Осмотр и техническое обслуживание превенторов
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция № 7 Профилактический осмотр и техническое обслуживание превенторов
По окончании монтажа, перед сдачей превентора в эксплуатацию, еще раз тщательно осматривают детали и корпус превентора, в частности, кольцевые канавки - на наличие раковин и повреждений, уплотнительные канавки крышки и их уплотнения - на наличие прорезей, затвердевания от старения, основной уплотнитель крышки - на растрескивание или чрезмерную твердость (не более 50-60 по Шору). Замеряют зазоры между верхним основанием плашки и зеркалом корпуса (не более 5 мм).
Отдельно проверяют правильность монтажа основного пульта управления на буровой. Пульт должен быть защищен от влияния климатических условий, а так же укрытие должно позволять проведение технического обслуживания и ремонта. Так же контролируются диаметры силовых гидравлических трубок, осматриваются датчик давления и манометр на блоках манифольда, при необходимости их отсоединяют, проверяют и повторно опрессовывают.
При отсутствии замечаний оборудование принимается в эксплуатацию. Основным мероприятием по повышению работоспособности оборудования является его профилактический осмотр и техническое обслуживание.
Согласно рекомендаций и правил эксплуатации превенторов, разработанной фирмой «Камерон», профилактический осмотр и техническое обслуживание подразумевает следующее:
- ежедневное приведение в действие плашек, проверку качества уплотнителей плашек;
- при установке превентора на другой скважине предусмотрена разборка превентора и осмотр плашек, промывка гидравлической системы до полного удаления остатков и посторонних предметов.
После сборки следует транспортировка с закрытыми плашками и установленными фиксаторами.
Плашечный превентор следует проверять с интервалом в два года, при условии, что система управления превенторами обслуживается технически удовлетворительно и рабочие жидкости соответствуют техническим условиям. Основное внимание следует уделять болтовым соединениям крышек, резьбовым соединениям внутри корпуса превентора, уплотнительным канавкам и кольцам фланцев и крышек, уплотнителям плашек. При периодической проверке следует заменить все управление. В ходе проверки ведется отчет установленной формы.
Помимо технического обслуживания, в полевых условиях возможно проведение несложного ремонта.
Ремонт систем и узлов превентора
Все резиновые уплотнения превентора заменяют, за исключением не имеющих дефектов уплотнителей, применяемых в условиях малого содержания пластовой средой H2S и CO2. Все металлические детали с повреждениями следует заменить, после сборки превентора его корпус испытывают максимальным рабочим давлением, а гидросистему - пробным, превышающим рабочее в 1,5 раза.
Наибольшее число отказов приходится на элементы плашки, рассмотрим подробно последовательность операций по ее извлечению из корпуса превентора.
В первую очередь, обеспечивается отсутствие циркуляции промывочной жидкости через внутреннюю полость превентора. Затем снимают сегментную крышку, подвешивают основную крышку корпуса, извлекают весь ее крепеж, снимают штуцер со вспомогательного гидроцилиндра. В случае, если превентор был закрыт, в основной гидроцилиндр подают силовую жидкость до тех пор, пока из корпуса покажутся плашки. После этого удаляют шплинты с осей, расцепленные плашки отодвигаются в сторону гидроцилиндра во избежании их деформации при соприкосновении с подвешенными деталями. С гидроцилиндра плашек снимают крышку корпуса. В этот момент плашка со своим гидроцилиндром должны быть полностью готовы к удалению из корпуса при помощи грузоподъемного устройства.
С момента начала эксплуатации универсального плашечного превентора на буровой обязательно должны находиться две запасные собранные и проверенные плашки, которые хранятся в том же помещении, где и все резиновые уплотнения. Запасные плашки проходят обслуживание наравне с работающими.
Сразу же после сборки и проверки работоспособности превентора должны быть приняты меры для скорейшего восстановления работоспособности отказавшей плашки. В условиях буровой допускается восстановление плашки в случае отказа таких деталей, как шток, уплотнитель, пружины путем замены потерявших работоспособность деталей на исправные. В случае обнаружения неисправности корпуса плашек, такие плашки немедленно выбраковываются, без права использования в дальнейшем ее элементов. Аналогично поступают с превентором, имеющим повреждения корпуса.
Ремонт плашечного превентора
В начале разборки плашечного превентора отсоединяют от корпуса масло и паропроводы. Затем вывинчивают болты и поворачивают откидную крышку вокруг оси шарнира, выдвигают плашку с помощью винта, вынимают плашку из замкового соединения штока и отсоединяют откидную крышку от корпуса превентора, вынув оси шарнира. Затем в такой же последовательности снимают вторую крышку в сборе с гидроцилиндром.
После этого приступают к разборке гидроцилиндров: снимают вилку с винта, отвинтив гайку и вынув палец крепления вилки к винту; снимают крышку гидроциклона, отвинтив стяжные шпильки; вывинчивают винт из гайки; вынимают поршень из цилиндра.
Затем снимают резиновые уплотнения с плашек.
Ремонт вращающегося превентор
При ремонте вращающегося превентора особое внимание следует обращать на состояние уплотнителя, самоуплотняющихся и асбографитовых манжет корпуса патрона и подшипников ствола.
Разборку превентора начинают с извлечения патрона в сборе из корпуса превентора, отсоединив быстроразъемное кулачковое соединение. Затем приступают к разборке патрона.
Вначале снимают уплотнитель, отвинтив болт, фиксирующий основание его на стволе. Далее снимают вкладыши; демонтируют ШПМ; снимают корпус вкладышей, отвинтив болты крепления корпуса к полукольцам. После этого извлекают из корпуса патрона асбографитовые манжеты, отвинтив болты и сняв буксу уплотнения, а затем извлекают из корпуса патрона ствол и демонтируют с него подшипники.
По окончании ремонта вращающийся превентор проходит испытание на герметичность и легкость вращения ствола.
Поскольку восстановление работоспособности превентора после отказа любого из рычагов привода, крышек корпуса или элементов гидроцилиндров сопряжено со значительными затратами времени и требует достаточно квалифицированного труда, то более рационально не ремонтировать превентор, а заменять его аналогичным.
Общее требования
1.1. Превенторы малогабаритные штанговые с ручным приводом типа ППШ, ПМШ, ППР и др. (далее - превентор) предназначены для обеспечения контроля над скважиной, герметизации устья скважины при возникновении и ликвидации газонефтеводопроявлений с целью недопущения их перехода в открытые фонтаны.
1.2. При монтаже, демонтаже и эксплуатации превентора следует руководствоваться требованиями соответствующих разделов «Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности» (ПБ 08-624-03), утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 05.06.2003 № 56, руководства (инструкции) изготовителя по эксплуатации применяемого превентора и настоящей инструкции.
1.3. К монтажу, эксплуатации и техническому обслуживанию превентора допускаются лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности и ознакомленные с требованиями настоящей инструкции.
1.4. Рабочие, занятые монтажом и эксплуатацией превентора, должны знать его устройство и пройти практическое обучение приёмам герметизации устья скважины.
1.5. Мастер бригады или бурильщик (оператор) обязаны ежесменно перед началом работы убедиться в исправности и работоспособности превентора, в качестве крепления фланцевых и резьбовых соединений и сделать соответствующую отметку в «Журнале ежесменного осмотра оборудования и инструмента».
1.6. На смонтированное противовыбросовое оборудование в бригаде необходимо иметь следующие документы:
- паспорт изготовителя (ксерокопию) на превентор;
- паспорт изготовителя на тройник превентора (ксерокопию);
- паспорт изготовителя (ксерокопию) на шаровой кран тройника превентора;
- акты на опрессовку превентора, тройника и шарового крана в условиях мастерской;
- акт на опрессовку превентора совместно с тройником и шаровым краном на устье скважины.
В случае использования в обвязке устья скважины переходных катушек на них необходимо иметь паспорта (ксерокопии) и акты опрессовки в условиях мастерской.
Все паспорта должны соответствовать требованиям ГОСТ 2.601-95.
1.7. Для контроля положения плашек превентора перед началом работы необходимо проверить открытие-закрытие плашек вращением штурвалов.
1.8. Периодически, через шесть месяцев эксплуатации или хранения, превентор с тройником и шаровым краном должен проходить ревизию в условиях мастерской и опрессовываться на рабочее давление, указанное в паспорте изготовителя. Результат опрессовки оформляется актом и заносится в паспорт оборудования.
1.9. После ремонта превентора, связанного со сваркой и токарной обработкой корпуса, последний опрессовывается на пробное давление. Результат оформляется актом и заносится в паспорт превентора.
1.10. При появлении признаков газонефтеводопроявления герметизацию устья скважины необходимо производить в соответствии с «Планом практических действий для бригад освоения, испытания и ремонта скважин при возникновении газонефтеводопроявлений и открытых фонтанов».