Особенности деятельности преподавателя по организации учебно-воспитательной работы в высшей школе. Часть 2
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
24.12.2016 – Лекции № 22
Особенности деятельности преподавателя по организации учебно-воспитательной работы в высшей школе
Общее требования, предъявляемые к преподавателю
Все исследователи отмечают что обучение и воспитание учащихся находится в прямой зависимости от деятельности преподавателя, поэтому преподаватель должен постоянно учиться. Константин Дмитриевич Ушинский писал «учитель живёт до тех по, пока он учится, как только он перестаёт учиться в нём умирает учитель». Преподаватель, которой не горит, а тлеет – не может зажечь своих учеников.
В техническом ВУЗе у педагога возникают особые трудности:
1. Он не имеет психолого-педагогическое образование. Направленность его деятельность в ВУЗе одновременно техническая и гуманитарная.
2. Преподаватель должен быть высококвалифицированным, образованным в смежных науках, вести научно-исследовательскую работу, обладать высокой общей культурой, и быть политически зрелым.
3. Инженер-педагог должен быть высоко нравственным человеком (моральным человеком):
• гуманным;
• толерантным;
• воспитанным;
• тактичным.
4. Педагог не может быть авторитарным, конфликтным и должен быть ригидным (гибким – способным в нужный момент на изменения).
5. Инженер-педагог должен хорошо знать возрастные и индивидуально-психологические особенности личности студента, обладать гуманистическими качествами, гражданской позицией, креативностью.
Функции деятельности преподавателя
Гностические функции включают:
• систему знаний и умений преподавателя, составляющих основу их профессиональной деятельности, а также определённые свойства познавательной деятельности, влияющие на её эффективность;
• систему знаний, включающих мировоззренческие знания и культурный уровень специальных знаний. Знания своего основного предмета, а также знаний по педагогике, дидактике, психологии обучения и психологии преподавания в ВШ;
• знания о педагогическом общении и профессионально важных чертах своей личности;
• знания о способах осуществления непрерывного образования.
Конструктивные функции обеспечивают реализацию тактических целей:
• структурирование курса;
• подбор конкретного содержания для отдельных разделов;
• выбор форм проведения занятий и т.д.;
• кроме этого – строить микросхемы (Джордж Алан и К. Рейн). Элементы этой микросхемы могут служить показателями освоения педагогической деятельности;
• варьирование стимуляции учащегося (может выражается в частности в отказе от сплошной монологической, монотонной манеры изложения учебного материала, в свободном поведении преподавателя в аудитории и т.п.;
• направление учащегося на восприятие и усвоения учебного материала (направление интереса, с помощью малоизвестного факта или парадоксальной формулировки проблемы и т.д.);
• педагогически грамотное подведение итогов, занятий или его отдельных частей, постановка наводящих вопросов и вопросов проверочного характера. Постановка вопросов, подводящих учащихся к обобщению;
• использование проблемных задач, с помощью стимулирования творческой активности;
• определение сосредоточенности внимания, включение студентов в умственную работу по внешним признакам его поведения;
• использование иллюстраций и примеров;
• использование разнообразных приёмов – повторения материала.
Проектировочные функции обеспечивают стратегическую направленность психолого-педагогической деятельности и проявляются в умении проектироваться на конечную цель, решать актуальные задачи, с учётом будущей специальности студентов, устанавливать взаимосвязи с другими дисциплинами и т.д. Всё это развивается с возрастом и опытом преподавателя.
Обобщение: Гностические способности составляют основу деятельности преподавателя, а конструктивные и проектировочные способности определяют уровень педагогического мастерства.
Психологическим механизмом реализации этих способностей служит мысленное моделирование учебно-воспитательного процесса.
Организаторские функции – обеспечивают планирование учебно-воспитательного процесса студентов и самоорганизацию деятельности преподавателя.
Коммуникативные функции – обеспечивают педагогическое общение. Установление контактов преподавателя со студентами обеспечивает эффективность этого общения в формах сотрудничества и партнёрства.
Психолого-педагогические умения преподавателя
Первая группа:
Умение видеть и формулировать педагогические задачи на основе анализа педагогической ситуации, ориентация на учащегося, как на активно развивающегося соучастника учебно-воспитательного процесса.
Вторая группа, включая третью подгруппу:
1. Умение работать с содержанием учебного материала, умение – отвечающее на вопрос – «чему учить». Умение быть осведомлённым в новых концепциях и технологиях обучения (новые понятия, термины, теории, дискуссии, в соответствующей области науки, интерпретация новой информации и т.п.). Умение устанавливать межпредметные связи.
2. Умения, отвечающие на вопрос – «кого учить», знать и изучать возрастные особенности и психические функции учащегося:
• обученность;
• воспитанность;
• успеваемость;
• личностные качества учащегося;
• уровень умственного развития;
• мотивацию;
• индивидуальные программы.
3. Умение отвечать на вопрос – «как учить», владеть технологий обучения, отбирать организационные формы, методы, приёмы, обучение, и прочее, обобщать педагогические ситуации, организовывать систему педагогических условий, осуществления самостоятельной работы учащегося и т.д.
Третья группа:
Умение использовать психолого-педагогические знания. Фиксировать процесс и результаты своего труда, уметь анализировать сильные и слабые стороны своей педагогической деятельности. Анализировать и обобщать свой опыт, строить развитие своей педагогической деятельности.
Четвёртая группа и пятая группа:
Умение общения:
• понимание позиции другого;
• проявления интереса к его личности;
• владение невербального средства общения;
• использование демократичного способа общения;
• умение слушать и говорить;
• слушать и слышать и много другое.
Шестая группа и седьмая группа:
• умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии;
• умение противостоять трудностям;
• умение реализовать свои педагогические способности;
• управлять своим эмоциональным состоянием;
• осуществлять творческий поиск.
Восьмая группа и девятая группа:
• умение определять характеристики учащихся в начале и конце семестра;
• определять причины отставания учащихся;
• стимулировать свою готовность к самообучению;
• умение осуществлять воспитание студентов.
Общение – это процесс или процессы, осуществляющиеся внутри определённой социальной группы, коллектива и общества в целом. Процессы по своей сущности не межиндивидуальные, а социальные. Возникают в силу общественной потребности, общественной необходимости (Алексей Алексеевич Леонтьев).
Педагогическое общение – система приёмов, навыков и умений взаимодействия педагога и учащегося(студента), содержанием которого является обмен информацией оказание учебно-воспитательного воздействия на студентов, организация межличностных отношений, а также «трансляция личности педагога» обучаемым (Алексей Александрович Бодалёв, Виктор Абрамович Кан-Калик, Нина Васильевна Кузьмина и многие другие).
В социальной психологии выделяют в структуре общения – 3 взаимосвязывающие стороны (Галина Михайловна Андреева):
• коммуникативное; Коммуникативная сторона – коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между преподавателем и учащимся.
• интерактивное; Интерактивная сторона – заключается в организации взаимодействия между обучающимися т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и навыками и умениями.
• перцептивная. Перцептивная сторона – общения обозначает восприятие друг друга в процессе общения и установление на этой основе взаимопонимание за счёт своих психологических механизмов:
идентификация уподобление себя тому, кого я воспринимаю и чью позиции разделяю.
эмпатия – эмоциональное понимание друг друга.
рефлексия – (в социальной психологии) это осознание того, как другой воспринимает меня, какой образ строит партнёр по общению.
каузальность – это процесс приписывания одному человеку черт характера, которых у него нет (например, преподаватель не сдаёт вовремя отчёт).
Стили общения
Авторитарный стиль:
• преподаватель категоричен;
• повелителен;
• знает всё лучше всех;
• боится ошибиться;
• своей личностью подавляет учащихся;
• он всегда монофоничен, не признаёт диалога.
• его голос доминирует в аудитории.
Демократический стиль – в психологии и педагогике отмечается, что преподаватели с демократическим стилем общения обладают более благоприятными коммуникативными особенностями. Они не подавляют мыслительную и вербальную формы общения. С демократическим стилем преподаватель скорее устанавливает взаимопонимание со студентами.
Либеральный стиль – не рекомендуется использовать в учебном процессе.
Факторы, стимулирующие активность педагогического общения
Заинтересованность – первый элемент психического контакта (Алексей Алексеевич Леонтьев).
Ориентации личности партнёров – это совершенно необходимый компонент общения.
• умение партнёров сопереживать, хорошо знать его;
• понимать, не подвержен ли твой собеседник тревожности, мнительности, чрезмерной гордости.
Не дистанционный характер общения. Персонификации процесса обучения – внесение в общение элементов личностного порядка (Алексей Алексеевич Леонтьев).
Как обращаться студенту к преподавателю, как лучше организовать усвоение материала и т.д.
Барьеры общения – создаёт особенность этно-социокультурной области, эти особенности создают затруднение соблюдения этикетов общения.
Авторитет преподавателя, его личность вызывает тоже большие затруднения у студентов. Возрастные затруднения (когда преподаватель не знает, чем занимается молодежь). Затруднения индивидуально-психологические (нетипичные личностные особенности, особенности характера, темперамента, познавательных процессов). Все эти затруднения мешают преподавателю видеть студента.
Воспитание в высшей школе – это целенаправленная профессиональная деятельность, содействующая, максимальному формированию творческой личности студента, как индивидуальности.
Студенческие коллектив отличается от других коллективов следующем:
1. Основным видом деятельности – направленность на получение высшего образования.
2. Единством целей и мотивом (получить специальность и принести пользу обществу).
3. Однородностью составу по возрасту и образованию.
4. Стабильностью состава.
5. Ограниченностью периода существования (5 лет).
Объём группы
Первая группа:
Студенты с положительной направленностью, которую они сохраняют до конца обучения – (68%).
Вторая группа:
Студенты, для которых выбор профессии не имеет чёткой выраженной профессиональной мотивации. Нет полной информации о профессии – (20%).
Третья группа:
Студенты с негативным отношением к профессии, показатель активности этих студентов невысок и крайне неустойчив – (12%).
Нравственное воспитание.
Цель нравственного воспитания – целенаправленное формирование морального сознания в воспитании нравственных чувств вместе с духовным развитием, выработка навыков и привычек нравственного поведения (Дмитрий Сергеевич Лихачёв).
Эстетическое воспитание.
Эстетическое воспитание (нравственное воспитание), игнорирующие эмоциональную сферу, эстетическое отношение к действительности является не способным формировать внутренние стимулы и побуждения высоких поступков учащихся управлять их поведением.
Методы и приёмы воспитания:
• Вовлечённость в деятельность;
• Методы оценки (поощрения, наказания);
• Разъяснения;
• Внушения;
• Убеждения;
• Беседа.