Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Память

  • ⌛ 2016 год
  • 👀 442 просмотра
  • 📌 382 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Память» docx
29.10.2016 – лекция № 11 Память Память – запоминание, сохранение и воспроизведение индивидом его прошлого опыта. Основные законы памяти 1. Ассоциации. Существуют следующие ассоциации: по смежности и в пространстве или по времени; ассоциации по сходству; по контрасту; причинно-следственные ассоциации. Запоминаются быстрее слова синонимы, слова антонимы, потому что между ними существует прямая и обратная смысловая связь, также слова логически связанные; 2. Закон связи памяти с мышлением; 3. Закон связи памяти с речью. Чем лучше проговаривается материал, тем он лучше запоминается. Причём говорить надо как внутри, так и вслух. Для перевода с кратковременной памяти в долговременную очень важно проговорить. 4. Закон связи памяти с воображением. Образное представление или активное включение воображения в процесс запоминание материала улучшает запоминание и припоминание материала. 5. Закон связи памяти с мотивацией (с предметом потребности человека). Запоминается материал тем лучше, че сильнее он связан с актуальными потребностями. 6. Закон связи памяти с эмоциями. Чем сильнее эмоциональные чувства человека к предмету или материалу, тем лучше он запоминается. 7. Закон забывания. (Разработала Блюма Вульфовна Зейгарник). Если дело закончено, то оно быстро забывается. Виды памяти по характеру психической активности, преобладающей в деятельности человека: по характеру цели деятельности по продолжительности закрепления и сохранения материала в связи с его ролью и место деятельности: • двигательная память – это запоминание, сохранение, и воспроизведение движений; • эмоциональная память – на чувства, эмоции, которые сигнализируют как удовлетворены наши потребности и интересы; • образная память – на представление картин, природы запахов, вкусов. Образная память подразделяется на слуховую, зрительную, осязательную, обонятельную и вкусовую; • словесно-логическая память, содержанием этой памяти являются наши мысли, а мысли не существуют без речи и языка. Язык – это лексика, грамматика, стилистика. А из языка рождается речь – говорение, слушанье и т.д. Речь – действие, а язык оформление речи с помощью знаков и символов. • непроизвольная память; • произвольная память. В тех случаях, когда отсутствует цель что-либо запомнить, память называется – непроизвольной. При произвольной памяти процесс запоминания и воспроизведения выступает как специальные мнемические действия, основной целью которых является само запоминание. Условием произвольного запоминания являются полнота, чёткость, последовательность действий. Отечественные психологи утверждают, и даже эксперементально доказали, что при непроизвольной памяти материал запоминается продуктивнее и лучше. • долговременная память, наиболее сложная, потому что обеспечивает длительное сохранение материала. Емкость долговременной памяти не ограничена (безгранична); • кратковременная память характеризуется недолговременным сохранением материала после однократного, немедленного воспроизведения. Если воспроизвести фразу, то запоминаются 5-6 последних элементов. Но повторяя эту фразу чаще-чаще, можно добиться увеличения запоминаемых элементов до 7; • оперативная память. Мнемические процессы, осуществляются человеком по частям, действиям, т.е. по операциям. При этом в уме сохраняется некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока мы с ними имеем дело. По мере продвижения к конечному результату отработанный материал может забываться, это и есть оперативные единицы памяти. Условия запоминания положительная мотивация и интерес доступность материала; установка на запоминание непроизвольное и произвольное) использование как можно большего количества ассоциаций концентрация внимания (с помощью сравнения, сходства и различи) осмысленное запоминание. создание эмоционально-окрашенных образов. создание мысленных образов, которые требуют, как воображения, так и интеллекта, что тесно связано с ассоциациями повторение материала. Психологи пишут, что это важнейшее условие овладения навыками и умениями. Благодаря повторению запоминание становится прочным 1. метод группировки; 2. метод классификации; 3. преобразование абстрактного понятия в конкретный образ: 4. метод Цицерона (метод мест). Это мысленно-пространственное маркирование. 5. запоминание иностранных слов. Учить сразу не более 5 слов, обязательно в паре, в предложениях, в словосочетаниях. Обязательно записать слова на карточках, а на обратной стороне на русском языке 6. метод «матрёшки». Например, офис (большая матрёшка) секторы (отделы) специалисты. Каждая матрёшка соответствует мысли, обозначенной речью. 7. метод вопросов для безошибочного запоминания, следующие вопросы: что? о чём? кто? И т.д. 8. приём ассоциаграммы. В середине пишется ключевое слово, вокруг него по кругу группируются ассоциативные слова или понятия, могут быть лексические грамматические поля. 9. связь запоминаемых предметов или названий с близкими им местами. Например, почта – телеграф. 10. для запоминания весьма эффективны письменные работы. 11. логически связанный текст лучше запоминается и воспроизводится чем разрозненный. Способы чтения лекции • первое чтение носит характер просмотра текста (ориентировочное чтение); • второе чтение – разбивка текста на части по основным мыслям; • третье чтение: составление плана, группировка материала, выделение опорных пунктов (основных мыслей и понятий); • подлинное запоминание текста, т.е. мысленный пересказ самому себе. Способы работы над текстом 1. выделение в каждой части главной мысли; 2. озаглавливание каждой части; 3. установление структурных отношений между частями; 4. составление плана; 5. составление таблиц, схем, матриц; 6. сопоставление нового материала с уже имеющимися знаниями; 7. выделение опорных вех, тем, тематик, отдельных мыслей; 8. сравнение, сопоставление смыслового материала внутри текста; 9. группировка материала, классификация и систематизация материала; 10. составление вопросов к тексту; 11. комментирование текста к самому себе, мысленный пересказ текста самому себе. Сохранение – можно судить по двум процессам: воспроизведение и узнавание. Ослабление сохранения материала в памяти называется забыванием. Узнавание – какого-либо объекта происходит в момент его повторного восприятия. Узнавание может быть разным по степени точности и полноты. Воспроизведение – отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него. Воспроизведение труднее узнавания. Забывание выражается в невозможности вспомнить в ошибочном узнавании или воспроизведения. Небольшая потеря материала происходит сразу после его восприятия. Приобретение и закрепление знаний зависит от • скорости запоминания и воспроизведения; • полноты запоминаемого материала; • точности воспроизведения материала; • возможности припомнить к месту нужную информацию; • прочности сохранения материала; • готовности к воспроизведению материала. 12.11.2016 – лекция № 12 Мышление и воображение Мышление Мышление – сущность мышления – это социально-обусловленный, неразрывно связаны с речью психический процесс поисков и открытий нового, процесс опосредованного и обобщённого отражения действительности, в ходе её анализа и синтеза. Мышление и речь. Мышление тесно связано с языком и речью, в этом заключается разница между человеческой психикой и психикой животных. Мышление без языка не существует. Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные, отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или свойствами и признаками. Из одних суждений выводят другие, путём рассуждения – умозаключения. Суждения Общие: В общих суждениях, что-либо утверждается или отрицается относительно всех предметов данной группы (данного класса). Пример: вода в морях – солёная. В частных суждениях, утверждается или отрицается, лишь по отношению к отдельным предметам. Пример: группа аспирантов обучается, но не все аспиранты получают удостоверение преподавателя Высшей школы. Единичные: В единичных суждениях утверждается или отрицается, что-либо только к одному предмету. Пример: солнце – центр солнечной системы. Мышление как процесс Анализ – выделение в объекте тех или иных сторон, выделение элементов, связей, отношений и т.п. Это разложение познавательного объекта на различные компоненты. Синтез – объединение выделенных анализом компонентов целого, не разрывное единство между ними, отчетливо выступает уже при сравнении и сопоставлении, это ведёт к обобщению. (синтез, противоположное анализу) Обобщение В ходе обобщения сравниваемых предметах, в результате анализа выделяют нечто общее, эти общие признаки бывают 2-х видов: • общие, как сходные признаки; • существенные признаки. Виды мышления по форме деятельности (или процесса) по характеру решаемых задач по степени новизны по степени значимости образных компонентов: 1.1 мышление наглядно-действенные; 1.2 мышление наглядно-образное; 1.3 словесно-логическое (дискурсивное) мышление (по деятельности). 1. 2. 2.1 мышление теоретическое; 2.2 мышление практическое; 2.3 мышление дивергентное 2.4 конвергентное – решение, единственно правильное. 1. 2. 3. 3.1 мышление репродуктивное (алгоритмизированное); 3.2 мышление продуктивное (творческое). 1. 2. 3. 4. 4.1 мышление – визуальное; 4.2 мышление – продуктивное; 4.3 безобразное мышление. Классификация мышления наглядно-действенное мышление, в ходе исторического развития люди решали сначала задачи в плане практической деятельности, лишь затем из неё выделилась теоретическая деятельность наглядно-образное мышление, в простейшей форме этот процесс мышления возникает с 4-х до 7-ми лет практическое мышление, совершается в ходе практической деятельности, это мышление связано с практикой, с решения практических задач Индивидуальные особенности мышления • гибкость ума, заключается в умении изменять способы решения задачи в соответствии с изменяющимися условиями • инертность мышления, делать сто-либо бессознательно и вяло, компенсируется правильной организацией мыслительной деятельности • самостоятельность ума объединим с конформизмом – умение не поддаваться чужим мыслям людей, уметь их правильно оценивать, видеть сильные и слабые стороны • широта ума, заключается в умении охватывать широкий круг вопросов, творчески мыслить в разных областях знаний • глубина ума, умение проникнуть в суть вопроса, вскрыть причинно-следственные связи, понимать смысл происходящего • последовательность ума, выражается в соблюдении логического порядка • быстрота ума, принять решение за короткое время в экстремальных условиях. Лекция № 13 Воображение Имена Сергей Леонидович Рубинштейн Воображение – создание нового, в форме образа сначала в виде «идеального». Воображение, это и есть фантазия. Воображение (фантазия) и интуиция – два качества творческого человека. Виды воображения Произвольное воображение – проявляется в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем. Непроизвольное воображение – проявляется при ослаблении деятельности сознания, его расстройстве в полудремотном состоянии, во сне и т.д. В тоже самое время выделяют в психологии; Воссоздающее воображение – это сознание образов, соответствующих описанию (при чтении художественной литературы), даже при учебной литературы воссоздавая образы, человек наполняет знаковую систему (словесную, цифровую, нотную, графическую и т.д.), имеющимися у него знаниями, творческое воображение выражается в создании нового, оригинального образа идеи, формируется нечто новое. Творчество – это непрерывное движение, в нём чередуются подъёмы и спады, наивысшей кульминационной точкой является – вдохновение. Особой формой воображения, является мечта. Виды воображения по Рубенштейну Конкретное воображения – это образы единичные, вещные: • зрительное представление (букет роз, портрет и т.д.); • слуховые представления (мелодия, удар грома); • осязательные представления (укол иглы, ожог); • вкусовые представления (кофе); • двигательное представление (танец, качели). Абстрактные воображения: Образы обобщенных схем, таблиц и т.д.
«Память» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot