Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основные направления, школы философии и этапы её исторического развития

  • 👀 1734 просмотра
  • 📌 1704 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основные направления, школы философии и этапы её исторического развития» docx
Исторические типы философии и философствования.   Лекция. Основные направления, школы философии и этапы её исторического развития.                                                                                  Философия возникает в странах Древнего Востока почти три тысячи лет назад в X  – VIII веках до н.э., где несколько позднее оформляются первые философские школы – санкхья в Индии (VIIв. до н.э.) и натуралистическая школа Ян инь цзя Китае (VIII – Vвв до н.э.). В восточной философии первенствующее значение имела нравственная и общественно-полическая проблематика, включающая в себя «вечный моральный порядок» Вселенной. Проблемы бытия и познания мира переплетались с проблемами устранения зла и страданий людей. Наиболее существенным в древнеиндийской философии было различение истинного бытия и мира явлений. Философия Запада начала развиваться, как и на Востоке, в единении с мифом и религией и с нерасчленённого (синкретического) представления о мире как одушевлённой системе. В дальнейшем западноевропейская философия всё больше наполнялась научно-рационалистическим содержанием, становясь проблемно более дифференцированной сферой знания. 2.1. Античная философия Экономическим основанием античной философии были значительно более высокий уровень производительных сил (в сравнении с первобытно-общинным, родовым строем), дфференциация труда и ремёсел, расцвет торговли, развёртывание различных форм рабовладения, в том числе с предоставлением некоторым категорям рабов частичных прав; усиливалсаь роль свободных людей. Античная философия прошла в своём развитии почти тысячелетний период, выделяются следующие этапы: Досократический (становление философии) с VI  – V вв.до н.э. Классический  V – IV вв. до.н.э. Эллинистически-римская философия        кон IV в. до н.э.  – VI в. н.э. Досократический этап. Первой философской школой в европейской цивилизации была милетская школа. Её виднейший представитель – Фалес. Он был также математиком, физиком, астрономом. В своём осмыслении мира Фалес поднялся до понятия первоначала, каковым, с его точки зрения, оказывается «вода». Всё, что есть в мире, производно от «воды» и основывается на этом первоначале. Оно отличается от простой воды; это вода одушевлённая. Вода пребывает в движении, вследствии чего все вещи и земля изменчивы. Одной из центральных идей Гераклита (ок.520–ок.460 до н.э.) была идея всеобщей изменчивости и движения, которые связаны с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположые стороны, с их взаимодействием. Логос (слово, порядок, закон) имеет функцию управления и в целом есть единство противоположностей. Гераклит заложил основы теории познания, впервые выделив и сравнив чувственное и разумное (рациональное) познание. Сущность и смысл вещей, логос вещей и космоса, единство и борьба противоположностей трудно уловимы для органов чувств, для обыденного взгдяда на мир. Нужен разум, труд мышления, чтобы проникнуть в основы вещей и мира. Соединение разума и органов чувств ведёт к истинному познанию. Классический этап   Вершина развития античной греческой философии приходится на вторую половину V до конца IV в. до н.э. Это период наибольшего расцвета  классической греческой демократии, оприающейся на политическую форму города-государства – полисы. Потребности в широком образовании свободных граждан удовлетворялись деятельностью первых профессиональных учителей по общему образованию – софистов ( софос – мудрый ). Они учили ритрике, политике, судопроизводству и всем другим областям знаний, которые человек мог практически использовать и которыми должен был владеть, если хотел, чтобы его считали «мудрым». Ярким сторонником релятивизма среди софистов является Горгий (ок. 483 – 373 г. до н.э.). Его релятивизм граничит со скептицизмом, что доказывается в трёх тезисах: ничего не существует; если что-то исуществует, его нельзя познать; если это можно познать, то нельзя его передать и объяснить другому. Вся конструкция доказательства каждого из этих тезисов состоит в принятии определённой предпосылки, из которой затем выводятся следствия, ведущие к спору. Горгий весьма точно различает значение слов и использует изменения значения в разном контексте.  Осознание различия между познаваемым и познающим, между мыслью и её изложением сыграли позитивную роль в развитии философии. В воззрениях Протагора (ок. 481 – 411 г. до. н.э.) наиболее выразительно прявляется метариалистическая ориентация софистов. Он утверждал, что материя изменчива и является основанием всех явлений. «Человек – мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют», – известное высказывание Протагора  в соответствии с его материалистической ориентацией, по сути гласит, что человек воспринимает мир таким, каков он есть. Большинство мыслей софистов относится прямо к человеку,  его жизни, к практической  и познавательной деятельности. Софисты переносят центр внимания из области природы на человека. Вопрос о возникновении общества софисты решают с позиций стихийного материализма.  Они отдают предпочтение естественному порядку вещей, предпочитая его закону как социальной норме. Для софистов характерны умение находить противоречия в устоявшихся представлениях, включая религиозные, и интерес к законам человеческого мышления. Они доказывали, что существующие установления – не божественны, а суть лишь соглашение между людьми, которое можно и нужно исправлять. Софист Антифонт отрицал изначальное различие рабов и свободных, говоря о равенстве всех людей «по природе». Совсем с иной, этической точки зрения критиковал традиционные взгляды выдающийся философ античности Сократ (469 – 399 г. до н.э.). Сократ презирал наёмных учителей мудрости и в отличие от них не имел своей школы и не брал вознаграждения. Главной задачей своей философии он полагал рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Считал излишним и принципиально невозможным изучение природы и объяснение природных явлений. В философии для него центральными стали не онтологические проблемы, а этические и гносеологические, причём последние как дополняющие этику. Сократ считал, что всякий человек способен осмыслить жизнь во всех её проявлениях, для этого достаточно разрушить установившиеся  неверные представления и условиться о том, что подразумевается под тем или иным понятием. Счастье зависит от добродетели, а добродетели надо учить. Ни один человек не откажется от счастья, если будет знать, как его достичь. Пороки проистекают от незнания путей к добродетели, то есть от невежества. Призыв к нравственному совершенствованию, последовательный рационализм, вера в силу разума – вот наиболее привлекательные черты учения Сократа. Центральное место в философии ученика Сократа Платона (427 – 348 г. до н.э.) занимает проблема идей. Если Сократ основное внимание уделил общим понятиям, то Платон пошёл дальше, он обнаружил особый мир – мир идей. Платон считал «идею» одновременно и причиной возникновения вещи или явления, и образцом, целью, к которой они стремятся. Идею вещи нельзя исследовать опытом, её можно понять только разумом, отбрасывая всё материальное, постигаемое чувствами. Логические категории, которые исследовал ещё Сократ, у Платона превратились в нематериальные сущности, живущие своей жизнью. Материальные предметы стали как бы тенями идей, искажающими, как всякие тени, свой прототип. По Платону, полностью постичь идеи может только бог, люди же воспринимают их частично. Желая познать идею, человек стремится стать причастным богу. Теория познания у Платона неотделима от его учения о душе, которая является посредником между «идеями» и чувственно воспринимаемым миром. Душа человека с самого его рождения питается воспоминаниями о мире идей, о том времени, когда она обладала полным знанием. Душе человека свойственно предаваться размышлениям, то есть стремиться к вечному «миру идей». Однако кроме ума ей присущи также страсти и вожделения. Души людей не равноценны: одни влекутся к миру идей, у других «крылья ломаются в полёте»: они довольствуются представлениями, подчерпнутыми из материального мира. Разработанная Платоном идеалистическая теория познания (теория воспоминания) преграждала путь единственно плодотворному методу исследования мира – посредством опыта и наблюдений. Но среди его учеников были люди, видевшие слабость теории «идей». Самым выдающимся из них был Аристотель (ок.384 – 322 гг. до н.э.). По Аристотелю, общей целью наук, в том числе философии, является установление истин, объективного знания о мире и человеке; никакие субъективные цели, сколь бы значимыми они ни были, не должны искажать «правды вещей». Логика мышления должна воспроизводить логику природы, а не наоборот. Аристотель не признавал «воспоминания о мире идей» источником наших знаний и не считал, что идеи предшествуют чувственно воспринимаемым предметам, существуя отдельно от них.  Наши ощущения отличаются достоверностью, допуская лишь незначительные ошибки. Нельзя, как это делает Платон, отделять материю от формы; для того чтобы материя обрела соответствующую форму, требуется энергия, то есть действие, осуществление возможности. Аристотель оставил богатое наследие, в котором отражён весь спектр деятельности современного ему человека и общества: политика, нравственность, искусство и др. Эллинистически-римская философия.   Эпоха эллинизма знаменует крушение полисных идеалов и обоснование новых моделей космоса. Основные течения данной эпохи – эпикуреизм, стоицизм, кинизм – обосновывают не гражданскую активность и добродетель, а личное спасение и невозмутимость души. Как жизненный идеал личности отсюда отказ от разработки фундаментальной философии. Явно выражен крен в сторону этики, причём весьма   односторонней, в которой отстаиваются пути достижения «атараксии» - невозмутимости, что приводит к крушению культуры и философии, основанных на рационализме и личностных интуициях, обосновывающих единство и гармонию человека и природы.   Лекция Особенности средневековой и ренессансной философии. 4.1.Философия средневековья. Основная задача философии: не исследование действительности, а поиски рациональных путей истинности доказательства всего, что провозглашала вера. Истина уже дана в Откровении, необходимо её изложить и доказать посредством разума, то есть философии: ·        С помощью разума легче проникнуть в истины веры и приблизить их к мыслящему духу человека. ·        Религиозной истине необходимо придать систематическую форму при помощи философских методов. ·        Используя философские аргументы исключить критику святых истин. В философии средневековья выделяют два периода: Патристика (от лат. Pater – отец) – это система теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывавших и разрабатывавших идеи христианства. Тит Флавий Климент (ок.150 – ок.219 гг)  обнаружил в философии те стороны, которые могли быть использованы богословами. Ему принадлежит положение, что философия должна быть служанкой богословия. В философии, указывал он, особо полезным является способ рационального доказательства. В религии  единственным путём к Богу служит вера, которая будет сильнее, если будет дополнена логическими доказательствами. Климент сформулировал принцип гармонии веры и разума. Аврелий Августин (354 – 430гг) тщательно проанализировал множество положений христианского вероучения, устранил явные противоречия между некоторыми из них или дал новое их толкование; провёл огромную работу по систематизации религиозного знания, стремился представить его в качестве  единой, целостной концепции. Философская установка Августина  - «верю, чтобы понимать, понимаю, чтобы верить». Спор об универсалиях: Существуют ли реально универсалии (общие понятия)? Философская основа спора -  вопрос об отношении общего и частного (единичного, индивидуального). Спор об универсалиях подтолкнул философов к исследованию и развитию логических структур мысли. Параллельно с теологией и в философии рассматриваются проблемы, касающиеся устройства мира (Бог и мир); места человека в мире (Бог и человек); возможность человека познать мир и бога. Теориретизация «рацио» в поле веры обусловила переход от патристике к схоластике, сначала сформировавшейся как комплекс дисциплин для обучения, а потом уже развившейся в самостоятельное философское творчество, рождающее новое знание. Пьер Абеляр (XII век) отмечает преимущества разума перед слепой верой. Прогресс в вере возможен лишь на пути знания, реализуемого диалектикой. Радикальный рационализм привёл Абеляра к определению веры как «предположения» о невидимых вещах недоступных человеческим чувствам. Абеляр поднимает роль диалектики как своего рода критического осмысления утверждений и тезисов, их принятие не силой авторитета и традиции, а рациональными аргументами; у разума есть свой предмет  исследования и в природе, и в сфере христианских истин. Разум не слуга теологии, ибо развивается самостоятельно, осваивая свои инструменты и ориентируясь на свои цели. Тем самым Абеляр начинает процесс провозглашения независимости истин науки и философии о реальном природном и человеческом мире от веры. Схоластика. Крупнейший представитель эпохи - Фома Аквинский. Основной проблемой считал соотношение философии и теологии: по своему предмету не различаются – Бог и всё, что он создал. Теология идёт от Бога к природе, а философия от природы к Богу. Они отличаются друг от друга прежде всего методом, средством его постижения: философия ( а сюда тогда относились и научные знания о природе) опирается на опыт и разум, а теология  -  на веру. Но между ними нет отношений полной взаимной дополнительности; некоторые положения теологии, принимаемые на веру, могут быть обоснованы разумом, философией, но многие истины не поддаются рациональному обоснованию. Фома Аквинский выдвинул доказательства существования Бога: ·        «От движения». Всё, что движется, имеет причиной своего движения нечто иное  =› существует перводвигатель, т. е.Бог. ·        «От причины». Всякая вещь имеет свою причину, но и причины имеют свою причину  =› существует первопричина, т.е. Бог. ·        «От необходимости». Всякая вещь существует конечное время. Остальное время она не существует. Значит в её сущность не входит существование  =› должно быть нечто, включающее в себя существование всего мира, то есть Бог. ·        «От целесообразности». Всё существующее в мире имеет свою цель  =› должен существовать источник целенаправленной деятельности, то есть Бог. ·        «От степени совершенства». Вещи обладают различными степенями совершенства  =› должна быть высшая степень совершенства, то есть Бог. В онтологии Фома Аквинат принимает аристотелевскую концепцию формы и материи, приспосабливая её к задачам обоснования догматов христианской религии. Для него все предметы природы есть единство формы и материи; материя пассивна, форма активна. Самой высшей и самой совершенной формой выступает Бог. Рассматривая проблему соотношения общего и единичного (существования универсалий) Аквинат выдвигает своеобразное её решение. Общее содержится в единичных вещах, составляя их сущность. Общее извлекается человеческим умом и поэтому наличествует в нём уже после вещей: общее существует до вещей, в вещах и после вещей. Философия эпохи Возрождения подробно рассматривается на семинарском занятии.     Лекция.Философия Нового и Новейшего времён. 5.1.Философия Нового времени. Для науки этого времени характерна ориентация на познание реальности, опирающейся на чувство. Поворот к чувственному познанию действительности приносит небывалый рост фактических данных в различных областях производственной, социальной и формирующейся научной практики. Формирование естествознания в этот период связано с тенденцией познания не единичных, изолированных фактов, но определённых систем, целостностей. Одновременно с этим перед философами и учёными встаёт вопрос о сущности и характере самого познания, что приводит к повышенной значимости гносеологической ориентации новой философии. Стремление к систематизации, количественный рост и усиливающаяся дифференциация познания вызывают развитие теоретического  мышления, не только ищущего причинно-следственного объяснения взаимосвязи между отдельными явлениями и областями явлений, но и стремящегося к созданию целостного образа мира, опирающегося на новую науку и её данные. Что закономерно ведёт к повышению роли рационального рассмотрения мира. Бэкон Ф. В разработке своей философии  опирался на достижения прежней натурфилософии и результаты опытных наук. Был первым, кто поставил перед собой цель создать научный метод. Предметом философии являются Бог, природа и человек. Философия, ориентирующася на науку, концентрирует внимание на природе (богословие остаётся за пределами науки); задача «естественной философии» - познать единство природы, дать «копию Вселенной». Не отвергая значения дедукции в получении нового знания, Бекон выдвигал на первый план индуктивный метод научного познания, опирающийся на результаты эксперемента. Исследованию природы и развитию философии, по мнению Бэкона, мешают предрассудки, познавательные идолы (idolum – призрак, видение): ·        «Идолы рода» коренятся в самой природе человека, который склонен считать, что чувства человека есть мера всех вещей. Человек проводит аналогии с самим собой, а не основывает свои заключения о вещах на «аналогиях мира». ·        «Идолы пещеры» обусловлены индивидуальным жизненным опытом, узостью («пещерностью») этого опыта. В этом опыте и ошибки, основанные на заблуждениях других людей. ·        «Идолы площади» возникают в результате некритического принятия слов «толпой», при «взаимной связанности» людей, когда слова могут иметь и разный  смысл, и обозначать несуществующие вещи. ·        «Идолы театра» - это философские творения, гипотезы учёных, многие начала и аксиомы наук, созданные как бы для театрального представления (игра в вымышленные искусственные миры). Необходимо уметь распознавать все эти «идолы» и предолевать их. XVII  и XVIII столетия характеризуются широкой разработкой методологической стороны философии и наук о природе. Это направление представлено основателем новейшего рационализма в философии Рене Декартом и основоположником классической механики Исааком Ньютоном. Для данной традиции характерным является представление о философии как форме рационально-теоретического сознания, с помощью которой можно объяснить самые разнообразные являения духа и действительности. В её основе лежит систематическое и целостное объяснение мира на глубоком чувстве естественной упорядоченности мироустройства, наличия в нём гармоний и порядков, доступных рациональному постижению. Р.Декарт тесно связывал развитие научного мышления с общими философскими принципами. Первую и исходную определённость всякой философии он видит в определённости сознания – мышления. В основании нового метода мышления лежит Разум, что позволяет мыслителю сделать свой знаменитый вывод: «Мыслю, следовательно, существую». Соответственно из этого вытекает положение о верховенстве разумного, умопостигаемого способа познания мира над чувственным способом и трактовка истины как особого субъективного и самоосознаваемого процесса мышления. Главным принципом в познании для Декарта было сомнение, то есть чётко определённый методологический скепсис, который помогал достичь истинного знания. Основной  заслугой рационалистической философии является её принципиальная установка на познаваемость мира, какими бы условиями ни оговаривался сам путь достижения истины. Человек при этом рассматривался как особый субъект познания, очищенный от своих личностных характеристик и выступающий в качестве конструирующего мыслящего начала.
«Основные направления, школы философии и этапы её исторического развития» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 293 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot