Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основные направления модернизации дошкольного образования

  • 👀 857 просмотров
  • 📌 768 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основные направления модернизации дошкольного образования» docx
Лекция 2. Основные направления модернизации дошкольного образования Вопрос 1. Современные проблемы дошкольного образования. Основной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является гарантирование доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе. При этом доступность характеризуется возможностью выбора детского сада, а качество - возможностями и способностями ребенка к освоению программ на последующих уровнях образования. Задачи модернизации дошкольного образования требуют, по мнению Д.И.Фельдштейна, глубинного понимания специфики функционирования и воспроизводства современного Детства, его исторической, социокультурной и психологической составляющих в контексте принципиально важных изменений. В современном мире изменились не только условия, социальное пространство существования ребенка, система его отношений, изменился сам ребенок. Среди современных вызовов, связанных с процессами глобализации и информационным взрывом, особо выделяется кризис традиционной модели детства. Взросление детей происходит в изменившихся условиях, их опыт существенно отличается от родительского. Происходят изменения и в привычных механизмах семейного воспитания. Современной семье предоставляется больше возможностей выстраивать карьеру, уже существует понятие «бикарьерная семья», когда оба родителя нацелены на карьеру, соответственно, у них не хватает времени на воспитание ребенка, и в связи с этим детьми занимается вспомогательный персонал. Сокращение общения в семье, дефицит эмоционального тепла, принятия, недостаток сотрудничества в семье ведут к возникновению трудностей в развитии детей. Современная семья дает родителям больше возможностей не продлевать неудачный брак, жить с сегодняшним партнером, соединяя детей от разных браков и т. д. Дети недополучают заботу, ласку, родительскую любовь, что не реализует их потребность быть признанными, успешными, не обеспечивает в полной мере психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность, ответственность за себя и других. Острым вопросом стоит насилие взрослых по отношению к детям, девиантное поведение супругов. Это происходит в обстановке изменившейся системы отношений не только взрослых и детей, но и самих взрослых, включая отношения между супругами, понимания ими ценностей, а главное, в условиях потери ответственности за детей, приводящей к их психическому напряжению, ограничения активности и самостоятельности ребенка, усиливающейся ориентации детей на потребление. Наблюдается тенденция дистанцирования отца от проблем воспитания, его низкой эмоциональной вовлеченности и ориентации на родительство; миграция населения, связанная с трудоустройством, которая обусловила рост числа семей, где один из супругов не может постоянно выполнять свои роли. В современных условиях преобладают однодетные семьи, в детских садах одновозрастные группы, мала численность совместного проживания многопоколенных семей, дворовое общение нарушено, -все это свидетельствует об отсутствии разновозрастного общения, в котором передается опыт от старших к младшим. Д.И.Фельдштейн указывает на то, что дети сегодня объективно вышли из системы постоянного контакта со взрослыми. Если еще два-три десятилетия назад ребенок развивался в условиях малого социума - семьи, класса, ближайшего окружения, то сегодня он поставлен в принципиально новую ситуацию, когда уже с дошкольного возраста он находится в развернутом социальном, в том числе новом знаниевом пространстве, где на его сознание давит хаотичный поток информации из телевизора, Интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей, педагогов. В условиях актуальной, быстро меняющейся, общедоступной информации взрослые перестали быть авторитетными проводниками детей в жизни. Исследователями отмечается интенсивная примитивизация сознания детей, рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности под действием компьютерных игр, снижающих контроль детей за собственным поведением и формирующих зависимость. Как следствие - повышенный уровень тревожности, неуверенность, одиночество, страх, и при этом - инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность. Все эти особенности и изменения требуют переосмысления отношений образовательных учреждений и семьи, создания конструктивных инструментов взаимодействия с семьями, вопросов обновления содержания дошкольного образования, совершенствования профессиональной деятельности педагогов. Вопрос 2. Основные направления модернизации дошкольного образования. Среди стратегий развития сферы образования и социализации детей до 2020 года обозначены: выявление семей, в которых нет достаточного социального и культурного капитала для поддержки развития детей; создание для них специальных курсов по повышению родительской компетентности, оказание индивидуальной поддержки; привлечение наиболее активных и компетентных семей к управлению образовательными учреждениями; развитие инклюзивного образования; развитие системы психолого-медико-социального сопровождения; модернизация программ дополнительного образования; поддержка одаренных детей . Д.И. Фельдштейном выявлены пути реализации нового подхода к дошкольному образованию: поиск педагогических идей по обновлению содержания, образовательных технологий в практике воспитания и образования детей дошкольного возраста; модернизации технологий дошкольного образования; повышение профессионального мастерства и престиж педагогического труда; создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов, распространения передового опыта, внедрения новых технологий обучения и воспитания; привлечение внимания органов исполнительной власти, научной общественности, средств массовой информации к проблемам развития системы дошкольного образования детей; особое внимание уделить предшкольному образованию детей, не охваченных дошкольным образованием. Рассмотрим одно из направлений модернизации дошкольного образования - взаимодействие с родителями в условиях непростой сложившейся обстановки. Сегодня очевидна значимость привлечения родителей к образовательному процессу дошкольного образовательного учреждения, создающего эффективное образовательное пространство в соответствии с федеральными государственными требованиями. С целью реализации такого взаимодействия на основе целесообразно использовать следующие формы: открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей (с включением беседы с родителем, ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести в круг интересов); педагогический совет с участием родителей (с включением интервью с родителями, обсуждение педагогических ситуаций, телефон доверия, на его анализе планируется дальнейшая работа с родителями); посещение семьи; педагогические беседы с родителями с целью оказания своевременной помощи родителям, достижения единой точки зрения в вопросах воспитания; тематические консультации (плановые, неплановые по инициативе обеих сторон); групповые собрания родителей (выступление педагогов, психолога, медицинского работника, музыкального работника, родителей); круглый стол (с участием специалистов); конференции с родителями (моделирование жизненных ситуаций педагогами, профильными специалистами, родителями в занимательной форме); письменные формы общения (еженедельные записки, личные блокноты, ящик для предложений); использование приемов создания ролей для родителей (гость группы, доброволец, член родительского комитета, команда пап); клубы на основе взаимодействия взрослых и детей, презентация семейных и творческих проектов - журналы, книги, энциклопедии, газеты и др.; творческие накопительные альбомы; портфолио и др. Развитие взаимодействия ДОУ с родителями направлено на: - сотрудничество родителей друг с другом с целью обмена опытом, оказания поддержки, по вопросам трудоустройства, здоровья, жилья, ухода за детьми, образованием, выявления общих проблем и особенностей (например, дети с особо развитым мышлением, лидеры, художественные таланты и др.); - обучение родителей, в т.ч. с использованием презентаций (психологические особенности личности ребенка, эмоциональное развитие ребенка, развитие сюжетно-ролевой игры дошкольника, социальная компетентность ребенка, создание комфортной семейной обстановки, влияние супружеских отношений на воспитание детей, одаренные дети и др.); - неформальные встречи родителей и педагогов, диспуты, клубы по интересам, «вечер вопросов и ответов», оформление фотостендов; обмен литературой, аудио-, видео-, Интернет- ресурсами, проведение мастер-классов, взаимодействие с социумом; - непосредственное участие родителей в образовательном процессе, в управлении им (проведение «Дней соучастия», проектная деятельность, наблюдательные Советы, Клуб выходного дня, «Моя профессия»); - увеличение доли дополнительных платных образовательных услуг, учитывающих интересы детей, способствующих их разностороннему развитию, развитию творческого потенциала, таланта. Еще одним из путей модернизации дошкольного образования является, безусловно, обновление его содержания. В связи с внедрением Федеральных государственных требований к структуре и к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в дошкольных учреждениях особое внимание уделяется процессу модернизации образования детей дошкольного возраста, направленному на повышение качества образования. Внимание акцентируется на обеспечении оптимальных условий для развития личности дошкольников и активизации инновационной деятельности. Приоритетом является повышение качества дошкольного образования в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе. Реализация программ развития осуществляется по следующим направлениям: активизация развития учреждения дошкольного образования средствами совместной работы с родителями и муниципальной общественностью; личностно-ориентированная направленность образования дошкольников; обновление ресурсов образовательной среды; обеспечение профессионального развития педагогических кадров; создание новых механизмов оценки качества образования; внедрение новых форм социального партнерства; информатизация образовательного пространства (систематизация, обновление информационных ресурсов, разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса, разработка системы организации консультативной методической поддержки в области освоения педагогами современных коммуникативных технологий и применения их в образовательной практике ДОУ, создание банка электронных обучающих и развивающих циклов, программ, дидактических и методических материалов на основе внедрения информационных технологий в деятельность ДОУ и др.). Принципиальным требованием к дошкольному образованию является гибкость образовательных программ, «подстраиваемость» под различные потребности семей (группы дошкольного образования при общеобразовательных учреждениях, группы кратковременного пребывания при образовательных учреждениях различных типов и видов, в том числе при учреждениях дополнительного образования, семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и др.). Выделим еще одно направление модернизации дошкольного образования - совершенствование профессиональной подготовки педагогов. Один из вызовов современному дошкольному образованию создает новая категория семей - это образованные семьи с высокими ожиданиями в отношении образования своих детей. Такие родители (чаще всего это семьи с одаренными детьми) относятся к педагогам уважительно, но критически, а их деятельность расценивают как оказание услуги, а не как подвижничество. Увеличение в обществе доли таких семей создает, с одной стороны, новые возможности для образовательного учреждения, с другой, - новые требования к педагогу, к освоению новых видов деятельности - проектной, творческой, исследовательской, владению новыми технологиями, в т.ч. и информационными. Д.И.Фельдштейн, обосновывая роль педагогов, работающих в условиях модернизации системы образования, пишет о том, что им предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного материала, отыскать более эффективные пути, формы и методы трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания. Овладение более высоким уровнем профессионального мастерства рассчитано на высокоразвитое профессиональное мышление, активизацию творческого потенциала педагога. Проблема подготовки воспитателя ДОУ к педагогической деятельности, как к творческому процессу, приобретает в настоящее время особую значимость и остроту. Современное информационное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки специалистов, способных гибко адаптироваться в быстро меняющихся ситуациях, самостоятельно приобретая знания, умело применяя их на практике; самостоятельно критически и творчески мыслить, уметь видеть проблемы и искать вариативные пути решения, используя современные технологии; грамотно работать с информацией; быть контактным в различных социальных группах, иметь навыки командной работы в различных областях. С этой целью в ДОУ организуется психолого-педагогическое сопровождение педагога, направленное на развитие, прежде всего, его психологической готовности к инновационной деятельности, создание условий для самосовершенствования, формирование соответствующих потребностей и мотивов. Но, тем не менее, остается еще достаточно много проблем, в которых педагоги современных ДОУ недостаточно компетентны (например, вопросы инклюзивного образования, когда в группе детского сада из 25 человек - один ребенок с особенностями в развитии, и педагоги не знают, что с ним делать; или вопросы развития одаренных детей, которых педагоги не знают чем занять; вопросы все более усиливающейся агрессивности детей и т.д.). Дошкольное образование и воспитание сегодня приобретают особую значимость. Это связано с ростом потребности в таких услугах в результате повышения рождаемости в России, также в последние годы проведены исследования, подтверждающие эффективность инвестиций в ранний возраст с точки зрения повышения качества последующего образования, выравнивания стартовых возможностей детей и качества человеческого капитала в целом. Поэтому в таких условиях важно перейти на новый уровень отношений дошкольных образовательных учреждений и семьи, предполагающий создание конструктивных инструментов взаимодействия, использовать инновационный подход к вопросам обновления и вариативности содержания дошкольного образования и мотивировать педагогов к инновациям, самоизменению, творчеству, совершенствовать их профессиональную подготовку с учетом модернизации дошкольного образования. Литертаура: 1. Фельдштейн Д.И. Современное Детство: проблемы и пути их решения // Вестник практической психологии образования. 2009. №2. C. 28-32. 2. Каспржак А.Г., Фрумин И.Д. Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе: доклад экспертной группы // Вопросы образования. 2012. №1 . С.6-58. 3. Фельдштейн Д.И. Сущностные особенности современного детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования // Педагогика. 2009. №1. С. 8-14. Задание: 1. Дайте определения основным принципам развития современного образования. 2. Составьте глоссарий «Основные направления модернизации дошкольного образования.
«Основные направления модернизации дошкольного образования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot