Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Организация исследовательской деятельности школьников на разных этапах обучения

  • 👀 711 просмотров
  • 📌 662 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Организация исследовательской деятельности школьников на разных этапах обучения
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Организация исследовательской деятельности школьников на разных этапах обучения» pdf
Лекция 2 Организация исследовательской деятельности школьников на разных этапах обучения План лекции Особенности проявления исследовательской деятельности в процессе обучения школьников разных возрастных групп 2. Вариант построения урока с использованием исследовательского метода 3. Основные этапы исследовательской деятельности и их особенности. 1. Функции исследовательской деятельности в зависимости от возраста учащегося  в дошкольном образовании и начальной школе – сохранение исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса и становление мотивации к учебной деятельности;  в основной школе – развитие у учащихся способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности на основе применения элементов исследовательской деятельности в рамках предметов учебного плана и системы дополнительного образования;  в старшей школе – развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения Младший школьный возраст (7-10 лет) Вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность начинается уже с начальной ступени обучения:  в 1–2 классах — это доступные творческие задания, выполняемые на уроках;  в 3–4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные как индивидуальные, так и коллективные исследования.  Функция наставника заключается в организаторской, стимулирующей и корректирующей роли, то есть главное для педагогического работника — увлечь детей предметом исследования, показать значимость их исследовательской деятельности. Средний школьный возраст (11-14 лет)  Содержание     и характер обучения направлены на систематическое освоение знаний. Расширяется объем изучаемого материала, усложняется характер его изложения, увеличивается число школьных предметов, растет количество получаемой информации, а с ними растет состав учителей и число их требований к учащимся по усвоению учебного материала. Учебные занятия становятся привычным делом, обучающиеся склоны не перетруждать себя излишним объемом заданий. Как правило, они выполняют только то, что считают необходимым и обязательным. У подростков нередко встречается снижение уровня успеваемости, появляется апатичное отношение к активной деятельности. Мотивация к дальнейшим перспективам еще не выработана. Средний школьный возраст (11-14 лет)  Освоение теоретических знаний чаще всего подросток связывает с личным опытом, руководствуясь при этом узкопрактическими целями.  Подростку необходимо понимание для чего и зачем он должен изучать предлагаемый материал и для чего ему необходимо выполнять то или иное задание. Нередко на уроках можно слышать: «Для чего это делать?», «Зачем?» В этих вопросах сквозит и недоумение, и некоторое недовольство, и порой даже недоверие к требованиям учителя. Средний школьный возраст (11-14 лет)  У школьников наблюдается повышенное стремление к самостоятельности. Они с готовностью берутся выполнять самостоятельные и практические работы на уроках.  С желанием оказывают различную помощь учителю: изготовить наглядное пособие, сделать простейший прибор. При этом подобное проявление самостоятельной активности наблюдается и среди учащихся с низкой успеваемостью и дисциплиной.  Обучающиеся среднего школьного возраста активно проявляют себя и во вне учебное время занятиями различного вида творчества, спорта. Им школьник уделяет много времени и сил.  Данному возрасту свойственна гибкость интересов к каким-либо занятиям. Средний школьный возраст (11-14 лет)  Школьное     обучение строится как особая область теоретических знаний. Обучающиеся знакомятся со множеством фактов, готовы о многом рассказать или даже выступить с короткими сообщениями на уроке. Однако подростков начинают интересовать не факты сами по себе, а их сущность, причины их возникновения. При этом проникновение в сущность не всегда отличается глубиной. Образы, представления продолжают занимать большое место в мыслительной деятельности подростка. Часто детали, мелкие факты, подробности мешают выделить главное, существенное и сделать необходимое обобщение. Для подростков, как и для младших школьников, характерна установка скорее на запоминание материала, чем на обдумывание и глубокое осмысливание. Средний школьный возраст (11-14 лет)  Для обучающегося важно выполнить задание самостоятельно, не списывая с доски.  Школьники стараются самостоятельно справляться с изучением материала, без посторонних разъяснений со стороны, стремятся к проявлению творческих способностей, им важно быть замеченными и т. д.  