественный приём подачи в дальнейшем оказывает существенное влияние на эффектив- ность нападающих действий команды. Выполняя приём подачи, игроки, кроме физического, испытывают высокое сенсорное и эмоциональное напряжение. Все виды напряжений оказывают комплексное воздействие на волейболистов и по- стоянно возрастают в зависимости от количества ошибок, допущенных при при- ёме мяча, а также от накала спортивной борьбы и ответственности.
ПрИМЕрНыЕ УПрАжНЕНИЯ ДЛЯ СОВЕршЕНСТВОВАНИЯ ПрИёМА.
Упражнение 1. И.п. принимающий игрок в центре площадке. Поочередные по- дачи 3-4-х игроков в различные зоны. После приёма принимающий игрок быстро возвращается в и.п. (10-20 приёмов).
Упражнение 2. То же, но принимающий игрок стоит спиной к сетке. По сигналу тренера поворачивается (раз через правое плечо, другой - левое) и выполняет приём.
Упражнение 3. И.п. принимающий игрок в зоне 5. Подача в принимающего игро- ка 5-10 по диагонали. То же в зоне 1. Приём в зону связующего.
Упражнение 4. И.п. принимающий в зоне 6. Подачи: точно в принимающего, вправо, влево. Приём в зону связующего (15-20 приёмов).
Упражнение 5. То же. Укороченная подача.
Упражнение 6. Приём подачи – выполненной пушкой, которой можно изменять скорость полета мяча и направление (20-30 приёмов).
Упражнение 7. Приём силовых (скоростных) подач в зонах 1; 6; 5; (по 5 приёмов в каждой зоне).
Упражнение 8. После каждого приёма принимающий делает рывок или кувырок и занимает свое место (10-20 приёмов в каждой игрок).
Упражнение 9. Приём подач на закрытой сетке. После каждого приёма игрок меняет зону. Тренер информирует об этом подающих игроков (10-20 приёмов в каждой зоне (1; 6; 5)).
В этом разделе и далее при приёме подач добиваться, чтобы принимающий при- нимал и доводил в зону связующего игрока:
• планирующая подача 6 из 10, т.е. 60%
• силовая (скоростная) подача 5 из 10, т.е. 50%
На тренировочных занятиях вначале подавать не сложные подачи (дать почув- ствовать принимающему игроку приём), а затем усложнять. Желательно такая последовательность: нацеленная подача, планирующая, силовая (скоростная).
При выполнении подобных упражнений необходимо выполнять 2 условия:
• первое – подающие должны понимать, что они в этом случае работают на принимающих и свести до минимума ошибки при подаче, не упрощая ее;
• второе – добиться максимального количества приёма мяча в зону связующего.
•
ТАКТИЧЕСКАЯ рЕАЛИЗАЦИЯ ПрИёМА.
В современном волейболе приём мяча – ведущий технический элемент защитных действий команды, особенно при приёме подачи соперника.
При приёме подачи перед игроками стоят 2 основные задачи:
• принять мяч, оставив его в игре (при приёме силовой (скоростной) подаче);
• приём подачи с точной доводкой в зону связующего игрока (планирующая подача в опоре, подача планирующая в прыжке).
При приёме подач принимающий обязан определить способ выполнения подачи, направление и траекторию полета мяча, выбрать место для приёма и направле- ния полета мяча для дальнейших действий команды.
6. Блок.
Скоростная организация атаки с широким применением различных комбина- ций, скоростных передач для нападающих ударов и увеличение количества на- падающих – отличительная особенность современного волейбола. Поэтому блокирующие нередко бывают вынуждены в одиночку вести борьбу над сеткой с нападающими соперника. Естественно, что за последние годы требования, предъявляемые к искусству блокирования, еще больше возросли.
Актуальность проблемы, наряду с относительно скудностью учебной литературы по блокированию послужили толчком для написания этого раздела в предлагае- мом методическом пособии.
Мы постарались обобщить имеющийся научно – методический материал по бло- кированию и ряд высказываний волейболистов и тренеров.
Вашему вниманию будет предложено обучение и совершенствование одиночному блоку (как основы группового блока) и тактическая реализация данного техниче- ского приёма.
Классификация блока
Таблица №9
ТЕхНИКА БЛОКИрОВАНИЯ.
Располагаясь лицом к сетке блокирующий принимает стойку готовности – ноги расстав- лены на ширине плеч, стопы параллельны друг другу, ноги незначительно согнуты в коленном суставе. Руки на уровне лица согнуты в локтевых суставах под прямым углом, а раскрытые ладони представляют собой естественное продолжение предплечий.
