Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
2.1 Лекция
Особенности развития детей с расстройствами аутистического спектра
Аутизм является заболеванием, которое внесено в американскую классификацию
DSM-5 и международную классификацию болезней МКБ-10 под шифром F84.0 - Детский
аутизм. Отличительная особенность синдрома – отсутствие первоначального нормального
состояния, синдром считается врожденным. Первые проявления выявляют в младенческом
возрасте, а диагноз ставится обычно к 3-4 годам. К такому возрасту, симптоматика
становится хорошо заметной. Этот диагноз может быть поставлен психиатром.
К
расстройствам
аутистического спектра (РАС)
относятся
разнообразные
расстройства, объединенные нарушениями невербальной и речевой коммуникации,
особенностями поведения (непереносимостью изменений в окружающей обстановке),
особенностями психомоторного развития и необычным использованием своего тела
(стереотипии), а также нарушениями развития когнитивных функций (развития
символической активности, использование аутистического объекта, аутистической речи,
игры). В целом, дети с аутистическим расстройством фиксированы на внутренних или
изолированных внешних сенсомоторных ощущениях, а также на навязчиво повторяющихся
сверхценных
фантазиях,
оставаясь
нечувствительными
к
большому
количеству
потенциально важных внешних воздействий.
Наиболее известные из аутистических расстройств – синдром Каннера, синдром
Аспергера, атипичный аутизм с умственной отсталостью.
При синдроме Каннера
аутистические расстройства глубже, речь отсутствует или ограничена эхолалиями,
состояние ребенка психотическое. При синдроме Аспергера формальный интеллект развит
очень хорошо, но коммуникация, эмоции и речь искажены, состояние ребенка пограничное.
Для атипичного аутизма характерно отсутствие одного из трех диагностических
критериев аутизма (качественного нарушения социального взаимодействия, коммуникации
и ограниченного стереотипного поведения). Это психоневрологическая патология,
связанная с нарушением мозговых структур, которая может проявлять гораздо позже, чем
симптоматика классического аутизма. «Атипичный» ребенок-аутист может обладать как
высоким уровнем интеллекта и социализации, так и очень низким, вплоть до серьезных
нарушений восприятия реальности, тяжелых речевых расстройств и умственной
отсталости.
Аутизм – это нарушение развития, дефект в системе, отвечающей за восприятие
внешних стимулов, который заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления
внешнего мира и почти не замечать другие.
1
Аутизм встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек.
Как заметить проявления аутизма у ребенка? Вот его характерные черты:
Игра
Поведение
- не играет со сверстниками,
- постоянно намеренно соблюдает
- не испытывает радость,
определенные правила,
- выполняет одни и те же механические
движения,
-
играет
- сопротивляется переменам,
- выполняет действия в определенном
только
с
определенными
игрушками,
- использует постоянные ритуалы,
порядке,
- совершает действия, приносящие вред
ему самому,
- играет с мелкими игрушками,
- избегает двигательной активности,
- выстраивает предметы в ряд,
- хаотично передвигается по помещению,
- играет один,
- избирателен в еде,
- фантазирует
- предпочитает еду одного цвета,
- делает бесцельные движения (взмахи
Чувствительность
- боится громких звуков, закрывает уши
руками,
руками, перебирание пальцами),
- часто ходит босиком,
- избирателен в одежде,
- избегает яркого света,
- не переносит переодевание
- нюхает предметы, в том числе и
Общение
несъедобные,
- не нуждается в контакте с окружающими,
- не любит телесный контакт,
- не разговаривает с окружающими,
- не переносит прикосновения к себе,
- общается только с одним членом семьи,
- боится испачкаться,
- общается с одним выбранным взрослым,
- быстро утомляется,
- повторяет одни и те же слова и
- плохо спит
предложения
- не смотрит в глаза,
Сравните эти проявления с типичным поведением нормативно развивающегося
ребенка:
Игра: любит играть на детской площадке, когда там много детей; активно
привлекает детей в свою игру; разбирает предметы по частям; любит играть на барабанах
или стучать; требует новых игрушек; постоянно переставляет игрушки и вещи в комнате.
Чувствительность: любит разноцветную одежду, громкую музыку.
2
Поведение: залезает на горку, на верх дивана; любит кошек; пьет из разных чашек и
проч.
Общение: постоянно задает вопросы, разговаривает в транспорте с незнакомыми
людьми.
Обобщенная характеристика детей с расстройствами аутистического спектра в ДОУ:
Психическое и ➢ Недостаточность энергетического потенциала
личностное
➢ Неспособность правильно реагировать на внешние ситуации
развитие
➢ Пугаются резких звуков, громкого голоса
➢ Эмоциональная хрупкость
➢ Низкий порог возникновения тревоги
Поведение
➢ Стремление выполнять повторяющиеся действия (встряхивание,
вращение конечностей);
➢ Фиксация на ритм-сенсорных впечатлениях
➢ Отсутствие выражения лица или ограниченное использование
мимики и жестов;
➢ Неспособность создать и поддерживать зрительный контакт;
➢ Стереотипное повторение моделей поведения;
➢ Воспроизведение одних и тех же звуков;
➢ Проблемы с воображением;
➢ Высокая избирательность
Коммуникация ➢ Только личное общение
➢ Неспособность устанавливать отношения с окружающими людьми
➢ Холодность и безразличие к близким
➢ Не переносят замечаний в свой адрес
В настоящее время наибольшее распространение получила классификация форм
детского аутизма, представленная О.С. Никольской, Е.Р. Баенской и М.М. Либлинг.
Основой для классификации являются способы взаимодействия с окружающим миром и
способы защиты, вырабатываемые детьми с ранним детским аутизмом. Эта систематизация
отличается от медицинской классификации направленностью на педагогические способы
коррекции и социальную адаптацию.
Согласно данной классификации, выделяют 4 группы раннего детского аутизма.
3
1 группа – наиболее тяжелая форма аутизма. Ее характерными признаками являются:
- отсутствие эмоционального контакта со взрослыми;
- слабая реакция на внешние раздражители;
- может присутствовать мутизм;
- типична маска глубокого покоя;
- характерно полевое поведение – бесцельное перемещение по комнате;
- избегание сильных стимулов, вызывающих страх – шум, яркий свет,
прикосновение и т.д.
2 группа:
- присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод);
- в речи преобладают однотипные штампы-команды;
- возможно выполнение просьб матери;
- чрезмерная привязанность к матери;
сочетание
-
эмоциональной
холодности
к
окружающим
с
повышенной
чувствительностью к состоянию матери;
- стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание
бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.);
- стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т.д.;
- ритуализация повседневной жизни.
3 группа:
- способность выразить свои потребности посредством речи;
- поглощенность одним и тем же занятием;
- большой словарный запас «книжного характера»;
- чрезмерная привязанность к матери;
- парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повторном
переживании травмирующих впечатлений;
- наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога.
4 группа – наиболее благоприятная в плане коррекции:
- способность к общению;
- интеллектуальные функции сохранны;
- чрезмерная потребность в защите и эмоциональной поддержке со стороны матери;
- присутствие ритуальных форм поведения;
- круг общения ограничен близкими взрослыми
- трудности в усвоении двигательных навыков.
4
Факторы возникновения аффективных нарушений и аутизма
Различают несколько видов факторов возникновения аутизма. Прежде всего,
выделяют генетические и биологические. Когда говорят о генетических факторах, то речь,
прежде всего, идёт о спонтанной мутации определённых генов. Эта мутация приводит к
изменениям в ДНК, провоцирующим развитие РАС. Иногда генетические факторы имеют
наследственный характер. Например, выявлено, что высокая вероятность рождения ребенка
с аутизмом у слишком интеллектуальных родителей,
Биологические факторы аутизма – это факторы риска, которых можно избежать. К
ним относится ожирение матери во время беременности, недостаток фолиевой кислоты и
других витаминов в процессе формирования плода, перенесённые матерью инфекционные
заболевания и кислородное голодание плода.
Органические
факторы
–
нарушение
нейрогенеза,
которое
влечет
гиперчувствительность восприятия; постинфекционные причины
Этологические факторы: нарушение симбиоза с матерью.
Сенсорная дезинтеграция при аутизме1
Большинство детей с аутистическими расстройствами страдают дисфункцией
сенсорной интеграции, когда взаимосвязь всех элементов сенсорной системы нарушается.
В чем же проявляется это нарушение? Прежде всего, в разбалансированности сенсорных
сигналов, поступающих ребенку как извне, так и изнутри, в особой чувствительности или
нечувствительности отдельных рецепторов при восприятии окружающего мира. Известный
специалист в этой области Дж. Айрес пишет, что у детей с аутизмом сенсорный сигнал «не
регистрируется» мозгом должным образом, поэтому ребенок на одни вещи не обращает
внимания, а на другие реагирует слишком резко. Встречается также плохая модуляция
сенсорных сигналов, особенно вестибулярных и тактильных: из-за этого развивается
гравитационная неуверенность или тактильная гиперчувствительность. Дает сбои область
мозга, отвечающая за побуждение к действиям, особенно новым, или же к смене действий:
из-за этого подавляется интерес к делам, которые обычно считаются конструктивными и
полезными.
Ребенок слишком остро воспринимает одно и вовсе не замечают другое. Например,
как пишет мама одного из детей, ее сын не чувствовал боли, игнорировал укусы и травмы,
закрывал уши и бил себя по ушам, боялся музыкальных игрушек, переворотов тела и т.д.
1
Полный список признаков сенсорной дезинтеграции приведен в Приложении
5
При нарушениях тактильных ощущений аутисты могут иметь слишком высокий
или слишком низкий болевой порог, а потому либо обожают сильные объятия и
рукопожатия, либо, наоборот, избегают любых прикосновений к своему телу других людей.
Некоторые дети могут намеренно причинять себе боль, чтобы получить тактильные
ощущения. А другие очень избирательно относятся к тканям, из которых сшита их одежда
– некоторые из них причиняют телу аутиста настоящую боль.
При нарушениях проприоцептивной системы - не осознают положения своего
тела, а потому могут либо избегать стоять рядом с другими людьми, либо, наоборот,
слишком приближаться к ним. Нарушение данной системы создает трудности с мелкой
моторикой. Дети-аутисты с нарушениями проприоцептивной системы могут натыкаться на
предметы, не понимать, как застегивать пуговицы на одежде.
При нарушениях вестибулярной системы им с трудом дается понимание баланса
положения своего тела относительно пространства, поэтому аутичным детям приходится
использовать так называемые стимы – необычные повторяющиеся действия, не несущие в
себе какого-либо смысла - кружения, раскачивания, битье головой, топанье ногами. Другая
крайность – им сложно бегать, прыгать, иногда даже нормально ходить. Нередко особенных
малышей может укачивать в транспорте, на качелях, на карусели.
При нарушениях вкуса аутичным детям не хватает вкусовых ощущений, поэтому
они могут предпочитать блюда с сильно выраженными вкусами – очень сладкие или очень
соленые. При отсутствии вкуса малыши тянут в рот все, что видят – жуют землю, сосут
камни. Другая крайность – не переносят острую или твердую пищу, категорически
отказываются от определенных видов продуктов.
При нарушениях слуха у аутистов нередко нормально функционирует только одно
ухо, сложно воспринимать все звуки, им могут нравиться шумные звуки – могут нарочно
шуметь. Есть и другая крайность, когда аутичный ребенок воспринимает звуки намного
интенсивнее, чем обычный человек, поэтому ему сложно находиться в общественных
местах, абстрагироваться от шумовых эффектов вокруг.
При нарушениях зрения аутичные дети могут воспринимать цвета как более темные,
чем на самом деле, очертания – быть размытыми, некоторые не понимают, насколько
далеко от них находятся те или иные предметы. Ряд аутистов видит настолько хорошо, что
их больше интересуют не сами предметы, а их мелкие детали, а также крупицы песка,
частички земли, мелкие камешки. У части особенных детей предметы могут «прыгать»
перед глазами.
При нарушениях обоняния – либо не чувствуют никаких запахов, либо не могут
переносить даже тончайшего аромата, не говоря уже о неприятных запахах. В первом
6
случае аутисты могут подолгу спокойно находиться возле баков с мусором, в
общественных туалетах, во втором - не способны нормально ходить даже в чистый
домашний санузел, боятся использования косметических средств – мыла, шампуней, не
выносят людей с парфюмом.
Основные критерии оценки развития ребенка при систематическом наблюдении
Для оценки развития ребенка с расстройством аутистического спектра необходимо
фиксировать его поведенческие проявления по целому ряду основных признаков:
- динамика эмоциональных состояний;
- пищевое поведение;
- сон-бодрствование;
- территориальное поведение;
- выделительное поведение;
- сексуальное поведение;
- исследовательское поведение;
- привязанность;
- агрессия;
- невербальная коммуникация;
- игровое поведение;
- изобразительная деятельность;
- речь;
- поведение перед зеркалом.
Наблюдение должно иметь лонгитюдный характер и включать не менее 4-5
наблюдений по каждому признаку. Анализ и сопоставление полученных характеристик
дает возможность выявить основные звенья и степень нарушения.
Характеристика критериев оценки поведения:
1) Эмоциональное состояние: проследить, как обычно проявляется эмоциональная
реакция, является ли эмоциональное состояние стабильным, как меняется, как
выражаются эмоции (телом, руками, ногами, голосом и т.п.).
2) Пищевое поведение: как ребенок проявляет себя во время еды: ест
самостоятельно,
отказывается
от
определенных
видов
пищи
(высокая
избирательность в еде), проявляет всеядность, предпочитает твердую или
жидкую пищу и проч.
7
3) Сон-бодрствование: как засыпает, просыпается (во время дневного, ночного сна).
4) Территориальное поведение: где играет (в отдельных уголках или на все
площади, «охраняет» ли свою территорию, как реагирует на «вторжение» других
детей).
5) Выделительное поведение: самостоятельно или нет ходит в туалет, отношение к
чистоплотности.
6) Сексуальное поведение: допускает ли прикосновения других людей, интерес к
противоположному полу, бывает ли мастурбация, прижимания, поцелуи и проч.
7) Исследовательское поведение: как относится к новым предметам, новым людям,
новому помещению. Как реагирует на книжку, мультфильм, музыку, новый вид
деятельности, обучение.
8) Привязанность: к каким лицам проявляет привязанность, есть ли привязанность
и избирательность в одежде.
9) Агрессия: как проявляются агрессивные или оборонительные реакции.
10) Невербальная коммуникация: контакт глаз, голос, форма эмоциональной
коммуникации.
11) Игра: как играет (один или вместе с другими, какие игрушки и как использует).
12) Изобразительная деятельность: что рисует, как рисует, к каким видам
изобразительной деятельности проявляет интерес.
13) Поведение перед зеркалом: как реагирует на свое отображение в зеркале.
14) Речевое поведение: как проявляется речь при обращении к детям, взрослым; как
реагирует на обращение других людей, на команды, приказы и проч.
8