Основные методы поиска информации для научных исследований
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3 Основные методы поиска информации для научных исследований
1. Основные источники научной информации. Виды научных изданий.
2. Изучение источников научной информации. Поиск, сбор и анализ научной информации.
3. Организация справочно-информационной деятельности
4. Библиографический поиск. Методы библиографического поиска
5. Работа с источниками, техника чтения, методика ведения записей, составление плана. (вопрос для самостоятельного изучения)
Интеллектуальный, умственный труд в любой форме его проявления неразрывно связан с поиском информации.
Процессы поиска информации с развитием общества становятся все сложнее и сложнее, поскольку стремительно растет выпуск печатной продукции в мире, развивается информационная сеть, Интернет. В этих условиях существенно усложняется сама система поиска информации и постепенно она превращается в специальную отрасль знаний. Знания и навыки в этой области становятся все более обязательными для любого специалиста.
Понятие подготовленности специалиста в этом отношении складывается из следующих основных компонентов:
– четкого представления об общей системе научно-технической информации и тех возможностях, которые дает использование информационных органов своей области;
– знания всех возможных источников информации по своей специальности;
– умения выбрать наиболее рациональную схему поиска в соответствии с его задачами и условиями;
– наличие навыков в использовании вспомогательных библиографических и информационных материалов.
1. Основные источники научной информации. Виды изданий.
Под источником информации понимается документ, содержащий какие-либо сведения.
К документам относят различного рода издания, являющиеся основным источником научной информации.
Издание – это документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку и имеющий выходные све дения.
Также источниками научной информации служат неопубликованные документы: диссертации, депонированные рукописи (зафиксированное авторское право), отчеты о научно исследовательских работах и опытно-конструкторских разработках, научные переводы, обзорно-аналитические материалы. В отличие от изданий эти документы не рассчитаны на широкое и многократное использование, находятся в виде рукописей либо тиражируются в не большом количестве экземпляров.
Все документальные источники научной информации делятся на первичные и вторичные.
Первичные документы содержат исходную информацию, непосредственные результаты научных исследований (монографии, сборники научных трудов, авторефераты диссертаций и т. д.).
Вторичные документы являются результатом аналитической и логической переработки первичных документов (справочные, информационные, библиографические и другие тому подобные издания).
Издания классифицируют по различным основаниям:
по целевому назначению (официальное, научное, учебное, справочное и др.);
по степени аналитико-синтетической переработки информации (информационное, библиографическое, реферативное, обзорное);
по материальной конструкции (книжное, журнальное, листовое, газетное и т. д.);
по знаковой природе информации (текстовое, нотное, картографическое, издание);
по объему (книга, брошюра, листовка);
по периодичности (непериодическое, сериальное, периодическое, продолжающееся.);
по составу основного текста (моноиздание, сборник);
по структуре (серия, однотомное, многотомное, собрание сочинений, избранные сочинения).
Для научных исследований наибольший интерес представляют издания, из которых может быть почерпнута необходимая для научно-исследовательской работы информация.
Это научные, учебные, справочные и информационные издания.
Виды научных изданий:
Научным считается издание, содержащее результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы.
Научные издания делятся на следующие виды: монография, автореферат диссертации, препринт, сборник научных трудов, материалы научной конференции, тезисы докладов научной конференции, научно-популярное издание.
Монография – это научное или научно-популярное книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам.
Автореферат диссертации – это научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание ученой степени.
Препринт – это научное издание, содержащее материалы предварительного характера, опубликованные до выхода в свет издания, в котором они могут быть помещены.
Сборник научных трудов – это сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.
Материалы научной конференции – это научный непериодический сборник, содержащий итоги научной конференции (программы, доклады, рекомендации, решения).
Тезисы докладов (сообщений) научной конференции – это научный непериодический сборник, содержащий опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера (аннотации, рефераты докладов и сообщений).
Научно-популярное издание – издание, содержащее сведения о теоретических и экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и техники, изложенные в форме, доступной читателю-неспециалисту.
Виды учебных изданий:
Учебное издание – это издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для преподавания и изучения, и рассчитанное на учащихся разного возраста и степени обучения.
Виды учебных изданий: учебник, учебное пособие, учебно-методическое пособие и др.
Учебник – это учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Учебное пособие – это учебное издание, дополняющее или частично (полностью) за меняющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Учебно-методическое пособие – учебное издание, содержащее изложение дисциплины и методические материалы к проведению практических и самостоятельных индивидуальных работ, материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или по методике воспитания.
Справочно-информационные издания.
Справочное издание – это издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения. Это – словари, энциклопедии, справочники специалиста и др.
Информационное издание – издание, содержащее систематизированные сведения о документах (опубликованных, неопубликованных, непубликуемых) либо результат анализа и обобщения сведений, представленных в первоисточниках, выпускаемое организацией, осуществляющей научно-информационную деятельность, в том числе органами научно технической информации. Эти издания могут быть библиографическими, реферативными, обзорными.
Библиографическое издание – это информационное издание, содержащее упорядоченную совокупность библиографических записей (описаний).
Реферативное издание – это информационное издание, содержащее упорядоченную совокупность библиографических записей, включающих рефераты. К ним относятся реферативные журналы, реферативные сборники, информационные листки и экспресс-информация.
Обзорное издание – это информационное издание, содержащее публикацию одного или нескольких обзоров, включающих результаты анализа и обобщения представленных в источниках сведений.
Издания могут быть непериодическими, периодическими, продолжающимися.
Непериодическое издание выходит однократно, и его продолжение заранее не предусмотрено. Это книги, брошюры, листовки.
Периодические издания выходят через определенные промежутки времени, постоянным для каждого года числом номеров (выпусков), неповторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими одинаковое заглавие. Это газеты, журналы, бюллетени, вестники.
Продолжающиеся издания выходят через неопределенные промежутки времени, по мере накопления материала, не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными и (или) датированными выпусками, имеющими общее заглавие.
Книга – это книжное издание объемом свыше 48 страниц.
Брошюра – книжное издание объемом свыше четырех, но не более 48 страниц. Текстовое листовое издание объемом от одной до четырех страниц называется листовкой.
Газета – периодическое газетное издание, выходящее через краткие промежутки времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а так же литературные произведения и рекламу.
Журнал – это периодическое текстовое издание, содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, литературно-художественные произведения, имеющие постоянную рубрикацию, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Бюллетень (вестник) – это периодическое или продолжающееся издание, выпускаемое оперативно, содержащее краткие официальные материалы по вопросам, входящим в круг ведения выпускающей его организации.
В завершение краткой характеристики основных источников научной информации следует упомянуть небумажные, нетрадиционные источники: кинофильмы, видеофильмы, микрофильмы, магнитные и оптические диски и др.
Интернет-источники научной информации:
онлайновые СМИ;
онлайновая литература;
чаты, форумы, сайты;
веб-статистика, собираемая и обрабатываемая специализированными сайтами;
онлайновые библиотеки, справочники, каталоги, персоналии, банки данных, энциклопедии;
видео- и аудио ресурсы.
2. Изучение источников научной информации. Поиск, сбор и анализ научной ин формации.
Изучение источников информации начинается с подбора и составления списка (картотеки) диссертаций, монографий, учебников, учебных пособий, журнальных и газетных статей, интернет-источников и т. д.
Для этого необходимо просмотреть в библиотеках систематические, алфавитные и предметные каталоги, каталоги авторефератов диссертаций, журнальных и газетных статей.
Каталоги и картотеки являются обязательными принадлежностями любой библиотеки и справочно-информационных фондов бюро научно-технической информации (НТИ).
Под каталогом понимается перечень документальных источников информации, имеющихся в фонде данной библиотеки или бюро НТИ.
Картотека – это перечень всех материалов, выявленных по какой-то определенной тематике, их, как правило, несколько. Обычно это системы каталогов и картотек, в которых они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Чтобы правильно ими пользоваться, необходимо знать общие принципы их построения.
В библиотеках в алфавитном каталоге названия книг (карточки) расположены в алфавитном порядке, который определяется по первому слову библиографического описания издания (фамилии автора или названию издания, автор которого не указан).
В систематическом каталоге карточки расположены по отдельным отраслям знаний в порядке, определяемом библиографической классификацией. Разновидностью такого каталога является каталог новых поступлений, в котором содержатся названия книг, поступивших в библиотеку в течение последних месяцев.
В нашей стране используются две такие классификации, принципы построения которых необходимо знать, чтобы осмысленно пользоваться систематическими каталогами:
1. Универсальная десятичная классификация (УДК).
В основу этой международной классификации положен десятичный принцип, в соответствии с которым вся совокупность знаний и направлений деятельности условно разделена в таблицах УДК на десять отделов, те в свою очередь на десять подразделений и т.д. При этом каждое новое понятие получает свой цифровой индекс.
Индексы, составленные по основным таблицам УДК, называются простыми. Для удобства произношения каждые три цифры в них, считая слева, отделяются от последующих точкой (например, 533.76). Помимо основных таблиц, в УДК имеются вспомогательные таблицы, содержащие понятия, необходимые для индексирования произведений по их дополнительным признакам. Каждый из этих признаков, выраженный соответствующей цифрой, имеет свой особый символ для его выделения в общем ряду.
Универсальная десятичная система служит основой для библиографических и реферативных изданий по естественным наукам и технике для организации систематических каталогов научно-технических библиотек.
2. Библиотечно-библиографическая классификация (ББК) используется для научных библиотек. В этой классификации названия наук располагаются в последовательности, объективно присущей явлениям внешнего мира. Классификация начинается с общественных наук. Далее названия располагаются в последовательности изучаемых объектов – сначала изучающие природу, затем общество и мышление. Прикладные науки: технические, сельскохозяйственные, медицинские, изучающие законы и средства воздействия человека на природу, помещены между естественными науками.
3. Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ), который представляет собой универсальную иерархическую классификацию областей общественных знаний, принятую для систематизации сфер научно-технической информации.
Код ГРНТИ используется в качестве параметра для определения принадлежности научно-исследовательской работы (НИР) к конкретной области знаний для соответствующей ориентации специалистов по направлениям и темам проводимых исследований. Для определения принадлежности НИР к приоритетным направлениям в начале XXI века был составлен список соответствующих приоритетных направлений и кодов ГРНТИ.
Пример представления формы содержательной информации для технических наук в списке ГРНТИ с указанием наименования приоритетного направления научных исследований, наименования рубрики ГРНТИ, а также кода Государственного рубрикатора научно-технической информации приведен ниже в таблице 1.
Таблица 1
Пример представления формы научной информации в списке ГРНТИ
Наименование приоритетного направления
Наименование рубрики ГРНТИ
Код ГРНТИ
Капитальный ремонт скважин
Разработка нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений
524719
Эксплуатация и ремонт нефтяных и газовых скважин
524725
Анализ системы сбора и подготовки скважинной продукции N…- ского месторождения
Сбор, очистка, транспортирование и хранение газа на промыслах
524733
В предметном каталоге названия книг размещены по определенным предметам (темам) исследования, отраженным в рубриках. Сами рубрики и названия книг в этом каталоге следуют друг за другом в алфавитном порядке.
Для подбора литературы полезно воспользоваться библиографиическими и реферативными изданиями.
Можно просмотреть постраничные ссылки на использованную литературу в монографиях, учебных пособиях и журнальных статьях.
Нельзя упускать из вида сборники научных трудов вузов и научно-исследовательских учреждений, тезисы и материалы научно-практических конференций.
Ценную информацию, особенно при изучении спорных вопросов темы, студент может получить из рецензий на работы ученых и преподавателей.
Наконец, некоторые учебники, учебные пособия, учебные программы, планы семинаров и практических занятий по дисциплине, к которой имеет отношение выбранная студентом тема исследования, содержат списки основной и дополнительной литературы.
Изучение специальной литературы (монографий, учебников, учебных пособий, сборников научных трудов и др.) рекомендуется проводить в определенной последовательности.
Сначала следует ознакомиться с книгой в общих чертах. Вовсе не обязательно тратить время на прочтение каждой книги, возможно, вам понадобится лишь отдельная ее часть или даже просто конкретная информация. В этих целях может оказаться достаточным прочитать справочный аппарат издания, который включает:
• выходные сведения (заглавие, автор, издающая организация, год издания, аннотация, выпускные данные и т. д.);
• оглавление или содержание;
• библиографические ссылки и списки;
• предисловие, вступительную статью, послесловие или заключение.
В целом, такое ознакомление с книгой поможет установить, целесообразно ли дальнейшее е изучение.
Существует два способа чтения книги: беглый просмотр ее содержания и тщательная проработка текста.
Путем беглого просмотра можно ознакомиться с книгой в общих чертах. В результате такого "поискового" чтения может оказаться, что в ней содержится нужная информация и требуется скрупулезно ее изучить.
Тщательная проработка текста заключается не только в полном его прочтении, но и в усвоении, осмыслении, детальном анализе прочитанного.
Текст надо не только прочитать, но обязательно понять, расшифровать, осмыслить. Усвоить прочитанное – означает понять все так глубоко и продумать так серьезно, чтобы собственные мысли, объединяясь с мыслями автора, превратились бы в единую систему знаний по данному вопросу. Чтение специальной литературы является процессом накопления и расширения знаний, поэтому, приступая к чтению, следует определить, какой требуется уровень знаний и какие трудности придется преодолеть в процессе чтения.
Задача заключается в том, чтобы проследить последовательность хода мыслей автора, логику его доказательств, установить связи между отдельными положениями, выделить то главное, что приводится для их обоснования, отделить основные положения от иллюстрации и примеров.
Это уже не просто чтение, а глубокий и детальный анализ текста, при котором действительно можно его понять и усвоить.
При чтении специальной литературы важно уточнить все те понятия и термины, которые могут быть неправильно или неоднозначно истолкованы. Для этого необходимо обратиться к словарям и справочникам, в которых может быть дано их толкование.
Вместе с тем в тексте следует выделить основные положения и выводы автора и доказательства, их обосновывающие.
Если изучается нужная, интересная публикация и требуется тщательная проработка текста, то при отсутствии возможности его скопировать составляется конспект.
Конспект представляет собой сжатое изложение существенных положений и выводов автора без излишних подробностей. Кратко и точно записываются определения, новые сведения, точки зрения автора публикации по спорным вопросам, приведенные им аргументы, цифровые данные, а также все то, что может быть использовано для научной работы.
При этом рекомендуется в конспекте указывать номера страниц издания, на которых содержится необходимая вам информация, чтобы впоследствии при научной работы можно было сделать ссылку на использованный источник.
Выписки из книг должны быть точными. Если требуется без искажений передать мысль автора, то прибегают к дословным выпискам-цитатам.
В случае использования студентом в своей научной работе этих выписок необходимо точно записать источник заимствования, т.е. дать его библиографическое описание по ГОСТу и указать номера страниц, с которых они сделаны.
Если нет необходимости в тщательной проработке публикации, то можно составить ее план или реферат.
Планом книги является ее оглавление. При реферировании в малом по объему тексте кратко излагаются основные положения и выводы, содержащиеся в публикации.
Некоторые читатели при работе с книгой делают всякого рода пометки на полях и выделения в тексте, но "черкать" можно только свою книгу, а не библиотечную. Поэтому, работая с библиотечным изданием, прибегают к закладкам с надписями, которые помогают быстро найти нужную информацию.
Одним из способов сбора информации являются вырезки из газет и журналов. На каждой вырезке необходимо указать источник (название газеты или журнала, год, номер, дату выпуска), чтобы впоследствии можно было сделать ссылку на использованную публикацию.
Один из эффективных способов поиска научной информации, особенно на первых этапах накопления знаний по определенной теме – это прямые контакты с более опытными коллегами.
Следует отметить, что существует относительно мало журналов, аккумулирующих основную информацию по определенной теме, поэтому задача поиска информации в значительной степени сводится к тому, чтобы как можно раньше выявить ключевые журналы или другие источники, и сосредоточить свое внимание на анализе публикаций в них. Надо, однако, учитывать, что в науке существует конкуренция между исследователями, группами, школами и направлениями, что может отражаться на тематике курируемых ими журналов и сборников.
Полезным с точки зрения поиска научной информации может быть участие в работе профильных конференций и других мероприятий. На них предоставляется возможность услышать авторское изложение материала, завязать знакомства и получить консультации от специалистов.
Также существует еще один достаточно эффективный, хотя и непростой способ получения научной информации – в журналах печатается информация о месте работы авторов публикаций. При этом часто приводятся адреса электронной почты авторов. Если невозможно получить полнотекстовый вариант статьи, попробуйте написать непосредственно авторам с просьбой ее прислать.
3. Организация справочно-информационной деятельности
При поиске необходимых информационных сведений исследователю следует четко себе представлять, где их можно найти и какие возможности в этом отношении имеют те организации, которые существуют для этой цели (библиотеки и органы научно-технической информации).
Библиотеки бывают научные и специальные, предназначенные для обслуживания ученых, преподавателей, специалистов, студентов, аспирантов различного профиля. По своим возможностям они не равны, но тем не менее формы обслуживания читателей у них в основном одни и те же:
– справочно-библиографическое обслуживание;
– читальный зал;
– абонемент;
– межбиблиотечный обмен;
– заочный абонемент;
– изготовление фото и ксерокопий;
– микрофильмирование;
– запись на магнитные носители.
Для справочно-библиографического обслуживания каждая библиотека имеет специальный отдел (бюро), в котором в дополнение к системе каталогов и картотек собраны все имеющиеся в библиотеке справочные издания, позволяющие ответить на вопросы, связанные с подбором литературы по определенной теме, уточнением фамилии автора, названия научного произведения и т.д. Задачей библиографических отделов является также обучение читателей правилам пользования библиотечными каталогами и библиографическими указателями.
Поскольку научная и специальная литература издается, как правило, сравнительно ограниченными тиражами, то в большинстве научных и специальных библиотек основной формой обслуживания является не абонемент, а читальный зал. Пользуясь им и абонементом, каждый обязан помнить, что в больших книгохранилищах, имеющих сотни тысяч томов, подбор книг является сложным и трудоемким процессом. Он значительно упрощается (облегчается и ускоряется), если в заявке точно указаны все данные книги и ее шифр, показывающий место ее хранения.
Для ускорения подбора литературы во многих библиотеках практикуется система открытого доступа к полкам, делаются выставочные стенды последних изданий по определенным специальным и научным направлениям.
Некоторые информационные материалы имеются на микрофильмах, микрофишах, магнитных носителях, включая документы на серверах, дискетах и лазерных дисках, для
их чтения имеется специальная аппаратура и компьютерная сеть.
Межбиблиотечный абонемент (МБА) представляет собой территориально-отраслевую систему взаимного использования фондов всех научных и специальных библиотек страны. Зная о существовании той или иной книги, но не найдя ее в доступной для пользователя библиотеке, можно заказать ее по МБА. Присланные на определенный срок книги выдаются в читальном зале.
Интернет раздвинул границы между государствами и позволил получить доступ к книгам, хранящимся в университетских библиотеках развитых стран мира.
На заочный абонемент могут быть зачислены иногородние читатели, заполнившие гарантийное обязательство, которое заверяется руководителем учреждения. По заявкам
в этом случае требуемые книги высылаются им по почте.
Изготовление ксерокопий, микрофильмирование, запись на магнитные носители необходимой информации дает огромную экономию времени и возможность иметь необходимые для работы источники в их подлинном виде.
Органы научно-технической информации.
В России создана единая государственная система научно-технической информации (ГСНТИ), включающая в себя сеть специальных учреждений, предназначенных для ее сбора, обобщения и распространения.
Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ) – это совокупность научно-технических библиотек и организаций, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой.
Цель создания государственной системы научно-технической информации – это обеспечение формирования и эффективного использования государственных ресурсов научно-технической информации, их интеграция в мировое информационное пространство и со действие созданию рынка информационных продукции и услуг.
В состав государственной системы научно-технической информации входят:
• федеральные органы научно-технической информации (НТИ) и научно-технические библиотеки;
• отраслевые органы научно-технической информации и научно-технические библиотеки;
• региональные центры научно-технической информации.
Органы государственной системы научно-технической информации обеспечивают сбор, хранение и обработку отечественных и зарубежных источников научно-технической информации, формирование, ведение и организацию использования федеральных, отраслевых и региональных информационных фондов, баз и банков данных, составляющих государственные ресурсы научно-технической информации. Вместе с головной организацией они образуют объединение "Росинформресурс" - специализированную федеральную информационную сеть с общей телекоммуникационной средой и единым информационным ресурсом.
Основной принцип функционирования ГСНТИ - централизованная одноразовая обработка мирового информационного потока документов в области науки и техники федеральными органами НТИ и научно-техническими библиотеками и многократное использование потребителями информации из федеральных фондов через сеть информационных организаций в отраслях и регионах.
К федеральным органам научно-технической информации и научно-техническим библиотекам относятся:
• Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти (ЦИТИС) по ведущимся в стране и законченным открытым научно-исследовательским и опытно конструкторским работам, защищенным диссертациям на соискание ученых степеней, алгоритмам и программам;
• Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации - по научно-исследовательским, опытно-конструкторским работам и результатам научно технической деятельности оборонного комплекса;
• Всероссийский институт научной и технической информации Российской академии наук;
• Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН) - по общественным наукам;
• Библиотека Российской академии наук;
• Российская книжная палата;
• Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ);
• Государственная центральная научная медицинская библиотека (ГЦНМБ);
• Российский государственный архив научно-технической документации;
• Федеральный фонд государственных стандартов;
и другие.
В целом, библиотечная сеть России насчитывает около 150 тысяч библиотек и включает:
• публичные (общедоступные) библиотеки, например, Российская государственная библиотека (РГБ);
• систему научно-технических библиотек и справочно-информационных фондов, которая входит в состав Российской ГСНТИ;
• информационно-библиотечную систему Российской академии наук (РАН);
• библиотечную сеть высших учебных заведений России;
• сеть медицинских библиотек;
• сеть сельскохозяйственных библиотек;
• другие системы (профсоюзные, школьные, армейские библиотеки и др.).
4. Библиографический поиск. Методы библиографического поиска.
Библиографический поиск - это информационный поиск(отбор библиографируемых документов) из числа выявленных с целью их последующей библиографической обработки (записи), осуществляемый на основании библиографических данных. В библиографии выделяют три основные цели информационного поиска:
1. Поиск необходимых сведений об источнике и установление его наличия в системе других источников. Ведется путем разыскания библиографической информации и библиографических пособий (информационных изданий), специально создаваемых для более эффективного поиска и использования информации (литературы, книги).
2. Поиск самих информационных источников (документов и изданий), в которых есть или может содержаться нужная информация.
3. Поиск фактических сведений, содержащихся в литературе, книге, например, об исторических фактах и событиях, о технических характеристиках машин и процессов, о свойствах веществ и материалов, о биографических данных из жизни и деятельности писателя, ученого и т.п.
Методы библиографического поиска:
Сплошной метод. При сплошном методе библиограф для осуществления поставленной задачи обследует сплошь и без пропусков все наличие имеющихся пособий и источников...
Выборочный метод. Более рациональный и реальный путь поиска литературы выборочный метод, т.е. «ограниченно сплошной». В литературе его часто называют также «эпизодический метод»
Интуитивный метод. Индивидуальный подход к поиску необходимых источников на основе предположения либо базовых знаний, с учетом конкретизации по какому-либо типу (автор произведений, жанр, издательство).
Типологический (рецептурный) метод. В любом случае типологический (рецептурный) метод отражает в себе и привносит в процесс информационного поиска определенное рациональное начало, планомерность. В то же время он показывает важность отправной, исходной точки этого сложного процесса. Она может быть избрана и на основе интуиции, и на основе сознательного, целенаправленного размышления, рабочей гипотезы, рецепта.
Индуктивный метод. Общий вывод о наличии искомых источников (фактических сведений) по интересующему вопросу в этом случае делается на основе изучения всех единичных источников.
Дедуктивный метод. Противоположен индуктивному - делается на основе конкретных единичных источников.
«По библиографическим ссылкам». Поиск источников по уже существующим библиографическим базам данных.
«Путем восхождения от абстрактного к конкретному».
После того как выполнен библиографический поиск, необходимо приступить к выбору найденных произведений (изданий) для дальнейшего составления библиографического описания.
Библиографическое описание – это информация, содержащая сведения библиографического характера о документе, части документа или совокупности нескольких документов, составленная согласно установленных правил или стандартов (ГОСТ). С помощью такого описания можно идентифицировать документ, так как это своего рода его характеристика, указывающая его основные особенности.
Например: Эксплуатация магистральных газопроводов [Текст] : учебное пособие для студентов нефтегазового профиля / ТюмГНГУ ; ред. Ю. Д. Земенков. - Тюмень : Вектор Бук, 2009. - 526 с.
Последовательность поиска документальных источников информации. Обычно рекомендуется выбирать те библиографические источники, которые в большей степени соответствовали бы конкретным задачам поиска, но с учетом определенной иерархии по степени их полноты и сложности, придерживаясь какой-то системы. Бессистемный поиск всегда отнимает непомерно много времени и одновременно не гарантирует его полноты.
Цели и условия поиска документальных источников информации настолько различны, что никакой единой универсальной схемы на все случаи быть не может. Необходимость наличия своей особой схемы поиска наглядна уже при одном только перечислении тех целей, которые при этом могут преследоваться: в одном случае требуется установить полный перечень литературы по определенной теме, в другом – только наиболее современные или главнейшие публикации по той или иной проблеме; для одних работ требуется добраться до первичных источников информации, для других до достаточной информации, содержащейся во вторичных документах, и т.д.
Подход к поиску литературы может зависеть и от того, в какой последовательности ее предполагается изучать:
- в хронологической, когда литературные источники рассматриваются в их прямой хронологической связи или
- в обратно- хронологической, когда сначала знакомятся с новейшими изданиями, а затем уже переходят к более старым по времени публикациям.
Совершенно очевидно, что в каждом случае будут совсем различными и сам перечень библиографических материалов, и последовательность обращения к ним.
Хорошо ориентируясь в библиотечных каталогах и библиографических указателях, можно без особого труда составить схему поиска документальных источников информации применительно к его конкретным целям.
5. Работа с источниками, техника чтения, методика ведения записей, составление плана книги (самостоятельная работа)