Особенности использования тестовых технологий для оценивания образовательных достижений по географии
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ДИСТАНЦИОННЫЕ КУРСЫ
ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ
ДИСТАНЦИОННЫЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Особенности
использования
тестовых
технологий
для
оценивания
образовательных достижений по географии
Задачи оценивания
1) входное оценивание (необходимо для оценки знаний для дальнейшего обучения)
2) текущее оценивание (формирующие и диагностические тесты)
3) итоговое оценивание
ДИСТАНЦИОННЫЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ГОРОДСКОЙ
МЕТОДИЧЕСКИЙ
ЦЕНТР
Основные требования к системе оценивания
(в соответствии с ФГОС)
Система оценки должна:
•
определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление
качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав
инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения
системы оценки;
•
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной
программы, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;
•
обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения
основной общеобразовательной программы;
• предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга;
•
позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников при оценке деятельности
организации, осуществляющей образовательную деятельность, и педагогических работников.
ДИСТАНЦИОННЫЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ГОРОДСКОЙ
МЕТОДИЧЕСКИЙ
ЦЕНТР
Основные требования к системе оценивания
(в соответствии с ФГОС)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы
должна включать описание:
1) организации и форм представления и учета результатов промежуточной аттестации обучающихся в
рамках урочной и внеурочной деятельности;
2) организации, содержания и критериев оценки результатов по учебным предметам, выносимым на
государственную итоговую аттестацию;
3) организации, критериев оценки и форм представления и учета результатов оценки учебноисследовательской и проектной деятельности обучающихся.
ДИСТАНЦИОННЫЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ГОРОДСКОЙ
МЕТОДИЧЕСКИЙ
ЦЕНТР
Дидактические условия эффективного оценивания
• оптимальное сочетание традиционных форм и методов оценивания с инновационными;
• активизация обучающей функции оценивания, ее направленность на современные требования ФГОС;
• широкое использование
деятельности;
•
самоконтроля,
самокоррекции
и
самооценки
результатов
учебной
высокая объективность, обоснованность и сопоставимость оценок;
• прозрачность механизма выставления оценок;
• наличие механизма,
развивающего навыки самооценивания учащимся своих достижений, а также
рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса;
ДИСТАНЦИОННЫЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ГОРОДСКОЙ
МЕТОДИЧЕСКИЙ
ЦЕНТР
Определение измерения
Измерение – это процедура приписывания чисел некоторым характеристикам объектов в соответствии с
определенными правилами
Современная трактовка понятия
«педагогическое измерение»
Педагогическое измерение – это
конструирование любой
функции, осуществляющей изоморфное
отображение некоторой эмпирической структуры в соответствующим образом подобранную числовую
структуру, представляющую собой шкалу оценок качества учебных достижений или других переменных,
являющихся целью измерения
ДИСТАНЦИОННЫЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ГОРОДСКОЙ
МЕТОДИЧЕСКИЙ
ЦЕНТР
Компоненты процесса педагогических измерений
• Предмет измерения (выбор переменных измерения и их числа).
• Эмпирические референты (задания, отображающие переменные).
• Модель измерителя и измерительные процедуры.
• Обоснование качества результатов измерений.
• Шкала (если измеряемая переменная одна) или шкалы (если измеряют более одной переменной при
многомерных измерениях), служит (служат) для фиксации результатов измерения
путем их
упорядочения в определенную числовую систему.
ДИСТАНЦИОННЫЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ГОРОДСКОЙ
МЕТОДИЧЕСКИЙ
ЦЕНТР
Основные понятия теории педагогических измерений
Конструкт – переменная или переменные измерения.
Истинный балл – параметр испытуемого, характеризующий измеряемую переменную без ошибки измерения.
Наблюдаемый балл – сумма истинного балла и ошибочного компонента.
Ошибка измерения (случайная или систематическая) – величина ошибочного компонента измерения.
Надежность – характеристика точности и устойчивости результатов измерения под действием случайных ошибок.
Валидность – характеристика пригодности и обоснованности
результатов измерений, оцениваемая путем выявления
их адекватности цели измерений.
Педагогический тест – это инструмент оценивания обученности учащихся, состоящий из системы тестовых заданий,
стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.
Дистрактор – неправильный, но правдоподобный ответ в тестовых заданиях с выбором одного или нескольких
правильных ответов.
Претест – предварительное тестирование, проводимое с целью уравнивания составов групп учащихся перед
экспериментом.
ДИСТАНЦИОННЫЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ГОРОДСКОЙ
МЕТОДИЧЕСКИЙ
ЦЕНТР
ОБЩИЕ
ПОДХОДЫ
К
РАЗРАБОТКЕ ИЗМЕРИТЕЛЕЙ И
ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ
ДИСТАНЦИОННЫЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ГОРОДСКОЙ
МЕТОДИЧЕСКИЙ
ЦЕНТР
Основная
цель
Нормативно-ориентированный подход
нормативно-ориентированного
подхода
–
дифференциация
испытуемых
по
результатам выполнения оценочного средства.
Для интерпретации балл каждого испытуемого сравнивается с нормами.
Нормы – это совокупность показателей (обычно – средний балл и стандартное отклонение), отражающих
результаты выполнения оценочного средства определенной выборкой испытуемых – релевантной
нормативной группой, репрезентативно представляющей генеральную совокупность испытуемых.
Процесс определения норм называется стандартизацией теста.
ДИСТАНЦИОННЫЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ГОРОДСКОЙ
МЕТОДИЧЕСКИЙ
ЦЕНТР
Критериально-ориентированный подход
Основная цель критериально-ориентированного подхода – оценка результатов испытуемых по
отношению к содержательной области или
разбиение
испытуемых на группы в соответствии с
достижением определенных категорий учебных достижений.
Для интерпретации результатов измерений балл каждого испытуемого
перевода в проценты
сравнивается
или доли правильно выполненных заданий
со стандартами выполнения
подсчитывается путем
от общего числа заданий
(критериями, пороговыми
либо
или проходными баллами),
установленными на основе специальных методик и прошедшими эмпирическую валидизацию в процессе
конструирования измерителя.
ДИСТАНЦИОННЫЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ГОРОДСКОЙ
МЕТОДИЧЕСКИЙ
ЦЕНТР
Возможности критериально-ориентированного подхода
• выявить уровень освоения знаний, умений и т. д. (учебных достижений) при аттестации;
• построить индивидуальные образовательные траектории каждого обучаемого;
ДИСТАНЦИОННЫЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ГОРОДСКОЙ
МЕТОДИЧЕСКИЙ
ЦЕНТР
• ранжировать испытуемых по проценту выполнения и построить рейтинговые шкалы;
• разбить испытуемых на две группы с помощью порогового балла при аттестации;
• разбить испытуемых на несколько групп с помощью нескольких пороговых баллов при аттестации,
поставив в соответствии с результатом каждого испытуемого определенный диапазон учебных достижений.
Сравнительная таблица нормативно-ориентированного и
критериально-ориентированного подходов
Характеристики
Нормативно-ориентированные
измерители
5% - 10%
Критериально-ориентированные
измерители
80% - 90%
Результаты других
испытуемых
Содержательная область,
совокупность признаков учебных
достижений
Диапазон охвата целей
Широкий, охватывает многие цели и
виды учебной деятельности
Узкий, обычно предназначается для
аттестации
Репрезентативность охвата
содержания предмета
Умеренная, фрагментарная – обычно
включают не все разделы
Большая, обычно включают все то,
что можно операционализировать и
принять за 100% освоения
Разброс результатов
испытуемых(вариативность баллов)
Высокий, поскольку основная цель –
дифференциация испытуемых по
уровню подготовки
Подбор заданий по трудности
Распределение оценок трудности
близко к нормальному. Основная
часть заданий имеет трудность 40% 60%
Низкий, внутри результатов группы
испытуемых, прошедших за
пороговый балл, почти нет
вариативности
Распределение скошенное. Основная
часть заданий имеет трудность 80% 90%
Типичное число испытуемых,
выполнивших правильно почти все
задания
Область для сравнения результатов
обучаемых
ДИСТАНЦИОННЫЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ГОРОДСКОЙ
МЕТОДИЧЕСКИЙ
ЦЕНТР
Распределение заданий по трудности в нормативноориентированном измерителе
15% самых лёгких
заданий
70% заданий средней трудности
Диапазон расположения заданий
15% самых трудных
заданий
Ось оценок
трудности заданий
(долей правильных
ответов)
ДИСТАНЦИОННЫЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ГОРОДСКОЙ
МЕТОДИЧЕСКИЙ
ЦЕНТР
Распределение заданий по трудности в критериальноориентированном измерителе
Критериальный
балл
70% очень лёгких
заданий
30% очень трудных
заданий
Диапазон расположения заданий теста
Ось оценок
трудности
заданий
ДИСТАНЦИОННЫЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ГОРОДСКОЙ
МЕТОДИЧЕСКИЙ
ЦЕНТР
Общие требования к школьной системе оценивания
•
система оценивания должна давать возможность определить, насколько успешно усвоен учебный
материал или сформирован практический навык;
• система оценивания должна фиксировать как изменения
уровня подготовленности каждого
учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности;
•
в систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий саморефлексию
изменений, происходящих с каждым учащимся в ходе учебного процесса;
•
система оценивания должна быть адекватна возрастной группе учащихся и единой для всех классов
одного уровня;
• система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы бережнее относиться к психике
учащихся, избегать конфликтных ситуаций.
ДИСТАНЦИОННЫЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ГОРОДСКОЙ
МЕТОДИЧЕСКИЙ
ЦЕНТР
Москва, ул. Воронцовская 6а, стр.1
+7 495 912-63-37
learn.mosmetod.ru
ДИСТАНЦИОННЫЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ДИСТАНЦИОННЫЕ КУРСЫ
ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