Основные характеристики шрифтов
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 7. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШРИФТОВ
ДИСЦИПЛИНА
«ШРИФТ»
Строение шрифта
начертание: прямой, курсивный;
насыщенность:
светлый,
полужирный,
жирный
(отношение толщины штриха к ширине внутрибуквенного просвета);
ширина:
нормальный,
узкий,
широкий,
шрифт
фиксированной ширины;
размер (кегль) в пунктах (1 пункт = 1/72 дюйма);
чёткость;
контраст;
различимость;
удобочитаемость;
ёмкость;
Кегль — параметр шрифта, означающий высоту его литер. Кегль
включает в себя высоту строчной буквы с самым длинным выносным
элементом и пробельное расстояние снизу неё. Величина кегля определяется
числом пунктов. Самые распространённые кегли для текстовых шрифтов —
6, 7, 8, 10, 11, 12. Шрифты 4 и 5 кеглей употребляются очень редко.
Художественный облик шрифтов:
Декоративный.
Динамичный.
Изящный.
Римский капитальный, антиква, академические шрифты.
Используются для литературных и искусствоведческих текстов, оформления
архитектурных проектов, написания текстов на мемориальных досках.
Курсив. Применяется для написания текстов почётных грамот,
поздравительных адресов, поздравлений и приглашений.
Монументальный. Рубленый плакатный, брусковый шрифт и гротеск.
Применяется для написания лозунгов, плакатов, транспарантов.
Свободный.
Строгий. Применяется на диаграммах, схемах, графиках, технических
и производственных плакатах, указателях.
Фольклорный (украинский, арабский и т. д.).
Типографская система мер. Система измерения шрифта. Не
совпадает с метрической системой и использует в качестве единицы
измерения пункт (point). Разработана в 1737 году Пьером Фурнье (Pierre
Simon Fournier). В конце XVIII в. усовершенствована Фирменом Дидо
(Firmin Didot). В 1878 году ещё раз исправлена Нельсоном Хоуксом (Nelson
Hawks) и в этом виде принята в Англии и Америке. Сейчас применяются две
системы измерений, различающиеся размером пункта: система Дидо (Didot
2
point system), где 1 пункт равен 0,3759 мм, и англо-американская система
(Anglo-American point system), где 1 пункт равен 0,3514 мм. В Европе и в
России традиционно используется система Дидо, но в компьютерном наборе
в основном по умолчанию применяется англо-американская система. Во
многих компьютерных верстальных программах пункт определяется для
простоты как 1/72 дюйма (0,3528 мм). В профессиональных издательских
пакетах существует возможность выбора системы измерений (метрической,
дюймовой, Дидо или англо-американской).
В полиграфии наряду с метрической используется типографская
система измерений. Эта система была разработана в 1785 г. французом Дидо,
поэтому и систему измерений часто называют системой Дидо. В основу
типографской системы положен французский дюйм, так как во время её
разработки ещё не была принята метрическая система. Впоследствии
попытка привести типографскую систему измерений в соответствие с
метрической не увенчалась успехом, так как, во-первых, для этого пришлось
бы заменить все наборные материалы и часть деталей в печатных машинах, а
во-вторых, это было проблематично, поскольку наименьшая единица
метрической системы (миллиметр) слишком крупна для типографских
измерений.
Основными единицами типографской системы мер являются 1 пункт (1
п.), равный 1/72 французского дюйма, 1 цицеро (1 циц.), содержащее 12 п., и
1 квадрат (1 кв.), содержащий 4 циц. или 48 п.
1 п. = 1/2660 м = 0,3759 мм ≈ 0,376 мм; 1 циц. = 4,512 мм ≈ 4,5 мм; 1 кв.
= 18,048 мм ≈ 18 мм.
При компьютерном наборе используется англо-американский
типографский пункт (point), равный 0,3528 мм. Для перевода англоамериканской
системы
измерений
в
типографскую
пользуются
соотношением: 1 points=0,9348 п.; 1 п.=1,0697 points. Более крупная единица
1 пика (pica) равна 12 п. (≈4,22 мм).
Единицы типографской системы мер применяемые для обозначения
кегля В типографской практике размеры шрифта по кеглю обозначают
числом пунктов или соответствующей единицей типографской системы мер,
содержащей данное число пунктов. При наборе текстов, таблиц, формул
наиболее широко применяют шрифты следующих кеглей: Цицеро — кегль
12 п. (Именно шрифтом этого размера (цицеро) некогда впервые были
набраны знаменитые речи Цицерона, и он рекомендован как один из
наиболее удобочитаемых.) Корпус — кегль 10 п. Боргес (гражданский) —
3
кегль 9 п. Петит (маленький) — кегль 8 п. Нонпарель (несравненный) —
кегль 6 п.
Значительно реже (лишь в специальных видах изданий или для
заголовков) применяют следующие шрифты (по кеглю): Бриллиант
(четверть цицеро) — кегль 3 п. Диамант (полупетит) — кегль 4 п. Перл
(жемчуг) — кегль 5 п. Миньон (любимый) — кегль 7 п. Миттель
(средний) — кегль 14 п. Терция (одна треть квадрата) — кегль 16 п.
Текст — кегль 20 п.
Шрифтом этого размера (текст) был набран текст библии Гутенберга,
одной из первых печатных книг.
Плотность и насыщенность шрифта
Плотность шрифта определяется отношением ширины знаков типа «н»,
«п», «и» строчных к их высоте (в процентах), для нормальных шрифтов кг.
10 п. это отношение колеблется от 60 до 85 %.
Насыщенность шрифта определяется отношением толщины основного
штриха знаков к высоте строчных букв; для светлых шрифтов кг. 10 п. это
отношение должно быть не более 23 %.
Группы стандартных шрифтов
Шрифты по характеру их графического построения (контрастность,
размер и форма засечек) разделены на шесть основных групп:
— рубленые шрифты — малоконтрастные, не имеющие засечек;
— шрифты с едва наметившимися засечками — среднеконтрастные, с
несколько утолщенными концами вертикальных штрихов;
— медиевальные — с умеренной контрастностью и небольшими
засечками, близкими по форме к треугольнику; оси округлых букв с
небольшим наклоном;
— обыкновенные шрифты — с контрастными штрихами и тонкими
длинными засечками, соединяющимися с вертикальными штрихами под
прямым углом; оси округлых букв вертикальны;
— брусковые шрифты — малоконтрастные, с длинными утолщенными
засечками в форме брусков, соединенными с основными штрихами под
прямым углом с едва заметными закруглениями;
4
— новые малоконтрастные шрифты — с длинными утолщенными
засечками, имеющими закругленные концы и соединенными с основными
штрихами под прямым углом с небольшими закруглениями.
Шрифты, рисунок которых сильно отличается от рисунка
перечисленных групп шрифтов, объединяются в дополнительную группу.
Гарнитура шрифта
Гарнитура шрифта — это типографский термин, объединяющий набор
шрифтов, которые отличаются по размеру, начертанию, наличию или
отсутствию засечек на концах линий, по соотношению размера высоты
прописных и строчных знаков, величине верхних и нижних выносных
элементов, плотности, то есть близких по характеру и отличительным знакам
рисунка.
Начертания шрифтов
В зависимости от вариантов начертания различают следующие
основные разновидности шрифтов: прямой, курсивный, полужирный,
жирный, нормальный, узкий и широкий.
Прямой (римский, Roman) — произошёл от надписей на римских
памятниках.
Курсивный (Italic) — базируется на рукописном письме, которое
использовалось в южноевропейских манускриптах, в частности написанных
в XV веке в Италии.
Полужирный (Bold) — отличается от прямого большей
толщиной штриха.
Нормальный (Regular) — отличается от прямого меньшей
толщиной штриха.
Узкий (Narrow) — суженный вариант прямого шрифта.
Широкий (Wide) — более широкий вариант прямого начертания.
Удобочитаемость и используемый шрифт
Скорость восприятия отдельных знаков и текста в целом при чтении
определяет удобочитаемость шрифта.
Удобочитаемость зависит практически от всех параметров шрифта:
гарнитуры, кегля и начертания; от параметров набора: формата строк и
интерлиньяжа; а также от квалификации читателя.
5
Например, текст, набранный шрифтом крупного кегля Рубленой и
Обыкновенной гарнитур, при побуквенном и послоговом чтении будет
обладать высокой удобочитаемостью, однако при пословном чтении и
уменьшении кегля шрифта удобочитаемость этих гарнитур снижается из-за
сходства начертания ряда букв (с, е; з, в; н, и, к).
Шрифт
же
литературной
гарнитуры
обладает
хорошей
удобочитаемостью во всех кеглях. Для подготовленного читателя лучшей
удобочитаемостью характеризуется шрифт прямого нормального светлого
начертания, гарнитур: Банниковской, Новой газетной, Журнальной и
Школьной.
Использование шрифта большого кегля и большой ширины улучшает
удобочитаемость, поэтому нежелательно с целью увеличения ёмкости набора
увлекаться уменьшением ширину литер. Шрифты с более широким очком
одного и того же кегля имеют лучшую удобочитаемость, например шрифт
Кудряшевской словарной гарнитуры (разработанный специально для издания
БСЭ) кг. 8 п., обладает примерно такой же удобочитаемостью как шрифт
Академической гарнитуры кг. 10 п.
Соотношение ширины и высоты очка букв также влияет на
удобочитаемость. Оптимальное соотношение 3/4.
Увеличение интерлиньяжа улучшает удобочитаемость, но уменьшает
ёмкость полосы набора (то есть число знаков на полосе).
Размер междусловных пробелов также влияет на удобочитаемость,
рекомендуемая величина междусловного пробела от 1/2 до 3/4 кегля шрифта.
На удобочитаемость влияет также соотношение кегля шрифта и формата
строк. Например, при наборе текста шрифтом кг. 16 п. наиболее
удобочитаема строка форматом от 7,5 кв. и более; при наборе текста
шрифтом кг. 10 п. удобнее читать строку форматом 4-6,5 кв., а при наборе кг.
8 п. — 3-4 кв. Поэтому в газете форматы строк наименьшие, а в книгах для
детей, набранных крупным шрифтом, наибольшие.
Для проверки удобочитаемости шрифта используются панграммы.
Панграмма
Панграмма (c греч. «каждая буква»), или разнобуквица — текст,
использующий все или почти все буквы алфавита. Панграммы используются
6
для демонстрации шрифтов, проверки передачи текста по линиям связи,
тестирования печатающих устройств и т. п.
Без «ъ»:
Друг мой эльф! Яшке б свёз птиц южных чащ!
В чащах юга жил бы цитрус? Да, но фальшивый экземпляр!
Каждая буква использована по одному разу:
Любя, съешь щипцы, — вздохнёт мэр, — кайф жгуч.
Шеф взъярён тчк щипцы с эхом гудбай Жюль.
Эй, жлоб! Где туз? Прячь юных съёмщиц в шкаф.
Экс-граф? Плюш изъят. Бьём чуждый цен хвощ!
Эх, чужак! Общий съём цен шляп (юфть) — вдрызг!
Некоторые буквы употреблены более одного раза:
Съешь ещё этих мягких французских булок, да выпей чаю — эта
фраза используется в панели управления Windows при предварительном
просмотре шрифтов (содержит все буквы русского алфавита, кроме «ж»).
Съешь ещё этих мягких французских булок, да выпей же чаю —
эта легко запоминающаяся панграмма содержит все буквы русского
алфавита.
На английском языке:
The quick brown fox jumps over the lazy dog
Компьютерный шрифт
Для него характерно наличие прямых засечек и резкий контраст. По
восприятию данный стиль более строгий по сравнению со старым. Его
используют для заголовков и крупных надписей, а для длинных текстов он не
особо удобен в силу большого контраста.
пример:
Arial
Helvetica neue
meta
Proxima
7
Futura
Calibri
Люди, в разное время осуществившие весомый вклад в развитие
шрифтов:
o
o
o
o
o
o
o
o
o
Капр, Альберт (Albert Kapr)
Цапф, Герман (Hermann Zapf)
Менхарт, Олдржих (Oldřich Menhart)
Банникова, Галина Андреевна
Кузанян, Павел Михайлович
Лазурский, Вадим Владимирович
Телингатер, Соломон Бенедиктович
Фаворский, Владимир Андреевич
Ефимов, Владимир Венедиктович
Существует множество шрифтов. При работе со шрифтами важно
находить шрифт, который соответствует особенностям содержания текста,
его художественным особенностям, исторической эпохи, национальной
принадлежности.
Итак, шрифты бывают акцидентными, среди которых выделяют
следующие:
выворотные, декоративные, детские,
дизайнерские,
исторические,
контурные,
орнаментальные, с рваным контуром,
современные, трафаретные, трехмерные, экспериментальные, а также
Антиква, Готические, Граффити, Гротески, Зарубежные, Рукописные,
Символьные, Старославянские, Русские (с кириллицей).
Шрифтовые гарнитуры.
Понятие шрифтовой гарнитуры.
Шрифтовая гарнитура — это наборный шрифт в единстве его знакового
состава, состава по кеглям и состава по начертаниям. Знаковый состав
гарнитуры. Знаковый состав гарнитуры — это полный комплект знаков:
строчных и прописных букв, цифр, знаков препинания, входящих в состав
шрифта. Кроме этого основного знакового состава, в гарнитуру могут
входить капители (комплект знаков, по рисунку близкий к прописным
буквам, а по размеру — к строчным), минускульные цифры (знаки цифр, по
строению близкие строчным буквам), а для латиницы обычно еще и
лигатуры.
Большинство
этих
дополнительных
знаков
ограниченно
использовалось в ХХ в. в связи с ограничениями, накладываемыми
технологиями машинного набора, и лишь с появлением компьютерных
технологий вновь вернулись в знаковый состав гарнитур. Начертания
шрифта в рамках гарнитуры. Состав по начертаниям — это варианты
8
рисунка шрифта в рамках основной шрифтовой формы гарнитуры. Вариации
обычно заключаются в изменении пропорций, насыщенности и наклона, а
также в сочетании этих изменений. Курсивное начертание (italic), входящее в
состав большинства антиквенных шрифтов, отличается от наклонного
(oblique), входящего в состав гротесков.
Кегель шрифта. Состав по кеглям — это размеры шрифтов, которыми
представлена гарнитура. В контексте компьютерного набора, где изменение
размера шрифта достигается с помощью масштабирования знака, это понятие
представляется абсурдным; однако здесь кроется серьезная проблема. В
металлическом ручном наборе, где для каждого кегля вырезался свой
комплект знаков, рисунок шрифта соответствовал кеглю и мог несколько
различаться для разных размеров: например, мелкий шрифт лучше
воспринимается в чуть более насыщенном рисунке, а крупный — в более
светлом. В современном цифровом наборе были попытки реализовать эту
разницу, однако пока из-за технологических ограничений ее не удалось
использовать.
Акцидентные и текстовые гарнитуры. Шрифтовые гарнитуры
разделяют на два вида: текстовые и акцидентные. Текстовые гарнитуры
предназначены для набора большого количества текста в достаточно мелком
(текстовом) кегле, поэтому они должны в первую очередь легко
восприниматься в этих условиях. Как правило, это антиквы или гротески
умеренных пропорций, ясного рисунка с незначительным контрастом.
Акцидентные гарнитуры предназначены для использования в небольших по
объему надписях в достаточно крупных кеглях. Поскольку шрифт,
используемый в акциденции, часто играет рекламную роль, он должен
привлекать внимание, в том числе — характером своего рисунка.
Акцидентные гарнитуры часто имеют декоративный характер. Текстовая
гарнитура может использоваться в качестве акцидентной, но акцидентная не
может использоваться в качестве текстовой.
Развитость гарнитуры. Гарнитуры, в состав которых входит
несколько десятков начертаний, называют супергарнитурами. В современных
развитых гарнитурах могут присутствовать начертания с засечками и без
засечек, а также с различными формами засечек.
9
Полигарнитуры. Различают развитые гарнитуры (полигарнитуры), в
состав которых входит большое количество начертаний, и слаборазвитые, в
составе которых одно или несколько начертаний.
Классификация наборных шрифтов. Историческая классификация
наборного шрифта Наборный шрифт — шрифт предзаданной графической
формы и знакового состава. История наборного шрифта начинается в 1456
году, с момента изобретения Иоганном Гутенбергом способа печати с
помощью подвижных литер.
Антиква
XV–XVI вв.
Гуманистическая
антиква
(антиква старого стиля,
ренессансная антиква)
Aa Bb Cc
(Garamond)
Шрифты умеренных пропорций, с умеренным
контрастом, разноширинные, открытые. Оси
округлых знаков наклонены.
XVII–XVIII вв.
Переходная
антиква
Aa Bb Cc
(Caslon)
Шрифты умеренных пропорций, с умеренным
контрастом, разноширинные, незначительно
открытые. Оси округлых знаков прямые.
XVIII–XIX вв.
Классицистическая
антиква
Aa Bb Cc
(Bodoni)
Шрифты относительно стройных пропорций, с
высоким контрастом, моноширинные, закрытые. Оси
округлых знаков прямые.
Брусковые шрифты
Начало XIX в.
Египетские
Aa Bb Cc
(Luxor)
Насыщенные шрифты широких пропорций. Контраст
отсутствует. Засечки по толщине приближены к
основному штриху.
Начало XIX в.
Итальянские
Aa Bb Cc
(Italiansky)
Шрифты узких пропорций с обратным контрастом.
Начало XIX в.
Кларендон
Aa Bb Cc
(ScoolBook)
Разновидность египетского шрифта со скругленными
засечками и большей контрастностью.
Вторая половина
XIX в.
Старые
Aa Bb Cc
(Gazeta)
Ранняя форма шрифта без засечек. Контраст почти
отсутствует, пропорции и апертура могут
различаться
20-е годы XX в.
Геометрические
Aa Bb Cc
(Futura)
Шрифты, построенные на основе простейших
геометрических форм.Разноширинные, открытые,
пропорции умеренные.
50-е годы XX в.
Новые
Aa Bb Cc
(Pragmatica)
Моноширинные, закрытые гротески. Как правило,
имеют большое количество начертаний различных
пропорций и насыщенности.
50-е годы XX в.
Гуманистические
Aa Bb Cc
(Optima)
Шрифты без засечек, в остальном напоминают
гуманистическую антикву
Конец XX в.
Динамические
Aa Bb Cc
(FreeSet)
Разноширинные открытые гротески умеренных
пропорций.
Гротески
Акциденция
в
типографике.
Области
использования
акциденции. Заголовки, афиши, логотипы, билеты, флаера, вывески и т.д.
Способы организации акцидентного набора: графическая рифма, контраст,
10
ритмические построения, визуальная коммуникация. Графическая рифма –
под этими словами подразумеваются некие повторяющиеся элементы,
задающие ритм надписи или знака. Это может быть точный повтор,
зеркальное отражение, общая для нескольких элементов горизонталь или
вертикаль, не повторяющиеся, но похожие формы и т.д. На макроуровне она
смыкается с общим дизайнерским решением. На микроуровне рифма может
проявлять себя в конструкции отдельного знака.
Главная функция графической рифмы в шрифте – усиление видимой
связи знаков между собой, добавление ритма, в сущности, продвижение
шрифта в сторону орнамента. Графическая рифма легко считывается и
запоминается. Красота и удобочитаемость шрифта зависит от комбинации
контрастных форм: круглых с прямыми, узких с широкими, малых с
большими, светлых с жирными и т.д. Запечатанная поверхность должна
находиться в напряженном соотношении с незапечатанной, а напряжение результат контраста. Сочетание однозначных моментов рождает докучливое
единобразие.
Подбирая начертание шрифта, дизайнер может изменять и усиливать
динамику букв в слове, создавая тот или иной ритмический эффект. Сочетая
направленность каждой буквы с общей направленностью слова, а движение
слова и строки — с общим направлением, можно получать самые
разнообразные ритмические эффекты.
Динамика букв в ритмическом строе слова
Большими возможностями в отношении динамики обладают курсивные
шрифты с их композиционной подвижностью. В шрифтах с большим углом
наклона направленность каждой отдельной буквы снимается единым
движением слова по направлению строки.
Общая динамика слова
В прямых шрифтах направленность каждого отдельного знака
проявляется сильнее, но и в этом случае дизайнер всегда сможет найти
объединяющее начало для разнонаправленных букв. Можно, например,
11
придать всему слову вертикальное или горизонтальное движение, изменив
пропорции букв. Объединение строк с различной направленностью — один
из способов создания интересной и выразительной композиции.
Динамично развивающаяся среда современного города вынуждает
человека окружить себя все большим количеством ориентиров. Он не может
обойтись без визуальных подсказок, представляющих собой специальные
комплексы ориентирующей графики, где шрифт, как основной элемент
передачи информации, играет очень важную роль. В зарубежной практике
проектирования систем визуальной коммуникации накоплен значительный
опыт в создании специализированных шрифтовых гарнитур.
Специализированные шрифты в рамках систем визуальной
коммуникации появились в начале ХХ в. С развитием рекламы художники
разрабатывают акцидентные шрифты, художественные особенности которых
(искажение конвенциональной формы, декорирование) отвечали не столько
удобочитаемости, сколько обеспечению зрелищности, привлечению
внимания. Постепенно начали создаваться специальные гарнитуры для
применения в определенной ситуации.
Развитие автомобильного
автомагистралей подчеркнуло
транспорта и появление скоростных
необходимость разработки шрифтов,
12
воспринимаемых
при
высокой
скорости
движения
автомобиля. Использование способов организации акцидентного набора в
различных областях типографики.
Организация текстового набора. Типометрическая система. Система
измерения шрифта. Не совпадает с метрической системой и использует в
качестве единицы измерения пункт (point). Разработана в 1737 году Пьером
Фурнье. В конце XVIII в. усовершенствована Фирменом Дидо. Сейчас
применяются две системы измерений, различающиеся размером пункта:
система Дидо, где 1 пункт равен 0,3759 мм, и англо-американская, где 1
пункт равен 0,3514 мм. В Европе и в России традиционно используется
система Дидо, но в компьютерном наборе в основном по умолчанию
применяется англо-американская система. Во многих компьютерных
верстальных программах пункт определяется для простоты как 1/72 дюйма
(0,3528 мм).
Параметры текстового набора. Кегель шрифта. Кегль — параметр
шрифта, означающий высоту его литер включая выносные элементы, если
они есть, с просветом над и под ними (заплечики), необходимым для того,
чтобы их штрихи в смежных строках не сливались друг с другом.
Интерлиньяж. Междустрочный пробел, расстояние между базовыми
линиями соседних строк. Должно быть больше между строк, чем между
словами.
Выключка и флаговый набор. Выключка – выравнивание текста по
всей ширине. Флаговый набор – выравнивание текста по краям.
Формат строки. Удобочитаемость. Формат строки - то же, что и
ширина колонки. Формат строки существенно влияет на удобочитаемость
сплошного текста. При наборе текстовым шрифтом оптимальный формат
строки 50-55 символов. Превышенный формат затрудняет переход к
следующей строке, заниженный - делает его слишком частым.
Выбор шрифта для текстового набора. Узнаваемость графем. Шрифт
должен быть умеренным во всем. Не слишком жирным, не слишком тонким,
с умеренными пропорциями, не слишком вытянутым или сплюснутым, с
умеренным контрастом.
Эстетика текстового набора. Равномерность, плотность. Основные
правила набора и верстки. - В тексте не должно быть более четырех
переносов подряд (на малых форматах пяти).
13
Шрифты в России
Единственным производителем шрифтов в СССР был Отдел наборных
шрифтов (1938—1993 гг.) НИИ полиграфического машиностроения. За
годы существования отдела было разработано около 80 гарнитур. После
упразднения отдела, многие работавшие в нём дизайнеры перешли в компани
ю ParaGraph.
Проектированием кириллических шрифтов в России занимаются
несколько компаний, наиболее известными из которых являются
ParaType (бывшее подразделение компании ParaGraph, отделившееся в
1998 году) и студия Letterhead (основана в 1998 г.). Попавшая к
пиратам в конце 90-х годов шрифтовая библиотека
ParaType
является
основным содержимым всех без исключения пиратских сборников.
Классификация шрифтов по ГОСТ
Группа рублёных шрифтов
В эту группу входят гарнитуры, не имеющие засечек, например: Журнал
ьная рублёная, Древняя, Плакатная, Букварная.
Группа шрифтов с едва наметившимися засечками
Сюда входят гарнитуры, концы штрихов которых немного утолщены, на
пример Октябрьская.
Группа медиевальных шрифтов
Это наиболее полная группа шрифтов. Засечки шрифтов, входящих в эту
группу, плавно сопрягаются сосновными штрихами и, как правило, строятся
как дуги окружностей. Примеры гарнитур этой группы: Литературная,
Банниковская, Лазурского, Таймс.
Группа обыкновенных шрифтов
Шрифты этой группы имеют ярко выраженный контраст и длинные тонк
ие прямые засечки, соединяющиеся сосновными штрихами под прямым угло
м. Пример: Обыкновенная новая, Елизаветинская, Бодони.
Группа брусковых шрифтов
Контраст в этих шрифтах отсутствует или малозаметен, утолщённые пря
мые засечки соединяются сосновными штрихами под прямым углом. Пример
ы: Брусковая газетная, Балтика.
Группа новых малоконтрастных шрифтов
Как правило, шрифты этой группы, которые характеризуют длинные зак
руглённые засечки, мягкосопрягающиеся с основными штрихами, использую
тся при наборе большого количества текста, в книгах игазетах. Примеры: Но
вая газетная, Школьная, Бажановская, Журнальная, Академическая.
Группа дополнительных шрифтов
В эту группу входят все шрифты, которые нельзя отнести ни к одной из
остальных групп. Например, рукописные гарнитуры, такие как Жихаревская.
14
15
16