Определение понятий воспитательный процесс и целостная личность
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция по теме: «Проектирование воспитательного процесса».
Методические рекомендации:
В работе раскрывается систематизированный подход к подготовке и проведению лекции с обучающимися профессиональных образовательных организаций. Особое место в методических рекомендациях отведено таким моментам, как проектирование воспитательного процесса, роль классного руководителя, методический конструктор, а также нормативным и методическим аспектам в работе педагога. Лекция, как основа формирования педагогической науки адресована для студентов педагогических специальностей.
Цель: изучить особенности проектирования воспитательного процесса, с использованием разных уровней образования.
Задачи:
• Познакомить студентов с понятием «проектирование воспитательного процесса»; познакомить с объектами воспитательного процесса: рассказать об особенностях воспитательного процесса и критериях его формирования; рассказать о его функциях и этапах протекания.
• Развивать аналитические умения, образное мышление посредством оформления информации в схемы.
• Воспитывать желание познавать новый материал.
Литература:
1. Примерная программа воспитания http://form.instrao.ru/
2. ВОСПИТАНИЕ+ Авторские программы школ России (избранные модули): Сборник /Составители Н. Л. Селиванова, П. В. Степанов, В. В. Круглов, И. С. Парфенова, И. В. Степанова, Е. О. Черкашин, И. Ю. Шустова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020. http://form.instrao.ru/examples.php
3. Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).
4. Программа воспитания: от примерной к рабочим.
5. Круглов В.В. Самоанализ состояния воспитательной работы в школе
6. «Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» Направлены письмом Минобрнауки России от 14.12.2015 № 09–3564 http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71670346/#1000
План:
1. Организационный момент
2. Определение понятий воспитательный процесс и целостная личность
3. Определение элементов целостного образовательного процесса
4. Нахождение взаимосвязи звеньев целостного воспитательного процесса.
5. Методический конструктор
6. Роль классного руководителя.
7. Заключение
Оборудование: презентация
Планируемые результаты:
- развитие навыков рассуждения и анализа при формирования определения понятий;
- формирование научно-методической базы по проектированию воспитательного процесса;
- развитие познавательных процессов (внимание, мышление, восприятие);
- определение роли классного руководителя, как наиболее важного звена воспитательного процесса.
Ход лекции:
Организационный момент.
Здравствуйте уважаемые студенты. Приветствую Вас на лекции по теме: «Проектирование воспитательного процесса». Предлагаю Вам не только вести запись, но и рассуждать вместе со мной, активизируя свои знания и умения. Сегодня нам с вами предстоит разобрать понятие воспитательный процесс и определить объекты его проектирующие.
Основная часть
В: Давайте вспомним, что такое воспитательный процесс? (это профессионально организованный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, культурным содержанием и методами освоения культуры)
В: Какие компоненты образуют воспитательный процесс?
(Основные компоненты воспитательного процесса:
• Целевой компонент (цели, задачи и социализация личности)
• Содержательный компонент (соответствие потребностям личности; стандарт образования)
• Операционно-деятельностный (организация деятельности детей на уроках и во внеурочное время)
• Аналитико-результативный (анализ результатов педагогической деятельности))
Мне бы хотелось показать Вам, вот такое понятие воспитательного процесса, про объективное раскрытие.
На слайде 2 представлены объекты воспитательного процесса, а именно:
• Программа внеурочной деятельности
• Занятие по внеурочной деятельности
• Программа воспитания
• План работы классного руководителя
• Воспитательное мероприятие
В: как Вам кажется, представляют иерархию на элемент от простого к сложному или говорят об элементах самого процесса? (ответы студентов)
Действительно, это особые звенья, раскрывающие целостный воспитательный процесс и его элементы.
В педагогике есть понятие Целостная личность – это человек, который интегрировал разрозненные части себя, осознает и принимает себя во всей возможной полноте, имеет доступ к своим талантам и внутренней силе, все это как следствие раскрывает целостный образовательный процесс. Согласны? (СЛАЙД 3) (ответы студентов).
В: Вспомните, что такое педагогический процесс? (Педагогический процесс – целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей.
Главным интегративным качеством (свойством) педагогического процесса является его целостность. Педагоги считают, что целостная, гармонично развивающаяся личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. Целостность понимается как взаимосвязь и взаимообусловленность всех процессов и явлений, в нем возникающих и протекающих как в воспитании и обучении, во взаимоотношениях субъектов педагогического процесса, так и в его связях со внешней средой. В целостном педагогическом процессе непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.)
Что же формирует целостный образовательный процесс:
• Основное образование
• Дополнительное образование
• Внеурочная деятельность
• Воспитательная работа
• Досуг (СЛАЙД 4)
Для многих сложных систем (живых, социальных и т. д.) характерно существование разных по уровню, часто не согласующихся между собой целей, кооперирование и конфликт этих целей и т. д. Социальные системы обладают рядом специфических признаков, важнейшим из которых является целесообразность. Цель — ведущий элемент, задающий целостность воспитательной системы.
Для описания системы воспитания основного образования необходимо и достаточно следующее:
• выделить входящие в нее элементы, составляющие, компоненты (которые, в свою очередь, могут быть системными объектами);
• определить структуру их взаимосвязей и взаимозависимостей внутри системы (а также структурные связи системы как целого с элементами внешней для нее среды, т.е. функции системы);
• выделить системообразующий элемент (в воспитательных системах, как правило, это цель), несущий на себе основную функциональную нагрузку системы, объединяющий систему в целое.
Целостность системы воспитания, как и всякого системного объекта, может быть обнаружена при выявлении обязательных системных признаков — контекстности, оптимальности и интегративности, которые также относятся к отдельным элементам, их связям и системе в целом.
Целостная система обладает свойством контекстности: всякий элемент не только влияет на свойства системы, но и сам приобретает свои свойства, наполняется конкретным содержанием в рамках системы, во взаимодействии с другими ее элементами.
В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают:
1) предметные результаты (систему предметных знаний и систему предметных действий);
2) метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);
3) личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.). (СЛАЙД 5)
В: Как Вам кажется, все ли здесь едино и целостно или что-то лишнее? (Ответы студентов).
Дополнительное образование:
Мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. (СЛАЙД 6)
В системе дополнительного образования (через содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) воспитательный процесс фактически осуществляется в двух направлениях:
• основы профессионального обучения;
• основы социального воспитания.
В рамках профессионального воспитания учащийся формирует уважительное отношение к профессиональной деятельности, развивает культуру труда, учится выполнять профессионально-этические нормы, приобретает понимание значимости трудовой деятельности.
В процессе социального воспитания у учащегося формируются коммуникативные качества, ответственность, толерантность, активность и инициативность, развивается умение следовать нравственным нормам общества.
В каждом конкретном детском объединении эти параметры конкретизируются с учетом особенностей деятельности.
В качестве направлений воспитательной работы педагога дополнительного образования выделяют индивидуальную работу с воспитанниками и работу по формированию детского коллектива.
Система дополнительного образования для детей - это сфера, которая объективно объединяет воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка в единый процесс. Это создает атмосферу взаимного интереса единомышленников и партнерства между педагогами и воспитанниками. И именно эти характеристики подчеркивают особенности воспитательной работы в области дополнительного образования, способствующее формированию здорового образа жизни детей, направленности на общечеловеческие духовные ценности.
В: На основе всего вышесказанного, какова важная функция дополнительного образования, как компонента целостного образовательного процесса (воспитательная)
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. (СЛАЙД 7)
В: Каковы важная цель внеурочной деятельности?
(Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов)
В: Задачи внеурочной деятельности?
(- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося)
Понятно, что не одна работа педагога не может осуществляться без нормативной базы. На слайде 8 представлены основные нормативные документы.
В: Скажите, какие из них Вам известны? (Ответы студентов)
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской федерации» (ст.12,28, 75 ч.1);
Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09–1672 «О направлении методических рекомендаций».
Наряду с ФЕДЕРАЛЬНЫМИ Законами существуют и локальные (местные) нормативные акты образовательной организации: Это и …
1. Устав образовательного учреждения;
2. Правила внутреннего распорядка учащихся;
3. Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся;
4. Положение о деятельности в образовательном учреждении общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений);
5. Положения о формах самоуправления образовательного учреждения;
6. Договор о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей; (СЛАЙД 9)
При этом отмечу, внеурочная деятельность является обязательной. Формы ее организации школа определяет самостоятельно, с учетом интересов и запросов учащихся и их родителей (законных представителей).
План внеурочной деятельности как и учебный план является основным организационным механизмом реализации основных образовательных программ общего образования, определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т. д.).
При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательная организация в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных организаций дополнительного образования или организаций культуры и спорта. (СЛАЙД 10)
В: Это удобно для развития воспитательного потенциала школьников или нет (Да, очень удобно и важно).
В: Обязан, ли ученик участвовать во всех внеурочных мероприятиях школы?
(На основании ч. 1 ст. 43 Закона об образовании обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план.
При этом обучающимся предоставляются академические права на зачет образовательной организацией в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 7 ч. 1 ст. 34 Закона об образовании).
Несмотря на обязанность добросовестно осваивать образовательную программу, учащийся может по желанию использовать часы, отводимые на внеурочную деятельность. Классным руководителем ведется учет количества часов по каждому ученику. Данная информация включается во внутришкольный мониторинг. При этом обучающийся вправе выбирать из предложенного общеобразовательной организацией направления и формы внеурочной деятельности) (СЛАЙД 11).
При этом необходимо определить объем внеурочной деятельности:
1. до 1350 часов на уровне начального общего образования (4 года обучения);
2. до 1750 часов на уровне основного общего образования (5 лет обучения);
3. до 700 часов на уровне среднего общего образования (2 года обучения).
В: Как Вам кажется это играет роль в построении деятельности педагога? (ДА играет, важную роль в определении задач и предполагаемых результатов) (СЛАЙД 12).
Следующий компонент целостного образовательного процесса – воспитательная деятельность педагога и классного руководителя. Это деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях (СЛАЙД 13)
В: Давайте проанализируем вместе с Вами, звенья образовательного процесса, с точки зрения воспитательного процесса.
(Анализируют и определяют роль) (СЛАЙД 14).
Используя звенья образовательного процесса свяжем с результатами, целями, предметными, метапредметными и личностными результатами.
В. Просмотрев слайды (СЛАЙД 16-19), скажите значение пунктирных и целостных линий (прямое и косвенное влияние).
Да действительно, возвращаясь к началу нашей лекции не все результаты освоения являются нужными и важными для каждого объекта воспитательного процесса.
Хотелось бы с Вами вернуться на особенности изучения внеурочной деятельности и дать определение учебному плану внеурочной деятельности, как документа, который определяет состав, и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования (до 1350 часов за 4 года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения. (СЛАЙД 20) При этом оговорюсь, что любая образовательная организация имеет данный план в своей работы и просмотреть его можно на сайтах школы.
Рабочие программы по школе по внеурочной деятельности должны содержать:
- планируемые результаты внеурочной деятельности;
- содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности;
- тематическое планирование.
Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня для обучающихся 1-4-х классов и организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное) в таких формах как проектная и исследовательская деятельность, экскурсии, кружки, школьные научные общества, олимпиады, интеллектуальные марафоны, общественно полезные практики, секции, соревнования и т.д.
Распределение учебной нагрузке представлен на слайде 21.
В: Скажите насколько важно знать эту границу распределенность по часам и классам. (ответы студентов)
Давайте вспомним методический конструктор
В: Что такое методический конструктор? (Он основан на взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности. Он может быть использован педагогами для разработки образовательных программ внеурочной деятельности с учѐтом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения).
Методический конструктор можно представить как набор элементов (модулей, правил), комбинируя которые можно выстраивать разнообразные методические разработки, начиная от занятий, уроков и заканчивая проектами.
Комбинируя набор элементов Конструктора, меняя связи между ними и их последовательность, можно получать бесконечное разнообразие комбинаций элементов. Будем рассматривать методический конструктор для разработки УМК как алгоритм (последовательность действий), следуя которому можно достичь намеченной цели, реализовать принятые решения. Конструктор не исключает творческого подхода, напротив, способствует развитию педагога, внедрению в образовательный процесс инновационных педагогических технологий. Элементы конструктора формируются на основе существующих ресурсов и находятся в постоянном развитии, педагог постоянно находит и использует что-то новое. Конструктор основан на взаимосвязи результатов педагогической деятельности. (СЛАЙД 22-23)
В: Какие виды деятельности, Вы знаете:
(Игровая, Познавательная, Досугово-развлекательная, Художественное творчество, Социальное творчество, Трудовая, Спортивно-оздоровительная, Туристско-краеведческая) (СЛАЙД 24)
Используя разные виды деятельности мы достигаем результатов и эффектов воспитания, что именно в понимания данные определения.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия обучающегося в деятельности (например, он приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).
Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. (СЛАЙД 25)
Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности. То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и агентов социализации (в том числе сам ребенок) достигли своих результатов.
Непонимание различий между результатами и эффектами приводит к тому, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности (особенно в сфере воспитания и социализации), логики и ценности профессионального роста и самосовершенствования.
Из этого вытекает уровни результатов, которые формируются в процессе (СЛАЙД 26)
1. приобретение ребенком социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со значимыми взрослыми как носителями положительного социального знания и повседневного опыта
2.получение ребенком опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие детей между собой на уровне отряда, лагеря т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
3.получение ребенком опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие детей с социальными субъектами за пределами отряда, лагеря в открытой общественной среде.
В: Как Вы считаете, можно ли достигнув высший уровень результатов воспитания, остановится на достигнутом? (Нет, ответы студентов)
Следующий слайд по примеру использования методического конструктора и результатов воспитания, доказывает важность не только использования, но и роль конструктора в организации планируемых результатов и четкой разграниченности. (СЛАЙД 27)
Говоря о занятиях внеурочной деятельности определим:
Цель и задачи внеурочной деятельности.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи внеурочной деятельности:
? изучить психолого-педагогические подходы и существующий опыт по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта, определить стратегию их усовершенствования и апробации в условиях удаленной школы;
? выявить эффективные формы и способы создания развивающей среды для школьников в условиях социума посредством организации внеурочной деятельности;
? организовать общественно-полезную и досуговую деятельность обучающихся совместно с общественными организациями,библиотеками, иными учреждениями, семьями обучающихся;
? формировать навыки позитивного общения;
? развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
? воспитывать трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
? развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
Есть особенности критериев для занятий внеурочной деятельности:
• Методических требований нет, есть только санитарно-гигиенические.
• Методические требования определяются выбранной организационной формой
• https://mega-talant.com/biblioteka/konspekt-vneurochnogo-zanyatiya-tema-puteshestvie-v-mir-professiy-90737.html (СЛАЙД 28)
Теперь мы плавно переходи от программы воспитания от примерной к рабочей, а именно той, что использует классный руководитель в своей профессиональной деятельности: (СЛАЙД 29,30)
В. Начну с того, кто такой классный руководитель? (это профессионал, человек коммуникабельный, мобильный, готовый расти и учиться вместе с детским коллективом, партнер в учебном пространстве. Это тот взрослый для детей, который является не только мудрым наставником и помощником, но и исследователем, тьютором, координатором, создающим максимально комфортные (психологические, нравственные, эмоциональные) условия для развития личности обучающегося):
Сегодня выделяют виды классных руководителей (СЛАЙД 31)
• педагог-предметник, который одновременно осуществляет классное руководство
• классный руководитель, который освобождён от других видов деятельности и выполняющий только лишь воспитательную работу с учениками класса
• куратор в классе, который курирует определённый набор работ в классе
• тьютор, покровительствующий классу или направляющий учащихся при выполнении ими определённого вида деятельности.
В: Как Вам, кажется Важно ли такое разделение, имеет ли оно значение? (Да важно, имеет значение)
Функции классного руководителя (СЛАЙД 32)
• воспитание
• социальная защита
• организация всевозможных видов деятельности в классе, способствующих всестороннему развитию учеников, становлению их личности, гармоничному существованию детского коллектива
• координация, направленная на позитивное взаимодействие всех участников учебно-педагогического процесса (педагогами, учениками, родителями)
• управление, способствующее контролю динамики развития личности учеников и ученического коллектива.
Обратите внимание, что важная и самая главная функция классного руководителя воспитание, а, следовательно, воспитательный процесс.
Среди основных качеств личности классного руководителя в первую очередь следует назвать такие качества, как коммуникативная идейность, общественная активность, нравственная зрелость. Эти качества, конечно, необходимы каждому педагогу. Но особенно важно обладать ими классному руководителю. Ведь он воспитывает своих учеников не только словом, но и личными примерами, своим поведением. Не маловажное значение для классного руководителя имеют такие качества его личности, как увлечённость профессией, гуманное отношение к детям, высокая требовательность к себе и своим учащимся. Классному руководителю необходимы и такие качества, как коммуникативность, дружеское расположение, вежливость в общении. Успех работы классного руководителя зависит и от наличия у него информационных знаний и умений. Особенно важно обладать умением ярко, выразительно, логично изложить свою мысль, уметь убедить, привлечь к себе. К основным качествам, необходимым классному руководителю, следует отнести тактичность, выдержку и самообладание, отзывчивость, наблюдательность, искренность, находчивость, аккуратность и внешнюю опрятность. Успех работы классного руководителя во многом и от умения у него ряда прикладных, творческих умений: умение петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать, рисовать, выразительно читать. Классный руководитель – ближайший наставник учащихся своего класса. Он призван организовать жизнь школьников, управлять их развитием. Его почётное дело - непосредственное воспитание детей и молодёжи, формирование жизнерадостного, трудолюбивого, физически и нравственно, здорового поколения.
Классный руководитель ставит и осуществляет единые воспитательные задачи. Так, он стремится приучить детей к трудолюбию, организованности, правдивости. Но пути, средства и методы достижения этих задач могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей учеников. Одних нужно вовремя поощрить, других- умело наказать за нарушение правил поведения. А для этого нужно глубоко и всесторонне их изучить. Классному руководителю надо хорошо знать о своих учениках, понимать их, уметь организовать полезную учебно-общественную деятельность с учётом их индивидуальных особенностей и интересов. Хорошее знание учащихся поможет уладить недостатки в поведении.
Эффективность и качество воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от систематической работы по повышению их квалификации. Для того чтобы хорошо воспитать учащихся, им самим надо быть хорошо воспитанными и высокообразованными, постоянно пополнять и совершенствовать свои знания, педагогическое мастерство. Важнейшей формой повышения квалификации классного руководителя является самообразование. Систематическая работа классного руководителя по повышению квалификации обеспечивает постоянное движение их к вершинам педагогического мастерства.
Однако сегодня до сих пор четко не определены функции классных руководителей, содержание их работы, круг их полномочий и ответственности, вариативные формы решения ими педагогических задач. В связи с этим актуальной является проблема обеспечения оптимальной деятельности классного руководителя.
Для организации внеклассной воспитательной работы в средних и старших классах из числа наиболее опытных учителей назначаются классные руководители. Их необходимость обусловлена тем, что в этих классах учебную и воспитательную работу ведет несколько учителей, деятельность которых нуждается в определенной координации.
При этом система работы классного руководителя имеет следующие этапы:
1. аналитическая, прогностическая, организационная деятельность в сфере воспитания;
2. контроль над повседневной жизнью класса
3. использование современных методов воспитательной работы
4. работа с родителями.
Все это формирует его работу, которая отражена в папке классного руководителя (СЛАЙД 33)
Она включает:
• Годовой план по воспитательной работе.
• Внесение информации в классный журнал.
• Таблица сведений о родителях.
• Перечень членов родительского комитета.
• Краткое описание содержания родительских собраний (протоколы).
• Расписание и содержание уроков учителей разных предметов (с целью изучения воспитательных моментов).
• Сценарии воспитательных мероприятий, классных часов.
• Диагностические методики.
• Сведения о проведении индивидуальной работы с проблемными учениками.
• Паспорт класса.
• Журнал проведения инструктажей по технике безопасности и правилам дорожного движения.
• Отчёты по воспитательной работе.
• Сведения о посещаемости учащихся, их успеваемости, прилежанию, состоянию здоровья.
• Информация о внеурочной деятельности учеников.
• Личные дела школьников (СЛАЙД 34).
В: возможно ли ограничить работу классного руководителя, хотя бы по одному их документов (Нет, нельзя)
Изучение школьников – процесс непрерывный. Классный руководитель не только обращает внимание на особенности поведения, характера и разнообразной деятельности своих воспитанников, Но и на те изменения, которые происходят в их развитии.
Все это позволяет развивать работу в направлении воспитания, которое и формирует воспитательный процесс.
Заключительная часть
Скажите, остались ли у Вас вопросы по теме о проектировании воспитательного процесса.
(Ответы студентов)
Спасибо за внимание, до новых встреч.