Организация исследовательской деятельности школьников на разных этапах обучения
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2
Организация
исследовательской
деятельности
школьников на разных
этапах обучения
План лекции
Особенности проявления исследовательской
деятельности в процессе обучения
школьников разных возрастных групп
2. Вариант построения урока
с использованием исследовательского метода
3. Основные этапы
исследовательской деятельности и их
особенности.
1.
Функции исследовательской
деятельности в зависимости
от возраста учащегося
в дошкольном образовании и начальной школе –
сохранение исследовательского поведения учащихся
как средства развития познавательного интереса и
становление мотивации к учебной деятельности;
в основной школе – развитие у учащихся способности
занимать исследовательскую позицию, самостоятельно
ставить и достигать цели в учебной деятельности на
основе применения элементов исследовательской
деятельности в рамках предметов учебного плана и
системы дополнительного образования;
в старшей школе – развитие исследовательской
компетентности и предпрофессиональных навыков как
основы профильного обучения
Младший школьный возраст
(7-10 лет)
Вовлечение
обучающихся
в
исследовательскую
деятельность начинается уже с начальной ступени
обучения:
в 1–2 классах — это доступные творческие задания,
выполняемые на уроках;
в 3–4 классах учащиеся с большим интересом
выполняют довольно сложные как индивидуальные, так
и коллективные исследования.
Функция наставника заключается в организаторской,
стимулирующей и корректирующей роли, то есть
главное для педагогического работника — увлечь детей
предметом исследования, показать значимость их
исследовательской деятельности.
Средний школьный возраст
(11-14 лет)
Содержание
и характер обучения направлены на
систематическое освоение знаний.
Расширяется
объем
изучаемого
материала,
усложняется характер его изложения, увеличивается
число школьных предметов, растет количество
получаемой информации, а с ними растет состав
учителей и число их требований к учащимся по
усвоению учебного материала.
Учебные занятия становятся привычным делом,
обучающиеся склоны не перетруждать себя излишним
объемом заданий. Как правило, они выполняют только
то, что считают необходимым и обязательным.
У подростков нередко встречается снижение уровня
успеваемости, появляется апатичное отношение к
активной деятельности.
Мотивация к дальнейшим перспективам еще не
выработана.
Средний школьный возраст
(11-14 лет)
Освоение теоретических знаний чаще всего
подросток связывает с личным опытом,
руководствуясь при этом узкопрактическими
целями.
Подростку необходимо понимание для чего и
зачем он должен изучать предлагаемый
материал и для чего ему необходимо выполнять
то или иное задание. Нередко на уроках можно
слышать: «Для чего это делать?», «Зачем?» В
этих вопросах сквозит и недоумение, и
некоторое недовольство, и порой даже
недоверие к требованиям учителя.
Средний школьный возраст
(11-14 лет)
У школьников наблюдается повышенное стремление к
самостоятельности. Они с готовностью берутся
выполнять самостоятельные и практические работы на
уроках.
С желанием оказывают различную помощь учителю:
изготовить наглядное пособие, сделать простейший
прибор.
При
этом
подобное
проявление
самостоятельной активности наблюдается и среди
учащихся с низкой успеваемостью и дисциплиной.
Обучающиеся среднего школьного возраста активно
проявляют себя и во вне учебное время занятиями
различного вида творчества, спорта. Им школьник
уделяет много времени и сил.
Данному возрасту свойственна гибкость интересов к
каким-либо занятиям.
Средний школьный возраст
(11-14 лет)
Школьное
обучение строится как особая область
теоретических знаний.
Обучающиеся знакомятся со множеством фактов, готовы о
многом рассказать или даже выступить с короткими
сообщениями на уроке.
Однако подростков начинают интересовать не факты сами по
себе, а их сущность, причины их возникновения. При этом
проникновение в сущность не всегда отличается глубиной.
Образы, представления продолжают занимать большое место
в мыслительной деятельности подростка. Часто детали,
мелкие факты, подробности мешают выделить главное,
существенное и сделать необходимое обобщение.
Для подростков, как и для младших школьников, характерна
установка скорее на запоминание материала, чем на
обдумывание и глубокое осмысливание.
Средний школьный возраст
(11-14 лет)
Для обучающегося важно выполнить задание
самостоятельно, не списывая с доски.
Школьники
стараются
самостоятельно
справляться с изучением материала, без
посторонних разъяснений со стороны, стремятся к
проявлению творческих способностей, им важно
быть замеченными и т. д.
В данном возрасте развивается и критичность
мышления. Помимо изложенных в учебнике или
на уроке фактов школьнику необходимы
доказательства и убеждения в их истинности.
Старший школьный возраст
(15-17 лет)
многообразие переживаемых чувств, особенно
нравственных;
большая, чем у подростков, устойчивость
эмоций;
способность к сопереживанию;
появление чувства любви;
развитие эстетических чувств, способность
замечать
прекрасное
в
окружающей
действительности.
Старший школьный возраст
(15-17 лет)
Происходит
так называемая «социальная мотивация
развития», в результате чего происходит упорядочивание,
систематизация всей системы потребностей, формируется
личностное мировоззрение.
Старшие
школьники теперь не просто познают
окружающий мир, а стремятся выработать свою
собственную точку зрения практически по каждому
вопросу, поэтому все принимаемые ими решения
приобретают социальную направленность.
У учащихся старшей школы происходит формирование
иерархической системы ценностей, которая выступает в
роли ограничивающего фактора применительно к
возникающим у них желаниям и, наряду с этим, побуждает
их
к
самопознанию,
самосовершенствованию,
самоопределению (в том числе в отношении выбора
будущей профессии).
Старший школьный возраст
(15-17 лет)
Школьнику
старшего возраста важна потребность в
коммуникационной сфере.
Это связано с возрастающей потребностью получения
новых знаний о мире, нового опыта деятельности, а также
желания поделиться своими мыслями и идеями, заслужить
при этом признание со стороны других.
Учащиеся старших классов способны к длительному
удержанию внимания (в силу своего стремления к
самопознанию и самосовершенствованию), причем
практически при всех формах работы с учебным
материалом – объяснение, закрепление, повторение и пр. для старшеклассников важной становится не только
форма подачи материала, но и его содержательная
сторона.
Но при этом, внимание становится избирательным и
существенно зависит от интересов старшеклассников,
поэтому им бывает трудно сосредоточиться на мало
интересующей их информации.
Старший школьный возраст
(15-17 лет)
Активно развивается абстрактно-логическое мышление,
в результате чего старшеклассники так склонны к
ведению бесед и споров на совершенно абстрактные и
отвлеченные от реальности темы.
Мышление у старших школьников становится более
гибким, подвижным, теряет свою инертность.
Развиваются способности к прогнозированию, оценке,
планированию, выдвижению гипотез, анализу прошлого
опыта и нового знания, выявлению причинноследственных связей.
Особенности
старшего
школьного
возраста
свидетельствуют о готовности и возможности
осуществления
учащимися
исследовательской
деятельности на высоком уровне в соответствии с
логикой научного познания.
Старший школьный возраст
(15-17 лет)
Исследовательскую
деятельность целесообразно
организовывать в группах, но не стоит лишать
ученика и возможности выбора индивидуальной
формы.
Темы работ, волнующие подростков и близкие их
пониманию, можно выбирать из любой области
(предметной, межпредметной, внепредметной).
Исследования вполне могут быть локальными и не
иметь практического применения.
В старшей школе мотивированным учащимся
необходимо достичь формирования надлежащего
уровня
компетентности
в
исследовательской
деятельности, а именно – самостоятельного
практического владения технологией исследования.
Выводы
Генеральной
линией в построении образовательного
процесса является обучение в деятельности.
При этом главным на уроке становится создание атмосферы
поиска самостоятельных ответов на многочисленные
вопросы, возникающие при изучении материала.
Одной из целей урока является создание ситуации,
находясь в которой ученик сам бы ответил на все
возникающие у него вопросы, получил бы ответы, быть
может, не похожие ни на какие другие.
Цель обучения заключается в формировании умения
применять полученные знания на практике, что
противопоставляется таким умениям, как: правильно
ответить на заданный вопрос, получить «5» или сдать
экзамен.
Нельзя приучать ребенка слепо жить по законам, открытым
другими.
Применение
исследовательского
метода
обучения
возможно на любом материале и в любом школьном
возрасте.
Вариант построения урока
с использованием
исследовательского метода
1.
Свободное обсуждение темы. Всем желающим
предоставляется возможность высказать свою
точку зрения о проблеме, которой посвящен
урок. В ходе этого разговора у каждого
возникает множество мыслей, как в
поддержку высказанных идей, так и в их
опровержение.
Вариант построения урока
с использованием
исследовательского метода
Работа с литературой. Каждый ученик должен просмотреть
указанную литературу. При этом он прочитает те отрывки,
которые его заинтересуют. Потом поговорит с соседом, затем
обсудит с группой учащихся.
Группа соберет и запишет те вопросы, на которые сразу не удается
ответить. Учитель выслушает все группы, все вопросы запишет на
доске.
Во время изучения какого-либо материала необходимо иметь под
рукой хороший толковый словарь, где определения слов даются
доступным для учащихся языком. Когда в тексте встречается
слово или символ, значение которого им не ясно, то следует найти
статью с этим словом в толковом словаре, просмотреть все
определения, которые там даны, найти подходящее по контексту
значение, прочитать значение этого слова, составить с этим
словом в данном значении несколько предложений до тех пор,
пока не появится ясное понимание смыслового значения этого
слова.
2.
Вариант построения урока
с использованием
исследовательского метода
Выбор группой вопроса для исследовательской
работы. Записывают вопрос на листе бумаги.
Понимание проблемы (каждым). На листе, где
записан вопрос, группа должна зафиксировать
понимание его содержания, понимание смысла
каждым
членом
группы.
Группе
важно
договориться о едином понимании проблемы,
иначе трудно будет осуществлять работу.
Поиск гипотезы (каждым).
Некоторое
время
предоставляется
для
индивидуального размышления.
3.
Вариант построения урока
с использованием
исследовательского метода
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Выбор наиболее вероятной гипотезы (в группе).
Представление гипотез внутри группы, фиксирование на
том же листе бумаги. Делается это с целью выбора
наиболее вероятной гипотезы, для чего необходимо
увидеть всевозможные ее варианты.
Планирование и проведение эксперимента по проверке
гипотезы. Выводы.
Представление
группами
результатов
своих
исследований. Критический анализ выводов.
Составление серии заданий на применение результатов.
Обмен заданиями между группами.
Знакомство групп с представленными другой группой
решениями их задания.
Особенности организации
исследовательской деятельности во
внеурочное время
Внеклассная работа является логическим продолжением
образовательного процесса в классе и включает в себя
следующие направления:
ведение факультативов «Избранные вопросы школьного
курса математики»;
ведение предметных кружков;
подготовка учащихся к предметным олимпиадам и
конкурсам;
руководство индивидуальными и групповыми учебноисследовательскими и иными проектами;
организация и проведение предметных декад, викторин,
тематических вечеров;
подготовка презентаций и публикаций по тематике
исследовательской работы;
сетевое взаимодействие с дистанционными школами.
Для обеспечения результативной деятельности
учащихся необходим ряд условий:
информационных, методических, педагогических и
психологических
Информационные:
создание
каталога
публикаций
по
организации
исследовательской деятельности;
создание базы данных одарённых детей и детей,
занимающихся исследовательской работой;
создание
базы
данных
учителей,
занимающихся
исследовательской работой;
создание базы данных исследовательских работ учащихся;
создание каталога специальной литературы для учащихся;
ознакомление учителей и учащихся с проводимыми
конкурсами разных уровней, требованиями к написанию
исследовательских работ;
проведение родительских собраний, консультаций для
родителей.
Методические условия
диагностика
учащихся, отражающая их
отношение к исследовательской деятельности;
ознакомление педагогов с теоретическими
основами исследовательского подхода в
обучении;
консультации
по
руководству
исследовательской деятельностью учащихся;
создание методической копилки материалов;
презентации исследовательских работ;
обобщение опыта.
Психологические условия
диагностика
интеллектуально-творческих способностей
учащихся, выявление детей, склонных к исследовательской
деятельности;
проведение
тренингов
со
школьниками,
которые
занимаются исследовательской работой;
консультации для школьников, родителей и учителей.
В
процессе
погружения
в
научную
деятельность
педагогический коллектив отличается благоприятной
психологической атмосферой, которая вызывает желание
творить, идти к новым рубежам.
В школе царит дух дружелюбия, чувство долга,
ответственности,
взаимной
требовательности.
Это
достигается личным примером педагогов и школьников.
Очень важно для каждого из нас понимание своей ценности,
значимости, необходимости коллективу. Делай – и тебя
заметят, тебя будут уважать, и на тебя будут равняться.
Такая обстановка располагает к действиям и самоотдаче.
Педагогические условия
ведение теоретической подготовки учащихся на
уровне,
позволяющем
выполнять
исследовательскую работу;
организация и проведение школьных научных
конференций;
стимулирование школьников для участия в
районных,
краевых,
всероссийских
исследовательских конференциях;
проведение выставок достижений учащихся;
учет внеучебных достижений при оценивании
учащихся;
организация проектной деятельности школьников.
Методические замечания
Практика
показывает,
что
наилучшие
результаты дает оптимальное чередование
индивидуального и группового периодов
решения проблемы. Оптимальное чередование
зависит от интуиции и мастерства педагога.
Хорошо, когда процесс размышления не
заканчивается на уроке. Он может закончиться
перечислением массы новых проблем, которые
требуют решения, тогда ребята попадают в
обстановку, естественную для исследователя.
Методические замечания
Для организации исследовательской деятельности
школьника
важно
развитие
личностного
своеобразия «Я - исследователь», механизмов
рефлексии,
познавательных
стратегий,
самообучения и личностного опыта.
Приобщение
школьнику
к
исследованию
целесообразно осуществлять через внутренние
познавательные мотивы, устойчивый интерес к
конкретной образовательной области, личное
участие
в
системе
«научных
чтений»
и
конференций,
общение
со
сверстникамиисследователями в школьном научном обществе.
Основные этапы учебноисследовательской деятельности
мотивация учебной деятельности;
2. постановка проблемы исследования,
3. анализ имеющейся информации по рассматриваемому
вопросу,
4. экспериментирование
(проведение
измерений,
испытаний, проб и т.д.) с целью получения фактического
материала,
5. систематизация и анализ фактического материала,
6. выдвижение гипотезы,
7. подтверждение или опровержение гипотезы,
8. доказательство гипотезы.
Очевидно, что различные виды исследований имеют свои
особенности, поэтому для каждого из них характерно свое
сочетание названных этапов.
1.
Особенности организации учебного
исследования на всех этапах
1 этап
Сначала нужно определиться со сферой интересов
ученика – что ему интересно вообще в жизни, на что
чаще всего обращает внимание, замечал ли что-то
необычное в окружающем мире.
Если научное направление уже выбрано, попытаться
осмыслить, что привело в эту науку и чем в рамках
этой науки больше всего хочется заниматься.
Если таких интересов много, можно записать все,
причем сначала, на этом этапе, просто бытовым
языком. Запись позволяет более осознанно выйти на
цель, не потеряв ничего ценного.
Основные этапы
исследовательской деятельности
2 этап
Соотнести сделанные записи со своими возможностями
(уровень компетентности, техническая оснащенность),
исследовательскими и профессиональными интересами, а
также с возможностями руководителя (его сферой
профессиональных
интересов
и
личной
заинтересованности), и сделать выбор.
Хорошо, если формулировка темы начинается со слов:
определение, влияние, выявление, сравнение, анализ,
изучение.
Тема, цель и задачи работы должны быть созвучны.
Взаимодействие с педагогом оптимально, когда оно имеет
взаимно заинтересованный, личностно вовлеченный
характер.
Нужно помнить, что руководитель и ученик – это уже почти
коллеги, и отношения должны иметь иной уровень.
Основные этапы
исследовательской деятельности
3 этап
Сформулировать вместе с учеником, какой аспект
темы его более всего интересует, более точно, с
использованием научного языка.
4 этап
Вместе с учеником провести предварительный анализ
проблемы, выяснив примерно степень изученности
вопроса и вероятность относительного совпадения с
программой
какого-либо
из
существующих
исследований.
Изложение
тех
соображений,
которыми
руководствовались на первых четырех этапах, на
бумаге, и будет тем, что в работе называется
«актуальностью» исследования.
Основные этапы
исследовательской деятельности
5 этап
Конкретизировать цели и задачи можно с помощью
специальной методической литературы. Найти тему –
это еще не значит определить тип работы.
Большинство формулировок предполагают несколько
возможных путей рассмотрения, и эти пути больше
зависят от задачи самого исследователя, чем от какихто официальных требований.
Поэтому максимум внимания и усилий нужно
приложить к определению целей и задач исследования
(ученик должен четко для себя определить, какой
аспект проблемы его больше всего интересует).
Основные этапы
исследовательской деятельности
6 этап
Определиться с выбором методов. Фактически
выбранный аспект проблемы задает методы.
7 этап
Определение алгоритма исследования. Цель, если она
сложна, не может быть достигнута сразу. Всегда
сначала нужно сделать одно, затем другое.
Если какой-то шаг был неверен, то его стараемся
исправить. Чтобы сформулировать цель, нужно
спросить себя ученику «Что я, собственно, хочу
узнать?» А затем попытаться представить как можно
подробнее, как этого можно достигнуть.
Представляя заранее все в деталях, мы резко
уменьшаем вероятность ошибочных шагов, и тем
самым намечаем этапы исследования.
Основные этапы
исследовательской деятельности
8 этап
Формально любая работа требует выводов и
заключения. Выводы являются заключением всего
исследования. Это то, ради чего и стоило выполнять
эту работу.
Выводы
нужны для того, чтобы кратко
охарактеризовать основные результаты, к которым
пришел автор в процессе работы, а заключение –
это подведение итогов. Эти разделы близки,
похожи, но, тем не менее, их можно и нужно
разделить.
Если ученик может пересказать свою работу в
одной-двух фразах, значит, он действительно
понимает, о чем пишет.
Основные этапы
исследовательской деятельности
9 этап
Презентация результатов исследовательской работы учащихся.
Идеальной формой презентации исследовательской работы в школе
будет та, в которой реализуются такие же цели, как и во взрослом
научном сообществе:
присоединение нового знания к уже имеющемуся в науке,
встраивание в систему научного знания;
получение обратной связи – мнения других по поводу сделанных
открытий, полученных данных, новой точки зрения и т.д. Обратная
связь может касаться как отдельных вопросов достоверности,
актуальности,
корректности
проведенного
исследования,
соотношения с другими фактами, так и общего отношения к работе,
включая философское осмысление;
получение одобрения, оценка значимости проделанной работы;
знакомство с новыми знаниями;
налаживание связей в научном мире, помогающих реализовать
системные и сложные задачи.