Организация социально-нравственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 4
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Гайченко Светлана
Владимировна
svetlanat62@mail.ru
ЗАДАЧИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
В первую группу задач нравственного воспитания входят
задачи формирования его механизма: представлений,
нравственных чувств, нравственных привычек и норм,
практики поведения.
Вторая группа задач нравственного воспитания
отражает потребности общества в людях, обладающих
конкретными, сегодня востребуемыми качествами.
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ
Средства нравственного воспитания дошкольников можно
объединить в несколько групп:
1. Художественная
литература,
изобразительное
искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства
можно объединить в группу художественных средств
2. Средством нравственного воспитания дошкольников
является природа
3. Собственная деятельность детей: игра, труд, учение,
художественная деятельность
4. Атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера
может
быть
пропитана
доброжелательностью,
любовью,
гуманностью
или
жестокостью,
безнравственностью
Методы и приемы нравственного
воспитания:
академик Б. Т. Лихачев исходит из логики целостности
педагогического процесса, а также логики его организации
при решении задач нравственного воспитания и
самовоспитания. Согласно этому основанию он выделяет
три группы методов:
- методы организации и самоорганизации воспитательного
коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра,
соревнование, единые требования);
- методы доверительного взаимодействия (метод уважения,
педагогическое требование, убеждение, обсуждение,
конфликтные ситуации);
- методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения,
актуализация мечты, обращение к сознанию, к чувству, к воле
и поступку)
Методы и приемы нравственного
воспитания:
В. Г. Нечаева выделяет две группы методов нравственного
воспитания дошкольников:
-организация практического опыта общественного поведения
(метод приучения, показ действия, пример взрослых или
других детей, метод организации деятельности);
-формирование у дошкольников нравственных представлений,
суждений, оценок (беседы, чтение художественных
произведений, рассматривание и обсуждение картин,
иллюстраций)
Методы и приемы нравственного
воспитания:
Классификация В.И.Логиновой:
- методы формирования нравственного поведения (приучение,
упражнение, руководство деятельностью);
-методы формирования нравственного сознания (убеждения в
форме разъяснения, внушение, беседа);
-методы стимулирования чувств и отношений (пример,
поощрения, наказания)
Условия эффективного
социальнонравственного
воспитания:
— любой метод должен быть гуманным, не унижающим
ребенка, не нарушающим его прав;
—метод должен быть реальным, осуществимым, он требует
логического завершения;
—для использования метода должны быть заранее подготовлены
условия, средства;
—метод не должен применяться однотипно, шаблонно по
отношению ко всем детям и в любой ситуации;
Условия эффективного социально-нравственного
воспитания:
—методы воспитания следует применять тактично;
—при подборе методов следует учитывать степень целосности
формируемого качества;
—проектируя, подбирая методы, важно предвидеть всевозможные
результаты воздействия их на конкретного ребенка;
—применение методов нравственного воспитания требует терпения и
терпимости;
—преобладающими в нравственном воспитании дошкольников
должны быть практические методы, которые предполагают обучение
ребенка способам действия;
—методы применяются не изолированно, а в комплексе, во
взаимосвязи.
Условия социально-нравственного воспитания в детском
саду, соответствующие данным задачам
Гуманизация отношений детей и
взрослых в образовательном
процессе ДОО
Наличие программ социальнонравственного воспитания и
парциальных программ
Реализация модели личностноориентированного воспитания
ребенка и соответствующей модели
предметно-развивающей среды
Систематическая диагностика
социально-нравственного развития
ребенка, его откликаемости на
социально-педагогические
воздействия
Содержательная жизнь в детском
саду и семье, предполагающая
интеграцию направлений
социального, гендерного и
нравственного, трудового,
патриотического и духовного
воспитания
Положительный пример
окружающих
Учет возрастных и индивидуальных
особенностей социального и
нравственного развития ребенка и
детской группы
Коллективный образ жизни и
сотрудничество в разнообразных
видах деятельности
Сотрудничество семьи и ДОО
Задача педагога
создание культурной среды развития для каждого
ребенка и оказание ему помощи и поддержки в
активном освоении культурного опыта.
Задача педагога
— речевая и поведенческая культура взрослых(педагогов,
родителей);
— продуманная, рациональная организация образа жизни детей
в детском саду;
—разнообразная
предметно-развивающая
среда,
удовлетворяющая актуальные потребности дошкольников в
общении и деятельности, интересы мальчиков и девочек;
— взаимодействие педагогов и родителей дошкольников;
— проектирование содержательной жизни детей
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Успех
в
воспитании
свободной личности, а
именно такую личность мы
и хотим получить, зависит
от
исходной
методологической
позиции, с которой мы
смотрим на ребенка
ВОСПИТАНИЕ ГУМАННОСТИ
Стержнем и показателем
нравственной
воспитанности
человека
является
характер
его
отношения к людям, к
природе, к самому себе. С
точки зрения гуманизма это
отношение выражается в
сочувствии, сопереживании,
отзывчивости, доброте эмпатии
Ранний возраст
Формирование гуманного отношения к людям и природе
начинается с раннего возраста. Главное направление в методике проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще
употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за
каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся,
отдал игрушку), обучать способам выражения сочувствия,
внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться,
поздороваться и т.д.)
В младшем дошкольном возрасте
важно, чтобы социальный опыт
ребенка пополнился множеством
единичных
положительных
поступков.
Ведущими методами воспитания у
детей младшего возраста являются
пример взрослых и организация
педагогических ситуаций. Эффект
названных методов усиливается
оценкой взрослых и их похвалой.
Средствами воспитания гуманных
отношений в младшем дошкольном
возрасте являются сам взрослый как
носитель положительного способа
поведения
МЛАДШИЙ
ДОШКОЛЬНЫЙ
ВОЗРАСТ
В этом возрасте дети способны не
только на обобщение своего опыта
отношений, но и на их анализ, на
объяснение причин замеченных в
них недостатков.
Воспитатель организует этические
беседы с детьми. Беседы можно
проводить в разных формах индивидуально, с подгруппой в 5-6
человек
или
фронтально.
Содержанием этической беседы
могут стать возникшие в группе
отношения между детьми, мораль
художественных произведений или
произведения
изобразительного
искусства
СТАРШИЙ
ДОШКОЛЬНЫЙ
ВОЗРАСТ
Содержание нравственного воспитания
Виды
Игра
Воспитательные
возможности
разных видов
деятельности
Приучает ребенка к
самостоятельному
удовлетворению личных
потребностей, учит к
совместным играм, умению
подчиняться правилам игры;
дети начинают чувствовать себя
равноправными членами
коллектива; формирует
привычку внимательного
отношения к сверстникам, к
вещам; приучает ребенка к
эмпатическому взаимодействию
Игра ребенка, направленная на
взаимоотношения со
сверстниками. В младшем
дошкольном возрасте при этом
основной акцент делается на
радость совместных игр, в
старшем дошкольном возрасте
внимание ребенка привлекается
к этической стороне процесса
Содержание
Труд
Прививает трудовые навыки по
поддержанию общего порядка,
имеет общественную
направленность
Учение
Закладывает основы
самосознания и
рефлексии,
мировоззрения,
развивает умения сочувствовать, сопереживать, сорадоваться
В младшем дошкольном возрасте Системные знания
– помощь взрослому в протирании
мебели, расстановке игрушек,
стирке мелких вещей и т.д.
Формируется умение
сосредотачиваться на одном
занятии, доводить дело до конца.
В старшем возрасте – уборка
групповой комнаты, участка,
приготовление пищи, ремонт книг,
игрушек. Формируется
представление о значимости
труда для всех и лично для
каждого, умение замечать и
устранять беспорядок
Художественная
деятельность
Удовлетворяет эстетические
потребности человека;
развивает мелкую моторику
и уточняет представление
об окружающих предметах;
развивает творческие
способности; умение
работать в коллективе
Изготовление поделок из
природного материала,
бумаги, картона, ткани,
поролона и др. Оформление
выставок, участие в
изменении предметноразвивающей среды группы,
дизайн помещений,
украшение участка детского
сада к праздникам.
Средства социально-нравственного воспитания (на примере
средств патриотического воспитания
Микросреда
Ранний
возраст
Я
Мама,
папа
Члены
семьи
Дом
Соседи
Двор
Младший
возраст
+
Группа
Детский сад
Кружки
Улица
Район
Мезосреда
Макросреда
Средний возраст
Старший возраст
+
Город
Регион
Климат
Страна
Традиции
Культура
+
Символика страны
Народы мира
Мировая культура
Планета космос
Средства социально-нравственного воспитания
ознакомление детей с разными сторонами социального
окружения, общение с людьми (детьми и взрослыми);
организация их деятельности (игры, труд и т.д.), включение
тетей в предметно-практическую деятельность, практика
коллективных творческих дел и игра;
общение с природой;
художественные средства: народный фольклор, музыка, кино
и диафильмы, художественная литература, изобразительное
искусство и др.
Средства нравственного воспитания
Собственная
деятельность
Пример взрослых
2 варианта:
1) Знакомство с процессом
труда взрослых (В.И.
Логинова, М.В. Крулехт);
2) Знакомство с человекомтружеником, его
отношением к труду (С.А.
Козлова). При этом
решаются
интеллектуальнонравственные задачи
Художественная
литература
Успехов!!