Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция № 2 - Основные проблемы, принципы и законы логики
Вначале лекции преподаватель знакомит обучающихся с вопросами дисциплины, рассматриваемыми в рамках данной лекции и вопросами, отводимыми на самостоятельное изучение с указанием учебно-методической литературы. Порядок организации самостоятельной работы обучающихся приводится в методических рекомендациях по организации самостоятельной работы обучающихся.
Структура лекции:
1. Логика формальная, диалектическая и математическая.
2. Основные формы мышления.
3. Основные законы формальной логики: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.
Основные положения лекции:
Логика – единая теория функционирования истины. Но каждый ее раздел решает свою специфическую проблему и обосновывает свой основополагающий принцип ее решения. Поэтому имеет методический смысл до систематического изложения логики сделать краткий обзор всех ее специфических проблем и принципов их решения.
С абдукции начинается цикл открытия-признания истины. Специфической проблемой абдукции является то, что хотя в появлении нового знания и имеется некоторая закономерность, но она не подчиняется законам дедуктивной или индуктивной логики. Выражаясь более технически, проблема абдукции не имеет дедуктивного или индуктивного решения.
Проблема абдукции – открытие (изобретение) нового знания не имеет дедуктивного или индуктивного решения.
Необходимым условием, запускающим процесс открытия нового знания, служит появление хотя бы одного аномального факта. Такой факт вызывает удивление исследователя и стремление найти ему объяснение. Главный признак аномального факта – он совместим с известными законами и теориями, но ими не объясняется. Со школьной скамьи известен эмпирический закон «Все вещества при нагревании расширяются». Однако недавно специалистами по нанотехнологиям было открыто вещество – керамическое соединение ZrW2O8 (один атом циркония, два вольфрама и восемь кислорода), которое при нагревании не расширяется, а наоборот, сжимается. Данный факт опровергает указанный эмпирический закон, но не противоречит основным принципам физики. По всем критериям данный факт является аномальным.
Аномальный факт – факт, совместимый с существующим знанием, но не объясняемый им.
Аномальный факт порождает познавательное противоречие между своим появлением и фундаментальной частью существующего знания, что становится причиной проведения специального исследования и, как результат, расширения старого или открытия нового знания.
Всякое новое знание появляется сначала в форме правдоподобной (имеющей вероятность больше нуля и меньше единицы) гипотезы, или догадки.
Гипотеза (догадка) – правдоподобное предположение, выдвинутое для объяснения причины или природы (сущности) аномального факта.
Ответ на вопрос, почему одна догадка более близка к истине, чем другая, указывает следующий принцип (правило) абдукции.
Принцип абдукции. Та догадка ближе к истине, которая обеспечивает более правдоподобное объяснение аномального факта в случае ее принятия, чем непринятия (принятия любой из ее альтернатив).
Стадия абдукции завершается формированием новой гипотезы, более близкой к истине, чем все ее соперницы.
Принцип абдукции объясняет, почему большинство научных открытий носит творческий (интуитивный) характер. Истина открывается не в результате постепенного накопления знаний или механической дедукции из принятых аксиом, а в результате неожиданного «прозрения», наступившего в результате внезапного решения познавательного противоречия между аномальным фактом и существующим знанием. Необходимое условие всякого открытия – конструирование рабочего множества гипотез, объясняющих аномальный факт, исключения всех невероятных или маловероятных и выбор среди оставшихся наиболее правдоподобной.
Гипотеза, по определению, – всего лишь предполагаемая истина. Для ее принятия в качестве общепризнанной научным сообществом истины требуется дедуктивное развитие ее содержания и обоснование в опыте. Ни одну догадку нельзя проверить, если из нее нельзя вывести хотя бы одно проверяемое следствие. Содержание любого высказывания раскрывается и познается в его необходимых следствиях. По этой причине дедукция необходимых следствий представляет обязательный этап открытия-признания истины.
Распространенное, но неточное понимание дедукции состоит в утверждении, что истинность следствий дедуктивных умозаключений полностью зависит от истинности своих посылок. Однако специфическая проблема дедукции заключается как раз в прямо противоположном свойстве: в дедукции истинность посылок полностью зависит от истинности их следствий, а не наоборот. Стоит одному необходимому следствию гипотезы оказаться ложным, как она немедленно опровергается. В то же время следствие может оказаться истинным, даже если гипотеза, как будет доказано, ложная.
Проблема дедукции – истинность необходимых следствий не зависит от истинности их посылок (оснований), но истинность каждой посылки полностью зависит от истинности своих следствий.
Иными словами, проблема дедукции состоит в том, что возможна ситуация, когда посылки отвергаются как ложные, а их следствия, тем не менее, истинны. Дедукция общезначима только тогда, когда все следствия посылок необходимо истинны во всех случаях, в которых истинны их посылки. Это соображение указывает путь к решению проблемы дедукции.
Принцип дедукции (развития истины). Те следствия необходимы, которые истинны в тех и только тех случаях (моделях, мирах, ситуациях), в которых истинны их посылки.
Принцип развития (дедукции) истины имеет несколько важных следствий, известных в учебно-популярной литературе как законы «правильного мышления» традиционной логики, – законы тождества, противоречия, исключенного третьего.
Частными случаями принципа развития истины являются следующие законы логики.
Закон тождества. Любые две мысли тождественны, если и только если из истинности (ложности) любой одной из них необходимо следует истинность (ложность) другой
Закон противоречия. Две мысли противоречат друг другу тогда и только тогда, когда они вместе не могут быть ни истинны, ни ложны
Закон исключенного третьего. Из двух противоречащих друг другу мыслей какая-то одна истинна, а другая ложна
Абдукция и дедукция – важные этапы цикла открытия-признания истины. Но они не доказывают фактической достоверности выдвинутых и дедуктивно развитых в своих следствиях догадок. Опытное обоснование гипотетической истины является прерогативой третьего этапа ее существования, названного индукцией.
Специфическая проблема индукции состоит в том, что ее заключения претендуют на расширение знаний, называемых посылками (свидетельствами). Последние могут быть истинны, а индуктивные заключения (гипотезы) тем не менее ложны. Но такие умозаключения категорически исключаются дедуктивной логикой как необщезначимые. Данный факт также свидетельствует о принципиальном отличии индукции от дедукции.
Проблема индукции – ни одно следствие (свидетельство) не определяет однозначно истинность своих посылок (гипотез).
Проблема индуктивного умозаключения состоит в том, чтобы среди всех возможных гипотез, объясняющих аномальный факт, выбрать самую обоснованную. Эта задача решается следующим образом. Определяется гипотеза, из которой можно вывести так называемое решающее предсказание. Решающее предсказание указывает на существование факта, который еще не никем не фиксировался и тем самым не объяснялся никакой другой гипотезой. В случае подтверждения решающего предсказания гипотеза, с помощью которой оно было сделано, с большой вероятностью принимается, а все ее альтернативы соответственно отвергаются как маловероятные или невероятные.
Процесс обоснования гипотезы управляется следующим принципом.
Принцип индукции. Гипотеза принимается в качестве новой и обоснованной истины, а все ее альтернативы (противоположные догадки) отвергаются, если выведенное из нее решающее предсказание подтверждается в опыте.
Как свидетельствует история науки, ни одна истина не принимается сразу и всем сообществом только потому, что она открыта и обоснована. Ей и ее сторонникам противостоят старые, несовместимые с ней истины и их защитники. Для публичного признания новой истины требуется особая стадия признания истины, называемая аргументацией. Результатом успешной аргументации становится победа сторонников новой истины и публичное признание своего поражения ее противниками.
Проблема аргументации – для публичного признания гипотезы в качестве новой истины недостаточно приведения убедительных аргументов в ее защиту. Контраргументы ее противников должны быть не менее убедительно отклонены.
Проблема аргументации решается в публичных обсуждениях (диалогах, дебатах, спорах, дискуссиях), в которых сторонники и противники последовательно выставляют тезисы и аргументы, антитезисы и контраргументы. Побеждает тот, кто сам признает свои доводы несостоятельными.
Принцип аргументации. Гипотеза принимается в качестве общепризнанной истины, если и только если в результате ее публичного обсуждения ее оппоненты были вынуждены сами отклонить все свои контраргументы.