Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Передача заявлений

  • 👀 197 просмотров
  • 📌 161 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Передача заявлений» docx
Тема 8. Передача заявлений. Принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг. Принятие на хранение документов. Передача заявлений граждан и юридических лиц. Способы передачи заявлений. Оформление данного нотариального действия. Свидетельство о передаче заявления. Принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг. Понятие депозита в нотариальной практике. Депозитный счет нотариуса. Условия принятия нотариусом в депозит денежных сумм. Порядок и условия выдачи из депозита денежных сумм и ценных бумаг. Сроки хранения денежных сумм в депозите. Принятие на хранение документов. Характеристика данного нотариального действия. Порядок совершения. Выдача свидетельства о принятии на хранение документов. Ст. 87 Основ устанавливает, что нотариус в случаях, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации, принимает от должника в депозит денежные суммы и ценные бумаги для передачи их кредитору. О поступлении денежных сумм и ценных бумаг нотариус извещает кредитора и по его требованию выдает ему причитающиеся денежные суммы и ценные бумаги. Принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг производится нотариусом по месту исполнения обязательства. Переданные в депозит нотариуса денежные средства и ценные бумаги считаются принадлежащими кредитору с момента получения им указанного имущества из депозита. Возврат денежных сумм и ценных бумаг лицу, внесшему их в депозит, допускается лишь с письменного согласия лица, в пользу которого сделан взнос, или по решению суда, если иное не предусмотрено другими законами. На депозитные счета нотариуса деньги или ценные бу­маги вносятся при невозможности вручить их самому креди­тору. Должник вправе внести причитающиеся с него деньги или ценные бумаги в депозит нотариуса, если обязательство не может быть исполнено должником вследствие: 1. отсутствия кредитора или лица, уполномоченного им принять исполнение, в месте, где обязательство должно быть исполнено; 2. недееспособности кредитора и отсутствия у него пред­ставителя; 3. очевидного отсутствия определенности по поводу того, кто является кредитором по обязательству, в частности в связи со спором по этому поводу между кредитором и другими лицами; 4. уклонения кредитора от принятия исполнения или иной просрочки с его стороны. На основании ч. 2 ст. 327 ГК РФ внесение денежной сум­мы или ценных бумаг в депозит нотариуса или суда считается исполнением обязательства, о чем нотариус или суд, в депозит которого внесены деньги или ценные бумаги, извещает кредитора. В Основах о нотариате не раскрывается определение документов, хотя действие имеет к ним непосредственное отношение. Ввиду этого для присвоения статуса информации в задокументированном виде нотариусы используют положения ГОСТ Р 51141–98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденного постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 № 28. На хранение может быть принят документ на любом физическом носителе. Электронная документация не имеет материального носителя, она не может быть принятой на хранение. В данный момент в нотариальном деле никак не регулируется порядок принятия и хранения документов в электронном виде. В соответствие с принятыми нормами, принятие документов на хранение нотариусом сопровождается описью, она составляется в двух экземплярах – для лица, сдавшего документы, и второй экземпляр, который остается у нотариуса. Нормативно-правовой порядок регулирует оформление описи, по принятым нормам и правилам она должна включать в себя: • Данные нотариуса – ФИО, полное название нотариальной конторы или нотариального округа, к которому данный специалист относится; • Данные о стороне, передающей документы на хранение; • Название документа с обязательным упоминанием вида – оригинал или копия, присвоенный номер, даты составления и выдачи; • Название организация, которая выдала документ, или иной источник, который будет полезен для идентификации; • Краткое содержание документа; • Обязательно упоминается физическое состояние документа с перечислением всех имеющихся повреждений – ветхости, оборванных фрагментов, клякс и прочих помарок, отсутствующих частях текста. Должностное лицо обязуется вернуть документ в том же виде, в каком он был принят, описание физического состояния документа имеет огромное значение для обеспечения сохранности в нотариальной практике. Нотариус подписывает оба экземпляра, то же самое делает и человек, который передает документы на хранение. На практике подпись нотариуса часто дополнительно заверяют его печатью без изображения Государственного герба РФ. Также предусмотрено хранение без описи, нотариус может принять документ, не составляя опись, если это соответствует желанию человека, передающего документ. При этом в Основах о нотариате нет четкой формулировки о том, в каком виде должна быть выражена просьба принять документ без описи. Для того, чтобы избежать проблем и обезопасить свою деятельность, на практике данную просьбу всегда оформляют в письменной форме. Для того, чтобы принять на хранение документы с описью, нотариус помещает их в персональный пакет. Целостность и сохранность пакета в данном случае подтверждается только печатью и подписью нотариуса, подпись сдавшего на хранение лица по правилам не требуется. Если же нотариус принимает на хранение без описи, то использование отдельного пакета, заверение печатью и подписью выполняется по усмотрению нотариуса. После получения документов с описью нотариус отвечает за их сохранность, при хранении без описи работают другие условия. Если документы сдаются без описи, то нотариус будет ответственным исключительно за сохранность и целостность упаковки с документами. Подтверждением сдачи документов и обязательным условием для того, чтобы получить их, является свидетельство о принятии документов, оно оформляется по форме, утвержденной Минюстом РФ. По правилам делопроизводства один экземпляр данного свидетельства прилагается в нотариальное дело. Нотариус передает заявления граждан, юридических лиц другим гражданам, юридическим лицам лично под расписку или пересылает по почте с обратным уведомлением. Заявления могут передаваться также с использованием телефакса, компьютерных сетей и иных технических средств. Расходы, связанные с использованием технических средств для передачи заявлений, оплачивает лицо, по просьбе которого совершается нотариальное действие. При принятии заявления для передачи его адресату нотариус устанавливает личность гражданина, обратившегося за совершением такого нотариального действия, и выясняет его дееспособность. Если заявление исходит от юридического лица, нотариус проверяет правоспособность юридического лица и полномочия его представителя на представление нотариусу такого заявления. Заявления граждан или юридических лиц, представленные нотариусу для передачи их другим физическим или юридическим лицам, должны быть подготовлены не менее чем в двух экземплярах, один из которых остается в делах нотариуса, а остальные передаются адресатам. Передача заявления нотариусом осуществляется с использованием одного из способов, предусмотренных комментируемой статьей: лично под расписку, по почте с обратным уведомлением, с использованием телефакса, компьютерных сетей или иных технических средств. Способ передачи заявления определяется нотариусом. Как правило, передача заявления осуществляется посредством почтового отправления с обратным уведомлением. Независимо от способа передачи заявления, оно направляется адресату с сопроводительным письмом. При этом сопроводительное письмо составляется в двух экземплярах, один из которых остается в делах нотариуса вместе с экземпляром передаваемого заявления. На хранящемся у нотариуса экземпляре сопроводительного письма указывается реестровый номер, за которым зарегистрирована передача заявления, и сумма взысканного за совершение нотариального действия нотариального тарифа. В случае передачи заявления лично нотариусом передача должна осуществляться под расписку. Расписка о получении заявления может быть совершена адресатом в виде отдельного письменного документа или учинена на втором остающемся у нотариуса экземпляре сопроводительного письма. В расписке должна быть проставлена дата и время получения заявления адресатом, а также указаны полностью фамилия, имя, отчество адресата, реквизиты документа, удостоверяющего его личность, место его жительства. Способ передачи заявления определяется нотариусом. Как правило, передача заявления осуществляется посредством почтового отправления с обратным уведомлением. После передачи заявления по просьбе лица, подавшего заявление, ему может быть выдано свидетельство о передаче заявления (ч. 2 ст. 86 Основ). Это свидетельство регистрируется в реестре. Принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг производится нотариусом по месту исполнения обязательства. Переданные в депозит нотариуса денежные средства и ценные бумаги считаются принадлежащими кредитору с момента получения им указанного имущества из депозита. Депозит нотариуса — это эффективный способ исполнения финансовых обязательств должника перед кредитором, а также безопасных расчетов по сделкам. Полное название этого инструмента — публичный депозитный счет нотариуса. Статья 87 Основ устанавливает, что нотариус в случаях, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации, принимает от должника в депозит денежные суммы и ценные бумаги для передачи их кредитору. Принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг производится нотариусом по месту исполнения обязательства. Для выяснения сущности данного нотариального действия и правильного его применения, необходимо обратиться к действующему гражданскому законодательству. Принятие нотариусом в депозит безналичных денежных средств осуществляется путем распоряжения нотариуса о принятии денежных средств на публичный депозитный счет, выдаваемого нотариусом должнику для представления должником в банк, в котором открыт публичный депозитный счет нотариуса. При принятии заявления о выдаче из депозита денежных сумм или ценных бумаг нотариусом устанавливается личность обратившегося кредитора, проверяется его дееспособность, а в случае подачи соответствующего заявления представителем кредитора – основания представительства. Если кредитором является юридическое лицо, нотариусом производится проверка правоспособности юридического лица и полномочий его представителя. На заявлении делается отметка об установлении личности депонента и указывается наименование документа, его номер, дата выдачи и наименование учреждения, выдавшего документ, удостоверяющий личность депонента, а также указывается документ, подтверждающий право на получение депозитных сумм (свидетельство о праве на наследство, доверенность и др.). При этом депонент расписывается на заявлении в получении наличных денег. Денежные суммы могут быть выданы из депозита также по именным чекам банка. При получении чека депонент расписывается на корешке чековой книжки, а на заявлении делается отметка о выдаче чека с указанием его номера и даты выдачи. Ценные бумаги из банка получают нотариусы. Депонент в получении ценных бумаг расписывается на заявлении. В случае смерти кредитора денежные суммы и ценные бумаги, внесенные в депозит нотариуса, входят в наследственную массу и выдаются по представлении наследниками свидетельства о праве на наследство, выданного нотариусом, в компетенцию которого входит оформление наследственных прав после смерти кредитора по денежному обязательству. Возврат денежных сумм и ценных бумаг лицу, внесшему их в депозит, допускается лишь с согласия на то лица, в пользу которого поступили денежные суммы и ценные бумаги, или по решению суда (ст. 88 Основ законодательства РФ о нотариате). Требование о возврате денежных сумм и ценных бумаг и согласие на их возврат должны быть выражены в письменной форме. Следует помнить, что денежные средства и ценные бумаги, хранящиеся в депозите нотариуса, не являются собственностью нотариуса. Не востребованные из депозита денежные суммы хранятся на депозитном счете нотариуса в течение трех лет со дня посылки извещения о внесении в депозит лицу или организации, на имя которых внесены депозитные суммы. В тех случаях, когда адрес депонента лицом, внесшим в депозит денежные суммы или ценные бумаги, не указан, срок хранения денег исчисляется со дня принятия их в депозит. Срок хранения денежных средств, внесенных на нотариальный депозит, равен общему сроку исковой давности, установленному в ГК РФ, то есть 3 года. Нотариус принимает на хранение документы по описи. Один экземпляр описи остается у нотариуса, другой экземпляр выдается лицу, сдавшему документы на хранение. По просьбе лица нотариус может принять документы без описи, если они упакованы надлежащим образом (упаковка скрепляется печатью нотариуса, подписывается им и лицом, сдавшим документы). В таких случаях нотариус несет ответственность за сохранность упаковки. Нотариус принимает на хранение в порядке, установленном статьей 44.3 настоящих Основ, электронные документы, представленные в виде файла, направленного заявителем в Федеральную нотариальную палату через единую информационную систему нотариата с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с соблюдением технических требований к представлению электронных документов для хранения нотариусом, утвержденных оператором единой информационной системы нотариата. Оператор единой информационной системы нотариата исключает возможность доступа нотариуса к содержанию представленных для хранения электронных документов. Заявление о принятии на хранение электронных документов и электронные документы, представленные нотариусу для их хранения, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. Если для хранения представляются несколько электронных документов, заявитель формирует пакет из этих документов и подписывает его своей усиленной квалифицированной электронной подписью. В соответствие с принятыми нормами, принятие документов на хранение нотариусом сопровождается описью, она составляется в двух экземплярах – для лица, сдавшего документы, и второй экземпляр, который остается у нотариуса. Нормативно-правовой порядок регулирует оформление описи, по принятым нормам и правилам она должна включать в себя: • Данные нотариуса – ФИО, полное название нотариальной конторы или нотариального округа, к которому данный специалист относится; • Данные о стороне, передающей документы на хранение; • Название документа с обязательным упоминанием вида – оригинал или копия, присвоенный номер, даты составления и выдачи; • Название организация, которая выдала документ, или иной источник, который будет полезен для идентификации; • Краткое содержание документа; • Обязательно упоминается физическое состояние документа с перечислением всех имеющихся повреждений – ветхости, оборванных фрагментов, клякс и прочих помарок, отсутствующих частях текста. Должностное лицо обязуется вернуть документ в том же виде, в каком он был принят, описание физического состояния документа имеет огромное значение для обеспечения сохранности в нотариальной практике. Нотариус подписывает оба экземпляра, то же самое делает и человек, который передает документы на хранение. На практике подпись нотариуса часто дополнительно заверяют его печатью без изображения Государственного герба РФ. Также предусмотрено хранение без описи, нотариус может принять документ, не составляя опись, если это соответствует желанию человека, передающего документ. При этом в Основах о нотариате нет четкой формулировки о том, в каком виде должна быть выражена просьба принять документ без описи. Для того, чтобы избежать проблем и обезопасить свою деятельность, на практике данную просьбу всегда оформляют в письменной форме. О принятии документов на хранение нотариус выдает свидетельство, которое составляется в двух экземплярах. Второй экземпляр свидетельства хранится у нотариуса. В свидетельстве указываются место выдачи, число, месяц, год выдачи (прописью), фамилия и инициалы нотариуса, адрес помещения его конторы, фамилия, имя, отчество гражданина, сдавшего документы на хранение, место его проживания, на какой срок хранения сдан документ.
«Передача заявлений» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot