Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
О- Современные образовательные технологии в социальной сфере
«ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГУМАНИЗАЦИИ
ВОСПИТАНИЯ»
План:
• основные понятия: гуманизм, гуманность, гуманизация воспитания;
• характеристика основных направлений гуманистической воспитательной деятельности.
Ключевыми понятиями гуманистической педагогики являются «гуманизм» как философская, этическая, психологическая и педагогическая категория и понятие «гуманность», рассматривающееся чаще всего как психологическая категория, в которой отражается одна из важнейших черт направленности личности.
Гуманизм (лат. - человечный, человеческий) в общефилософском понимании означает мировоззренческую систему, признающую человека как высшую ценность. В философском энциклопедическом словаре так определяется это понятие: «Гуманизм - исторически сменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки деятельности социальных институтов, а принцип равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми».
Гуманность не является отдельным свойством или отличительной особенностью личности и рассматривается как качество личности, поскольку качество - это «объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств» (Советский Энциклопедический словарь- М., 1988.-С.561). Исходя из этого, гуманность определяется как «качество личности, представляющее собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности» (Е.Н. Шиянов). Компонентами гуманности выступают отзывчивость и сопереживание, доброта и чуткость, забота о человеке и стремление помочь ему, уважение человеческого достоинства, а также непримиримость к проявлениям зла и жестокости, к равнодушию, бессердечности, грубости.
Гуманизаиия воспитания означает ориентацию воспитательного процесса на личность ребёнка:
•уважение его человеческого достоинства и доверие к нему, принятие его интересов, личностных целей и запросов;
• учёт сложности и неоднозначности его внутреннего мира, психофизиологических особенностей, особенностей социального и культурного окружения;
• уважение уникальности и своеобразия каждого, признание социальных прав детей;
• создание необходимых условий для свободного развития каждого, условий, максимально благоприятных для раскрытия и развития способностей ребёнка, для его самоопределения и самореализации.
Изучение опыта выдающихся гуманистов XIX-XX в. в. позволяет выделить следующие основные направления гуманист и ческой воспитательной деятельности:
• изучение детей;
•создание условий для саморазвития, самореализации, самовоспитания;
• организация активной жизнедеятельности детей;
• обеспечение комфортного самочувствия каждого ребёнка в детском сообществе.
Изучение детей. Гуманизация отношений педагогов и школьников нереальна без глубокого профессионального познания учителем детей. Неумение учителя понять ученика, установить с ним нормальные человеческие отношения, даже при наличии хороших знаний и любви к своему труду, является серьёзным препятствием в воспитании. Для такого учителя воспитательный процесс выступает как малоуправляемый и малоэффективный. Исследуя познание и понимание учителем школьников, С.В. Кондратьева выделяет три уровня такого познания: отдельные учителя способность познать личность ученика связывают с использованием данных научной психологии, когда учитель может раскрыть мотивы поступка, объективно оценивать поведение ребёнка независимо от его успехов в обучении, проникнуть в скрытые резервы личности ученика и предвидеть его поведение в общении; некоторые учителя могут заметить мотивы отдельных поступков, для этих педагогов характерна субъективная оценка личности ученика, связанная прежде всего с успеваемостью; и, наконец, остальные учителя могут познать лишь внешний рисунок поступка, не раскрывая его мотивы и цели, а оценка личностных качеств школьника всецело зависит от его внешней дисциплины, успеваемости и семейных условий. На таком уровне познания ученика внимание к его внутреннему миру у педагога почти не проявляется.
Познание учащихся необходимо для того, чтобы каждому оказать необходимую и существенную помощь, чтобы найти оптимальный вариант педагогического взаимодействия с ребёнком в самых разнообразных школьных ситуациях. Изучение детей должно стать неотъемлемой частью для составления программы личностного развития каждого школьника. Это возможно в том случае, если изучение детей проводится в их разнообразной деятельности и направлено на решение конкретных воспитательных задач, если используются различные методы и диагностические методики, если акцентируется внимание прежде всего на том положительном, что есть в каждом ребёнке, если его успехи и недостатки сравниваются с его собственным опытом, а не с опытом других детей.
Создание условий для саморазвития, самореализации и самовоспитания. Самореализацию педагоги-гуманисты рассматривают как тенденцию индивида раскрыть все свои возможности и способности. А для того, чтобы скрытые в ребёнке способности актуализировать, необходимо стараться избегать антагонизма между взрослыми и детьми, устанавливать с ними отношения сотрудничества. В таких отношениях у ребёнка изменяется восприятие себя, он более реально оценивает свои возможности, лучше владеет собой, более уверен в себе, становится более открытым.
Активность человека и его потребности в самосовершенствовании получают развитие в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога. Это не просто обмен словесными высказываниями, а прежде всего взаимоотношения, в основе которых эмоциональная открытость и доверие к другому человеку. Вовремя смолчать, на что-то совсем не обратить внимание, в какой-то момент превратиться в стороннего наблюдателя, вести общение через посредника или использовать какие-либо неординарные формы контакта - это тоже диалог. Именно диалогический подход в воспитании обеспечивает приоритет субъект-субъектных отношений, т.е. руководящая позиция воспитателя и подчиненная позиция воспитанника преобразуются в равноправные отношения сотрудничающих людей. А это изменяет роль и функции воспитателя, который не морализирует, не поучает, а стимулирует стремление ребёнка к саморазвитию.
Другим важным компонентом диалогических отношений является безусловное принятие ребенка, т.е. расположение к нему как к человеку, имеющему безусловную ценность, расположение, не зависящее от поведения и чувств ребёнка. Воспитатель уважает весь спектр чувств ученика независимо от того, положительные они или отрицательные. Именно это создаёт у школьника ощущение теплоты и безопасности в отношениях со взрослыми, защищенность. Организация диалогового общения с ребёнком - одна из самых сложных задач воспитательной деятельности учителя; смыслом её является раскрытие в диалоге потенциала каждого ученика.
Педагоги-гуманисты признают, что для оптимального развития ребёнка необходимо его позитивное отношение к себе, в основе которого - чувство собственного достоинства, ощущение своей самоценности, вера в свои силы. Поэтому важным является создание для каждого ученика ситуаций успеха, поскольку неудачи представляют собой один из главных барьеров на пути развития детей. Ещё одним условием для развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к себе является специально организованная помощь педагога, т.е. содействие эмоциональному высвобождению ребёнка, у которого в силу разных обстоятельств проявляется робость, неуверенность в себе, страх, тревожность. Это достигается с помощью различных приёмов, используемых учителем в процессе создания ситуаций успеха. Так, приём «снятие страха перед предстоящей деятельностью» освобождает школьника от психологического зажима, от навязчивого ожидания неудачи.
Приём «усиление мотива деятельности» помогает переключить внимание ученика с его размышлений «смогу - не смогу» на содержание предстоящей деятельности и её значимость. Приём «персональной исключительности» снимает робость, неуверенность в себе, помогает преодолеть инертность. Приём «скрытой помощи», содержащий незаметные, но основополагающие подсказки в контексте слов, обращённых к детям («Мне кажется, тут в центре внимания находится ...»; « Достаточно выполнить вот эту часть ...»; «Вы, конечно, не забудете о ...»), развивает их инициативу и активность. Можно использовать также ситуацию авансирования доверием по отношению к учащимся, которым поручено какое-либо дело, но они, будучи неуверенными в себе, никак не могут его начать. Учитель обращает внимание ученика на те его достоинства, которые помогут ему справиться с поручением. При этом данное достоинство, возможно, ещё не получило устойчивого качества у ребёнка, но оно относится к таким достоинствам, которые непременно должны быть у человека: «Конечно, ты сделаешь отлично, потому что ты ко всему относишься очень ответственно» (или «.. .так как ты внимательный, способный, имеешь опыт в таких делах»). Если авансирование проведено публично, в присутствии других ребят, то оно ещё в большей мере мобилизует активность ученика.
Особое значение в самореализации ребёнка имеет самопознание. Дети должны овладеть приёмами самопознания, научиться самостоятельно и аргументировано оценивать свои возможности и личностные качества. Это может быть реализовано через систему игр, упражнений, бесед. Используемые учителем во внеурочное время и рекомендуемые родителям для проведения дома упражнения «Кто я?», «Открой в себе хорошее», «Сказка» позволяют ребёнку взглянуть на себя как бы с разных сторон, расширить представления о себе, оценить свои положительные стороны, а такие игры, как «Зеркало», «Мудрец», «Кораблик» дают возможность приобрести уверенность в себе, мысленно преодолеть психологический барьер застенчивости, снять напряжение. Проводимые на классных часах беседы «О букве «Я», «Твоё имя», «Познай себя» и упражнения «Моя внешность», «Как я сам к себе отношусь», «Воображение успеха» способствуют формированию у ребёнка адекватного самоотношения.
Организация активной жизнедеятельности детей. Активно проявлять себя - жизненная потребность любого здорового ребёнка. Самым ценным его достоянием являются знания и умения, приобретённые самостоятельным путём. Поэтому следует предоставлять учащимся возможность приобретения собственного опыта в сфере разнообразной деятельности: игры, учёбы, художественного творчества (театр, музыка, рисование, лепка), труда. Эффективность организации жизнедеятельности детей будет значительно выше, если каждый школьник является участником таких видов деятельности, которые расширяют его возможности в самоутверждении; если деятельность наполнена гуманистическим содержанием (ничего никому не навязывается, каждый имеет свободу выбора, т.е. ищет, пробует, делает то, что ему по душе); если ребёнок проявляет заинтересованность и активность в этой деятельности.
Обеспечение комфортного самочувствия каждого ребёнка в детском сообществе. Это может быть достигнуто через создание атмосферы высокой нравственности в школе, в классе. Это атмосфера эмоциональной комфортности и защищённости, доброжелательности и оптимистичности, веры окружающих в силы и возможности ребёнка. Поэтому важно не только организовывать коллективную трудовую деятельность школьников, но и управлять возникающими между ними отношениями, чтобы каждый ученик получил опыт отношений, основанных на взаимопомощи, взаимопонимании, чуткости и уважении. Важную роль здесь играет пример учителя, его умение не проходить мимо отношений, в основе которых равнодушие, озлобленность, агрессия. Следует показывать, как такие отношения сказываются прежде всего на самом ребёнке и на других детях, больше внимания обращать на чуткие взаимоотношения, показывать их преимущество. Необходимо учить детей быть объективными, справедливыми и отзывчивыми по отношению к другим, требовательными к себе. Иначе даже в самой насыщенной разнообразными видами творческой деятельности школе многие дети будут чувствовать себя неуютно, без энтузиазма будут участвовать в воспитательных делах. Важное место в обеспечении благоприятного психологического климата в коллективе занимает детское самоуправление, так как оно помогает строить отношения детей и взрослых на основе сотрудничества и взаимной договорённости. Педагог должен уметь организовывать радостные моменты совместных эмоциональных переживаний, ценить в детях способность искренне реагировать на те или иные события в жизни, развивать и сохранять в них и в самом себе талант радоваться жизни.
Взяв за основу все эти направления гуманистической воспитательной деятельности, каждый учитель может обогатить её собственными находками.