Для придания указанной стойки готовности динамичности, можно рекомендовать игроку различные движения небольшой амплитуды переступания с ноги на ногу, покачивание из стороны в сторону и т.д.
Перемещение к предполагаемому месту встречи с мячом осуществляется при- ставным, скрестным, смешанным (первый скрестный шаг) далее приставным шагом, скачком или бегом. На расстояние до 1 м перемещаются скачком, до 2 м – приставным или скрестным, более двух (в зависимости от скорости передач) приставным, скрестным или бегом поворачиваясь затем к сетке лицом (рис. 49, 50, 51). Последний шаг выполняется как стопорящий внутренней стороной стопы и игрок принимает стойку готовности.
Рис. 49
Рис. 50
Рис. 51
Техника отталкивания с места, с исходной готовности, предлагает синхронную работу частей опорно – двигательного аппарата.
Перед отталкиванием игрок выполняет приседание. Углы сгибания коленного, та- зобедренного и голеностопного суставов определяется субъективно, исходя из стремления выполнения максимального прыжка и, очевидно, определяется уров- нем развития физических качеств и анатомических возможностей игроков. При отталкивании от опоры происходит резкое разгибание коленных и тазобедрен- ных суставов (сгибание в голеностопном суставе) с одновременным быстрым разгибанием рук в локтевых суставах и движением рук вверх – вперед.
Руки центрального блокирующего должны опережать подъем тела и выноситься над сеткой раньше.
Пальцы рук разведены и оптимально напряжены. Расстояние между кистями рук, чуть меньше диаметра мяча.
Расположение рук при блокировании:
• при блокирование прямых нападающих ударов, руки точно против мяча (ладони рук располагаются в одной плоскости);
• при блокирование нападающих ударов с переводом одна ладонь параллель- но сетке, вторая (ближняя к краю площадке) несколько развернута на встречу к мячу.
Расположение рук при блоке:
• при блоке прямых нападающих ударов руки точно против мяча (ладони рук располагаются в одной плоскости);
• при блоке нападающих ударов с переводом одна ладонь параллельно сетке, вторая (ближняя к краю сетке) несколько развернута навстречу мячу.
Затем происходит приземление на согнутые ноги и готовность игрока к дальней- шим действиям. Рис. 52
Рис. 52
ПОДгОТОВИТЕЛЬНыЕ УПрАжНЕНИЯ.
Подготовительные упражнения для обучения блокированию направлены на раз- витие быстроты реакции (простая и сложная), скорости передвижения (вперед, левым и правым боком), ловкости в безопорном положении, прыгучести, силы верхних конечностей.
ПОДВОДЯЩИЕ УПрАжНЕНИЯ.
Упражнение 1. Имитация блока на месте у стены, сетки.
Упражнение 2. Имитация блока в прыжке после перемещения вдоль сетки впра- во – влево скачком, приставным. скрестным шагом и бегом.
Рис. 53
Упражнение 3. Имитация блока в прыж- ке в парах с касанием ладонями друг друга.
Упражнение 4. То же, но с переносом рук вправо – влево.
Упражнение 5. В парах через сетку: один игрок имитирует нападающий удар, дру- гой закрывает удар по направлению разбега.
Рис. 54
Упражнение 6. Один игрок стоит на воз- вышении с мячом в руках над сеткой (на своей стороне), другой имитирует блок, выполняя активное движение руками.
Рис. 55
Упражнение 7. Игроки в парах, передаю мяч над сеткой в прыжке перемещаясь на один шаг вправо, влево.
Рис. 56
Упражнение 8. Блокирование мяча по- сле подброса.
Упражнение 9. Три игрока в зонах 2, 3, 4 стоят на возвышении – блокирующие имитируют блокирование после перемещения (перемещаясь вправо, влево).
Рис. 57
Упражнение 10. Тренер набрасывает раз- личными способами мяч над сеткой, игрок А осуществляет блокирование, после при- земления перемещается вдоль сетки и вы- полняет повторное блокирование (от 3 до 10 перемещений по заданию). После встаёт в конец колонны, а вместо него выполняет упражнение игрок В и т.д. После переме- щения осуществлять строго вертикальный прыжок, прыжки в длину являются ошибкой.
Рис. 58
Упражнение 11. Игрок A перемещается попеременно в 4 и 2 зоны, при этом со- блюдая оптимальную скорость передви- жения, правильную технику передвиже- ния. В момент прыжка положить кисти рук на мяч, который держат партнеры, стоящие на подставках. Мячи держат на заданной высоте и определённом рас- стоянии от сетки.
Рис. 59
Упражнение 12. Постановка одиночного блока против нападающего игрока. Для наибольшей эффективности нападающего удара, атакующий игрок стоит на возвыше- нии (тумбе). Из 2 зоны атака по линии, из 4 по ходу. После выполнения технического элемента – смена. Следить за правильным выбором места для блокирования, а также правильным по технике исполнением дан- ного технического элемента.
Методическое указание – тренеру добиться переноса игроком рук над сеткой и активной их работы.
ОБУЧЕНИЕ.
Упражнение 1. Блокирование нападающего удара, выполняемого нападающим игроком с собственного подброса (направление удара известно).
Упражнение 2. То же, но нападающие удары выполняются поочередно из зон 2, 3, 4. Блокирование после перемещения.
Упражнение 3. Блокирование нападающих ударов из зоны 4 с передачи партнера.
Упражнение 4. То же из зоны 2.
Упражнение 5. То же из зоны 3.
Рис. 60
Упражнение 6. Атака осуществляется с высокой передачи. Игрок который вы- полняет блокирование, наблюдает за нападающим игроком и перемещается вдоль сетки. Удар точно в руки блокиру- ющему.
Рис. 61
Упражнение 7. Нападение с высоких и средних передач, игрок блоке пытается предугадать направление атаки и за- крыть направление нападающего удара блоком.
Упражнение 8. Блокирование нападающих ударов выполняемых из различных зон и с различных передач по высоте и скорости.
ОшИБКИ ПрИ ВыПОЛНЕНИИ БЛОКА.
• статическая стойка в исходном положении;
• нет стопорящего шага после перемещения;
• пальцы при блоке не разведены;
• пальцы и запястья рук при блоке не напряжены;
• широко разведены руки при блокировании;
• нет переноса рук над сеткой на сторону соперника;
• неумение анализировать высоту, скорость, траекторию полета мяча, удален- ность мяча от сетки и как следствие не своевременный прыжок блокирующего. При совершенствовании блокирования тренеру необходимо уделить внимание на: перемещение игрока, выбор места для блока, своевременность прыжка и пере- носа рук на сторону соперника с активным противодействием нападающему, так же тренер должен учитывать, что центральный блокирующий перемещается влево
медленнее, чем вправо: так влево его скрытый период (определение зоны атаки) и время перемещения к предполагаемому месту блокирования соответственно со- ставляют - 0,476 и 1,175 мс., а вправо – 0,442 и 1,121 мс. И соответственно с этим на тренировках давать упражнения с перемещением как вправо, так и влево 50/50. Что касается подбора упражнений для совершенствования блока – это эпизоды блокирование во время игры.
ТАКТИЧЕСКАЯ рЕАЛИЗАЦИЯ БЛОКА.
Во время игры очень важно, как реализуется этот технический приём, то есть действия блокирующего. На блок приходиться от 11 до 13% набранных командой очков выигрывается именно блоком.
При своей подаче блокирующему в первую очередь необходимо отыскать «свое- го» нападающего на стороне соперника. После того, как нападающий «взят под контроль», можно перевести внимание на расстановку игроков соперника и ожи- дать дальнейшего развития событий.
При блокировании общей тактической задачей является требование заблокиро- вать или смягчить нападающий удар соперника. Частными тактическими задача- ми являются:
• защита определенной (заранее оговоренной) зоны своей площадки – «зон- ное» блокирование, выполняемое неподвижном блоком;
• активное противодействие атаке соперника – «ловящее» блокирование, вы- полняется подвижным блоком.
Для блокирующего возникают всегда две задачи: в каком месте и в какое время вы- полнить блокирование. Эти задачи можно решить только при согласовании действий блокирующего с действиями игроков команды соперника в следующем порядке:
1. Со связующим игроком, выполняющим вторую передачу для нападающего уда- ра с целью определения возможного направления атаки (по положению рук, ног, корпуса связующего).
2. С траекторией, высотой и скоростью второй передачи.
3. С игроком выполняющим нападающий удар в следующем порядке:
• определение направления его разбега к мячу с последующим перемещени- ем и занятием блокирующим места по ходу (направлению), чтобы «закрыть» направление атаки по ходу.
• оценка движение бьющей руки при замахе с тем, чтобы определить момент прыжка и выноса рук.
Здесь целесообразно руководствоваться следующими правилами:
• при высокой (средней) передаче, близкой к сетке (до 1 м), прыжок следует выполнять в момент замаха «бьющей» руки нападающего;
• при этой же передаче, но отдаленной от сетки (более 1м) в момент пересече- ния вертикали «бьющей» руки нападающего;
• при низкой передаче близкой к сетке – в момент подъема рук на уровень головы при отталкивании нападающего игрока;
• при передаче типа «взлет» - в момент одновременно с нападающим.