Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 3. «Основы воспитания, обучения и развития детей в сюжетноролевой игре»
План:
1. Особенности и структура сюжетно-ролевой игры.
2. Педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми детей.
3. Условия развития и обогащения сюжетно-ролевых игр детей.
Литература:
1. Арсентьева, В. П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном
возрасте / В. П. Арсентьева. – Москва: Форум, 2009. -144 с.
2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / под
ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – Санкт-Петербург: Питер, 2013. –
464 с.
3. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. –
Москва: Академия, 2008- 416 с.
4. Комарова, Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в
детском саду / Н. Ф. Комарова. - Москва: Скрипторий, 2012. – 160 с.
5. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного
возраста / Н. В. Краснощекова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. – 251 с.
6. Крылова, Н. М. Детский сад – дом радости // Управление ДОУ. – 2013. - №
3. – С. 78 – 87.
7. Солнцева, О. В. Проектирование сюжетно-ролевой игры в
образовательном пространстве детского сада / О. В. Солнцева // Детский сад:
теория и практика. – 2015. - № 1. – С. 62 – 71.
1. Особенности и структура сюжетно-ролевой игры.
суверенность;
автономность;
самостоятельность;
свобода;
экспериментальность;
творчество (импровизация);
высокое эмоциональное напряжение;
самобытность.
Сюжетно-ролевая игра - это творческая игра детей дошкольного
возраста, в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут
на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых
игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между
ними. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру детей, - это
окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в
ней воображаемой ситуации. Отличительной особенностью игровой
воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в
мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не
предметом. Так
один предмет заменяется другим (стул заменяет
автомобиль), т.к. мысль в игре еще нуждается в опоре, позволяя осуществить
требуемое по смыслу действие.
Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые
принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование
вещей и предметов.
Еще одной характерной особенностью сюжетно-ролевой игры является
то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко
выраженный самодеятельный и творческий характер.
Самодеятельный характер игровой деятельности заключается в том,
что дети самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития,
решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребенок
свободен в выборе средств воплощения образа. Реализуя свой замысел,
ребенок использует воображение и фантазию.
Это позволяет ему
самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые
в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетноролевой игре, дети сами выбирают партнеров, сами устанавливают игровые
правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. В игре
ребѐнок воспроизводит своѐ видение, своѐ отношение к тому событию,
которое разыгрывает.
Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что
ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и веря в
правду игры, создает особую игровую жизнь, искренне выражая эмоции по
ходу игры. Творческий характер сюжетно-ролевой игры подразумевает
наличие в ней замысла, реализация которого связана с активной работой
воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои
впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество
ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его связана с
личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии,
интересов. Дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки,
предметы, необходимые для игры, помогающие полностью реализовывать
замысел, лучше справиться с ролью.
Таким образом, основой сюжетно-ролевой игры является мнимая, или
воображаемая, ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на
себя роль взрослого и воспроизводит ее в созданной им самим игровой
обстановке.
Сюжетно-ролевая игра имеет свою специфическую структуру. Эта
структура включает в себя следующие компоненты: сюжет, содержание,
роль, правила, игровые действия, игровые и реальные отношения, предметызаместители, воображаемую ситуацию, партнера по игре.
Сюжет – главный компонент сюжетно-ролевой игры, без него нет
самой сюжетно-ролевой игры. Сюжеты игр отражают конкретные условия
жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий,
вместе с расширением кругозора ребенка и знакомством с окружающим.
Игровые действия ребѐнка – одно из основных средств реализации сюжета. В
сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные
- «как будто».
Сюжет игры состоит из следующих элементов: действие, персонажи,
предметная ситуация. Сюжеты различаются по тематическому содержанию и
по структуре. Тематическое содержание сюжетов зависит от конкретных
условий жизни детей.
В зависимости от количества элементов и типа связи выделяют
следующие
структуры
сюжетов
игры:
1. Сюжеты, включающие в себя одного персонажа, одно действие в одной
предметной ситуации. Связь элементов в этой структуре определяется одной
предметной
ситуацией.
2. Сюжеты, включающие в себя несколько персонажей с одинаковыми
видами действий в одной предметной ситуации. Связь персонажей определяется одной предметной ситуацией.
3. Сюжеты, включающие два взаимодополняющих персонажа, взаимодействующих в одной предметной ситуации. Связь между элементами
сюжета задается как бы через функциональное взаимодействие персонажей.
4. Сюжеты, где наряду с функциональным взаимодействием персонажей
заданы отношениями между ними.
Игровое действие по форме может быть: предметно-замещающим,
изображающим, обозначающим.
Сюжеты и содержание
разнообразны и классифицируются на:
а) бытовые игры (быт семьи, детского сада); б) игры на тему труда; в) игры с
общественной
тематикой.
На построение сюжета ребенком влияет игровая культура той игровой
группы детей, в которую он включен; игровая традиция.
На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются и
зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических,
природных условий. Кроме того, в каждую эпоху происходят серьезные
события, которые существенно отражались на жизни людей, вызывали
эмоциональный отклик у детей и взрослых. Эти события всегда порождают
новые сюжеты детских игр («война», «космические путешествия»). В
истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы
связывают поколения людей («школа», «дочки-матери» и т. д.).
Каждая игра имеет частные мотивы: интерес к тем или иным
событиям; к действиям с предметом; стремление к совместной деятельности
в обществе привлекательных для ребенка сверстников; придумывание,
фантазирование,
создание
в
игре
особой
действительности.
Мотивы игры связаны с возрастом детей и изменяются на протяжении
дошкольного детства, определяя содержание игры. Если у младшего
дошкольника основная побудительная причина игры - действие с
привлекательными для него предметами, то для ребенка старшего
дошкольного возраста основной мотив - воспроизведение отношений, в
которые вступают
друг с другом изображаемые в игре взрослые.
Формируются мотивы под влиянием социальных факторов и зависят от
впечатлений, знаний, которые дети получают из самых разных источников:
каждодневного
жизненного
опыта;
специального,
педагогически
организованного ознакомления с явлениями окружающей действительности.
Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры - стремление ребенка к
совместной социальной жизни со взрослыми, сталкивается с одной стороны,
с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с его
растущей самостоятельностью.
Содержание сюжетно-ролевой игры – это то, что воспроизводится
ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. В содержании
игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в
отношениях и деятельности людей. Оно может отражать лишь внешнюю
сторону поведения человека – только то, с чем и как действует человек, или
отношения человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности.
Включение ребенком того или иного тематического содержания в игру,
определяют реальные жизненные ситуации, в которых он оказывается. Эти
реальные жизненные ситуации различаются по степени его активности и
характеру
включенности
в
них
на
3
типа:
- ситуация, в которой ребенок активно действует наравне с взрослым (как
папа
и
мама,
сам
ест,
одевается,
умывается);
- ситуация, в которой ребенок непосредственно включен, но является
объектом направленных на него действий взрослых (его лечит врач, стрижет
парикмахер,
везет
на
машине
шофер
и
т.
п.);
- ситуация, где дети не включены в деятельность взрослых, не принимают в
ней непосредственного участия, либо наблюдают ее со стороны (строители
строят дом, библиотекарь выдает книги т. п.), либо узнают о ней из
рассказов, сказок, телепередач.
Все три типа ситуации дают пищу для детской игры. Однако в большей
мере игра дошкольника связана с воссозданием ситуации второго типа.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью
роли, которую он берет.
Роль является средством реализации сюжета и основным компонентом
сюжетно-ролевой
игры.
Роль, которую берет на себя ребенок в процессе игры, Д. Б. Эльконин
называет единицей игры, ее центром, она объединяет все стороны игры.
Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отожествляет себя с
каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с
представлениями о данном персонаже. Ребенок берѐт на себя выполнение
какой-либо роли при определѐнных условиях:
- если сфера действительности, которая отражена в сюжете игры, уже
знакома ему. Знакомство с действительностью – главное условие
возникновения сюжетно-ролевой игры;
- если знакомство с действительностью происходит таким образом,
что в центре ее стоит человек, его деятельность;
- если в результате этого знакомства у ребенка возникает
положительное эмоциональное отношение к действительности взрослого
человека.
На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой
игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям- образам.
Д. Б. Эльконин выделяет четыре уровня развития сюжетно - ролевой
игры, отражающие динамику еѐ развития на протяжении дошкольного
детства:
1 уровень: центральным содержанием игры является преимущественно
предметные действия. Роли фактически есть, но они не определяют действия,
а сами вытекают из характера производимых ребѐнком действий. Как
правило, роли не называются детьми, а обозначаются после совершения
игрового действия. Действия однообразны и повторяемы, их логика легко
нарушается.
2 уровень: центральным содержанием игры по-прежнему остаются
предметные действия. При этом на передний план выдвигается соответствие
игрового действия реальному. Роли называются детьми. Логика действий
определяется их последовательностью в реальной жизни. Расширяется число
и виды игровых действий.
3 уровень: основным содержанием игры является выполнение роли и
связанных с нею действий. Появляются игровые действия, передающие
характер моделируемых социальных отношений. Роли ясные и чѐткие,
называются детьми до начала игры. Роль определяет логику и характер
действий. Это становится основным правилом. Сюжеты становятся
разнообразными. Появляется специфическая ролевая речь.
4 уровень: основным содержанием игры является выполнение
действий, отражающих отношение других людей друг к другу. Роли ясные и
чѐткие. На протяжении всей игры ребѐнок ясно проводит одну линию
поведения. Речь носит явно ролевой характер. Действия развѐртываются в
чѐткой последовательности, логичны, разнообразны. Ребѐнок вычленяет из
реальной жизни правила и демонстрирует подчинение этим правилам в игре.
Вычлененные при анализе материалов уровни развития игры
одновременно являются и стадиями развития. Если расположить весь
полученный материал по возрастам участников, то явно обнаружится, что с
возрастом детей растѐт уровень развития игры.
2. Педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми детей.
Руководство сюжетно-ролевыми
направлениях:
играми
осуществляется
в
двух
формирование игры как деятельности;
использование игры как средства воспитания ребѐнка, становления
детского коллектива.
Традиционные
приѐмы руководства сюжетно-ролевыми играми
детей разработаны Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой:
обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам;
обогащение жизненного опыта детей, пополнение знаний детей;
своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося
жизненного и игрового опыта;
активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры,
направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми
новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых
сторон жизни.
умение поддерживать инициативу, желание детей организовать игру по
собственной инициативе.
Ученые – педагоги Н. Я. Михайленко и Н. А Короткова предлагают
рассматривать руководство сюжетно-ролевой игрой, как процесс
постепенной передачи дошкольникам усложняющихся способов построения
игры. Передача способов осуществляется в совместной игре взрослого и
детей. Учеными выделяются следующие способы построения игры:
последовательность предметно-игровых действий, с помощью которых
дети
имитируют
реальное
предметное
действие,
используя
соответствующие предметы, игрушки;
ролевое поведение, с помощью которого ребенок имитирует характерные
для персонажа действия, используя речь, предметы;
сюжетосложение, посредством которого ребенок выстраивает отдельные
элементы сюжета в целостное событие.
Принципы формирования сюжетной игры:
воспитатель играет вместе с детьми;
развертывает игру таким образом, чтобы выделить для детей именно
ролевое поведение;
ролевое поведение ребенка сразу ориентируется на партнера.
П. Г. Саморуковой были выделены основные направления педагогического
руководства игрой:
руководство содержанием творческой игры;
руководство коллективной деятельностью детей в игре;
сохранение непосредственности игры, детской самостоятельности и
инициативы.
П. Г. Саморукова доказала, что косвенное руководство игрой должно
обеспечить развитие положительного, эмоционально окрашенного
отношения детей к жизненным явлениям. Для этого необходимо обогащать
представления детей о социальной действительности через экскурсии, чтение
книг, беседы, дидактические игры и др.
Непосредственное (прямое) руководство играми также позволяет
разнообразить содержание игры, развитие ее сюжета, взаимоотношений
между персонажами-детьми. Основные приемы: называние воспитателем
ребенку его роли, введение в игру новой роли, вопросы, совет, участие в
сговоре на игру (средняя группа), участие в предварительном планировании
игры (старшая группа).
Н.Ф. Комаровой определены основные задачи и направления
руководства сюжетной игрой детей в зависимости от возраста (таблицы
1,2,3).
Таблица 1.
Особенности руководства сюжетно-отобразительной
игрой детей 2 – 3 лет
Направление
руководства Задачи руководства игрой
игрой
Обогащение содержания игры
1. Побуждать переносить в игру события из
повседневной жизни и тем самым осваивать
назначение и свойства предметов.
2. Учить ставить разнообразные игровые задачи
(разрозненные
и
взаимосвязанные,
репродуктивные
и
элементарные
инициативные)
Формирование
предметных
3. Обогащать развернутые игровые действия с
способов решения игровых
игрушками разнообразным содержанием.
задач
4. Своевременно
формировать
игровые
действия с предметами – заместителями.
5. Побуждать использовать игровые действия с
воображаемыми предметами.
6. Подводить к пониманию замены отдельных
игровых действий словом.
7. Способствовать тому, чтобы для решения
поставленных
игровых
задач
дети
использовали разнообразные предметные
способы.
Развитие самостоятельности
8. Развивать
у
каждого
ребенка
самостоятельность
в
постановке
разнообразных игровых задач
9. Побуждать
самостоятельно
выбирать
различные предметные способы для решения
поставленных игровых задач.
Побуждение
к
10. Поощрять интерес к играм сверстников
взаимодействию в игре
11. Приучать играть, не мешая друг другу
Отбор сюжетно-ролевых игр.
В 3 – 4 года дети преимущественно играют в игры, отражающие
семейные отношения и бытовые действия в семье (одевание, купание, прием
пищи и др.), события жизни семьи и детского сада (гости, праздник, поездка
на дачу и др.). В играх отражается опыт посещения детской поликлиники,
магазина, парикмахерской. Игровые действия детей преимущественно
адресованы игрушкам (кукле, мишке и пр.), чаще всего малыши играют
рядом, выполняя похожие игровые действия. Постепенно дети начинают
объединяться в игре на основе общих действий (приготовить обед –
покормить кукол, привезти кирпичики – построить гараж для машины).
Количество персонажей в сюжете обычно невелико – 2 – 3 (мама – дочка –
дочка), они объединены общими событиями.
Таблица 2.
Особенности руководства сюжетно-ролевой
игрой детей 3 – 5 лет
Направления руководства игрой
Обогащение содержания игры
Задачи руководства игрой
1. Содействовать
появлению
интересных
игровых замыслов
2. Побуждать
отображать
в
играх
разнообразные действия людей
3. Учить
и
ставить
разнообразные,
взаимосвязанные
репродуктивные
и
инициативные игровые задачи
Совершенствование
способов
4. Совершенствовать предметные способы
решения игровых задач
решения игровых задач: побуждать к разным
вариантам
замещения,
конструировать
сложные
предметы-заместители;
при
необходимости
включать
в
игру
воображаемые
предметы;
заменять
отдельные игровые действия словом
5. Побуждать принимать разнообразные роли
6. Способствовать появлению разнообразных
эмоционально выразительных действий
7. Учить сопровождать ролевые действия
ролевыми высказываниями, обращенными
сначала
к
игрушке-партнеру
и
воображаемому собеседнику, затем ко
взрослому и сверстнику
Развитие самостоятельности
8. Предоставлять возможность самостоятельно
определять замысел игры, для его реализации
ставить разнообразные игровые задачи
9. Развивать самостоятельно и творчество в
выборе разнообразных игровых замыслов, в
постановке игровых задач для реализации в
игре
10. Поощрять
самостоятельно
выбирать
предметные и ролевые способы решения
поставленных игровых задач, проявляя при
этом творчество
Включение во взаимодействие в
11. Поощрять совместные игры детей, желание
игре
вступать во взаимодействие в игре
12. Побуждать ставить игровые задачи взрослым
и сверстникам.
Игры детей 4 – 5 лет похожи по тематике на игры малышей, но в них
появляются более сложные события, увеличивается количество персонажей в
сюжете. Постепенно от отражения событий, связанных с ближайшим
окружением, дети переходят к отражению событий на базе опосредованного
опыта (из рассказов взрослых, мультфильмов, книг и пр.), более широко
отражается профессиональная деятельность взрослых (в детском саду, в
поликлинике, в магазине и др.). От игр с партнером-игрушкой дети
постепенно обращаются к играм, в которых игровое действие направлено на
партнера-сверстника (его «лечат», «кормят» и пр.).
Таблица 3.
Особенности руководства сюжетно-ролевой
игрой детей 5 – 7 лет
Направление руководства игрой
Обогащение содержания игры
Способы решения игровых задач
Взаимодействие в игре
Самостоятельность
Задачи руководства игрой
1. Обогащать тематику игр, способствовать
проявлению интересных замыслов, для их
реализации ставить репродуктивные и
инициативные игровые задачи
2. Побуждать
отображать
в
играх
разнообразные
действия
взрослых,
взаимоотношения, общение между людьми
3. Поощрять
за
оригинальность,
самостоятельность
в
использовании
предметных способов решения игровых задач
4. Усиливать эмоциональную выразительность
и
разнообразить
ролевые
действия,
используемые для отображения взятой роли
5. Побуждать к проявлению инициативы в
общении со взрослыми и сверстниками по
поводу игры, способствовать появлению
ролевых высказываний и ролевой беседы
6. Побуждать
ставить
игровые
задачи
сверстникам
7. Учить детей принимать игровые задачи,
поставленные сверстниками, или тактично от
них отказываться, договариваться по поводу
игрового взаимодействия
8. Поддерживать длительное взаимодействие в
игре
9. Продолжать развивать самостоятельность в
выборе разнообразных, интересных замыслов
и в постановке различных игровых задач для
их реализации
10. Поощрять выбор оригинальных предметных
и ролевых способов претворения замыслов в
игре
11. Приучать самостоятельно договариваться со
сверстниками в игре
Игры детей 5 – 7 лет ориентированы на отражение событий
социального мира, впечатлений, полученных вне стен детского сада,
сюжетов любимых фильмов и мультфильмов, книг («Путешествие по морю»,
«Экскурсионное бюро», «Продуктовый гипермаркет», «Фруктовое бистро» и
др.). Появляются игры, связанные с отражением впечатлений о сложных
социальных объектах, – «Музей», «Театр», «Служба спасения», возникают
фантастические сюжеты, в которых переплетаются разнообразные события.
Увеличивается количество событий, отражаемых в сюжете, число
персонажей игры, усложняются отношения между ними.
Важно, чтобы в сюжетно-ролевой игре дети осваивали социальные
отношения на привлекательном для современных дошкольников содержании,
которое способствует развитию творческого воображения и положительно
окрашенных отношений со сверстниками.
3. Условия развития и обогащения сюжетно-ролевых игр детей.
В качестве основных условий развития и обогащения сюжетных игр
дошкольников Н. Ф. Комарова выделяет следующие:
ознакомление с окружающим миром в активной деятельности;
обогащение игрового опыта;
организация предметно-игровой среды;
активизирующее общение воспитателя с детьми.
Игра по своей природе социальна, в ее основе – явления окружающей
действительности, поэтому как ученые, так и практики в качестве составной части
руководства выделяют ознакомление детей с окружающим миром. Прежде всего,
следует определить, с какими событиями окружающей действительности нужно
знакомить детей, чтобы происходило обогащение содержания детских игр.
Опираться педагоги должны на программу, по которой работает детский сад. В
соответствии с программными требованиями педагоги планируют расширение
кругозора своих воспитанников.
Далее необходимо выяснить, на какие стороны окружающей
действительности нужно обращать внимание детей в процессе ознакомления с
окружающим миром, чтобы вызвать у них интерес и желание отображать
полученные впечатления в игре. В разном возрасте и на разных этапах развития
игры в зависимости от мотива детей интересуют определенные стороны
действительности. Поэтому при планировании работы по ознакомлению с
окружающим миром необходимо учитывать, какие должны быть сделаны
акценты. Примерно до трех лет детей интересуют предметы, которыми
пользуются взрослые, их свойства и назначение. В среднем дошкольном возрасте
при ознакомлении с окружающим миром надо показывать действия, которые
выполняют взрослые в процессе деятельности. А в старшем дошкольном возрасте
– обратить внимание на взаимодействие и общение людей.
При организации работы по ознакомлению с окружающим миром следует
учитывать, что у ребенка-дошкольника желание действовать как взрослый, то
есть отображать полученные впечатления в игре, усиливается, если он
привлекается к активной деятельности.
Ознакомление с окружающей действительностью задает содержание всем
последующим компонентам (условиям) комплексного руководства игрой и
насыщает саму игру конкретным содержанием. На разных этапах игры
значимость ознакомления с окружающим миром изменяется. Несколько снижена
его роль в младшем дошкольном возрасте, так как круг событий, с которыми
знакомят детей, еще органичен. Чем старше становятся дети, тем более значимой
представляется работа по ознакомлению с окружающим миром: у дошкольников
появляется желание узнавать о новых фактах и событиях, таким образом у них
начинают складываться познавательные интересы, которые влияют на развитие
игровых интересов.
Для обогащения игрового опыта дошкольников педагогом могут быть
организованы обучающие игры.
Особое значение для педагогов приобретает вопрос, связанный с тем, как
проводить обучающие игры с детьми.
При проведении обучающих игр необходимо соблюдать ряд требований.
Воспитатель тут выступает в роли равноправного партнера, который вместе с
детьми сомневается, размышляет, советуется с остальными участниками игры,
уважает их мнение, но при этом взрослому принадлежит ведущая роль.
Чтобы обучающая игра была подлинной, детей надо вводить в игровую,
мнимую, ситуацию, иначе это будет не игра , а занятие. Безусловно, игры должны
быть детям интересны.
Во время обучающей игры воспитатель ставит детям ряд игровых
проблемных, которые они не в состоянии разрешить самостоятельно из-за
отсутствия игрового опыта. Но в сотрудничестве со взрослым успешно
справляются с поставленными игровые проблемами, тем самым приобретая
игровой опыт. Ребенок в сотрудничестве может решать более сложные задачи,
причину Л.С.Выготский видел в способности к подражанию. Игровое
сотрудничество должно быть особым: взрослый вместе с ребенком придумывает,
как разрешить поставленные игровые проблемные ситуации, помогает советами,
наводящими вопросами, но не играет за ребенка, авторитарная или
демонстративная позиция обучающего в них неуместна. Обязательное
требование – должно быть активное участие ребенка в игре. Неэффективны
игры, во время которых взрослый играет, а дети только наблюдают. Воспитатель
ничего не должен делать в игре за ребенка, он ему только помогает! Обучение
должно проходить в непринужденной, игровой форме и быть незаметным.
В практике как раз многие воспитатели эти требования не соблюдают,
проявляют склонность к излишнему дидактизму даже при руководстве игрой.
Прямое обучение в игре неуместно, неэффективно, ошибочно. По этой причине
для многих воспитателей проведение обучающих игр представляет особую
сложность, так как нужно выбрать определенную грань между особым образом
организованным обучением и игрой. Поэтому старшим воспитателям нужно
позаботиться о том , чтобы подготовить воспитателей к такой сложной миссии –
научить детей играть, передать им посредством обучающих игр игровой опыт. С
этой целью необходимо запланировать и провести серию практикумов, деловых
игр, в ходе которых воспитатели смогут освоить технологию организации
обучающих игр с детьми.
Организация предметно-игровой среды.
Неизменными спутниками детских игр являются игрушки и другой игровой
материал, поэтому в комплексном руководстве игрой серьезное внимание
уделяется выявлению специфики организации развивающей предметно-игровой
среды.
При оформлении предметно-игровой среды соблюдаются следующие
условия:
оснащение игровых уголков разными по тематике игрушками и другим
игровым материалом зависит от знаний детей об окружающем мире,
поэтому обязательно должна прослеживаться взаимосвязь с работой по
ознакомлению с ними;
игровые уголки комплектуются различным игровым материалом с учетом
уровня развития игры.
Известно, что полученные знания об окружающем мире могут быть
отображены в играх, если имеются соответствующие по тематике игрушки. Их
перечень будет зависеть от содержания ознакомления с окружающим миром.
Подробные рекомендации по этому вопросу даны в пособии С. Л. Новоселовой и
Н. А. Реуцкой «Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных
образовательных учреждений»
Знания об окружающем мире обогащаются постепенно, поэтому игровые
уголки не должны быть укомплектованы одними и теми же игрушками с начала
учебного года и до конца. Образные игрушки нужно постепенно вносить в
соответствии с углублением знаний, какие-то можно на время убирать, а затем
возвращать. Продуманный подбор игрушек способствует тематическому
разнообразию игр, во время которых ставятся и решаются интересные игровые
задачи.
Взаимосвязь в работе по ознакомлению с окружающим миром и
последующим оснащением игровой среды ведет к обогащению соднржания
детских игр.
При оснащении игровых уголков обращается внимание не только на
тематическое разнообразие игрового материала, нужно также позаботиться о
разной степени его обобщенности. Разный по степени обобщенности материал
вносят в тот момент, когда дети осваивают соответствующие игровые умения.
Например, детям третьего года жизни в начале учебного года для игр
предлагаются только игрушки. По мере того как они осваивают игровые действия
с предметами-заместителями, в игровые уголки вносят такой обобщенный и
важный игровой материал, как предметы-заместители. Дальнейшее усложнение
игры связано с формированием игровых действий с воображаемыми предметами,
это приводит к использованию в игровых уголках различных элементов
оформления, побуждающих детей включать в игру воображаемые предметы.
Или, например, до тех пор пока дети не принимают роль, в игровых уголках
не должно быть ролевых атрибутов, элементов костюмов. Их вносят в тот момент,
когда дети начинают проявлять интерес к принятию роли и обозначить ее словом.
А в это время когда появляется интерес к играм сверстников и дети пытаются
вступать во взаимодействие, используется крупный игровой материал,
побуждающий дошкольников к объединению в играх.
Таким образом, игровая среда гибко изменяется с учетом обогащения
жизненного и игрового опыта воспитанников. Если игровая среда статична, то
дети привыкают к постоянному набору игрового материала и могут не обращать
на него внимания, такое оснащение не оказывает развивающего эффекта.
В оформлении игровых уголков должны участвовать дети, тем самым у них
развивается инициативность, творчество. Активность детей проявляется в
подборе игрового материала для реализации появившегося замысла игры. Это
ставит перед воспитателями проблему рационального размещения игрушек и
другого игрового материала в группе.
В практике встречается ошибка, когда игровой материал располагается по
так называемым тематическим игровым зонам: в определенном месте
сконцентрировано все необходимое для игры на определенную тему, например, в
больницу, в магазин. Это сковывает инициативу детей как в определении
замысла, так и в выборе способов его реализации. Все готово для игры, и не надо
ни о чем думать. Вот одна из причин бедности игровых сюжетов, однообразия
протекания игр, а в результате – совершенно неестественного для дошкольников
отсутствия интереса к игре.
Детей также надо привлекать к посильному участию в оснащении игровой
среды. Например, попросить их принести из дома коробочки, пластмассовые
флаконы и другой материал, который можно использовать в качестве предметовзаместителей. Вместе с родителями они могут изготовить мягкие игрушки для
совместных игр или сшить элементы костюмов, например, юбку, пелерину,
сумку. Простые игрушки-самоделки дети способны сделать непосредственно во
время игры, например, нарисовать что-то и сразу использовать эту игрушкусамоделку в игре.
Важно, чтобы дошкольники ощущали себя полноправными хозяевами в
своем игровом уголке. А от воспитателей требуется проявление творчества,
чуткости к детской фантазии, рациональность в подборе и размещении игрового
материала.
Активизирующее общение воспитателя с детьми.
Подвести детей к самостоятельному, творческому применению
обогащенного реального и игрового опыта помогают игровые проблемные
ситуации; они направляют на творческий поиск, мобилизуют знания, игровой
опыт. Игровые проблемные ситуации могут быть созданы как путем изменения
предметно-игровой среды, так и с помощью активизирующего общения взрослого
с детьми по содержанию игры (четвертый компонент комплексного руководства
игрой).
Общение воспитателя с детьми называется активизирующим, этим
подчеркивается, что детей надо побуждать к проявлению инициативы в игре.
Названый компонент, как показывает практика, наиболее сложный для
воспитателей. Вступая в активизирующее общение, воспитатель должен
учитывать уровень развития игры конкретных детей, представлять перспективу ее
совершенствования.
Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игр, с одной
стороны, выступает как самостоятельный компонент комплексного руководства
игрой, с другой – пронизывает все остальные компоненты, поскольку воспитатель
обязательно вступает в общение с детьми при проведении любых воспитательнообразовательных мероприятий. Например, при ознакомлении с окружающим
миром педагог строит работу таким образом, что активизирует детей к
отображению полученных впечатлений в игре.
Теснейшая связь прослеживается с компонентом, направленным на
обогащение игрового опыта во время совместных игр взрослого с детьми.
Различие между ними заключается в том, что во время обогащения игрового
опыта (второй компонент) воспитатель особым образом обучает детей, передавая
им свой игровой опыт. В этом случае взрослому принадлежит ведущая роль, он –
организатор игровой деятельности. В ходе активизирующего общения
воспитателя с детьми (четвертый компонент) акценты смещаются: взрослый как
бы отходит на второй план, он умело направляет детей на проявление
самостоятельности, инициативности, творчества в игре. Кроме того, игровые
проблемные ситуации, поставленные воспитателем в совместных играх (второй
компонент), находятся в зоне ближайшего развития. В момент предъявления
ребенок не может их разрешить самостоятельно. А в процессе активизирующего
общения (четвертый компонент) игровые проблемные ситуации ставятся с
учетом уровня актуального развития, ребенок может самостоятельно их
разрешить.
При
организации
предметно-игровой
среды
и
осуществлении
активизирующего общения в процессе игры создаются игровые проблемные
ситуации, побуждающие детей к самостоятельной постановке игровых задач,
решению их разнообразными предметными и ролевыми способами, а также к
взаимодействию. Как видим, правильная организация предметно-игровой среды
косвенным образом выступает активизирующим фактором, привлекающих детей
к игре.
Следовательно, активизирующее общение не только рассматривается как
отдельный компонент руководства игрой, но и является неотъемлемой частью
всех предшествующих компонентов.
Чтобы активизировать детей, педагог должен знать, какой игровой опыт надо
развивать у каждого ребенка. В процессе активизирующего общения он может
усложнять содержание игры, обогащать способы игрового отображения
действительности, побуждать дошкольников к взаимодействию, а также развивать
у них самостоятельность и творчество в игре. Воспитатель ставит конкретные
задачи руководства и, активизируя детей, решает их.
Активизирующее общение осуществляется с использованием специальных
методов руководства, среди них особое место отводится косвенным – советам,
напоминаниям, поощрениям и т.п. Большое значение приобретает постановка
игровых проблемных ситуаций. Проблема, которая ставится в процессе игры,
должна находится в зоне ближайшего развития, воспитатель активизирует
ребенка самостоятельно ее решать, при этом оказывает незначительную помощь.
В результате обогащается игровой опыт ребенка.
Основные требования к организации
воспитателя с детьми в процессе игры:
активизирующего
общения
1. Воспитатель вступает с детьми в игровое сотрудничество, строит с
ними диалог. Это требует, чтобы взрослый считался с мнением играющих, не
диктовал им, как поступать в той или иной игровой ситуации. Педагог
предоставляет детям свободу игрового самовыражения. Он предлагает играющим
в момент затруднения или с целью формирования игровых умений конкретные
игровые проблемные ситуации, а те самостоятельно их разрешают. Отсюда
следует, что воспитатель не играет за детей, не дает им готового решения, он
активизирует их к проявлению инициативности, творчества, самостоятельности.
2. Чтобы общение
было целенаправленным, оправданным, а не
спонтанным, воспитателю нужно заранее продумывать, как оно будет
осуществляться, то есть не игнорировать этап организации общения, связанный с
его предварительным моделированием, планированием. Полезно заранее
продумывать задачи активизирующего общения, а также планировать содержание
проблемных ситуаций, которые будут применятся в процессе руководства игрой.
3. Включаться в активизирующее общение необходимо своевременно, в
тот момент, когда дети испытываю затруднение или требуется актуализировать
освоенные ранее игровые умения. Это означает, что воспитатель должен
постоянно держать в поле зрения играющих, быть наблюдательным. Дети с
благодарностью
относятся
к
тем
взрослым,
которые
проявляют
заинтересованность играми, - надо демонстрировать уважительное отношение к
играм, восхищение фантазией играющих.
4. Воспитатель должен включаться в игры тактично, деликатно,
осторожно, чтобы не разрушить детские замыслы, умело направлять играющих,
обогащая сюжетное и психологическое содержание игры. Воспитательное
участие взрослого в играх детей должно быть гибким и непринужденным.
Для соблюдения этих требований педагог должен обладать
определенными
личностными
качествами:
открыто
демонстрировать
доброжелательность, внимательность к играющим детям, не вызывать своим
участием у них страх, тревогу, проявлять тактичность, гибкость в поведении,
творчество, креативность, артистизм.
Использование демократического стиля педагогического общения может
привести к положительным результатам в организации активизирующего
общения воспитателя с детьми в процессе игры.
Признание необходимости и важности активизирующего общения
воспитателя с детьми совсем не означает постоянного участия взрослого в играх,
руководство можно осуществлять и не являясь участником игры.