Память
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
29.10.2016 – лекция № 11
Память
Память – запоминание, сохранение и воспроизведение индивидом его прошлого опыта.
Основные законы памяти
1. Ассоциации. Существуют следующие ассоциации: по смежности и в пространстве или по времени; ассоциации по сходству; по контрасту; причинно-следственные ассоциации.
Запоминаются быстрее слова синонимы, слова антонимы, потому что между ними существует прямая и обратная смысловая связь, также слова логически связанные;
2. Закон связи памяти с мышлением;
3. Закон связи памяти с речью. Чем лучше проговаривается материал, тем он лучше запоминается. Причём говорить надо как внутри, так и вслух. Для перевода с кратковременной памяти в долговременную очень важно проговорить.
4. Закон связи памяти с воображением. Образное представление или активное включение воображения в процесс запоминание материала улучшает запоминание и припоминание материала.
5. Закон связи памяти с мотивацией (с предметом потребности человека). Запоминается материал тем лучше, че сильнее он связан с актуальными потребностями.
6. Закон связи памяти с эмоциями. Чем сильнее эмоциональные чувства человека к предмету или материалу, тем лучше он запоминается.
7. Закон забывания. (Разработала Блюма Вульфовна Зейгарник). Если дело закончено, то оно быстро забывается.
Виды памяти
по характеру психической активности, преобладающей в деятельности человека:
по характеру цели деятельности
по продолжительности закрепления и сохранения материала в связи с его ролью и место деятельности:
• двигательная память – это запоминание, сохранение, и воспроизведение движений;
• эмоциональная память – на чувства, эмоции, которые сигнализируют как удовлетворены наши потребности и интересы;
• образная память – на представление картин, природы запахов, вкусов. Образная память подразделяется на слуховую, зрительную, осязательную, обонятельную и вкусовую;
• словесно-логическая память, содержанием этой памяти являются наши мысли, а мысли не существуют без речи и языка. Язык – это лексика, грамматика, стилистика. А из языка рождается речь – говорение, слушанье и т.д. Речь – действие, а язык оформление речи с помощью знаков и символов.
• непроизвольная память;
• произвольная память.
В тех случаях, когда отсутствует цель что-либо запомнить, память называется – непроизвольной.
При произвольной памяти процесс запоминания и воспроизведения выступает как специальные мнемические действия, основной целью которых является само запоминание. Условием произвольного запоминания являются полнота, чёткость, последовательность действий.
Отечественные психологи утверждают, и даже эксперементально доказали, что при непроизвольной памяти материал запоминается продуктивнее и лучше.
• долговременная память, наиболее сложная, потому что обеспечивает длительное сохранение материала. Емкость долговременной памяти не ограничена (безгранична);
• кратковременная память характеризуется недолговременным сохранением материала после однократного, немедленного воспроизведения. Если воспроизвести фразу, то запоминаются 5-6 последних элементов. Но повторяя эту фразу чаще-чаще, можно добиться увеличения запоминаемых элементов до 7;
• оперативная память. Мнемические процессы, осуществляются человеком по частям, действиям, т.е. по операциям. При этом в уме сохраняется некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока мы с ними имеем дело. По мере продвижения к конечному результату отработанный материал может забываться, это и есть оперативные единицы памяти.
Условия запоминания
положительная мотивация и интерес
доступность материала;
установка на запоминание непроизвольное и произвольное)
использование как можно большего количества ассоциаций
концентрация внимания (с помощью сравнения, сходства и различи)
осмысленное запоминание.
создание эмоционально-окрашенных образов.
создание мысленных образов, которые требуют, как воображения, так и интеллекта, что тесно связано с ассоциациями
повторение материала. Психологи пишут, что это важнейшее условие овладения навыками и умениями. Благодаря повторению запоминание становится прочным
1. метод группировки;
2. метод классификации;
3. преобразование абстрактного понятия в конкретный образ:
4. метод Цицерона (метод мест). Это мысленно-пространственное маркирование.
5. запоминание иностранных слов. Учить сразу не более 5 слов, обязательно в паре, в предложениях, в словосочетаниях. Обязательно записать слова на карточках, а на обратной стороне на русском языке
6. метод «матрёшки». Например, офис (большая матрёшка) секторы (отделы) специалисты. Каждая матрёшка соответствует мысли, обозначенной речью.
7. метод вопросов для безошибочного запоминания, следующие вопросы: что? о чём? кто? И т.д.
8. приём ассоциаграммы. В середине пишется ключевое слово, вокруг него по кругу группируются ассоциативные слова или понятия, могут быть лексические грамматические поля.
9. связь запоминаемых предметов или названий с близкими им местами. Например, почта – телеграф.
10. для запоминания весьма эффективны письменные работы.
11. логически связанный текст лучше запоминается и воспроизводится чем разрозненный.
Способы чтения лекции
• первое чтение носит характер просмотра текста (ориентировочное чтение);
• второе чтение – разбивка текста на части по основным мыслям;
• третье чтение: составление плана, группировка материала, выделение опорных пунктов (основных мыслей и понятий);
• подлинное запоминание текста, т.е. мысленный пересказ самому себе.
Способы работы над текстом
1. выделение в каждой части главной мысли;
2. озаглавливание каждой части;
3. установление структурных отношений между частями;
4. составление плана;
5. составление таблиц, схем, матриц;
6. сопоставление нового материала с уже имеющимися знаниями;
7. выделение опорных вех, тем, тематик, отдельных мыслей;
8. сравнение, сопоставление смыслового материала внутри текста;
9. группировка материала, классификация и систематизация материала;
10. составление вопросов к тексту;
11. комментирование текста к самому себе, мысленный пересказ текста самому себе.
Сохранение – можно судить по двум процессам: воспроизведение и узнавание.
Ослабление сохранения материала в памяти называется забыванием.
Узнавание – какого-либо объекта происходит в момент его повторного восприятия. Узнавание может быть разным по степени точности и полноты.
Воспроизведение – отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него. Воспроизведение труднее узнавания.
Забывание выражается в невозможности вспомнить в ошибочном узнавании или воспроизведения. Небольшая потеря материала происходит сразу после его восприятия.
Приобретение и закрепление знаний зависит от
• скорости запоминания и воспроизведения;
• полноты запоминаемого материала;
• точности воспроизведения материала;
• возможности припомнить к месту нужную информацию;
• прочности сохранения материала;
• готовности к воспроизведению материала.
12.11.2016 – лекция № 12
Мышление и воображение
Мышление
Мышление – сущность мышления – это социально-обусловленный, неразрывно связаны с речью психический процесс поисков и открытий нового, процесс опосредованного и обобщённого отражения действительности, в ходе её анализа и синтеза.
Мышление и речь. Мышление тесно связано с языком и речью, в этом заключается разница между человеческой психикой и психикой животных. Мышление без языка не существует.
Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные, отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности.
Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или свойствами и признаками.
Из одних суждений выводят другие, путём рассуждения – умозаключения.
Суждения
Общие:
В общих суждениях, что-либо утверждается или отрицается относительно всех предметов данной группы (данного класса).
Пример: вода в морях – солёная.
В частных суждениях, утверждается или отрицается, лишь по отношению к отдельным предметам.
Пример: группа аспирантов обучается, но не все аспиранты получают удостоверение преподавателя Высшей школы.
Единичные:
В единичных суждениях утверждается или отрицается, что-либо только к одному предмету.
Пример: солнце – центр солнечной системы.
Мышление как процесс
Анализ – выделение в объекте тех или иных сторон, выделение элементов, связей, отношений и т.п. Это разложение познавательного объекта на различные компоненты.
Синтез – объединение выделенных анализом компонентов целого, не разрывное единство между ними, отчетливо выступает уже при сравнении и сопоставлении, это ведёт к обобщению. (синтез, противоположное анализу)
Обобщение
В ходе обобщения сравниваемых предметах, в результате анализа выделяют нечто общее, эти общие признаки бывают 2-х видов:
• общие, как сходные признаки;
• существенные признаки.
Виды мышления
по форме деятельности (или процесса)
по характеру решаемых задач
по степени новизны
по степени значимости образных компонентов:
1.1 мышление наглядно-действенные;
1.2 мышление наглядно-образное;
1.3 словесно-логическое (дискурсивное) мышление (по деятельности).
1.
2.
2.1 мышление теоретическое;
2.2 мышление практическое;
2.3 мышление дивергентное
2.4 конвергентное – решение, единственно правильное.
1.
2.
3.
3.1 мышление репродуктивное (алгоритмизированное);
3.2 мышление продуктивное (творческое).
1.
2.
3.
4.
4.1 мышление – визуальное;
4.2 мышление – продуктивное;
4.3 безобразное мышление.
Классификация мышления
наглядно-действенное мышление, в ходе исторического развития люди решали сначала задачи в плане практической деятельности, лишь затем из неё выделилась теоретическая деятельность
наглядно-образное мышление, в простейшей форме этот процесс мышления возникает с 4-х до 7-ми лет
практическое мышление, совершается в ходе практической деятельности, это мышление связано с практикой, с решения практических задач
Индивидуальные особенности мышления
• гибкость ума, заключается в умении изменять способы решения задачи в соответствии с изменяющимися условиями
• инертность мышления, делать сто-либо бессознательно и вяло, компенсируется правильной организацией мыслительной деятельности
• самостоятельность ума объединим с конформизмом – умение не поддаваться чужим мыслям людей, уметь их правильно оценивать, видеть сильные и слабые стороны
• широта ума, заключается в умении охватывать широкий круг вопросов, творчески мыслить в разных областях знаний
• глубина ума, умение проникнуть в суть вопроса, вскрыть причинно-следственные связи, понимать смысл происходящего
• последовательность ума, выражается в соблюдении логического порядка
• быстрота ума, принять решение за короткое время в экстремальных условиях.
Лекция № 13
Воображение
Имена
Сергей Леонидович Рубинштейн
Воображение – создание нового, в форме образа сначала в виде «идеального».
Воображение, это и есть фантазия.
Воображение (фантазия) и интуиция – два качества творческого человека.
Виды воображения
Произвольное воображение – проявляется в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем.
Непроизвольное воображение – проявляется при ослаблении деятельности сознания, его расстройстве в полудремотном состоянии, во сне и т.д.
В тоже самое время выделяют в психологии;
Воссоздающее воображение – это сознание образов, соответствующих описанию (при чтении художественной литературы), даже при учебной литературы воссоздавая образы, человек наполняет знаковую систему (словесную, цифровую, нотную, графическую и т.д.), имеющимися у него знаниями, творческое воображение выражается в создании нового, оригинального образа идеи, формируется нечто новое.
Творчество – это непрерывное движение, в нём чередуются подъёмы и спады, наивысшей кульминационной точкой является – вдохновение.
Особой формой воображения, является мечта.
Виды воображения по Рубенштейну
Конкретное воображения – это образы единичные, вещные:
• зрительное представление (букет роз, портрет и т.д.);
• слуховые представления (мелодия, удар грома);
• осязательные представления (укол иглы, ожог);
• вкусовые представления (кофе);
• двигательное представление (танец, качели).
Абстрактные воображения:
Образы обобщенных схем, таблиц и т.д.