Основы психологических знаний о личности инвалидов и лиц пожилого возраста
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Основы психологических знаний о личности инвалидов и лиц пожилого возраста
Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. В возрастной психологии развитие рассматривается в привязке к определенным хронологическим периодам онтогенеза, тогда как психология развития рассматривает разнообразные процессы развития в целом. Возрастную психологию можно рассматривать как часть психологии развития.
Предметом возрастной психологии являются возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.
Онтогенез – процесс индивидуального развития организма. В психологии онтогенез рассматривается как формирование основных структур психики индивида в течение его детства.
Возрастная психология изучает особенности протекания психических процессов, связанных с возрастом, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности, возрастные изменения и т.д.
Возрастные изменения подразделяются на эволюционные, революционные и ситуационные.
К эволюционным изменениям относятся количественные и качественные преобразования, происходящие в психике человека при переходе из возрастной группы в другую. Такие изменения протекают медленно, но основательно и охватывают значительные периоды жизни (от нескольких месяцев (для младенцев) до нескольких лет (для детей старшего возраста). Они обусловлены следующими факторами: а) биологическим созреванием и психофизическим состоянием организма ребенка; б) его местом в системе социальных отношений; в) уровнем интеллектуального и личностного развития.
Революционные изменения осуществляются быстро, за короткий срок, они более глубоки, чем эволюционные. Данные изменения происходят в момент кризиса возрастного развития, возникающего на рубеже возрастов между сравнительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения.
Ситуационные изменения связаны с воздействием на психику ребенка конкретной социальной ситуации. Данные изменения отражают процессы, происходящие в психике и поведении ребенка под влиянием обучения и воспитания.
Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения устойчивы, необратимы, не требуют систематического подкрепления. Они преобразуют психологию человека как личности. Ситуационные изменения неустойчивы, обратимы и требуют закрепления в последующих упражнениях. Такие изменения направлены на преобразование частных форм поведения, знаний, умений и навыков.
В соответствии с изучаемыми периодами развития человека выделяются детская, подростковая, юношеская психология, психология взрослого человека, а также геронтопсихология.
Каждый возрастной этап характеризуется совокупностью специфических закономерностей развития – основными достижениями, сопутствующими образованиями, определяющими особенности конкретной ступени психического развития, в том числе особенности развития самосознания
Психология развития как самостоятельной отрасли научного знания произошло во второй половине Х1Х в. В начале ХХ в. в практику стали внедряться методы экспериментального исследования умственного развития детей: тестирование, использование измерительных шкал и т.п. Со временем ученые пришли к выводу, что необходимо выделить стадии развития личности в онтогенезе. Данной проблемой занимались К.Бюлер, З.Фрейд, Ж.Пиаже, Э.Эриксон, П.П.Блонский, Л.С.Выготский и др. Они пытались осмыслить закономерности смены периодов развития и проанализировать причинно-следственные связи психического развития детей. Возрастная психология поднялась на новую ступень с введением метода формирующего эксперимента, разработанного отечественным психологом Л.С. Выготским (1896 – 1934) Этот метод позволял определить закономерности развития психических функций. Его использование привело к появлению ряда теорий развития личности.
1. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского. Ученый утверждал, что интерпсихическое становится интрапсихическим. Возникновение и развитие высших психических функций связано с употреблением знаков двумя и более людьми в процессе их общения. В противном случае знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности.
2. Теория деятельности А.Н. Леонтьева. Он считал, что деятельность сначала выступает как сознательное действие, затем – как операция и только потом, по мере формирования, становится функцией.
3. Теория формирования умственных действий П.Я. Гальперина. По его мнению, формирование психических функций происходит на основе предметного действия: начинается с материального выполнения действия и затем через речевую функцию заканчивается умственной деятельностью.
4. Концепция учебной деятельности – исследовании Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в которых разрабатывалась стратегия формирования личности средствами учебной деятельности.
5. Теория «первоначального очеловечивания» И.А. Соколянского и А.И.Мещерякова, в которой анализируются начальные этапы формирования психики у слепоглухонемых детей.
Тема 2 Общие особенности процесса развития.
Развитие представляет собой процесс качественных изменений – появление новообразований, новых механизмов, процессов и структур. Для них характерны следующие закономерности:
• поступательный характер, когда уже пройденные, высшие ступени повторяют известные черты и свойства низших, но на более высоком уровне;
• необратимость, т.е. движение на новом уровне, где реализуются результаты предыдущего развития;
• развитие представляет собой единство борющихся противоположностей, которые являются движущейся силой процесса развития. Именно разрешение внутренних противоречий приводит к новому этапу развития.
Закономерности развития человека
1. эволюционное развитие, т.е. появление нового по сравнению с предыдущим этапом
(сюда можно отнести новообразования возрастных периодов)
2. инволюционные изменения (утрата ранее сформированных психических свойств и качеств, имевших место в предыдущем периоде)
3. гетерохронное развитие (проявление психических качеств в различное время: одни функции опережают в развитии других);
4. биологическое развитие. Считается, что развитие определяется наследственными и врожденными факторами. Врожденное определяется внутриутробным развитием, а наследственное – передачей информации от предков к потомству за счет генного аппарата;
5. социальное развитие (происходит под одновременным влиянием природной и социальной среды, исторического развития общества, национальной принадлежности и других факторов);
6. специальное развитие (развитие психических функций, процессов, свойств личности в рамках профессиональной подготовки, например развитие профессиональной памяти, мышления, внимания, способностей и др.)
Движущие силы и источники развития психики.
Под движущимися силами развития личности понимают потребности самого ребенка, его мотивацию, внешние стимулы деятельности и общения, цели и задачи, которые ставят взрослые в обучении и воспитании детей.
Потребности человека подразделяются по степени выраженности и необходимости, начиная от простых, низших, заканчивая высшими, на:
1. биологические (потребность в безопасности и самосохранении, эмоциональном контакте, ориентировочная потребность, потребность в двигательной активности, игре);
2. психофизические (потребности в эмоциональном насыщении, свободе, восстановлении энергии);
3. социальные (потребность в самоуважении, общении, познании, самовыражении);
4. высшие (потребность быть личностью, нравственные и эстетические потребности, потребность в поиске смысла жизни, подготовленности и преодолении трудностей, потребность в созидании и творческом труде).
Каждому возрасту соответствуют свои потребности, удовлетворение которых важно для нормального личностного развития. Задержка удовлетворения тех или иных потребностей или неполное их удовлетворение могут негативно сказаться на развитии личности.
Одним из важных моментов движущейся силы является мотивация. Она выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость (смыслообразующая мотивация).
Процесс развития ребенка происходит в определенных условиях, в окружении предметов
Материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. Иными словами развитие ребенка зависит от социальной ситуации. Социальная ситуация является исходным моментом для всех изменений происходящих в развитии ребенка на протяжении периода взросления. Она определяет формы и пути развития ребенка, виды его деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Все это – условия психологического развития ребенка.
Источниками развития являются ведущая деятельность, ведущий тип общения и кризис развития.
Ведущий тип общения – это общение, в результате которого формируются и закрепляются основные положительные черты личности.
Ведущая деятельность – это деятельность, в результате которой на определенной ступени развития достигаются наибольшие успехи в развитии психики и происходит формирование новообразований данного возрастного периода. Каждый возрастной период характеризуется особым видом деятельности. При переходе из одного периода в другой меняется и ведущая деятельность.
Современные психологи выделили следующие виды ведущей деятельности:
1. В возрасте от рождения до 1 года – непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми. Новообразование – потребность в общении и хватание.
2. В возрасте от 1 года до 3 лет – предметно - манипулятивная деятельность. Новообразование - самосознание («Я сам»).
3. Детям дошкольного возраста (3- 6 лет) присуща игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра. Новообразования – появляется внутренняя позиция школьника, возникают произвольное поведение, личностное сознание, соподчинение мотивов, первичные этические инстанции, первый схематический абрис цельного детского мировоззрения.
4. Учебная деятельность – у детей младшего школьного возраста (6- 10лет). Новообразования - становление теоретического мышления, интенсивное интеллектуальное развитие, «память становится мыслящей, а восприятие – думающим».
5. Подростковый возраст (от 10 -11 до 14-15 лет) характеризуется общением, которое распространяется на различные виды деятельности: трудовую, учебную, спортивную, художественную др. Новообразованиями являются: появление чувства взрослости, склонность к рефлексии, самопознанию, интерес к противоположному полу, половое созревание , потребность к самоутверждении, самоопределении.
Смена ведущей деятельности ведет к наступлению кризиса в развитии. Кризис происходит на стыке двух возрастных периодов и характеризует окончание одного периода и начало другого.
Закономерности психического развития
К закономерностям психического развития относятся неравномерность, гетерохронность, неустойчивость, сензитивность, кумулятивность, дивергентность – конвергентность.
Неравномерность – это неравномерное развитие различных психических функций, свойств и образований. Данный процесс характеризуется подъемом, стабильным течением и спадом, носит колебательный характер.
Гетерохронность – означает несовпадение во времени развития отдельных органов и функций. Психолог П.К. Анохин (1898 – 1974) считал, что гетерохронность заключается в неравномерном развертывании наследственной информации. Немецкий педагог и психолог Э.Мейман (1862- 1915) показал следующее: чем нужнее та или иная функция, тем быстрее она развивается. Например, ребенок быстрее учится ориентироваться в пространстве, чем во времени.
Сензитивность развития означает выделение в онтогенезе особых сензитивных периодов – периодов повышенной чувствительной психики к определенному виду обучающегося и воспитывающего воздействия, когда разумнее всего начинать формировать соответствующие психические и поведенческие свойства. Данные периоды ограничены во времени.
Кумулятивность состоит в том, что результаты развития предшествующего возрастного периода включается в последующий. Например, в процессе мышления сначала развивается наглядно-действенное, затем наглядно – образное, и наконец, словесно- логическое мышление.
Дивергентность и конвергентность – это две противоречивые, но взаимосвязанные тенденции. Дивергентность заключается в повышении разнообразия в процессе психического развития, конвергентность – в усилении избирательности.
Механизмы развития личности
Личность – это человек, взятый в системе тех его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Основные механизмы развития личности: присвоение, обособление и идентификация.
Личность развивается через присвоение своей «всесторонней сущности»: личность человека тоже «производится», т.е. создается общественными отношениями, которые индивид вступает в своей деятельности. Люди творят обстоятельства и друг друга. Даже по отношению к самому себе человек выступает с субъект – субъектных позиций.
Обособление это отстаивание отдельным индивидом своей природной и человеческой сущности. Это стремление выделиться из числа других. Обособление выступает как процесс индивидуализации. Обособление бывает внешним и внутренним. К внешнему обособлению относятся физические параметры, внешние данные, национальность и т.д., к внутреннему - индивидуальные психологические особенности, интеллектуальное развитие, черты характера, темперамент и др.
Идентификация – это процесс эмоционального и иного самоотожествления человека с другим человеком. Идентификация выступает как механизм «присвоения» индивидом своей человеческой сущности, и как механизм социализации личности. Процесс идентификации себя с ними протекает спонтанно и всю жизнь.
Самосознание личности.
Самосознание – это совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности. Самосознание можно назвать процессом познания, в ходе которого человек осознает свои переживания и побуждения. Самосознание не дается от рождения, его становление – один из процессов развития.
Этапы развития самосознания
В раннем детстве (от 1 года до 3 лет) происходит становление самосознания. Ребенок осознает себя как личность. В этом возрасте самооценка чисто эмоциональное образование, она основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности и принятии.
В дошкольном детстве (от 3 до 6-7лет) продолжается формирование самосознания, что является основным новообразованием данного возраста.
При осознании себя, выделении себя из окружающего мира у ребенка появляется стремление активно воздействовать на ситуации и изменять ее так, как хочется ему самому. Он начинает осознавать свои переживания («Я весел», «Я зол» и т.д.), происходит и осознание себя во времени («Я маленький»
В младшем школьном возрасте (от 6-7 до 10-11 лет) на развитие самосознания ребенка большое влияние оказывает оценка, которую ставит учитель за выполнение работы. Постоянные неудачи снижают самооценку, уменьшают веру в свои силы, снижают уверенность в себе. Чтобы оценка была адекватной, в любом ребенке независимо от успеваемости надо развивать чувство компетентности, собственного достоинства, ответственности.
В подростковом возрасте (с 10-11 до 14-15 лет) развитие самосознания, формирование идеала личности направлено на осознание человеком своих личностных особенностей. Это определяется особым, критичным отношением подростка к своим недостаткам. В этом возрасте у подростков появляется склонность к самопознанию (рефлексии). Он начинает сравнивать себя с другими людьми, критически относиться к себе, проходит через массу душевных переживаний, в результате которых происходит формирование его самооценки и определение своего места в обществе.
В юности (с 15-16 до 20лет) происходит становление самосознания и устойчивого образа «Я». В этом возрасте происходит развитие астрактно-логического мышления, открытие внутреннего мира, меняется образ воспринимаемого человека, появляется чувство одиночества, преувеличение своей уникальности и устойчивости во времени. Образ «Я» - это социальная установка, состоящая из трех взаимосвязанных компонентов:
• познавательное (знание себя, представление о своих качествах и свойствах;
• эмоциональное (оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение)
• поведенческое (практические действия и поступки, определяемые отношением к себе)
В период ранней взрослости (20-40 лет) продолжается развитие самосознания, самооценки и «Я- концепции». На процесс оказывают влияние самоопределение личности как сексуального партнера , супруга, родителя, профессионала и гражданина.
В период средней взрослости (40-60 лет) самосознание обогащается новыми образами, самооценка приобретает обобщенный характер, потому что «Я-образ» развивающейся личности превращается в «Я – образ», связанный с развитием детей, учеников, сослуживцев и других людей.
В период поздней зрелости (60 лет и старше) человек интегрирует свое прошлое, настоящее и будущее. И если его «Я –концепция» положительна и деятельна, то его личностное развитие будет продолжаться.
Тема 3 Теории психического развития
Теоретические основы различных концепций психического развития
Разнообразные теории психического развития можно классифицировать на основании того, какую категорию условий они считают главной в ходе онтогенеза человека. Все условия развития человека сводятся к трем основным категориям:
1. биологические (наследственность);
2. внешние (окружающая среда);
3. внутренние (собственная активность).
Наиболее сложным образом на психическое развитие влияет окружающая среда. Влияние среды делится на три подкатегории:
• экологическое (природные условия);
• социальное (человеческое общество);
• архитектурное (искусственно созданная материальная среда).
Биогенетические и социогенетические
концепции
Сторонники биогенетической концепции развития полагают, что основные психические свойства личности заложены в самой природе человека (биологическом начале), определяющей его жизненную судьбу. Они считают генетически запрограммированными интеллект, деловые и моральные свойства личности и все остальные особенности психики.
Первым шагом на пути возникновения биогенетических концепций была теория Ч.Дарвина о том, что развитие (генезис) подчиняется определенному закону. В дальнейшем любая серьезная психологическая концепция всегда была связана с поиском законом детского развития.
Теории психического развития, связанные с идеей повторяемости в этом развитии истории человечества, называют теориями рекапитуляции.
Русский физиолог И.П. Павлов (1849- 1936) доказал, что существуют приобретенные формы поведения, в основе которых лежат условные рефлексы. Это породило точку зрения о том, что развитие человека сводится к проявлению инстинкта и дрессуре.
Немецкий психолог В.Келер (1887- 1967), проводя опыты на человекоподобных обезьянах, открыл у них наличие интеллекта. Этот факт лег в основу теории, согласно которой психика в своем развитии проходит в три этапа: 1. инстинкт; 2. дрессура; 3. интеллект
Австрийский психолог К.Бюлер (1879 – 1963), опираясь на теорию В.Келера и под влиянием трудов основателя психоанализа, австрийского психиатра и психолога З.Фрейда (1856- 1939), в качестве основного принципа развития всего живого выдвинул принцип удовольствия. Он связывал этапы инстинкта, дрессуры и интеллекта не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных состояний – переживанием удовольствия и связанного с ним действия. Бюлер утверждал, что на первом этапе развития- этапе инстинкта- благодаря удовлетворению инстинктивной потребности наступает так называемое функциональное удовольствие. Являющееся следствием выполнения действия. А на этапе интеллектуального решения задачи возникает состояние, предвосхищающее удовольствие. В.Келер, изучая развитие ребенка с помощью зоопсихологического эксперимента, заметил сходство в примитивном применении орудий труда у человека и обезьяны.
Диаметрально противоположного подхода к развитию психики ребенка придерживаются сторонники социогенетического концепции. Они считают, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие лишь продукт внешнего воздействия.
Поэтому, манипулируя внешними воздействиями, можно добиться любых результатов, добиться появления у ребенка любой психической функции и развить ее до любого желаемого уровня.
Еще в 17в. английский философ Дж. Локк (1632- 1704) считал, что ребенок рождается на свет с чистой душой, подобно белому листу бумаги, на котором можно написать все что угодно, и дитя вырастет таким, каким его хотят видеть родители и близкие. Согласно этой точке зрения наследственность не играет никакой роли в развитии психики и поведения ребенка.
Американский психолог Дж.Уотсон (1878- 1958), стремясь поставить психологию в один ряд с естественными науками, изучающими то, что можно наблюдать непосредственно, выдвинул лозунг: «Хватит изучать то, что человек думает, давайте изучать то, что человек делает». Он считал, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое действие есть продукт внешней стимуляции. Следовательно, манипулируя внешними раздражителями, можно «создать» человека любого склада. В исследованиях научения, в которых учитывались экспериментальные результаты, полученные И.П.Павловым, на первый план вышла идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов, был выделен временной параметр этой связи. Это легло в основу первой программы бихевиоризма. По словам Уотсона, «все такие термины, как сознание, ощущение, восприятие, воображение или воля, могут быть исключены при описании человеческой деятельности». Поведение человека он отождествлял с поведением животного.
На основе содержания описанных выше теорий можно сделать вывод, что в социогенетическом подходе в качестве основного фактора развития психики рассматривается среда, а активность и субъектность самого развивающегося человека (ребенка) не учитывается вовсе.
Теория конвергенции двух факторов детского развития.
Теорию конвергенции, или, теорию двух факторов разработал немецкий психолог В Штерн (1875 – 1938) – специалист в области дифференциальной психологии, рассматривающей взаимоотношения биологического и социального факторов. Суть этой теории заключается в том, что психическое развитие ребенка рассматривается как процесс, складывающийся под влиянием наследственности и среды. Основной вопрос теории конвергенции состоит в том, чтобы установить, как возникают приобретенные формы поведения и какое влияние на них оказывает наследственность и окружающая среда. Штерн считал, что психическое развитие есть соединение внутренний данных с внешними условиями, но ведущая роль принадлежит врожденным факторам. (Игра ребенка)
Психоаналитические теории детского развития.
Психоанализ первоначально возник как метод лечения неврозов. Родоначальник психоанализа З.Фрейд, анализируя свободные ассоциации пациентов, пришел к выводу, что проблемы взрослого человека во многом базируются на неосознанных до конца переживаниях детства. Детские переживания, по мнению Фрейда, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу и матери, ревность к брату или сестре.
В модели личности Фрейд выделил три основных компонента:
«Оно», «Я», «Сверх –Я». «Оно» - носитель инстинктов, «бурлящий котел влечений», подчиняется принципу удовольствия. «Я» следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. «Сверх Я» - критик, цензор и носитель моральных норм.
В понимании Фрейда личность – это взаимодействие побуждающих и сдерживающих сил.
Стадии жизненного пути личности по
Э.Эриксону (1904-1994)
Каждой стадии развития соответствуют свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. Эти соображения легли в основу двух наиболее важных понятий его концепции – групповой идентичности и эго – идентичности. Групповая идентичность основана на том, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу и на выработку присущего этой группе мироощущения. Э.Эриксон выделил стадии жизненного пути личности. Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет содержание развития на разных этапах жизненного цикла. Однако решение задачи зависит и от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, и от общей духовной атмосферы развития общества, в котором живет этот индивид.
Старость Интеграция
разочарование в жизни
Зрелость Творчество
застой
Молодость Интимность
изоляция
Подростковый возраст Идентичность
(латентная стадия) диффузия идентичности
Школьный возраст Достижение
(латентная стадия) неполноценность
Возраст игры Инициативность
Чувство вины
Ранний возраст Автономия
сомнение, стыд
Младенчество Доверие
недоверие