Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
29.10.2016 – лекция № 11
Память
План:
1. Сущность понятия «память».
2. Основные законы памяти.
3. Виды памяти.
4. Общая характеристика процессов памяти.
4.1 Запоминание. Условия запоминания и мнемотехника («мнемо» от греч. богиня).
4.2 Сохранение.
4.3 Узнавание и воспроизведение.
4.4 Забывание.
5. Индивидуальные различия памяти.
1. Сущность понятия «память»
Память – запоминание, сохранение и воспроизведение индивидом его прошлого опыта.
Память осуществляет единство и целостность человеческой личности. Память развивается с развитием личности в зависимости от того, какое место занимает в деятельности концепции процесс запоминания, сохранения и воспроизведения. От этого зависит возникновение продуктивных связей. Эти три процесса должны занимать в процессе деятельности цель действия.
2. Основные законы памяти
1. Ассоциации. Существуют следующие ассоциации:
• по смежности и в пространстве или по времени;
• ассоциации по сходству;
• по контрасту;
• причинно-следственные ассоциации.
Запоминаются быстрее слова синонимы, слова антонимы, потому что между ними существует прямая и обратная смысловая связь, также слова логически связанные;
2. Закон связи памяти с мышлением;
3. Закон связи памяти с речью. Чем лучше проговаривается материал, тем он лучше запоминается. Причём говорить надо как внутри, так и вслух. Для перевода с кратковременной памяти в долговременную очень важно проговорить.
4. Закон связи памяти с воображением. Образное представление или активное включение воображения в процесс запоминание материала улучшает запоминание и припоминание материала.
5. Закон связи памяти с мотивацией (с предметом потребности человека). Запоминается материал тем лучше, че сильнее он связан с актуальными потребностями.
6. Закон связи памяти с эмоциями. Чем сильнее эмоциональные чувства человека к предмету или материалу, тем лучше он запоминается.
7. Закон забывания. (Разработала Блюма Вульфовна Зейгарник). Если дело закончено, то оно быстро забывается.
3. Виды памяти
По 3 категориям делится память:
1. по характеру психической активности, преобладающей в деятельности человека:
• двигательная память – это запоминание, сохранение, и воспроизведение движений;
• эмоциональная память – на чувства, эмоции, которые сигнализируют как удовлетворены наши потребности и интересы;
• образная память – на представление картин, природы запахов, вкусов. Образная память подразделяется на слуховую, зрительную, осязательную, обонятельную и вкусовую;
• словесно-логическая память, содержанием этой памяти являются наши мысли, а мысли не существуют без речи и языка. Язык – это лексика, грамматика, стилистика. А из языка рождается речь – говорение, слушанье и т.д. Речь – действие, а язык оформление речи с помощью знаков и символов.
2. по характеру цели деятельности:
• непроизвольная память;
• произвольная память.
В тех случаях, когда отсутствует цель что-либо запомнить, память называется – непроизвольной.
При произвольной памяти процесс запоминания и воспроизведения выступает как специальные мнемические действия, основной целью которых является само запоминание. Условием произвольного запоминания являются полнота, чёткость, последовательность действий.
Отечественные психологи утверждают, и даже эксперементально доказали, что при непроизвольной памяти материал запоминается продуктивнее и лучше.
3. по продолжительности закрепления и сохранения материала в связи с его ролью и место деятельности:
• долговременная память, наиболее сложная, потому что обеспечивает длительное сохранение материала. Емкость долговременной памяти не ограничена (безгранична);
• кратковременная память характеризуется недолговременным сохранением материала после однократного, немедленного воспроизведения. Если воспроизвести фразу, то запоминаются 5-6 последних элементов. Но повторяя эту фразу чаще-чаще, можно добиться увеличения запоминаемых элементов до 7;
• оперативная память. Мнемические процессы, осуществляются человеком по частям, действиям, т.е. по операциям. При этом в уме сохраняется некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока мы с ними имеем дело. По мере продвижения к конечному результату отработанный материал может забываться, это и есть оперативные единицы памяти.
4. Общая характеристика процессов памяти
4.1 Запоминание. Условия запоминания и мнемотехника («мнемо» от греч. Богиня
Запоминание зависит в частности, по утверждению психологов (Сергей Леонидович Рубинштейн) от характера, деятельности в ходе, которой оно совершается. Запоминается и осознаётся все то, что является целью нашего действия.
Условия и приёмы, способствующие осмысленному и прочному запоминанию (мнемотехника):
• положительная мотивация и интерес;
• доступность материала;
• установка на запоминание непроизвольное и произвольное);
• использование как можно большего количества ассоциаций;
• концентрация внимания (с помощью сравнения, сходства и различи);
• осмысленное запоминание. Доказано, что мнемическое запоминание во много раз менее продуктивно, чем осмысленное;
• создание эмоционально-окрашенных образов. Для этого нужно включить материал, который важен учащемуся в значимый контекст;
• создание мысленных образов, которые требуют, как воображения, так и интеллекта, что тесно связано с ассоциациями;
• повторение материала. Психологи пишут, что это важнейшее условие овладения навыками и умениями. Благодаря повторению запоминание становится прочным.
В отечественной литературе описаны несколько способов повторения:
1. Концентрированное повторение материала 12 раз подряд, а при полной концентрации для запоминания надо 24 раза повторять.
2. Распределённое повторение материала с промежутком во времени, при таком повторении потребуется только 10 раз. Психологи отмечают «повторение должно быть незамедлительным вслух или мысленно», затем через 30-40 секунд, затем через 24 часа, затем, через 2 дня, через неделю, через 6 месяцев. В общей сложности должно быть 6 повторений.
Приёмы запоминания:
1. метод группировки;
2. метод классификации;
Можно составлять пары слов в сочетании, даже не связанных. Оба метода предполагают необходимость категорий.
Для лучшего запоминания нужно несколько раз повторить вслух, повторять.
3. преобразование абстрактного понятия в конкретный образ:
• радость – улыбка;
• бедность – нищета;
• жара – лето;
• скорость – самолёт.
4. метод Цицерона (метод мест). Это мысленно-пространственное маркирование. Древнеримские ораторы, чтобы понимать речь размещали мысли в доме или в памятных местах на улице, в сенате на трибуне оратор медленно ходил как бы «по дому» «снимал» вещи (мысли). Студенту нужно предложить войти в комнату, где находился стол с ящиками и разместить там или слова, или мысли. Причём обозначить каждую мысль цифрой и отвечать на вопросы мысленно что? где? когда?
5. запоминание иностранных слов. Учить сразу не более 5 слов, обязательно в паре, в предложениях, в словосочетаниях. Обязательно записать слова на карточках, а на обратной стороне на русском языке.
6. метод «матрёшки». Например, офис (большая матрёшка) секторы (отделы) специалисты. Каждая матрёшка соответствует мысли, обозначенной речью.
7. метод вопросов для безошибочного запоминания, следующие вопросы: что? о чём? кто? когда? когда? почему? для чего? куда? где?
8. приём ассоциаграммы. В середине пишется ключевое слово, вокруг него по кругу группируются ассоциативные слова или понятия, могут быть лексические грамматические поля.
платформа
9. связь запоминаемых предметов или названий с близкими им местами. Например, почта – телеграф.
10. для запоминания весьма эффективны письменные работы. Для запоминания необходимо мысленно разместить предмет там, где Вы всё время его забываете, и проговаривается вслух. К примеру, Вы забываете о том, что выключили ли утюг? Для этого надо вслух после глажки говорить: «я выключила, я положила утюг на место».
11. логически связанный текст лучше запоминается и воспроизводится чем разрозненный. Чем больше рецепторов принимает участие в запоминаемом материале, тем скорее этот материал переходит в долговременную память.
Перегружать свою память также плохо, как и не нагружать.
А. Смирнов. Работа с текстом.
Текст следует читать от 3-х до 5-ти раз.
Способы чтения лекции:
• первое чтение носит характер просмотра текста (ориентировочное чтение);
• второе чтение – разбивка текста на части по основным мыслям;
• третье чтение: составление плана, группировка материала, выделение опорных пунктов (основных мыслей и понятий);
• подлинное запоминание текста, т.е. мысленный пересказ самому себе.
Способы работы над текстом:
1. выделение в каждой части главной мысли;
2. озаглавливание каждой части;
3. установление структурных отношений между частями;
4. составление плана;
5. составление таблиц, схем, матриц;
6. сопоставление нового материала с уже имеющимися знаниями;
7. выделение опорных вех, тем, тематик, отдельных мыслей;
8. сравнение, сопоставление смыслового материала внутри текста;
9. группировка материала, классификация и систематизация материала;
10. составление вопросов к тексту;
11. комментирование текста к самому себе, мысленный пересказ текста самому себе.
4.2 Сохранение
Сохранение – можно судить по двум процессам: воспроизведение и узнавание.
Сохранение включает переработку материала, котором участвуют такие операции, как: обобщение, систематизация и т.д.
Ослабление сохранения материала в памяти называется забыванием.
4.3 Узнавание и воспроизведение
Узнавание – какого-либо объекта происходит в момент его повторного восприятия. Узнавание может быть разным по степени точности и полноты.
Воспроизведение – отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него. Воспроизведение труднее узнавания.
Воспроизведение может быть произвольным, непроизвольным и опосредованным.
Непосредственное воспроизведение протекает без промежуточных ассоциаций. А при опосредованном восприятии человек опирается на промежуточные ассоциации (слова, образы, чувства, действия).
4.4 Забывание
Забывание выражается в невозможности вспомнить в ошибочном узнавании или воспроизведения. Небольшая потеря материала происходит сразу после его восприятия.
Если студент не будет работать над закреплением материала лекции, то в памяти останется очень мало. Важно своевременно организовать повторение. Скорость забывания зависит от степени трудности и объёма материала.
5. Индивидуальные различия памяти
Объём памяти.
Эксперименты над запоминанием изолированных слов провёл немецкий психолог Эббингауз и выяснил, что средний объём памяти, который характерен для человека, составляет после первого прочтения 5-7 изолированных, разрозненных, вербальных элементов, однако, у разных людей это количество разное.
Объём памяти не ограничен.
Приобретение и закрепление знаний зависит от:
• скорости запоминания и воспроизведения;
• полноты запоминаемого материала;
• точности воспроизведения материала;
• возможности припомнить к месту нужную информацию;
• прочности сохранения материала;
• готовности к воспроизведению материала.
У одних людей лучше запоминается образный материал, у других словесный (понятия, мысли, числа). Это зависит от типа памяти.
В психологии различают три типа памяти:
1. наглядно-образный;
2. словесно-абстрактный;
3. промежуточный.
Наглядно-образный тип обычно у художников.
Наглядно-образная память подразделяется на:
• двигательную;
• слуховую;
• зрительную.
Это зависит от того какой анализатор оказывается более продуктивным при запоминании.
Но эти типы памяти, в чистом виде встречаются очень редко, чаще смешанные типы.
Смешанные типы:
• зрительно-двигательный тип;
• зрительно-слуховой тип;
• слухо-двигательный тип.
Тип памяти зависит не только от природных особенностей нервной системы, но и от воспитания. Для запоминания очень важна рационализация умственной работы:
• порядок на рабочем месте;
• планирование;
• самоконтроль;
• использование разумных приёмов запоминания;
• соединение умственной с практической работой.
12.11.2016 – лекция № 12
Мышление и воображение
Мышление
План:
1. Общая характеристика мышления.
2. Мышление и речь.
3. Логика и психология мышления (суждения, умозаключения).
4. Мышление как процесс (анализ, синтез, сравнение и обобщение).
5. Виды мышления.
6. Классификация мышления.
7. Индивидуальные особенности мышления.
1. Общая характеристика мышления
Мышление – сущность мышления – это социально-обусловленный, неразрывно связаны с речью психический процесс поисков и открытий нового, процесс опосредованного и обобщённого отражения действительности, в ходе её анализа и синтеза.
Познавательная деятельность начинается с ощущения и восприятия и только затем может произойти переход к мышлению, даже наиболее развитое мышление всегда сохраняет связь с ощущением, восприятием и представлениями.
2. Мышление и речь
Мышление тесно связано с языком и речью, в этом заключается разница между человеческой психикой и психикой животных.
Животное обладает элементарным простейшим мышлением, которое остаётся всегда наглядно-действенным (видит и действует). Животное видит – хватает, видит – кусает.
Только с появлением речи становится возможным отвлечь животного от познаваемого объекта, мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она становится непосредственной действительностью для других людей и для нас самих.
Мышление без языка не существует.
3. Логика и психология мышления (суждения, умозаключения)
Логика изучает, логические формы мышления:
• понятия;
• суждения;
• умозаключения.
Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные, отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности.
Содержание понятия раскрывается в суждениях, которые раскрываются и выражаются в словесной и письменной форме, вслух или про себя.
Что же такое суждения?
Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или свойствами и признаками.
Рассуждение – это также высказывание (одно и тоже).
Суждения бывают:
• общими;
• частными;
• единичными.
Общие:
В общих суждениях, что-либо утверждается или отрицается относительно всех предметов данной группы (данного класса).
Пример: вода в морях – солёная.
Частные:
В частных суждениях, утверждается или отрицается, лишь по отношению к отдельным предметам.
Пример: группа аспирантов обучается, но не все аспиранты получают удостоверение преподавателя Высшей школы.
Единичные:
В единичных суждениях утверждается или отрицается, что-либо только к одному предмету.
Пример: солнце – центр солнечной системы.
Суждения образуются двумя основными способами
непосредственно:
• когда в них выражается то, что воспринимается в данный момент.
опосредованно:
• из одних суждений выводят другие, путём рассуждения – умозаключения.
Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона, чисто теоретически с помощью умозаключения вывел и предсказал, свойства ещё не известных в его время химических элементов.
4. Мышление как процесс (анализ, синтез, сравнение и обобщение)
Это прежде всего:
• анализ;
• синтез;
• сравнение;
• обобщение;
• абстрагирование;
• конкретизация.
Что такое анализ?
Анализ – выделение в объекте тех или иных сторон, выделение элементов, связей, отношений и т.п. Это разложение познавательного объекта на различные компоненты.
Синтез – объединение выделенных анализом компонентов целого, не разрывное единство между ними, отчетливо выступает уже при сравнении и сопоставлении, это ведёт к обобщению. (синтез, противоположное анализу)
Обобщение
Сравнение и сопоставление приводит к обобщению. В ходе обобщения сравниваемых предметах, в результате анализа выделяют нечто общее, эти общие признаки бывают 2-х видов:
• общие, как сходные признаки;
• существенные признаки.
Следовательно, всякое существенное свойство, является для данной группы предметов в результате их анализа, углублённого анализа и синтеза, учащийся должен выделить в них общие и существенные признаки и произвести их обобщение.
Должны быть существенные, общие, необходимые для данной группы предмета свойства или качества, что бы можно было сделать вывод, что они путём сравнения и сопоставления передут к обобщению.
Перенос – (признак), психологическое условие для утверждения об обобщении.
Чтобы перенести решение с одной задачи на другую, надо вскрыть то существенное, общее, что между ними имеется и произвести обобщение, раскрытие этого общего принципа решения задачи, в результате анализа обеих задач и является внутренним психологическим условием ПЕРЕНОСА.
5. Виды мышления
В психологии имеется множество типологий мышления, перечисленные более распространёнными Бориса Гурьевича Мещерякова, Владимира Петровича Зинченко.
1. по форме деятельности (или процесса):
1.1 мышление наглядно-действенные;
1.2 мышление наглядно-образное;
1.3 словесно-логическое (дискурсивное) мышление (по деятельности).
2. по характеру решаемых задач:
2.1 мышление теоретическое;
2.2 мышление практическое;
2.3 мышление дивергентное (решение задач множеством нестандартных, оригинальных решений, которые допускают несколько решений);
2.4 конвергентное – решение, единственно правильное, (решается задача с помощью алгоритмов).
3. по степени новизны способа решения задачи:
3.1 мышление репродуктивное (алгоритмизированное);
3.2 мышление продуктивное (творческое).
4. по степени значимости образных компонентов:
4.1 мышление – визуальное;
4.2 мышление – продуктивное;
4.3 безобразное мышление.
6. Классификация мышления:
Наиболее распространённую классификацию мышления:
• наглядно-действенное мышление, в ходе исторического развития люди решали сначала задачи в плане практической деятельности, лишь затем из неё выделилась теоретическая деятельность;
Сначала человек мерил землю шагами, только потом на основании приобретённых знаний развилась наука – геометрия, как особая теоретическая наука.
У детей до 3-х лет развивается наглядно-действенное мышление.
• наглядно-образное мышление, в простейшей форме этот процесс мышления возникает с 4-х до 7-ми лет;
• практическое мышление, совершается в ходе практической деятельности, это мышление связано с практикой, с решения практических задач.
Решение практических задач имеют две формы:
1. сложную (требует использования результатов отвлечённой теоретической деятельности);
2. элементарная – ориентирована на разные формы и области профессиональной деятельности: спортивной, театральной и др.
• теоретическое (продуктивное, отвлечённое) мышление, связанно с решением проблемных задач, нестандартных, интеллектуальных. Исследовательская деятельность требует высшей формы абстракции обобщённых приёмов, для решения сложных, проблемных задач.
Наличие отвлечённого мышления не требует устранения наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, они остаются.
7. Индивидуальные особенности мышления
• гибкость ума, заключается в умении изменять способы решения задачи в соответствии с изменяющимися условиями;
• инертность мышления, делать сто-либо бессознательно и вяло, компенсируется правильной организацией мыслительной деятельности;
• самостоятельность ума объединим с конформизмом – умение не поддаваться чужим мыслям людей, уметь их правильно оценивать, видеть сильные и слабые стороны;
• широта ума, заключается в умении охватывать широкий круг вопросов, творчески мыслить в разных областях знаний;
• глубина ума, умение проникнуть в суть вопроса, вскрыть причинно-следственные связи, понимать смысл происходящего;
• последовательность ума, выражается в соблюдении логического порядка;
• быстрота ума, принять решение за короткое время в экстремальных условиях.
!!! Смотреть, тема: «Мыслительный, творческий процесс», раздел: «Творчество» !!!
Цитата из монографии «Магия мозга» Н.П. Бехтеревой:
«Чем больше мозг вовлекается в деятельность, тем ярче человек, тем меньше избиты его ассоциации»
«Хочу мыслить» - девиз Натальи Петровны Бехтеревой
Лекция № 13
Воображение
План:
1. Раскрытие понятия «воображение».
2. Роль воображения в творчестве.
3. Виды воображения.
1. Раскрытие понятия «воображение»
Воображение – психический процесс, в результате которого у человека возникают образы, вызванные не прямым воздействием внешних стимулов, как это имеет место при восприятии, а теми процессами, которые происходят в нём самом.
Определение:
Воображение – создание нового, в форме образа сначала в виде «идеального».
Воображение, это и есть фантазия.
Воображение (фантазия) и интуиция – два качества творческого человека.
2. Роль воображения в творчестве
Воображение – фантазия необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образов, образца продуктов труда, а также обеспечивающей создание программ поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределённостью. Шахматист, опытный бизнесмен, политик и т.д., принимая решение, мысленно представляет результат и проигрывает в воображении всевозможные варианты развития будущих событий.
Образы, которыми оперирует человек, могут включать в себя не только воспринятые ранее предметы и явления, но и то, что он раньше никогда не видел. Воображение протекает тогда в конкретной форме, другой отличительной характеристикой воображения, выступает возможность его использования в проблемных ситуациях, высокой степени неопределённости. Отечественный педагог Константин Дмитриевич Ушинский говорил, что сильное воображения – необходимое принадлежность ума.
Великий испанский художник Франсиско Гойя считал, что: «фантазия, лишённая разума – порождает чудовищ».
Американский учёный Эрнест Резерфорд писал: «Эксперимент без фантазии, или фантазия, не опирающаяся на эксперимент, достигнут немногого».
3. Виды воображения
• произвольные;
• непроизвольные.
Произвольное воображение – проявляется в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем.
Непроизвольное воображение – проявляется при ослаблении деятельности сознания, его расстройстве в полудремотном состоянии, во сне и т.д.
В тоже самое время выделяют в психологии:
• воссоздающее воображение;
• творческое воображение.
Воссоздающее воображение – это сознание образов, соответствующих описанию (при чтении художественной литературы), даже при учебной литературы воссоздавая образы, человек наполняет знаковую систему (словесную, цифровую, нотную, графическую и т.д.), имеющимися у него знаниями, творческое воображение выражается в создании нового, оригинального образа идеи, формируется нечто новое.
Творчество – это непрерывное движение, в нём чередуются подъёмы и спады, наивысшей кульминационной точкой является – вдохновение.
Иван Ефимович Репин писал: «Вдохновение – это награда за каторжный труд».
Особой формой воображения, является мечта.
Учёный психолог Сергей Леонидович Рубинштейн, предложил различать конкретное воображение и абстрактное.
Конкретное воображения – это образы единичные, вещные:
• зрительное представление (букет роз, портрет и т.д.);
• слуховые представления (мелодия, удар грома);
• осязательные представления (укол иглы, ожог);
• вкусовые представления (кофе);
• двигательное представление (танец, качели).
Абстрактные воображения:
Образы обобщенных схем, таблиц и т.д.
Воображение очень тесно связано с органическими проявлениями, особенно это касается учащихся и не только, это касается и преподавателей (побледнение, покраснение).