В данном возрасте развивается и критичность мышления. Помимо изложенных в учебнике или на уроке фактов школьнику необходимы доказательства и убеждения в их истинности. Старший школьный возраст (15-17 лет)  многообразие переживаемых чувств, особенно     нравственных; большая, чем у подростков, устойчивость эмоций; способность к сопереживанию; появление чувства любви; развитие эстетических чувств, способность замечать прекрасное в окружающей действительности. Старший школьный возраст (15-17 лет)  Происходит так называемая «социальная мотивация развития», в результате чего происходит упорядочивание, систематизация всей системы потребностей, формируется личностное мировоззрение.  Старшие школьники теперь не просто познают окружающий мир, а стремятся выработать свою собственную точку зрения практически по каждому вопросу, поэтому все принимаемые ими решения приобретают социальную направленность.  У учащихся старшей школы происходит формирование иерархической системы ценностей, которая выступает в роли ограничивающего фактора применительно к возникающим у них желаниям и, наряду с этим, побуждает их к самопознанию, самосовершенствованию, самоопределению (в том числе в отношении выбора будущей профессии). Старший школьный возраст (15-17 лет)  Школьнику старшего возраста важна потребность в коммуникационной сфере.  Это связано с возрастающей потребностью получения новых знаний о мире, нового опыта деятельности, а также желания поделиться своими мыслями и идеями, заслужить при этом признание со стороны других.  Учащиеся старших классов способны к длительному удержанию внимания (в силу своего стремления к самопознанию и самосовершенствованию), причем практически при всех формах работы с учебным материалом – объяснение, закрепление, повторение и пр. для старшеклассников важной становится не только форма подачи материала, но и его содержательная сторона.  Но при этом, внимание становится избирательным и существенно зависит от интересов старшеклассников, поэтому им бывает трудно сосредоточиться на мало интересующей их информации. Старший школьный возраст (15-17 лет)  Активно развивается абстрактно-логическое мышление, в результате чего старшеклассники так склонны к ведению бесед и споров на совершенно абстрактные и отвлеченные от реальности темы.  Мышление у старших школьников становится более гибким, подвижным, теряет свою инертность.  Развиваются способности к прогнозированию, оценке, планированию, выдвижению гипотез, анализу прошлого опыта и нового знания, выявлению причинноследственных связей.  Особенности старшего школьного возраста свидетельствуют о готовности и возможности осуществления учащимися исследовательской деятельности на высоком уровне в соответствии с логикой научного познания. Старший школьный возраст (15-17 лет)  Исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в группах, но не стоит лишать ученика и возможности выбора индивидуальной формы.  Темы работ, волнующие подростков и близкие их пониманию, можно выбирать из любой области (предметной, межпредметной, внепредметной).  Исследования вполне могут быть локальными и не иметь практического применения.  В старшей школе мотивированным учащимся необходимо достичь формирования надлежащего уровня компетентности в исследовательской деятельности, а именно – самостоятельного практического владения технологией исследования. Выводы  Генеральной      линией в построении образовательного процесса является обучение в деятельности. При этом главным на уроке становится создание атмосферы поиска самостоятельных ответов на многочисленные вопросы, возникающие при изучении материала. Одной из целей урока является создание ситуации, находясь в которой ученик сам бы ответил на все возникающие у него вопросы, получил бы ответы, быть может, не похожие ни на какие другие. Цель обучения заключается в формировании умения применять полученные знания на практике, что противопоставляется таким умениям, как: правильно ответить на заданный вопрос, получить «5» или сдать экзамен. Нельзя приучать ребенка слепо жить по законам, открытым другими. Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте. Вариант построения урока с использованием исследовательского метода 1. Свободное обсуждение темы. Всем желающим предоставляется возможность высказать свою точку зрения о проблеме, которой посвящен урок. В ходе этого разговора у каждого возникает множество мыслей, как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение. Вариант построения урока с использованием исследовательского метода Работа с литературой. Каждый ученик должен просмотреть указанную литературу. При этом он прочитает те отрывки, которые его заинтересуют. Потом поговорит с соседом, затем обсудит с группой учащихся.  Группа соберет и запишет те вопросы, на которые сразу не удается ответить. Учитель выслушает все группы, все вопросы запишет на доске.  Во время изучения какого-либо материала необходимо иметь под рукой хороший толковый словарь, где определения слов даются доступным для учащихся языком. Когда в тексте встречается слово или символ, значение которого им не ясно, то следует найти статью с этим словом в толковом словаре, просмотреть все определения, которые там даны, найти подходящее по контексту значение, прочитать значение этого слова, составить с этим словом в данном значении несколько предложений до тех пор, пока не появится ясное понимание смыслового значения этого слова. 2. Вариант построения урока с использованием исследовательского метода Выбор группой вопроса для исследовательской работы. Записывают вопрос на листе бумаги.  Понимание проблемы (каждым). На листе, где записан вопрос, группа должна зафиксировать понимание его содержания, понимание смысла каждым членом группы. Группе важно договориться о едином понимании проблемы, иначе трудно будет осуществлять работу.  Поиск гипотезы (каждым).  Некоторое время предоставляется для индивидуального размышления. 3. Вариант построения урока с использованием исследовательского метода 4. 5. 6. 7. 8. 9. Выбор наиболее вероятной гипотезы (в группе). Представление гипотез внутри группы, фиксирование на том же листе бумаги. Делается это с целью выбора наиболее вероятной гипотезы, для чего необходимо увидеть всевозможные ее варианты. Планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы. Выводы. Представление группами результатов своих исследований. Критический анализ выводов. Составление серии заданий на применение результатов. Обмен заданиями между группами. Знакомство групп с представленными другой группой решениями их задания. Особенности организации исследовательской деятельности во внеурочное время Внеклассная работа является логическим продолжением образовательного процесса в классе и включает в себя следующие направления:  ведение факультативов «Избранные вопросы школьного курса математики»;  ведение предметных кружков;  подготовка учащихся к предметным олимпиадам и конкурсам;  руководство индивидуальными и групповыми учебноисследовательскими и иными проектами;  организация и проведение предметных декад, викторин, тематических вечеров;  подготовка презентаций и публикаций по тематике исследовательской работы;  сетевое взаимодействие с дистанционными школами. Для обеспечения результативной деятельности учащихся необходим ряд условий: информационных, методических, педагогических и психологических        Информационные: создание каталога публикаций по организации исследовательской деятельности; создание базы данных одарённых детей и детей, занимающихся исследовательской работой; создание базы данных учителей, занимающихся исследовательской работой; создание базы данных исследовательских работ учащихся; создание каталога специальной литературы для учащихся; ознакомление учителей и учащихся с проводимыми конкурсами разных уровней, требованиями к написанию исследовательских работ; проведение родительских собраний, консультаций для родителей. Методические условия  диагностика      учащихся, отражающая их отношение к исследовательской деятельности; ознакомление педагогов с теоретическими основами исследовательского подхода в обучении; консультации по руководству исследовательской деятельностью учащихся; создание методической копилки материалов; презентации исследовательских работ; обобщение опыта. Психологические условия  диагностика интеллектуально-творческих способностей учащихся, выявление детей, склонных к исследовательской деятельности;  проведение тренингов со школьниками, которые занимаются исследовательской работой;  консультации для школьников, родителей и учителей. В процессе погружения в научную деятельность педагогический коллектив отличается благоприятной психологической атмосферой, которая вызывает желание творить, идти к новым рубежам. В школе царит дух дружелюбия, чувство долга, ответственности, взаимной требовательности. Это достигается личным примером педагогов и школьников. Очень важно для каждого из нас понимание своей ценности, значимости, необходимости коллективу. Делай – и тебя заметят, тебя будут уважать, и на тебя будут равняться. Такая обстановка располагает к действиям и самоотдаче. Педагогические условия  ведение теоретической подготовки учащихся на      уровне, позволяющем выполнять исследовательскую работу; организация и проведение школьных научных конференций; стимулирование школьников для участия в районных, краевых, всероссийских исследовательских конференциях; проведение выставок достижений учащихся; учет внеучебных достижений при оценивании учащихся; организация проектной деятельности школьников. Методические замечания  Практика показывает, что наилучшие результаты дает оптимальное чередование индивидуального и группового периодов решения проблемы. Оптимальное чередование зависит от интуиции и мастерства педагога.  Хорошо, когда процесс размышления не заканчивается на уроке. Он может закончиться перечислением массы новых проблем, которые требуют решения, тогда ребята попадают в обстановку, естественную для исследователя. Методические замечания  Для организации исследовательской деятельности школьника важно развитие личностного своеобразия «Я - исследователь», механизмов рефлексии, познавательных стратегий, самообучения и личностного опыта.  Приобщение школьнику к исследованию целесообразно осуществлять через внутренние познавательные мотивы, устойчивый интерес к конкретной образовательной области, личное участие в системе «научных чтений» и конференций, общение со сверстникамиисследователями в школьном научном обществе. Основные этапы учебноисследовательской деятельности мотивация учебной деятельности; 2. постановка проблемы исследования, 3. анализ имеющейся информации по рассматриваемому вопросу, 4. экспериментирование (проведение измерений, испытаний, проб и т.д.) с целью получения фактического материала, 5. систематизация и анализ фактического материала, 6. выдвижение гипотезы, 7. подтверждение или опровержение гипотезы, 8. доказательство гипотезы.  Очевидно, что различные виды исследований имеют свои особенности, поэтому для каждого из них характерно свое сочетание названных этапов. 1. Особенности организации учебного исследования на всех этапах 1 этап  Сначала нужно определиться со сферой интересов ученика – что ему интересно вообще в жизни, на что чаще всего обращает внимание, замечал ли что-то необычное в окружающем мире.  Если научное направление уже выбрано, попытаться осмыслить, что привело в эту науку и чем в рамках этой науки больше всего хочется заниматься.  Если таких интересов много, можно записать все, причем сначала, на этом этапе, просто бытовым языком. Запись позволяет более осознанно выйти на цель, не потеряв ничего ценного. Основные этапы исследовательской деятельности 2 этап  Соотнести сделанные записи со своими возможностями (уровень компетентности, техническая оснащенность), исследовательскими и профессиональными интересами, а также с возможностями руководителя (его сферой профессиональных интересов и личной заинтересованности), и сделать выбор.  Хорошо, если формулировка темы начинается со слов: определение, влияние, выявление, сравнение, анализ, изучение.  Тема, цель и задачи работы должны быть созвучны.  Взаимодействие с педагогом оптимально, когда оно имеет взаимно заинтересованный, личностно вовлеченный характер.  Нужно помнить, что руководитель и ученик – это уже почти коллеги, и отношения должны иметь иной уровень. Основные этапы исследовательской деятельности 3 этап  Сформулировать вместе с учеником, какой аспект темы его более всего интересует, более точно, с использованием научного языка. 4 этап  Вместе с учеником провести предварительный анализ проблемы, выяснив примерно степень изученности вопроса и вероятность относительного совпадения с программой какого-либо из существующих исследований.  Изложение тех соображений, которыми руководствовались на первых четырех этапах, на бумаге, и будет тем, что в работе называется «актуальностью» исследования. Основные этапы исследовательской деятельности 5 этап  Конкретизировать цели и задачи можно с помощью специальной методической литературы. Найти тему – это еще не значит определить тип работы.  Большинство формулировок предполагают несколько возможных путей рассмотрения, и эти пути больше зависят от задачи самого исследователя, чем от какихто официальных требований.  Поэтому максимум внимания и усилий нужно приложить к определению целей и задач исследования (ученик должен четко для себя определить, какой аспект проблемы его больше всего интересует). Основные этапы исследовательской деятельности 6 этап  Определиться с выбором методов. Фактически выбранный аспект проблемы задает методы. 7 этап  Определение алгоритма исследования. Цель, если она сложна, не может быть достигнута сразу. Всегда сначала нужно сделать одно, затем другое.  Если какой-то шаг был неверен, то его стараемся исправить. Чтобы сформулировать цель, нужно спросить себя ученику «Что я, собственно, хочу узнать?» А затем попытаться представить как можно подробнее, как этого можно достигнуть.  Представляя заранее все в деталях, мы резко уменьшаем вероятность ошибочных шагов, и тем самым намечаем этапы исследования. Основные этапы исследовательской деятельности 8 этап  Формально любая работа требует выводов и заключения. Выводы являются заключением всего исследования. Это то, ради чего и стоило выполнять эту работу.  Выводы нужны для того, чтобы кратко охарактеризовать основные результаты, к которым пришел автор в процессе работы, а заключение – это подведение итогов. Эти разделы близки, похожи, но, тем не менее, их можно и нужно разделить.  Если ученик может пересказать свою работу в одной-двух фразах, значит, он действительно понимает, о чем пишет. Основные этапы исследовательской деятельности 9 этап Презентация результатов исследовательской работы учащихся.  Идеальной формой презентации исследовательской работы в школе будет та, в которой реализуются такие же цели, как и во взрослом научном сообществе:  присоединение нового знания к уже имеющемуся в науке, встраивание в систему научного знания;  получение обратной связи – мнения других по поводу сделанных открытий, полученных данных, новой точки зрения и т.д. Обратная связь может касаться как отдельных вопросов достоверности, актуальности, корректности проведенного исследования, соотношения с другими фактами, так и общего отношения к работе, включая философское осмысление;  получение одобрения, оценка значимости проделанной работы;  знакомство с новыми знаниями;  налаживание связей в научном мире, помогающих реализовать системные и сложные задачи.
«Организация исследовательской деятельности школьников на разных этапах обучения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot