Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 24.03.2020. Особенности организации и проведения экскурсий в музеях. Крайний срок прочтения: 15.00, 25.03.202
Понятие музейной экскурсии, её классификация и характеристика
Экскурсия — форма культурно-образовательной деятельности, коллективное посещение достопримечательных объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.) по заранее намеченной теме и специальному маршруту, способ приобретения знаний специфическим методом.
Музейные экскурсии разнообразны, но вместе с тем легко поддаются классификации. Они делятся:
По профилю на исторические, литературные, искусствоведческие, естественно-научные и др. находящие связь с общим профилем дисциплины музея;
В зависимости от места проведения — по экспозиции, фондохранилищу, территории;
По целевой направленности: культурно-образовательные (общеобразовательные) и учебные, непосредственно связанные с программами различных учебных заведений. Среди последних можно выделить методические экскурсии музееведческого характера, которые знакомят с особенностями хранения фондов, построения экспозиции, ведения экскурсии и т.п;
По составу экскурсантов: для детской или взрослой аудитории, для местных жителей или туристов, для групп однородных по составу (например, для родителей с детьми).
В зависимости от места проведения встречаются комплексные экскурсии, в которых сочетается пока экспозиции и других частей музей, например, заповедной зоны; по широте охвата. Наиболее часто для характеристики экскурсий употребляются такие термины, как обзорная экскурсия (по всему музею) и тематическая экскурсия (посвящённая конкретной проблеме). На практике эта классификация практически никогда не отражает суть дела (как и многие другие классификации в целом), но она поможет на этапе проектирования для целеполагания.
Главным признаком любой экскурсии, музейной в частности, является приоритет зрительных впечатлений, живое созерцание, наблюдение. Потому стоит планировать экскурсию таким образом, чтобы время показа превалировало над другими действиями. Рассказ экскурсовода же, должен лишь дополнять визуальную информацию пояснениями, но не заменять её. Нельзя говорить не показывая.
Для повышения качества восприятия экскурсанты не должны долго застаиваться на одном месте. Экскурсия обязательно предполагает движение, смену локации (пусть даже в рамках одного музейного зала). Перемещение помогает созерцанию, так как смена положения даёт возможность экскурсантам оценить объекты показа с разных ракурсов и с различных расстояний. Например, большие полотна, написанные гуашью и мазками, в близи открываются как технически сложные произведения, но их содержание неразличимо из-за особенности технологии создания. Нужно отойти подальше, чтобы увидеть и понять экспозицию такой картины.
В целом, музейная экскурсия отличается от иных лишь тем, что проходит исключительно на территории музея. Специфика определяется исключительно характером музейной среды и тематикой экспонатов (музей танкостроения и музей археологии).
Особенно здесь выделяются музеи-заповедники (также иные музеи под открытым небом) и художественные музеи. В первом случае человек и его сознание не ограничено физическими барьерами зданиям (стены, потолки и т.п.), что создаёт особую атмосферу при показе, но также и отвлекает экскурсантов. Во втором случае, произведения художественного искусства часто вводят людей в состояние, когда они, созерцая и интерпретируя художественные образы, "уходят в себя", что также может помешать экскурсоводу сохранять запланированный ритм экскурсии. Стоит делать на этом особый акцент при планировании таймингов и рассказа.
Во всех случаях, для экскурсовода глобальное значение имеет качество владения материалом, методологией показа и понимания аудитории (её запросов в целом и заинтересованности во время показа).
Стоит понимать, что экскурсия это ещё и коммуникативный процесс. Экскурсанты нуждаются в удовлетворении потребности общаться. Это даёт возможность провести не просто унылый показ предметов, но создать насыщенный диалог в котором будут удовлетворены и другие их потребности: в познании, психоэмоциональной рекреации, социализации. Особенностью такого коммуникативного процесса является ролевая модель, которая даёт возможность экскурсантом не быть собой, а например, экспертом спорящим и обсуждающим всё что видит или заинтересованным студентом, который жадно поглощает информацию, часто задавая вопросы и воспринимая экскурсовода как наставника.
Подробнее здесь (глава 7, параграф 7.1)
Мастерство экскурсовода
Критерии.
Владение темой. Экскурсовод должен быть компетентным специалистом, знающим собеседником, знатоком. Неточности допускаемые экскурсоводом, заминки, оговорки оставшиеся без самоисправления, незнанием ответов на вопросы экскурсоводов (не всегда, бывают глупые или неуместные вопросы) подрывают авторитет специалиста. Тогда уже сложнее удержать внимание экскурсантов и уж тем более их повторного возвращения.
Важно: насыщенное содержание рассказа, полнота раскрытия темы, чёткость структуры, логические переходы и последовательность, понятный язык, побочные рассказы и сторонние знания.
Умение адресовать экскурсию. Важно знать к кому обращаемся. Видеть, слышать и чувствовать свою аудитори, понимать её настроение и уровень вовлечённости. Ещё раз: экскурсия это коммуникативный процесс субъект-субъектного характера. Экскурсанты не предметы, они живые и требуют внимания и особого подхода к себе. Нужно помнить что текст зачитываемый экскурсантом, озвучивается для людей, а не ради банального выполнения работы. Экскурсия должна быть творческим процессом, порождённым социальным интеллектом.
Важно: Наблюдательность (смотреть на изменение в поведении людей), внимательность к реакциям (вздохи, зевки, усмешки, кивания, одобрительные слова, сказанные себе под нос - всё это моментальный фитбэк, который поможет вам сию минуту отследить качество экскурсии), отзывчивость (нельзя игнорировать открытые запросы экскурсантов, также нельзя игнорировать скрываемые проявления дискомфорта).
Налаживание контакта с аудиторией. Хороший экскурсовод продаёт себя до начала экскурсии во время вступительной речи. Он уделяет 2-5 минут чтобы познакомиться с экскурсантами и презентовать себя, сказать что готов учитывать потребности аудитории, знает о том что им интересно и сам любит то чем занимается. Вступительная речь не про содержательность, а про разогрев аудитории, её настрой. Но контакт не ограничен вступлением, он поддерживается на протяжении всей экскурсии, методами описанными ранее, а также юмором, интерактивной работой с аудиторией (прямыми обращениями к конкретным людям, просьбами, вопросами и т.п.).
Важно: Подготовить вступительную речь (делать упор на эмоции, а не на содержательность) и подготовить себя к ней, показать собственный искренний интерес к экскурсии и сохранять его до самого конца, показать атмосферу дружелюбия в начале и выстраивать её по ходу, иметь чувство юмора, но шутить не часто, уместно и тонко. Экскурсия не стенд-ап и постоянное юмороизвержение может испортить впечатление, а экскурсовода выставить шутом.
Техники.
Вопрос-комплимент. Продолжая предыдущий пункт: контакт с группой безусловно поддерживается с помощью вопросно-ответного метода, когда гид задаёт вопросы экскурсантам. Чаще всего, не стоит ожидать ответы на эти вопросы, это делается лишь для поддержания доверительной атмосферы и создания видимости диалога. Задавая же такие вопросы, экскурсовод должен пользоваться конструкциям по типу "Уверен, вы уже знали?...", "Вы, конечно же, уже догадались...?", "Для вас не секрет...?" и т.п. Люди, которые не знают то чего вы расскажете далее, даже не заметят этого или почувствуют себя в безопасности, будучи уверенными в том что никто не подозревает о их "постыдном незнании". Те люди которые в самом деле знакомы с темой, отметя для себя это как маленький комплимент и ещё раз утвердятся в своих знаниях и компетентности. Например: "Вы уже поняли, что это здание было заново отстроено после войны? Но интересно здесь, то как его восстанавливали...". Также вопросы позволяют выявлять степень осведомлённости группы, что конечно же поможет в понимании аудитории.
Вопрос-побуждение. Экскурсовод настраивает группу на раздумья, побуждает вместе решить возникшую проблему: "Как вы Думаете, в чем дело? Как сумели мастера добиться такой цельности?"‚ "Неудобства, глазные болезни... Почему же
все-таки рубили курные избы?» Главная цель таких вопросов, иногда озадачить слушателей и тем самым заострить проблему, добиться предельного внимания, соучастия в размышлениях.
Контроль пространства. Т.к. основой показа является экспонат, важно уметь подвести к нему группу, разместить её вокруг (или напротив) него, так чтобы всем было хорошо видно, чтобы сам экспонат был показан с выгодной стороны. Потому контроль пространства, а именно выбор точки обзора и умении расположить аудиторию относительно объекта имеют очень большую важность. Также важно следить за тем чтобы не начинать рассказ, пока последний или отстающий экскурсант не займёт своего места. В экскурсии всегда ровняются на последнего.
Уважение к экспонату. Хороший экскурсовод не поворачивается спиной к экспонату. Он стоит к нему в пол оборота, так что бы одним только поворотом головы менять направление своего внимания с аудитории на экспонат и обратно. Когда мы начинаем говорить об объекте показа, мы должны посмотреть на него (или его деталь), таким образом, невербально стимулировать сделать то же самое и людей. Экскурсовод сам в первую очередь должен интересоваться экспонатом, удивляться ему, испытывать эмоции.
Создание якорей. Нужно создать ситуацию в которой внимание к определённой информации в данный момент принесёт пользу слушателю в будущем. " Запомните конструкцию этой церкви. Это пригодится при знакомстве с другими памятниками. Таким образом мы создаём якорь. Ещё лучше работает другая вариация данного приёма когда экскурсовод на протяжении всей экскурсии подготавливает аудиторию к главному экспонату, вскользь упоминая о нём, подчёркивая связь показываемых в данный момент объектов с ним, обращая внимание на важность внимания к деталям сейчас, чтобы понять красоту главного экспоната потом.
Детали.
Показ прежде рассказа. Экскурсия не должна превращаться в лекцию. Говорить нужно с паузами (чтобы люди исключить возможность аудитории постоянно слушать вместо того чтобы смотреть), направляя словами внимание экскурсантов на объект показа. "Присмотритесь, как грамотно на этом полотне изображены тени, как естественно падает свет из окна на лицо девушки". Находиться нужно немного в стороне от экспоната, так чтобы не перекрывать обзор и не становиться визуальной доминантой.
Красноречие и дикция. Нельзя переоценить умение красиво и правильно говорить. Говорить мало, но попадать в самую суть. Уметь управлять интонацией и тембром голоса. Создавать атмосферу словами и вовремя умолкать. Речь должна быть непринуждённой, естественной. Экскурсовод не лектор, он - собеседник. Важно находить точки экспрессивности и передавать не только информацию и факты, но и эмоции.
Методика подготовки и проведения музейной экскурсии
Подготовка музейной экскурсии имеет следующую последовательность:
1) Формулирование темы и определение цели экскурсии.
Это краткая формулировка всей экскурсии. Сюда же входит выбор тематики, создание первичного плана, формулировка основных вопросов (задач), ответы на которые и есть цель данной экскурсии. Цель же может быть воспитательной, образовательной, просветительской. В этом и будет состоять идея. Отсюда можно двигаться дальше.
2) Поиск и изучение литературы по теме.
Прежде всего теоретическая и учебная литература, далее научно-исследовательская - монографии, брошюры, статьи, мемуары, иногда художественная литература (если например речь идёт о музее какого-то писателя), научно-популярная и т.п. в зависимости от предмета экскурсии. На этом мы формируем базу для создания контента. Здесь мы находим всю фактическую информацию, которую потом, в виде цитат и пересказа, передадим экскурсантам.
3) Изучение экспозиции.
Это собственно самые экспонаты. Важно изучить их визуально самостоятельно, найти некие мелкие интересные детали, почувствовать и понять их красоту. Составить собственное эмоциональное впечатление об экспозиции.
4) Отбор объектов экскурсионного показа и составление маршрута.
Сначала отмечаем подтемы и комплексы экспозиции, которые включим в экскурсию. Нужно чтобы они соответствовали теме экскурсии и были необходимы для её раскрытия. Затем отбираем экспонаты. Само по себе присутствие тех или иных экспонатов и их количество определяется временем экскурсии и возможностями восприятия экскурсантов. Дети могут не понять сложность некоторых экспонатов, например когда дело касается изобразительного искусства или механизмов. С другой стороны, слишком простая экспозиция вгонит в скуку даже неискушённого экскурсанта.
Время. По опыту можно сказать что экскурсии должны быть:
1. Для учащихся младших классов 45-50 минут;
2. Для школьников от 7 класса - 60-70 минут;
3. Для подростков от 17 лет - 90 минут;
4. Для молодых людей и взрослых от 20 лет 100-120 минут.
Когда экскурсия сосредоточена не только в музее, а включает в себя ещё и перемещения, то время, например для детей и юношей до 20 лет, стоит увеличить до 1,5-2 часов (пешеходная экскурсия) и до 2-2,5 часов (автобусная). Для взрослых нецелесообразно проводить экскурсию больше чем на 3,5 часа.
Количество. Число экспонатов, опять же, зависит от времени. Чаще всего это 12-15 основных объектов и несколько второстепенных. На основные в среднем отводится 7-10 минут. Можно сократить количество объектов, но нельзя сокращать время на их просмотр, иначе вместо экскурсии получится пробежка. При определении количества объектов определяем тайминг. Нельзя затягивать или ускорять экскурсию если в конце оказывается что она пройдена быстрее чем нужно или наоборот не хватает времени. Нужно создать чёткий хронометраж и соблюдать его. В случае работы с детьми младшего возраста стоит также заложить время на "непредвиденные трудности".
Критерии. Каждый объект должен быть важен для раскрытия темы, "попутных" экспонатов быть не должно. Дополнительные экспонаты включаются в том случае, если существует нехватка основных. Тогда нужно смотреть на побочную информативную и культурную ценность дополнительных объектов в контексте раскрытия основной темы. В музее космонавтики, при необходимости, будет не лишним показать архивные записи, газетные статьи о холодной войне между СССР и США, приведшей к знаменательным техническим и научным прорывам в сфере космических технологий в обеих странах. Но основными объектами показа, всё же, будут детали космических кораблей, предметы снаряжения и быта космонавтов.
5) Написание текста экскурсии (вступление, основная часть, заключение. Проработка логических переходов и нарратива).
6) Подбор методики проведения экскурсии, определение наиболее целесообразных методов и приёмов.
7) Подготовка и оформление документации - технического плана экскурсии, справочного материала.
8) Утверждение экскурсии и включение её в экскурсионную программу музея.
9) Необязательный пункт. Создание дополнительных раздаточных материалов, брошюр, анкет, флаеров и т.п.
10) Работа над совершенствованием экскурсии.
11) Составление методических разработок с учётом практики проведения данной экскурсии.
Маршрут экскурсии (экскурсионный маршрут) — это самый удобный путь следования группы экскурсантов, показывающий отобранные экскурсионные объекты в логической последовательности и дающий зрительную основу для раскрытия темы экскурсии.
Именно маршрут «делает» экскурсию, отличая ее от лекции, семинара, коллоквиума и других форм работы с информацией.
ГОСТ Р 50690-2000 «Туристические услуги. Общие требования» закрепляет такое определение маршрута экскурсии: «3.13. Маршрут путешествия: путь следования туриста, включающий перечень всех географических пунктов и мест, последовательно посещаемых туристом во время путешествия».
Основа маршрута экскурсии готовится параллельно с контрольным текстом экскурсии.
Разработка маршрута экскурсии требует от автора высокой квалификации. Маршрут прокладывается в зависимости от выбранной последовательности осмотра объектов, путей для подъезда (подхода) экскурсионной группы, наличия площадок для расположения группы, а также с учетом обеспечения безопасности экскурсантов.
Существуют 4 варианта построения маршрутов:
Построение экскурсионного маршрута
Принцип построения маршрута
Примеры
Хронологический
Экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей: ознакомление с фактами био- графии человека от ранних к более поздним
Тематический
Экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы из жизни города (края): «Челябинск научный»
Тематико-хронологи- ческий
Реализуется только в отдельных подтемах экскур- сии: обзорных городских
Географический
Следование каким-либо ориентирам на местности:
«Москва с высоты птичьего полета»
Данные принципы построения экскурсионного маршрута чаще всего комбинируются, проявляясь на разных участках экскурсии. Правила составления маршрута:
• показ объектов осуществлять в намеченной логической последовательности, избегать повторных проездов («петель») по одному и тому же участку;
• учитывать расположение экскурсионных объектов (не близко друг к другу, не заслоняющие один другой или резко контрастирующие друг с другом);
• объект должен быть доступен для осмотра;
• переезд (переход) между объектами должен укладываться в 10—15 мин, чтобы избежать значительных пауз в показе и рассказе;
• учитывать необходимость благоустроенных остановок (в том числе санитарных, соответствующих всем правилам гигиены) и мест парковки транспортных средств;
• учитывать эстетическую ценность застройки и ландшафт по пути движения группы.
Экскурсионный маршрут обязан быть максимально безопасным для экскурсантов, обеспечить комфортные условия начала и завершения экскурсии и выполнять все цели и задачи, поставленные организаторами экскурсии. Строго планируется сложность маршрута, все используемые транспортные средства и пешие переходы, посещение музеев и культурных центров, мест массового отдыха.
У каждого маршрута есть место сбора. В ходе автобусной экскурсии группа экскурсантов довозится до места экскурсии (или до места пересадки на иной вид транспорта: до пристани при теплоходной экскурсии и др.). Завершается маршрут обычно также в месте сбора в точно назначенное время.
Если маршрут экскурсии запланирован более чем на 2—3 ч, то он обязательно должен предусматривать остановки для отдыха, прием пищи.
Описание маршрута составляется в свободной форме. Это делается также для удобства работы менеджеров (супервайзеров) по маршруту (направлению), гидов, а также для приложения к договору с турагентом для включения в текст информационного листка к путевке.
График движения по маршруту составляется в табличной форме, с указанием дат и времени прибытия и отправления по каждому пункту маршрута.
Карта-схема маршрута составляется для линейных (от пункта А в пункт В) и кольцевых (от пункта А до пункта А, с возвратом) маршрутов с целью наглядности пути следования.
Разработанный автобусный маршрут обязательно согласовывается и утверждается. Составляются паспорт и схема маршрута (с названиями всех улиц и площадей, по которым должна следовать группа, с нанесенными на схему объектами показа и местами выхода экскурсантов из автобуса, с указаниями, на каких участках рассматривается та или иная подтема экскурсии), делается расчет километража и времени использования автотранспорта. Также на схеме можно указать скорость движения автобуса в терминах «медленная» (около 30 км/ч), «средняя» (40—45 км/ч), «быстрая» (около 60 км/ч). Это будет особенно удобно для начинающих экскурсоводов.
Итоговую схему маршрута согласуют с соответствующим отделом ГИБДД74. Затем схема наносится на лист формата А4, утверждается органом транспортной инспекции и копии раздаются всем экскурсоводам, работающим на данном маршруте, водителям автобусов и сотрудникам ГИБДД.
Согласно п. 5.15 ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования»: «Организация, оказывающая экскурсионные услуги, должна иметь инструкции, включающие правила действий сопровождающих и экскурсоводов по обеспечению безопасности при проведении экскурсий, и журнал проведения с ними инструктажа.
При подготовке автобусных экскурсий организация, оказывающая экскурсионные услуги, должна иметь:
• инструкцию об обязанностях водителя по обеспечению безопасности;
• правила поведения экскурсантов при нахождении в автобусе;
• договор с транспортным предприятием или индивидуальным предпринимателем, имеющим сертификат соответствия требованиям безопасности на услуги по перевозке пассажиров».
Необходимо наметить запасные варианты маршрутов для передвижения группы на случай транспортных заторов, ремонтных работ, аварий. Если заторов избежать никак нельзя, нужно продумать, чем занять группу во время вынужденного простоя. Либо это будет расширенная путевая информация, либо игра на тему экскурсии, либо часть пути группа проследует пешком, а потом их нагонит автобус (это возможно только для условий города).
После того как маршрут составлен, проводится его объезд (обход) для:
• знакомства с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым пройдет маршрут экскурсии;
• уточнения месторасположения экскурсионных объектов и мест предполагаемой остановки пешеходной группы/экскурсионного автобуса (возможно, стоянки для автобуса);
• освоения подъезда на автобусе (подхода) к объектам/местам стоянок;
• выбора лучших точек при показе объектов и вариантов расположения экскурсионной группы для наблюдения за ними;
• уточнения хронометража показа объектов, рассказа о них, передвижения автобуса, а также для экскурсии в целом;
• проверки целесообразности использования намеченных приемов показа;
• выбора методики ознакомления с объектом — приемов показа и рассказа;
• выявления потенциально опасных мест на маршруте, принятия соответствующих мер предосторожности.
После утверждения маршрута приступают к составлению контрольного текста экскурсии.