Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Память

  • ⌛ 2016 год
  • 👀 634 просмотра
  • 📌 605 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Память» docx
29.10.2016 – лекция № 11 Память План: 1. Сущность понятия «память». 2. Основные законы памяти. 3. Виды памяти. 4. Общая характеристика процессов памяти. 4.1 Запоминание. Условия запоминания и мнемотехника («мнемо» от греч. богиня). 4.2 Сохранение. 4.3 Узнавание и воспроизведение. 4.4 Забывание. 5. Индивидуальные различия памяти. 1. Сущность понятия «память» Память – запоминание, сохранение и воспроизведение индивидом его прошлого опыта. Память осуществляет единство и целостность человеческой личности. Память развивается с развитием личности в зависимости от того, какое место занимает в деятельности концепции процесс запоминания, сохранения и воспроизведения. От этого зависит возникновение продуктивных связей. Эти три процесса должны занимать в процессе деятельности цель действия. 2. Основные законы памяти 1. Ассоциации. Существуют следующие ассоциации: • по смежности и в пространстве или по времени; • ассоциации по сходству; • по контрасту; • причинно-следственные ассоциации. Запоминаются быстрее слова синонимы, слова антонимы, потому что между ними существует прямая и обратная смысловая связь, также слова логически связанные; 2. Закон связи памяти с мышлением; 3. Закон связи памяти с речью. Чем лучше проговаривается материал, тем он лучше запоминается. Причём говорить надо как внутри, так и вслух. Для перевода с кратковременной памяти в долговременную очень важно проговорить. 4. Закон связи памяти с воображением. Образное представление или активное включение воображения в процесс запоминание материала улучшает запоминание и припоминание материала. 5. Закон связи памяти с мотивацией (с предметом потребности человека). Запоминается материал тем лучше, че сильнее он связан с актуальными потребностями. 6. Закон связи памяти с эмоциями. Чем сильнее эмоциональные чувства человека к предмету или материалу, тем лучше он запоминается. 7. Закон забывания. (Разработала Блюма Вульфовна Зейгарник). Если дело закончено, то оно быстро забывается. 3. Виды памяти По 3 категориям делится память: 1. по характеру психической активности, преобладающей в деятельности человека: • двигательная память – это запоминание, сохранение, и воспроизведение движений; • эмоциональная память – на чувства, эмоции, которые сигнализируют как удовлетворены наши потребности и интересы; • образная память – на представление картин, природы запахов, вкусов. Образная память подразделяется на слуховую, зрительную, осязательную, обонятельную и вкусовую; • словесно-логическая память, содержанием этой памяти являются наши мысли, а мысли не существуют без речи и языка. Язык – это лексика, грамматика, стилистика. А из языка рождается речь – говорение, слушанье и т.д. Речь – действие, а язык оформление речи с помощью знаков и символов. 2. по характеру цели деятельности: • непроизвольная память; • произвольная память. В тех случаях, когда отсутствует цель что-либо запомнить, память называется – непроизвольной. При произвольной памяти процесс запоминания и воспроизведения выступает как специальные мнемические действия, основной целью которых является само запоминание. Условием произвольного запоминания являются полнота, чёткость, последовательность действий. Отечественные психологи утверждают, и даже эксперементально доказали, что при непроизвольной памяти материал запоминается продуктивнее и лучше. 3. по продолжительности закрепления и сохранения материала в связи с его ролью и место деятельности: • долговременная память, наиболее сложная, потому что обеспечивает длительное сохранение материала. Емкость долговременной памяти не ограничена (безгранична); • кратковременная память характеризуется недолговременным сохранением материала после однократного, немедленного воспроизведения. Если воспроизвести фразу, то запоминаются 5-6 последних элементов. Но повторяя эту фразу чаще-чаще, можно добиться увеличения запоминаемых элементов до 7; • оперативная память. Мнемические процессы, осуществляются человеком по частям, действиям, т.е. по операциям. При этом в уме сохраняется некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока мы с ними имеем дело. По мере продвижения к конечному результату отработанный материал может забываться, это и есть оперативные единицы памяти. 4. Общая характеристика процессов памяти 4.1 Запоминание. Условия запоминания и мнемотехника («мнемо» от греч. Богиня Запоминание зависит в частности, по утверждению психологов (Сергей Леонидович Рубинштейн) от характера, деятельности в ходе, которой оно совершается. Запоминается и осознаётся все то, что является целью нашего действия. Условия и приёмы, способствующие осмысленному и прочному запоминанию (мнемотехника): • положительная мотивация и интерес; • доступность материала; • установка на запоминание непроизвольное и произвольное); • использование как можно большего количества ассоциаций; • концентрация внимания (с помощью сравнения, сходства и различи); • осмысленное запоминание. Доказано, что мнемическое запоминание во много раз менее продуктивно, чем осмысленное; • создание эмоционально-окрашенных образов. Для этого нужно включить материал, который важен учащемуся в значимый контекст; • создание мысленных образов, которые требуют, как воображения, так и интеллекта, что тесно связано с ассоциациями; • повторение материала. Психологи пишут, что это важнейшее условие овладения навыками и умениями. Благодаря повторению запоминание становится прочным. В отечественной литературе описаны несколько способов повторения: 1. Концентрированное повторение материала 12 раз подряд, а при полной концентрации для запоминания надо 24 раза повторять. 2. Распределённое повторение материала с промежутком во времени, при таком повторении потребуется только 10 раз. Психологи отмечают «повторение должно быть незамедлительным вслух или мысленно», затем через 30-40 секунд, затем через 24 часа, затем, через 2 дня, через неделю, через 6 месяцев. В общей сложности должно быть 6 повторений. Приёмы запоминания: 1. метод группировки; 2. метод классификации; Можно составлять пары слов в сочетании, даже не связанных. Оба метода предполагают необходимость категорий. Для лучшего запоминания нужно несколько раз повторить вслух, повторять. 3. преобразование абстрактного понятия в конкретный образ: • радость – улыбка; • бедность – нищета; • жара – лето; • скорость – самолёт. 4. метод Цицерона (метод мест). Это мысленно-пространственное маркирование. Древнеримские ораторы, чтобы понимать речь размещали мысли в доме или в памятных местах на улице, в сенате на трибуне оратор медленно ходил как бы «по дому» «снимал» вещи (мысли). Студенту нужно предложить войти в комнату, где находился стол с ящиками и разместить там или слова, или мысли. Причём обозначить каждую мысль цифрой и отвечать на вопросы мысленно что? где? когда? 5. запоминание иностранных слов. Учить сразу не более 5 слов, обязательно в паре, в предложениях, в словосочетаниях. Обязательно записать слова на карточках, а на обратной стороне на русском языке. 6. метод «матрёшки». Например, офис (большая матрёшка) секторы (отделы) специалисты. Каждая матрёшка соответствует мысли, обозначенной речью. 7. метод вопросов для безошибочного запоминания, следующие вопросы: что? о чём? кто? когда? когда? почему? для чего? куда? где? 8. приём ассоциаграммы. В середине пишется ключевое слово, вокруг него по кругу группируются ассоциативные слова или понятия, могут быть лексические грамматические поля. платформа 9. связь запоминаемых предметов или названий с близкими им местами. Например, почта – телеграф. 10. для запоминания весьма эффективны письменные работы. Для запоминания необходимо мысленно разместить предмет там, где Вы всё время его забываете, и проговаривается вслух. К примеру, Вы забываете о том, что выключили ли утюг? Для этого надо вслух после глажки говорить: «я выключила, я положила утюг на место». 11. логически связанный текст лучше запоминается и воспроизводится чем разрозненный. Чем больше рецепторов принимает участие в запоминаемом материале, тем скорее этот материал переходит в долговременную память. Перегружать свою память также плохо, как и не нагружать. А. Смирнов. Работа с текстом. Текст следует читать от 3-х до 5-ти раз. Способы чтения лекции: • первое чтение носит характер просмотра текста (ориентировочное чтение); • второе чтение – разбивка текста на части по основным мыслям; • третье чтение: составление плана, группировка материала, выделение опорных пунктов (основных мыслей и понятий); • подлинное запоминание текста, т.е. мысленный пересказ самому себе. Способы работы над текстом: 1. выделение в каждой части главной мысли; 2. озаглавливание каждой части; 3. установление структурных отношений между частями; 4. составление плана; 5. составление таблиц, схем, матриц; 6. сопоставление нового материала с уже имеющимися знаниями; 7. выделение опорных вех, тем, тематик, отдельных мыслей; 8. сравнение, сопоставление смыслового материала внутри текста; 9. группировка материала, классификация и систематизация материала; 10. составление вопросов к тексту; 11. комментирование текста к самому себе, мысленный пересказ текста самому себе. 4.2 Сохранение Сохранение – можно судить по двум процессам: воспроизведение и узнавание. Сохранение включает переработку материала, котором участвуют такие операции, как: обобщение, систематизация и т.д. Ослабление сохранения материала в памяти называется забыванием. 4.3 Узнавание и воспроизведение Узнавание – какого-либо объекта происходит в момент его повторного восприятия. Узнавание может быть разным по степени точности и полноты. Воспроизведение – отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него. Воспроизведение труднее узнавания. Воспроизведение может быть произвольным, непроизвольным и опосредованным. Непосредственное воспроизведение протекает без промежуточных ассоциаций. А при опосредованном восприятии человек опирается на промежуточные ассоциации (слова, образы, чувства, действия). 4.4 Забывание Забывание выражается в невозможности вспомнить в ошибочном узнавании или воспроизведения. Небольшая потеря материала происходит сразу после его восприятия. Если студент не будет работать над закреплением материала лекции, то в памяти останется очень мало. Важно своевременно организовать повторение. Скорость забывания зависит от степени трудности и объёма материала. 5. Индивидуальные различия памяти Объём памяти. Эксперименты над запоминанием изолированных слов провёл немецкий психолог Эббингауз и выяснил, что средний объём памяти, который характерен для человека, составляет после первого прочтения 5-7 изолированных, разрозненных, вербальных элементов, однако, у разных людей это количество разное. Объём памяти не ограничен. Приобретение и закрепление знаний зависит от: • скорости запоминания и воспроизведения; • полноты запоминаемого материала; • точности воспроизведения материала; • возможности припомнить к месту нужную информацию; • прочности сохранения материала; • готовности к воспроизведению материала. У одних людей лучше запоминается образный материал, у других словесный (понятия, мысли, числа). Это зависит от типа памяти. В психологии различают три типа памяти: 1. наглядно-образный; 2. словесно-абстрактный; 3. промежуточный. Наглядно-образный тип обычно у художников. Наглядно-образная память подразделяется на: • двигательную; • слуховую; • зрительную. Это зависит от того какой анализатор оказывается более продуктивным при запоминании. Но эти типы памяти, в чистом виде встречаются очень редко, чаще смешанные типы. Смешанные типы: • зрительно-двигательный тип; • зрительно-слуховой тип; • слухо-двигательный тип. Тип памяти зависит не только от природных особенностей нервной системы, но и от воспитания. Для запоминания очень важна рационализация умственной работы: • порядок на рабочем месте; • планирование; • самоконтроль; • использование разумных приёмов запоминания; • соединение умственной с практической работой. 12.11.2016 – лекция № 12 Мышление и воображение Мышление План: 1. Общая характеристика мышления. 2. Мышление и речь. 3. Логика и психология мышления (суждения, умозаключения). 4. Мышление как процесс (анализ, синтез, сравнение и обобщение). 5. Виды мышления. 6. Классификация мышления. 7. Индивидуальные особенности мышления. 1. Общая характеристика мышления Мышление – сущность мышления – это социально-обусловленный, неразрывно связаны с речью психический процесс поисков и открытий нового, процесс опосредованного и обобщённого отражения действительности, в ходе её анализа и синтеза. Познавательная деятельность начинается с ощущения и восприятия и только затем может произойти переход к мышлению, даже наиболее развитое мышление всегда сохраняет связь с ощущением, восприятием и представлениями. 2. Мышление и речь Мышление тесно связано с языком и речью, в этом заключается разница между человеческой психикой и психикой животных. Животное обладает элементарным простейшим мышлением, которое остаётся всегда наглядно-действенным (видит и действует). Животное видит – хватает, видит – кусает. Только с появлением речи становится возможным отвлечь животного от познаваемого объекта, мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она становится непосредственной действительностью для других людей и для нас самих. Мышление без языка не существует. 3. Логика и психология мышления (суждения, умозаключения) Логика изучает, логические формы мышления: • понятия; • суждения; • умозаключения. Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные, отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Содержание понятия раскрывается в суждениях, которые раскрываются и выражаются в словесной и письменной форме, вслух или про себя. Что же такое суждения? Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или свойствами и признаками. Рассуждение – это также высказывание (одно и тоже). Суждения бывают: • общими; • частными; • единичными. Общие: В общих суждениях, что-либо утверждается или отрицается относительно всех предметов данной группы (данного класса). Пример: вода в морях – солёная. Частные: В частных суждениях, утверждается или отрицается, лишь по отношению к отдельным предметам. Пример: группа аспирантов обучается, но не все аспиранты получают удостоверение преподавателя Высшей школы. Единичные: В единичных суждениях утверждается или отрицается, что-либо только к одному предмету. Пример: солнце – центр солнечной системы. Суждения образуются двумя основными способами непосредственно: • когда в них выражается то, что воспринимается в данный момент. опосредованно: • из одних суждений выводят другие, путём рассуждения – умозаключения. Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона, чисто теоретически с помощью умозаключения вывел и предсказал, свойства ещё не известных в его время химических элементов. 4. Мышление как процесс (анализ, синтез, сравнение и обобщение) Это прежде всего: • анализ; • синтез; • сравнение; • обобщение; • абстрагирование; • конкретизация. Что такое анализ? Анализ – выделение в объекте тех или иных сторон, выделение элементов, связей, отношений и т.п. Это разложение познавательного объекта на различные компоненты. Синтез – объединение выделенных анализом компонентов целого, не разрывное единство между ними, отчетливо выступает уже при сравнении и сопоставлении, это ведёт к обобщению. (синтез, противоположное анализу) Обобщение Сравнение и сопоставление приводит к обобщению. В ходе обобщения сравниваемых предметах, в результате анализа выделяют нечто общее, эти общие признаки бывают 2-х видов: • общие, как сходные признаки; • существенные признаки. Следовательно, всякое существенное свойство, является для данной группы предметов в результате их анализа, углублённого анализа и синтеза, учащийся должен выделить в них общие и существенные признаки и произвести их обобщение. Должны быть существенные, общие, необходимые для данной группы предмета свойства или качества, что бы можно было сделать вывод, что они путём сравнения и сопоставления передут к обобщению. Перенос – (признак), психологическое условие для утверждения об обобщении. Чтобы перенести решение с одной задачи на другую, надо вскрыть то существенное, общее, что между ними имеется и произвести обобщение, раскрытие этого общего принципа решения задачи, в результате анализа обеих задач и является внутренним психологическим условием ПЕРЕНОСА. 5. Виды мышления В психологии имеется множество типологий мышления, перечисленные более распространёнными Бориса Гурьевича Мещерякова, Владимира Петровича Зинченко. 1. по форме деятельности (или процесса): 1.1 мышление наглядно-действенные; 1.2 мышление наглядно-образное; 1.3 словесно-логическое (дискурсивное) мышление (по деятельности). 2. по характеру решаемых задач: 2.1 мышление теоретическое; 2.2 мышление практическое; 2.3 мышление дивергентное (решение задач множеством нестандартных, оригинальных решений, которые допускают несколько решений); 2.4 конвергентное – решение, единственно правильное, (решается задача с помощью алгоритмов). 3. по степени новизны способа решения задачи: 3.1 мышление репродуктивное (алгоритмизированное); 3.2 мышление продуктивное (творческое). 4. по степени значимости образных компонентов: 4.1 мышление – визуальное; 4.2 мышление – продуктивное; 4.3 безобразное мышление. 6. Классификация мышления: Наиболее распространённую классификацию мышления: • наглядно-действенное мышление, в ходе исторического развития люди решали сначала задачи в плане практической деятельности, лишь затем из неё выделилась теоретическая деятельность; Сначала человек мерил землю шагами, только потом на основании приобретённых знаний развилась наука – геометрия, как особая теоретическая наука. У детей до 3-х лет развивается наглядно-действенное мышление. • наглядно-образное мышление, в простейшей форме этот процесс мышления возникает с 4-х до 7-ми лет; • практическое мышление, совершается в ходе практической деятельности, это мышление связано с практикой, с решения практических задач. Решение практических задач имеют две формы: 1. сложную (требует использования результатов отвлечённой теоретической деятельности); 2. элементарная – ориентирована на разные формы и области профессиональной деятельности: спортивной, театральной и др. • теоретическое (продуктивное, отвлечённое) мышление, связанно с решением проблемных задач, нестандартных, интеллектуальных. Исследовательская деятельность требует высшей формы абстракции обобщённых приёмов, для решения сложных, проблемных задач. Наличие отвлечённого мышления не требует устранения наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, они остаются. 7. Индивидуальные особенности мышления • гибкость ума, заключается в умении изменять способы решения задачи в соответствии с изменяющимися условиями; • инертность мышления, делать сто-либо бессознательно и вяло, компенсируется правильной организацией мыслительной деятельности; • самостоятельность ума объединим с конформизмом – умение не поддаваться чужим мыслям людей, уметь их правильно оценивать, видеть сильные и слабые стороны; • широта ума, заключается в умении охватывать широкий круг вопросов, творчески мыслить в разных областях знаний; • глубина ума, умение проникнуть в суть вопроса, вскрыть причинно-следственные связи, понимать смысл происходящего; • последовательность ума, выражается в соблюдении логического порядка; • быстрота ума, принять решение за короткое время в экстремальных условиях. !!! Смотреть, тема: «Мыслительный, творческий процесс», раздел: «Творчество» !!! Цитата из монографии «Магия мозга» Н.П. Бехтеревой: «Чем больше мозг вовлекается в деятельность, тем ярче человек, тем меньше избиты его ассоциации» «Хочу мыслить» - девиз Натальи Петровны Бехтеревой Лекция № 13 Воображение План: 1. Раскрытие понятия «воображение». 2. Роль воображения в творчестве. 3. Виды воображения. 1. Раскрытие понятия «воображение» Воображение – психический процесс, в результате которого у человека возникают образы, вызванные не прямым воздействием внешних стимулов, как это имеет место при восприятии, а теми процессами, которые происходят в нём самом. Определение: Воображение – создание нового, в форме образа сначала в виде «идеального». Воображение, это и есть фантазия. Воображение (фантазия) и интуиция – два качества творческого человека. 2. Роль воображения в творчестве Воображение – фантазия необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образов, образца продуктов труда, а также обеспечивающей создание программ поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределённостью. Шахматист, опытный бизнесмен, политик и т.д., принимая решение, мысленно представляет результат и проигрывает в воображении всевозможные варианты развития будущих событий. Образы, которыми оперирует человек, могут включать в себя не только воспринятые ранее предметы и явления, но и то, что он раньше никогда не видел. Воображение протекает тогда в конкретной форме, другой отличительной характеристикой воображения, выступает возможность его использования в проблемных ситуациях, высокой степени неопределённости. Отечественный педагог Константин Дмитриевич Ушинский говорил, что сильное воображения – необходимое принадлежность ума. Великий испанский художник Франсиско Гойя считал, что: «фантазия, лишённая разума – порождает чудовищ». Американский учёный Эрнест Резерфорд писал: «Эксперимент без фантазии, или фантазия, не опирающаяся на эксперимент, достигнут немногого». 3. Виды воображения • произвольные; • непроизвольные. Произвольное воображение – проявляется в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем. Непроизвольное воображение – проявляется при ослаблении деятельности сознания, его расстройстве в полудремотном состоянии, во сне и т.д. В тоже самое время выделяют в психологии: • воссоздающее воображение; • творческое воображение. Воссоздающее воображение – это сознание образов, соответствующих описанию (при чтении художественной литературы), даже при учебной литературы воссоздавая образы, человек наполняет знаковую систему (словесную, цифровую, нотную, графическую и т.д.), имеющимися у него знаниями, творческое воображение выражается в создании нового, оригинального образа идеи, формируется нечто новое. Творчество – это непрерывное движение, в нём чередуются подъёмы и спады, наивысшей кульминационной точкой является – вдохновение. Иван Ефимович Репин писал: «Вдохновение – это награда за каторжный труд». Особой формой воображения, является мечта. Учёный психолог Сергей Леонидович Рубинштейн, предложил различать конкретное воображение и абстрактное. Конкретное воображения – это образы единичные, вещные: • зрительное представление (букет роз, портрет и т.д.); • слуховые представления (мелодия, удар грома); • осязательные представления (укол иглы, ожог); • вкусовые представления (кофе); • двигательное представление (танец, качели). Абстрактные воображения: Образы обобщенных схем, таблиц и т.д. Воображение очень тесно связано с органическими проявлениями, особенно это касается учащихся и не только, это касается и преподавателей (побледнение, покраснение).
«Память» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot