Особенности русской интонации
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №1
Особенности русской
интонации.
Что такое интонация?
• Определение интонации.
Наша речь не предст авляет собой сплошного потока, а
делится на « наименьшие единицы речи, содерж ащие
сообщение» (Зиндер, Ст роева, 1957, 230) и « обладающие
смы словой и ф онет ической самостоятельност ью и
законченностью» (Кравченко, Зы кова, Светозарова,
Брат усь, 1973, 34).
• Самостоятельный смысл, который свойственен каждому
предложению, передается не только через грамматическое
оформление и лексические средства, но и через его
интонацию.
• Интонация понимается нами как «слож ны й комплекс
просодических элементов, включающих мелодику,
рит м, темп, интенсивност ь, тембр и логическое
ударение, которы й служ ит на уровне предлож ения
для вы раж ения как различны х синт аксических
Другие определения
интонации
• В Большом Энциклопедическом Словаре (2000) находим такое
определение интонации: «интонация – (от лат. слова intonatio
лт < intono – « громко произношу» )
- единст во
взаимосвязанны х компонентов: мелодики, интенсивност и,
длительност и, темпа речи и тембра произнесения.
(Большой Энциклопедический Словарь. М., 2000; с. 197).
• Некоторые исследователи включают в состав компонентов интонации
и паузы . Вместе с ударением интонация образует
просодическую систему язы ка. Интонация является
важ ны м
средст вом
ф ормирования
вы сказы вания
и
вы явления его смы сла.
• У Богомазова Г. М. находим, что интонация – это важ ное
супрасегмент ное средст во, которое нак лады вается на ряд
сегмент ны х единиц и объ единяет их в единое целое. С
ф онет ической точки зрения - это слож ное явление.
II. Возмож ности интонации и проблемы , связанны е с
изучением интонации. . Какими возмож ност ями обладает
интонация? Какую инф ормацию она мож ет передават ь?
• Оказы вается, что интонация мож ет многое
передават ь сведения не только о том, что
говорится, но и о том, кто говорит, как (в каком
состоянии:
психологическое
состояние,
темперамент,
социолингвист ические
особенност и речи), где (в какой сит уации), кому
(какому собеседнику) передается сообщение.
• На главны й вопрос что сообщается? От вечает
лингвист ика, вы являя семант ику передаваемы х
ею значений. От вет ы на ост альны е вопросы
находятся за ее пределами.
Нелингвистические и лингвистические
элементы интонации
Многое
в
интонационном
оформлении
носит
универсальный характер (эмоции) или стоят на
грани собственно лингвистических интересов (собака
и грудные дети реагируют на нелингвистические
элементы
интонации).
Такими
элементами
занимается психология эмоций, област ь
распознавания личност и. Трудно разделить, что
в интонации от носится к лингвист ике, а что к
ее сф ере от носит ь не следует. Но есть одни путь
решения этой трудности
- описание основны х
функций интонации.
Функции интонации
Функция – это предназначенност ь данного язы кового средства для
передачи соответствующей язы ковой категории (Зиндер Л.Р., 1978,
с.6)
1. Обеспечивает ф онетическую цельнооф ормленность вы сказы вания
или его части.
2. Служит для членения целого связного текста на част и (синтагмы ),
обладающие признаками смы словой и ф онети¬ческой
цельнооф ормленности.
3. Передает важнейшие коммуникативные значения — такие, как
повествование, вопрос, побуждение и др.
4. Указывает на определенные семантические отношения между единицами,
образующими высказывание, и между высказываниями.
5. Передает отношение говорящего к содержанию своего высказывания или
высказывания собеседника.
6. Несет информацию об эмоциональном состоянии говорящего.
Примеры функций интонации
• Например, слова мальчик, читает, книгу только тогда превращаются в
высказывание,
когда
соединяются
друг
с другом
при
помощи
интонационны х средст в (функция 1); в цепочке слов Почти каждый
вечер мальчик читает книгу интонация членит текст на два от резка:
почти каждый вечер и мальчик читает книгу (функция 2); разны е
интонационны е характеристики обеспечивают передачу разны х
коммуникативны х значений: мальчик читает книгу (утверж дение,
повест вование), мальчик читает книгу? (вопрос) (функция 3); в
высказывании. Это Таня бездельничает, а мальчик читает книгу
интонационны е
средст ва
усиливают
семант ическое
прот ивопост авление двух его частей (функция 4); в высказывании И
все-таки я настаиваю: мальчик читает книгу интонация т акж е
подкрепляет смы сл, содерж ащийся в первой части (функция 5);
наконец,
эмоциональное
значение,
определяемое
общим
контекстом вы сказы вания, обязательно будет передават ься и при
помощи интонационны х средств: Мальчик читает книгу, значит он
поправился! (Бондарко Л.В., 1998, С.230).
Компоненты интонации
Осуществляя эти функции интонация
располагает одинаковым для всех языков
набором
интонационны х
компонентов:
мелодикой,
интенсивност ью,
длительност ью,
темпом, тембром и паузой.
• Однако при выполнении той или иной
функции набор интонационных компонентов,
а также важность их участия в разных
языках может не совпадать.
•
Мелодика
• Мелодика –это изменение частот ы
основного тона, ведущий компонент
интонации, обслуж ивающий разны е
ее функции. Но это касается лишь
нетональны х язы ков.
• Говоря
о
мелодическом
компоненте
интонации
необходимо
учитывать
следующие ее параметры: направление,
форму, интервал, диапазон, регистр,
скорость, и изменчивость мелодики.
Мелодика
• В русском язы ке мож но говорит ь о восходящем, нисходящем, нисходяще –
восходящем направлении движ ения тона, т.е. т. е. с началом вы сказы вания
частот а начинает повы шаться, а достигнув определенного значения —
пониж ается.
• Интонационны й цент р, т. е. т а част ь вы сказы вания, где происходят наиболее
сущест венны е
мелодические
изменения,
характеризуется
разны м
направлением эт их изменений: для по-вест вования характерно пониж ение,
для вопроса — резкое повы шение, для восклицания — некоторое повы шение с
дальнейшим пониж ением, а для незавершенност и — по-вы шение, но не т акое
значительное, как при вопросе.
• Заударны е гласны е т акж е вносят свой вклад в общую мелодическую карт ину:
пониж ение, характерное для ударного гласного в повествовании и
восклицании, продолж ается и на заударны х, при повы шающейся мелодике
вопроса на заударном слоге происходит пониж ение, благодаря которому и
осущест вляется
общий
восходяще-нисходящий
мелодический
контур;
незавершенная интонация характеризуется тем, что повы шение продолж ается
и на заударны х слогах. Мелодические характеристики предударны х слогов как
бы
предваряют
мелодику
интонационного
центра:
их
частот ны е
характерист ики подчеркивают
восходящий или нисходящий рисунок
мелодического цент ра (рис.1.)
Основные типы контуров.
Высота тона, мелодические фигуры и
диапазон.
• А) С направлением изменения вы сот ы тона в нетональны х язы ках связано преж де всего прот ивопост авление по
цели вы сказы вания ср. нисходящее направление движения мелодики в повест вовательном предлож ении: Они
убегают
• .Восходящее - в вопросительном предлож ении: Они убегают?
• Восходящее движение тона в нетональны х язы ках является сигналом незавершенност и ф разы .
• Б) Мелодические ф игуры говорят о вы сотном полож ении ударного, предударны х и заударны х слогов. В русском
языке только в очень подчеркнуто эмоциональны х вы сказы ваниях могут в одном слоге соединят ься восходящий
и нисходящий тон.
• В) Диапазон определяется расстоянием меж ду самой вы сокой и самой низкой точками мелодической кривой в
пределах синт агмы . Широт а диапазона во всех язы ках мож ет определят ь важ ность /неваж ност ь сообщаемого .
Так, например, « для вводны х конст рукций характерен от носительно узкий частотны й диапазон» (Светозарова
Н.Д., 1984, с.41). Использование более широкого диапазона характерно для эмоционально окрашенны х
вы сказы ваний, вы раж ающих сильны е эмоции (во всех язы ках ). Широт а диапазона может бы т ь различной в разных
языках.
• Г) Диапазон принято делить на регист ры . В русском языке три регистра: вы сокий, средний, низкий. С регистром во всех
языках связано противопоставление по эмоциональност и – нейтральности речи. Средний регист р характерен в
основном для нейт ральной речи. Вы сокий регист р характерен для эмоциональны х вы сказы ваний, передающих
полож ительны е эмоции (восхищение, радост ь) или другие т рудно сдерж иваемы е эмоции (негодование,
возмущение). Низкий регист р передает от рицательны е или сдерж иваемые эмоционально – модальны е значения
(горе, печаль, недовольство) (Ант ипова А .М., 1979; с.25).
• Д) От скорости изменения мелодики зависит крут изна или пологост ь конф игурации.
• Например, в русском общем вопросе наблюдается резкое повышение тона на гласном интонационного центра, приходящегося на
предикат вопроса.
• Е) Изменчивост ь или вариативност ь мелодики проявляется особенно ярко в эмоционально окрашенной речи. При
выражении некоторых эмоций мелодический контур отличается сложностью и изменчивостью, изрезанностью. Например, ласковый
тон просьбы или сухой тон приказа (Светозарова Н.Д., 1984% с. 41).
Интенсивность
•
•
•
•
•
•
Динамическая организация вы сказы вания, т. е. изменения громкост и,
подчиняется общему правилу: для любого высказывания характерно ослабление
громкости от начала его к концу — падающая динамическая кривая. Это
ослабление может быть более или менее сильным в зависимости от того, где
находится интонационный центр: если он расположен близко к началу высказывания,
то падение более резкое, если близко к концу, то падение более плавное (рис. 2.).
Степень ослабления интенсивност и зависит т акж е и от т ипа интонации:
она максимальна для завершенной повест вовательной интонации.
Вы ступает как средст во вы деления или « подчеркивания» отдельны х
элементов ф разы . С увеличением интенсивност и связано акцент ное или
логическое ударение.
В русском языке интенсивность является дифференциальным признаком акцентного
выделения. Интенсивность передает сведения о семантическом весе фразы.
Так, вводные и вставные конструкции характеризуются общим понижением уровня
интенсивности. Возрастанию интенсивности сопутствует появление положительных и
активных эмоций в речи. Напротив, отрицательные и пассивные эмоции
характеризуются понижением общего уровни интенсивности.
Приказы и команды также отличаются высоким уровнем интенсивности.
Схематичное изображение динамики
•
Длительность и темп
• Временная организация высказывания подчинена мелодической и усиливает ее.
• При
нормальном
развитии
восходяще-нисходящего
конт ура,
оф ормляющего
повест вование,
темп
речи
характеризуется
замедлением к концу вы сказы вания, и это замедление вместе с
пониж ающейся мелодикой сигнализирует о завершенност и.
• Отсутст вие замедления служ ит своеобразны м сигналом того, что или
вы сказы вание не завершено, или ж е оно требует продолж ения от
собеседника — когда это вопрос. Поскольку существует общая
тенденция произносить более медленно то, что говорящему каж ется
наиболее важ ны м, наибольшую длительност ь будет иметь ударны й
гласны й слова, находящегося в интонационном цент ре, обы чно на него
падает и особое ударение.
• Если
сравнивать
среднюю
длительност ь
звуков
при
разном
интонационном оф ормлении, то видно, что максимальна она при
восклицательной интонации, далее следует интонация завершенност и,
а интонация вопроса и интонация незавершенност и характеризуются
наименьшей средней длительност ью звука, т. е. самы м бы стры м темпом
произнесения.
Длительность и темп.
• Универсальным для всех языков можно считать тенденцию к более быстрому
произнесению менее важной информации в высказывании, например, произнесение
вводных конструкций, придаточной части сложного предложения и наоборот.
• В русском языке не существует долгих и кратких гласных, большая или меньшая
протяженность звука не нарушает фонемного облика слова, поэтому отклонение по
длительности используется на интонационном уровне. Так, увеличение длительности в
русском вопросе придает высказыванию в сочетании с другими средствами различные
эмоциональные значения, например, удивление. Ср. :Тебе? – Тебе-е?
• Увеличение длительности ударного гласного может наблюдаться при выражении
эмоциональных значений ласки, нежности, просительности. Ср.: Дедушка, миленький,
да-ай, пожалуйста!
• При выражении гнева, презрения, категоричности, напротив, наблюдается уменьшение
длительности и увеличение длительности начального согласного. Начинайте!
(Светозарова Н.Д., 1984, с. 49).
• Темп участвует в различении коммуникативных типов высказывания. В русском языке
вопрос отличается от восклицания более быстрым темпом произнесения. Какой
сегодня день? – Какой сегодня день!
Тембральны е
характерист ики
• Различные
тембральны е
характерист ики
участвуют в различении и конкрет ны х эмоций:
презрения, гнева, насмешки и т. д.
• С.В. Кодзасов пишет, что «вы сокая степень
полож ительной эмоции (любовь) реализуется
вы соким, приды хательны м голосом, вы сокая
степень
от рицательной
эмоции
(ненавист ь)низким, зашумленны м, дрож ащим
голосом; для торж ест венного чувст ва характерен
восходящий
дрож ащий
голос,
горе
символизируется нисходящим мягким голосом»
(Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф., 1977, с. 209).
Паузы
• Паузация используется не только
для членения вы сказы вания на
синт агмы . Величина паузы мож ет
служ ит ь
признаком,
определяющим
характер
от ношений меж ду
соседними
синт агмами
и
тем
самы м
передават ь
важ ную
семант ическую инф ормацию.
Паузы
• Используются для членения речи на интонационно –
смы словы е единицы . Более длинны е паузы
свидетельст вуют
о
большей
смы словой
самостоятельност и отделяемы х друг от друга
от резков речи.
• Значения
пауз
в
сопоставлении,
прот ивопост авлении,
важ ного
и
несущест венного пояснения.
• Компонент ы ,
обслуж ивающие
интонацию
являются универсальны ми. Тем не менее, вы бор
интонационны х признаков для вы раж ения
значений варьируется в зависимости от язы ка.
Интонационные единицы
• Как мы уже говорили, для описания свойств интонационной системы необходимо выяснить, какие именно
единицы образуют эту систему. Поскольку, определенная интонация оформляет очень часто целые предложения,
существовало и до сих пор еще существует мнение, что именно предложение и нужно считать такой единицей.
Однако это не так, потому что Мальчик читает книгу. Может быть разделен на одну или две части.
• Вопрос о природе единиц, участвующих в интонационном оформлении высказывания, подробно рассмотрел Л. В.
Щерба, который отметил, что связь между смысловой и звуковой стороной осуществляется в пределах
простейшего синтаксического целого — синтагмы .
• « Фонет ическое целое, вы раж ающее единое смы словое целое в процессе речи — мы сли... я
назы ваю синт агмой» , — писал он в «Фонетике французского языка». Таким образом, сама единица как бы
принадлежит речи, а не языку, поскольку появляется в конкретных условиях осмысления той или иной
синтаксической конструкции и лексического наполнения. Однако обусловленность синтагматического членения
семантико-синтаксическими характеристиками не подлежит сомнению, так же как и наличие определенных
языковых правил синт агматического членения.
• Таким образом, каждое высказывание членится на синтагмы .
• Синт агматическое членение осущест вляется при помощи меж синтагменны х пауз, при этом далеко
не всегда такая пауза может соответствовать во времени перерыву звучания: часто возникают так называемые
психологические паузы , которые мы воспринимаем в результате сильных мелодических изменений на
границе синтагм. Объединение слов, образующих одну синтагму, происходит благодаря особому
ударению: все слова, предшествующие последнему слову синтагмы , имеют обы чное словесное
ударение, а на это последнее падает более сильное, синт агмат ическое ударение. Если в
предлож ении несколько синт агм, то и синтагматических ударений тож е несколько, а последнее
из них имеет на себе и ф разовое ударение, объединяющее синтагмы во ф разу.