Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Особенности деятельности преподавателя по организации учебно-воспитательной работы в высшей школе. Часть 1

  • ⌛ 2016 год
  • 👀 285 просмотров
  • 📌 252 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Особенности деятельности преподавателя по организации учебно-воспитательной работы в высшей школе. Часть 1
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Особенности деятельности преподавателя по организации учебно-воспитательной работы в высшей школе. Часть 1» docx
24.12.2016 – Лекции № 22 Особенности деятельности преподавателя по организации учебно-воспитательной работы в высшей школе План: 1. Общее требования, предъявляемые к преподавателю. 2. Личностные качества преподавателя. 3. Предметно-профессиональные компетенции. 3.1 Психолого-педагогической функции преподавателя. 3.2 Психолого-педагогические умения. 1. Общее требования, предъявляемые к преподавателю Все исследователи отмечают что обучение и воспитание учащихся находится в прямой зависимости от деятельности преподавателя, поэтому преподаватель должен постоянно учиться. Константин Дмитриевич Ушинский писал «учитель живёт до тех по, пока он учится, как только он перестаёт учиться в нём умирает учитель». Преподаватель, которой не горит, а тлеет – не может зажечь своих учеников. 2. Личностные качества преподавателя В техническом ВУЗе у педагога возникают особы трудности: 1. Он не имеет психолого-педагогическое образование. Направленность его деятельность в ВУЗе одновременно техническая и гуманитарная. 2. Преподаватель должен быть высококвалифицированным, образованным в смежных науках, вести научно-исследовательскую работу, обладать высокой общей культурой, и быть политически зрелым. 3. Инженер-педагог должен быть высоко нравственным человеком (моральным человеком): • гуманным; • толерантным; • воспитанным; • тактичным. 4. Педагог не может быть авторитарным, конфликтным и должен быть ригидным (гибким – способным в нужный момент на изменения). 5. Инженер-педагог должен хорошо знать возрастные и индивидуально-психологические особенности личности студента, обладать гуманистическими качествами, гражданской позицией, креативностью. 1. Предметно-профессиональные компетенции 1.1 Психолого-педагогические функции преподавателя В структуре педагогической деятельности преподавателя выделяются функции, разработанные педагогами-учёными Ниной Васильевной Кузьминой и Зинаиды Фёдоровны Есаревой: • гностические; • конструктивные; • проектировочные; • организаторские; • коммуникативные. Гностические функции включают: • систему знаний и умений преподавателя, составляющих основу их профессиональной деятельности, а также определённые свойства познавательной деятельности, влияющие на её эффективность; • систему знаний, включающих мировоззренческие знания и культурный уровень специальных знаний. Знания своего основного предмета, а также знаний по педагогике, дидактике, психологии обучения и психологии преподавания в ВШ; • знания о педагогическом общении и профессионально важных чертах своей личности; • знания о способах осуществления непрерывного образования. Конструктивные функции обеспечивают реализацию тактических целей: • структурирование курса; • подбор конкретного содержания для отдельных разделов; • выбор форм проведения занятий и т.д.; • кроме этого – строить микросхемы (Джордж Алан и К. Рейн). Элементы этой микросхемы могут служить показателями освоения педагогической деятельности; • варьирование стимуляции учащегося (может выражается в частности в отказе от сплошной монологической, монотонной манеры изложения учебного материала, в свободном поведении преподавателя в аудитории и т.п.; • направление учащегося на восприятие и усвоения учебного материала (направление интереса, с помощью малоизвестного факта или парадоксальной формулировки проблемы и т.д.); • педагогически грамотное подведение итогов, занятий или его отдельных частей, постановка наводящих вопросов и вопросов проверочного характера. Постановка вопросов, подводящих учащихся к обобщению; • использование проблемных задач, с помощью стимулирования творческой активности; • определение сосредоточенности внимания, включение студентов в умственную работу по внешним признакам его поведения; • использование иллюстраций и примеров; • использование разнообразных приёмов – повторения материала. Проектировочные функции обеспечивают стратегическую направленность психолого-педагогической деятельности и проявляются в умении проектироваться на конечную цель, решать актуальные задачи, с учётом будущей специальности студентов, устанавливать взаимосвязи с другими дисциплинами и т.д. Всё это развивается с возрастом и опытом преподавателя. Обобщение: Гностические способности составляют основу деятельности преподавателя, а конструктивные и проектировочные способности определяют уровень педагогического мастерства. Психологическим механизмом реализации этих способностей служит мысленное моделирование учебно-воспитательного процесса. Организаторские функции – обеспечивают планирование учебно-воспитательного процесса студентов и самоорганизацию деятельности преподавателя. Коммуникативные функции – обеспечивают педагогическое общение. Установление контактов преподавателя со студентами обеспечивает эффективность этого общения в формах сотрудничества и партнёрства. От коммуникативных компетенций зависит лёгкость установления контактов преподавателя со студентами и другими преподавателями. Также от коммуникативных компетенций зависит решение педагогических задач. Способность преподавателя к общению со студентами является важной составляющей профессиональных способностей преподавателя. Учёные педагоги пишут, что общение преподавателя со студентами играет большую роль. 1.2 Психолого-педагогические умения преподавателя Умения преподавателя соотносятся с его функциями и выявляют индивидуально-психологические особенности преподавателя и свидетельствуют о его предметно профессиональных компетенциях. Ирина Алексеевна Зимняя выделяет 9 групп основных педагогических умений из всего набора, описанного Аэлитой Капитоновной Марковой. Первая группа: Умение видеть и формулировать педагогические задачи на основе анализа педагогической ситуации, ориентация на учащегося, как на активно развивающегося соучастника учебно-воспитательного процесса. Вторая группа, включая третью подгруппу: 1. Умение работать с содержанием учебного материала, умение – отвечающее на вопрос – «чему учить». Умение быть осведомлённым в новых концепциях и технологиях обучения (новые понятия, термины, теории, дискуссии, в соответствующей области науки, интерпретация новой информации и т.п.). Умение устанавливать межпредметные связи. 2. Умения, отвечающие на вопрос – «кого учить», знать и изучать возрастные особенности и психические функции учащегося: • обученность; • воспитанность; • успеваемость; • личностные качества учащегося; • уровень умственного развития; • мотивацию; • индивидуальные программы. 3. Умение отвечать на вопрос – «как учить», владеть технологий обучения, отбирать организационные формы, методы, приёмы, обучение, и прочее, обобщать педагогические ситуации, организовывать систему педагогических условий, осуществления самостоятельной работы учащегося и т.д. Третья группа: Умение использовать психолого-педагогические знания. Фиксировать процесс и результаты своего труда, уметь анализировать сильные и слабые стороны своей педагогической деятельности. Анализировать и обобщать свой опыт, строить развитие своей педагогической деятельности. Четвёртая группа и пятая группа: Умение общения: • понимание позиции другого; • проявления интереса к его личности; • владение невербального средства общения; • использование демократичного способа общения; • умение слушать и говорить; • слушать и слышать и много другое. Шестая группа и седьмая группа: • умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии; • умение противостоять трудностям; • умение реализовать свои педагогические способности; • управлять своим эмоциональным состоянием; • осуществлять творческий поиск. Восьмая группа и девятая группа: • умение определять характеристики учащихся в начале и конце семестра; • определять причины отставания учащихся; • стимулировать свою готовность к самообучению; • умение осуществлять воспитание студентов. Педагогическое общение План: 1. Сущность педагогического общения. 2. Стили общения. 3. Факторы, стимулирующие активность педагогического общения. 4. Барьеры общения. 5. Способы объединения индивидуальных усилий участников общения. 5.1 Сотрудничество, партнёрство. 5.2 Расположение участников общения. 5.3 Объём группы. 1. Сущность педагогического общения Общение – это процесс или процессы, осуществляющиеся внутри определённой социальной группы, коллектива и общества в целом. Процессы по своей сущности не межиндивидуальные, а социальные. Возникают в силу общественной потребности, общественной необходимости (Алексей Алексеевич Леонтьев). Термин «педагогическое общение» появилось в 70-х годах XX века в работах Алексея Алексеевича Леонтьева. Педагогическое общение – система приёмов, навыков и умений взаимодействия педагога и учащегося(студента), содержанием которого является обмен информацией оказание учебно-воспитательного воздействия на студентов, организация межличностных отношений, а также «трансляция личности педагога» обучаемым (Алексей Александрович Бодалёв, Виктор Абрамович Кан-Калик, Нина Васильевна Кузьмина и многие другие). Педагогическое общение – это творческий процесс в социальной психологии. В социальной психологии выделяют в структуре общения – 3 взаимосвязывающие стороны (Галина Михайловна Андреева): • коммуникативное; • интерактивное; • перцептивная. Коммуникативная сторона – коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между преподавателем и учащимся. Интерактивная сторона – заключается в организации взаимодействия между обучающимися т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и навыками и умениями. Перцептивная сторона – общения обозначает восприятие друг друга в процессе общения и установление на этой основе взаимопонимание за счёт своих психологических механизмов: • идентификация уподобление себя тому, кого я воспринимаю и чью позиции разделяю. • эмпатия – эмоциональное понимание друг друга. • рефлексия – (в социальной психологии) это осознание того, как другой воспринимает меня, какой образ строит партнёр по общению. • каузальность – это процесс приписывания одному человеку черт характера, которых у него нет (например, преподаватель не сдаёт вовремя отчёт). Педагогическое общение играет большую роль в учебно-воспитательном процессе. Никакой методический приём не будет действенным, если его реализация не учитывает определённые действия в общении, с помощью которого преподаватель обучает студента. Преподаватель может не задумываться над общением, но оно всё равно будет складываться стихийно, непродуманно. 2. Стили общения • В социальной психологии рассматриваются три стиля общения: директивный (авторитарный); • демократичный (коллегиальный/интегративный); • либеральный (нейтральный/попустительский). Авторитарный стиль: • преподаватель категоричен; • повелителен; • знает всё лучше всех; • боится ошибиться; • своей личностью подавляет учащихся; • он всегда монофоничен, не признаёт диалога. • его голос доминирует в аудитории. Это отрицательно сказывается на успешность обучения. Этот стиль часто вызывает конфликтные ситуации. Демократический стиль – в психологии и педагогике отмечается, что преподаватели с демократическим стилем общения обладают более благоприятными коммуникативными особенностями. Они не подавляют мыслительную и вербальную формы общения. С демократическим стилем преподаватель скорее устанавливает взаимопонимание со студентами. В демократическом стиле не бывает конфликтом и всегда очень хороший психологический климат. Разрешается диалогическое включение. Демократический стиль – это не вседозволенность – преподаватель должен быть требовательным и строгим, но мягким. Либеральный стиль – не рекомендуется использовать в учебном процессе. 3. Факторы, стимулирующие активность педагогического общения С помощью этих факторов нельзя управлять педагогическим процессом. Когда человек интересуется чем-либо, у него расширяется зрачок в 3-4 раза. Заинтересованность – первый элемент психического контакта (Алексей Алексеевич Леонтьев). Ценностное ориентационное единство вступает в виде общности, цели, взглядов, отношений учащихся относительно значимых для них объектов. Ориентации личности партнёров – это совершенно необходимый компонент общения. • умение партнёров сопереживать, хорошо знать его; • понимать, не подвержен ли твой собеседник тревожности, мнительности, чрезмерной гордости. Не дистанционный характер общения. Персонификации процесса обучения – внесение в общение элементов личностного порядка (Алексей Алексеевич Леонтьев). Как обращаться студенту к преподавателю, как лучше организовать усвоение материала и т.д. Преподавателю следует объяснить это студенту, внеся элементы личностного характера. 3. Барьеры общения Барьеры общения – создаёт особенность этно-социокультурной области, эти особенности создают затруднение соблюдения этикетов общения. Смотреть в глаза старшему, это вызов. Огромную роль играют: • мимика; • позы; • жесты и многое другое. Авторитет преподавателя, его личность вызывает тоже большие затруднения у студентов. Возрастные затруднения (когда преподаватель не знает, чем занимается молодежь). Затруднения индивидуально-психологические (нетипичные личностные особенности, особенности характера, темперамента, познавательных процессов). Все эти затруднения мешают преподавателю видеть студента. 5. Способы объединения индивидуальных усилий участников общения 5.1 Сотрудничество, партнёрство – изучали ранее. 5.2 Расположение участников общения Воспитание в высшей школе – это целенаправленная профессиональная деятельность, содействующая, максимальному формированию творческой личности студента, как индивидуальности. Константин Дмитриевич Ушинский писал, «знай того, кого хочешь воспитывать». Василий Александрович Сухомлинский писал, «умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир». В психологическом процессе необходимо осуществлять личностный подход к студентам. Необходимо формировать студенческий коллектив. Учитывать его влияние на личность студента, осуществлять интеграцию коллективных и индивидуальных воздействий в процессе воспитания студентов. Осуществлять воспитание личности в коллективе и через коллектив, уважать своеобразии каждого студента, признавать его права и свободу, относиться к нему не только как к объекту воздействия, но и как к субъекту самоизменения. Студенческий коллектив. Важнейшим условием формирования личности студента является правильное решение вопросов взаимоотношений к личности и к коллективу. Студенческие коллектив отличается от других коллективов следующем: 1. Основным видом деятельности – направленность на получение высшего образования. 2. Единством целей и мотивом (получить специальность и принести пользу обществу). 3. Однородностью составу по возрасту и образованию. 4. Стабильностью состава. 5. Ограниченностью периода существования (5 лет). Что бы лучше знать студентов преподаватель должен, ознакомиться с личными делами студентов, наблюдать за учёбой, особенностями общения и взаимодействий друг с другом, которое складывается в коллективе. А также выявить неформальных лидеров, определить иерархию ценности норм оценочных суждений, мотиваций учебной и общественной деятельности. Студенческий коллектив становиться настоящим коллективом, если в нём складывается совместная деятельность, влияющая на межличностные отношения. 5.1 Объём группы Педагогические и социологические исследования показали, что можно выделить 3 группы студентов: Первая группа: Студенты с положительной направленностью, которую они сохраняют до конца обучения – (68%). Вторая группа: Студенты, для которых выбор профессии не имеет чёткой выраженной профессиональной мотивации. Нет полной информации о профессии – (20%). Третья группа: Студенты с негативным отношением к профессии, показатель активности этих студентов невысок и крайне неустойчив – (12%). Нравственное воспитание. Цель нравственного воспитания – целенаправленное формирование морального сознания в воспитании нравственных чувств вместе с духовным развитием, выработка навыков и привычек нравственного поведения (Дмитрий Сергеевич Лихачёв). Эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание (нравственное воспитание), игнорирующие эмоциональную сферу, эстетическое отношение к действительности является не способным формировать внутренние стимулы и побуждения высоких поступков учащихся управлять их поведением. Цель эстетического воспитания студентов – формирование эстетического восприятия, чувства, вкуса, творческого воображения, образного мышления, духовных потребностей. Важней составляющей эстетического воспитания является содержание учебного процесса. Методы и приёмы воспитания: • Вовлечённость в деятельность; • Методы оценки (поощрения, наказания); • Разъяснения; • Внушения; • Убеждения; • Беседа.
«Особенности деятельности преподавателя по организации учебно-воспитательной работы в высшей школе. Часть 1» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot