Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Особенности деятельности преподавателя по организации учебно-воспитательной работы в высшей школе. Часть 2

  • ⌛ 2016 год
  • 👀 272 просмотра
  • 📌 247 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Особенности деятельности преподавателя по организации учебно-воспитательной работы в высшей школе. Часть 2
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Особенности деятельности преподавателя по организации учебно-воспитательной работы в высшей школе. Часть 2» docx
24.12.2016 – Лекции № 22 Особенности деятельности преподавателя по организации учебно-воспитательной работы в высшей школе Общее требования, предъявляемые к преподавателю Все исследователи отмечают что обучение и воспитание учащихся находится в прямой зависимости от деятельности преподавателя, поэтому преподаватель должен постоянно учиться. Константин Дмитриевич Ушинский писал «учитель живёт до тех по, пока он учится, как только он перестаёт учиться в нём умирает учитель». Преподаватель, которой не горит, а тлеет – не может зажечь своих учеников. В техническом ВУЗе у педагога возникают особые трудности: 1. Он не имеет психолого-педагогическое образование. Направленность его деятельность в ВУЗе одновременно техническая и гуманитарная. 2. Преподаватель должен быть высококвалифицированным, образованным в смежных науках, вести научно-исследовательскую работу, обладать высокой общей культурой, и быть политически зрелым. 3. Инженер-педагог должен быть высоко нравственным человеком (моральным человеком): • гуманным; • толерантным; • воспитанным; • тактичным. 4. Педагог не может быть авторитарным, конфликтным и должен быть ригидным (гибким – способным в нужный момент на изменения). 5. Инженер-педагог должен хорошо знать возрастные и индивидуально-психологические особенности личности студента, обладать гуманистическими качествами, гражданской позицией, креативностью. Функции деятельности преподавателя Гностические функции включают: • систему знаний и умений преподавателя, составляющих основу их профессиональной деятельности, а также определённые свойства познавательной деятельности, влияющие на её эффективность; • систему знаний, включающих мировоззренческие знания и культурный уровень специальных знаний. Знания своего основного предмета, а также знаний по педагогике, дидактике, психологии обучения и психологии преподавания в ВШ; • знания о педагогическом общении и профессионально важных чертах своей личности; • знания о способах осуществления непрерывного образования. Конструктивные функции обеспечивают реализацию тактических целей: • структурирование курса; • подбор конкретного содержания для отдельных разделов; • выбор форм проведения занятий и т.д.; • кроме этого – строить микросхемы (Джордж Алан и К. Рейн). Элементы этой микросхемы могут служить показателями освоения педагогической деятельности; • варьирование стимуляции учащегося (может выражается в частности в отказе от сплошной монологической, монотонной манеры изложения учебного материала, в свободном поведении преподавателя в аудитории и т.п.; • направление учащегося на восприятие и усвоения учебного материала (направление интереса, с помощью малоизвестного факта или парадоксальной формулировки проблемы и т.д.); • педагогически грамотное подведение итогов, занятий или его отдельных частей, постановка наводящих вопросов и вопросов проверочного характера. Постановка вопросов, подводящих учащихся к обобщению; • использование проблемных задач, с помощью стимулирования творческой активности; • определение сосредоточенности внимания, включение студентов в умственную работу по внешним признакам его поведения; • использование иллюстраций и примеров; • использование разнообразных приёмов – повторения материала. Проектировочные функции обеспечивают стратегическую направленность психолого-педагогической деятельности и проявляются в умении проектироваться на конечную цель, решать актуальные задачи, с учётом будущей специальности студентов, устанавливать взаимосвязи с другими дисциплинами и т.д. Всё это развивается с возрастом и опытом преподавателя. Обобщение: Гностические способности составляют основу деятельности преподавателя, а конструктивные и проектировочные способности определяют уровень педагогического мастерства. Психологическим механизмом реализации этих способностей служит мысленное моделирование учебно-воспитательного процесса. Организаторские функции – обеспечивают планирование учебно-воспитательного процесса студентов и самоорганизацию деятельности преподавателя. Коммуникативные функции – обеспечивают педагогическое общение. Установление контактов преподавателя со студентами обеспечивает эффективность этого общения в формах сотрудничества и партнёрства. Психолого-педагогические умения преподавателя Первая группа: Умение видеть и формулировать педагогические задачи на основе анализа педагогической ситуации, ориентация на учащегося, как на активно развивающегося соучастника учебно-воспитательного процесса. Вторая группа, включая третью подгруппу: 1. Умение работать с содержанием учебного материала, умение – отвечающее на вопрос – «чему учить». Умение быть осведомлённым в новых концепциях и технологиях обучения (новые понятия, термины, теории, дискуссии, в соответствующей области науки, интерпретация новой информации и т.п.). Умение устанавливать межпредметные связи. 2. Умения, отвечающие на вопрос – «кого учить», знать и изучать возрастные особенности и психические функции учащегося: • обученность; • воспитанность; • успеваемость; • личностные качества учащегося; • уровень умственного развития; • мотивацию; • индивидуальные программы. 3. Умение отвечать на вопрос – «как учить», владеть технологий обучения, отбирать организационные формы, методы, приёмы, обучение, и прочее, обобщать педагогические ситуации, организовывать систему педагогических условий, осуществления самостоятельной работы учащегося и т.д. Третья группа: Умение использовать психолого-педагогические знания. Фиксировать процесс и результаты своего труда, уметь анализировать сильные и слабые стороны своей педагогической деятельности. Анализировать и обобщать свой опыт, строить развитие своей педагогической деятельности. Четвёртая группа и пятая группа: Умение общения: • понимание позиции другого; • проявления интереса к его личности; • владение невербального средства общения; • использование демократичного способа общения; • умение слушать и говорить; • слушать и слышать и много другое. Шестая группа и седьмая группа: • умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии; • умение противостоять трудностям; • умение реализовать свои педагогические способности; • управлять своим эмоциональным состоянием; • осуществлять творческий поиск. Восьмая группа и девятая группа: • умение определять характеристики учащихся в начале и конце семестра; • определять причины отставания учащихся; • стимулировать свою готовность к самообучению; • умение осуществлять воспитание студентов. Общение – это процесс или процессы, осуществляющиеся внутри определённой социальной группы, коллектива и общества в целом. Процессы по своей сущности не межиндивидуальные, а социальные. Возникают в силу общественной потребности, общественной необходимости (Алексей Алексеевич Леонтьев). Педагогическое общение – система приёмов, навыков и умений взаимодействия педагога и учащегося(студента), содержанием которого является обмен информацией оказание учебно-воспитательного воздействия на студентов, организация межличностных отношений, а также «трансляция личности педагога» обучаемым (Алексей Александрович Бодалёв, Виктор Абрамович Кан-Калик, Нина Васильевна Кузьмина и многие другие). В социальной психологии выделяют в структуре общения – 3 взаимосвязывающие стороны (Галина Михайловна Андреева): • коммуникативное; Коммуникативная сторона – коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между преподавателем и учащимся. • интерактивное; Интерактивная сторона – заключается в организации взаимодействия между обучающимися т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и навыками и умениями. • перцептивная. Перцептивная сторона – общения обозначает восприятие друг друга в процессе общения и установление на этой основе взаимопонимание за счёт своих психологических механизмов: идентификация уподобление себя тому, кого я воспринимаю и чью позиции разделяю. эмпатия – эмоциональное понимание друг друга. рефлексия – (в социальной психологии) это осознание того, как другой воспринимает меня, какой образ строит партнёр по общению. каузальность – это процесс приписывания одному человеку черт характера, которых у него нет (например, преподаватель не сдаёт вовремя отчёт). Стили общения Авторитарный стиль: • преподаватель категоричен; • повелителен; • знает всё лучше всех; • боится ошибиться; • своей личностью подавляет учащихся; • он всегда монофоничен, не признаёт диалога. • его голос доминирует в аудитории. Демократический стиль – в психологии и педагогике отмечается, что преподаватели с демократическим стилем общения обладают более благоприятными коммуникативными особенностями. Они не подавляют мыслительную и вербальную формы общения. С демократическим стилем преподаватель скорее устанавливает взаимопонимание со студентами. Либеральный стиль – не рекомендуется использовать в учебном процессе. Факторы, стимулирующие активность педагогического общения Заинтересованность – первый элемент психического контакта (Алексей Алексеевич Леонтьев). Ориентации личности партнёров – это совершенно необходимый компонент общения. • умение партнёров сопереживать, хорошо знать его; • понимать, не подвержен ли твой собеседник тревожности, мнительности, чрезмерной гордости. Не дистанционный характер общения. Персонификации процесса обучения – внесение в общение элементов личностного порядка (Алексей Алексеевич Леонтьев). Как обращаться студенту к преподавателю, как лучше организовать усвоение материала и т.д. Барьеры общения – создаёт особенность этно-социокультурной области, эти особенности создают затруднение соблюдения этикетов общения. Авторитет преподавателя, его личность вызывает тоже большие затруднения у студентов. Возрастные затруднения (когда преподаватель не знает, чем занимается молодежь). Затруднения индивидуально-психологические (нетипичные личностные особенности, особенности характера, темперамента, познавательных процессов). Все эти затруднения мешают преподавателю видеть студента. Воспитание в высшей школе – это целенаправленная профессиональная деятельность, содействующая, максимальному формированию творческой личности студента, как индивидуальности. Студенческие коллектив отличается от других коллективов следующем: 1. Основным видом деятельности – направленность на получение высшего образования. 2. Единством целей и мотивом (получить специальность и принести пользу обществу). 3. Однородностью составу по возрасту и образованию. 4. Стабильностью состава. 5. Ограниченностью периода существования (5 лет). Объём группы Первая группа: Студенты с положительной направленностью, которую они сохраняют до конца обучения – (68%). Вторая группа: Студенты, для которых выбор профессии не имеет чёткой выраженной профессиональной мотивации. Нет полной информации о профессии – (20%). Третья группа: Студенты с негативным отношением к профессии, показатель активности этих студентов невысок и крайне неустойчив – (12%). Нравственное воспитание. Цель нравственного воспитания – целенаправленное формирование морального сознания в воспитании нравственных чувств вместе с духовным развитием, выработка навыков и привычек нравственного поведения (Дмитрий Сергеевич Лихачёв). Эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание (нравственное воспитание), игнорирующие эмоциональную сферу, эстетическое отношение к действительности является не способным формировать внутренние стимулы и побуждения высоких поступков учащихся управлять их поведением. Методы и приёмы воспитания: • Вовлечённость в деятельность; • Методы оценки (поощрения, наказания); • Разъяснения; • Внушения; • Убеждения; • Беседа.
«Особенности деятельности преподавателя по организации учебно-воспитательной работы в высшей школе. Часть 2» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot