Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2 Организация научных исследований.
1. Понятие и роль проблемы в исследованиях.
2. Тема научного исследования. Объект и предмет исследования.
3.Этапы научного исследования.
4. Разработка рабочей гипотезы.
5. Концепция, программа и план исследования. Научная парадигма.
6. Виды научных исследований (статья, доклад, тезисы доклада, курсовая работа, ВКР бакалавра, магистерская диссертация, заявка на патент, кандидатская диссертация, докторская диссертация)
1. Понятие и роль проблемы в исследованиях.
Под проблемой понимается начальный этап исследования, на котором исследователь осознает наличие неизвестного и ставит перед собой цель путем поисковой, познавательной деятельности сделать неизвестное известным. В общем случае под проблемой понимают обнаружившееся несоответствие между желаемым и действительным. Познавательная проблема как явление сознания противоречива и многопланова. С одной стороны, это знание о “незнании”, с другой — не только о наличии “незнания”, но и о характере этого “незнания” и даже о его мере, т. е. о глубине “проблемного разрыва”. Наличие проблемы выступает в качестве побудительного мотива исследования. Именно в этом плане познавательную (практическую, научную) проблему понимают в качестве спускового крючка исследования.
Выявленные проблемы классифицируют по различным признакам: по отношению к границам объекта (внутренняя / внешняя); по масштабу (глобальная / локальная); по настоятельности (срочная, неотложная / могущая “подождать”); по сферам происхождения или приложения (социальная, экономическая, научная и др.); по субъектности (личная / фирменная / общественная) и т. д.
2. Тема научного исследования. Объект и предмет исследования.
Определение темы исследования
Круг тем исследований неисчерпаем. Тема автором выбирается самостоятельно или по рекомендации консультанта, но формулирование темы – это прерогатива автора и обычно оно вызывает затруднение. Следует помнить, что название темы исследования отражает индивидуальный опыт и ограничено сферой деятельности автора. Кроме этого, необходимо знать, что формулировка темы оказывает существенное влияние не только на весь ход исследования, но и на качество его результатов. Справедливо суждение академика Е.В. Ткаченко о том, что «…правильно сформулированная тема диссертации – это не только 50% выполненной научной работы, но и залог её успешной защиты …» [51]. Это суждение справедливо относительно любой формы учебного и научного исследования (реферат, статья, курсовая и дипломная работы и т.д.).
К формулировке темы исследования предъявляются определённые требования: актуальность, проблемный характер, лаконичность, недопустимость использования в названии темы взаимоисключающих понятий, а также понятий, не относящихся к содержанию исследовательского проекта.
Выбор темы исследовательской работы и формулировка ее названия аккумулируют мысль, обращая ее, одновременно и к теоретическим вопросам, и к практическому материалу, который необходимо собрать в процессе проведения исследования, поэтому любой исследователь сталкивается с необходимостью работать в библиотеке или с современными информационными носителями (Интернет, электронные издания и т.д.).
Объект исследования
Грамотный подход к обозначению ключевых аспектов научной работы во многом определяет её успех. Приступив к написанию научной работы, исследователь часто затрудняется в правильном определении объекта изучения.
Несмотря на то, что определение понятий можно легко отыскать в словаре, трудности с самостоятельным выделением объекта исследования у авторов научных работ возникают довольно часто.
Понятие объекта более широкое, поэтому определить его в своем исследовании обычно бывает проще, чем предмет. Объект имеет множество свойств и сторон для изучения.
Объектом исследования является – явление или предмет, существующий в материальном мире независимо от сознания человека, и на которое направлено его познание или деятельность. Проще говоря, объект – это та часть всего научного познания, с которой работает исследователь.
В научной работе объект тесно связан с темой исследования, но не повторяет ее.
Предмет исследования
Четкое разграничение понятий «объект» и «предмет» в научной работе, их правильная формулировка – критерии компетентности исследователя и грамотности его научной работы.
Предмет исследования – это отдельное свойство объекта, вопрос или проблема, находящаяся в его рамках. Любая научная работа не может охватывать весь объект для изучения. Поэтому необходимо выделить конкретную сторону, на которую будет направлена деятельность исследователя.
При выделении предмета изучения следует ответить на вопрос: «Что конкретно изучается?». Предметом могут быть процессы, явления, отношения, проблемы, закономерности, зависимости и т.д. Другими словами, происходит уточнение объекта или его конкретизация.
Примеры определения объекта и предмета исследования
Для более полного понимания рассматриваемых категорий стоит рассмотреть примеры определения объекта и предмета исследования.
Для того, чтобы правильно определить объект и предмет исследования, нужно выявить область, в рамках которой проходит исследование. Далее следует рассмотреть тот аспект этой области, которую исследователь планирует изучить, исходя из цели работы. Это и будет являться предметом изучения.
Пример 1. Дисциплина «Микроэкономика» имеет объектом изучения экономическую деятельность людей. Предметом изучения могут являться экономическое поведения людей, их экономические взаимоотношения и т.д.
Пример 2. Дисциплина «Микробиология». Объектом изучения микробиологии являются различные микроорганизмы. Предметом изучения могут быть рост, развитие и размножение этих микроорганизмов, их распространение и т.д.
Пример 3. Дисциплина «Микросоциология». Объектом изучения микросоциологии является семья, а предметом – семейное поведение. Объектом изучения информатики являются информационные системы, а предметом могут быть такие аспекты как программное обеспечение, аппаратное обеспечение и др.
3. Этапы научного исследования
Любое научное исследование в процессе своего выполнения проходит ряд последовательных этапов, представляющих собой звенья цепи процесса познания.
1. Выбор (уточнение) темы научного исследования:
общее ознакомление с проблемой, к которой относится НИР, если работа новая, или уточнение задач конкретной работы, если она вытекает из предшествующих исследований;
формулирование темы (ее наименование, объект и предмет исследования, актуальность, научная новизна, цель работы и ее предполагаемые результаты);
составление плана НИР (тематический план как перечень элементов-этапов исследования, и календарный план, увя-зывающий сроки выполнения отдельных этапов со сроками выполнения всей работы);
технико-экономическое обоснование работы (сопоставле-ние затрат на работу с ожидаемой эффективностью ее ре-зультатов).
2. Анализ (обзор) научно-технической литературы по теме на-учного исследования:
поиск, подбор и изучение литературы;
критический анализ информации по литературным данным;
обобщение информации (составление обзора с выводами);
оценка состояния вопроса.
3. Постановка задачи научного исследования:
определение цели и задачи исследования;
выбор пути решения;
установление допущений и ограничений на решение и его результаты;
выбор метода исследования.
4. Теоретический анализ:
поиск идеи решения (ее формулирование);
выбор рабочей гипотезы;
разработка модели исследуемого явления (процесса, объек-та);
материализация модели;
теоретический анализ модели;
вычисления и анализ результатов.
5. Экспериментальная часть работы:
цели, задачи и план эксперимента;
методика эксперимента и измерений в его процессе;
оценка достоверности измерений;
создание экспериментальной (испытательной) установки (стенда);
проведение эксперимента;
обработка экспериментальных данных.
6. Анализ результатов научного исследования:
сопоставление результатов эксперимента с данными теоре-тического анализа;
уточнение теоретических представлений, уточнение модели исследуемого явления;
преобразование рабочей гипотезы в теорию исследуемого явления;
формулирование выводов, заключения.
7. Оформление результатов исследования:
оценка возможностей практического использования результатов работы;
анализ технико-экономической эффективности полученных результатов и их практического использования;
составление научно-технического отчета, написание магистерской диссертации, научных статей, тезисов, докладов, заявок на патенты.
8. Внедрение результатов НИР в производство.
Для магистерской диссертации перечень этапов их выполнения может быть несколько иным.
Важно еще раз подчеркнуть, что приведенная последователь-ность работы является обобщенной, каждая конкретная работа может протекать своим путем с неоднократными повторениями и возвратами к предыдущим этапам в зависимости от результатов последующих.
Как в научной, так и в инженерной работе можно выделить некоторые общие элементы. Сопоставление перечня этапов НИР с последовательностью процесса решения инженерных задач показывает, что в инженерной и научной работе есть ряд сходных по содержанию этапов:
1) анализ научно-технической информации;
2) поиск идеи (творческая часть решения задачи);
3) разработка модели, принятие допущений и ограничений;
4) теоретический анализ, методы и приемы;
5) эксперимент, его методика, обработка результатов;
6) оформление результатов работы;
7) передача информации.
4. Разработка гипотезы и концепции исследования
Практически всегда в начале процесса исследования выдвигается предположение о его результатах, гипотеза.
Если бы в своей работе исследователи не пользовались предположениями, то они превратились бы в собирателей фактов, в регистраторов событий.
Гипотеза — это требующее проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере
внутренних и внешних связей структурных элементов. Гипотеза — это также вероятностное знание, объяснение, понимание — вариант объяснения при недостаточности информации.
Не любое предположение называют гипотезой, а лишь предположение, основанное на знании, в результате чего выдвигается это предположение. Таким образом, слово
«гипотеза» имеет два смысла: особого рода знание и особый процесс развития знания.
Гипотеза должна отвечать следующим требованиям:
1) релевантности, т. е. относимости к фактам, на которые она опирается;
2) проверяемости опытным путем, сопоставляемое с данными наблюдения или эксперимента (исключение составляют непроверяемые гипотезы);
3) совместимости с существующим научным знанием;
4) обладания объяснительной силой, т. е. из гипотезы должно выводиться некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий. Большей объяснительной силой будет
обладать та гипотеза, из которой выводится наибольшее количество фактов;
5) простоты, т. е. она не должна содержать никаких произвольных допущений, субъективистских наслоений.
Различают гипотезы описательные, объяснительные и прогнозные.
Описательная гипотеза — это предположение о существенных свойствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта.
Объяснительная гипотеза — это предположение о причинно-следственных зависимостях.
Прогнозная гипотеза — это предположение о тенденциях и закономерностях развития объекта исследования.
Основные этапы построения гипотез
1. Выдвижение гипотезы. Выдвигаемая гипотеза однозначно должна быть логически согласована с проблемой и целью, приложима к данным, заключенным в предварительном описании предмета исследования, включать понятия, получившие предварительное уточнение, интерпретацию, предоставлять возможность эмпирической проверки.
2. Формулировка (разработка) гипотезы. Выдвинутую гипотезу необходимо правильно и четко сформулировать, от этого зависит ход и результат ее проверки.
3. Проверка гипотезы. Основной задачей проводимого в последующем исследования является проверка гипотезы на достоверность. Подтвердившиеся гипотезы становятся
теорией и законом и используются для внедрения в практику. Неподтвердившиеся либо отбрасываются, либо становятся основой для выдвижения новых гипотез и новых направлений в исследовании проблемной ситуации.
Концепция исследования является важнейшей составляющей в его проведении.
5. Концепция, программа и план исследования. Научная парадигма.
Одним из важных факторов, направляющих (организующих) исследование, является его концепция.
Под концепцией исследования понимают комплекс основных положений (представлений) о том, как надлежит вести исследование. Это целостная, логически увязанная система взглядов, объединенная какой-то общей идеей и направленная на достижение цели (целей) исследования.
Основными методами, используемыми при разработке концепции, рассматривают: дивергенцию, трансформацию и конвергенцию.
Дивергенция сводится к расширению границ предмета исследования в той мере, которая необходима для обеспечения достаточного пространства поиска. Это проверка на устойчивость идей, подходов, направлений исследования, поиск парадигм и точек отсчета свободное блуждание в проблемном поле.
Трансформация — изменение представления о проблеме до такого вида, который представляется наиболее приемлемым для исследования.
Конвергенция — целесообразное сужение границ предмета исследования.
Методы дивергенции: обобщение литературной информации; визуализация проблемы; обсуждение проблемы; анализ формулировок; накопление информации; инвентаризация точек зрения и подходов к разрешению проблемы.
Методы трансформации: классификация; уточнение структуры проблемы; выбор критериев классификации источников и частей проблемы; ранжирование источников и частей; установление взаимодействий источников и частей.
Методы конвергенции: обосновывающие расчеты; проектирование.
На выбор концепции исследования существенное влияние оказывает преобладающая в данном временном интервале в конкретной ветви знания (науке) парадигма.
Под научной парадигмой понимают систему взглядов, вытекающих из основополагающих идей и научных достижений крупных (ведущих) ученых, определяющих направленность мышления основной массы исследователей. Это такие выдающиеся научные достижения, которые привлекают устойчивую группу ученых-единомышленников, но которые оставляют пространство для творческого поиска других (новых) групп ученых. Примеры: в физике — представления о волновой и корпускулярной природах света; в теории управления — учет поведенческих аспектов персонала при принятии решений (бихевиоризм) и т. д.
Концептуальное ядро парадигмы состоит из исходных, первоначальных, понятий системы основных принципов и законов, а также более или менее вероятных гипотез.
Ценность парадигмы в рамках научной дисциплины зависит от того вклада, который она вносит в разъяснение фактов и разрешение проблем по сравнению с конкурирующими парадигмами.
Преобладающая научная парадигма сохраняет силу до тех пор, пока новые накопленные знания не вступят в противоречие с общепринятыми (вытекающими из господствующей парадигмы) представлениями и не потребуют замены существующей, неспособной объяснить и систематизировать эти знания, парадигмы на новую. На основе концепции разрабатывается детализирующая ее программа.
Программа исследования — это комплекс положений, определяющий цели и задачи исследования, его предмет, условия проведения исследования, используемые ресурсы и предполагаемый результат. Программа рассматривается как средство достижения цели исследования, как форма конкретизации концепции.
Разделы программы: цель исследования; содержание программы; актуальные и важнейшие подпроблемы; парадигма и рабочая гипотеза решения проблемы; основная концепция исследования; ресурсное обеспечение; предполагаемый результат; показатели эффективности исследования. На основе программы разрабатывается детализирующий ее план.
План исследования — совокупность показателей, отражающих связь и последовательность ключевых мероприятий (действий, акций и т. д.), ведущих к полной реализации программы и разрешению проблемы. План исследования рассматривается в качестве организующего фактора последовательного движения к цели исследования.
6. Виды научных работ:
- статья,
- тезисы доклада,
- курсовая работа,
- выпускная квалификационная работа (ВКР) бакалавра,
- выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация),
- заявка на патент,
- кандидатская диссертация,
- докторская диссертация
Основной и наиболее распространенной формой научной публикации является статья. Мотивация написания статьи – это признание научной общественности, способ показать свою квалификацию в рассматриваемой области науки, застолбить приоритет полученных результатов. Цель статьи – изложение результатов теоретического или экспериментального исследования по отдельной проблеме. Обычный объем научной статьи составляет 0,3-0,4 печатных листа.
Печатный лист – это условная единица измерения объема печатного текста. Она соответствует площади текста разворота (двух страниц) газетного листа и содержит 40 тысяч печатных знаков. Объем содержания одного печатного листа соответствует примерно 22,5-23 страницам стандартного машинописного текста или примерно 40 иллюстрациям среднего размера. В книге среднего формата, в каком выпускаются учебно-методические пособия, печатный лист занимает 16 страниц.
Таким образом, средний объем статьи – это 5-7 печатных страниц (или 7-9 машинописных). Исходя из этого объема, рассмотрим примерную «технологию» работы по подготовке такой статьи, содержащей следующие составные части, приведенные на рис. 26.
Название статьи должно быть конкретным и точно определять ее содержание, в то же время быть привлекательным и броским. Ведь по названию статьи судят о содержании. Это особенно важно сейчас в связи с огромным потоком информации. Точное название поможет статье найти читателя, неточное или неопределенное – привести к тому, что она окажется не замеченной специалистами. Название должно быть по возможности кратким – не более восьми – десяти слов. Не следует включать в название такие формальные и неопределенные слова, как «Исследование…» или «Изучение…», «Некоторые вопросы…» или «К вопросу…».
Примеры неудачных названий статей:
«Применение методов натурного моделирования для определения законов распределения сроков службы деталей электромеханических устройств ввода-вывода» (во-первых, очень длинно – 14 слов; во-вторых, заглавие трудно читается: последние девять слов содержат восемь существительных в родительном падеже);
«Исследования по выбору структуры специального комплекса технических и программных средств» (кроме того что заглавие длин-ное, первые два слова в нем лишние, они ни о чем не говорят. В то же время в заглавии не указано, что речь идет о комплексе технических и программных средств обработки специальной информации);
«К вопросу о математическом описании специальных алгорит-мов обработки информации» (заглавие не определяет содержание са-мой статьи, а говорит только об области, к которой оно относится. Первые слова «к вопросу о…» – лишние).
Из примеров видно, что в названии статьи, для того чтобы она нашла своего читателя, обязательно должны присутствовать одно-два ключевых слова, определяющих область, к которой относится ее со-держание. В первых примерах это слова «обработка», «специальной», «информации». Этому же служит шифр универсальной десятичной классификации (УДК), сопровождающий аннотацию статьи.
Аннотация – это краткое изложение основного содержания статьи. Она выполняет функцию расширенного названия статьи. Аннотация показывает, что, по мнению автора, наиболее ценно и применимо в выполняемой им работе. Плохо написанная аннотация может испортить впечатление от хорошей статьи. Объем аннотации от двух до пяти строчек текста.
План журнальной статьи выглядит очень просто, он складывается из трех-четырех частей. Обычно это введение, основное содержание и заключение. Этим план статьи похож на план отчета по НИР.
Когда статья посвящена изложению экспериментальной работы, ее основное содержание делится на две части: методика эксперимента (если она оригинальна) и его результат. В более сложных случаях в составе основной части статьи могут быть три раздела: теоретический анализ, экспериментальные данные, технико-экономическое обоснование эффективности использования результатов работы. Такая статья потребует и несколько большего объема.
Вводная часть статьи имеет те же цели, что и введение отчета, но она должна быть сформулирована значительно компактнее. Объем введения обычной статьи в 7-9 страниц ни в коем случае не должен превышать одной страницы машинописного текста или 8-12% от объема статьи. Во вводной части автор должен кратко осветить следующие вопросы:
актуальность проблемы, к которой относится исследование (чем интересна проблема вообще, какое значение она имеет для народного хозяйства, развития техники. Это надо изложить в двух-трех фразах (но не более 10 строк);
обзор современного состояния проблемы (что уже известно и что предстоит решить). Здесь должны быть отмечены последние работы по данной теме, проведен их критический анализ и показана необходимость дальнейшего изучения вопросов, одному из которых посвящена статья. Точная экспозиция состояния вопроса очень важна в любой статье, ибо она позволяет квалифицированному читателю оценить меру компетентности самого автора и правильность выбранного им пути поиска. Объем этой части – 13-15 строк;
постановка задачи исследования и, следовательно, определение цели публикуемой статьи. На основе обзора указывается, на какой из нерешенных вопросов данной проблемы в статье будет дан ответ. На это могут быть отведены одна-две фразы (5-7 строк). Точная формулировка цели очень важна, именно по этой части введения будущий читатель определит, нужно ли ему читать статью.
Во введении автор должен исходить из того, что читатель незнаком с темой исследования, а введение статьи даст ему возможность получить о ней общее представление. Такая «подготовка» позволит читателю приступить к изучению статьи.
Иногда во введении бывает сложно объяснить все исходные материалы, в таких случаях делают ссылки на ранее опубликованные работы, в которых все необходимое изложено. Ссылок не должно быть много, и полностью полагаться на них нельзя: трудно представить читателя, который, для того чтобы прочесть вашу статью, будет искать два-три других сборника или журнала.
Основное содержание статьи должно быть изложено на 5-7 страницах. Этим определяется стиль ее изложения: экономный и конкретный. Все новые результаты, положения, доказательства, полученные в исследовании, следует изложить четко и ясно. На второстепенные или сопутствующие вопросы можно отвлекаться, лишь имея уверенность, что изложение основного содержания отвечает цели статьи.
Заключение подводит итог исследования. Здесь проводятся анализ полученных результатов, сопоставление их с результатами других аналогичных исследований, с выводами теоретического анализа. В заключении делаются выводы о достижении цели исследования, сформулированной во вводной части, о возможности и эффективности практического использования полученных результатов и о задачах дальнейших исследований. Все это следует сформулировать в виде четких лаконичных положений, исключающих неопределенное или двусмысленное толкование. Выводы нельзя отождествлять с аннотацией, у них разные функции. Выводы должны показывать, что получено, а аннотация – что сделано.
Статья завершается списком литературы. Общий объем заключения (вместе со списком) не должен превышать одной страницы.
К написанию статьи необходимо подходить очень ответственно. В статье не должно быть ничего лишнего, второстепенного, искусственно увеличивающего объем публикации и, следовательно, снижающего КПД научно-технической информации. Отсюда главное правило: писать надо сжато, просто, понятно и в то же время интересно. Построение материала в публикации должно быть логичным, ясным для читателя, тогда и содержание материала будет доступным для понимания и использования. А в этом и состоит цель публикации.
Прежде чем приступить к написанию статьи, автор должен ответить на два вопроса: не являются ли полученные результаты пред-метом изобретения? Возможно, что автору следует вместо статьи поработать над оформлением заявки на патент. Нет ли в полученных результатах элементов секретности? Публикация статьи с такими эле-ментами в открытой печати невозможна.
При оформлении статьи в журнал, она должна быть отправлена в редакцию в законченном виде в соответствии с требованиями, которые обычно публикуются в отдельных номерах журналов в качестве памятки авторам.
Если статья содержит ранее неизвестные сведения, которые могут заинтересовать лишь небольшую часть специалистов, то такие материалы принимаются редакцией на хранение. Депонирование предусматривает не только прием и хранение рукописей, но и организацию информации о них, копирование рукописей по запросам потребите-лей. За автором депонированных материалов сохраняется авторское право, в дальнейшем он может их опубликовать.
Доклад.
Методика подготовки доклада на научно-технической конференции, семинаре, заседании научно-технического совета, Государственной аттестационной комиссии и др. несколько отличается от работы над статьей.
План доклада практически такой же, как и при работе над статьей. Однако особенности устного изложения материала накладывают свой отпечаток как на форму представления, так и на содержание доклада.
Во-первых, объем доклада ограничивается не числом страниц, а временем, отводимым на изложение материала. Обычно доклад занимает 15-20 минут. Исходя из того, что на чтение одной страницы требуются примерно 2 минуты, объем доклада должен быть равен 7-10 машинописным страницам.
Обычно к докладу готовятся демонстрационные материалы (плакаты, слайды и др.), которые могут содержать математические выводы, схемы, графики и т.д. Наличие этих материалов перед глазами аудитории облегчает задачу докладчика по объяснению целей и результатов выполнения работы. Кроме того, хорошо подготовленный иллюстративный материал может стать и канвой самого доклада. Особенно это важно при докладах о квалификационных работах (курсовые, дипломные, кандидатские).
Перед выступлением целесообразно прорепетировать доклад перед студентами или зеркалом. Хорошо сделанный доклад – это половина успеха при защите любой работы.
Содержание доклада важно уметь доходчиво изложить, чтобы сидящие на конференции специалисты различных специальностей сумели быстро понять основные особенности и результаты вашей работы и задать грамотные вопросы. За время доклада важно успеть донести до зала: актуальность выбранной вами темы, задачу, которую вы решаете, самые важные результаты и выводы, которые вы сделали из работы.
Для магистранта или аспиранта участие в конференциях является необходимым этапом НИР и помогает молодому ученому «обкатать» свои текущие разработки перед их опубликованием. Кроме положительной отчетности в своем университете, участие в научно-технических конференциях также помогает молодым ученым получить обратную связь от опытных специалистов, работающих в области ваших научных интересов.
Доклад по способу представления научных материалов может быть устным или стендовым. Устный доклад часто помогает вам привлечь большее (по сравнению со стендовым) внимание участников конференции и является более престижным, нежели стендовый доклад.
Тезисам доклада присуща значительно более высокая степень концентрации научного материала. Они незаменимы для подготовки и всесторонней аргументации письменной работы любой сложности, а также для подготовки докладов. В виде тезисов обычно публикуются материалы научно-практических конференций.
Тезисы – это краткий научный текст, в котором изложены наиболее яркие, существенные результаты НИР, а также методология их получения. Обычно тезисы предваряют и со-провождают ваше выступление на конференции. Они призваны помочь другим участникам конференции понять содержание вашего исследования, оценить научность и достоверность полученных вами результатов.
Тезисы и выступление с докладом – это не одно и то же. Выступление должно быть подготовлено в соответствии с особенностями устной речи, в то время как тезисы – это продукт письменной речи, основа, скелет вашего будущего доклада.
Оформление тезисов определяется программой конференции. Внимательно читайте правила оформления тезисов и следуйте им. Название тезисов должно соответствовать их содержанию. Текст тезисов должен включать в себя ответы на три вопроса: что изучалось (постановка проблемы НИР), как изучалось (методология), какие результаты получены (основные выводы).
Магистерская диссертация
Магистерская диссертация представляет собой выпускную квалификационную работу научного содержания, которая является самостоятельным научным исследованием, выполняемым под руководством научного руководителя. Защита магистерской диссертации в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, происходит публично на заседании Государственной аттестационной комиссии.
В структуре современного высшего образования степень магистра следует по научному уровню за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Исходя из того, что магистерская подготовка – это по сути лишь первая ступень к научно-исследовательской деятельности, ведущей к поступлению в аспирантуру и последующей подготовке кандидатской диссертации, магистерская диссертация, выполненная в системе современной российской высшей школы, все же не может считаться научным произведением в полном смысле этого слова, поскольку степень магистра – это не ученая, а академическая степень, отражающая, прежде всего, образовательный уровень выпускника высшей школы и свидетельствующая о наличии у него умений и навыков, присущих начинающему научному работнику.
Магистерская диссертация представляется в виде, который позволяет судить, насколько отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, их новизна и значимость. Совокупность полученных в такой работе результатов позволяет определить уровень научной квалификации магистранта и свидетельствует о наличии у ее автора первоначальных навыков научной работы в избранной области профессиональной деятельности.
Магистерская диссертация, хотя и является самостоятельным научным исследованием, но может быть отнесена к разряду учебно-исследовательских работ, в основе которых лежит моделирование уже известных решений. Ее научный уровень всегда должен отвечать программе обучения.
Курсовая работа -
представляет собой более глубокое и объемное исследование избранной темы учебного курса, чем реферат, доклад, контрольная работа. К выполнению и оформлению курсовой работы предъявляются определенные требования. Эти требования зафиксированы в рекомендациях Министерства образования России.
В зависимости от цели курсовая работа может носить реферативный, практический или опытно-экспериментальный характер. Цель, как правило, задает структуру работы. Поэтому в курсовой работе реферативного характера в теоретической части дается история вопроса, показывается уровень разработанности проблемы в теории и практике, исходя из сравнительного анализа изученной литературы.
В курсовой работе практического характера основная часть состоит из двух глав или разделов. В первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы, во втором, как правило, помещаются практические материалы: расчеты, методики, графики, таблицы, схемы, иллюстрации и т.п.
Курсовая работа опытно-экспериментального характера предполагает проведение эмпирического исследования (эксперимента) или его фрагмента, анализ результатов и разработку практических рекомендаций. Описание эмпирического исследования осуществляется во втором разделе основной части. В ходе описания дается характеристика методов экспериментальной работы и обосновывается их выбор, раскрываются основные этапы эксперимента, методы обработки и анализа результатов.
Структура курсовой работы, независимо от ее характера, включает в себя следующие компоненты: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиографический список, по необходимости – приложение.
По объему курсовая работа должна занимать не менее 15–20 страниц печатного текста или 20–25 страниц рукописного. Приложения в объем курсовой работы не включаются.
Критерии оценки курсовой работы:
– актуальность темы исследования;
– соответствие содержания работы теме;
– глубина проработки материала;
– правильность и полнота разработки и описания поставленных вопросов;
– репрезентативность и валидность полученных данных эмпирического исследования;
– значимость выборов для последующей практической деятельности;
– соответствие оформления работы требованиям.
Выпускная квалификационная работа
Выпускная квалификационная работа выполняется студентами в форме дипломной работы или дипломного проекта. Дипломная работа может носить практический, опытно-экспериментальный, а в отдельных случаях – и теоретический характер. Это зависит от цели, которую автор в данной работе формулирует.
Дипломная работа теоретического плана состоит из таких разделов:
– титульный лист;
– оглавление;
– введение, в котором раскрываются актуальность и значение темы, основные характеристики работы, формулируются цели и задачи;
– основная часть, где на основе глубокого анализа литературы раскрывается содержание работы, освещается история исследуемой проблемы, уровень ее разработанности в теории и практике, а так же дается ее обоснование с позиции той науки (дисциплины), в рамках которой выполняется данная квалификационная работа;
– заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации по дальнейшему использованию материалов теоретического исследования;
– список используемой литературы;
– приложение.
В структуру дипломной работы, выполняемой на практическом уровне, входят:
– титульный лист;
– оглавление;
– введение, где так же, как и во введении к теоретической работе, раскрываются актуальность и значение темы (проблемы), основные характеристики работы, формулируются цели и задачи;
– основная часть, которая, в отличие от основной части выпускной работы теоретического характера, состоит из теоретического и практического разделов. В первом рассматриваются теоретические основы разрабатываемой темы, дается анализ различных подходов, взгляд автора. Второй раздел посвящен проектированию средств, методов, программ, концепций, моделей и т.д., используемых в профессиональной деятельности, описанию их реализации в практике, оценке их результативности. В данный раздел могут войти разработанные автором уроки, мероприятия, планы, тренинги и т.д., рекомендации по их применению;
– заключение, в котором автор делает выводы, показывает результаты и дает рекомендации;
– список используемой литературы;
– приложение.
Дипломная работа, носящая опытно-экспериментальный характер, отличается от предыдущих более глубокой проработкой теории вопроса; автор в ней должен показать знание теоретических и методологических основ темы, историю возникновения вопроса.
При анализе парадигм, подходов необходимо сосредоточить свое внимание на более приемлемых из них для данной темы исследования; на этой основе разработать и провести эмпирическое исследование, описать его методику, этапы и результаты, разработать рекомендации к использованию результатов в практике. В этом дипломная работа опытно-экспериментального характера похожа на диссертационное исследование.
Отличие заключается в объеме и уровне обобщения. Объем дипломной работы составляет 30–50 страниц печатного текста, объем диссертационного исследования – 120–180 страниц. Кроме того, в диссертации во введении автор, наряду с обоснованием актуальности темы и формулировкой целей и задач исследования, выделением его объекта, предмета и гипотез, должен охарактеризовать новизну и выносимые на защиту научные положения.
Дипломный проект отличается от дипломной работы тем, что в нем роль теоретической части и введения выполняет пояснительная записка. В которой определяется актуальность темы данного проекта, формулируются цели и задачи, а также предполагаемый результат, предоставляется анализ необходимых для проектирования источников информации (теоретических, технических, технологических, экономических и т.д.), характеризуются методы анализа и проектирования, описывается методика оценки эффективности проекта. В основной части дипломного проекта представляется непосредственно спроектированный автором объект. В заключительной части предлагаются данные о внедрении проекта в практику.
Диссерта́ция (от лат. dissertatio — исследование, сочинение, рассуждение, доклад) — квалификационная работа на присуждение академической или учёной степени и квалификации (степени) магистра.
Магистерская диссертация является видом выпускной квалификационной работы и защищается на заседании Государственной экзаменационной комиссии, в которой большинство членов имеют ученые степени и обязательно присутствуют профессора. После успешной защиты выпускнику присваивается квалификация (степень) магистра.
Кандидатская диссертация - научная квалификационная работа, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач.
Кандидатская диссертация – это более серьезный научный труд, чем магистерская. На его написание могут уйти годы жизни, ведь тут требуется серьезный подход к практическим исследованиям и не меньший запас теоретических знаний. По итогу процедуры защиты соискателю может быть присвоено звание кандидата наук – серьезная ступень в научной карьере.
Как правило, кандидатские работы пишутся на основе магистерских диссертаций. Защита кандидатской диссертации является финальной точкой в обучении в аспирантуре и проходит перед серьезным ученым советом. Просто так к ней не допустят – необходимо иметь собственные публикации, написанные монографии и грамотно оформленный автореферат.
Докторская диссертация
Написание докторской диссертации позволит получить степень доктора наук – самое высокое звание в ученом мире. Это самый сложный вид работ, к нему допускаются лишь те, кто уже защитил магистерскую и кандидатскую и прошел курс обучения в докторантуре.
Перед тем как защитить диссертацию перед научным советом, соискатель обязан предоставить автореферат, опубликованные в ведущих научных журналах монографии, провести серьезные исследовательские работы, а также подкрепить их теоретической базой.
Диссертация при этом должна быть актуальной, то есть содержать в себе решение давно существующей научной проблемы или содержать исследование ранее неизученных тем.